Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бубен дружбы

Как сохранить уникальную культуру малых коренных народов Севера

Бубен дружбы

В Москве на Общероссийском фестивале фольклора и природы «Первозданная Россия» выступила удэгейская группа «Су гагпай» из Хабаровского края. О том, услышали ли голос дальневосточников в столице, рассуждает завотделом традиционной культуры «Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры» министерства культуры Хабаровского края Надежда Кимонко.

- Какие мероприятия проводятся в Хабаровском крае, чтобы продемонстрировать деятельность общин коренных малочисленных народов Севера?

- Отдел традиционной культуры Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры проводит в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края летнюю смену «Дети Амура: жизнь и творчество» для детских творческих коллективов, студий по декоративно-прикладному и изобразительному искусству, секций по национальным видам спорта.

Ежегодно в течение 10 лет в муниципальных районах края проходит фестиваль-эстафета фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы». В прошлом году он был организован в сельских поселениях Булава и Богородское Ульчского муниципального района Хабаровского края. Подобного вида мероприятия проводятся в самых отдаленных районах и селах, где работа по сохранению истоков не ведется или только возрождается. Так мы приобщаем к этому делу и исполнительные органы власти муниципальных районов, и общественную организацию коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. С каждым годом фестиваль расширяет географию, к нам приезжают гости из республики Саха (Якутия), Амурской области, Китайской народной республики. Процесс идет: для коллективов приобретают сценические костюмы, реквизит, национальные бубны, осуществляется ремонт в сельских домах культуры, национальных культурных центрах, создаются новые коллективы и культурно-досуговые учреждения. Положительные сдвиги налицо.

Кроме того, популярен и краевой конкурс сказителей «Нигман» («Сказка»), где принимают участие люди разных возрастов - носители, информаторы фольклора и родного языка, подростки, молодежь.

- Ансамбль «Су гагпай», который выступал в Москве в рамках презентации Хабаровского края на выставке «Первозданная Россия», тоже поддерживает традиции малочисленных народов. Расскажите о нем поподробнее.

- Многим нашим коллективам уже более 60 лет. Творческие группы коренных малочисленных народов Севера своего рода стабилизирующая ячейка в среде сельского поселения. Удэгейский ансамбль «Су гагпай» из таежного села Гвасюги района имени Лазо давно не был в Москве. Он часто приезжал сюда в 1950 -60-е годы на выступления в рамках Всесоюзных съездов. «Су гагпай» в переводе с удэгейского означает «Лучи солнца». Бессменным руководителем коллектива является Валентина Тунсяновна Кялундзюга - лауреат Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» в номинации «народный сказитель». Ребята – постоянная группа из 10 человек - выступают на краевых праздниках, фестивалях, в том числе и в странах Европы. Руководитель ездила как носитель фольклора на Международный фестиваль сказителей, проходивший в провинции Юкон (Канада), где рассказывала удэгейские сказки.

Удэгейским фольклором интересуются ученые – этнографы, этномузыковеды - не только из России, но и из других стран - Японии, Канады, Польши, Южной Кореи, Америки. В Польше был издан удэгейско-русский словарь (2 тома), в Канаде «Удэгейские сказки», в Японии Экзюпери «Маленький принц» (перевод В.Т. Кялундзюга). Валентина Кялундзюга является автором и разработчиком удэгейского букваря. Сейчас она работает над изданием учебников по удэгейскому языку для начальных классов. У меня порой складывается ощущение, что за рубежом больше о нас знают, чем в нашей стране.

- Кто шьет артистам такие красивые костюмы?

- Костюмы шьют сами, они традиционные и сочетают в себе вышивку, аппликации из кожи рыбы с использованием металлических элементов, ракушек-каори. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. По традиции их носили весной, летом и в начале осени. Кстати, любопытна и свадебная одежда «Амири». У нанайцев девочка начинает шить свадебный халат с детства. Вообще, любая одежда у малочисленных народов является оберегом, основное свойство которого защитить человека от злых духов.

- Есть ли на территории Хабаровского края этнографические деревни, где можно ознакомиться с традиционным бытом коренных малочисленных народов?

- Чисто этнографических деревень в Хабаровском крае нет. Орочи, удэгейцы, нанайцы и другие народы живут в обыкновенных деревянных домах. В удэгейском селе Гвасюги находится территориально- соседская община малочисленных народов «Удэ», которая занимается традиционными видами деятельности: охотой, рыболовством, сбором дикоросов, изготовлением изделий, сувениров декоративно - прикладного искусства. При общине «Удэ» находится национальный культурный центр, где работает музей под открытым небом, выставка – экспозиция изделий быта, декоративно- прикладного искусства, помещения для проведения мастер- классов и выступления фольклорного ансамбля. В музее под открытым небом проводят ритуальные обряды удэгейцев.

- Коренные народы до сих пор стараются жить обособленно? Или влияние цивилизации все же велико – молодежь уезжает в город и забывает свои корни?

- Я хочу отметить, что на территории Хабаровского края проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Всего 22549 человек (данные на 2010 год). Самыми многочисленными являются нанайцы -11009 человек, малочисленными – удэгейцы (620 человек), негидальцы (480 человек) и орочи (441 человек). По численности коренных малочисленных народов Хабаровский край занимает шестое место в России.

Обособленно живут коренные народы в отдаленных селах и районах Хабаровского края. Не во всех поселениях Хабаровского края молодежь уезжает в крупные города. Некоторые, получая образование в Хабаровске, возвращаются в родные места. Молодых специалистов финансово стимулируют. Например, Марина Ыча, получив второе высшее образование в Москве, в настоящее время работает главным специалистом в администрации Ульчского муниципального района. Молодежь стала чаще поступать в Хабаровский государственный институт искусств и культуры. После окончания специалисты работают в национальных культурных центрах, межпоселенческих центрах национальных культур, сельских домах культуры и др. Это опять-таки связано с тем, что в Хабаровском крае созданы управление по делам коренных народов при министерстве природных ресурсов Правительства Хабаровского края, отделы в администрациях муниципальных районов. Этому способствуют и Краевая ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры и другие организации. В Хабаровском крае принята государственная целевая программа «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае». Конечно, из самых северных уголков, и то не изо всех, из Охотского района, например, молодые люди, получив образование, переезжают в крупные города.

- Какие традиции малочисленным народам важно сохранить?

- С помощью фольклора мы хотели бы сохранить свой родной язык. На нашем удэгейском языке (а я удэгейка) молодежь почти не разговаривает, и язык теряет определенный статус. Если молодые люди не видят в этом смысла, то люди 40-50 лет начинают осознавать, что важно поддерживать родной язык. Язык сохраняет культуру и даже спасает в пикантных ситуациях, когда в обществе неудобно говорить какие-то слова. Жив язык – жив народ. Этому сейчас следуют самые малочисленные этносы – негидальцы. В эвенском селе Арка Охотского района в школе почти все дети разговаривают на родном языке.  

Мы уделяем внимание традициям и обрядам. Их используют в отдельных населенных пунктах. Говорят, что орочи - вымирающий народ, но это не так. Люди по-прежнему идентифицируют себя со своей национальностью, у них желание заниматься именно своей орочской культурой. Они создали в Советско-Гаванском районе объединение - национальный культурный центр «Киа Хала» («Родной край»). Конечно, орочи уже не владеют родным орочским языком, но песни, танцы, обряды исполняют. И пока есть это стремление – народные корни будут сохранены. Народы возрождают и рецепты национальной кухни. Так, у удэгейцев это тала, которую делают из сырой рыбы, варят дякту – жидкий суп из риса или пшена, добавляют туда размягченную красную икру (варят 2-3 минуты с икрой).

- Какие обряды сохранились?

- Обряды больше промысловые, связанные с традиционным укладом жизни – охотой, рыболовством, собирательством. Перед походом на охоту мужчины, даже молодые, возле священного дерева просят Бога Эндури, чтобы он принес удачу, совершают приношение, благодарят духов тайги, гор, лесов, рек. Бывают среди охотников и такие приметы: если находит человек лягушку, змею, бабочку зимой, то это означает, что тебе пришла удача в охоте. Надо взять священный сувенир себе, спрятать и никому не показывать, иначе удача перейдет другому охотнику.

Культура коренных малочисленных народов Севера связана с представлениями о животном мире. Люди считали, что человек происходит от зверя или птицы и что звери все понимают, могут возродиться после смерти и даже отомстить за убийство сородича. Именно поэтому на многих праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Тигру как хозяину тайги, уделяется место и в легендах. По одной удэгейской легенде, два охотника решили добыть в тайге птенцов орла. Они забрались высоко на скалу, но слезть не смогли. Мужчины обратились к богу о помощи - неизвестно откуда появился тигр и помог охотникам слезть со скалы.

В нанайской легенде охотники заблудились в тайге. Голодные и усталые, они обратились за помощью к духу тигра. Вдруг из чащи появился тигр с косулей в зубах. Зверь бросил косулю охотникам и исчез. Охотники подкрепились и нашли дорогу в деревню.

- Вы сказали, что принимаются различные законы, которые способствуют развитию коренных малочисленных народов Хабаровского края. В связи с этим изменилась ли в последние годы демографическая ситуация?

- Конечно, численность наших народов растет не так быстро, как у других этносов. У нас нет высокой рождаемости, как раньше, когда в семьях было по 5-6 детей. Но мы надеемся, что демографические программы будут способствовать улучшению ситуации. И это важно. Хотелось бы, чтобы наши народы развивались, чтобы было больше инициативных лидеров. Для этого мы и проводим смены «Дети Амура» в летних лагерях для подростков и молодежи, где собираем всех «аборигенов» Хабаровского края, чтобы молодые люди занимались этим направлением, могли развивать свою экономику на селе и понимали, что будущее зависит от них.