Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The future is born today

The future is born today

Ilyas Umakhanov

Russia is increasingly paying attention to the development of relations with the countries of the Asia-Pacific Region, in cooperation with which regions of the Russian Far East are particularly interested. Our questions are answered by the deputy chairman of the Federation Council, Ilyas Umakhanov.

- Ilyas Magomed-Salamovich, speaking on January 11 2012 at the first meeting of the 20-th anniversary session of the Asia-Pacific Parliamentary Forum (APPF) in Tokyo, you spoke about the need to create an international emergency response system in the nuclear power industry, proposing to develop common safety standards which would become the norm of international law, binding on all states of the world. According to your impressions, are the countries of the Asia-Pacific region ready for such cooperation with Russia?

- First of all I would like to note that our country is one of the recognized leaders in the field of nuclear energy. Let me remind you that the first nuclear power plant in the world has worked in the USSR. Overcoming the consequences of the Chernobyl catastrophe and studying its causes is, unfortunately, also our domestic experience, which we must share with everyone so that such a tragedy will not happen again.

It should be said that the interaction between the centers of expert support of different countries after certain nuclear radiation incidents occurred before. For example, at the request of the Japanese Embassy in Moscow, the Technological Crisis Center of the Institute for the Safe Development of Atomic Energy of the Russian Academy of Sciences advised the Japanese side on special measures to protect the public during a nuclear accident at the 30 September 1999 fuel processing plant in Tokai-Mur. There were other facts of direct interaction between states, in addition to the recommendations of the IAEA experts, developed in connection with each incident. But, unfortunately, such interstate cooperation is not yet systematic.

The creation of an international emergency response system will allow not only to establish interstate exchange of information, but also, based on the accumulated world experience, to develop measures that will quickly and effectively eliminate the consequences of possible accidents in the nuclear industry.

On the basis of the Far Eastern Federal University of Russia, the Research and Education Center for Nuclear Technologies, Radiation and Technological Safety was established. The program of its activities has been prepared by the leading expert organizations of the Russian Academy of Sciences, as well as by enterprises and organizations affiliated to the Rosatom State Corporation, and by the structures of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief. This center could be a good platform for international cooperation in the field of atomic and radiation safety in the Asia-Pacific region, thus marking the beginning of the creation of a unified global security system.

The noted examples and proposals found a positive response from foreign delegates, which generally indicates the interest of the APR countries in cooperation with Russia in developing common safety standards in the nuclear power industry and securing them in binding international legal norms. It is relevant in this regard to recall that one of the points adopted by the APPF 20 session of Resolution No.PF20 / RES / 8 “On Nuclear Safety”, in particular, states: “The 20-I annual session of the Asia-Pacific Parliamentary Forum ... urges parliaments Member States to improve national legislation and international law to increase the level of responsibility of states and organizations operating NPPs, the efficiency and quality of information provided on a nuclear accident, as well as improve legislative acts regulating nuclear plant construction issues. "

This formulation, in essence, expresses the meaning of the proposals made by us.
However, it should not be forgotten that, despite the fundamental agreement of approaches to the safety of nuclear energy, in many countries of the Asia-Pacific region there are various factors influencing specific decisions, including governmental ones, which are caused by fierce competition in the international market of construction and operation of nuclear facilities. energy.
Overcoming this kind of consideration for the interests of our own or partner corporations, reaching direct and concrete cooperation in solving the problems of nuclear safety that are vital for everyone without exception - this is our task today and for the near future. It must be said directly that it will take a lot of effort to solve it. And we are ready for this.

- You are a member of the board of the Integration Club recently created under the chairman of the Federation Council, which is designed to analyze the prospects for Eurasian integration and help replenish its ideological baggage. Today, the Eurasian project is being implemented in the format of the Customs Union and the Common Economic Space of the three countries - Belarus, Kazakhstan and Russia. At the same time, it is obvious that in the successfully launched project of such a “caliber” there is inevitably a great potential for ideological self-development. In what directions, in your opinion, will it occur?

- Indeed, 24 in November 2011 of the year in the Council of Federation on the initiative of Valentina Ivanovna Matvienko and under its chairmanship a round table was held, the participants of which discussed the accelerating process of mutual integration of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan. Much attention was paid to the creation of the Common Economic Space, which began operating on 1 on January 2012 on the basis of the Customs Union, and the launch on this basis of a new integration project, taking into account the Declaration on Eurasian Economic Integration signed by the presidents of the three states 18 on November 2011. During the meeting, a proposal was made to create an Integration Club within the Council of Federation. The primary tasks of the club should be to study the state and prospects of Eurasian integration within the Customs Union and the Common Economic Space, prepare proposals for improving the legislative and international regulatory framework for cooperation in the Eurasian space, and develop new approaches to deepening integration.
An additional ideological impulse to the work of our club was given by the article by V.V. Putin's “New integration project for Eurasia - the future that is born today”, published on January 1 in Izvestia. In the development of the economic perspective of the task, a significant place is given to the project of creating the Eurasian Union - “a powerful supranational association capable of becoming one of the poles of the modern world, <...> along with other key players and regional structures, such as the EU, USA, China, APEC, ensure the sustainability of global development. ”

I am convinced that, by virtue of its historical scale, the idea of ​​creating a Eurasian Union contains, along with the directions marked “in the first presentation”, many other “points of ideological growth” that will start to develop and bear fruit in the near future. I will try to predict some of them.

Probably everyone remembers the feeling of being lost that we experienced twenty years ago at the time of the disappearance of the Soviet Union. Understanding the logic of the then disintegration process with the mind, many of us were painfully worried about the loss of the country in which we were born and grew up. Speaking in scientific language, at that moment, with all its tough (if not cruel) necessity, we faced the problem of finding a new national identity. The problem is equally difficult for residents of all former Soviet republics, which was to be solved separately. Unfortunately, the CIS formula found at that time, with all its merits, did not help in finding a satisfactory answer to the question: “Who are we now?” I think that the acuteness of this issue to a certain extent contributed to the growth of nationalist sentiments and inter-ethnic tensions that arose here and there for two decades in the space of the former USSR. People who were accustomed to greater community, who were previously aware of their belonging to a larger space, after the losses suffered, tried to “find themselves” in a narrower local circle of self-identification, often electing an ethnic or confessional community, or one region or another.



It seems to me that the process of building a supranational education, begun, as V.V. emphasized in his article. Putin, “on a new value, political, economic basis”, will contribute to the acquisition of a new identity much more efficiently than it has done so far - in each individual country that has chosen the course to join the Eurasian Union.

Another prospect of the Eurasian Union, along with the “effective link between Europe and the dynamic Asian-Pacific region” noted by our president, could, in my opinion, become a similar role facing the region south of Russia - including not only Turkey, the Transcaucasus and Iran, but the neighboring Middle East, on the one hand, and Pakistan, Afghanistan and India, on the other. I suppose there is no need to specifically explain that such a geopolitical context is not contrived: it has more than convincing historical grounds, it logically follows from the intended purpose of creating the Eurasian Union as "one of the poles of the modern world."

In this sense, it would not be a great exaggeration to say that the function of an “effective bundle” facing both east and south is quite consonant with the emergence of an integrative identity within the supranational Eurasian space overcoming nationalism and other fragmentation tendencies - just like the creation and development of the European Union largely overcame similar phenomena in post-war Europe.

- As a representative in the Council of the Federation of the multinational Republic of Dagestan, I would like to ask you a question about the construction of a common Eurasian home in the context of the problem of European multiculturalism. How can people of different nationalities and religious views be integrated into a single Eurasian economic and cultural space for a joint, non-conflict existence?

- I want to immediately note that the context of the problem of European multiculturalism mentioned by you is not completely identical to the Russian one. And the key difference lies in the historical age of the multicultural community - in Western Europe, on the one hand, and in our country - on the other. For example, the experience of coexistence of Christians and Muslims in Russia is measured in centuries, while, say, in Germany, where the crisis of multiculturalism is one of the most noticeable, this experience was gained only during the post-war decades.

Therefore, speaking of the immediate prospects of Eurasian integration, we understand that we are talking about member countries that have recently been part of a single state that for centuries formed a common cultural space, not to mention a single national economy. This historical experience gives us additional grounds for optimism regarding the future of the Eurasian Union. In addition, as described in the article by V.V. Putin’s experience in building the EU will help us to avoid the mistakes made by Western European countries. It seems to me that this kind of exchange of experience strengthens a broader and promising context, which is also noted in the article of the Russian president: “The Eurasian Union will be built on universal integration principles as an integral part of Greater Europe”.

And if you mentioned my native republic in your question, I am convinced that the experience of Dagestan, where the largest number of indigenous peoples live among all the constituent entities of the Russian Federation, contains a lot that will help you choose the right directions in the implementation of multiculturalism throughout Eurasian space.

- The Council of Federation has repeatedly discussed issues of interaction between Russia and the countries of the Asia-Pacific region, since such cooperation has great potential and demonstrates high growth rates. This topic is particularly relevant in the context of the upcoming Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) Summit in Vladivostok in September 2012. In your opinion, what additional steps should Russia and the subjects of the Federation take in order for this cooperation to develop successfully, including at the regional level?

- To begin with, I remind you: Russia is a Pacific country with a lot of "experience". Suffice it to say that the first Russian port on the Pacific coast, Okhotsk, was founded in 1648, that is, more than half a century before the appearance of a “window to Europe” on the Baltic coast. The construction of the Trans-Siberian Railway that struck the world at the pace and quality at the turn of the 19th and 20th centuries introduced dramatic changes in the potential of Eurasian integration, the nature and intensity of interaction between Europe and the region of the world, which today is commonly referred to as the Asia-Pacific Region. Unfortunately, in the presence of Russia at its Far Eastern frontiers over the past century, for several reasons, "military accent" prevailed, which could not but affect other components of the region's development: general economic, energy, infrastructure, personnel, demographic. In order to adequately represent our country in the community of the APR states, the Russian Far East needs an intensive policy aimed at leveling a number of important indicators. It is not by chance that a separate ministry has been formed within the structure of the new government, designed to deal exclusively with issues of the Far Eastern region.

Speaking of the demographic problem of the Russian Far Eastern territories, it is impossible not to mention that only in the five provinces of China bordering on us live about half a billion people, while on our side the population is only a few million. Needless to say, such a disproportion makes full-blooded mutually beneficial cooperation difficult. It must be said that this problem is not new: as early as the second half of the XIX century, the Russian state began to pursue a targeted migration policy, which aimed to correct the demographic asymmetry across the border in the Far East. To some extent, that experience can be applied today: those from the regions where there is an excess of labor, could well share it with the Far Eastern territories. I think such a program could be financed not only from the federal budget, but also from the budgets of those constituent entities of the Russian Federation who are interested in balancing labor resources on their territory.
Of course, in addition to the population, the key role is played by its “quality”, in other words, the qualifications of the workers who determine the innovative component of the development of the region. In Soviet times, a number of important steps were taken in this direction: the Far Eastern Center of the Academy of Sciences was created, a number of large educational centers appeared in the eastern part of the country. Not to lose what was achieved then and continue this direction is the task of today. Cooperation with the countries of the Asia-Pacific region can serve as a great help, since there are such powerful potential investors and partners as the United States, China, and Japan among our closest neighbors in the Pacific region who are strategically interested in the development of our eastern regions.

And here, in addition to large-scale interstate cooperation, contacts can play a significant role in the format of interaction between “administrative lands” - border Russian regions and regions, on our part, and states, provinces and prefectures, on the part of our neighbors. According to experts, the combined contribution to the mutually beneficial cooperation of such local, interregional contacts can be quite noticeable. I am convinced that in this direction there will be a great and fruitful work, the center of gravity of which will fall on the regional power link, both executive and legislative, designed to provide the best conditions for cross-border cooperation.

August 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Будущее рождается сегодня

Будущее рождается сегодня

Ильяс Умаханов

Россия все больше внимания уделяет развитию отношений со странами АТР, во взаимодействии с которыми особенно заинтересованы регионы Дальнего Востока России. На наши вопросы отвечает заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов. 

– Ильяс Магомед-Саламович, выступая 11 января 2012 года на первом заседании 20-ой юбилейной сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) в Токио, вы говорили о необходимости создания в атомной энергетике международной системы реагирования в чрезвычайных ситуациях, предложив выработать единые стандарты безопасности, которые стали бы нормой международного права, обязательной для соблюдения всеми государствами мира. По вашим впечатлениям, насколько страны АТР готовы к такому сотрудничеству с Россией?  

– Прежде всего хотел бы отметить, что наша страна – один из признанных лидеров в области атомной энергетики. Напомню, что первая в мире АЭС заработала в СССР. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы и изучение ее причин – к сожалению, тоже наш, отечественный опыт, которым мы обязаны делиться со всеми, чтобы подобная трагедия больше не повторилась.  

Следует сказать, что взаимодействие между центрами экспертной поддержки разных стран после тех или иных ядерно-радиационных инцидентов происходило и прежде. К примеру, по просьбе посольства Японии в Москве Технологический кризисный центр Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук консультировал японскую сторону по вопросам специальных мер защиты населения при ядерной аварии на заводе по переработке топлива в городе Токай-Мура 30 сентября 1999 года. Были и другие факты прямого взаимодействия государств, помимо рекомендаций экспертов МАГАТЭ, вырабатываемых по поводу каждого происшествия. Но, к сожалению, такое межгосударственное сотрудничество пока не имеет системного характера.  

Создание международной системы реагирования в чрезвычайных ситуациях позволит не только наладить межгосударственный обмен информацией, но и на основании накопленного мирового опыта выработать меры, которые позволят оперативно и эффективно ликвидировать последствия возможных происшествий в атомной отрасли.

На базе Дальневосточного федерального университета России создан Научно-образовательный центр ядерных технологий, радиационной и технологической безопасности. Программа его деятельности подготовлена ведущими экспертными организациями Российской академии наук, а также предприятиями и организациями, входящими в Государственную корпорацию «Росатом», и структурами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этот центр мог бы стать хорошей площадкой для международного сотрудничества в области атомной и радиационной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тем самым положив начало созданию единой мировой системы безопасности.  

Отмеченные примеры и предложения нашли позитивный отклик со стороны зарубежных делегатов, что в целом свидетельствует о заинтересованности стран АТР в сотрудничестве с Россией по выработке единых стандартов безопасности в атомной энергетике и закреплению их в обязательных для соблюдения международно-правовых нормах. Уместно в этой связи напомнить, что один из пунктов принятой на 20-й сессии АТПФ Резолюции №PPF20/RES/8 «О ядерной безопасности», в частности, утверждает: «20-я ежегодная сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума… настоятельно призывает парламенты государств-членов совершенствовать национальное законодательство и нормы международного права, направленные на повышение уровня ответственности государств и организаций, эксплуатирующих АЭС, оперативности и качества предоставляемой информации о ядерной аварии, а также улучшать законодательные акты, регулирующие вопросы строительства АЭС».  

Эта формулировка, по сути, выражает смысл сделанных нами предложений. 
Нельзя, однако, забывать, что, несмотря на принципиальное совпадение подходов к вопросам безопасности ядерной энергетики, во многих странах АТР существуют различные факторы, влияющие на конкретные решения, в том числе правительственные, которые бывают обусловлены жесткой конкуренцией на международном рынке строительства и эксплуатации объектов ядерной энергетики. 
Преодоление такого рода оглядок на интересы своих или партнерских корпораций, выход на прямое и конкретное сотрудничество в решении жизненно важной для всех без исключения проблемы ядерной безопасности – в этом и заключается наша задача на сегодня и на ближайшую перспективу. Нужно прямо сказать, что для ее решения потребуется еще немало усилий. И мы к этому готовы.  

– Вы являетесь членом правления недавно созданного при председателе Совета Федерации Интеграционного клуба, который призван анализировать перспективы евразийской интеграции, содействовать пополнению ее идейного багажа. Сегодня евразийский проект реализуется в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран – Беларуси, Казахстана и России. При этом очевидно, что в успешно начавшемся проекте такого «калибра» неизбежно заложен огромный потенциал идейного саморазвития. В каких направлениях, на ваш взгляд, оно будет происходить?  

– Действительно, 24 ноября 2011 года в Совете Федерации по инициативе Валентины Ивановны Матвиенко и под ее председательством состоялся круглый стол, участники которого обсудили ускоряющийся процесс взаимной интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Большое внимание было уделено созданию Единого экономического пространства, которое начало функционировать с 1 января 2012 года на базе Таможенного союза, и запуску на этой основе нового интеграционного проекта, с учетом подписанной президентами трех государств 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ходе заседания было высказано предложение о создании в стенах Совета Федерации Интеграционного клуба. Первоочередными задачами клуба должны стать изучение состояния и перспектив евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, подготовка предложений по совершенствованию законодательной и международной нормативно-правовой базы сотрудничества на евразийском пространстве, выработка новых подходов к углублению интеграции. 
Дополнительный идейный импульс работе нашего клуба придала статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», опубликованная 1 января в «Известиях». В ней в развитие экономического ракурса задачи значительное место отведено проекту создания Евразийского союза – «мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира, <…> наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами, такими как ЕС, США, Китай, АТЭС, обеспечивать устойчивость глобального развития».  

Убежден, что идея создания Евразийского союза в силу своего исторического масштаба содержит в себе, наряду с обозначенными «в первом предъявлении» направлениями, множество других «точек идейного роста», которые уже в ближайшее время начнут развиваться и приносить плоды. Попытаюсь спрогнозировать некоторые из них.  

Наверное, всем памятно то чувство потерянности, которое мы испытали двадцать лет назад в момент исчезновения Советского Союза. Понимая разумом логику тогдашнего дезинтеграционного процесса, многие из нас тяжело переживали утрату страны, в которой родились и выросли. Говоря научным языком, перед нами в тот момент со всей своей жесткой (если не сказать жестокой) необходимостью встала проблема поиска новой национальной идентичности. Проблема, одинаково непростая для жителей всех бывших союзных республик, решать которую предстояло порознь. К сожалению, найденная тогда формула СНГ при всех своих достоинствах не помогала в поисках удовлетворительного ответа на вопрос: «Кто мы теперь?» Думаю, что острота этого вопроса в известной мере способствовала росту националистических настроений и межэтнической напряженности, периодически возникавших то там, то здесь в течение двух десятилетий на пространстве бывшего СССР. Люди, привыкшие к большей общности, осознававшие прежде свою принадлежность к большему пространству, после понесенных потерь пытались «найти себя» в более узком, локальном круге самоидентификации, нередко избирая в этом качестве этническое или конфессиональное сообщество, тот или иной регион.  

Мне кажется, что процесс построения наднационального образования, начатый, как подчеркивал в своей статье В.В. Путин, «на новой ценностной, политической, экономической основе», будет способствовать обретению новой идентичности гораздо эффективнее, чем это происходило до сих пор – в каждой по отдельности взятой стране, избравшей курс на вхождение в Евразийский союз.  

Еще одной перспективой Евразийского союза, наряду с отмеченной нашим президентом «ролью эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом», могла бы, на мой взгляд, стать схожая роль, обращенная к региону, лежащему к югу от России, – включающему не только Турцию, Закавказье и Иран, но и соседствующие с ними Ближний Восток, с одной стороны, и Пакистан, Афганистан и Индию – с другой. Полагаю, нет нужды специально объяснять, что такой геополитический контекст не является надуманным: он имеет более чем убедительные исторические основания, он логически следует из намеченной цели создания Евразийского союза как «одного из полюсов современного мира».  

В этом смысле не будет большим преувеличением сказать, что функция «эффективной «связки», обращенной как на восток, так и на юг, весьма созвучна становлению интегративной идентичности в рамках наднационального евразийского пространства, преодолевающей национализм и другие тенденции дробления, – подобно тому, как создание и развитие Евросоюза во многом преодолело сходные явления в послевоенной Европе.  

– Как представителю в Совете Федерации многонациональной Республики Дагестан, хотелось бы задать вам вопрос о строительстве общего евразийского дома в контексте проблемы европейского мультикультурализма. Каким образом интегрировать в единое евразийское экономическое и культурное пространство людей разных национальностей и религиозных взглядов для совместного бесконфликтного существования?  

– Хочу сразу отметить, что упомянутый вами контекст проблемы европейского мультикультурализма не вполне тождественен российскому. И ключевое отличие лежит в историческом возрасте мультикультурного сообщества – в Западной Европе, с одной стороны, и в нашей стране – с другой. К примеру, опыт сосуществования христиан и мусульман в России измеряется веками, в то время как, скажем, в Германии, где кризис политики мультикультурализма сегодня один из самых заметных, этот опыт обретался лишь в течение послевоенных десятилетий.  

Поэтому, говоря о ближайших перспективах евразийской интеграции, мы понимаем, что речь идет о странах-участницах, еще недавно входивших в состав одного государства, столетиями формировавшего общее культурное пространство, не говоря уже о едином народном хозяйстве. Этот исторический опыт дает нам дополнительные основания для оптимизма в отношении будущего Евразийского союза. Кроме того, как об этом написано в статье В.В. Путина, опыт построения ЕС поможет нам избежать сделанных западноевропейскими странами ошибок. Мне представляется, что такого рода обмен опытом укрепляет более широкий и перспективный кон текст, который также отмечен в статье российского президента: «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы».  

И коль скоро вы упомянули в своем вопросе мою родную республику, то я убежден, что и опыт Дагестана, где проживает наибольшее среди всех субъектов Российской Федерации количество коренных народов, содержит в себе многое, что поможет выбрать правильные направления в реализации политики мультикультурализма на всем евразийском пространстве.  

– В Совете Федерации не раз обсуждались вопросы взаимодействия России со странами АТР, поскольку такое сотрудничество обладает большим потенциалом и демонстрирует высокие темпы роста. Эта тема особенно актуальна в контексте предстоящего саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке в сентябре 2012 года. На ваш взгляд, какие дополнительные шаги должна предпринимать Россия и субъекты Федерации, чтобы данное сотрудничество успешно развивалось, в том числе и на региональном уровне?  

– Начну с того, что напомню: Россия – тихоокеанская страна с большим «стажем». Достаточно сказать, что первый российский порт на берегах Тихого океана – Охотск – был основан в 1648 году, то есть более чем за полвека до появления «окна в Европу» на балтийском побережье. А поразившая мир темпами и качеством постройка Транссибирской железнодорожной магистрали на рубеже XIX и ХХ веков привнесла кардинальные изменения в потенциал евразийской интеграции, характер и интенсивность взаимодействия Европы и того региона мира, который сегодня принято обозначать как АТР. К сожалению, в присутствии России на ее дальневосточных рубежах в течение прошлого столетия по ряду причин преобладал «военный акцент», что не могло не сказаться на других составляющих развития региона: общехозяйственной, энергетической, инфраструктурной, кадровой, демографической. Чтобы достойным образом представлять нашу страну в сообществе государств АТР, российский Дальний Восток нуждается в интенсивной политике, направленной на выравнивание целого ряда важных показателей. Не случайно в составе нового правительства образовано отдельное министерство, призванное заниматься исключительно вопросами Дальневосточного региона.  

Говоря о демографической проблеме российских дальневосточных территорий, нельзя не упомянуть о том, что только в пяти приграничных с нами провинциях КНР проживает около полумиллиарда человек, в то время как с нашей стороны население составляет всего лишь несколько миллионов. Излишне говорить, что такая диспропорция затрудняет полнокровное взаимовыгодное сотрудничество. Надо сказать, что эта проблема не нова: еще во второй половине XIX столетия российское государство приступило к целенаправленной миграционной политике, ставившей целью исправить порубежную демографическую асимметрию на Дальнем Востоке. В какой-то мере тот опыт может быть применен и сегодня: те из регионов, где наблюдается избыток рабочей силы, вполне могли бы поделиться ею с дальневосточными территориями. Думаю, подобная программа могла бы финансироваться не только из федерального бюджета, но и за счет бюджетов тех субъектов Российской Федерации, которые заинтересованы в сбалансированности трудовых ресурсов на своей территории. 
Конечно, помимо численности населения ключевую роль играет и его «качество», иначе говоря, квалификация работников, определяющих инновационную составляющую развития региона. В советское время был сделан ряд важных шагов в этом направлении: был создан Дальневосточный центр Академии наук, в восточной части страны появился целый ряд крупных образовательных центров. Не растерять достигнутого тогда и продолжить это направление – задача сегодняшнего дня. В этом значительным подспорьем может послужить как раз сотрудничество со странами АТР, благо среди ближайших наших соседей по Тихоокеанскому региону, стратегически заинтересованных в развитии наших восточных районов, есть такие мощные потенциальные инвесторы и партнеры, как США, КНР, Япония.  

И тут, помимо крупномасштабного межгосударственного взаимодействия, значительную роль могут сыграть контакты, осуществляемые в формате взаимодействия «административных земель» – порубежных российских краев и областей, с нашей стороны, и штатов, провинций и префектур, со стороны наших соседей. Совокупный вклад в дело взаимовыгодного сотрудничества таких локальных, межобластных контактов, по оценкам экспертов, может оказаться весьма заметным. Убежден, что в этом направлении предстоит большая и плодотворная работа, центр тяжести которой придется как раз на региональное звено власти – как исполнительной, так и законодательной, призванной обеспечить наилучшие условия для приграничного сотрудничества.