Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Битва за туриста

Горячие источники, путешествие на полюс севера летом и россыпи бриллиантов – регионы Дальнего Востока удивят даже искушенную публику

Битва за туриста

На фоне презентации многообещающего проекта «Восточное кольцо России» на прошедшей в Москве выставке «Интурмаркет 2014» представители регионов ДФО в один голос говорили, что отсутствие транспортной доступности и соответствующей инфраструктуры сильно тормозят развитие туризма на Дальнем Востоке.

Выставка «Интурмаркет 2014» – это повод гордиться своей страной – богатствами природы и культурными традициями. Туры по Волге, Северная Шамбала, экскурсии на Ушканьи острова, Денисова пещера, водопад Айхор – о такой России вы даже не слышали. Кажется, наша страна затмила зарубежных участников – а ведь в их числе были представители 148 стран и регионов мира.

Якутия замкнет кольцо

На стенде Дальнего Востока посетители рассматривали уголок Республики Саха (Якутия). И не только из-за колорита и дегустации якутских деликатесов, а еще и потому, что в рамках мероприятия прошла презентация межрегионального проекта «Восточное кольцо России». Проект, планируемый на конец лета, охватит четыре дальневосточных субъекта РФ – Бурятию, Хабаровский край, Камчатку и Якутию. Замкнет кольцо в Якутске и Мирном «Бриллиантовая неделя» в начале сентября. Участники этого тура, который, по мнению организаторов, повысит туристический рейтинг Якутии, смогут проследить весь путь алмаза - от добычи до огранки и превращения камня в изысканное ювелирное изделие, а также посетить Бриллиантовый бал.

Как рассказала глава Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына, у Якутии есть три главных туристических преимущества по сравнению с другими регионами - холод, алмазы и природа.

«Конечно, Якутии есть на чем зарабатывать, и туризм тут далеко не на первом месте. Однако, согласно статистике, в последние три года турпоток в регион увеличивается по туристскому прибытию на 6–7% ежегодно. Наш потенциал туризма очень высок. Это и Полюс холода, и Ленские столбы, и эпос Олонхо, и реки и озера. Брендируя нашу эксклюзивность, мы параллельно занимаемся решением проблем – созданием инфраструктуры, транспортной логистикой. Проект «Восточное кольцо России» будет только подогревать интерес к нашему региону», – уверена Е.Кормилицына.

Европа в двух часах от дома

Любопытно, что, несмотря на негативное влияние паводка, который пришелся в 2013 году на период высокого туристского сезона, в Хабаровском крае отмечен рост на 4,9% числа иностранных туристов (17,5 тыс. человек). Внутренний турпоток составил 415,0 тыс. человек. Доходы в бюджет края от предприятий туристского сектора составили 213,4 млн. рублей. И это на 6% выше показателя 2012 года.

Старший инспектор отдела развития туризма и международных связей управления по туризму Министерства культуры Хабаровского края Максим Ставицкий отметил, что в край в больших количествах приезжают иностранные туристы – граждане республики Корея, КНР и Японии. Туристов Азиатских стран привлекают уникальные природные ресурсы – от зоосада, где можно понаблюдать за животными и птицами в дикой природе, до сплавов по рекам, охоты, рыбалки. В Хабаровском крае развит и этнотуризм – тут проживают уникальные коренные малочисленные народы Севера.

«Чем привлекателен Хабаровский край для туристов из Азии – это «Европа в двух часах от дома». Туристы попадают в совершенно другую европейскую культуру с другой архитектурой и другой едой», – поделился мнением М.Ставицкий. Гостей проекта «Восточное кольцо России» в крае ждут посещение хабаровского моста, поющие фонтаны, прогулка по старым улицам Хабаровска, а также другие интересные маршруты.

Если говорить о российских туристах, то в Хабаровск в основном приезжают граждане соседних регионов – Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, а также из Москвы. Препятствует дороговизна билетов. Сделать направление более популярным поможет обеспечение транспортной доступности для жителей со средним достатком из других регионов – Калининграда, Санкт-Петербурга, Краснодарского края. Да и из других регионов Дальнего Востока сегодня лететь в Хабаровск слишком накладно.

«Этот фактор сильно тормозит, все остальное у нас есть», – заверил Максим Ставицкий.

Сафари по-сахалински

С представителем Хабаровского края согласен и директор филиала тур-бизнес клуба «АМИСТ» в Москве Алексей Юдин. Компания занимается турами на Сахалин и Курильские острова. Основными туристами на Сахалин и Курильские острова являются японцы (95%). Россиян немного, но их число довольно стабильно. Большей частью это москвичи. 

«Если мы говорим о россиянах, которые приезжают на Сахалин вообще, то министерство туризма дает большие цифры, так как оно считает всех, кто останавливает в гостинице. Но реальное количество туристов, которое, например, отправляет наша компания – это 100–120 человек», - рассказал А.Юдин. По его словам, есть еще пара компаний, которые занимаются организацией подобных поездок, но и у них такие же скромные цифры.

«Поездка на Курильские острова в сумме с перелетом и сопутствующими расходами стоит порядка 100-120 тысяч рублей на человека за 12-дневный тур. Такие доходы имеют либо жители Москвы, либо крупных городов севера Сибири. У сибиряков и так холодно, и на время отпуска они едут в тепло. Москва же город многогранный. Есть люди, которые путешествуют на Камчатку, на Алтай, на Байкал и не жалеют денег на это», – выразил свое мнение А.Юдин. Речь идет о гражданах 35-50 лет, которые имеют доход от 3000 долларов в месяц. Это либо сотрудники сферы IT, либо менеджеры среднего звена, либо бухгалтера, либо топ-менеджеры компаний, директора малого и среднего бизнеса.

«Этих людей тянет к дикой природе, и они приезжают на Сахалин, как на сафари в Африку», – считает эксперт. Да и с инфраструктурой тут все более-менее в порядке: гостиничная база на Сахалине очень молодая и современная – в 1990-е годы во время интенсивного развития сахалинских нефтегазовых проектов здесь построили более 40 новых гостиниц. На экскурсии туристов доставляют на комфортабельных джипах.

«По сути, этот регион в определенной степени конкурент Камчатки, хотя на Камчатке нет наследия японской культуры. Ну и конечно, море, на Курильских островах (и на Камчатке тоже) море сопутствует вам всегда. Здесь создается потрясающее ощущение нахождения на краю света», – сказал А.Юдин.