Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

To be elected

EastRussia analyzes why the governors needed to go to early elections

To be elected

In the Russian regions - the massive resignation of governors: six pieces over the past week. Among them are the heads of the Irkutsk region Sergei Eroschenko (powers expire in 2017) and the Kamchatka Territory Vladimir Ilyukhin (there was another year left). Governors ahead of schedule and voluntarily terminate their powers to get 13 September support of the population in regional elections, but for now they will work with the prefix "Vrio".

Update credibility

The governors are meeting with Vladimir Putin, asking him for permission to hold early elections. During the week, the president accepted the resignation of the six heads of regions, and in the next two weeks he will have several more meetings with the governors.

President's press secretary Dmitry Peskov explained the mass retirement by the fact that the governors want to be elected, not appointed. "There are governors who have normal indicators, and they try to be elected to renew the credit of trust, that is, not to remain appointed and confirmed by legislative assemblies, and, of course, they tend to be elected," Peskov told reporters . Another reason for this decision, according to him, is the desire to save budget funds. The combined elections of the governor and the Legislative Assembly are cheaper. Although, for example, in the Irkutsk region, local elections took place last year.

Dmitry Peskov agreed with journalists that the candidates who will approach the elections with the prefix "vrio" have a certain credit of trust. But he stressed that this circumstance does not set unequal conditions for the other candidates for the post of head of the region: "In the region, of course, there must be an acting president, the region should not lose its growth dynamics. And to whom, as if not to the incumbent governor, it is better to do it all. A lot of time before the election campaign, and when this campaign begins, then everyone will have equal opportunities. "

Calmly and predictably

Political scientist Yevgeniy Minchenko does not seem to find mass dismissals strange, the motivation of the governors is quite understandable: "To be honest, I do not see what the novelty is here. The practice of the resignations of governors with the subsequent access to the elections has not been the first year. Last year there was a massive wave of resignations, the motivation remained exactly the same, which was: to increase the level of legitimacy of the heads of regions, to create an opportunity for them to be more stable and confident in themselves. Plus to unload the federal election cycle from overlapping with regional elections, I mean 2016-2018 years - when elections to the State Duma and the president take place. I would not be surprised if two current governors lost the election, why not, this can also happen. If we take the Kamchatka Territory, the Irkutsk Region, I think everything will be calm and predictable there. "

Associate Professor of the Faculty of Social Sciences of the National Research University "Higher School of Economics" Alexei Titkov also sees no riddle in the resignations of governors. In his opinion, two sides are equally interested in this development of events: both the governors themselves and the presidential administration: "The interest of the governors in the early elections is due to the fact that now the situation for elections is generally favorable, the government has a high rating, plus a relatively prosperous economic situation. What it will be in a year or two, it's difficult to predict. Therefore, it is understandable to be re-elected now. For the average person the situation looks quite stable, more or less people have forgotten about the complexity of the end of last year. And what is important, now there is a rule for elections, which is very beneficial for the governors - the municipal filter. If necessary, it allows you to screen out uncomfortable rivals, and even not so much opposition ones - they are easier with them, as some of the regional elite or business. From the point of view of the presidential administration, the interest is that ahead of the elections to the State Duma, ahead of the presidential elections and there are reasons that they do not coincide with the elections of the heads of regions. " Titkov explains that in the event of a combination of elections, the governors begin to be distracted by their election campaign, think less about the main campaign, nationwide, and agitate for the ruling party or the president more handy than the popular governor with a high rating. "This logic was described approximately three years ago in the report of one of the analytical centers close to the presidential administration, it does not hide. As for the cost of the election, I do not think that saving money plays any significant role here, "Titkov stressed.

The expert does not predict the problems of the Amur region, on the whole the situation there is stable. In the Kamchatka Territory, the bulk of voters live in Petropavlovsk-Kamchatsky, there is a long tradition of protest voting, even from the time of perestroika, but Ilyukhin Titkov does not see strong rivals in Vladimir Ilyukhin. "In the Irkutsk region, the situation is the most difficult: Sergei Eroschenko is little popular primarily among regional elites, with whom he managed to spoil relations during the period of governorship. This is the head of the region, which is more inclined to press and resolve issues by force than to negotiate, as was customary in the Irkutsk region earlier. Voters of the region as a whole are also independent enough, they can present surprises. But despite this, the previous practice will outweigh the previous practice: since 2012, all the heads of regions, even the weak, with a dubious reputation, have been re-elected in the first round, who with a more convincing result, who with less, "the expert predicts.

Alexei Titkov has no doubt that Oleg Kozhemyako will surely win the elections in Sakhalin. He is an experienced politician with a lot of successful election campaigns, starting with the Primorsky Territory. The Jewish Autonomous Region is generally quite a calm region: "If there are any surprises and can happen, it is only because they can calculate that the campaign will be won by itself and will not be invested in it. I think Alexander Levintal will win the elections already in the first round, there is a common problem for all regions of the Far East - a historically low turnout and lower support for the ruling candidates, whether presidential candidates, governors, or parties, compared to other regions. current market conditions, with the support of candidates for president, I think these problems will be successfully overcome "as a whole.

Political character

The Vice President of the Center for Political Technologies Rostislav Turovsky is confident that there was no urgent need for a large number of early election campaigns this year. According to him, saving money is an argument only for the general public and it does not stand up to criticism, since it is not money that could affect other spending items. Mass resignations are of a political nature: “Last year there was an agiotage associated with the intensification of the crisis processes in the regions, respectively, with the fears of the governors, that the worsening situation will affect their ratings and may lead to increased competition. This year, in fact, it turns out that the federal center, firstly, succumbed to gubernatorial lobbying (the governors want to get elected as soon as possible), and secondly, indirectly acknowledged that the financial and economic situation in the regions will deteriorate and we must hurry before the ratings of the authorities crawl down ".

For the Far East, this motif is pronounced. If no decision is taken on Buryatia, only in this region direct elections will not be held yet. "If we talk about specific personalities, then Ilyukhin and Eroshchenko are quite experienced and punchy leaders who managed to establish good relations with the presidential administration. Actually, for this reason they received a "green light" for the elections. The situation with Ilyukhin was simpler, he began to demonstrate his interest in elections long enough and got a good idea on the federal agenda. Therefore, he had every chance to break through the solution of his interests, he did it. With Eroschenko the situation was more complicated, because the region is not easy, with intra-elite conflicts, and Eroshchenko's positions there are not so strong, "Turovsky says. - But, apparently, there were arguments in favor of holding early elections there, because at this stage, from my point of view, Eroshchenko managed to stabilize the situation after the municipal elections, to reach an agreement with the main part of the elites and with these arguments to convince the Kremlin In holding early elections. In this context, just and interesting is the head of Buryatia Vyacheslav Nogovitsyn. In his region, the conflicts have assumed a protracted and public character, the splits in the elites are noticeable and obvious. This clearly complicates the decision on early elections and its prospects to remain the head of the region. "

According to plan

The Amur Region, Sakhalin, the Jewish Autonomous District - from Rostislav Turovsky's point of view, relatively competitive election campaigns are possible in all these regions because there has been a change of governors everywhere, and on Sakhalin and in the Jewish Autonomous Region governors - and completely new to these Regions people. Therefore, some voters will still be ready to vote for opposition candidates, the political scientist believes. On the other hand, there is no certainty with these candidates everywhere: "For example, in the case of Sakhalin, it is not at all clear who can act as the opposition of Kozhemyako. Given his stiffness and assertiveness, he will be able to overcome the resistance, even if it will. But I would like to stress once again that it may not be, because there are no strong candidates who could have advanced against it. "

In the case of the EAO and the Amur Region, the level of competition may ultimately be higher, primarily due to the efforts of the Communist Party and the LDPR, since they have a good electoral base in these regions. They can expose sufficiently strong and visible candidates and gain a lot of votes. "The Communist Party will be able to do this in the Amur region, and in the Jewish, the LDPR at least in the Amur region will be able to make a statement. On the other hand, temporarily executing - Levintal and Kozlov - not so strong and bright personalities, so they will have to develop, gain popularity, win political points. It will not be easy to do this because they are not charismatic leaders. The final result of the elections will be in favor of the current heads of regions, but there is the possibility for the opposition to get a substantial number of votes in the EAO and the Amur Region, "Rostislav Turovsky said.

In Kamchatka, a political analyst does not foresee competition yet, in the Irkutsk region it is likely to be somewhat more substantial, but in any case, the governor will be calmly re-elected: “Decisions were made about who will remain in the governor’s posts after passing through the election procedure. Of course, we are talking about the legitimization of the current governors, and they are selected by the president through the appointment of the acting, so the key decision has already been made, it must be confirmed by voters. There will be no surprises in the sense of defeat for the current heads of regions. Surprises can come only from the point of view of votes that opponents will gain. ”

Election of governors will be held 13 September, a single day of voting. In the 10 regions, the elections will be planned - the powers of the governors expire there, in the DFO, the Jewish Autonomous Region is among them. Unscheduled elections in the Far East will be held in the Sakhalin region (Alexander Khoroshavin, suspected of receiving a large bribe, resigned, he is now under investigation), in the Amur region (Governor Oleg Kozhemyako was appointed interim head of the Sakhalin region), in the Kamchatka region and the Irkutsk region.

In the elections of 2014, already in the first round, the current leaders of the regions won. Last year, governors also asked the president in large numbers to resign.

What happened in the Far East in a week and who benefits?
Exclusive analytics from EastRussia - every Tuesday in your inbox

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Быть избранным

EastRussia анализирует, зачем губернаторам понадобилось идти на досрочные выборы

Быть избранным

В российских регионах – массовые отставки губернаторов: шесть штук за прошедшую неделю. Среди них главы Иркутской области Сергей Ерощенко (полномочия истекают в 2017 году) и Камчатского края Владимир Илюхин (в запасе был еще год). Губернаторы досрочно и добровольно прекращают свои полномочия, чтобы 13 сентября заручиться поддержкой населения на региональных выборах, а пока будут работать с приставкой «врио».

Обновить кредит доверия

Губернаторы встречаются с Владимиром Путиным, просят у него разрешения досрочно провести выборы. За неделю президент принял отставку шести глав регионов, в ближайшие две недели у него запланировано еще несколько встреч с губернаторами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков массовые отставки объяснил тем, что губернаторы хотят быть избранными, а не назначенными. «Есть губернаторы, у кого нормальные показатели, и они стараются быть избранными, чтобы обновить кредит доверия, то есть, не оставаться назначенными и подтвержденными законодательными собраниями, а, конечно, они имеют тенденцию к тому, чтобы быть избранными», – сообщил Песков журналистам. Еще одна причина такого решения, по его словам, – желание сэкономить бюджетные средства. Объединенные выборы губернатора и в Законодательное собрание стоят дешевле. Хотя, например, в Иркутской области местные выборы прошли в прошлом году.

Дмитрий Песков согласился с журналистами, что кандидаты, которые подойдут к выборам с приставкой «врио», имеют определенный кредит доверия. Но он подчеркнул, что это обстоятельство не ставит в неравные условия остальных претендентов на пост главы региона: «В регионе, безусловно, должен быть исполняющий обязанности, регион не должен терять динамику роста. И кому, как не действующему губернатору, лучше это все выполнять. Еще много времени до избирательной кампании, и когда эта кампания начнется, тогда уже у всех будут равные возможности».

Спокойно и предсказуемо

Политологу Евгению Минченко массовые отставки не кажутся странными, мотивация губернаторов ему вполне понятна: «Честно говоря, я не вижу, в чем здесь новизна. Практика отставок губернаторов с последующим выходом на выборы существует не первый год. В прошлом году была массовая волна отставок, мотивация осталась ровно та же самая, которая и была: увеличить уровень легитимности глав регионов, создать им возможность более устойчиво, уверенно себя чувствовать. Плюс разгрузить федеральный цикл выборов от совмещения с региональными, я имею ввиду 2016 -2018 годы – [когда состоятся] выборы в Госдуму и президента. Я бы не удивился, если бы два действующих губернатора проиграли выборы, почему нет, такое тоже может быть. Если брать Камчатский край, Иркутскую область, я думаю, там все будет спокойно и предсказуемо».

Доцент факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Алексей Титков также не видит загадки в отставках губернаторов. По его мнению, в таком развитии событий одинаково заинтересованы две стороны – и сами губернаторы, и администрация президента: «Интерес у губернаторов в досрочных перевыборах связан с тем, что сейчас ситуация для выборов в целом благоприятная, у власти высокий рейтинг, плюс относительно благополучная экономическая ситуация. Какой она будет через год-два, прогнозировать сложно. Поэтому понятен интерес переизбраться сейчас. Для рядового человека ситуация выглядит достаточно стабильной, про сложности конца прошлого года более-менее люди забыли. И что важно, сейчас действует правило для выборов, которое губернаторам очень выгодно, – муниципальный фильтр. При необходимости он позволяет отсеивать неудобных соперников, причем даже не столько оппозиционных – с ними проще, сколько кого-то из региональной элиты или бизнеса. С точки зрения президентской администрации, интерес в том, что впереди выборы в Государственную Думу, впереди выборы президента и есть резоны, чтобы они не совмещались с выборами глав регионов». Титков поясняет, что в случае совмещения выборов губернаторы начинают отвлекаться на свою избирательную кампанию, меньше думают о кампании главной, общенациональной, да и агитировать за правящую партию или президента сподручнее популярному губернатору с высоким рейтингом. «Такая логика была описана примерно три года назад в докладе одного из аналитических центров, близких к президентской администрации, она не скрывается. Что касается затрат на выборы, я не думаю, что экономия средств играет здесь сколько-нибудь существенную роль», – подчеркнул Титков.

Эксперт не предрекает проблем Амурской области, в целом ситуация там стабильная. В Камчатском крае основная часть избирателей живет в Петропавловске-Камчатском, там давние традиции протестного голосования, еще со времен перестройки, однако сильных соперников у Владимира Илюхина Титков не видит. «В Иркутской области ситуация самая сложная: Сергей Ерощенко мало популярен прежде всего у региональных элит, с которыми он за период губернаторства успел испортить отношения. Это глава региона, который скорее склонен давить и решать вопросы силой, чем договариваться, как это было принято в Иркутской области ранее. Избиратели региона в целом тоже достаточно независимые, могут преподнести неожиданности. Но, несмотря на это, перевесит предыдущая практика: до сих пор, начиная с 2012 года, все главы регионов, даже слабые, с сомнительной репутацией, переизбирались в первом туре, кто с более убедительным результатом, кто с менее», – прогнозирует эксперт.

Алексей Титков не сомневается, что Олег Кожемяко уверенно выиграет выборы на Сахалине. Он опытный политик с большим количеством успешных избирательных кампаний, начиная с Приморского края. Еврейская автономная область - в целом достаточно спокойный регион: "Если там какие-то неожиданности и могут произойти, то только из-за того, что могут посчитать, что кампания будет выиграна сама собой и не будут вкладываться в нее. Хотя это вряд ли. Думаю, Александр Левинталь выиграет выборы уже в первом туре. Есть общая для всех регионов Дальнего Востока проблема - исторически сложившаяся низкая явка и пониженная по сравнению с остальными регионами поддержка правящих кандидатов, будь то кандидаты в президенты, губернаторы, или партии. Но при нынешней конъюнктуре, при поддержке кандидатов президентом, я думаю, эти проблемы будут в целом успешно преодолены".

Политический характер

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский уверен, что острой потребности в проведении в этом году большого количества досрочных выборных кампаний не было. По его словам, экономия средств – это довод только для широкой публики и никакой критики он не выдерживает, поскольку это не деньги, которые могли бы повлиять на другие расходные статьи. Массовые отставки имеют политический характер: «В прошлом году был ажиотаж, связанный с усилением кризисных процессов в регионах, соответственно, со страхами губернаторов, что ухудшающаяся ситуация повлияет на их рейтинги и может привести к росту конкуренции. В этом году фактически получается, что федеральный центр, во-первых, поддался губернаторскому лоббизму (губернаторы хотят избраться поскорее), во-вторых, косвенно признал, что финансово-экономическая ситуация в регионах будет ухудшаться и нужно поторопиться, пока рейтинги власти не поползли вниз».

Для Дальнего Востока этот мотив ярко выражен. Если не будет принято решение по Бурятии, то только в этом регионе пока не пройдут прямые выборы. «Если говорить о конкретных персоналиях, то Илюхин и Ерощенко – достаточно опытные и пробивные руководители, которые сумели наладить хорошие отношения с администрацией президента. Собственно, по этой причине они получили "зеленый свет" на выборы. Ситуация с Илюхиным была проще, он свой интерес к выборам достаточно давно стал демонстрировать и неплохо встроился в федеральную повестку. Поэтому у него были все шансы пробить решение своих интересов, он это и сделал. С Ерощенко ситуация была сложнее, поскольку регион непростой, с внутриэлитными конфликтами, и позиции Ерощенко там не настолько сильные, – рассказывает Туровский. – Но, видимо, нашлись свои аргументы в пользу того, чтобы провести там досрочные выборы, поскольку на данном этапе, с моей точки зрения, Ерощенко удалось стабилизировать ситуацию по итогам муниципальных выборов, договориться с основной частью элит и с этими аргументами в руках убедить Кремль в проведении досрочных выборов. В этом контексте как раз и интересен глава Бурятии Вячеслав Ноговицын. В его регионе конфликты приняли затяжной и публичный характер, расколы в элитах заметны и очевидны. Это явно осложняет принятие решения о досрочных выборах и его перспективы остаться главой региона».

По плану

Амурская область, Сахалин, Еврейский автономный округ - с точки зрения Ростислава Туровского, во всех этих регионах возможны относительно конкурентные избирательные кампании по той причине, что везде произошла смена губернаторов, а на Сахалине и в Еврейской автономной области губернаторы – и вовсе совершенно новые для этих регионов люди. Поэтому часть избирателей все-таки будет готова голосовать за оппозиционных кандидатов, считает политолог. С другой стороны, пока не везде есть определенность с этими кандидатами: «Например, в случае Сахалина пока совершенно не ясно, кто может выступить в роли оппозиции Кожемяко. Учитывая его жесткость и напористость, ему удастся преодолеть сопротивление, даже если оно будет. Но еще раз подчеркну, что его может и не быть, поскольку нет сильных кандидатов, которые могли бы против него выдвинуться».

В случае с ЕАО и Амурской областью уровень конкуренции может оказаться в конечном счете выше, прежде всего за счет усилий КПРФ и ЛДПР, поскольку у них есть неплохая электоральная база в этих регионах. Они могут выставить достаточно сильных и заметных кандидатов и набрать немало голосов. «КПРФ сможет это сделать и в Амурской области, и в Еврейской, ЛДПР как минимум в Амурской области сможет заявить о себе. С другой стороны, временно исполняющие - Левинталь и Козлов - не столь сильные и яркие личности, поэтому им придется раскручиваться, набирать популярность, завоевывать политические очки. Сделать это будет непросто, поскольку харизматическими лидерами они не являются. Конечный итог выборов будет в пользу действующих глав регионов, но возможности для оппозиции набрать существенное количество голосов в ЕАО и Амурской области есть», - считает Ростислав Туровский.

На Камчатке политолог конкуренцию пока не предвидит, в Иркутской области она, вероятно, будет несколько более существенной, но в любом случае губернатора ждет спокойное переизбрание: «Были приняты решения о том, кто останется на губернаторских постах, пройдя через процедуру выборов. Конечно, речь идет о легитимации действующих губернаторов, а их отбирает президент через назначение врио, поэтому ключевое решение уже принято, его должны подтвердить избиратели. Неожиданностей в смысле поражений у действующих глав регионов не будет. Неожиданности могут быть только с точки зрения голосов, которые наберут оппоненты».

Выборы губернаторов пройдут 13 сентября, в единый день голосования. В 10 регионах выборы будут плановые – там у губернаторов истекают полномочия, в ДФО среди них Еврейская автономная область. Внеплановые выборы на Дальнем Востоке состоятся в Сахалинской области (в отставку отправлен Александр Хорошавин, подозреваемый в получении крупной взятки, сейчас он находится под следствием), в Амурской области (губернатор Олег Кожемяко назначен врио главы Сахалинской области), в Камчатском крае и Иркутской области.

На выборах 2014 года уже в первом туре победили действующие руководители регионов. В прошлом году губернаторы также массово просили президента об отставке.