Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The future "nuclear burial ground" blew Primorye

Will the Far Eastern nuclear waste center being built become dangerous, EastRussia found out

31 of December last year, TASS, citing the official Internet portal of legal information, published a message that the Russian government approved the holding between the State Corporation Rosatom and the Russian-Japanese Cooperation Committee to assist in the elimination of nuclear weapons on cooperation in the construction of the Regional Center for the Conditioning and Long-Term Storage of Radioactive Waste in the Primorsky Territory ”. The news was widely distributed in local media and social networks, triggering an outburst of indignation among the residents of Primorye. EastRussia figured out what kind of nuclear surprise the Russian government prepared for the most southern region of the Far East - and whether it prepared at all.

The future "nuclear burial ground" blew Primorye

TWO COUNTRIES - ONE WASTE

In September, at the Eastern Economic Forum (WEF) in Vladivostok, 2017, Russia and Japan agreed to cooperate in the field of the disposal of hazardous radioactive waste. In March of last year, after consultations held by Rosatom and the Atomic Energy Agency of Japan, it became clear that we are talking about neutralizing minor actinides - long-lived isotopes of americium, curium, neptunium, the main sources of radioactivity of waste remaining after reprocessing of spent nuclear fuel. The method of processing is transmutation - “burning through” the most dangerous radionuclides in fast-neutron nuclear reactors or using accelerators.

However, installations capable of transmutation are located in Obninsk and at the Research Institute of Atomic Reactors in Dimitrovgrad.

In Primorye Territory, only one enterprise operates at Rosatom so far - the Far Eastern Center for Radioactive Waste Management (DalRAO). The center is engaged in the management of spent nuclear fuel, waste accumulated during the activities of military and civilian vessels, including the submarines of the Pacific Fleet, and the environmental rehabilitation of hazardous facilities. The company has two industrial sites - in the Razboinik bay and Sysoev bay. The first one stores spent nuclear waste and houses a point of isolation of accidental nuclear submarines. In the second, the coastal technical base of the Pacific Fleet is deployed. It is in 40 km from the port of Nakhodka and in 120 km from the capital of the region of Vladivostok.

DANGEROUS HERITAGE OF THE SEA

As you know, in the Far East there are many nuclear submarines (APL), the contents of the reactors which need to be disposed of. In the 2000-2018 years, “DalRAO”, according to its website, took out a train of spent nuclear fuel from Primorye, sent for recycling more 43 radioisotope thermoelectric generators (RTGs, sources of electricity based on strontium-150 for unattended automated navigation aids - light beacons , radio beacons, luminous signs). The center provides storage in the Razboinik bay in Primorye of nuclear submarine reactor units and unit packages of nuclear technological service vessels and the large nuclear-powered reconnaissance ship Ural. In 90, they were joined by 2017 units from Kamchatka, in 12, DalRAO unloaded solid radioactive waste from the storage in Vilyuchinsk (the base of the NPS of the Pacific Fleet).

By 2020-2025, a Regional Center for the Conditioning and Long-Term Storage of Radioactive Waste should be created on the basis of DalRAO. The company should move "from the process of accumulation and storage of waste to their conditioning and recycling," explained the director of DalRAO Konstantin Sidenko at the end of 2018. According to him, at that time, the production of waste treatment of the first and second hazard classes (with a long half-life - up to hundreds of thousands of years) was being prepared for launch.

There is no data for 2018 for the year yet, but at the end of 2017, DalRAO, according to its environmental reports, operated with 188 kg of waste of the first hazard class and 860 kg - of the second class. Waste of the third-fifth classes of danger at the enterprise accumulated even more 6,5 thousand tons. By the end of the year 2017 6,43 tons were transferred for processing, almost 38 tons - for disposal, 55 tons - for disposal, 2,2 tons - for disposal. Total 1,14 toned. Based on these statistics, the vast majority of nuclear waste is recycled.

BUILDING ALREADY BEGINS

According to the state procurement portal zakupki.gov.ru, in October 2018, the contract for the construction of a regional center for air conditioning and long-term storage of radioactive waste was won by the Federal Center for Science and High Technologies AO Eleron, which announced the price of 589 million rubles. According to the schedule, which is part of the procurement documentation, the main facilities of the center, “the 100 building. Technological building for the processing and conditioning of radioactive waste ”(352,4 million rubles),“ 100 / 1 building. Storage of conditioned radioactive waste "and" 101 building. The VLLW storage facility must be built by the end of the fourth quarter of 2019.

All external networks (51,2 million rubles) should be laid out by the same date. At 2020, there will be works on landscaping, gardening and other works. Thus, the construction of a radioactive waste storage center in the Primorye Territory needs to be completed by November 2020, and this is an accomplished and contracted fact.

What then resent the inhabitants of Primorye?

The nuclear industry in Russia has longstanding historical ties with Japan, a country with a developed nuclear power industry, since the days of the USSR. According to Rosatom, it sells its goods and services to "nine out of 10 companies operating nuclear power plants in the country." In November last year, the state corporation opened a subsidiary office in Tokyo, Rosatom Japan, headed by Sergei Demin, formerly the general director of Rosatom East Asia.

This suggests that Russia and Japan are only going to increase the scale of cooperation in the field of nuclear energy. Cooperation within the framework of the construction of an air-conditioning center and long-term storage of radioactive waste in Primorye fits well with the logic of the relationship between the two countries. After all, no matter how acute the territorial issues of the “controversial” Kuril Islands may be, Russia was the first to come to the aid of Japan during the aftermath of the terrible disaster at the Fukushima nuclear power plant in 2011, and continues to help develop residual radiation detection tools at Fukushima until now. since then

THERE WILL BE A "GRAVEL"

In a petition on the site change.org, addressed to the governor of Primorye Oleg Kozhemyako, the situation is set at a different angle. In it, cooperation between Japan and Russia in the framework of the construction of the Regional Center for the Conditioning and Long-Term Storage of Radioactive Waste, to which the Russian government agreed, is presented as a decision to “build a center for the storage of nuclear waste in Primorye by agreement between the Russian and Japanese sides”.

“The effect of radioactive radiation adversely affects the health of a person and his offspring throughout life. Now we need to fight for ourselves and for our children. Primorye is not Japan's nuclear dump! This concerns each of us! ”- states in petition published by Anastasia Grinenko. A call to sign the petition in order to “stop the construction of a nuclear repository in the Primorsky Territory”, at the moment, more than 15,5 thousand people have already responded.

At the same time, it is already known that after processing at the Regional Center for Conditioning and Long-Term Storage of Radioactive Waste, waste must be packed in containers and sent outside the Primorye Territory to the Federal State Unitary Enterprise “National Operator for RW Management”. According to the IAEA regulations and the Russian legislation, which was formed in 2011, it is necessary to isolate waste of the first and second classes of danger at deep burial sites. In Russia, there is no such.

Third-fourth grade waste can be isolated at the near-surface final isolation point in Novouralsk (Sverdlovsk Region). The fifth class - liquid radioactive waste, the sixth - dumps of the mining industry with a high radiation background. There are three storage points for waste of the fifth class in Russia - near the cities of Dimitrovgrad, Seversk and Zheleznogorsk. Several more projects, including for storing waste of the first and second classes, are at the development stage. 

But not one such platform will appear in the Far East in the coming years.

November 28: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Будущий «ядерный могильник» взорвал Приморье

Станет ли опасным строящийся дальневосточный центр ядерных отходов, выясняло EastRussia

31 декабря прошлого года ТАСС со ссылкой на официальный интернет-портал правовой информации опубликовал сообщение о том, что правительство России одобрило проведение между госкорпорацией "Росатом" и российско-японским Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия «переговоров о заключении исполнительного соглашения о сотрудничестве по строительству Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае». Новость широко разошлась по местным СМИ и социальным сетям, вызвав взрыв негодования у жителей Приморья. EastRussia разбиралось, какой ядерный сюрприз приготовило самому южному региону Дальнего Востока российское правительство, - и приготовило ли вообще.

Будущий «ядерный могильник» взорвал Приморье

ДВЕ СТРАНЫ - ОДНИ ОТХОДЫ

В сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке Россия и Япония договорились сотрудничать в сфере обезвреживания опасных радиоактивных отходов. В марте прошлого года, после консультаций, проведенных «Росатомом» и Агентством по атомной энергии Японии, стало понятно, что речь идет о нейтрализации минорных актинидов — долгоживущих изотопов америция, кюрия, нептуния, основных источников радиоактивности отходов, остающихся после переработки отработавшего ядерного топлива. Способом переработки является трансмутация — «пережигание» наиболее опасных радионуклидов в ядерных реакторах на быстрых нейтронах или с помощью ускорителей.

Впрочем, установки, способные производить трансмутацию, расположены в Обнинске и НИИ атомных реакторов в Димитровграде.

В Приморском крае у «Росатома» действует пока только одно предприятие - «Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами» («ДальРАО»). Центр занимается работами по обращению с отработавшим ядерным топливом, отходами, накопленными в процессе деятельности военных и гражданских судов, включая АПЛ Тихоокеанского флота (ТОФ), и экологической реабилитацией опасных объектов. У предприятия две промышленные площадки – в бухте Разбойник и бухте Сысоева. В первой хранятся отработанные ядерные отходы и размещен пункт изоляции авариных атомных подлодок. Во второй развернута береговая техническая база ТОФ. Это в 40 км от порта Находка и в 120 км от столицы региона Владивостока.

ОПАСНОЕ НАСЛЕДИЕ МОРЯ

Как известно, на Дальнем Востоке действует множество атомных подлодок (АПЛ), содержимое реакторов которых нужно утилизировать. В 2000-2018 годах «ДальРАО», по данным на его сайте, вывез из Приморья 43 эшелона отработавшего ядерного топлива, отправил на утилизацию более 150 радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ, источники электроэнергии на основе стронция-90 для необслуживаемых автоматических средств навигации – световых маяков, радиомаяков, светящих знаков). Центр обеспечивает хранение в бухте Разбойник в Приморье реакторных блоков АПЛ и блок-упаковок судов атомного технологического обслуживания и большого атомного разведывательного корабля «Урал». В 2017 году к ним присоединились 12 блоков с Камчатки, в 2018-м «ДальРАО» выгрузил твердые радиоактивные отходы из хранилища в Вилючинске (база АПЛ Тихоокеанского флота).

К 2020-2025 годах на базе «ДальРАО» должен быть создан Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. Предприятие должно перейти «от процесса накопления и хранения отходов к их кондиционированию и переработке», объяснял в конце 2018 года директор «ДальРАО» Константин Сиденко. По его данным, на тот момент готовилось к запуску производство по переработке отходов первого и второго классов опасности (с длительным периодом полураспада - до сотен тысяч лет).

Данных за 2018 год в открытом доступе еще нет, но на конец 2017 года «ДальРАО», согласно его экологической отчетности, оперировало 188 кг отходов первого класса опасности и 860 кг – второго класса. Отходов третьего-пятого классов опасности на предприятии было накоплено еще более 6,5 тысяч тонн. К концу 2017 года 6,43 тыс. тонн было передано на обработку, почти 38 тонн – на обезвреживание, 55 тонн – на захоронение, 2,2 тонны – на утилизацию. Утилизировано всего 1,14 тонны. Исходя из этой статистики, подавляющее большинство ядерных отходов перерабатываются.

СТРОЙКА УЖЕ НАЧИНАЕТСЯ

По данным портала госзакупок zakupki.gov.ru, в октябре 2018 года контракт на постройку Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов выиграло АО «Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное НПО «Элерон», объявившее цену в 589 млн руб. Согласно плану-графику, являющемуся частью закупочной документации, основные сооружения центра, «здание 100 . Технологический корпус по переработке и кондиционированию РАО» (352,4 млн руб.), «здание 100/1. Хранилище кондиционированных РАО» и «здание 101. Пункт хранения ОНАО» необходимо построить к концу четвертого квартала 2019 года.



К этому же сроку должны быть проложены все наружные сети (51,2 млн руб.). На 2020 год останутся работы по благоустройству, озеленению и прочие работы. Таким образом, строительство центра хранения радиоактивных отходов в Приморском крае нужно завершить к ноябрю 2020 года, и это – уже свершившийся и законтрактованный факт.

Что же тогда возмущает жителей Приморья?

Атомная промышленность России имеет давние исторические связи с Японией – страной с развитой атомной энергетикой, – еще со времен СССР. По данным «Росатома», он продает свои товары и услуги «девяти из 10 компаний, управляющих атомными электростанциями в стране». В ноябре прошлого года госкорпорация открыла в Токио офис «дочки» Rosatom Japan, ее возглавил Сергей Демин – ранее генерального директора «Росатом Восточная Азия».

Это говорит о том, что Россия и Япония собираются лишь наращивать масштабы сотрудничества в сфере ядерной энергетики. Сотрудничество в рамках строительства центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморье вполне укладывается в логику взаимоотношений двух стран. Ведь какими бы острыми ни были вопросы территориальной принадлежности «спорных» Курильских островов, Россия первой пришла на помощь Японии во время устранения последствий страшной катастрофы на АЭС «Фукусима» в 2011 году, и продолжает помогать в разработке средств обнаружения остаточной радиации «Фукусимы» до сих пор.

ТАК БУДЕТ ЛИ "МОГИЛЬНИК"

В петиции на сайте change.org, обращенной к губернатору Приморья Олегу Кожемяко, ситуация изложена под иным углом. В ней сотрудничество Японии и России в рамках строительства Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов, на которое дало согласие правительство РФ, представлено как решение «построить в Приморье центр для хранения ядерных отходов по соглашению российской и японской сторон».

«Влияние радиоактивного излучения отрицательно сказывается на здоровье человека и его потомства на протяжении всей жизни. Сейчас необходимо бороться за себя и за наших детей. Приморье не ядерная помойка Японии! Это касается каждого из нас!» - говорится в петиции, опубликованной Анастасией Гриненко. На призыв подписать петицию для того, чтобы «остановить строительство ядерного могильника в Приморском крае», на данный момент откликнулось уже более 15,5 тыс. человек.

В то же время, уже известно, что после переработки в Региональном центре кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов отходы должны паковать в контейнеры и отправлять за пределы Приморья – в распоряжение ФГУП «Национальный оператор по обращению с РАО». Согласно нормам МАГАТЭ и российскому законодательству, сформированному в 2011 году, отходы первого-второго классов опасности положено изолировать в пунктах глубинного захоронения. В России таких пока нет.

Отходы третьего-четвертого классов можно изолировать в приповерхностном пункте окончательной изоляции в Новоуральске (Свердловская область). Пятый класс - жидкие радиоактивные отходы, шестой - отвалы горнорудной промышленности с повышенным радиационным фоном. Для отходов пятого класса в России есть три пункта хранения - вблизи городов Димитровград, Северск и Железногорск. Еще несколько проектов, в том числе для хранения отходов первого-второго классов, на стадии разработки. 

Но ни одной такой площадки на Дальнем Востоке в ближайшие годы не появится.