Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Большой Китай» или как использовать международный опыт в России

«Большой Китай» или как использовать международный опыт в России

Владимир Лукашев

эксперт по Китаю и Юго-Восточной Азии

Владимир Лукашев, эксперт по Китаю и Юго-Восточной Азии:

- В последнее время в России начали продвигать инновационное развитие экономики. Хотелось бы верить, что это не мода. Но зачем изобретать велосипед? Давайте посмотрим, как решаются эти проблемы в других странах.

Развитие стартапа можно разбить на три этапа:

1.Идея и теоретические разработки.

2.Коммерциализация. Воплощение в металле (опытный образец).

3.Доработка до требований рынка. Технологическая подгонка к процессу массового производства и организация продаж.

Первый этап обычно реализуется в тех странах, где сильна фундаментальная наука. В первую очередь это США. Много делается и в европейских странах, а в последнее время к ним присоединился и Израиль.

Как ни странно, осталась еще фундаментальная наука и у нас в России. Есть много интересных разработок, в основном в ВУЗах и НИИ. Так что с этим этапом в России все в порядке.

Второй этап – коммерциализация разработки, создание опытного образца «в металле». Вот здесь у нас ситуация хуже, хотя отдельные разработки доходят даже до стадии мелкосерийного производства. Но это скорее исключение из правил. Справедливости ради надо заметить, что в ЮВА дела с этим этапом также не очень хороши. Скажем, в Силиконовой долине или в технопарке в Хайфе все гораздо лучше. Причины наших неудач – сильная забюрократизированность системы.

И третий этап – доработка до требований рынка, технологическая подгонка к процессу массового производства и организация продаж. Здесь нет конкурентов для компаний из Тайваня, Гонконга и Сингапура. Ну, а массовое производство – это территория Китая. Что же касается России - тут настоящий провал. Практически невозможно вырастить стартап до размера крупного бизнеса, да и средний бизнес, появившийся на базе инновационной технологии из «гаражной» стадии, в России невозможен. Совершенно другая картина на Тайване: в трех основных технопарках острова идет очень успешная работа по стимулированию роста стартапов. Что же там происходит?

Во-первых, система технопарков эффективно отсекает бесперспективные проекты. Процедура приема в члены технопарка довольно сложна. По каждому новому участнику принимается отдельное решение специальной комиссией. И решение принимается на основании результатов дотошной проверки. Но это в традициях «Большого Китая». Так, в Сингапуре каждый контракт с иностранным инвестором тщательно анализируется, прочитывается и только потом по нему принимается решение.

Во-вторых, в технопарках в одном месте сконцентрированы капитал, квалифицированный персонал и близость к науке. Все это дает серьезную фору участникам процесса.

В-третьих, основным принципом работы в технопарках давно стал принцип «одного окна». Все проблемы компании решаются руководством технопарка. Смысл существования администрации именно в том, чтобы максимально облегчить жизнь стартапам и играть роль «доброго ангела» на протяжении всей жизни компании.

И в-четвертых, самое главное, наличие «центра кристаллизации» научных разработок. На Тайване это Институт исследования промышленных технологий (ITRI). Институт не имеет права заниматься бизнесом. Он «производит» технологии и патенты, а на базе этих технологий создаются новые бизнесы. Причем сначала предлагается купить патент существующим компаниям. Если же желающих не находится, а разработка признана перспективной, то сам институт создает компанию, которая получает эту технологию для дальнейшего использования. Изобретатель же имеет фиксированный процент от суммы контракта.

Для финансирования стартапов существуют специальные фонды. Так, в технопарке в Синьчжу этим занимается фонд Industrial Technology Investment Corporation (ITIC). Он же скупает новые технологии, и в первую очередь за пределами Тайваня. А для того чтобы вовремя приобрести ключевые технологии, руководство Тайваня отслеживает ситуацию с новыми разработками по всему миру. И этим занимается государственный Центр промышленных и экономических знаний (Industrial and Economic Knowledge Center).

Надо заметить, что в основе работы тайваньского руководства, как, впрочем, и руководства всех азиатских драконов, лежит здоровый прагматизм. Если государственная собственность работает лучше частной, используют госсобственность, если частная собственность более эффективна, используют ее. Все это резко отличается от политики российского правительства «младореформаторов», которые умудрились эффективно разрушить советское наследство, но взамен ничего не предложили.

Хочу отметить, что ключ ко многим достижениям экономики «Большого Китая» раскрыт в книге Ли Кван Ю «Сингапурская история: из «третьего мира» – «в первый»». Вот что он пишет о начале этого пути: «Чтобы заинтересовать иностранных инвесторов возможностями ведения бизнеса в Сингапуре, убедить их прислать сюда свои миссии и лично убедиться в этом, чиновникам УЭР (Управление экономического развития) пришлось хорошенько потрудиться. Поначалу, когда Чин Бок посещал офисы МНК (многонациональных корпораций), их управляющие не всегда даже знали, где находится Сингапур, так что ему приходилось показывать им на глобусах небольшую точку на крайней оконечности Малайского полуострова в Юго-Восточной Азии. Служащим УЭР иногда приходилось посетить 40–50 компаний, пока одна из них направляла свою миссию в Сингапур».

Книга «Железного Ли» стала учебником по всем экономическим вопросам для стран, желающих повторить путь Сингапура из заштатного, измученного нищетой и коррупцией региона в мир процветания и развития.

Вот как работали люди Ли Кван Ю с привлекаемыми инвесторами: «Когда представители компании «Хьюллет–Паккард» вели переговоры о строительстве фабрики, они решили первоначально взять в аренду два верхних этажа шестиэтажного здания. Лифт для подъема большого технического оборудования нуждался в трансформаторе, которого у нас к моменту визита самого господина Хьюлетта не было. Вместо того чтобы заставить его подниматься на шестой этаж пешком, сотрудники УЭР проложили огромный кабель из соседнего здания, и в день его визита лифт работал. «Хьюллет–Паккард» основал предприятие в Сингапуре».

Сегодня в России стоит вопрос о закрытии двух особых экономических зон (ОЭЗ) – на территории Мурманской области и острова Русский (Приморский край). Уверен, что, если бы руководство этих ОЭЗ и Минэкономразвития внимательно прочитали книгу великого китайца, этот вопрос не появился бы в повестке дня. У нас бытует мнение, что главное - принять решение об открытии ОЭЗ или технопарка, а там «невидимая рука рынка» все сделает за участников этого проекта. Экономический либерализм губителен для стартапов. В результате мы имеем то, что имеем.