Поделиться
Бюллетень EastRussia: авиастроение - отраслевой аналитический обзор в
Поделиться

Актуальная ситуация в авиастроении Дальнего Востока и Сибири – факты, статистика, анализ – в свежем отраслевом обзоре бюллетеня EastRussia.

Проекты в сфере гражданского самолетостроения предполагается развивать с учетом импортозамещения, тем не менее, в текущей ситуации существует риск увеличения сроков работы над моделями, предполагающими использование импортозамещенных компонентов. В правительстве намерены принять меры для ускорения работы и предоставления результатов в более сжатые сроки.

EastRussia

Предприятия авиастроительной отрасли оказались в числе попавших под санкции США и ЕС – на Дальнем Востоке в группу таких предприятий входят Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ, филиал компании «Сухой», производство истребителей), комсомольский филиал авиастроительной корпорации «Иркут» (гражданские лайнеры SSJ 100), Иркутский авиационный завод (производство истребителей, учебно-боевых самолетов и проект гражданского лайнера МС-21). Предприятиям отрасли запрещено поставлять товары и технологии, оказывать финансовую помощь. Крупные проекты «Объединенной авиастроительной корпорации» в сфере гражданского самолетостроения предполагается развивать с учетом импортозамещения. Тем не менее, сертификация и запуск в производство моделей с комплектующими российского производства могут оказаться затянутыми по срокам.

В ноябре 2021 г. корпорация «Иркут» («Объединенная авиастроительная корпорация» «Ростеха») завершила постройку первого среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства (предприятие «АэроКомпозит-Ульяновск» (ОАК)). Самолет был переведен из цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода в летно-испытательное подразделение. Доля композитов в конструкции самолета составляет порядка 40%. В декабре новый самолет в рамках контрольных испытаний совершил перелет из подмосковного аэропорта «Жуковский» в Иркутск.

В конце декабря 2021 г. самолет МС-21 также получил базовый сертификат типа1, подтверждающий соответствие его конструкции нормам летной годности, в текущем году предполагается внести изменения, разрешающие применение в лайнере российского композитного крыла и двигателя ПД-14, поскольку выданный базовый сертификат предполагает использование американского двигателя производства Pratt & Whitney (PW140) и крыла из импортных материалов. Серийное производство МС-21 с двигателями российского производства должно начаться в 2024 г. На 2022 г. был намечен выпуск первых серийных самолетов с двигателями американского производства. Согласно планам, в 2023 г. должно быть выпущено шесть лайнеров, в 2024 г. – 12 лайнеров, в 2025 г. – 32 лайнера, в 2027 г. – 76 лайнеров. Летом минувшего года подготовку к началу эксплуатации МС-21 начала авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот»).

Из федерального бюджета было решено дополнительно выделить на проект самолета МС-21 61,2 млрд рублей. Распоряжение было подписано главой правительства М.Мишустиным в декабре прошлого года. Средства должны быть направлены на проведение опытно-конструкторских работ по проекту МС-21, импортозамещение комплектующих, производство и послепродажное обслуживание самолетов. Также в конце декабря первый полет на аэродроме Иркутского авиационного завода выполнил лайнер МС-21 с крылом, изготовленным из полимерных композиционных материалов российского производства. Тогда генеральный директор корпорации «Иркут» А.Богинский сообщал, что поставка МС-21 с российскими композиционными материалами может начаться во второй половине 2022 г. В то же время проблемой в Минпромторге назвали полный отказ от поставок импортных компонентов для МС-21.

Между тем в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) сообщили о намерении увеличить производство лайнеров SSJ 100 до 40 самолетов в год. Ранее в компании намеревались выпустить в текущем году 32 самолета. При этом глава Минпромторга Д.Мантуров поручил ускорить работы по сертификации российского двигателя ПД-8 для SSJ 100 («Объединенная двигателестроительная корпорация», сертификация была запланирована на 2023 г., серийный выпуск – на 2025 г.), завершив их в ближайшие 12-14 месяцев. В текущем месяце Минпромторг объявил конкурс на 15,6 млрд рублей на проведение наземных и летных испытаний модификации SSJ-New, которая предполагает максимальное импортозамещение.

До 15 ноября 2023 г. предполагается подготовить стендовую базу, провести испытания агрегатов планера и его систем и изготовить опытные образцы. На сегодняшний день доля импортных составляющих в SSJ 100 составляет не менее 70%. В конце 2020 г. глава «Ростеха» С.Чемезов заявлял о том, что импортозамещенная на 97% модель лайнера должна быть выпущена в 2024 г., стоимость разработки была оценена в 120 млрд рублей. Тем не менее, представители отрасли заявляют об отсутствии в техзадании сформулированного конечного результата, в частности, силовые установки самолета предусмотрены на базе двигателей ПД-8 и французского SaM-146 (производства PowerJet – СП «ОДК-Сатурн» и французской Safran). По этой причине завершение основных работ в 2023-24 гг. рассматривается как маловероятное, предполагается, что они будут выполнены не ранее 2025 г., несмотря на намерения ОАК и Минпромторга ускорить работу. Также в техзадании не обозначены сроки получения сертификата, отсутствует детальный перечень комплектующих и систем, которые требуется заменить (помимо разработки конструкторской документации дверей).

В целом с 2020 г. «Иркут» объявлял свыше 20 тендеров на изготовление и поставку систем для SSJ-New, включающих комплекты пассажирских кресел, прототипы аварийных трапов, системы регистрации полетной информации и датчики температуры воздуха. Общая сумма контрактов составляла порядка 4 млрд рублей, самой дорогостоящей при этом стала разработка и поставка прототипов системы шасси за 1,1 млрд рублей. Следует отметить, что к настоящему времени было выпущено 200 самолетов SSJ 100, в эксплуатации из них находятся 170 машин (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Азимут», Red Wings, «Ямал», «Газпром авиа»).

При этом в конце прошлого года возникали разногласия по поводу несоответствия реальной стоимости лайнера SSJ 100 его закупочной цене. Глава «ВТБ Лизинга» Д.Ивантер заявлял, что компания не заинтересована в участии в программе Минпромторга по поддержке продаж самолетов российского производства, предполагающей софинансирование из средств ФНБ. В частности, глава Минпромторга Д.Мантуров сообщал, что в 2022 г. на поддержку лизинга авиатехники из ФНБ будет выделено 79 млрд рублей и еще по 100 млрд рублей в 2023-24 гг.

В «ВТБ Лизинге» в свою очередь указывали на то, что закупочная цена лайнера составляет 33 млн долларов, тогда как рыночная стоимость – 15,9 млн долларов (за лайнер, выпущенный в 2021 г., по оценкам британской Ascend By Cirium). В ОАК со своей стороны отметили, что данная оценка не учитывает меры государственной поддержки, а также принятые практики гарантии остаточной стоимости (производитель готов выкупить лайнер через 12 лет минимум за 40% от исходной цены за свой счет). При этом в ОАК подчеркивают, что реальный вторичный рынок SSJ 100 начнет формироваться только с 2023 г., когда завершатся первые долгосрочные контракты по лизингу.

Также в Хабаровском крае на мощностях Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) планируется собирать ориентированные на экспорт однодвигательные истребители пятого поколения Checkmate (Су-75). В ноябре 2021 г. на заводе сообщали о старте производства первых образцов. Начало серийных поставок было намечено на 2026 г.

Что касается легкого многоцелевого самолета «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2 в региональной авиации, то авиастроительная компания «Байкал-Инжиниринг» (дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации») предполагает осуществлять его производство в Хабаровском крае. В регионе планируется создать авиационный центр по региональной и беспилотной авиации (в 2022-24 гг.). Проектом предусмотрено создание сборочного испытательного центра и авиационного учебного центра по подготовке летного и технического состава. В этих целях в рамках ТОР «Хабаровск» планируется создание новой инвестплощадки «Амур».

В январе текущего года самолет ЛМС-901 «Байкал» совершил первый сертификационный полет в Свердловской области. Предполагается, что основной заказчик – единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», получит два первых самолета в 2023 г., еще десять машин – до конца 2025 г. Следует отметить, что согласно планам, парк «Авроры» должен включать 45 самолетов российского производства (SSJ 100, Ил-114, L-410, «Байкал»). Их предполагалось передать компании в финансовый лизинг (на срок в 15-20 лет), после чего они перейдут во владение перевозчика (пока парк «Авроры» составляют импортные лайнеры). По расчетам авиакомпании, для покрытия затрат на владение 45 новыми российскими самолетами потребуется порядка 112,5 млрд рублей до 2044 г., источник которых пока не определен.

В целом объем рынка госзаказа для «Байкала» оценивается в 300 машин до 2030 г. Объем инвестиций в проект составил на сегодняшний день 1,25 млрд рублей. Тем не менее, пока «Байкал» также оснащен импортным двигателем американской компании General Electric, его планируется заменить на двигатель ВК-800СМ разработки и производства УЗГА к 2024 г.

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia



Сертификат типа – документ, выдаваемый государством разработчика воздушного судна для определения типовой конструкции воздушного судна (двигателя или винта) и подтверждения соответствия этой конструкции нормам летной годности данного государства.



Текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор лесной отрасли

На Дальнем Востоке по-прежнему наблюдается дефицит лесоперерабатывающих мощностей. При этом в текущих условиях под вопросом находится реализация ранее запланированных крупных проектов в сфере лесопереработки, несмотря на поручения правительства относительно поддержки отрасли. В макрорегионе реализуется ряд проектов деревообработки, однако они не являются масштабными

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – горнодобыча

Ряд дальневосточных регионов отчитались о росте добычи золота в начале текущего года. При этом риски сокращения производства драгметалла существуют на Чукотке. В сфере добычи алмазов в Якутии появился новый игрок. Развитию железорудного проекта в Еврейской АО препятствуют инфраструктурные ограничения. Между тем продолжается обсуждение планов по организации добычи лития в Иркутской области.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – рыбная промышленность

Крупные игроки отрасли готовятся к второму этапу реализации программы распределения инвестиционных квот. Тем не менее, законодательная основа для второго этапа пока находится в процессе обсуждения, поскольку в отраслевом сообществе развивается дискуссия по поводу предложенного Минсельхозом и Росрыболовством законопроекта. Малые и средние предприятия между тем опасаются утраты квот и вытеснения с рынка. Рыбопромышленники рассчитывают на сохранение мер государственной поддержки перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в западном направлении.

Читать полностью
Поделиться
Последние соки региональной авиации

На фоне проблем с импортной авиатехникой, занятой в обслуживании местных и региональных сообщений, еще большая нагрузка легла на самолеты советского производства, такие как Ан-2, Ан-24, Ан-26. Этот парк стал быстрее отрабатывать ресурс, которого и так остается немного. Однако медленная реализация проектов будущих лайнеров и угроза дефицита флота заставляет эксплуатантов просить власти о максимально возможном продлении срока службы старой техники отечественного образца.

Читать полностью
Поделиться
Крылья инженеров: авиастроение в фокусе конгресса технических творцов

Повестка инженерного конгресса охватила широкий спектр вопросов от развития беспилотной авиации, ESG-технологий, обратного инжиниринга, кадрового обеспечения технологических стартапов, ИТ-рынка, до роли создаваемого в регионе межвузовского кампуса в формировании технологических инноваций в студенческой среде.

Читать полностью
Поделиться
Кадровый магнит: как хабаровское авиапредприятие решает проблему с дефицитом специалистов

Чтобы помочь регионам с невысокой плотностью населения справиться с кадровым голодом Правительство страны реализует программу повышения мобильности трудовых ресурсов. Работает она в 14 субъектах РФ, 11 из которых – дальневосточные. Суть программы – материальная поддержка специалистов, решившихся на переезд к месту новой работы.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор социальной сферы ДФО – осень 2023

Читать полностью
Поделиться
Региональной авиации нужны молодые крылья

Почти треть флота дальневосточных авиакомпаний – предназначенные для обслуживания воздушных линий малой и средней протяженности советские самолеты таких серий, как Ан-24, Ан-26, Як-40. Средний возраст этого парка превышает 40 лет, однако создание будущей техники для региональных авиасообщений во многом повторяет историю других проектов авиастроителей, сроки реализации которых неуклонно сдвигаются вправо.

Читать полностью
Поделиться
«Байкал» подлетает к сертификации

До конца этого года Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) намерен получить сертификат типа на легкий турбовинтовой самолет ЛМС-901 «Байкал». В серийное производство его обещают запустить в 2025-м, но в регионах воздушное судно ждут не ранее 2026-2027 годов. В отсутствие нового отечественного самолета малой авиации предлагается выжать оставшийся ресурс из старого доброго Ан-2.

Читать полностью
Поделиться
Как закупка новых самолетов изменит состояние авиаперевозок в Якутии?

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор дальневосточного авиастроения

Необходимость внесения изменений в документацию, поиск новых конструкторских решений вызванных вынужденным импортозамещением удорожает производственные процессы. Одновременно дальневосточные предприятия продолжают выполнять гособоронзаказ, и работают над модификациями воздушных судов для гражданских целей (медицинская, спасательная авиация, работа на шельфе). Это производство также сопровождается необходимостью поиска новых поставщиков. Реализация собственных программ импортозамещения на предприятиях требует дополнительного государственного финансирования.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор логистических проектов ДФО

Читать полностью
Поделиться
Рабочая лошадка для неба

Более 750 ед. вертолетной техники предполагается произвести при поддержке государства в рамках Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Это позволит перебороть опережающие темпы старения парка, но реализация вопроса столкнулась с трудностями. Часть новых проектов зависла в свете импортозамещения, да и сами перевозчики сегодня не сильно желают обновлять свой парк, во многом из-за опережающего роста цен на авиатехнику, отчасти надеясь на продление ресурса старого доброго вертолета Ми-8. Сообщения же о возможном выводе из эксплуатации легендарной машины недавно взбудоражили отраслевое сообщество.

Читать полностью
Больше материалов