Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор рыбной промышленности ДФО
Поделиться

Актуальная ситуация в рыбодобывающей и перерабатывающей отраслях Дальнего Востока – вопросы строительства новых заводов, обеспечения предприятий отрасли отечественными рыболовными судами, импортными комплектующими, а также прогноз на вылов и переработку.

В рыбной отрасли сохраняются противоречия по поводу реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Некоторые участники рынка предлагают перенести его сроки. Беспокойство вызывает возможность обеспечить своевременную реализацию проектов по строительству промысловых судов. Рыбопромышленники выступают против возможных ограничений на экспорт и регулирования цен на продукцию в текущих условиях.

пресс-служба правительства Сахалинской области

В правительстве и отраслевом сообществе продолжается обсуждение второго этапа программы инвестиционных квот. Минсельхоз предлагает разрешить перерабатывать на построенных в рамках инвестиционных квот заводах больший объем рыбы, добытый аффилированными структурами инвестора (связанными с инвестором компаниями в составе холдингов). Соответствующие поправки вынесены для прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия. Действующие требования подразумевают загрузку завода на 70% собственной продукцией инвестора.

Помимо того, предполагается применять требования по загрузке завода на второй год (а не на первый) после получения квот. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота отмечают, что установленные ранее требования труднодостижимы, поскольку полученная в обмен на инвестиции квота может включать право добычи в разрозненных районах, что в свою очередь увеличивает сроки и стоимость доставки улова на предприятие. По этой причине необходимо отменить привязку к месту добычи. Ожидается, что поправки помогут обеспечить загрузку уже построенных предприятий, поскольку 14 дальневосточных береговых предприятий пока обеспечены собственными квотами только на 37,5% мощности.

Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) в марте обратилась в Росрыболовство с просьбой ввести до 2033 г. мораторий на старт второго этапа распределения квот на вылов водных биоресурсов в обмен на строительство рыбопромысловых судов и прибрежных рыбоперерабатывающих мощностей. Выбор обусловлен тем, что к данному времени должен истечь срок действия квот, распределенных в рамках первого этапа.

При этом в качестве причины переноса сроков второго этапа в ВАРПЭ называют введение санкций, нарушение логистических цепочек, зависимость от курса валют[1]. Данные факторы отрицательно влияют на экспорт рыбы. Председатель ВАРПЭ Г.Зверев также указывал на наличие риска отмены международных соглашений, регулирующих квоты на промысел некоторых видов ВБР.

Тем временем Минсельхоз планирует начать второй этап инвестквот в 2023 г. - на аукционах планируется распределить 24% квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% краба и 100% моллюсков. По итогам реализации программы инвесторы должны построить порядка 30 рыбопромысловых судов, 35 судов-краболовов и 10 рыбоперерабатывающих заводов на общую сумму 300 млрд рублей.

В Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморья (глава – Г.Мартынов) и Ассоциации добытчиков минтая (президент – А.Буглак) разделяют сомнения ВАРПЭ, отмечая, что на краболовах и крупнотоннажных промысловых судах используются импортные двигатели и комплектующие (из Японии, Германии). Ситуация с ограничением импорта затрудняет планирование новых долгосрочных инвестиционных проектов. Дополнительные издержки компаний – участников второго этапа программы инвестквот без учета санкционных и валютных рисков оцениваются ВАРПЭ в не менее чем 471 млрд рублей.

Так, суммарные потери малых и средних добытчиков минтая и сельди до 2033 г. оцениваются в 22,3 млрд рублей, добытчиков гребешка, трубача, морского ежа и трепанга – в 52,25 млрд рублей, добытчиков краба – в 191,2 млрд рублей. Общая закредитованность предприятий – получателей квот в рамках первого этапа в настоящее время составляет 400 млрд рублей, опасно увеличившись на 53,46%.

В то же время в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев) заявляют о высокой степени изношенности рыбопромыслового флота. По мнению А.Осинцева, в отсутствие стимулирования судостроения к 2030 г. более половины действующих на сегодняшний день в стране судов достигнут среднего возраста порядка 40 лет (с учетом реализации только первого этапа программы).

Следует отметить, что в конце марта Росрыболовством совместно с Минпромторгом и «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) была создана рабочая группа по импортозамещению при строительстве рыбопромысловых судов. Ее задачами были обозначены определение недостающего объема, возможности локализации поставок, необходимости перепроектирования судов и государственного субсидирования. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Минпромторгу и ОСК представить детальный план-график по импортозамещению судовых узлов и компонентов, поставка или замена которых невозможна. Росрыболовство должно представить предложения по субсидированию процентной ставки по кредитам инвесторам, осуществляющим строительство рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот. Также по поручению Ю.Трутнева должно быть обеспечено устранение процедуры проведения экологической экспертизы по оформлению неквотируемых видов водных биоресурсов.

Следует отметить, что в рамках системы инвестиционных квот на Дальнем Востоке к настоящему времени построено 11 заводов – шесть предприятий большой мощности по переработке минтая и других видов рыб (три – в Камчатском крае, два – в Приморском крае, один – на острове Шикотан в Сахалинской области), пять предприятий по переработке рыбы (кроме минтая) малой мощности (три – на Камчатке, два – на Сахалине). В частности, из крупных предприятий в Приморье работают заводы «Русский минтай» (РРПК, ранее контролируемая Г.Франком) в рамках ТОР «Надеждинская» и завод РК «Новый мир» (группа «Доброфлот» А.Ефремова) в Большом Камне, на Камчатке – ООО «Камчаттралфлот» в Петропавловске-Камчатском, ООО «Витязь-Аэро»[2] в селе Устьевое (Соболевский район), «Укинский лиман»[3] в Карагинском районе, в Сахалинской области (на курильском Шикотане) – завод компании «Гидрострой» А.Верховского.

Также в рамках программы заказчикам было передано восемь судов – шесть рыбопромысловых и два краболова. В том числе, судостроительный завод «Янтарь» (Калининград) сдал серию из трех траулеров проекта SK-3101R Рыболовецкому колхозу им. Ленина (Камчатский край). На Восточной верфи (Приморский край) был передан заказчику («Дальневосточное побережье») краболов проекта 03141, в целом в портфеле у предприятия шесть краболовов – два для ООО «Север», два для ООО «Дальневосточное побережье», по одному для ООО «Амуррыбпром» и ООО «Восход». «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) строят десять супертраулеров проекта CT-192 для РРПК, «Северная верфь» (Санкт-Петербург) - десять траулеров-процессоров проекта 170701 для «Норебо» и четыре ярусолова (для РК «Вирма» и ООО «Глобус»), Находкинский судоремонтный завод (Приморский край) - шесть краболовов для группы компаний «Антей» и два краболова для «Тихоокеанской рыбопромышленной компании». Хабаровский судостроительный завод должен построить два краболова проекта 03141 для ООО «Маг-Си Интернешнл». В портфеле Выборгского судостроительного завода (Ленинградская область) - четыре траулера для «Архангельского тралового флота» («Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»), два из которых уже переданы заказчику. На текущий год запланирована сдача девяти судов.

Минсельхоз и Росрыболовство после введения санкций предложили продлить на два года сроки строительства рыбопромысловых судов, ведущегося в рамках инвестиционных квот, так как в структуре материалов и оборудования 50% приходится на импортные комплектующие. Росрыболовство полагает целесообразным субсидирование инвестиционных кредитов организациям рыбохозяйственного комплекса на объекты инвестиций в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.

В конце апреля в ОСК сообщили о наличии проблем со сдачей в срок строящихся рыболовных судов в рамках инвестиционной программы, для которых не было поставлено оборудование от зарубежных поставщиков. Для них требуется осуществлять перепроектирование, изготовление и монтаж нового оборудования (силовые энергоустановки, навигационное и промысловое оборудование). Глава Минпромторга Д.Мантуров предложил выделить из федерального бюджета 7 млрд рублей на перепроектирование судов под российское оборудование[4].

В настоящее время в РФ не налажено производство рыбных фабрик (судового рыбоперерабатывающего оборудования) и навигационного оборудования. В ОСК допустили, что в ходе переговоров с заказчиками могут быть достигнуты договоренности о строительстве и сдаче судов без установки рыбной фабрики. В ВАРПЭ предупреждают, что отказ от поставки оборудования может привести к длительной задержке строительства и удорожанию судов, учитывая также существенную долговую нагрузку предприятий. Г.Зверев предложил снизить ставки по кредитам с плавающей ставкой (до 8,5%), установить до 2024 г. мораторий на возврат основного долга и уплату процентов по кредитам на строительство судов, на изменение ковенант по инвестиционным кредитам.

Между тем губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вице-премьеру В.Абрамченко скорректировать требования о реализации 80% валютной выручки[5] для региональных рыбопромышленников – в частности, разрешить компаниям использовать часть валютной выручки на оплату ремонта рыбопромысловых судов, бункеровки топливом, судового снабжения необходимыми припасами для ведения промысла и обслуживание кредитов в иностранной валюте. Предложения были озвучены с учетом того, что за пределами РФ бункеровка рыбопромысловых судов топливом осуществляется иностранными предприятиями только при условии полной предоплаты (как правило, в долларах или евро), в то время как перебои в бункеровке топливом и техобслуживании рыбопромыслового флота грозят остановкой некоторых видов промысла и сокращением поставок уловов на российский рынок.

В свою очередь власти Камчатского края рассматривают возможность упрощения ветеринарного контроля рыбной продукции в целях помощи компаниям в выходе на новые рынки сбыта и в построении новых логистических цепочек. Пока в период путины сроки оформления сопроводительной документации составляют 7-14 дней.

Росрыболовство весной также обсуждало с Минпромторгом и отраслевыми ассоциациями возможность фиксирования цены на рыбу в розничной торговле во избежание резкого подорожания. Так, в ведомстве предлагали ввести механизм, аналогичный механизму, введенному в 2020 г. для фиксирования цен на сахар и на подсолнечное масло.

В марте оптовая стоимость минтая достигала 120-130 рублей за 1 кг. Условия являются более выгодными для экспорта рыбы, так как на внешних рынках цены на рыбу выросли на 40%. По данным Росрыболовства, экспорт за январь увеличился на 65%, составив 116,4 млн долларов США, а к середине марта добыча рыбы выросла на 5%, до 930 тыс. тонн. Поставки рыбы с Дальнего Востока в центр РФ при этом увеличились на 50%, до 115,2 тыс. тонн.

Представители отрасли, тем не менее, оценивали инициативу неоднозначно. В УК «Норебо» предположили возможность зафиксировать цены только по социальным позициям (на сельдь и скумбрию), подчеркивая, что рыба не является продуктом первой необходимости. Рыбопромышленники также предлагают рассмотреть квотирование экспорта с установкой обязательства по поставкам на внутренний рынок 20-30% от добываемой рыбы. Такая ситуация может позволить рынку самостоятельно регулировать цены.

В отрасли в целом сейчас ожидается сокращение экспорта в связи с запретом США на поставки рыбы из РФ (с 23 июня 2022 г.). Потери от запрета в Росрыболовстве оценивают в 1,2 млрд долларов в год (основная часть данного объема в стоимостном выражении приходится на крабов). Хотя часть улова планируется переориентировать на внутренний рынок, цена на рыбу может вырасти за счет увеличения себестоимости добычи.

Следует отметить, что владелец одной из наиболее крупных рыбопромышленных компаний в РФ – Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Г.Франк на фоне санкций в марте продал в 70,1% в ГК «Русский краб», долю в 70,09% в РРПК, а также контрольную долю в ООО «Роквелл Капитал». Доли были приобретены участвующими в управлении активами топ-менеджерами – Е.Орловым, А.Чертковым, А.Сапожниковым, С.Карпухиным и С.Аксеновым. На посту председателя совета директоров ГК «Русский краб» и РРПК Г.Франка сменил Е.Орлов. На Г.Франка и его супругу К.Франк (дочь владельца Volga Group Г.Тимченко) было распространено действие санкций США, предполагающих запрет на ведение бизнеса в США, заморозку активов под юрисдикцией США и запрет на сделки с американскими лицами. Для «Русского краба» санкции несут риск возможного отказа от приобретения продукции странами Евросоюза и Японией, а также возникновения сложностей при достройке траулеров из-за отказа иностранных поставщиков поставлять необходимое оборудование.

Тем временем в «Рыбном союзе» (председатель – А.Панин), объединяющем ряд рыбопереработчиков (ГК «Агама», «Меридиан», «Русское море»), в апреле предложили правительству ограничить экспорт наиболее востребованных и доступных пород рыбы для обеспечения внутреннего потребления на уровне 2021 г., а также недопущения резкого роста цен и снижения предложения в стране. К таким видам рыбы были отнесены сельдь, скумбрия, минтай, треска, горбуша. Предполагаемые механизмы контроля включают квоты или пошлины.

В «Рыбном союзе» оценивают объем потребления рыбы в стране в 2,9 млн тонн в 2021 г. (при вылове 5 млн тонн). Согласно данным Росрыболовства, в январе-феврале 2022 г. в РФ в целом было добыто порядка 770 тыс. тонн водных биоресурсов, а экспорт в январе текущего года вырос на 19,5% по отношению к январю 2021 г., до 96,3 тыс. тонн. Росрыболовство полагает, что внутренний рынок к настоящему времени полностью обеспечен рыбной продукцией, тогда как излишки ресурса, напротив, следует направлять на экспорт для наращивания притока валютной выручки.

В ГК «Доброфлот» считают, что организовать поставки сырья для переработчиков можно с помощью введения обязательства для рыбопромышленников продавать на внутренний рынок не менее 20-30% от общего улова. Такие условия все же создают риск, что поставленная рыба будет перепродаваться на экспорт при благоприятной конъюнктуре.

В свою очередь, в ВАРПЭ сомневаются в целесообразности предложения «Рыбного союза». В ассоциации указывают на то, что оно предполагает субсидирование за счет рыбопромышленников предприятий, которые традиционно работают на импортном сырье, в то время как около 75% российского рынка готовой продукции обеспечено компаниями, добывающими и перерабатывающими ресурсы. В Ассоциации добытчиков минтая (президент – А.Буглак) также полагают, что инициатива «Рыбного союза» не гарантирует снижения стоимости продукции на внутреннем рынке, которая, в первую очередь, формируется дистрибуторами, переработкой и розничными сетями. В частности, в 2020-21 гг. оптовые цены на минтай на фоне закрытия рынка Китая снизились на 40% - до 50-55 тыс. рублей за тонну, но снижение не оказало существенного влияния на цены для потребителей на внутреннем рынке.

Между тем в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) отмечали затруднительность отказа для рыбопромышленников от валютной выручки, поскольку она требуется для ремонта и обслуживания судов, для закупки топлива. При этом опасения по поводу отправки всего объема добываемого ресурса на экспорт рассматриваются как необоснованные в силу ограничений сбыта на внешних рынках.

Следует отметить, что к началу апреля текущего года, по данным Росрыболовства, в РФ было добыто 824 тыс. тонн минтая, что на 4,3% превышает результат аналогичного периода 2021 г. В том числе в Охотском море было добыто 747,5 тыс. тонн (рост на 4,4%), основной объем пришелся на районы, прилегающие к Западной Камчатке. Вылов тихоокеанской сельди за отчетный период вырос на 34%, до 123,1 тыс. тонн.

Тем временем в рамках преференциальных экономических режимов запускаются проекты переработки и хранения рыбной продукции. В Приморском крае компания «ТИГР-Фабрика»[6] рассчитывает осенью 2022 г. приступить к строительству в рамках ТОР «Надеждинская» рыбоперерабатывающего комплекса полного цикла с выходом на проектную мощность летом 2026 г. Объем инвестиций оценивается в 2,2 млрд рублей. Проект включает строительство завода по рыбопереработке с цехами, холодильниками и складом готовой продукции. Ресурсы для переработки предполагается приобретать у входящего в число учредителей компании ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР), также «ТИГР-Фабрика» не исключает планов на получение собственных квот.

В Якутии резидент Арктической зоны – небольшая компания «Аякс», намерена запустить производство деликатесов из северной рыбы (озерный чир, муксун, северная речная нельма) в Усть-Янском районе. Ежегодно инвестор намерен перерабатывать до 70 тонн рыбы. Объем инвестиций составляет 1,7 млн рублей.

Кроме того, в рамках режима СПВ во Владивостоке планируется запустить производство запчастей, узлов и машин для рыбоперерабатывающего оборудования (для береговых заводов и рыбодобывающих судов). Инвестором является компания ООО «Навада резидент»[7]. В том числе инвестор намерен создать совместный с ФГБОУ «Дальрыбвтуз»[8] учебный центр по подготовке специалистов по наладке и ремонту рыбообрабатывающего оборудования.

Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на 2022 г. Объем инвестиций оценивается в 59 млн рублей. В текущем году предполагается произвести порядка 4,5 тыс. наименований продукции для рыбоперерабатывающих линий, а к 2025 г. - расширить линейку производимых запчастей до 7 тыс. наименований в год. Также в текущем году планируется провести 30 ремонтов действующего оборудования заказчиков, а с 2023 г. увеличить ежегодное количество ремонтов до 45. Согласно ожиданиям, учебный центр в 2022 г. подготовит 13 специалистов по ремонту и обслуживанию оборудования для переработки (предполагается в дальнейшем проводить обучение для 20 человек в год).

Что касается логистики, то в мае резидент СПВ – компания «Владивостокский рыбный терминал», открыл во Владивостоке новые мощности для хранения замороженной рыбы, рассчитанные на единовременное хранение 7,1 тыс. тонн продукции. В сутки объект готов принять 1,1 тыс. тонн груза и выпустить 600 тонн. Объем инвестиций в проект составил порядка 668,3 млн рублей.

В регионах готовятся к лососевой путине. При этом рыбопромышленники Сахалинской области обеспокоены снижением уловов горбуши и сокращением заполнения нерестилищ лососевых рек в регионе за последние семь лет. 16 компаний направили обращение к главе Росрыболовства И.Шестакову и губернатору Сахалинской области В.Лимаренко с просьбой сократить длину ставных неводов на северо-востоке региона.

Региональная стратегия промысла тихоокеанских лососей[9] в 2022 г. предусматривает ограничения длины неводов в большинстве промысловых районов – не более 500 м на северо-западе, в заливе Анива, на крайнем юго-востоке, не более 1 км в остальной части юго-востока острова. Тем не менее, в стратегию не включено ограничение длины неводов на северо-востоке Сахалина. При этом в Ассоциации устойчивого рыболовства Северо-Востока Сахалина (председатель – В.Смирнов) отмечают, что максимально разрешенная длина центрального крыла ставного невода для участка побережья северо-восточного Сахалина от мыса Терпения до мыса Елизаветы должна составлять не более 1 500 м.

В ассоциации заявляют, что отсутствие ограничений грозит тем, что рыба не зайдет в реки, в результате ресурс будет подорван. В 2014-20 гг. доля нерестового фонда в сахалинских реках сократилась с 9,2% до 1,8%, на северо-востоке региона в 2020 г. заполнение нерестилищ составило только 26% от оптимального.

 

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

 


[1] Валютные затраты на бункеровку судов и их ремонт на зарубежных верфях.

[2] Учредители - И.Редькин, Е.Редькина, И.Евтушок.

[3] Учредители – А.Куликов, И.Куликова, А.Тулупов.

[4] Общий объем оборудования для строящихся рыбопромысловых судов, заказанного за рубежом, составляет более 140 млрд. рублей.

[5] В соответствии с указом президента об обязательстве российских экспортеров продавать 80% валютной выручки.

[6] Подконтрольна экс-губернатору Приморского края С.Дарькину. Учредители – ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (99%) и М.Грачев (1%).

[7] Учредитель – А.Ким.

[8] Региональный отраслевой университет Федерального агентства по рыболовству.

[9] Утверждается сахалинским рыбохозяйственным советом.



Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: электроэнергетика - отраслевой аналитический обзор

Крупные объекты промышленности на Дальнем Востоке нуждаются в развитии энергетической инфраструктуры. В макрорегионе предполагается развивать проекты в сфере зеленой энергетики. В ряде регионов зафиксирован рост энергопотребления в минувшем году. Между тем в текущем году теплоэлектростанции сталкиваются с проблемой дефицита топлива.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: логистика - отраслевой аналитический обзор

На Дальнем Востоке планируется проводить модернизацию относительно крупных аэропортов, в то же время сохраняется вопрос дополнительного финансирования реконструкции малых воздушных гаваней, а также внутрирегиональных авиаперелетов. На Восточном полигоне «РЖД» наблюдается усиление конкуренции за провозные мощности, в том числе на фоне временной отмены недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Планируется создание новых мощностей по перевалке угля.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: строительство – отраслевой аналитический обзор

В строительной сфере Дальнего Востока сохраняются такие проблемы, как высокая стоимость строительных материалов и дефицит квалифицированных специалистов, при этом данные проблемы могут усугубиться в текущих социально-экономических условиях. В то же время федеральные власти рассчитывают на дальнейший рост жилищного строительства, в том числе благодаря запуску новой программы «Дальневосточный квартал», направленной на увеличение объемов ввода жилой недвижимости и повышение доступности жилья на рынке новостроек в ДФО.

Читать полностью
Поделиться
Посещение Дальнего Востока должно стать уникальным опытом для туристов

По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).

Читать полностью
Поделиться
Китайским инвесторам в российских ТОР нужна инфраструктура

Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Субсидирование ж/д доставки рыбы — долгожданное решение для рыбаков ДФО

Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Читать полностью
Поделиться
Разворот России на Восток — это психологический и интеллектуальный курс

Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Только экстрим, только хардкор? Возможен ли комфортный автотуризм на Дальнем Востоке?

Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие? 

Читать полностью
Больше материалов