Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Greater Eurasia" should be open and for the countries of Europe

Dean of the Faculty of World Economy and World Politics of the Higher School of Economics HSE Sergey Karaganov told in an interview to the EastRussia agency why it is necessary to develop a strategic partnership on the Eurasian continent and how this will affect the development of the eastern regions of Russia

- Sergey Alexandrovich, the first Eastern Economic Forum was held, at which many Russian and foreign companies presented their ambitious plans for the implementation of various investment projects in the Far East. How can these plans be implemented, if today the population of the entire Far East is 6 million people, and the able-bodied population is several times less? Where to get personnel for these very projects?

"Greater Eurasia" should be open and for the countries of Europe
- First of all, we need to do everything possible so that the local population does not leave here, but remains to work for the benefit of this region. There is quite high-quality human capital here. People need to create favorable economic conditions and a comfortable living environment. Having a decently paid job, they will not leave here, those who live here and, moreover, will definitely go here. It is necessary to make Siberia and the Far East as a whole a zone of action for a more liberal economic policy - the maximum possible freedom is needed - at least at the level of small, medium and innovative businesses. In addition, it is necessary to maximize the potential of the Russian-speaking population, which is still in the republics of the former USSR. Ukraine is, today, not only war and crisis, but also a country from where a significant number of professionally trained people who speak Russian and are close to us in mentality and culture can come to us.

— In recent months, it has been announced that new economic instruments for the development of the Far East have been introduced - priority development territories (TORs) and the free port of Vladivostok. Will these measures be able to radically change the economy of the eastern regions of the country?

Yes, these are very useful tools, but we will not see the results of their action quickly. It takes at least a few years for this to have a tangible effect.

The Russian regions of Siberia and the Far East have colossal competitive advantages and territorial proximity to the markets of Asian countries. The abundance of resources important for Asian economies: water, land, energy, a lot of various natural resources. And all this makes it possible to produce agricultural products, energy-intensive and water-intensive goods for this inexhaustible market in East Asia.

 What, in your opinion, could become the main driver of the development of the East of Russia?

- Production of goods that are already in use and will be in the greatest demand in the future in the Asia-Pacific countries. At the same time, it is necessary to develop logistics capabilities: to develop existing and build new ports and transport routes. Moreover, not only from east to west, but also from north to south. It is necessary to build roads connecting Transbaikalia with Mongolia, with China, Western Siberia through Kazakhstan and Altai - with Iran and western China.

— In one of your recent interviews, you noticed that “Americans make enchanting mistakes! They have lost their strategic reference points, they have one blunder after another. If we engage in tough containment of China and, at the same time, tough containment of Russia, it is clear that these countries will become closer. " What is the degree of rapprochement between China and Russia today, and how might this affect the overall configuration of economic integration and international security?

В 90-e Over the years in foreign policy, we have made an incredible number of mistakes that our Western friends took advantage of. Now the situation is the opposite.

In May, the leaders of China's Russia Xi Jinping and Putin signed a document on pairing previously competing projects - the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt - a huge step forward. A year ago, the Chinese were not going to do this at all, maintaining bilateral ties with Russia and its allies, and not with the EAEU as a whole. However, the Chinese leadership understands that such a pairing is strategically beneficial not only for Russia, but also for China, and with them a number of other Central Asian countries.

It is important to note that the SREB is not just a transit and transport project, it is a comprehensive plan for the economic development of a number of states, which includes numerous projects for the development of infrastructure, industry, trade and services, which will provide a stable and safe environment for the development of not only the western regions. China, but also the entire center of Eurasia, fully revealing its potential.

In addition, it is necessary and possible to create a political security infrastructure for this entire macro-region. Perhaps through the launch of the Forum for Cooperation, Development and Security in Eurasia, a certain Vienna Congress in a new sense, with the invitation to it, the countries of the West of the Eurasian continent, and immersing the problem of European security in a broader context.

Most likely, in the next 10 years a "Greater Eurasia" or some "Community of Greater Eurasia" will be created. And, if last year, when we started talking about it, it seemed to be part of a speculative construction, now it turned out that the idea is so ripe and in demand. By the way, Russia's economic turn to the East, building a new model of foreign economic relations does not mean leaving Europe or replacing Russia's one-sided dependence on European markets with an equally one-sided dependence on China. Greater Eurasia should be open to European countries as well. Europe is part of Eurasia.

It is good that our partners from Asia understand this and put forward new ideas. Our European friends have no new ideas yet. Although we understand that the main challenges to European security - a new split and destabilization of the Greater Middle East - will not be resolved without cooperation with China, Russia and other Eurasian countries.

Now we are witnessing a process of active expansion of the SCO, which can become an important component in building Greater Eurasia.

— In the region of the APR countries, there are many unresolved territorial claims. In particular, for Japan and Russia, the most acute and significant issue is the ownership of the Kuril Islands. Should we wait here for a speedy resolution of the issue, in your opinion, and how can it be resolved in general?

I don't think the Kuril issue can be resolved in the near future on Japanese terms. It is rather an ostentatious position of the current leadership of Japan for domestic policy, which consists in a promise to resolve this issue quickly.

We will definitely not open Pandora's box when solving the Japanese problem in the way the Japanese propose to solve it. Since in Southeast Asia there are now a lot of territorial claims against each other, it is definitely not in our interests to create a precedent and become an example for the escalation of conflicts and instability. We know that there are many territorial disputes around the islands on the periphery of China and they are supported and grown from the outside.

We are now observing how Asia is becoming a region of the "Westphalian system", that is, a region of independent states that are little connected with each other. There is no unified security system here yet. The states that used to be under someone's protectorate now have their own voice, their own interests, and a system of dialogues is needed to mitigate existing contradictions. Russia can play the role of one of the organizers of this system, which may be open to Western European countries here as well. This is also why we need a dialogue within the framework of Greater Eurasia. The problems of European security must be solved within the Eurasian framework, and not in the European ones proper. All Europeans have already failed in them, having missed the chance that they had 25 years ago to build a lasting European peace.

— Is it possible to assume that the storm that recently swept across the Chinese stock exchanges could also have been provoked from the outside?

It is quite possible, but it cannot be said for sure, since we do not know what the actual degree of safety of the Chinese economy is. And is it possible here to speak of a real crisis of the Chinese stock market, or is it to some extent still the assessments and panic of the media and the expert community. This needs to be understood, understood and appreciated over time.

Recently, many media outlets vigorously and negatively discussed the history of the possibility of leasing agricultural land for a Chinese company for 49 years for agricultural production in the Trans-Baikal Territory. Say, in this way we can lose our territories. What is your point of view: can there really be any risks of losing territories here?

There are no such risks if, firstly, the terms and conditions of such a lease are strictly and correctly spelled out in the legislation, both federal and regional. Secondly, there must be economic feasibility. If for some reason we ourselves do not want or are unable to cultivate these lands, and there is such a proposal on the international market, why not use it? In a region that so badly needs an increase in the taxable base, this must be done. But, again, the terms and conditions of such a lease should be spelled out as clearly and clearly as possible. Perhaps 49 years is a really long time and needs to be limited 15 20 summer period. But, this should be spelled out in the legislation, and it is up to the executive branch to strictly follow this legislation.
September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов раcсказал в интервью агентству EastRussia о том, зачем нужно развивать стратегическое партнерство на Евразийском континенте и как это повлияет на развитие восточных регионов России

— Сергей Александрович, прошел первый Восточный экономический форум, на котором множество российских и зарубежных компаний представили свои грандиозные планы по реализации различных инвестпроектов на территории Дальнего Востока. Как можно осуществить эти планы, если на сегодня население всего дальнего Востока составляет 6 млн человек, а трудоспособное население и того в разы меньше? Где брать кадры для этих самых проектов?

«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы
— В первую очередь, нужно сделать все возможное, чтобы местное население не уезжало отсюда, а оставалось работать на благо этого региона. Здесь вполне качественный человеческий капитал. Людям нужно создать выгодные экономические условия и комфортную среду для жизни. Имея достойно оплачиваемую работу, отсюда не уедут, живущие здесь и, кроме того, сюда обязательно поедут. Нужно сделать Сибирь и Дальний Восток в целом зоной действия более либеральной экономической политики — нужна максимально возможная свобода — по меньшей мере, на уровне малого, среднего и инновационного бизнеса. Кроме того, нужно максимально использовать потенциал русскоязычного населения, остающегося пока в республиках бывшего СССР. Украина — это, сегодня, не только война и кризис, но и страна, откуда к нам может приехать значительное количество профессионально подготовленных людей, владеющих русским языком и близким к нам по ментальности и культуре.

— В последние месяцы объявлено о введении новых экономических инструментах развития Дальнего Востока — территории опережающего развития (ТОРы) и, свободный порт Владивосток. Смогут ли эти меры коренным образом изменить экономику восточных регионов страны?

Да, это весьма полезные инструменты, но результаты их действия мы не увидим быстро. Нужно хотя бы несколько лет, чтобы это принесло ощутимый эффект.

У российских регионов Сибири и Дальнего Востока есть колоссальные конкурентные преимущества и территориальная близость к рынкам азиатских стран. Обилие важных для азиатских экономик ресурсов: воды, земли, энергии, массы различных природных ресурсов. А все это дает возможность производить сельхозпродукцию, энергоемкие и водоемкие товары для этого неиссякаемого рынка Восточной Азии.

 Что на Ваш взгляд могло бы стать основным драйвером развития Востока России?

— Производство товаров, которые пользуются уже сейчас и будут пользоваться в будущем наибольшим спросом в странах АТР. Вместе с тем нужно развивать логистические возможности: развивать существующие и строить новые порты, транспортные магистрали. Причем, не только с востока на запад, но и с севера на юг. Нужно строить дороги, связывающие Забайкалье с Монголией, с Китаем, Западную Сибирь через Казахстан и Алтай — с Ираном и западным Китаем.

— В одном из недавних интервью Вы заметили, что «американцы делают феерические ошибки! Они потеряли стратегические ориентиры, у них один промах следует за другим. Если заниматься жестким сдерживанием Китая и одновременно жестким сдерживанием России — понятно же, что эти страны сблизятся». Какова степень сближения Китая и России сегодня и как это может повлиять на общую конфигурацию экономической интеграции и международной безопасности?

В 90-е годы во внешней политике мы делали невероятно много ошибок, которыми пользовались наши западные друзья. Сейчас ситуация противоположная.

В мае лидеры Китая России Си Цзиньпин и Путин подписали документ о сопряжении, ранее конкурировавших проектов — Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, — это огромный шаг вперед. Еще год назад китайцы вообще не собирались этого делать, поддерживая двусторонние связи с Россией и ее союзниками, а не с ЕАЭС в целом. Однако китайское руководство понимает, что такое сопряжение стратегически выгодно не только России, но и Китаю, а вместе с ними еще ряду стран Центральной Азии.

Важно отметить, что ЭПШП — не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв ее потенциал.

Кроме того, необходимо и возможно создание для всего этого макрорегиона политической инфраструктуры безопасности. Возможно, через запуск для начала Форума по сотрудничеству, развитию и безопасности в Евразии, некого Венского конгресса в новом понимании, с приглашением в него, стран запада евразийского континента, и погружением проблемы евробезопасности в более широкий контекст.

Скорее всего, в ближайшие 10 лет будет создаваться «Большая Евразия» или некое «Сообщество Большой Евразии». И, если еще в прошлом году, когда мы об этом начали говорить — это казалось частью умозрительной конструкцией, то сейчас оказалось, идея настолько созрела и востребована. Кстати, экономический поворот России на Восток, выстраивание новой модели внешнеэкономических связей не означает ухода от Европы или замены односторонней зависимости России от европейских рынков не менее односторонней зависимостью от Китая. «Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы. Европа — часть Евразии.

Хорошо, что наши партнеры из Азии, это понимают и, выдвигают новые идеи. У наших европейских друзей, пока новых идей нет. Хотя мы понимаем, что главные вызовы европейской безопасности — новый раскол и дестабилизация большого Ближнего Востока не разрешится без сотрудничества с Китаем, Россией, другими евразийскими странами.

Сейчас мы наблюдаем процесс активного расширения ШОС, который может стать важной составляющей в построении Большой Евразии.

— В регионе стран АТР — множество неурегулированных территориальных претензий. В частности, для Японии и России наиболее острый и значимый вопрос принадлежности Курильских островов. Ждать ли здесь скорого разрешения вопроса, на Ваш взгляд, и как он вообще может быть решен?

Не думаю, что вопрос Курил может быть решен в ближайшее время на японских условиях. Это скорее показная для внутренней политики позиция нынешнего руководства Японии, заключающаяся в обещании решить этот вопрос быстро.

Открывать ящик Пандоры, решая японскую проблему, в том ключе, в котором ее предлагают решить японцы, мы точно не будем. Поскольку в Юго-Восточной Азии сейчас очень много территориальных претензий друг к другу, создавать прецедент и стать примером для эскалации конфликтов и нестабильности — это точно не в наших интересах. Мы знаем, что территориальных споров вокруг островов по периферии Китая много и они поддерживаются и разрастаются извне.

Мы наблюдаем сейчас, как Азия становится регионом «вестфальской системы», то есть регионом независимых, мало связанных друг с другом государств. Здесь пока нет единой системы безопасности. Государства, которые раньше были под чьим —то протекторатом сейчас имеют свой голос, свои интересы, и нужна система диалогов, чтобы смягчать имеющиеся противоречия. Россия может сыграть роль одного из организаторов этой системы, которая, может быть и здесь открыта для западноевропейских стран. Еще и поэтому нужен диалог в рамках «Большой Евразии». Проблемы европейской безопасности, надо решать уже в евразийских рамках, а не в собственно европейских. В них все европейцы уже провалились, упустив, имевшийся 25 лет тому назад шанс построить прочный Европейский мир.

— А можно ли предположить, что недавно прокатившийся по фондовым биржам Китая шторм тоже мог быть спровоцирован извне?

Вполне возможно, но точно утверждать это нельзя, поскольку мы не знаем какова на самом деле степень запаса прочности китайской экономики. И можно ли здесь говорить о реальном кризисе фондового рынка Китая, или это в какой — то мере все-таки оценки и паника СМИ и экспертного сообщества. В этом нужно разобраться, понять и оценить через какое-то время.

Недавно во многих СМИ бурно и в негативном ключе обсуждалась история возможности предоставления в аренду на 49 лет китайской компании земель сельхозназначения для сельхозпроизводства в Забайкальском крае. Дескать, таким путем мы можем потерять свои территории. Какова Ваша точка зрения: могут ли быть здесь, действительно, какие-то риски лишиться территорий?

Таких рисков нет, если — во-первых, жестко и правильно прописаны условия и сроки такой аренды в законодательстве как федеральном, так и региональном. Во-вторых, должна быть экономическая целесообразность. Если мы сами по каким-то причинам не хотим или не в состоянии обрабатывать эти земли, а существует такое предложение на международном рынке, то почему же им не воспользоваться? В регионе, который так остро нуждается в увеличении налогооблагаемой базы делать это нужно обязательно. Но, повторюсь, условия и сроки такой аренды должны быть прописаны максимально внятно и четко. Возможно, 49 лет — это действительно длительный срок и его нужно ограничить 15-20 летним периодом. Но, это должно быть прописано в законодательстве, а дело исполнительной власти неукоснительно следовать этому законодательству.