БУО подгрузил президент
19.10.2017 05:36
Правительство РФ обязали подготовить предложения об открытии грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском
Пункт “1е" поручений президента России Владимира Путина по итогам последнего заседания Госсовета обязывает правительство к 1 декабря представить предложения "по реализации мероприятий, направленных на создание на госгранице между РФ и КНР грузопассажирского автомобильного пункта пропуска Большой Уссурийский". В 2016 году две страны договорились установить на острове пункт пропуска пассажиров, но не грузов. Однако китайская сторона уже не первый год настаивает на строительстве именно грузопассажирского пункта пропуска (ПП). Сдвинулось ли что-то в российской бюрократической машине, упорно не желающей создавать международное окно для грузов всего в 20 км от Хабаровска, выясняло EastRussia.
skmost.ru
ПУНКТ ПРОПУСКА НЕ ПОНЯТНО ЧЕГО
Идея построить на российско-китайской границе на Большом Уссурийском острове близ Хабаровска новый пункт пропуска (ПП) пассажиров и грузов активно кочует по официальным документам на протяжении всего губернаторства в Хабаровском крае Вячеслава Шпорта (пришел к власти в 2009 году). Две страны разделили остров примерно пополам и договорились совместно его осваивать еще при его предшественнике, Викторе Ишаеве, в 2004 году. Но при первом хабаровском губернаторе, ставшем в 2009 году полпредом президента в ДФО, шла демаркация границы: пограничные столбы торжественно открыли лишь 14 октября 2008 года. Остров все это время фактически не осваивался, и построить на нем с российской стороны успели только православную часовню - символ того, что Россия будет стоять на Большом Уссурийском долго и крепко. Правда, в 2002 году господин Ишаев также добился установки понтонного моста на остров. Пограничный укрепрайон, сельхозпредприятие "Заря" и многочисленные дачи существовали на острове еще с советских времен.
Вячеслав Шпорт, получив губернаторское кресло после недолгого пребывания в должности хабаровского министра промышленности, транспорта и связи, быстро вписал проект по освоению Большого Уссурийского в свою экономическую повестку. Второй хабаровский губернатор в 2010 году одобрил утверждение на региональном уровне концепции освоения острова до 2016 года, в которой прямо прописывалось "инфраструктурное освоение территории - включая объекты транспортной инфраструктуры, двусторонний грузопассажирский постоянный автомобильный пункт пропуска через государственную границу, логистические объекты, инженерные коммуникации". Грузопассажирский ПП оценивался тогда в 2,57 млрд руб. Под него даже выделили участок земли площадью 20 га, нарисовали красивый визуальный проект. На федеральные средства при краевом софинансировании на Большой Уссурийский начали строить двухполосный автомобильный мост, правда, не предназначенный для массового транзита грузов: его параметры позволяют пропускать автомобили в нагрузкой не более 12 тонн на ось, то есть отнюдь не самые тяжелые фуры.
Первый (и пока единственный) инфраструктурный объект на Большом Уссурийском стоимостью 4,5 млрд руб. успели сдать к 2013 году. Никто тогда еще не знал, что наводнение в августе затопит почти весь остров и тем самым кардинально нарушит планы РФ по его дальнейшему освоению. Краевые власти также старались не обращать внимание на критику со стороны полпреда Виктора Ишаева. Последний периодически посещал госграницу на острове, указывая, что ее размывает, и высказывался в том духе, что "за строительство моста на Большой Уссурийский некоторым гражданам нужно давать звание героев Китая": мол, по мосту после установления грузопассажирского перехода в КНР хлынут дальневосточные лес и рыба, а обратно - китайский ширпотреб, и российской экономике пользы от этого не будет. Тогда еще тоже никто не знал, что в самый разгар наводнения Виктора Ишаева снимут, и на смену ему придет команда Юрия Трутнева.
СТИХИЙНЫЙ ТУПИК
Наводнение на Амуре, во время которого под воду ушел почти весь Большой Уссурийский, завело освоение острова Россией в тупик. 693-й указ президента запретил любое строительство на подтопляемых территориях без предварительной гидрозащиты. Но госпрограмма строительства берегоукрепительных гидротехнических сооружений Минприроды предполагает защиту от ЧС постоянного населения, которого на Большом Уссурийском уже нет. А значит, предусмотреть в ней средства на дамбы формально нельзя. Для разрешения всех проблем с Большим Уссурийским регион даже предложил Минвостокразвития разработать и принять специальный федеральный закон об освоении острова с особыми условиями изъятия земель и застройки - по аналогии со стройками Сочи и саммита АТЭС-2012, но проект застрял в согласованиях.
Средства на гидрозащиту нужны немалые. Если до наводнения проект дамбы на Большом Уссурийском оценивался в 2-3 млрд руб., то после него, согласно последним проектам, для защиты 6 тыс. га территории внутри острова нужно построить две ГТС - 2,8 км и 5,8 км длиной. Из расчета 1 млрд руб. за километр это минимум 9 млрд руб. Всего на берегоукрепление российской части Большого Уссурийского нужна примерно половина от 37 млрд руб., требуемых на первый этап освоения, оценивали масштаб проблемы в 2016 году краевые власти.
Разумеется, без привлечения федерального финансирования регион проект не потянет - его консолидированный годовой бюджет не превышает 85-90 млрд руб. по доходам. А привлечь частного инвестора на строительство дамб - это и вовсе на грани фантастики: ведь даже на строительство пункта пропуска инвестор так и не пришел, поскольку механизма возмещения подобных затрат на данный момент в законодательстве нет. Инвестор в ПП по действующему законодательству может зарабатывать только на косвенных услугах, например, работе duty-free, автовокзалов или автостоянок. Механизм более интересного для инвестора возмещения и особого порядка ГЧП мог бы ввести ФЗ о Большом Уссурийском, но он даже не закончил проходить согласования в правительстве.
В 2010 году, повторимся, власти Хабаровского края предполагали, что ПП на Большом Уссурийском будет грузопассажирским. Его пропускная способность должна была составить 250 грузовиков, 50 автобусов и 1500 человек в сутки. "Транспортные компании уже в первый год работы пункта пропуска рассчитывают на 500 тыс. т грузооборота, а в дальнейшем эта цифра может дойти до 1,5 млн тонн", - рассказывал в 2012 году замглавы хабаровского минпромтранса Павел Мысин.
СТАТУС СЛОЖИЛСЯ, НО НЕ ТАК
Тем временем российские и китайские власти согласовали координаты ПП на Большом Уссурийском и его статус пассажирского - без возможности перемещения грузов. В декабре 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание правкомиссии по развитию Дальнего Востока, по итогам которой кабмину было дано несколько поручений по поводу Большого Уссурийского. В частности, органам власти было поручено подготовить проект концепции освоения российской части острова, проработав вопросы в том числе и "об установлении и строительстве постоянного автомобильного пассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на острове Большой Уссурийский с использованием механизмов государственно-частного партнерства".
Пассажирский ПП предназначен для физических лиц - туристов, перемещающих личные вещи в сопровождаемом багаже, общим весом не более 50 кг. Статус грузопассажирского, признали позднее в правительстве региона, не согласовали "отдельные федеральные ведомства" - из соображений безопасности. Поэтому в апреле 2015 года Хабаровский край подал в Росграницу обоснование, расчеты которого закрепили планируемую пропускную способность ПП в 806 транспортных средств в сутки (105 автобусов и 701 легковой автомобиль) - это 1,6 млн человек в год.
Тот или иной тип ПП на российско-китайской границе устанавливается через ноты МИД по инициативе Минтранса. Внешнеполитическое ведомство обязано направить в посольство КНР в России ноту, предлагающую внести дополнения в "Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года". Именно такой порядок предусмотрен статьей 3 межправительственного соглашения, имеющего статус двустороннего договора. Ответная нота посольства Китая от имени правительства страны означает, что странами заключено соглашение о внесении дополнений в базовое соглашение, содержащее перечень пунктов пропуска.
Подобный
обмен нотами весной 2011 года позволил, например, установить на границе новый железнодорожный пункт пропуска "Нижнеленинское - Тунцзян", имеющий в перечне пунктов пропуска номер 22. 23-м пунктом пропуска
в сентябре 2016 года после обмена нотами стал пункт пропуска "Большой Уссурийский - Хэйсяцзыдао". В соглашении зафиксировано, что пункт пропуска на Большом Уссурийском открыт "для международного пассажирского автомобильного сообщения, а также пересечения государственной границы на легковом автотранспорте с количеством посадочных мест не более 8".
Позиция властей сопредельной с Хабаровским краем китайской провинции Хэйлунцзян за последние годы не менялась: в регионе-соседе настаивают на том, что пункт пропуска на Большом Уссурийском должен быть грузопассажирским. В мае 2015 года на встрече с Вячеславом Шпортом секретарь КПК провинции Ван Сянкуй сказал: "Я думаю, что вместе с вами, господин губернатор, мы должны обсуждать открытие пункта пропуска и пассажирского, и грузового. Потому что открытие именного такого будет играть очень важную роль для развития экономики наших регионов. Если будет только пассажирский пункт пропуска, то это не позволит нам соответствовать развитию торгово-экономических отношений между сторонами". "Можно открыть грузопассажирский поток туда-обратно из Китая и России — двусторонний. Если сможем открыть такой пункт пропуска, то это позволит нам создать благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества. Остров Большой Уссурийский очень близко находится с Хабаровском, всего 20-30 километров. Такие географические преимущества имеет только Хабаровск. Мы должны вместе с вами прилагать усилия для того, чтобы использовать все функции этого пункта пропуска", - добавил он.
ГРУЗЫ ПРИДЕТСЯ ДООБОСНОВАТЬ
"Концепция освоения Большого Уссурийского на правительственном уровне пока так и не утверждена. Но в межправительственное соглашение пункт пропуска внесен. И, поскольку на последнем Восточном экономическом форуме в сентябре был снова поднят вопрос о грузопассажирском статусе пункта пропуска, идет дообоснование такого статуса", - говорит первый зампред хабаровского правительства Юрий Чайка. Обоснование грузопассажирского ПП на Большом Уссурийском, напоминает он, были подготовлены субъектом РФ еще в 2012 году. Сейчас данные актуализированы - с учетом потребностей резидентов территорий опережающего развития (ТОР).
Текущие расчеты дают для пункта пропуска через Большой Уссурийский грузовую базу "от 1 млн до 3 млн тонн в год", продолжает чиновник. Например, ГК "ТехноНИКОЛЬ", построившая в ТОР под Хабаровском завод по производству теплоизоляции на основе каменной ваты, заявляет отгрузку на Китай через новый пункт пропуска до 20 тыс. тонн продукции в год - по 9 грузовиков в день. Сейчас, по данным самой группы, хабаровский завод может производить до 50 тыс. т изоляции в год, а в КНР идет 8-10% от годового объема производства. "В обосновании рассматривается в том числе вариант транспортного коридора через автодорогу Лидога-Ванино. Пункт пропуска нужен, строить его необходимо. Все упирается в большие стартовые вложения. Субъект в рамках бюджета проект не вытащит. Частный инвестор мог бы вложиться и в гидрозащиту, вопрос - в механизме возврата инвестиций. Работа сложная, но нужно двигаться", - уверен Юрий Чайка.
Эксперт в области международного инвестиционного законодательства Дмитрий Ноженко, регулярно бывающий в командировках на китайской части Большого Уссурийского, считает, что грузопассажирский пункт пропуска на острове "даст глобальный эффект" только при установлении для территории дополнительных льготных режимов - например, беспошлинной торговли. Пока подобные инициативы российским правительством, отметим, не обсуждались, кроме одной - еще в декабре 2014-го Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос об установлении безвизового режима для посещения всего острова туристами из КНР и РФ. "После ввода дополнительного контингента войск США в Южную Корею, к примеру, китайцы вышли из зоны беспошлинной торговли в аэропорту Инчон. Если такой режим внедрить в пункте пропуска на острове, распространив на промышленные и продовольственные товары, у России есть шанс создать огромную по емкости площадку для торговли", - объясняет Дмитрий Ноженко.
Китайская сторона, напоминает он, уже подвела к своей части острова транспортную инфраструктуру: железнодорожную, автомобильную, авиационную, - затратив миллиарды юаней. "Китайские партнеры даже могли бы инвестировать в мероприятия по берегоукреплению и формированию инфраструктуры на нашей стороне в режиме концессии, - считает Дмитрий Ноженко. - Но это возможно, только если российская сторона подойдет к вопросу освоения Большого Уссурийского не как к простому строительству нового пункта пропуска, а как в общенациональному проекту трансграничного сотрудничества: с комплексными мерами и льготами".
"Остров уникален тем, что больше нет у России и Китая таких обеспеченных ресурсами и замкнутых по контуру участков, на которые можно надевать особую правовую оболочку, придавать особый статус. КНР на своей части Большого Уссурийского уже начинает проектировать зону для торговли и развития бизнеса наподобие маленького Гонконга или Сингапура, завершает берегоукрепление. Китай готов строить "сухой порт" совместно с Россией. С нашей стороны нужна некая ревизия и новый взгляд на Большой Уссурийский. Может быть, с планами создания там университетской площадки, территории культурного взаимодействия, территории опережающего развития. Нужна отдельная управляющая компания с полномочиями градостроительного надзора, возможно, обнуление налогов и пошлин, и так далее", - подчеркивает он.
Отметим, что относительно будущего Большого Уссурийского дефицита различных планов как раз и нет: только концепций его освоения или их проектов за последние 15 лет предлагалось не меньше семи. Из последних объектов, упомянутых в перечне поручений правительству РФ в 2014 году - речной порт для организации круизного и яхтенного туризма и международный научно-исследовательский институт проблем Амура. Ранее на острове предлагалось создать игорную зону и ипподром для привлечения китайских туристов, известных своей любовью к азартным играм. На Большом Уссурийском также предлагалось проводить Дальневосточный молодежный форум "Амур", но после того, как президент Владимир Путин предложил ускоренно развивать Комсомольск-на-Амуре, мероприятие прописалось близ "города президентского внимания" - на горнолыжном курорте "Холдоми".
Дмитрий Щербаков
Теги: