Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

We will work with "semiconsiders"

What will the Year of Ecology bring to the Primorsky Krai?

We will work with "semiconsiders"
Photo: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
How to strike a balance between the development of production, industry, infrastructure, on the one hand, and the preservation of nature, compliance with environmental standards in construction, production and daily life - on the other hand? The director of the regional department of natural resources and the environment, Alexander Korshenko, spoke in an interview with EastRussia about the ecology of Primorsky Krai, problem areas and growth points in the field of environmental conservation.

- Alexander Igorevich, in Primorye, inbound tourism is actively growing, many are attracted by local nature. From your point of view, which major natural resources in Primorye need to be respected and preserved?
- By the ratio of the main territory to the special nature conservation areas, Primorsky Krai has reached the European level today. In our region 17% is the area under special protection, this is a zone of both federal and regional importance. It is 11 state nature reserve, 9 reserves, unique Botanical Garden, arboretum FEB RAS, 204 nature monument, each of which is unique. There are also yew groves and lakes with lotuses and water lilies, and Korean cedar, and unique coastal taiga, and geological sections, such as on the Russian Island and in the bays Novgorodny and Reid Pallada in the south of the Khasansky district. The main goal, of course, is the preservation of these monuments for use by their scientists, researchers, archaeologists.

- And tourists?
- Of course, these are points of development for many destinations in eco-tourism, platforms for creating unique tourist products that will be in demand not only by foreign nature lovers, but also by our compatriots coming from other regions. Primorye has an excellent base for creating a whole system of eco-tourism. By the way, Primorye is one of the few places on the planet where the ice age has not reached, and today, in terms of the number and diversity of flora and fauna, our region is one of the richest regions of the country. Our main task is to preserve these riches. As an example, the Arsenyev site near Ussuriisk or the recently created Bikin National Park, to the creation of which we have put a lot of effort.

- How is it possible to create a new reserve in the modern realities?
- The decree on its opening was signed personally by the head of the Russian Government. There are a lot of questions about Bikin, the locals are suspicious of this initiative. They fear that their rights as small indigenous peoples may be infringed, that they will live harder, that they will take away traditional hunting places and so on. Therefore, organizing a public discussion, creating a justification, participating in the creation of a working group, we very seriously approached such issues and sent them to the Ministry of Natural Resources in order to change the law on specially protected natural territories. Our suggestions are accepted. Work is being carried out to fulfill the obligations assumed by the administration of the Primorsky Territory and the Ministry of Natural Resources so that the rights of small peoples living in the territory of the Bikin National Park are maximally preserved.

- At one time it was environmental motivation that was the basis for transferring Vladivostok's energy from coal to gas. Gasification has been completed for a year already. How do you evaluate the result for the city, for the population?
- In general, at the edge of the indicators of emissions of pollutants into the air have a tendency to decrease. Of course, first of all this was due to the reconstruction of the CHP-1 and CHP-2 in Vladivostok and their transfer to gas, as well as the modernization of the boiler houses in Ussuriysk. Due to this, the total reduction of pollutant emissions was 22,3%. This is official data.

I can say, and this is reflected in the annual report on the results of 2015 of the year, that all environmental indicators in the region are stable, normal, and they have not deteriorated. All federal agencies, both supervisory and permissive, including the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection, Rosrybolovstvo, Prigidromet, and a number of others participated in drawing up the report. In the language of statistics, the results of state monitoring related to the quality of the environment illustrate the stability of the situation with air pollution and aquatic areas. But at the same time there is a tendency to the deterioration of the status of rivers and soils of residential areas - those that are the most affected.

- And the waste?
- The main sources of pollution are extractive industry enterprises, enterprises for the production and distribution of electricity, gas, water and processing enterprises, forming in total about 95% of those wastes that are considered to be of low hazard: overburden, ash and slag waste, sludge, etc. Solid municipal waste , Which are formed as a result of vital activity, constitute no more than 2,15% in the total waste structure. But they tend to grow by volume on average to 2-3% per year. At the same time, the level of processing of solid municipal waste does not exceed 13%.

- Recycling will develop?
- In this area there are advances and developments of companies operating in the region and already having experience of practical implementation of selective waste collection and recycling. There are investors interested in setting up a production of two-tier plastic processing, for example. The first level is the grinding of plastic raw materials to obtain a fraction of flakes. Such products have a high demand in the countries of the Asia-Pacific region. The second level is the release from the obtained raw materials of import-substituting products - wood-polymer decking board. You can also produce products that are in demand on the market - geogrids, geogrids, plastic reinforcement.

- Are there any systemic measures in place to develop waste processing in Primorye?
- As part of the state program “Environmental Protection in Primorsky Krai for 2013-2017”, the development of a territorial waste management scheme has been completed. According to the results of this work, the main parameters of the waste management system in the Primorsky Territory were determined. The location of inter-municipal complexes for the treatment and utilization of municipal solid waste has been determined. And these sites, in essence, will be used for specialized investment projects - this is the processing of plastic, cardboard, wood, and other types of secondary raw materials. We also plan to form a network of industrial parks, which will be focused on the efficient use of recycled materials. There is already an enterprise producing construction materials with the addition of solid waste in the region, it has no analogues in the Russian Federation.

- What are the prospects for treatment plants? Over the past year, much has been said about the purity of the Golden Horn. Are specific mechanisms found how to bring Vladivostok's business card into order?
- We conduct this work with a number of specialized organizations. This area of ​​the water area is of federal importance, but the city is carrying out the business activities on the shore and in the water area. This means that this is our area of ​​responsibility - to put in order what for 150 years has been subjected to very aggressive pollution.

Ecologists note that the creation of the Free Port in Primorye, which borders on the southern coastal regions of Primorye, requires the creation of a more precise organization of a plan and the development of measures to protect the marine waters of the adjacent seas of the Peter the Great Bay. First of all, we will deal with the Golden Horn Bay, which, of course, is in a very deplorable state. This issue is under the direct control of the governor of the region, and we are actively engaged in it. In July this year, a federal law was adopted that defined what is the accumulated harm, objects of harm, and also identified participants in the process of objects of environmental harm. In the course of the seabed survey, a detailed calculation of the amount of pollution will be made, based on which the estimate for expenditures will be drawn up. There is also good news: the amount of sewage is gradually decreasing. This is due to the gradual commissioning of treatment facilities in Vladivostok. In addition, the reduction of the volume of contaminated wastewater is facilitated by the introduction of automated accounting methods at enterprises.

- Tell us about environmental projects, about the forum "Nature without borders"? What are the goals and objectives he pursues?
- The arrival in Primorye of large companies implementing their investment projects, including in the framework of the implementation of federal laws on territories of priority development and the Freeport of Vladivostok, will require the business of information openness in matters relating to the state of the environment and environmental safety. A good opportunity to be heard by the public and the environmental community for business representatives is participation in such large-scale events as the International Environmental Forum "Nature without borders". For ten years, the south of Primorye has radically changed and is now actively developing. The task of the forum participants is extremely clear - to find a balance between the development of natural resources and the need to preserve the unique nature of the Far East. The goal that unites us all is the preservation of the biodiversity of Primorsky Krai and the Far East and at the same time the development of production in the region in accordance with strict international environmental standards.

The focus of the forum, which has already become an annual event for Primorye, is fundamental for us. We want people to strive to live and work in Primorye, and we clearly understand that this can only be achieved by giving priority to environmental issues and improving the quality of life of the population. That is why the position of the governor of the province remains unchanged. We need to pay much attention to the ecological education of children and young people. I believe that representatives of the scientific community, the media and the environmental community of the region should render serious assistance in environmental education of the population.

I note among the participants a large number of representatives of business, entrepreneurship. This can not but rejoice: the forum is an ideal platform for building a working dialogue between government, science, business and civil society. This dialogue goes well, as a result, there are positive results. For example, I want to note, more and more industrial industrial companies going to our region, listen to the opinion of the scientific community and environmental organizations, and this is a statement of fact.

- 2017 year is declared the Year of Ecology. In this regard, what are the plans, projects? What kind of mood will we enter this year?
- There are two main vectors: the development of the reserve system, the ecology in general. And working with environmental “badgers”. Attention will be paid to ensuring compliance with environmental protection legislation. At the same time, responsible companies seeking to preserve the environment, paying due attention to it, on the contrary, will bring additional opportunities and incentives for the transition to a more efficient management model. We will continue to work in terms of raising environmental culture among residents of the region, working with young people, the Department, together with the Russian Geographical Society - the Society for the Study of the Amur Region (OIAC ) organized a local history lecture hall in the field of environmental protection and environmental management.This is a series of educational and scientific-educational lectures on the preservation of the unique natural heritage of the Primorye Territory, the organization of ecological tourism in specially protected natural territories and the rational use of natural resources organized to increase knowledge tour operators.

EastRussia Help
Korshenko Alexander Igorevich - Head of the Department of Natural Resources and Environmental Protection of the Primorsky Territory. He was born in Vladivostok, graduated from the DVIST with a degree in Accounting and FEPI with a degree in Jurisprudence. He also graduated from the graduate school with the theme of the thesis “Organizational and technical conditions for the formation of a waste management system at the municipal and inter-municipal level”. He has a degree in economics. From 2004 to the appointment of a new position he worked as head of the department of environmental protection and environmental management of the Vladivostok administration. September 11 2014 was appointed Director of the Department of Natural Resources and Environmental Protection of the Primorsky Territory. He was awarded the medal "For perfect work", letters of thanks from the Governor of Primorsky Krai, the Office of Rosprirodnadzor.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Будем работать с “двоечниками"

Что принесет Год экологии Приморскому краю

Будем работать с “двоечниками
Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
Как соблюсти баланс между развитием производств, промышленности, инфраструктуры, с одной стороны, и сохранением природы, соблюдением экологических норм в строительстве, производстве и повседневной жизни – с другой стороны? Об экологии Приморского края, проблемных местах и точках роста в области сохранения окружающей среды в интервью EastRussia рассказал директор краевого департамента природных ресурсов и окружающей среды Александр Коршенко.

– Александр Игоревич, в Приморье активно растет въездной туризм, многих привлекает именно местная природа. С Вашей точки зрения, какие главные природные богатства в Приморье нуждаются в бережном отношении и сохранении?
– По соотношению основной территории к особым природоохраняемым территориям Приморский край сегодня достиг европейского уровня. У нас в крае 17% находится площади под особой охраной, это зоны и федерального, и регионального значения. Это 11 государственных природных заказника, 9 заповедников, уникальный Ботанический сад, дендрарий ДВО РАН, 204 памятника природы, каждый из которых уникален. Тут и тисовые рощи, и озера с лотосами и кувшинками, и корейский кедр, и уникальная приморская тайга, и геологические разрезы, такие как на острове Русский и в бухтах Новгородняя и Рейд Паллада на юге Хасанского района. Основной целью, конечно, является сохранение этих памятников для использования их учеными, исследователями, археологами.

– А туристами?
– Безусловно, это точки развития многих направлений в эко-туризме, площадки для создания уникальных турпродуктов, который будет востребован не только иностранными любителями природы, но и нашими соотечественниками, приезжающими из других регионов. В Приморье есть отличная база для создания целой системы эко-туризма. Кстати, Приморье – это одно из немногих на планете мест, куда не дошел ледниковый период, и сегодня по количеству и разнообразию флоры и фауны наш край – один из самых богатых регионов страны. Наша основная задача сохранить эти богатства. Как пример, стоянка Арсеньева под Уссурийском или недавно созданный национальный парк Бикин, к созданию которого мы приложили немало сил.

– Как это – в современных реалиях создавать новый заповедник?
– Постановление о его открытии было подписано лично главой Правительства России. Очень много по "Бикину" вопросов, местные жители с недоверием относятся к этой инициативе. Они опасаются, что их права как коренных малочисленных народов могут быть ущемлены, что им станет жить тяжелее, что у них отберут традиционные места охоты и так далее. Поэтом мы, организовывая общественное обсуждение, создавая обоснование, участвуя в создании рабочей группы, очень серьезно подходили к таким вопросам, направляли их в министерство природных ресурсов, чтобы изменить закон об особо охраняемых природных территориях. Наши предложения приняты. Проводится работа по выполнению обязательств, которые брала на себя администрация Приморского края и министерство природных ресурсов, чтобы права малочисленных народов, проживающих на территории нацпарка "Бикин", были максимально сохранены.

– В свое время именно экологическая мотивация легла в основу перевода энергетики Владивостока с угля на газ. Газификация уже год как завершена. Как Вы оцениваете результат для города, для населения?
– В целом по краю показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеют тенденцию к снижению. Конечно, в первую очередь это произошло благодаря реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 во Владивостоке и переводу их на газ, а также модернизации котельных в Уссурийске. За счет этого общее сокращение выбросов загрязняющих веществ составило 22,3%. Это официальные данные.

Могу сказать, и это отражено в ежегодном отчете по итогам 2015 года, что все экологические показатели в регионе стабильны, в норме, и они не ухудшились. В составлении отчета участвовали все федеральные органы, как надзорные, так и разрешительные, включая Роспотребнадзор, Росрыболовство, Примгидромет, целый  ряд других. Говоря языком статистики, результаты государственного мониторинга, связанного с качеством окружающей среды, иллюстрируют стабильность ситуации с загрязнением атмосферного воздуха и водных акваторий. Но вместе с тем имеет место тенденция к ухудшению состояния рек и почв селитебных территорий – тех, на которые оказывается максимальное воздействие.

– А отходы?
– Основными источниками загрязнения являются предприятия добывающей промышленности, предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа, воды и обрабатывающие предприятия, образующие в общей сложности порядка 95% тех отходов, которые считаются малоопасными: вскрышные породы, золошлаковые отходы, шламы и др. Твердые коммунальные отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности, составляют не более 2,15% в общей структуре отходов. Но они имеют тенденцию роста по объему в среднем до 2-3% в год. При этом уровень переработки твердых коммунальных отходов не превышает пока 13%.

– Переработка будет развиваться?
– В этой области есть подвижки и наработки компаний, работающих в крае и уже имеющих опыт практическое внедрение селективного сбора отходов и их переработки. Есть инвесторы, заинтересованные в налаживании производства по  двухуровневой переработке пластика, например. Первый уровень – это измельчение пластикового сырья с получением фракции хлопьев. Такая продукция имеет высокую востребованность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Второй уровень — выпуск из полученного сырья импортозамещающей продукции — древесно-полимерной доски «декинг». Также можно производить востребованную на рынке продукцию — георешётки, геосетки, пластиковую арматуру.

– Предпринимаются ли какие-то системные меры для развития переработки отходов в Приморье?
– В рамках государственной программы «Охрана окружающей среды в Приморском крае на 2013-2017 годы» завершена разработка территориальной схемы обращения с отходами. По результатам этой работы определены основные параметры системы обращения с отходами на территории Приморского края. Определено расположение межмуниципальных комплексов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов. И эти площадки, по сути дела, будут использованы под профильные инвестпроекты – это переработка пластика, картона, древесины, других видов вторичного сырья. Также мы планируем формировать сеть индустриальных парков, которые будут ориентированы на эффективное использование вторсырья. В крае уже есть предприятие по производству строительных материалов с добавлением ТБО, оно не имеет аналогов в Российской Федерации.

– Какие перспективы по очистным сооружениям? За последний год много говорилось о чистоте акватории бухты Золотой рог. Найдены ли конкретные механизмы, как привести визитную карточку Свободного порта Владивосток в порядок?
– Эту работу мы ведем с целым рядом профильных организаций. Этот участок акватории имеет федеральное значение, но хозяйскую деятельность на берегу и в акватории осуществляет город. А значит, это и наша зона ответственности –  привести в порядок то, что на протяжении 150 лет подвергалось весьма агрессивному загрязнению.

Экологи отмечают, что создание в Приморье Свободного порта, в границы которого входят южные прибрежные районы Приморья, требует создания более четкой организации плана и выработки мер по защищенности морских акваторий прилегающих морских вод залива Петра Великого. В первую очередь будем разбираться с бухтой Золотой Рог, которая, безусловно находится в весьма плачевном состоянии. Этот вопрос находится под непосредственным контролем губернатора края, и мы им активно занимаемся. В июле этого года был принят федеральный закон, который дал определение, что такое накопленный вред, объекты вреда, а также определил участников процесса объектов экологического вреда. В ходе исследования морского дна будет произведен детальный подсчет объема загрязнения, на основании которого будет составлена смета на расходы. Есть и хорошие новости: постепенно снижается объем сточных вод. Это объясняется постепенным вводом в эксплуатацию очистных сооружений во Владивостоке. Кроме этого, снижению объема загрязненных сточных вод способствует введение автоматизированных методов учета на предприятиях.

– Расскажите об экологических проектах,  о форуме «Природа без границ»? Какие задачи, цели он преследует?
– Приход в Приморье крупных компаний, реализующих свои инвестиционные проекты, в том числе в рамках исполнения федеральных законов о территориях опережающего развития и о Свободном порте Владивосток, потребует от бизнеса информационной открытости в вопросах, касающихся состояния окружающей среды и экологической безопасности. Хорошей возможностью быть услышанными населением и экологической общественностью для представителей бизнеса является участие в таких масштабных мероприятиях, как Международный экологический форум "Природа без границ". За десять лет юг Приморья кардинально изменился и сейчас продолжает активно развиваться. Задача участников форума предельно понятна – найти баланс между освоением природных ресурсов и необходимостью сохранения уникальной природы Дальнего Востока. Цель, которая нас всех объединяет, – сохранение биоразнообразия Приморского края и Дальнего Востока и одновременно развития производств в регионе в соответствии со строгими международными экологическими стандартами.

В центре внимания форума, ставшего уже ежегодным мероприятием для Приморья, стоят фундаментальные для нас вопросы. Мы хотим, чтобы люди стремились жить и работать в Приморье, и четко понимаем, что добиться этого можно только уделяя первостепенное значение вопросам экологии и повышения качества жизни населения. Именно поэтому позиция губернатора края остается неизменной. Большое внимание нам необходимо уделять экологическому воспитанию детей и молодежи. Полагаю, серьезную помощь в экологическом просвещении населения должны оказать представители научной среды, СМИ и экологическое сообщество края.

Отмечу среди участников большое количество представителей бизнеса, предпринимательства. Это не может не радовать: форум – это идеальная площадка  для выстраивания рабочего диалога между властью, наукой, бизнесом и гражданским обществом. Этот диалог идет неплохо, в результате появляются положительные результаты. Например, хочу отметить, все больше производственных промышленных компаний, идущих в наш регион, прислушиваются к мнению научного сообщества и экологических организаций, и это — констатация факта.

– 2017 год объявлен Годом экологии. В связи с этим, какие планы, проекты? С каким настроением войдем в этот год?
– Здесь два основных вектора: развитие заповедной системы, экологии в целом. И работа с экологическими “двоечниками". Будет усилено внимание за соблюдением  прородоохранного законодательства. В то же время для ответственных компаний, стремящихся к сохранению экологии, уделяющих ей должное внимание, напротив, год принесет дополнительные возможности и стимулы для перехода на более эффективную модель управления. Будем продолжать работу в плане воспитания экологической культуры у жителей края, работу с молодежью. Департаментом, совместно с Русским географическим обществом – Обществом изучения Амурского края (ОИАК) организовано проведение краеведческого лектория в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Это серия  образовательных и научно-просветительских лекций на тему сохранения уникального природного наследия Приморского края, организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях и рационального использования природных ресурсов, организуемых для повышения уровня знаний туроператоров.

Справка EastRussia
Коршенко Александр Игоревич – Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Родился во Владивостоке, окончил ДВИСТ по специальности «Бухгалтерский учет» и ДВПИ по специальности «Юриспруденция». Также окончил аспирантуру с темой диссертации «Организационно-технические условия формирования системы управления отходами на муниципальном и межмуниципальном уровне». Имеет степень кандидата экономических наук. С 2004 года до назначения на новую должность работал начальником управления охраны окружающей среды и природопользования администрации Владивостока. 11 сентября 2014 года назначен на должность директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Награжден медалью «За безупречный труд», благодарственными письмами Губернатора Приморского края, Управления Росприроднадзора.