Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бюджетные тенденции

Как регионы Дальнего Востока борются за финансирование

Бюджетные тенденции

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский продолжает рассуждать о бюджетной политике в регионах ДФО.

В 2013 г. стало ясно, что Дальний Восток является своего рода защищенной статьей федерального бюджета: если по стране трансферты упали более чем на 6%, то для Дальнего Востока они выросли на 28,8%. Тем не менее, в ситуации 2013 г. Дальнему Востоку «помогло» несчастье: центр был вынужден субсидировать преодоление последствий катастрофического наводнения, в связи с чем самый резкий рост трансфертов отмечался в Амурской области, Еврейской АО и Хабаровском крае. Поэтому говорить о том, что федеральный центр даже в самой плохой общегосударственной ситуации будет наращивать финансирование Дальнего Востока все-таки не следует. Это как раз будет понятно по итогам 2014-15 годов.

Среди дальневосточных регионов наиболее неустойчивыми являются ситуации с федеральным финансированием Чукотки и Приморского края. Чукотка, как уже ясно, отличается одной из самых нестабильных бюджетных историй в России. Трансферты в этот регион снизились более чем в два раза в 2010 г., затем выросли на 60% в 2011 г. и далее постепенно снижаются. Приморье получило огромные федеральные деньги в 2009 г. (более 50 миллиардов), а все последующие годы трансферты в этот регион снижались – до почти 22 миллиардов в 2013 г. Рост трансфертов, напротив, был постоянным в Якутии, которая стала самым крупным получателем федеральной финансовой помощи в России (более 72 миллиардов в 2013 г.), и Хабаровском крае (до 34,6 миллиардов в 2013 г.). У остальных регионов были спады, причем в самые разные годы, что, очевидно, определялось текущей конъюнктурой реализации тех или иных проектов.

Отчетливая смена тенденции произошла на Сахалине, который является примером наиболее успешного региона Дальнего Востока с точки зрения наращивания собственной доходной базы в процессе реализации топливно-энергетических проектов. Поэтому федеральный центр последовательно снижал его финансирование до 2011 г. включительно (когда был самый резкий спад – на 40%), но потом стал постепенно повышать объем трансфертов, что отчасти связано с реализацией курильской ФЦП.

Табл. 4. Безвозмездные поступления в региональные бюджеты (млрд. руб. / индекс к предыдущему году)

2013

2012

2011

2010

2009

Дальневосточный федеральный округ

243,4 / 128,8

188,9 / 94,7

199,6 / 106,9

186,6 / 94,7

197 / 138,5

Республика Саха (Якутия)

72,3 / 122,8

58,9 / 109,8

53,6 / 111,7

48 / 100,65

47,7 / 147,5

Амурская область

40,2 / 229,7

17,5 / 89,7

19,5 / 110,2

17,7 / 105,8

16,7 / 108,7

Камчатский край

37,9 / 110,2

34,4 / 93,4

36,9 / 129,5

28,5 / 115,7

24,6 / 144,5

Хабаровский край

34,6 / 162,2

21,3 / 106,3

20,1 / 105,3

19,1 / 109,95

17,3 / 121,1

Приморский край

21,8 / 84,5

25,8 / 65

39,7 / 99,3

40 / 78,9

50,6 / 225,5

Забайкальский край

21,2 / 119,65

17,7 / 103,3

17,2 / 99

17,3 / 96,2

18 / 113

Магаданская область

12,5 / 108,85

11,5 / 110

10,5 / 95,8

10,9 / 102,6

10,6 / 118

Сахалинская область

10,1 / 119,9

8,4 / 108,8

7,7 / 60,3

12,8 / 98,9

12,9 / 72,5

Еврейская АО

8,4 / 170,2

5 / 121

4,1 / 82,2

5 / 100,8

5 / 126,4

Чукотский АО

5,4 / 89,5

6,1 / 81

7,5 / 160,25

4,7 / 41

11,4 / 115,8

Как уже ясно, регионы Дальнего Востока отличаются высоким уровнем дотационности, и некоторые из них входят в число самых дотационных субъектов федерации (табл. 5, данные по консолидированным бюджетам, т.е. с учетом местного самоуправления). В частности, федеральные власти активно дотируют удаленные северные регионы, где в России самые высокие издержки экономической деятельности. По этой причине больше всего федеральных денег, как уже сказано, получает не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране Якутия, а по зависимости от федеральных трансфертов в число российских лидеров стабильно попадают Камчатка и Магаданская область.

На Дальнем Востоке по уровню дотационности, начиная с 2009 г., устойчиво лидирует Камчатский край, в бюджете которого доля безвозмездных перечислений превышает 60% (причем за первое полугодие 2014 г. она достигла рекордных 68,4%). Этому предшествовала ситуация, когда одним из самых дотационных регионов России являлся Корякский АО, объединившийся с Камчатской областью. Очевидно, что Камчатка оказывается в подобной ситуации в связи со слабой собственной доходной базой и большими расходами на инфраструктуру. В отдельные годы более половины своих доходов (либо немногим менее, как сейчас) получала из федерального бюджета экономически отсталая Еврейская АО. Порядка 45% доходов идут из федерального бюджета, наполняя бюджет Магаданской области (но более половины их доля составляла в прошлом (например, в 2008-10 гг.)). Высоким уровнем дотационности, превосходящим средний по России, отличаются Якутия, Амурская область и Забайкальский край, Чукотка. Впечатляют, учитывая малочисленность населения дальних регионов, цифры объемов безвозмездных поступлений на душу населения, которые на Камчатке составили в 2013 г. 118,5 тыс. руб., а на Чукотке 107,7 тыс. Велики эти показатели в Магаданской области (83,3 тыс.) и Якутии (75,8 тыс.). Наиболее скромно на этом фоне выглядит Приморский край, на каждого жителя которого приходится 11,2 тыс. руб. федеральных трансфертов.

Напротив, в сущности, единственным примером региона, который практически преодолел дотационную зависимость, является на Дальнем Востоке Сахалин. Например, в 2008-10 гг. доля трансфертов в его бюджете еще превышала 20%, после чего резко упала, составив в 2012-13 гг. менее 10%. По итогам первого полугодия 2014 г. ясно, что центр практически перестал финансировать Сахалин, поскольку доля безвозмездных перечислений составила рекордно низкие 2,1%. В то же время подобная финансовая «свобода» отнюдь не должна радовать сахалинцев. Напомним, что на территории региона реализуется ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, которая, хотя и значительно уступает по объемам финансирования «главной» дальневосточной ФЦП, имеет огромное значение для удаленных островных территорий.

Что же касается двух ключевых регионов Дальнего Востока – Приморского и Хабаровского краев, то они являются крупными получателями федеральной помощи, но при этом располагают и неплохими собственными доходами. По этой причине уровень их дотационности заметно ниже, чем в остальных регионах Дальнего Востока (не считая Сахалина), но чаще всего все-таки превышает среднероссийский. Неудивительно, что в 2009 г. дотационность Приморья превысила 50%, но это был особый случай. К настоящему времени она снизилась до более скромных 20%, что сопоставимо с Хабаровским краем (но его дотационность, напротив, возрастала в 2013 г. в связи с федеральной помощью для борьбы с наводнением).

Табл. 5. Доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированных региональных бюджетов (%).

2014, 1-е полугодие

2013

2012

2011

2010

2009

Камчатский край

68,4

65

66

67,3

62,7

63,4

Чукотский АО

53,7

29,7

35,1

37,4

32,7

49,1

Еврейская АО

47,1

58,1

50,1

48,8

52,4

52,9

Магаданская область

45,5

45,2

43,1

46,1

50,7

54,8

Республика Саха (Якутия)

45

43,6

39,9

42,2

45,3

50

Забайкальский край

40

40,4

37,3

37,5

39,6

44,2

Амурская область

24,3

49,5

33,6

39

37,7

40,4

Приморский край

20,6

22,7

23,4

37,3

40

51,7

Хабаровский край

19,5

32,3

22

23

23,7

26,4

Сахалинская область

2,1

8,1

9,4

10,7

22,5

20,6