Как регионы Дальнего Востока борются за финансирование
В 2013 г. стало ясно, что Дальний Восток является своего рода защищенной статьей федерального бюджета: если по стране трансферты упали более чем на 6%, то для Дальнего Востока они выросли на 28,8%. Тем не менее, в ситуации 2013 г. Дальнему Востоку «помогло» несчастье: центр был вынужден субсидировать преодоление последствий катастрофического наводнения, в связи с чем самый резкий рост трансфертов отмечался в Амурской области, Еврейской АО и Хабаровском крае. Поэтому говорить о том, что федеральный центр даже в самой плохой общегосударственной ситуации будет наращивать финансирование Дальнего Востока все-таки не следует. Это как раз будет понятно по итогам 2014-15 годов.
Отчетливая смена тенденции произошла на Сахалине, который является примером наиболее успешного региона Дальнего Востока с точки зрения наращивания собственной доходной базы в процессе реализации топливно-энергетических проектов. Поэтому федеральный центр последовательно снижал его финансирование до 2011 г. включительно (когда был самый резкий спад – на 40%), но потом стал постепенно повышать объем трансфертов, что отчасти связано с реализацией курильской ФЦП.
Табл. 4. Безвозмездные поступления в региональные бюджеты (млрд. руб. / индекс к предыдущему году)
|
2013 |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
Дальневосточный федеральный округ |
243,4 / 128,8 |
188,9 / 94,7 |
199,6 / 106,9 |
186,6 / 94,7 |
197 / 138,5 |
Республика Саха (Якутия) |
72,3 / 122,8 |
58,9 / 109,8 |
53,6 / 111,7 |
48 / 100,65 |
47,7 / 147,5 |
Амурская область |
40,2 / 229,7 |
17,5 / 89,7 |
19,5 / 110,2 |
17,7 / 105,8 |
16,7 / 108,7 |
Камчатский край |
37,9 / 110,2 |
34,4 / 93,4 |
36,9 / 129,5 |
28,5 / 115,7 |
24,6 / 144,5 |
Хабаровский край |
34,6 / 162,2 |
21,3 / 106,3 |
20,1 / 105,3 |
19,1 / 109,95 |
17,3 / 121,1 |
Приморский край |
21,8 / 84,5 |
25,8 / 65 |
39,7 / 99,3 |
40 / 78,9 |
50,6 / 225,5 |
Забайкальский край |
21,2 / 119,65 |
17,7 / 103,3 |
17,2 / 99 |
17,3 / 96,2 |
18 / 113 |
Магаданская область |
12,5 / 108,85 |
11,5 / 110 |
10,5 / 95,8 |
10,9 / 102,6 |
10,6 / 118 |
Сахалинская область |
10,1 / 119,9 |
8,4 / 108,8 |
7,7 / 60,3 |
12,8 / 98,9 |
12,9 / 72,5 |
Еврейская АО |
8,4 / 170,2 |
5 / 121 |
4,1 / 82,2 |
5 / 100,8 |
5 / 126,4 |
Чукотский АО |
5,4 / 89,5 |
6,1 / 81 |
7,5 / 160,25 |
4,7 / 41 |
11,4 / 115,8 |
Как уже ясно, регионы Дальнего Востока отличаются высоким уровнем дотационности, и некоторые из них входят в число самых дотационных субъектов федерации (табл. 5, данные по консолидированным бюджетам, т.е. с учетом местного самоуправления). В частности, федеральные власти активно дотируют удаленные северные регионы, где в России самые высокие издержки экономической деятельности. По этой причине больше всего федеральных денег, как уже сказано, получает не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране Якутия, а по зависимости от федеральных трансфертов в число российских лидеров стабильно попадают Камчатка и Магаданская область.
Напротив, в сущности, единственным примером региона, который практически преодолел дотационную зависимость, является на Дальнем Востоке Сахалин. Например, в 2008-10 гг. доля трансфертов в его бюджете еще превышала 20%, после чего резко упала, составив в 2012-13 гг. менее 10%. По итогам первого полугодия 2014 г. ясно, что центр практически перестал финансировать Сахалин, поскольку доля безвозмездных перечислений составила рекордно низкие 2,1%. В то же время подобная финансовая «свобода» отнюдь не должна радовать сахалинцев. Напомним, что на территории региона реализуется ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, которая, хотя и значительно уступает по объемам финансирования «главной» дальневосточной ФЦП, имеет огромное значение для удаленных островных территорий.
Табл. 5. Доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированных региональных бюджетов (%).
|
2014, 1-е полугодие |
2013 |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
Камчатский край |
68,4 |
65 |
66 |
67,3 |
62,7 |
63,4 |
Чукотский АО |
53,7 |
29,7 |
35,1 |
37,4 |
32,7 |
49,1 |
Еврейская АО |
47,1 |
58,1 |
50,1 |
48,8 |
52,4 |
52,9 |
Магаданская область |
45,5 |
45,2 |
43,1 |
46,1 |
50,7 |
54,8 |
Республика Саха (Якутия) |
45 |
43,6 |
39,9 |
42,2 |
45,3 |
50 |
Забайкальский край |
40 |
40,4 |
37,3 |
37,5 |
39,6 |
44,2 |
Амурская область |
24,3 |
49,5 |
33,6 |
39 |
37,7 |
40,4 |
Приморский край |
20,6 |
22,7 |
23,4 |
37,3 |
40 |
51,7 |
Хабаровский край |
19,5 |
32,3 |
22 |
23 |
23,7 |
26,4 |
Сахалинская область |
2,1 |
8,1 |
9,4 |
10,7 |
22,5 |
20,6 |
Текст: Ростислав Туровский