Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Without Soviet help, China could just collapse"

"Without Soviet help, China could just collapse"

Alexander Lomanov

Chief Researcher of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

Alexander Lomanov, doctor of historical sciences, chief researcher at the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, - about the USSR and China during the Second World War specifically for EastRussia:

Many people of the slightly older generation remember well the documentary epic "The Great Patriotic War" (1979), which was made by the outstanding Soviet director Roman Karmen in collaboration with Western partners. The film was shown in the Soviet Union in the 1980s. At that time I was a schoolboy, and all the time it was not clear to me why in English it was called The Unknown War. The point is that the history and vision of the war is completely Western-centric. And it is no coincidence that the film was called "The Unknown War" on the Western market: for the average Western man, both the Great Patriotic War of the Soviet Union and China's anti-Japanese war are equally unknown, incomprehensible and seem to be something completely marginal, despite the importance of the events that took place on these fronts, and losses incurred. If you look at the latest polls, the average European man in the street believes that the Americans won with a little support from the British and, perhaps, from the French somewhere. And, in general, the Soviet Union and China are remembered last. Therefore, it is not worth saying that today the Second World War is remembered in connection with anti-Western sentiments. Rather, this is due to the fact that China is already able to convey its word, its version of history to the world community.

Formally, nothing has changed - the war, as it was, and remained, there were those huge casualties. Another thing is that the Chinese war has a lot of its own specific features, which are difficult for us to understand, since the war in the Soviet Union was highly mechanized. We remember the Battle of Moscow, the Battle of the Kursk Bulge with a huge number of aircraft, tanks and infantrymen on both sides. China, on the other hand, was so strongly backward, it was so bad with equipment and weapons that it was a stubborn, exhausting, sluggish guerrilla war, where people practically with their bare hands got themselves captured weapons from the Japanese, and then continued to fight further in order to defend their land from the Japanese invaders.

This war (this is also an important feature) has a Soviet version of the help of Soviet volunteers. And it is not in any way exaggerated, because without Soviet help in 1937-1938, China could simply collapse as a state, self-defense, integral unit, because when the Soviet Union provided more than a thousand aircraft, the Chinese were able to obtain only a hundred. With a hundred, they simply would not have stood against the Japanese. Then everything changed, and when 1941 came, and the Soviet Union found itself in a very difficult situation, it was simply impossible to continue aid in such volumes. And just 1941 (this is Pearl Harbor) - the entry into the war of the United States, and already the American aid poured there. Instead of Soviet volunteers, American pilots appeared there under the command of Shannolt (Claire Lee Chennult - Lieutenant General of the US Air Force, during World War II commanded the Flying Tigers Air Squadron in China, in which American volunteers fought - author's note). Therefore, let's say we have our own narrative of the participation of our volunteers in the war in China. The Americans have their own narrative that it was defeated by American volunteers under the command of Shannolt. And now the time has come when China is trying to combine all the narratives and tell the whole world about the role it played in World War II and the role that foreigners played in this war (I mean a positive role - as the Soviet Union, and Western Allies).

Historical memory does not become the source of some kind of power. Likewise, one can say that any illusionist interpretations of the Second World War, which are arranged by those who want to justify fascism and their militaristic manifestations, that they also want to become strong in this way. Just the falsification does not become true from this and does not give anyone any strength.

The process of rapprochement between China and Russia was quite logical, gradual; it has been unfolding for more than twenty years, since the 1990s. It can be recalled that the previous President of China, Hu Jintao, took part in the Parade on Red Square in Moscow twice - on the 60th and 65th anniversary of the Victory. It is by no means impossible to say that something unprecedented is happening with the visit of President of the People's Republic of China Xi Jinping, violating the logic of world relations and traditions, because there is no reason for this. We can only say that relations between Russia and China have become closer, mutual understanding and interaction between the two countries is becoming wider, including in the field of historical memory.

It turned out that Xi Jinping will be the main guest at the Victory celebration, this is the head of the country - a member of the Security Council of the United Nations, this is our partner for the Shanghai Cooperation Organization. Therefore, modern politics, the economic importance of China in the world, its growing power are reinforced in this case also by the historical status of a very important and long-time ally of the Soviet Union in the Second World War.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Без советской помощи Китай мог просто рухнуть»

«Без советской помощи Китай мог просто рухнуть»

Александр Ломанов

главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Александр Ломанов, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, - об СССР и Китае времен Второй мировой войны специально для EastRussia:

Многие люди чуть старшего поколения хорошо помнят документальную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979 год), которую сделал выдающийся советский режиссер Роман Кармен в сотрудничестве с западными партнерами. Фильм показывали в Советском Союзе в 1980-е годы. Я в те времена был школьником, и мне все время было непонятно, почему по-английски он называется The Unknown War («Неизвестная война»). Дело в том, что история и видение войны полностью западоцентричны. И фильм не случайно назывался на западном рынке именно «Неизвестная война»: для среднего западного обывателя и Великая Отечественная война Советского Союза, и антияпонская война Китая одинаково неизвестны, непонятны и кажутся чем-то совершенно маргинальным, несмотря на важность событий, которые происходили на этих фронтах, и понесенные потери. Если вы посмотрите последние проведенные опросы, то средний европейский обыватель полагает, что победили американцы при небольшой поддержке англичан и, может быть, где-то французов. И, в общем-то, о Советском Союзе и о Китае вспоминают в последнюю очередь. Поэтому говорить о том, что сегодня Вторую мировую войну вспоминают в связи с антизападными настроениями, не стоит. Скорее это связано с тем, что Китай в состоянии уже доносить свое слово, свою версию истории до мировой общественности.

Формально-то ничего не изменилось – война как была, так и осталась, были те огромные жертвы. Другое дело, что у китайской войны очень много своих специфических особенностей, которые нам трудно понять, поскольку война в Советском Союзе была высокомеханизированной. Мы помним Битву под Москвой, Битву на Курской дуге с огромным количеством самолетов, танков и пехотинцев с обеих сторон. Китай же был настолько сильно отсталым, у него было так плохо с техникой и вооружением, что это была упорная, изматывающая, вялотекущая партизанская война, где люди практически голыми руками добывали себе трофейное вооружение у японцев, а потом продолжали дальше драться, чтобы отстоять свою землю у японских захватчиков.

У этой войны (это тоже важная особенность) есть советская версия помощи советских добровольцев. И она не является ни в коей степени преувеличенной, потому что без советской помощи в 1937-1938 годах Китай мог бы просто рухнуть как государственная, способная к самообороне целостная единица, потому что, когда Советский Союз предоставлял более тысячи самолетов, от американцев китайцы смогли получить только сотню. С сотней они бы просто против японцев не выстояли. Потом все изменилось, и когда наступил 1941 год, и Советский Союз оказался в очень тяжелом положении, продолжать помощь в таких объемах было просто невозможно. И как раз 1941 год (это Перл-Харбор) – вступление в войну США, и уже рекой туда полилась американская помощь. Вместо советских добровольцев там появились американские летчики под командованием Шеннолта (Клэр Ли Шенно́лт - генерал-лейтенант ВВС США, во время Второй мировой войны командовал в Китае авиаэскадрильей «Летающие тигры», в которой воевали американские добровольцы – прим.автора). Поэтому, скажем так, у нас есть свой нарратив участия наших добровольцев в войне в Китае. У американцев есть полностью свой нарратив о том, что это победили американские добровольцы под командованием Шеннолта. И сейчас настало время, когда Китай пытается совместить все нарративы и рассказать всему миру о той роли, которую он играл во Второй мировой войне, и о той роли, которую играли иностранцы в этой войне (я имею в виду позитивную роль – как помогали и Советский Союз, и западные союзники).

Историческая память не становится источником какой-то силы. Точно также можно сказать, что любые иллюзионистские трактовки Второй мировой войны, которые устраивают те, кто хочет оправдать фашизм и свои милитаристские проявления, что они тоже хотят таким образом стать сильными. Просто фальсификация не становится от этого правдивой и никакой силы никому не придает.

Процесс сближения Китая и России был достаточно логичным, постепенным, он разворачивается уже двадцать с лишним лет, с 1990-х годов. Можно вспомнить о том, что предыдущий председатель Китая Ху Цзиньтао два раза участвовал в Параде на Красной площади в Москве – на 60-летие и 65-летие Победы. Говорить о том, что с визитом Председателя КНР Си Цзиньпина происходит что-то беспрецедентное, нарушающее логику мировых отношений и традиций, ни в коем случае нельзя, поскольку для этого нет оснований. Можно лишь говорить о том, что отношения России и Китая стали ближе, взаимопонимание и взаимодействие между двумя странами становится все более широким, в том числе и в сфере исторической памяти.

Получилось так, что Си Цзиньпин будет главным гостем на праздновании Победы, это руководитель страны - члена Совета безопасности Организации Объединенных наций, это наш партнер по Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому современная политика, экономическая значимость Китая в мире, его возрастающая мощь подкрепляются в данном случае еще и историческим статусом очень важного и давнего союзника Советского Союза во Второй мировой войне.