Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор социальной сферы ДФО
Поделиться

В дальневосточных городах предполагается строительство новых социальных объектов с привлечением государственной поддержки. Также сохраняются планы по расширению мер, направленных на обеспечение доступным жильем, в частности, с помощью строительства арендного жилья. Предлагается увеличить финансирование для решения вопроса транспортной доступности отдаленных районов.

фото: администрация Улан-Удэ

Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).

В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).

Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.

Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.

К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.

В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.

Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.

В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.

В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.

В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.

Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].

В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.

В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].

Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.

Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.

В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).

Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.

Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».

Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.

В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.

По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.

Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.

Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.

До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).

Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.

В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации. 

 

Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.

Регион

Индекс

Российская Федерация

100,8

Сибирский федеральный округ

100,8

Иркутская область

100,6

Дальневосточный федеральный округ

100,7

Камчатский край

101,0

Еврейская авт. область

100,9

Республика Бурятия

100,9

Амурская область

100,9

Республика Саха (Якутия)

100,9

Приморский край

100,8

Забайкальский край

100,8

Чукотский авт. округ

100,7

Сахалинская область

100,6

Магаданская область

100,2

Хабаровский край

100,1

 

Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года. 

Регион

Индекс

Российская Федерация

112,6

Сибирский федеральный округ

115,0

Иркутская область

116,6

Дальневосточный федеральный округ

112,2

Республика Бурятия

130,1

Забайкальский край

116,5

Амурская область

113,9

Республика Саха (Якутия)

112,1

Хабаровский край

111,1

Еврейская авт. область

109,9

Камчатский край

109,8

Приморский край

108,4

Сахалинская область

107,4

Магаданская область

107,2

Чукотский авт. округ

107,1

  

Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г. 

Регион

Уровень безработицы

Численность рабочей силы

Российская Федерация

3,7

75 108,4

Сибирский федеральный округ

4,0

8 331,9

Иркутская область

4,4

1 156,5

Дальневосточный федеральный округ

4,1

4 162,5

Забайкальский край

7,5

490,0

Республика Бурятия

6,2

415,8

Республика Саха (Якутия)

6,1

506,9

Еврейская авт. область

5,3

77,3

Магаданская область

3,4

81,7

Амурская область

3,3

408,1

Приморский край

2,8

995,2

Сахалинская область

2,7

275,2

Хабаровский край

2,5

715,7

Камчатский край

1,8

166,7

Чукотский авт. округ

1,7

30,1

 

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

 




[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.

[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.

[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.



Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туриндустрии Дальнего Востока

Читать полностью
Поделиться
Как читинские и хабаровские законодатели переписывают условия для инвесторов в добычу

Законодатели Забайкальского и Хабаровской краев на рубеже 2022—2023 годов решили пересмотреть налоговые режимы для недропользователей. В Забайкалье депутаты решили повысить с 2023 года налоговые ставки для добывающих компаний, которые станут резидентами ТОР или являются участниками РИП, а в Хабаровском крае – наоборот, понизить их для шести золотодобывающих компаний, инвестирующих в разработку месторождений на территории региона. Со вторым вариантом согласились не все.

Читать полностью
Поделиться
Ударим хороводами по криминальной статистике!

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор строительной отрасли ДФО – весна 2024

На Дальнем Востоке предполагается развивать жилищное строительство с привлечением крупных федеральных компаний-застройщиков. Комплексная застройка предполагает также возведение социальной инфраструктуры. В рамках преференциальных экономических режимов в регионах создаются новые производства строительных материалов, рассчитанных на удовлетворение спроса на внутреннем рынке.

Читать полностью
Поделиться
Капитальный ремонт 2024: больше площади, больше расходы?

Читать полностью
Поделиться
Когда на Дальнем Востоке девелоперы расстроятся

С декабря 2023 года российский рынок ипотечного кредитования сильно изменился: увеличение первоначального взноса, ограничения программ с господдержкой, а теперь ещё и комиссии для застройщиков, которые должны будут софинансировать ипотеку под сниженный процент, стали серьёзным испытанием для отрасли. Всё это происходит на фоне рекордного строительства жилья на Дальнем Востоке. Может ли лопнуть «застроечный» пузырь, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор стройиндустрии ДФО

Читать полностью
Поделиться
Стройки Хабаровского края – на пути к миллиону «квадратов»

Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.

О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.

Читать полностью
Поделиться
Всё своё: сахалинский застройщик возводит завод ЖБИ в Хабаровском крае

О том, что в Хабаровском крае нужно и должно возводить по миллиону квадратных метров жилья в год, губернатор Михаил Дегтярёв заявил еще в 2020 году. Сейчас сдают порядка 400 тысяч. Увеличению темпов жилой застройки поспособствуют зашедшие в регион федеральные застройщики: «Пик», «Талан» и новые игроки из соседних регионов. Для каждого из них встаёт вопрос обеспечения стройматериалами. Компания «Сахалин-Инжиниринг» решила организовать в крае собственное производство, воспользовавшись преференциями территории опережающего развития (ТОР). Станут ли от этого квадратные метры доступней для населения?

Читать полностью
Поделиться
Градоустройство на марше

В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
11 сентября: неочевидные причины обрушения башен-близнецов

К примеру, остается открытым вопрос — почему два небоскреба, прошедшие все мыслимые и немыслимые проверки на безопасность, сложились как два карточных домика? Вы скажете, что Всемирный торговый центр не был рассчитан на прямое попадание двух Boeing-767, и будете правы. Однако...

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор стройиндустрии ДФО – лето 2023

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор социальной сферы Дальнего востока – лето 2023

Читать полностью
Больше материалов