Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

“It will be good, but not always and not for everyone”

Economists predict a quick economic recovery in the Far East

Russia is beginning to get out of coronavirus restrictions, regions are counting the number of sick, dead and recovered, and economists are counting losses. Experts predict the subjects of the Far Eastern Federal District an early recovery, but not to all - there will be losses, and some will have large ones.

“It will be good, but not always and not for everyone”
Photo: pixabay.com

UNLIMITED LOSSES

Alexander Abramov, professor at the Department of Mathematical Methods in Economics at the SHEN FEFU, notes that it is not entirely correct to talk about a single economy in the Far East - there is simply no single territorial-production economic complex in the Far Eastern Federal District. There are eight economies that are very weakly interconnected by supply and participation in production chains. The ties of each economy with the central part of the Russian Federation are much stronger than between the regions. This can be seen with a simple example: residents of Kamchatka fly to Moscow or St. Petersburg more often than to the geographically close Vladivostok. Therefore, two interconnected crises: pandemics and economic, will have different effects on the regions of the Far East.

“In some regions of the Far Eastern Federal District, for example, financial institutions occupy a large share, in others - the hotel business, communications,” explains Pavel Minakir, scientific director of the Institute for Economic Research, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. - For enterprises located in the Khabarovsk and Primorsky Territories, to a lesser extent, in Yakutia and Sakhalin, the impact of the economic downturn is felt more strongly. These territories, to a greater extent than the rest, are associated with interregional turnover of products and rely on trunk modes of transport. In other regions, the economy is tied more to local markets. How the crisis will affect them depends rather on the situation in the subject, but it is very different. ”

One must be aware that losses are not "spread out" entirely in the economy, the expert says. More than others suffered trade, transport, pharmacies, financial institutions, communications, utilities. There are quite working sectors: mining, processing industry, including small and medium-sized businesses, which relates to production.

At the same time, the economy is a complex system in which a huge number of interconnections are not always obvious and immediately manifest. Therefore, in order to calculate how much the economy of a particular region suffers in general, it is necessary to calculate the specific gravity of each industry in the GRP.

For example, the structure of the economy of the Primorsky Territory, in contrast to Yakutia or Magadan, where industry is developed, depends on transport, logistics and trade by as much as 42%. This is a service economy, to some extent quite modern.

The collapse occurred in the areas of retail, tourism, hospitality, passenger transportation, which are associated with fast exchange operations. But in general, these components are not so significant from the region’s economy.

“They talk a lot about the affected trade, which undoubtedly dipped. But you need to understand how much? - notes Alexander Abramov. - The fall affected retail trade, while in Primorye three-quarters of the trade was wholesale (and two-thirds are fuel). Much depends on how the sectors where this fuel was supplied, say, for bunkering ships, develop. It is important what will happen to maritime transport. It is worthwhile to understand that wholesalers work on long-term, insured contracts. But force majeure, defaults were not announced in Russia, contracts, as before, work. ”

Something depends on the situation in foreign markets. Apparently, the export of coal, fish products, forests, food to the countries of North-East and Southeast Asia will continue. However, in the structure of the economy this component is also not very significant - only 5-6%.

The economy of the Far Eastern Federal District, especially the raw materials sector and trade, is strongly tied to relations with foreign neighbors, primarily with the Republic of China. The fall of the Chinese economy is pulling us down. However, Academician Minakir does not see the apocalypse here and suggests turning to the facts.

“Of course, the closure of the border with the PRC, the introduction of quarantine measures have affected the regions of the Far Eastern Federal District,” the scientist points out. “But China is quickly recovering.” Yes, the first quarter was a failure, but not globally. In the remaining months, about 4% of growth in the Chinese economy is projected. Only the first signs of recovery in China and expectations for some European countries have already become a powerful signal for commodity markets, where demand is growing. ”


DIRECTIONS OF INVESTMENTS

In recent years, the economy of the Far Eastern Federal District has received considerable investments, including thanks to residents of the free port of Vladivostok and territories of priority development. Apparently, their significance will not fall.

“Various preferential regimes have little to do with the current global challenges,” says Pavel Minakir. - Of course, there are also influenced by a pandemic, but TOSED is a production site where mining, processing, agriculture, and logistics are mainly localized. These enterprises, for the most part, continue to operate. ”

According to Alexander Abramov, the future of economic growth and investment in the Far East depends on the Russian state - foreign investments should not be expected. In this regard, specific credit and tariff policies in relation to the region are of particular importance; as well as personnel, budgetary policies. Suppose if a region invests in a certain sector (housing), then the business will invest there. Where the state invests, there are guarantees, including political ones.

However, at present, it will be difficult for state structures to invest: the federal, and especially regional budgets, which in the best years, all in the Far Eastern Federal District (except Sakhalin), were subsidized, are experiencing difficulties. Many enterprises ceased to work, while others reduced production. In particular, in April, ALROSA Group, the world's largest diamond mining company, almost stopped the sale of diamond products.

Total sales in April fell more than 20 times year on year to $ 15,6 million. Revenues from sales of rough diamonds to third parties amounted to $ 13,1 million, decreasing by 91,2% for the quarter and by 95,9% in annual terms, revenue from sales of diamonds decreased by 41,5% and by 17,2% to 2,4 , 919,8 million dollars. In total, in the first four months of this year, sales of ALROSA diamond products amounted to $ 894,4 million in value terms. At the same time, the total value of rough sold in January-April amounted to 25,4 million, and diamonds - $ XNUMX million.

ALROSA Deputy General Director Yevgeny Agureyev explained that the restrictions imposed on the fight against coronavirus and the drop in demand for diamond jewelry have minimized the sale of diamonds and diamonds on all world markets. Agureyev’s words that “the restrictions and difficulties that the market has encountered are temporary in nature” serve as little consolation.

Meanwhile, for Yakutia, ALROSA is one of the budget-forming enterprises. Natalia Zubarevich, a professor at the Department of Economic and Social Geography of Russia at the Geography Department of Moscow State University named after MV Lomonosov, doctor of geographical sciences, commented on EastRussia's disappointing picture of the state of the region’s finances in the coming months.

“The tax and non-tax revenues of the republic administered by the Federal Tax Service increased in April 2020 compared to April last year by 19%, from January to April, revenue growth of 23%,” says Natalya Zubarevich. - But, this is all due to the strong growth of income tax (+ 63%), which was paid according to the results of 2019, advance payments. In April, personal income tax fell by 13% - many jobs were left, enterprises are having difficulty paying salaries. The failure on income tax and other taxes will be revealed later, in the second quarter and it will be the most powerful. Other regions have already “crumbled”, in Yakutia this will simply happen later. The "hangover" has not yet occurred, since "alcoholism" is not complete. The blow to the republic’s finances will be double - “diamond” and “oil and gas”, enterprises of the raw materials industry are losing profits. ”


TIME OF RATIONALITY

According to Pavel Minakir, the drop in gross domestic product in the macro-region in April alone amounted to about 100 billion rubles - a figure comparable to the amount of Primorye’s own budget revenues.

Indirectly, a general decline in demand to varying degrees affected almost all sectors. If transport is bad, then the energy sector suffers. Retail has stopped - orders have stopped for industry, which has nowhere to supply products. Industry is skidding - demand for raw materials is declining. The general decline in economic activity reduces the demand for commercial loans.

“The fall will be significant - the GRP of the Far East will lose 25-30% by the end of 2020,” said Alexander Abramov. - These figures will be distributed completely differently in different regions. At the same time, the probability of my forecast is about 40%. This will happen if the current negative trends continue and transport, logistics, and wholesale trade begin to fall. If growth starts in June, the indicators for the year will be less pessimistic. ”

But we have already been taught to believe that a crisis is not necessarily a bad thing. As for the economy, enterprises are releasing resources that can be directed to other channels. And now, as experts hope, businessmen are studying the market in search of new niches. In addition, not all old niches will “collapse”. It is clear that the strongest will traditionally survive.

Professor, Chairman of the Board of East Point Group of Companies Sergey Mitrofanov believes that if all the affected sectors recover, then centralization will occur - large players will absorb small ones. In any case, large companies find it easier to survive the lack of revenue. Large, replacing small ones, will be able to manage prices, which will push consumers to a more rational use of funds.

“In the Far East, a service economy has developed, which is going through difficult times. Major changes are expected, ”says Yuri Avdeev, director of the Asia-Pacific Institute of Migration Processes. - Those companies that have the largest reserves will survive, the largest, the "trifle" will die. The point is that there is a test for consistency. The question is, how much are you in demand and necessary? We have a large part of the business - a desk, pen, telephone. If this does not happen, there will be no tragedy. ”

In Avdeev’s view, the future lies in the symbiosis of large and small business, which we have not yet observed.

“Now small enterprises will realize: their success depends on ties with large business. A large entrepreneur, in turn, will be as successful as he can tie a small business to himself. Two-way traffic will be required. Will the authorities of the Far Eastern Federal District be able to push large businesses to work with small ones? ”

October 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Будет хорошо, но не всегда и не всем»

Экономисты предрекают скорое восстановление экономики Дальнего Востока

Россия начинает выходить из коронавирусных ограничений, регионы подсчитывают количество заболевших, умерших и выздоровевших, а экономисты — потери. Субъектам ДФО эксперты предрекают скорое восстановление, однако не всем — будут потери и у некоторых большие.

«Будет хорошо, но не всегда и не всем»
Фото: pixabay.com

«НЕРАЗМАЗАННЫЕ» ПОТЕРИ

Профессор кафедры математических методов в экономике ШЕН ДВФУ Александр Абрамов отмечает, что говорить о единой экономике Дальнего Востока не совсем правильно — единого территориально-производственного экономического комплекса в ДФО просто не существует. Есть восемь экономик, весьма слабо между собой связанных поставками и участием в производственных цепочках. Связи каждой экономики с центральной частью РФ куда сильнее, чем между регионами. Видно это на простом примере: жители Камчатки куда чаще летают в Москву или в Санкт-Петербург, чем в географически близкий Владивосток. Потому два связанных между собой кризиса: пандемии и экономический, по-разному скажутся на регионах Дальнего Востока.

«В одних регионах ДФО большую долю занимают, допустим, финансовые учреждения, в других — гостиничный бизнес, связь, — объясняет научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН Павел Минакир. — Для предприятий, которые находятся в Хабаровском и Приморском краях, в меньшей мере, в Якутии и на Сахалине, влияние экономического спада ощущается сильнее. Эти территории в большей степени, чем остальные, связаны с межрегиональным оборотом продукции и опираются на магистральные виды транспорта. В других регионах экономика завязана больше на местные рынки. Как на них отразится кризис, зависит, скорее, от ситуации в субъекте, а она очень разная».

Надо осознавать, что потери не «размазаны» целиком по экономике, говорит эксперт. Больше других пострадали торговля, транспорт, аптеки, финансовые учреждения, связь, коммунальное хозяйство. Есть вполне работающие сектора: добывающая, перерабатывающая промышленность, в том числе, малый и средний бизнес, который относится к производству.

В то же время экономика — сложная система, в которой огромное количество взаимосвязей, не всегда очевидных и сразу проявляющихся. Потому, чтобы рассчитать, как сильно страдает экономика конкретного региона в общем, надо обсчитывать удельный вес каждой отрасли в ВРП.

К примеру, структура экономики Приморского края, в отличие от Якутии или Магадана, где развита промышленность, на целых 42% зависит от транспорта, логистики и торговли. Это экономика услуг, в какой-то степени достаточно современная.

Обвал произошел в областях розничной торговли, туризма, сферы гостеприимства, пассажирских перевозок, которые связаны с быстрыми обменными операциями. Но в целом от экономики региона эти составляющие не так уж значительны.

«Много говорят о пострадавшей торговле, которая, несомненно, просела. Но надо разбираться, насколько значительно? — отмечает Александр Абрамов. — Падение затронуло розничную торговлю, а в Приморье на три четверти торговля — оптовая (и две трети там занимает топливо). Многое зависит от того, как будут развиваться те сектора, куда поставлялось это топливо, допустим, на бункеровку судов. Здесь важно, что будет с морским транспортом. Стоит понимать, что оптовики работают по длительным, застрахованным контрактам. А форс-мажоров, дефолтов в России не объявлено, договоры, как и прежде, работают».

Кое-что зависит от конъюнктуры внешних рынков. По-видимому, экспорт угля, рыбопродукции, леса, продовольствия в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии будет продолжаться. Однако, в структуре экономики эта составляющая также не очень значительна — всего 5-6%.

Экономика ДФО, особенно сырьевой сектор и торговля, сильно завязана на связях с зарубежными соседями, прежде всего, с Китайской Республикой. Падение экономики КНР тянет вниз и нас. Однако академик Минакир апокалипсиса здесь не видит и предлагает обратиться к фактам.

«Конечно, закрытие границы с КНР, введение карантинных мероприятий повлияло на регионы ДФО, — указывает ученый. — Но Китай быстро восстанавливает экономику. Да, первый квартал был провальный, но не глобально. В оставшиеся месяцы прогнозируется порядка 4% прироста в китайской экономике. Только первые признаки восстановления в КНР и ожидания для некоторых стран Европы уже стали мощным сигналом для сырьевых рынков, где увеличивается спрос».


НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В последние годы экономика ДФО получала немалые вложения, в том числе, благодаря резидентам свободного порта Владивосток и территориям опережающего развития. Видимо, их значимость не упадет.

«К нынешним глобальным сложностям различные преференциальные режимы имеют мало отношения, — считает Павел Минакир. — Конечно, там тоже испытывают влияние пандемии, но ТОСЭР — это производственные площадки, где преимущественно локализованы добывающие производство, переработка, сельское хозяйство, логистика. Эти предприятия, по большей части, продолжают работать».

По мнению Александра Абрамова, будущее экономического роста и инвестиций на Дальнем Востоке зависит от российского государства — зарубежных вложений ожидать не стоит. В этом плане особое значение имеют специфические кредитная и тарифная политики в отношении региона; а также кадровая, бюджетная политики. Допустим, если регион вкладывает деньги в определенный сектор (жилищное строительство), тогда и бизнес будет туда инвестировать. Там, где вкладывает средства государство, есть гарантии, в том числе, политические.

Впрочем, в нынешнее время государственным структурам инвестировать будет затруднительно: федеральный, а, в особенности, региональные бюджеты, которые и в лучшие годы, все в ДФО (кроме сахалинского), были дотационными, испытывают сложности. Многие предприятия перестали работать, другие — сокращают производство. В частности, в апреле Группа АЛРОСА, крупнейшая в мире алмазодобывающая компания, практически остановила реализацию алмазно-бриллиантовой продукции.



Общий объем продаж в апреле упал более чем в 20 раз в годовом выражении и составил 15,6 млн долларов. Выручка от продаж алмазного сырья третьим сторонам составила 13,1 млн долларов, сократившись на 91,2% за квартал и на 95,9% в годовом выражении, выручка от продажи бриллиантов сократилась на 41,5% и на 17,2% до 2,4 млн долларов. Всего за первые четыре месяца этого года продажи алмазно-бриллиантовой продукции АЛРОСА в стоимостном выражении составили 919,8 млн долларов. При этом общая стоимость реализованного алмазного сырья в январе-апреле составила 894,4 млн, бриллиантов — 25,4 млн долларов.

Заместитель генерального директора АЛРОСА Евгений Агуреев объяснил, что введенные для борьбы с коронавирусом ограничения и падение спроса на ювелирные украшения с бриллиантами свели к минимуму торговлю алмазами и бриллиантами на всех мировых площадках. Слабым утешением служат слова Агуреева о том, что «ограничения и сложности, с которыми столкнулся рынок, носят временный характер».

Между тем, для Якутии АЛРОСА является одним из бюджетообразующих предприятий. Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор географических наук Наталья Зубаревич прокомментировала EastRussia неутешительную картину с состоянием финансов региона в перспективе ближайших месяцев.

«Налоговые и неналоговые доходы республики, администрируемые ФНС, выросли за апрель 2020 года по отношению апрелю прошлого года на 19%, с января по апрель прирост доходов на 23%, — рассказывает Наталья Зубаревич. — Но, это все за счет сильного роста налога на прибыль (+63%), который платился по итогам 2019-го года, авансовых платежей. В апреле НДФЛ упал уже на 13% — оставлены многие рабочие места, предприятия испытывают сложности с выплатой зарплаты. Провал по налогу на прибыль и другим налогам обнаружится позже, во втором квартале и он будет мощнейший. Другие регионы уже "посыпались", в Якутии это просто произойдет позже. "Похмелье" еще не наступило, поскольку "алкоголизма" полного нет. Удар по финансам республики будет двойной — "алмазный" и "нефтегазовый", предприятия сырьевой отрасли теряют прибыли».


ВРЕМЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

По оценке Павла Минакира, падение валового продукта по макрорегиону только за апрель составило порядка 100 млрд рублей — цифра, сравнимая с объемом собственных доходов бюджета Приморья.

Косвенно общее снижение спроса в разной степени затронуло практически все отрасли. Если плохо транспорту, то следом страдает энергетика. Остановилась розница — прекратились заказы для промышленности, которой некуда поставлять продукцию. Буксует промышленность — снижается спрос на сырье. Общее падение экономической активности уменьшает спрос на коммерческие кредиты.

«Падение будет значительным — ВРП Дальнего Востока потеряет 25-30% по итогам 2020 года, — считает Александр Абрамов. — Распределяться эти цифры будут совершенно по-разному в разных регионах. При этом вероятность моего прогноза — около 40%. Так будет, если нынешние негативные тенденции продолжатся и начнут падать транспорт, логистика, оптовая торговля. Если же с июня пойдет рост, показатели по году будут менее пессимистическими».

Но нас уже приучили считать, что кризис — не обязательно плохо. Что касается экономики, у предприятий высвобождаются ресурсы, которые можно направить в другие русла. И сейчас, как надеются эксперты, бизнесмены изучают конъюнктуру в поиске новых ниш. Кроме того, не все же старые ниши «схлопнутся». Ясно, что традиционно выживет сильнейший.

Профессор, председатель правления ГК East Point Сергей Митрофанов считает, что если все пострадавшие отрасли восстановятся, то произойдет централизация — крупные игроки поглотят мелких. Большим компаниям в любом случае проще пережить отсутствие доходов. Крупные, вытеснив мелких, смогут управлять ценами, что подтолкнет потребителей к более рациональному использованию средств.

«На Дальнем Востоке развита сервисная экономика, которая переживает непростые времена. Перемены ожидаются серьезные, — говорит директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов Юрий Авдеев. — Выживут те компании, у которых есть запасы, наиболее крупные, "мелочь" погибнет. Смысл заключается том, что происходит проверка на состоятельность. Вопрос, насколько вы востребованы и необходимы? У нас большая часть бизнеса — стол, ручка, телефон. Если такого не станет, никакой трагедии не будет».

На взгляд Авдеева, будущее — за симбиозом крупного и малого предпринимательства, которого мы пока не наблюдаем.

«Сейчас малые предприятия сообразят: их успех зависит от связей с крупным бизнесом. А крупный предприниматель, в свою очередь, будет успешен настолько, насколько сможет привязать к себе малый бизнес. Потребуется двухстороннее движение. Смогут ли власти ДФО подтолкнуть крупный бизнес к сотрудничеству с мелким?».

5 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика