Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Fight with the Yakut flavor

Sakha traditional sport grows warriors and Olympic champions

According to ancient legends, the inhabitants of Yakutia selected the strongest and most enduring boys and sent them to special training in order to raise real warriors. Each of those selected had to learn how to fight without weapons. To master this skill, future boat tours were taught the wisdom of the national struggle - hapsagai. Now it is recognized worldwide.

Fight with the Yakut flavor
Photo: courtesy of Andrian Zakharov

The Way of the Warrior

“Hapsagai” is literally translated into Russian as “dexterous”, “fast”. It is these qualities, and not strength and power, that are central to wrestlers. The essence of the hapsagai is that the opponent touches the carpet with any part of the body, except the feet. The exception is only touching one hand - in this case, the wrestler receives a penalty and loses one point.

“Accidental, inadvertent touching with one hand, two hands or any other part of the body is considered a loss. Any inaccuracy, carelessness threaten defeat. In the old days, the one who touched the ground with his finger was also considered defeated, even if he accidentally stumbled. Hapsagai rules are strict and leave an imprint on the technique and tactics of national wrestling, ”says Andrian Zakharov, specialist at the Yakut Republican Center for National Sports named after Manchaara.

In the hapsagai any captures are allowed for any part of the body except the fingers and toes. In the arsenal of wrestlers - sweeps, running boards, twists, hooks, snatches, snatches, replants and throws. The wrestlers have a lot more tricks than equipment - only shorts are needed for a duel. In ancient times they were made from the soft skin of a moose, now the material is not important.


If two adroit fighters converge on the carpet, the duel can last a very long time. Cases are known where meetings lasted for several hours intermittently and continued the next day. Previously, the place for the hapsagay was a large clearing covered with grass, now fights are carried out on a wrestling mat with a diameter of ten meters.

“The works of the Yakut heroic epos Olonkho vividly describe the victories of the god Tyrya from the middle world over representatives of the“ dark force ”using the methods of fighting the hapsagai. This example suggests that in ancient times, ancient warriors underwent some training in the study of hapsagai techniques and successfully used them in various battles, ”notes Andrian Zakharov.


Honor and meat

The main event, where the wrestlers, who in ancient times were called daadars, could compete in the hapsagai, was the national holiday Ysyakh. Famous heroes always gathered there. They came to the place of competition covered with a blanket from the skins of a bull. On command, they dropped them and ran to the middle of the circle. The rules of the fight were discussed before the fight, the most respected elder became the judge.

According to legend, on the first Ysyakh the hero Bert Hara even tore off the arm of one of the rivals. Popular in Yakutia is the story of how the old warrior Tihiken Bege entered into battle with the robber brothers Ilgiela and Inerche. First, Inerce defeated, and then during the fight he killed his brother Ilgiela, furious from losing.

In addition to Ysyakh, wrestlers could measure strength and dexterity at weddings of noble families, during the autumn ice fishing or during horse races. The winner received honor and respect, as well as a valuable prize. Often the heroes were handed a muse - boiled stallion femur with meat in the upper part. There were other options for the awards, so the Russian revolutionary, folklorist and ethnographer Ivan Khudyakov, who had served a link in Verkhoyansk from 1867 to 1876 years, described that an insulting cookie stained with earth was shown to the loser, and a cup of koumiss or vodka was poured into the winner, and they also sang a song in his honor.



Fight for everyone

Actively engage in hapsagay as a sport, the inhabitants of Yakutia began the end of the 19th century and the beginning of the 20th century. In 1932, the first official competitions in this type of wrestling took place. In 1955, hapsagai rules came out, which divided the wrestlers into four weight categories.



Hapsagai originally meant fighting for men, but he was addicted to children and women. During the Great Patriotic War, competitions were held among the fair sex. In 1944, 86 women took part in the competition. A year later, the Mountain Ulus Championship was held, which brought together 59 participants. In the same year, the first championship of Yakutia among men took place, but only four athletes took part in it.


“There was even a variant of the rules of the struggle, according to which a pure victory was awarded for a throw on the back, on the stomach, on the side and in the sitting position, and other touches on the ground. The points system of the award of victory was usually applied only in official competitions. Competitions were held on public holidays by agreement and points were not counted, ”explains Andrian Zakharov.

Hapsagay group fights - Homagur Hapsagay - are now developing. In this form, the struggle is in the format “wall to wall” of three or five people in a team.


Way to the Olympics

Hapsagai helped raise famous freestyle wrestlers, sambo wrestlers and judokas. Hapsagai’s similarity to freestyle wrestling became a springboard for athletes from Yakutia to achieve high results in all-Russian, international competitions and even at the Olympic Games.

“In the 1972 year at the Olympics in Munich, the Yakut wrestler Roman Dmitriev won gold, and after four years at the Olympic Games in Montreal, three Yakut wrestlers climbed the podium at once: Pavel Pinigin won gold, and Alexander Ivanov and Roman Dmitriev won silver. They were pupils and students of the great and ingenious coach Dmitry Petrovich Korkin, who laid the elements of the hapsagai wrestling in the basis of free-style wrestling. He understood that the result can be achieved by using a kind of technique that is unique to the hapsagai fight, ”notes Andrian Zakharov.

Until now, many freestyle wrestling trainers in Yakutia use hapsagai elements to prepare athletes of different ages for competitions.



International recognition

In October 2010, the hapsagai were admitted to the World Organization of United Struggles. The World Federation of Unified Wrestling Styles (FILA) and the Association of Folk Games and National Sports of Yakutia “Sakhaada-Sport” signed an agreement according to which hapsagay became the same recognized type of wrestling as the Tatar sidekick, Kazakh corez, sambo and alish. Now fans of this sport are creating an All-Russian and International Hapsagai Wrestling Federation.

Despite the fact that there is no international hapsagay federation yet, competitions in this sport have long gone beyond Yakutia and Russia. The championship and championship on hapsagai wrestling is held annually in Mongolia, this year the Asian Hapsagay Cup was held for the first time, in which, in addition to the Russians, representatives of Mongolia and South Korea took part.

In 2011, this sport aroused great interest of the Benin Wrestling Federation. Its president officially announced that he was ready to make his federation a base center for the cultivation of hapsagai fighting in Africa. Since 2016, this sport has been included in the competitive program of the international sports games "Children of Asia".

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Борьба с якутским колоритом

Традиционная вид спорта народа Саха выращивает воинов и олимпийских чемпионов

По древним преданиям, жители Якутии отбирали самых сильных и выносливых мальчиков и отправляли их на специальную подготовку, чтобы вырастить настоящих воинов. Каждый из отобранных должен был научиться вести борьбу без оружия. Чтобы овладеть этим умением, будущих боотуров обучали премудростям национальной борьбы — хапсагай. Сейчас она признана во всем мире.

Борьба с якутским колоритом
Фото: предоставлено Андрианом Захаровым

Путь воина

«Хапсагай» дословно переводится на русский язык как «ловкий», «быстрый». Именно эти качества, а не сила и мощь, являются главными для борцов. Суть хапсагая заключается в том, чтобы соперник любой частью тела, кроме ступней, прикоснулся к ковру. Исключение касается только касания одной руки — в этом случае борец получает штраф и теряет один балл.

«Случайные, нечаянные касания одной рукой, двумя руками или любой другой частью тела считается проигрышем. Любая неточность, неаккуратность грозят поражением. В старину побежденным считался и тот, кто коснулся пальцем о землю, даже если случайно споткнулся. Правила хапсагая строги и накладывают отпечаток на технику и тактику национальной борьбы», — рассказывает специалист Якутского республиканского центра национальных видов спорта имени Манчаары Андриан Захаров.

В хапсагае разрешены любые захваты за любую часть тела, кроме пальцев рук и ног. В арсенале борцов — подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и броски. Набора приемов у борцов намного больше, чем экипировки – для поединка нужны только шорты. В древности их делали из мягкой кожи лося, сейчас материал не важен.


Если на ковре сходятся два ловких бойца, поединок может длиться очень долго. Известны случаи, когда встречи растягивались на несколько часов с перерывами и продолжались на следующий день. Раньше местом для хапсагая становилась большая поляна, поросшая травой, сейчас схватки проводят на борцовском ковре диаметром десять метров.

«В произведениях якутского героического эпоса Олонхо ярко описываются победы бога Тыря из серединного мира над представителями "темной силы" при помощи приемов борьбы хапсагай. Этот пример говорит о том, что в старину древние воины проходили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в различных сражениях», — отмечает Андриан Захаров.


Почет и мясо

Главным событием, где борцы, которых в старину называли даадарами, могли посостязаться в хапсагае, был национальный праздник Ысыах. На нем всегда собирались знаменитые богатыри. К месту состязаний они приходили накрытые покрывалом из шкур быка. По команде, сбрасывали их и бежали на середину круга. Правила схватки обговаривали перед поединком, судьей становился самый уважаемый старейшина.

Как гласит легенда, на первом Ысыахе богатырь Бэрт Хара, даже оторвал руку одному из соперников. Популярна в Якутии и история о том, как на празднике старый воин Тиhикээн Беге вступил в схватку с братьями-разбойниками Илгиэлэ и Инэрчэ. Сначала победил Инэрчэ, а потом в ходе поединка убил разъяренного от проигрыша брата Илгиэлэ.

Поимо Ысыаха, борцы могли помериться силой и ловкостью на свадьбах знатных родов, во время осенней подледной ловли рыбы или во время скачек лошадей. Победитель получал почет и уважение, а также ценный приз. Зачастую богатырям вручали мюсэ — вареную бедренную кость жеребца с мясом в верхней части. Были и другие варианты наград, так русский революционер, фольклорист и этнограф Иван Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал, что побежденному показывали оскорбительный кукиш, запачканный землей, а победителю наливали чарку кумыса или водки, а также исполняли песню в его честь.



Борьба для всех

Активно заниматься хапсагаем как видом спорта жители Якутии стали конце XIX века и начале XX века. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по этому виду борьбы. В 1955 году вышли правила хапсагая, которые разделили борцов на четыре весовые категории.



Хапсагай изначально подразумевал борьбу для мужчин, однако им увлекались дети и женщины. В годы Великой Отечественной войны, проходили соревнования среди представительниц прекрасного пола. В 1944 году участие в состязаниях приняли 86 женщин. Через год прошел чемпионат Горного улуса, который собрал 59 участниц. В этом же году состоялся первый чемпионат Якутии среди мужчин, однако участие в нем приняли всего четыре спортсмена.


«Существовал даже вариант правил борьбы, по которым чистая победа присуждалась за бросок на спину, на живот, на бок и в положение сидя, а другие прикосновения о землю. Очковая система присуждения победы обычно применялась только на официальных соревнованиях. На народных праздниках состязания проводили по договоренности и очки не засчитывали», — объясняет Андриан Захаров.

Сейчас развиваются групповые поединки по хапсагаю — хомуур хапсагай. В этом виде борьба идет в формате «стенка на стенку» по три или пять человек в команде.


Путь к Олимпиаде

Хапсагай помог вырастить известных борцов вольного стиля, самбистов и дзюдоистов. Сходство хапсагая с вольной борьбой стало для спортсменов из Якутии трамплином к достижению высоких результатов во всероссийских, международных соревнованиях и даже на Олимпийских играх.

«В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене якутский борец Роман Дмитриев завоевал золото, а через четыре года на Олимпийских играх в Монреале на пьедестал взошли сразу три якутских борца: Павел Пинигин завоевал золото, и Александр Иванов и Роман Дмитриев — серебро. Они были воспитанниками и учениками великого и гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, который заложил элементы борьбы хапсагай в основу вольной борьбы. Он понимал, что результата можно добиться при использовании своеобразной техники, присущей только борьбе хапсагай», — отмечает Андриан Захаров.

До сих пор многие тренеры по вольной борьбе в Якутии используют элементы хапсагая для подготовки спортсменов разного возраста к соревнованиям.



Международное признание

В октябре 2010 года хапсагай приняли в состав Всемирной организации объединенных стилей борьбы. Всемирная федерация объединенных стилей борьбы (FILA) и Ассоциация народных игр и национальных видов спорта Якутии «Сахаада-спорт» подписали договор, по которому хапсагай стал таким же признанным видом борьбы, как татарский кореш, казахский корес, самбо и алыш. Сейчас поклонники этого вида спорта создают всероссийскую и международную федерации по борьбе хапсагай.

Несмотря на то, что международной федерации по хапсагаю еще нет, соревнования по этому виду спорта давно вышли за рамки Якутии и России. Ежегодно в Монголии проходит чемпионат и первенство по борьбе хапсагай, в этом году впервые прошел Кубок Азии по хапсагаю, участие в котором, помимо россиян, приняли представители Монголии и Южной Кореи.

В 2011 году этот вид спорта вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина. Ее президент официально заявил, что готов сделать свою федерацию базовым центром культивирования борьбы хапсагай в Африке. С 2016 года этот вид спорта включили в соревновательную программу международных спортивных игр «Дети Азии».