Поделиться
Билет в «Большой Китай»
Поделиться

-

Владимир Лукашев, эксперт по Китаю и Юго-Восточной Азии:

- Как-то раз летел я в Гонконг. То есть не совсем в Гонконг, а в Тайбей через Гонконг. И полет от Москвы до Гонконга был, как всегда, гораздо длиннее и интереснее последней части пути. Почему длиннее – ясно, а вот интереснее тем, что общаешься с людьми, которые по этому маршруту летают регулярно. В тот раз сидел я рядом с веселой парой из Таиланда. Когда-то они жили в Москве, но сейчас живут в Тае, там у них ресторан. Ресторан, как они объяснили, для души, а для заработка – небольшая компания в Гонконге, которая поставляет из Китая в Россию всякую канцелярскую мелочь. На мой вопрос: «Хватает ли денег на жизнь?», ребята рассмеялись: «В Москве 10 млн жителей. Даже если просто встать на улице – продашь все что угодно». А у них контракты с магазинами. Так что на жизнь хватает.

Эта встреча заставила меня заинтересоваться вопросом, кто же из россиян успешно занимается бизнесом в Китае? Основной бизнес «наших» в Китае – организация закупок товаров для российских магазинов. По сути, те же «челноки», что в 1990-х, только уже без традиционных баулов. Вместо баулов – ручка и знание китайской реальности. Но Китай большой и у каждой провинции своя специализация. Работаешь с магазинами игрушек в Москве? В Китае игрушки производят в провинциях Гуандун, Чжэцзян и Цзянсу. Поезжай туда. За запчастями к автомобилям в Шандунь, а электронику лучше закупать в провинции Шенчжень. Для тех, кто не в курсе дела, – черт ногу сломит. Вот и образовался еще один бизнес для выпускников ИСАА и МГИМО. Они консультируют тех, кто хочет купить товар в Поднебесной и уже знает, что не все там так просто.

Честно говоря, я думаю, что рано или поздно, руководству КНР придется наводить порядок на своей «всекитайской фабрике». Но пока требуются «шерпы» для успешной работы на этом громадном рыке. Купить можно все, а чтобы купить грамотно и с прибылью, требуются консультанты. И это еще один вид бизнеса «наших» в Китае. Хороший консультант ценится на вес золота. Отдельная песня – юридические услуги. Законодательство в Китае и особенно правоприменительная практика резко отличаются и от российской, и от европейской. Интересно, что и здесь достаточно много российских специалистов, приспособившихся к местным условиям. В общем, адаптировался народ. Это индивидуальные предприниматели.

А компании? Я задал этот вопрос моему давнему китайскому знакомому. Ответ можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, компании, работающие в Китае, здорово экономят. Себестоимость произведенной там продукции гораздо ниже, чем в России, не говоря уже о европейских странах. Это относится не только к дешевой рабочей силе, которая, кстати, потихоньку дорожает. В Китае экономишь и на низкой арендной плате и на льготной налоговой политике. Но и здесь тоже нужны консультанты. Иначе экономия может выйти боком. В каждом регионе свои правила, и их желательно знать. Здесь неоценимую помощь может оказать китайский партнер, которого надо выбирать тщательно и со знанием дела.

Во-вторых, политическая и экономическая стабильность. Если знаешь Китай – никаких неожиданностей не будет. А если, к тому же, и Китай знает тебя – считай, что и жизнь удалась и бизнес стабилен.

В-третьих, перспектива. Китай развивается. Точнее, Китай только начал развиваться. Сегодня это всемирная фабрика. Завтра – это еще и самый большой рынок на планете. Если ты продашь каждому китайскому ребенку по конфете – тебя занесут с книгу рекордов Гиннеса как самого успешного предпринимателя. Бизнес это давно понял. Компании открывают представительства в стране, просто чтобы «почувствовать рынок», понимая, что расходы по содержанию офиса окупятся с реактивной скоростью.

Одно интересное наблюдение. Несмотря на то что китайское направление на данный момент самое перспективное, ни у одного российского олигарха нет серьезного бизнеса в Китае. Недавно акции китайских технологических компаний купил А. Усманов, но и он – портфельный инвестор. Думаю, это результат не столько недальновидности российского олигархата, сколько доказательство высокой конкурентоспособности тех, кто стремится на китайские рынки. Те, кто получил свои капиталы на залоговых аукционах 1990-х, явно не способны конкурировать с агрессивным и хорошо подготовленным международный бизнесом.

Совсем иная картина у малого и среднего бизнеса. Здесь у россиян явное преимущество перед европейцами и американцами. Наши люди получили очень хорошую подготовку в 1990-х. И опыт, наработанный челноками, они используют до сих пор. К тому же ментальность китайцев очень близка нам. Причем близки не только положительные черты, но и отрицательные. Успех Китая и наши провалы в области проведения реформ базируются на том, что со своими недостатками мы смирились. А они борются. Вот, например, коррупция. В России последние 25 лет говорят о необходимости борьбы с коррупцией. В Китае война с коррупцией – повседневная реальность. Впрочем, есть и совершенно неистребимые недостатки. Так, предприниматель, знающий Китай, никогда не будет работать там по стопроцентной предоплате. И никогда не выплатит всю сумму, не проверив товар досконально. Кстати, я думаю, что следующий шаг руководства КНР будет сделан именно в сторону повышения ответственности своих предпринимателей. «Первая цель – качество, а прибыль сама придет» – вот слоган, по которому придется жить Китаю в ближайшем будущем.

Говоря о КНР, нельзя забывать о таком интересном явлении как «ворота» в Китай. Это Гонконг, Тайвань и Сингапур. Каждый из этих экономических «драконов» имеет свою историю. Каждый из них также и «входные ворота» в китайскую экономику. Другими словами, эти «драконы» ментально и организационно близки европейскому и американскому бизнесу, ну и, само собой, очень хорошо разбираются в хитросплетениях китайской экономики. Все это позволяет им зарабатывать на посредничестве. Это уже отдельная тема.

Однако хватит о делах. Пора сказать пару слов о еде. Китайской еде, которая так сильно связана с бизнесом. У китайцев в некотором роде культ еды. Дружеские отношения возможны только с тем китайцем, с которым ты вместе пообедал. А еще лучше поужинал. О китайской еде можно говорить часами. Более интересная тема только китайский чай. На мой взгляд, наиболее важная особенность китайской кухни это то, как адаптируется китайская еда к тому или иному региону. Как Чайна-таун, скажем, в Нью-Йорке. Вроде территориально это Америка, но в тоже время и не Америка. Китайская кухня адаптируется к национальным особенностям стран, в которых существует, и включает в себя их традиции, оставаясь чисто китайским изобретением. И понятно, что готовить китайскую еду может только китаец. И никто другой.

Отмечу также особую роль традиционной утки по-пекински. В Китае это наиболее популярное блюдо. И наиболее известное. Самую вкусную «утку по-пекински» я ел, как ни странно, в Тайбее. А самую забавную в Новом Уренгое. Дело было в конце ревущих 1990-х. Мы там зашли в один популярный местный ресторан, не имеющий никакого отношения к Китаю. И мой приятель увидел в меню «утку по-пекински». Ее и заказал. В результате нам принесли здоровенного гуся, зажаренного на вертеле.

«Это что?», – подозрительно спросил мой приятель.

«Утка по-пекински», – не моргнув глазом ответил официант. 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов