Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Business in Chinese: ask for a lot and take what they give

Characteristics of businessmen from different regions of China

Chinese businessmen are legendary: they are resourceful, cunning, persistent in achieving their goals, and competently manage their savings.Unlike the Russians, the Chinese have been learning entrepreneurship all their lives and for many generations, because the Chinese authorities have never created hothouse conditions for their subjects, and they are forced to show miracles of ingenuity in order to survive.

Business in Chinese: ask for a lot and take what they give
Photo: EastRussia
The Russians were almost forcibly taught business, and each time, without completing their studies, they "put on a collar." In the 1920s, it was the NEP, after the war, artels began to be created. In the early 1960s, they were accustomed to self-financing, 30 years later they began to open up cooperatives en masse and immediately, without waiting for results, they started talking about market mechanisms and began to introduce them everywhere, although no one still knows what it is.

Nevertheless, they managed to artificially raise ambitious and money-hungry types who call themselves businessmen. But when confronted with Chinese entrepreneurs, they lose their luster and only swear, declaring that it is impossible to deal with the Chinese. Thus, masking their own inability and absolute ignorance of Chinese realities, business and cultural traditions of their partners from the Celestial Empire, they clearly do not want, if not lazy, to learn something.

Yes, entrepreneurial spirit is an innate ability of most Chinese people. But, depending on the region, Chinese businessmen have different characteristics. After all, in Russia in different areas and people are different: Odessa residents are known for their humor and before the revolution were considered the best merchants, like Siberian merchants. The coolest and most independent men are in the Tambov province, that's why they called them "Tambov wolves". Muscovites were considered rude and bureaucratic conservative, and Petersburgers were considered responsive, true bearers of the cultural traditions of the Russian intelligentsia. We are more interested in business people from different regions of the Middle Kingdom and, of course, their characteristic features. 

Smart Shanghai people who don't like to take risks

Shanghaiis are considered the smartest Chinese businessmen. They do not like to take risks, so they always carefully study their business partners and their financial capabilities. They respect those businessmen who are just as attentive to their partnerships and are able to unobtrusively show such knowledge. If you decide to develop a joint business with Shanghai colleagues, it is better to take into account the following points in advance.

First, you should consider all possible situations and demonstrate in advance that you have calculated the likely outcomes with relative accuracy. Even if you are mistaken, it will still make a favorable impression on your Shanghai partner. “Do not be afraid that you do not know; be afraid that you are not learning, ”the Chinese say.

Secondly, one should not emotionally influence the Shanghai people and assure them of the most friendly feelings - this can lead to the opposite result, because, as they believe, "a friend to everyone is not a friend to anyone."

And further. If there is a risk in your proposed business, it is better to clearly identify it in advance; it will help make a good impression. They will understand that you are a prudent partner. If you remain silent, and the Shanghai people themselves will find the risk (and this will certainly happen), then they will simply withdraw their capital and will not continue to do business with you.


Photo: Alexander Isaev

Smart and forward-thinking Shanghai people have managed to achieve significant political influence in Beijing, thus facilitating access to financial and other resources, which allowed them to turn their metropolis into a super-modern city of the future.

Shanghai people are inborn stock players and talented financiers. They are incredibly resourceful when designing financial transaction schemes. Even 70 years ago, neighboring countries called Shanghai “Wall Street of the Far East”. Today, this city is already quite successfully competing with Hong Kong and is preparing to replace Hong Kong as the largest financial center in East Asia. Therefore, it is advisable to demonstrate to the Shanghai partner that you have sufficient knowledge of financial instruments and that you are well aware of such terms as "stock", "futures", "investment insurance", etc.

Go for it and you will succeed! And ignore some of the arrogance of the Shanghai people. Shanghai was already considered an international city almost 100 years ago; foreign concessions existed here, and Shanghai people were already accustomed to overseas culture, traditions, and comfort. They are arrogant not only in relation to compatriots, but also to foreigners, while in other parts of China, foreigners can be treated with a certain amount of servility and respect for their money.

Experts in Shanghai even claim that they are overconfident, including pride in their superior business skills compared to Chinese people elsewhere. But Shanghai people are not only arrogant. They are stingy, law-abiding and prefer to do business according to international standards. At the same time, they know how to competently manage their savings, spend them wisely and profitably. An important detail is the unsurpassed humor of Shanghai people, but to understand it, you need to be fluent in their dialect. 

Want to become a boss - go to Wenzhou

In contrast to risk-averse Shanghai residents, residents of the city of Wenzhou, located near the metropolis, are willing to take risks, but they do it prudently and skillfully.

The largest number of business owners and private enterprises in China live in Wenzhou, in the eastern Chinese province of Zhejiang. More than 9 private enterprises are registered in this 150 million city near Shanghai. It is said that nine out of ten expensive lighters, two out of three locks, every third pump, every fourth handle, half of all glasses in China are made in factories and factories in Wenzhou, which is also called the "city of Bosses."

Wenzhou people are natural-born businessmen, and this city has the leading position in the country in terms of the number of millionaires per square kilometer of the urban district. Residents of Wenzhou easily explore foreign territories. The notorious Cherkizovsky market in Moscow was controlled by bosses from Wenzhou, who supplied Russia with poor quality clothing and footwear from their Zhejiang factories. One in five traders in this market was a boss from Wenzhou.


A Chinese proverb says: "Wisdom is in the head of the Chinese, and wealth is in the pocket of the Jews." But the people of Wenzhou managed to combine Chinese wisdom with Jewish enterprise. The mentality of the Wenzhou people is something special, which has given rise to the people of the Celestial Empire, who respect the sons of Israel, to call the Wenzhou people "Jews of East Asia." We will neither confirm nor deny this opinion. We only note that Wenzhou businessmen are distinguished from entrepreneurs from other regions of the country by their tenacious business acumen, the ability to organize from scratch the production of goods that are in demand in the market, as well as build the necessary transport and logistics chains and trade links, and instantly respond to market changes.

Businessmen from Wenzhou know how to be very convincing with partners, are not afraid to take risks, and in the event of problems, they quickly mobilize all imaginable and inconceivable forces to eliminate the difficulties that have arisen. They just as easily "throw" partners, as well as attract them to their side; they are not greedy and are able to go against the tide. At the same time, they carefully observe trade secrets due to fears that competitors will occupy the newly formed business area or, using knowledge, will squeeze them out of an already operating business.

The Wenzhou people were even able to seize control of business in northern China and chose the capital of the Middle Kingdom, where their economic influence is extremely large, as the main bet for moving to the north. Only the "Dongbei Tigers" - strong Chinese men from Northeast China, are able to resist the business expansion of the Wenzhou people. 

Dongbei Tigers with great connections

For the Chinese, the "Dongbei Tigers" are businessmen from Northeast China, roughly the same as the "Tambov Wolves" are for the Russians. Northerners have their own special characteristics when doing business. They are decisive and unstoppable in achieving their goals, sometimes even cruel.

If the Wenzhou people are the "bosses of business", then the Dongbeis are its "godfathers." They are bureaucratic conservative, firm and consistent in their actions, courageous in making decisions and are not afraid of risks, protecting their interests by all means.

When concluding deals, they are ready to implement them even before the signing of an official contract - they have enough word of honor. If this word is violated, Dongbei businessmen are ruthless and implacable. At the same time, like all Chinese entrepreneurs, they very carefully prepare for negotiations with their counterparts and try to get complete information about their partners: food preferences, hobbies, hobbies, attitudes towards women, and so on.

Northerners love to trump their partners with their connections in power structures. Guanxi, or "connections", really play an important role in the successful implementation of business projects, because, in their firm belief, acquaintance with the mighty of this world significantly reduces commercial risks and can be a guarantee of success. The northerners, and we include the Peking people among them, love to flaunt their friends in official offices.

This is especially loved by the "Dongbei Tigers", especially since many party functionaries and government officials in the South are appointed from among representatives of Northeast China, since they are decisive, uncompromising, do not lend themselves to intimidation, are more difficult to buy, and they are irreconcilable to illegal activities and criminal schemes, try to maintain fairness and balance in all matters.

At the same time, the Dongbeis in China are considered rude, poorly educated, overly trusting and straightforward. In business, southerners easily outplay northerners. No wonder they say in China: "It's easy to be a brave tiger, but try to be a brave rabbit." Therefore, the business reputation of the southern "rabbits" is much higher than the authority of the "northern tigers". At the same time, the Dongbei try to fill the lack of authority with the presence of cool connections and do it extremely creatively. If you are in the media business, then a Chinese partner will find a way to let you know. that his best friend works as the head of one of the departments of the propaganda department of the Central Committee of the CPC.


Photo by Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash

When it comes to a commercial deal, friends will show up at the Ministry of Commerce or at the General Administration of Customs. For greater persuasiveness, you will even be shown a personal business card of a government official or his photograph, in which your partner is sitting at the same banquet table with the right person. In any case, this will be a confirmation of the usefulness of such guanxi in your joint business.

If you have heard that the Chinese, like no one else, know how to competently build relationships with partners, showing care for them and giving them gifts and attention, then this is absolutely true statement. Our people, especially accustomed to freebies and flattery, as well as to the principle of "all inclusive", this makes a strong impression. The Chinese have long taken into account this weakness of our people and take advantage of it with might and main.

At the same time, the Chinese do not waste time, they simply do not know how to do it. And the Chinese are great masters of making decisions quickly, and a lot in business also depends on this speed.

We have told you about three types of Chinese entrepreneurs from Shanghai, Wenzhou and Dongbei. But only these three places do not limit the diversity of business people in China. All of them are distinguished by high professionalism, regardless of the area of ​​residence, as well as deep respect for the competence of a potential companion. To understand the characteristics of businessmen from different parts of China, it is also important to know that there is regional specialization in the Middle Kingdom.

It is believed that the best traders live in Guangdong province. Yangzhou City supplies China with the best pedicure and manicure masters. Hebei Province is a supplier of generals and high-ranking military personnel. The city of Pingyao in northwestern China and Anhui province in the east are considered the birthplace of bankers and moneylenders who financed the imperial court before the revolution. The cities of Jingdezhen (Jiangxi Province), Tanshan (Hebei Province) and Dehua (Fujian Province) are famous for the most famous and exquisite porcelain in the country and porcelain masters, residents of Anhui, Fujian and Yunnan provinces are considered not only the best in the Celestial Empire, but also the finest tea growers tea ceremony and the most successful tea traders.

Such knowledge, mentioned at the right place and in a timely manner, will help to establish contact with a Chinese partner, as well as knowledge of the historical and cultural characteristics of the region from which your partner comes from. And here we come close to a very important issue.

What do the Chinese think about their partners from Russia?

Over the decades of communication with Russians, the Chinese have developed certain stereotypes and clichés-ideas about our compatriots. We ourselves contributed to the birth of many cliches. The Chinese believe that since Russians live in extremely cold conditions, they drink glasses of bitter vodka and eat pickles to replenish their energy balance. However, the drinking Russian is not particularly surprising to anyone in China. Dongbeis, for example, drink no less and can even easily give odds to any Russian.

At the same time, the years of communication with Russian businessmen have led to other generalizations that are unpleasant for us. The Russians, they say, promise a lot, but they don't keep their words; they are optional, they like to show off wealth. At the same time, they are incredibly stingy. They do not know and do not want to know the traditions of the Chinese, the rules of local etiquette and courtesy, although they are very fond of gifts and banquets hosted by the Chinese.

Quite frankly, the stinginess stamp has simple reasons. The Chinese themselves are very hospitable and almost always arrange plentiful treats in honor of Russian guests. But the guests, for some unknown reason, almost never arrange a lunch or dinner in response to the hospitality of their Chinese partners, and this clearly goes against the generally accepted rules of courtesy.

Over the years of work in China, I have repeatedly encountered similar situations. Even if you hint to a compatriot that it would be useful for business to organize a return dinner, he at first demonstratively grabs his wallet, and then simply brushes you off like an annoying fly. The sad thing is that later he will send complaints about the Chinese: their tough position in the negotiations, their "redneck" and the lack of souvenirs that have already become customary. As a result, the deal, which seemed great and profitable, ends with what the ancient saying says: "Ask a lot, take what they give."

Want to know more about the specifics of the Chinese people and doing business with them? Then we recommend that you read the book by Alexei Maslov "Observing the life of the Chinese" or Nikolai Speshnev "The Chinese. Peculiarities of National Psychology ". In the same article, we did not invent anything, but only borrowed the observations and opinions of the Chinese themselves, published in the newspapers Anhui Ribao, Nanfang Zhoubao, Nanchang Wanbao and some others.

December 5: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бизнес по-китайски: проси много, а бери — что дают

Характерные особенности бизнесменов из разных регионов Китая

О китайских бизнесменах слагают легенды: они изобретательны, хитры, упорны в достижении цели, грамотно распоряжаются своими сбережениями. В отличие от россиян, китайцы учились предприимчивости всю жизнь и на протяжении многих поколений, ибо власти Поднебесной никогда не создавали для своих подданных тепличных условий, и те вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы выжить.

Бизнес по-китайски: проси много, а бери — что дают
Фото: EastRussia
Россиян же чуть ли не насильно учили бизнесу, и всякий раз, так и не завершив обучение, «надевали ошейник». В 1920-е годы это был НЭП, после войны начали создавать артели. В начале 1960-х приучали к хозрасчету, через 30 лет стали повально открывать кооперативы и тут же, не дождавшись результатов, заговорили о рыночных механизмах и начали их повсеместно внедрять, хотя до сих пор никто не знает, что это такое.

Тем не менее удалось-таки искусственно взрастить амбициозных и жадных до денег типов, называющих себя бизнесменами. Но при столкновении с китайскими предпринимателями они теряют лоск и только ругаются, заявляя, что с китайцами невозможно иметь дело. Маскируя, таким образом собственное неумение и абсолютное незнание китайских реалий, деловых и культурных традиций партнеров из Поднебесной, они явно не желают, а то и ленятся чему-то учиться.

Да, предприимчивость — врожденная способность большинства китайцев. Но, в зависимости от региона, у китайских бизнесменов можно заметить разные характерные особенности. Ведь и в России в разных областях и люди разные: одесситы известны юмором и до революции считались лучшими торговцами, как и сибирские купцы. Самые крутые и независимые мужики — в Тамбовской губернии, потому и называли их «тамбовскими волками». Москвичи считались грубыми и по-чиновничьи консервативными, а питерцы — отзывчивыми, настоящими носителями культурных традиций русской интеллигенции. Нам же более интересны деловые люди из разных районов Поднебесной и, разумеется, их характерные особенности. 

Умные шанхайцы, не любящие рисковать

Самыми умными китайскими бизнесменами считаются шанхайцы. Они не любят рисковать, поэтому всегда очень тщательно изучают своих деловых партнеров и их финансовые возможности. Они с уважением относятся к тем бизнесменам, которые столь же внимательны к своим партнерским связям и умеют ненавязчиво показать такое знание. Если вы решитесь на развитие совместного бизнеса с шанхайскими коллегами, то лучше заранее учесть следующие моменты.

Во-первых, следует продумать все возможные ситуации и заранее продемонстрировать, что вы относительно точно просчитали вероятные результаты. Даже если вы ошиблись, все равно это произведет на шанхайского партнера благоприятное впечатление. «Не бойся, что не знаешь; бойся, что не учишься», — говорят китайцы.

Во-вторых, не следует эмоционально воздействовать на шанхайцев и уверять в самых дружеских чувствах, — это может привести к противоположному результату, ибо, как полагают они, «друг для всех — никому не друг».

И еще. Если в предлагаемом ВАМИ бизнесе существует риск, то лучше заранее четко его обозначить; это поможет произвести хорошее впечатление. Они поймут, что вы — предусмотрительный партнер. Если же промолчите, и шанхайцы сами обнаружат риск (а это непременно произойдет), то они просто изымут свой капитал и не станут впредь заниматься с вами бизнесом.


Фото: Александр Исаев

Умные и дальновидные шанхайцы сумели добиться заметного политического влияния в Пекине, облегчив таким образом доступ к финансовым и иным ресурсам, что позволило им превратить свой мегаполис в суперсовременный город будущего.

Шанхайцы — врожденные биржевые игроки и талантливые финансисты. Они невероятно изобретательны при разработке схем финансовых транзакций. Еще 70 лет назад соседние страны называли Шанхай «Уолл-стрит Дальнего Востока». Сегодня этот город уже вполне успешно соперничает с Гонконгом и готовится заменить Сянган в качестве крупнейшего финансового центра Восточной Азии. Поэтому желательно продемонстрировать шанхайскому партнеру, что вы в достаточной степени владеете финансовым инструментарием, и вам хорошо известны такие термины как «акция», «фьючерс», «страхование инвестиций» и т.п.

Дерзайте, и у вас получится! И не обращайте внимания на некоторую заносчивость шанхайцев. Шанхай почти 100 лет назад уже считался международным городом; здесь существовали иностранные концессии, и шанхайцы уже тогда приучались к заморской культуре, традициям, комфорту. Они заносчивы не только по отношению к соотечественникам, но и к иностранцам, в то время как в других районах Китая к иностранцам могут относиться с известной толикой подобострастия и уважения к их деньгам.

Знатоки жителей Шанхая даже утверждают, что те страдают излишним самомнением, в том числе гордятся своим превосходством в умении вести бизнес по сравнению с китайцами из других мест. Но шанхайцы не только высокомерны. Они скупы, законопослушны и предпочитают заниматься бизнесом по международным стандартам. При этом умеют грамотно распоряжаться своими сбережениями, тратить их с умом и выгодой. Немаловажная деталь — непревзойденный юмор шанхайцев, но, чтобы его понять, необходимо свободное владение их диалектом. 

Хотите стать боссом — поезжайте в Вэньчжоу

В противоположность не любящим рисковать шанхайцам жители города Вэньчжоу, расположенного недалеко от мегаполиса, готовы идти на риск, но делают это расчетливо и умело.

Самое большое число владельцев бизнеса и частных предприятий в Китае живет в Вэньчжоу, что в восточно-китайской провинции Чжэцзян. В этом 9-миллионном городе близ Шанхая зарегистрировано более 150 тыс. частных предприятий. Утверждают, что девять из десяти дорогих зажигалок, два из трех замко́в, каждый третий насос, каждая четвертая ручка, половина всех очков в Китае производятся на заводах и фабриках Вэньчжоу, который еще называют «городом Боссов».

Вэньчжоуцы — прирожденные бизнесмены, и этот город занимает лидирующее место по стране по количеству миллионеров на каждый квадратный километр городского округа. Жители Вэньчжоу легко осваивают чужие территории. Печально знаменитый Черкизовский рынок в Москве контролировали боссы из Вэньчжоу, поставлявшие в Россию одежду и обувь не самого хорошего качества со своих чжэцзянских предприятий. Каждый пятый торговец на этом рынке был боссом из Вэньчжоу.


Китайская поговорка гласит: «Мудрость — в голове китайцев, а богатство — в кармане евреев». Но жители Вэньчжоу сумели соединить китайскую мудрость с еврейской предприимчивостью. Менталитет вэньчжоуцев — это нечто особенное, что дало повод жителям Поднебесной, которые с уважением относятся к сынам израилевым, называть вэньчжоуцев «евреями Восточной Азии». Мы не будем ни подтверждать, ни опровергать это мнение. Заметим только, что вэньчжоуских бизнесменов отличает от предпринимателей из других районов страны цепкая деловая хватка, умение организовать с нуля производство товара, который пользуется спросом на рынке, а также выстроить необходимые транспортно-логистические цепочки и торговые связи, моментально реагировать на изменения рынка.

Бизнесмены из Вэньчжоу умеют быть очень убедительными с партнерами, не боятся рисковать, а в случае возникновения проблем быстро мобилизуют все мыслимые и немыслимые силы для устранения возникших трудностей. Они так же легко «кидают» партнеров, как и привлекают их на свою сторону; они не жадничают и способны идти против течения. При этом тщательно соблюдают коммерческую тайну из-за опасений, что конкуренты займут формируемую зону нового бизнеса или, воспользовавшись знанием, вытеснят их из уже работающего бизнеса.

Вэньчжоуцы даже смогли захватить контроль над бизнесом на севере Китая и избрали в качестве главной ставки для продвижения на север столицу Поднебесной, где их экономическое влияние чрезвычайно велико. Противостоять деловой экспансии вэньчжоуцев способны лишь «дунбэйские тигры» — крепкие китайские мужики из Северо-Восточного Китая. 

«Дунбэйские тигры» с большими связями

Для китайцев «дунбэйские тигры» — бизнесмены из Северо-Восточного Китая, примерно то же самое, что и «тамбовские волки» для россиян. Северяне имеют свои особые характеристики при ведении бизнеса. Они решительны и неудержимы при достижении цели, иногда даже жестоки.

Если вэньчжоуцы — «боссы бизнеса», то дунбэйцы — его «паханы». Они по-чиновничьи консервативны, тверды и последовательны в своих действиях, смелы в принятии решений и не боятся рисков, защищая свои интересы всеми способами.

При заключении сделок они готовы к их реализации еще до подписания официального контракта, — им достаточно честного слова. При нарушении данного слова дунбэйские бизнесмены бывают безжалостны и непримиримы. Вместе с тем, как и все китайские предприниматели, они очень тщательно готовятся к переговорам со своими визави и стараются получить полную информацию о своих партнерах: о предпочтениях в еде, об увлечениях, хобби, отношении к женщинам и так далее.

Северяне любят козырять перед партнерами своими связями во властных структурах. Гуаньси, или «связи», действительно играют важную роль в успешной реализации бизнес-проектов, ибо, по их твердому убеждению, знакомство с сильными мира сего значительно снижают коммерческие риски и могут являться гарантией успеха. Северяне, а к ним мы относим и пекинцев, любят щегольнуть своими друзьями в официальных кабинетах.

Особенно это любят «дунбэйские тигры», тем более что многие партийные функционеры и государственные чиновники на Юге назначаются из числа представителей Северо-Восточного Китая, поскольку они решительны, бескомпромиссны, не поддаются запугиванию, их труднее купить, и они непримиримы к нелегальной деятельности и преступным схемам, стараются соблюсти справедливость и баланс во всех делах.

Вместе с тем дунбэйцев в Китае считают грубыми, малообразованными, чрезмерно доверчивыми и прямолинейными. В бизнесе южане легко переигрывают северян. Не зря в Китае говорят: «Легко быть храбрым тигром, но попробуйте быть храбрым кроликом». Поэтому деловая репутация южных «кроликов» гораздо выше авторитета «северных тигров». При этом дунбэйцы стараются заполнить недостаток авторитета наличием крутых связей и делают это крайне изобретательно. Если вы занимаетесь медийным бизнесом, то китайский партнер найдет способ, чтобы сообщить вам о том. что его лучший друг работает начальником одного из отделов департамента пропаганды ЦК КПК.


Photo by Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash

Если речь идет о торговой сделке, то друзья обнаружатся в Министерстве коммерции или в Главном таможенном управлении. Для пущей убедительности вам даже продемонстрируют личную визитную карточку госчиновника или его фотографию, на которой ваш партнер сидит за одном банкетным столом с нужным человеком. В любом случае это будет подтверждением полезности таких гуаньси в вашем совместном бизнесе.

Если вы слышали, что китайцы, как никто другой, умеют грамотно выстраивать отношения с партнерами, проявляя о них заботу и одаривая подарками и вниманием, то это — абсолютно верное утверждение. На наших людей, особенно привыкших к халяве и лести, а также к принципу «все включено», это производит сильное впечатление. Китайцы давно уже приняли во внимание эту слабость наших людей и вовсю пользуются ею.

При этом китайцы не расходуют время попусту, они просто не умеют этого делать. А еще китайцы — большие мастера быстро принимать решения, и от этой скорости тоже очень многое зависит в бизнесе.

Мы рассказали вам о трех типах китайских предпринимателей из Шанхая, Вэньчжоу и Дунбэя. Но только этими тремя местами многообразие деловых людей в Китае не ограничивается. Всех их отличает высокий профессионализм, не зависимо от зоны проживания, а также глубокое уважение к компетентности потенциального компаньона. Для понимания характерных особенностей бизнесменов из разных мест Китая важно знать еще и то, что в Поднебесной существует региональная специализация.

Считается, что лучшие торговцы живут в провинции Гуандун. Город Янчжоу поставляет Поднебесной самых лучших мастеров по педикюру и маникюру. Провинция Хэбэй — поставщик генералов и высокопоставленных военных. Город Пинъяо на северо-западе Китая и провинция Аньхой на востоке считаются родиной банкиров и ростовщиков, финансировавших императорский двор до революции. Города Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), Таньшань (провинция Хэбэй) и Дэхуа (провинция Фуцзянь) славятся самым известным и изысканным фарфором в стране и фарфоровых дел мастерами, жители провинций Аньхой, Фуцзянь и Юньнань считаются не только лучшими в Поднебесной чаеводами, но и тонкими знатоками чайной церемонии и самыми успешными торговцами чаем.

Подобные знания, упомянутые к месту и своевременно, помогут установить контакт с китайским партнером, как, впрочем, и знание историко-культурных особенностей региона, выходцем из которого является ваш партнер. И тут мы вплотную приблизились к очень важному вопросу.

Что думают китайцы о партнерах из России?

За десятилетия общения с русскими у китайцев сложились определенные стереотипы и штампы-представления о наших соотечественниках. Рождению многих штампов поспособствовали своим поведением мы сами. Китайцы считают, что, поскольку русские живут в жутко холодных условиях, они для восполнения энергетического баланса пьют горькую водку стаканами и закусывают солеными огурцами. Впрочем, пьющий русский никого в Китае особенно не удивляет. Дунбэйцы, например, пьют не меньше и даже могут легко дать фору любому русскому.

Вместе с тем годы общения с российскими бизнесменами привели и к другим нелицеприятным для нас обобщениям. Русские, мол, много обещают, но слова не держат; они не обязательны, любят хвастать богатством. При этом — невероятно скупы. Они не знают и не хотят знать традиций китайцев, правил местного этикета и вежливости, хотя очень любят подарки и банкеты, устраиваемые китайцами.

Откровенно говоря, штамп о скупости имеет под собой простые основания. Сами китайцы очень хлебосольны и практически всегда устраивают обильные угощения в честь русских гостей. Вот только гости по непонятным причинам почти никогда не устраивают ни обеда, ни ужина в ответ на гостеприимство китайских партнеров, и это явно идет вразрез с общепринятыми правилами вежливости.

За годы работы в Китае мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Даже если намекаешь соотечественнику о том, что для дела было бы полезно организовать ответный обед, тот сначала демонстративно хватается за кошелек, а потом просто отмахивается от тебя, как от назойливой мухи. Печально то, что потом от него пойдут жалобы на китайцев: их жесткую позицию на переговорах, на их «жлобство» и отсутствие сувениров, уже ставших привычными. В итоге сделка, казавшаяся великолепной и выгодной, заканчивается тем, о чем гласит древняя поговорка: «Проси много, а бери — что дают».

Хотите знать больше об особенностях китайцев и бизнеса с ними? Тогда рекомендуем вам прочесть книгу Алексея Маслова «Наблюдая жизнь китайцев» или Николая Спешнева «Китайцы. Особенности национальной психологии». В этой же статье мы ничего не придумывали, а лишь заимствовали наблюдения и мнения самих китайцев, опубликованные в газетах «Аньхой жибао», «Наньфан чжоубао», «Наньчан ваньбао» и некоторых других.

31 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика