Богатеющий Юго-Восток
22.01.2019 00:01
Чем быстро развивающаяся экономика стран ЮВА интересна России
Потребители в Юго-Восточной Азии никогда так не хотели и не имели возможности тратить деньги, как сегодня. На данный момент регион представляет собой быстрорастущий рынок, и понимать его особенности становится все более необходимой задачей для бизнеса.
shutterstock
Кевин Мартин
Руководитель розничного направления и департамента управления частными активами, HSBC, Азиатско-Тихоокеанский регион
Все материалы автора
Чтобы лучше представить, насколько стремительно растет благосостояние этого региона с более чем,
по данным Всемирного банка, 650 миллионами потребителей, достаточно посмотреть на данные о пассажиропотоке нескольких аэропортов Юго-Восточной Азии. В 2017 году аэропорт Манилы обслужил 41 миллион пассажиров. Это в два раза больше, чем в 2006 году. В Хошимине за тот же период число пассажиров в местном аэропорту выросло более чем в четыре раза. В Джакарте — с 37 миллионов в 2009 году до 63 миллионов в 2017.
Это лишь одно из свидетельств растущей активности потребителей в регионе, который, как кажется, для многих компаний и инвесторов часто остается второстепенным направлением на фоне более крупных и густонаселенных соседей — Индии и Китая.
Регион, в котором соседствуют такие разные страны, как Индонезия, Таиланд, Малайзия и Сингапур, несомненно, требует вдумчивого подхода к ведению там бизнеса. Любой, кто собирается развивать здесь свое дело, должен быть готов к встрече с десятками различных языков, культур и уровней экономического развития. Регион многообразен политическими, регуляторными и финансовыми системами и неравномерностью проникновения интернета и мобильной связи. Не стоит забывать и о чрезвычайной географической фрагментированности территории, насчитывающей десятки тысяч островов.
Тем не менее, Юго-Восточная Азия стремительно превращается в мощную самостоятельную экономическую единицу и уже сегодня является ключевым рынком для самых разнообразных товаров и услуг — от автомобилей, косметики и компьютеров до сервисов по управлению капиталом, страхования и международных денежных переводов.
Достаточно взглянуть на цифрыисследования HSBC Global Research и
Ассоциации стран Юго-Восточной Азии: согласно прогнозам, ВВП на душу населения в насчитывающей 10 участников АСЕАН к 2030 году вырастет до более чем $9000. Хотя это значительно ниже уровня Гонконга, Великобритании или США, по сравнению с $3000 долларов США в 2010 году - рост почти трехкратный. При этом
McKinsey считает, что к 2025 году число домашних хозяйств, которые можно отнести к среднему классу, достигнет 120 миллионов, что примерно в два раза больше, чем в 2010 году.
Согласно последнему выпуску отчета CapGemini об уровне мирового богатства
World Wealth Report, в 2017 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживали около трети всех наиболее состоятельных людей планеты.
Идет ли речь о 20-летней жительнице Вьетнама, покупающей свой первый мотороллер, операторе колл-центра на Филиппинах, приобретающем полис страхования жизни, или новоиспеченном миллионере, инвестирующем в недвижимость или получающем коммерческий кредит для своей компании, растущее богатство Юго-Восточной Азии открывает новые возможности, которые компании и инвесторы, в том числе в России, не должны игнорировать.
Двусторонние отношения между Российской Федерацией и государствами — членами АСЕАН, а также с регионом в целом уже сегодня активно развиваются, в том числе и благодаря растущей покупательной способности его жителей. Подписано соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. Сингапур и Таиланд ведут соответствующие переговоры, а Камбоджа, Лаос и Индонезия выразили живой интерес к подписанию подобных соглашений с ЕАЭС.
В позапрошлом году товарооборот между Россией и государствами — членами АСЕАН вырос более чем на 35% по сравнению с годом ранее.
По данным Минэкономики России, сельское хозяйство, здравоохранение, финансы и информационные технологии относятся к числу ключевых секторов сотрудничества, но быстро развиваются связи и в других секторах.
Всем, кто хочет предложить свои услуги стремительно богатеющим потребителям в Юго-Восточной Азии, важно понимать:регион меняется быстро, особенно в том, что касается электронной торговли и мобильной связи. Еще в 2015 году объем интернет-торговли в шести крупнейших странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам) составил около $30 млрд. Как утверждается в недавнем
исследовании Temasek и Google, к 2025 году он, вероятно, вырастет до $200 миллиардов.
Несмотря на то, что разные страны демонстрируют различные темпы роста, происходящие изменения — следствие стабильного экономического роста, улучшения качества инфраструктуры и продолжающейся урбанизации большей части региона. В ближайшие годы десятки миллионов человек переселятся из деревни в города, где их ждет более качественное образование, здравоохранение, транспорт и более высокооплачиваемые рабочие места. При этом в городской среде увеличится спрос на более развитые финансовые услуги.
Не стоит забывать и о том, что, говоря о потребителях Юго-Восточной Азии, мы подразумеваем в основном молодых людей: более половины жителей АСЕАН моложе 30 лет. То есть большую часть потребителей будут составлять юные, технически подкованные люди, которые любят пробовать — и покупать — новые вещи, предпочтительно с помощью мобильных устройств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что за последние годы в регионе появилось множество историй успеха в области интернет-предпринимательства.
Компания Go-Jek, основанная в Индонезии в 2010 году как телефонный сервис по бронированию мотоцикла с водителем, сегодня предлагает услуги от перевозок и логистики до мобильных платежей и доставки продуктов питания. Сингапурский Grab, начинавший в 2012 году как транспортная компания, сегодня занимается финансовыми услугами, доставкой продуктов питания и логистикой в восьми странах. Портал интернет-торговли Lazada, также появившийся всего шесть лет назад, сегодня обслуживает пользователей на шести рынках Юго-Восточной Азии.
Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, будущее обещает еще большие перемены и открывает еще большие возможности, которыми сможет воспользоваться каждый, кто приложит усилия.
Возьмите, к примеру, финансовые услуги. Десятки миллионов людей в регионе по-прежнему не имеют счета в банке. С ростом благосостояния спрос на такие услуги, как сберегательные программы, продукты медицинского страхования или страхования жизни и международное банковское обслуживание (для тех, кто все чаще путешествует, учится или работает за границей), будет только расти. Главным вызовом для компаний и поставщиков финансовых услуг, планирующих выход на этот рынок, является само многообразие открывающихся возможностей и высокий темп происходящих изменений на рынке.
Но момент для входа почти уникальный: рост благосостояния в Юго-Восточной Азии создал критическую массу для перехода рынка в новое состояние, в то же время регион еще далеко не исчерпал свой потенциал. Перед теми, кто хочет и способен удовлетворять стремительно растущие потребности и ожидания жителей Юго-Восточной Азии в качественных товарах и услугах и готов решать эту задачу с помощью удобных, надежных, персонализированных цифровых инструментов и технологий, все еще открыты безграничные возможности.
Кевин Мартин, Руководитель розничного направления и департамента управления частными активами, HSBC, Азиатско-Тихоокеанский регион
Теги: