Объем поступающих на Колыму грузов напрямую зависит от стоимости золота
Осенью в жизни главных грузовых ворот Магаданской области состоялось очередное значимое событие: в эксплуатацию были введены два новых портальных крана производства компании «Либхерр». Грузоподъемность одного из них 124 тонны, второго – 84. Новая техника экономичнее в потреблении электроэнергии, на несколько лет исключает затраты на ее ремонт, при этом позволяет выполнять выгрузку и погрузку крупногабаритного тяжеловесного оборудования, какое сегодня используется в ведущей для региона горнодобывающей отрасли. Техническое обновление предприятия осуществляется лишь последние полтора года. Краны – это не первая «обновка» морпорта, и далеко не последняя.
На церемонии введения в эксплуатацию новых кранов губернатор региона Владимир Печеный отметил, что модернизация предприятия будет продолжена. Так, в федеральной целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья заложено 1,2 млрд рублей на реконструкцию причальных стенок Магаданского морского торгового порта (ММТП).
«После реконструкции гидротехнических сооружений создадутся условия для увеличения грузового оборота порта до 3 млн тонн. Крайне важно развить потенциал этого стратегически важного объекта в преддверии освоения новых золоторудных месторождений и нефтегазоносного шельфа в Охотском море», — сказал Владимир Печеный.
«Золотое влияние»
В 2014 году показатели несколько снижены. По словам генерального директора ОАО «ММТП» Андрея Горбова, в прошлом году прирост грузооборота составил порядка 20 процентов по отношению к 2012 году, в этом - по итогам 11 месяцев отставание к прошлому году составляет 18 процентов
«Снижение грузооборота напрямую связано со стагнацией горнодобывающей промышленности. В частности, один из крупных проектов - Рудник имени Матросова - замедлил строительство и изменил сроки начала горных работ. Тем не менее, золотопромышленники, работающие на россыпных месторождениях, в зимний период ведут различные подготовительные работы - ремонтируют технику и доставляют грузы, которые необходимы в рамках этой деятельности. К тому же, в декабре перед предстоящими новогодними праздниками активизируются предприниматели, в связи с чем также возможно незначительное увеличение грузооборота. Но я все же не уверен, что к концу декабря будет достигнут показатель в 1 миллион тонн», - такой итог по тоннажу видит в 2014 году Андрей Горбов.
Преследуя эту цель, ММТП приобрел погрузчик Комацу-470 для загрузки твердого топлива в самосвалы ОАО «Магаданэнерго», что позволило увеличить скорость выдачи угля, снизить его потери в процессе перевалки. Еще одним плюсом стало то, что работы перестали зависеть от погоды: при сильном ветре техника безопасности запрещает работу кранов.
С новым… килем!
Как рассказал руководитель предприятия, техническое обновление в Магаданском морском торговом порту осуществляется в рамках своей инвестиционной программы, рассчитанной на 2014 -2017 годы, с объемом финансирования не менее 1,7 млрд рублей.
Помимо кранов «Либхерр» общей стоимостью 10 млн евро, в минувшем году морские ворота Колымы обзавелись двумя ричстакерами по 500 тыс. евро каждый. Таким образом, за полтора года серьезная модернизация техники произошла непосредственно на причалах и для работы в тыловых зонах. Другой важной зоной, где также в ближайшем будущем произойдет обновление, является буксирный флот. Во многих портах он является самостоятельной юридической единицей, оказывающей услуги по швартовке-отшватовке судов. В Магадане же традиционно он был частью порта. Но портовые буксиры сегодня также и физически, и морально устарели. Это послужило поводом для приобретения пусть и подержанного, но находящегося в хорошем техническом состоянии буксира-кантовщика «Садко», который пришел на смену более старому, требующему немалых капиталовложений судну. Безусловно, проблемы с портофлотом это не решило. На днях Андрей Горбов прибыл в морпорт со Свидетельством о закладке киля.
«В ноябре заложено строительство первой единицы, которую ожидаем получить в Магадане до наступления 2016 года, - сообщил он. - Согласно плану, в ближайшие полтора года в порту появятся два однотипных современных буксира, в два с половиной раза превосходящих по мощности, а также по маневренности имеющуюся сегодня технику. При этом они будут и значительно экономичнее. Буксиры строит голландская компания Damen на китайской верфи в городе Чангде. Стоимость каждого из них более 6 млн. евро».
Омоложение
Обучение работе на кранах «Либхерр» портовики проходили в Европе. Сегодня создается группа, так скажем, «либхерровцев» из 10 операторов. Это позволит при необходимости работать в несколько смен, создаст замену на случай больничных и отпусков. Все они будут иметь сертификат «Либхерр». Аналогичная ситуация будет и с буксирами - люди заранее начнут обучение, в частности в Находке, где есть неплохой симулятор для отрабатывания навыков судовождения современных судов.
Техническое перевооружение морпорта создает условия для оптимизации производственного и управленческого персонала. Как сказал Андрей Горбов, наряду с тем, что общая численность персонала снизилась, производительность труда за год повысилась не менее, чем на 20-25 процентов.
Тарифный кризис
И все же есть еще болевые точки, которые надо «лечить», - это тарифы. Дело в том, что Магаданский морской торговый порт, являясь монополистом, подчиняется Федеральной службе по тарифам и не может самовольно устанавливать цену на услуги, подлежащие государственному регулированию.
Совершенствование морпорта не останавливается. Вместе с тем, что за счет федеральных средств будет произведена реконструкция 5 и 4 причалов, за счет собственных средств предприятие планирует производить реконструкцию и капитальный ремонт гидросооружений, находящихся по соседству. А самая ближайшая перспектива - внедрение в производство IT-технологий. На данный момент уже заключен договор с Санкт-Петербургской фирмой и разработан проект на установку информационной системы, учитывающей все возможные операции, которые выполняются в порту. Сделана она на платформе 1С. Стоимость системы вместе с установкой необходимого оборудования порядка 15 млн рублей. Ввод в эксплуатацию произойдет в течение 2015 года. Система позволит наиболее оптимально организовать работу портовых механизмов, в электронном виде хранить и обрабатывать информацию не только о количестве перевезенных, например, ричстакером контейнеров, но и о его пробеге, времени работы, расходе топлива. Кроме того, она позволит внешним клиентам в режиме он-лайн видеть выход того или иного контейнера с судна. В рамках программы можно говорить и о централизованном вывозе грузов из порта, то есть она избавит грузополучателей от потери времени в очереди на получение того же контейнера и недобросовестности автоперевозчиков.
Текст: Глеб Бояркин