Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бриз модернизации

Объем поступающих на Колыму грузов напрямую зависит от стоимости золота

Бриз модернизации

По сравнению с 2014 годом показатели морских грузовых ворот региона снижены, что, впрочем, не мешает модернизации стратегического объекта области.

Осенью в жизни главных грузовых ворот Магаданской области состоялось очередное значимое событие: в эксплуатацию были введены два новых портальных крана производства компании «Либхерр». Грузоподъемность одного из них 124 тонны, второго – 84. Новая техника экономичнее в потреблении электроэнергии, на несколько лет исключает затраты на ее ремонт, при этом позволяет выполнять выгрузку и погрузку крупногабаритного тяжеловесного оборудования, какое сегодня используется в ведущей для региона горнодобывающей отрасли. Техническое обновление предприятия осуществляется лишь последние полтора года. Краны – это не первая «обновка» морпорта, и далеко не последняя.

На церемонии введения в эксплуатацию новых кранов губернатор региона Владимир Печеный отметил, что модернизация предприятия будет продолжена. Так, в федеральной целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья заложено 1,2 млрд рублей на реконструкцию причальных стенок Магаданского морского торгового порта (ММТП).

«После реконструкции гидротехнических сооружений создадутся условия для увеличения грузового оборота порта до 3 млн тонн. Крайне важно развить потенциал этого стратегически важного объекта в преддверии освоения новых золоторудных месторождений и нефтегазоносного шельфа в Охотском море», — сказал Владимир Печеный.

«Золотое влияние»

Политика, направленная на модернизацию морских ворот Колымы, проводится лишь последние полторта года, то есть с того момента, как сменилось руководство морпорта. Обновление - мера вынужденная: во-первых, портовая техника уже не выдерживала никаких современных требований, а, во-вторых, с наращиванием производственных мощностей горнодобыающей отрасли возрос и объем грузооборота. Фактически с начала 90-х годов прошлого столетия количество грузов, переваливаемых портом, не превышало одного миллиона тонн. И вот в прошлом году заветная планка была взята. В свое 80-летие Магаданский ордена «Знак Почета» морской торговый порт переработал 1, 158 млн. тонн грузов.

В 2014 году показатели несколько снижены. По словам генерального директора ОАО «ММТП» Андрея Горбова, в прошлом году прирост грузооборота составил порядка 20 процентов по отношению к 2012 году, в этом - по итогам 11 месяцев отставание к прошлому году составляет 18 процентов

«Снижение грузооборота напрямую связано со стагнацией горнодобывающей промышленности. В частности, один из крупных проектов - Рудник имени Матросова - замедлил строительство и изменил сроки начала горных работ. Тем не менее, золотопромышленники, работающие на россыпных месторождениях, в зимний период ведут различные подготовительные работы - ремонтируют технику и доставляют грузы, которые необходимы в рамках этой деятельности. К тому же, в декабре перед предстоящими новогодними праздниками активизируются предприниматели, в связи с чем также возможно незначительное увеличение грузооборота. Но я все же не уверен, что к концу декабря будет достигнут показатель в 1 миллион тонн», - такой итог по тоннажу видит в 2014 году Андрей Горбов.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика Магаданской области по-прежнему держится на горнодобывающей отрасли, развитие которой в первую очередь связано с ценой на золото. С ее увеличением золотодобывающие предприятия приобретают больше горной техники, запчастей, топлива, что и дает прирост грузообороту морского торгового порта. Что касается остальной номенклатуры грузов: продукты питания, нефтепродукты, уголь - это константа, зависящая от численности населения региона. Так, ежегодно 270 тыс. тонн от общего грузооборота приходится на каменный уголь. От успешной «угольной навигации», длящейся с весны до осени, зависит безопасное прохождение отопительного периода в областном центре. Задача портовиков - эффективно, быстро и качественно производить перевалку угля.

Преследуя эту цель, ММТП приобрел погрузчик Комацу-470 для загрузки твердого топлива в самосвалы ОАО «Магаданэнерго», что позволило увеличить скорость выдачи угля, снизить его потери в процессе перевалки. Еще одним плюсом стало то, что работы перестали зависеть от погоды: при сильном ветре техника безопасности запрещает работу кранов.

С новым… килем!

Как рассказал руководитель предприятия, техническое обновление в Магаданском морском торговом порту осуществляется в рамках своей инвестиционной программы, рассчитанной на 2014 -2017 годы, с объемом финансирования не менее 1,7 млрд рублей.

Помимо кранов «Либхерр» общей стоимостью 10 млн евро, в минувшем году морские ворота Колымы обзавелись двумя ричстакерами по 500 тыс. евро каждый. Таким образом, за полтора года серьезная модернизация техники произошла непосредственно на причалах и для работы в тыловых зонах. Другой важной зоной, где также в ближайшем будущем произойдет обновление, является буксирный флот. Во многих портах он является самостоятельной юридической единицей, оказывающей услуги по швартовке-отшватовке судов. В Магадане же традиционно он был частью порта. Но портовые буксиры сегодня также и физически, и морально устарели. Это послужило поводом для приобретения пусть и подержанного, но находящегося в хорошем техническом состоянии буксира-кантовщика «Садко», который пришел на смену более старому, требующему немалых капиталовложений судну. Безусловно, проблемы с портофлотом это не решило. На днях Андрей Горбов прибыл в морпорт со Свидетельством о закладке киля.

«В ноябре заложено строительство первой единицы, которую ожидаем получить в Магадане до наступления 2016 года, - сообщил он. - Согласно плану, в ближайшие полтора года в порту появятся два однотипных современных буксира, в два с половиной раза превосходящих по мощности, а также по маневренности имеющуюся сегодня технику. При этом они будут и значительно экономичнее. Буксиры строит голландская компания Damen на китайской верфи в городе Чангде. Стоимость каждого из них более 6 млн. евро».

Омоложение

Кстати, на выбор типа буксира оказало немалое влияние мнение капитана одного из буксиров Магаданского морского торгового порта Сергея Гербика. Это говорит о том, что сегодняшнее руководство предприятия действует в одной связке с коллективом. Да и сам Андрей Горбов отмечает, что благодаря опыту портовиков удавалось решать немало проблем и производственных задач. С обновлением техники происходит некое омоложение штата. «Старики» боятся современной техники, управление которой осуществляется при помощи джойстиков, их стезя – «рычаги».

Обучение работе на кранах «Либхерр» портовики проходили в Европе. Сегодня создается группа, так скажем, «либхерровцев» из 10 операторов. Это позволит при необходимости работать в несколько смен, создаст замену на случай больничных и отпусков. Все они будут иметь сертификат «Либхерр». Аналогичная ситуация будет и с буксирами - люди заранее начнут обучение, в частности в Находке, где есть неплохой симулятор для отрабатывания навыков судовождения современных судов.

Техническое перевооружение морпорта создает условия для оптимизации производственного и управленческого персонала. Как сказал Андрей Горбов, наряду с тем, что общая численность персонала снизилась, производительность труда за год повысилась не менее, чем на 20-25 процентов.

Тарифный кризис

И все же есть еще болевые точки, которые надо «лечить», - это тарифы. Дело в том, что Магаданский морской торговый порт, являясь монополистом, подчиняется Федеральной службе по тарифам и не может самовольно устанавливать цену на услуги, подлежащие государственному регулированию.

«Руководство порта усиленно пытается донести информацию до ФСТ России о необходимости пересмотреть тарифы: с учетом роста цен на технику, на запчасти, на топливо при таких тарифах предприятию просто не выжить, - сказал Андрей Горбов. - На сегодня они ниже, чем в более благоприятных портах Дальнего Востока, где при этом и грузооборот выше. Губернатор Магаданской области Владимир Печеный с пониманием относится к этой проблеме и поддерживает нас. Я считаю, что освоение инвестиций также должно стать тарифной составляющей для того, чтобы в дальнейшем продолжать работу по модернизации, ремонту гидротехнических сооружений, производственных и административных зданий. Тарифы нужно поднимать. Страшно это только звучит. Наши специалисты производили подсчеты и они предоставлялись губернатору, так вот, согласно им доставка одного килограмма продуктов, будь то овощи или мясо, поднимется в денежном эквиваленте всего на 14 копеек. То есть, если стоит килограмм картофеля 65 рублей, его стоимость станет 65 рублей 14 копеек. Такой рост цены потребителю будет незаметен».

Совершенствование морпорта не останавливается. Вместе с тем, что за счет федеральных средств будет произведена реконструкция 5 и 4 причалов, за счет собственных средств предприятие планирует производить реконструкцию и капитальный ремонт гидросооружений, находящихся по соседству. А самая ближайшая перспектива - внедрение в производство IT-технологий. На данный момент уже заключен договор с Санкт-Петербургской фирмой и разработан проект на установку информационной системы, учитывающей все возможные операции, которые выполняются в порту. Сделана она на платформе 1С. Стоимость системы вместе с установкой необходимого оборудования порядка 15 млн рублей. Ввод в эксплуатацию произойдет в течение 2015 года. Система позволит наиболее оптимально организовать работу портовых механизмов, в электронном виде хранить и обрабатывать информацию не только о количестве перевезенных, например, ричстакером контейнеров, но и о его пробеге, времени работы, расходе топлива. Кроме того, она позволит внешним клиентам в режиме он-лайн видеть выход того или иного контейнера с судна. В рамках программы можно говорить и о централизованном вывозе грузов из порта, то есть она избавит грузополучателей от потери времени в очереди на получение того же контейнера и недобросовестности автоперевозчиков.