- В Азии сегодня разворачивается борьба за «гибкую власть». Стремясь удержать баланс сил в ней, Индия сделала ставку на роль благородного гегемона.
Еще в период Холодной войны США и Советский Союз, пытаясь выйти за рамки прямолинейного идеологического противостояния, внедряли в своей внешней политике элементы «гибкой власти». Тем не менее, полноценная парадигма «гибкой власти» была сформулирована после распада СССР американским политологом Джозефом Найем.
В результате использования инструментов «гибкой власти» формируется управляемый образ страны (как внешний, так и внутренний), иными словами имидж государства. Некоторые исследователи и эксперты идут дальше, говоря о целых государствах-брендах.
Китай: между движением на опережение и миролюбием
Как ни странно, пионером «гибкой власти» в Азии стал коммунистический Китай. К использованию во внешней политике принципа «ruan shili» - как именуют «гибкую власть» в Китае - компартию КНР подтолкнуло распространение идеи о китайской угрозе, выражавшей, в первую очередь, тревогу западных стран относительно возрастающей экономической и военной мощи Поднебесной. Рассуждения на тему «новой красной угрозы» стали столь популярны в 1990-е гг., что американский политик Пол Вулфовиц и вовсе проводил аналогии между китайским ростом XXI века с ростом фашистской Германии XX века.
В результате обращения к «ruan shili» в Министерстве иностранных дел Китая появилось Управление по делам публичной дипломатии, а концепция «мирного роста и мирного подъема» стала определяющей во внешнеполитическом курсе. На мягкое обаяние Китая также работает организация Ханьбань, курирующая Институты Конфуция более чем в 100 странах мира. Ведущие СМИ КНР - Международное радио Китая, холдинг «Жэньминь Жибао», ИА «Синьхуа» - быстро освоились в новых стандартах вещания, нарастив свое присутствие в мировом медийном пространстве. Обычной практикой стало создание дополнительных информационных центров в период крупнейших мировых форумов.
Миролюбие как центральная идея было взято за основу Пекином во время проведения Олимпиады-2008. «Один мир – одна мечта», - гласил ее слоган. Вокруг схожей идеи в 2009 году строилась и более прагматичная программа Министерства торговли Китая: первая рекламная кампания для продукции с лейблом «Made in China». Ни для кого не секрет, что эта «фабрика мира» производит продукцию для известнейших брендов. Поэтому центральной темой кампании, направленной против стереотипа о плохом качестве китайских товаров, стало утверждение: «Сделано в Китае: сделано вместе со всем миром».
Конечно, и сегодня усиление Китая продолжает вызывать тревогу, но на другой чаше весов оказывается желание видеть сильный Китай вместе с миром, а не против него. На осознании этого и строится стратегия «гибкой власти» КНР.
Индия: невероятная страна с не сказочными амбициями
В 2001 году туристическая отрасль Индии, традиционно относящаяся к важнейшим отраслям экономики, переживала глубокий кризис. В силу целого ряда причин загруженность отелей не превышала 15-20%. Требовались нестандартные решения. Так появилась «Невероятная Индия» - один из первых национальных брендов, созданных с нуля, который имел сильную культурно-историческую составляющую. Своим появлением он в большей степени обязан Амитабху Канту, который в 2001 году стал заниматься этим направлением в Министерстве туризма Индии, и Вишьяпратху Сунилу, привлеченному специалисту в области креативных технологий.
Изначально ставка была сделана на лакшери-сегмент, поскольку расширение массового отдыха требовало бы одновременного решения целого спектра проблем: от санитарных регламентов до криминогенной обстановки. Разработчики решили апеллировать к волшебному восприятию Индии как «страны махараджей и необычной дворцовой роскоши». Индия – это сказка, ставшая реальностью… Другая реальность, в которую вам может посчастливиться попасть. Это Индия, в которую трудно поверить: немыслимая, неправдоподобная, невероятная… Примерно в такой логике рождался концепт «Невероятная Индия».
Программа «Incredible India» довольно быстро набрала обороты, все большее участие в ней стал принимать частный бизнес. На ее реализацию тратилось от $200 млн. до $600 млн. в год. При этом только в 2003-2004 гг. рост туристического потока составил 28,8%. Успех «Невероятной Индии» логично привел к увеличению привлекаемых инвестиций. Ряд крупных гостиничных холдингов существенно расширил имеющиеся портфели на туристическом рынке Индии, а Marriot, Fairmont и IHG приступили к реализации своих первых проектов. Самым же главным достижением стало то, что узнаваемость бренда «Incredible India» уже с середины 2000-х гг. позволила сделать его полноценной имиджевой платформой, включив в нее более широкие бизнес-задачи и… политические элементы.
Помимо привлечения инвестиций, в «гибкой власти» Индия преследует, как минимум, две цели. Первая цель - налаживание взаимоотношений с многочисленной индийской диаспорой, разбросанной по всему миру. За это направление теперь ответственно отдельное Министерство по делам зарубежья. Одна из наиболее известных и масштабных инициатив Министерства совместно с Конфедерацией Индийской промышленности — Pravasi Bharatiya Divas (Дни индийцев за рубежом), объединяющая лучших представителей индийской диаспоры, крупных бизнесменов и ученых.
Вторая цель куда более амбициозная - существенное расширение геополитического влияния. В 2006 г. в индийском МИД был сформирован Отдел по вопросам публичной дипломатии. Кроме того, модернизированы Индийский совет по культурным отношениям и Индийский совет по международным отношениям.
Индийские специалисты понимают, что ахиллесова пята Китая – его политическая система, поэтому акцент делается на образе Индии как молодой демократии, способной стать благородным гегемоном в Азии. Уже мантрами в определении и понимании внешнеполитического курса Индии стали такие известные категории, как «панча шила» и «движение неприсоединения». Индийцы успешно обращаются к ним, умело используя свое «теневое» положение. К примеру, обе страны обладают ядерным оружием, находясь вне рамок ДНЯО. Но весь мир хорошо знает о ядерной угрозе Китая, в то время как ядерный потенциал Индостана не столь сильно муссируется. А между тем, Дели, не в меньшей степени, чем Пекин, выступает с критикой документа, добиваясь признания своего ядерного статуса.