Данные по добыче золота на Дальнем Востоке за первое полугодие, планы по освоению месторождений и информация по продаже активов в отрасли – в актуальном бюллетене EastRussia
В ряде регионов ДФО зафиксировано сокращение добычи драгметаллов. Неопределенность в отрасли усиливается после введения эмбарго на российское золото рядом стран.
За январь-май 2022 г. недропользователи Магаданской области выпустили 13,76 тонн золота, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Объем добычи рудного драгметалла на Колыме составил 12,38 тонн, на россыпях было добыто 1,37 тонн. При этом добыча серебра за отчетный период выросла на 14%, составив 283 тонны.
Кроме того, за пять месяцев года в Магаданской области на 9% сократилось производство цветного металла - до 3 387,5 тонн. В том числе выпуск свинца за отчетный период составил 1 679,5 тонн, цинка – 1 595 тонн, меди – 113 тонн. Производство цветных металлов осуществляется АО «Серебро Магадана» (входит в АО «Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное в Омсукчанском городском округе.
В Чукотском АО в январе-мае 2022 г. производство золота сократилось на 9% по отношению к аналогичному периоду 2021 г., составив 8 129,9 кг. АО «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold Mining) на месторождении Купол снизило добычу на 25%, до 3 396,8 кг золота. ООО «Северное золото» (также Highland Gold Mining) на месторождении Двойное произвело 537,2 кг золота, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2021 г. На этом месторождении ведется остаточная переработка ранее добытой руды.
Кроме того, почти в два раза снизил производственный показатель «Рудник Валунистый» (ООО «Золотые проекты») – до 353,8 кг золота. Сокращение производства «ЗК Майское» составило 3%, до 1 893,6 кг, а «Рудник Каральвеем» напротив, на 3% увеличил производство - до 689,3 кг. Тем временем АО «Базовые металлы» обеспечило на новом месторождении Кекура 1 239,1 кг (в январе-мае прошлого года объем добычи составил 556,6 кг). На россыпях на Чукотке за пять месяцев года было добыто 20,1 кг драгметалла.
Также на Чукотке за пять месяцев на 9% снизилось производство серебра – до 39,840 тонн. «Чукотская горно-геологическая компания» произвела 34,794 тонны (снижение на 9%). В 1,7 раз сократило производство «Северное золото» - до 897,5 кг. Рост продемонстрировал «Рудник Валунистый» - на 18%, до 3,898 тонн. «Рудник Каральвеем» отчитался о выпуске 72,9 кг, а «Базовые металлы» - 177,8 кг.
В Амурской области в январе-мае 2022 г. было произведено 5 861,8 кг золота, что соответствует результату за аналогичный период 2021 г. В том числе за пять месяцев в регионе было выпущено 5 245,1 кг рудного драгметалла. Так, ООО «Маломырский рудник» произвело 1 455 кг, АО «Покровский рудник» - 1 904 кг, ООО «ТЭМИ» - 900 кг (все предприятия входят в ГК «Петропавловск»). Результат ООО «Березитовый рудник» составил 612,2 кг, тогда как АО «Прииск Соловьевский» - 374 кг драгметалла. Объем добычи на россыпях в Приамурье составил 616,7 кг, основная доля (407 кг) была добыта компанией «Прииск Соловьевский».
Рост добычи золота в первом полугодии зафиксирован в Приангарье. В регионе было добыто 10 179,5 кг золота - на 7% больше, чем за аналогичный период 2021 г. В частности, на 9%, до 7 714,3 кг, выросло производство рудного золота, в то время как на россыпях добыча сократилась на 1%, до 2 465,3 кг. Производственный результат АО «Полюс Вернинское» составил 4 801 кг, ПАО «Высочайший» - 1 093,3 кг, а его дочернего ООО ГРК «Угахан» - 1 232,1 кг.
Тем временем в Якутии совместное предприятие ПАО «Селигдар» и госкорпорации «Ростех» - ООО «Белое золото», приступило к проведению геологоразведки на новом месторождении Кючус в Якутии (Усть-Янский и Верхоянский районы). Выполнять работы и осуществлять геологическое сопровождение проекта будет «Хабаровское геологоразведочное предприятие», входящее в АО «ОГК Групп». На месторождении было пробурено 46 скважин общим объемом более 14,5 тыс. погонных метров. Запасы золота Кючуса оцениваются в 70,919 тонн (категория С1) и в 38,416 тонн (С2) для открытой разработки, в 65,927 тонн для подземной добычи (по С2), забалансовые запасы (С2) – в 2,647 тонн.
Тем временем ООО «НГК Ресурс» в прошлом месяце завершило расширение мощностей ГОКа на месторождении Полянка в Хабаровском крае (Николаевский район) - до 3 млн тонн руды в год. Производительность обогатительной фабрики при этом выросла до 1,7 тонн золота. В рамках проведенных работ был расширен карьер и модернизирован дробильно-сортировочный комплекс, увеличена протяженность конвейера для транспортировки руды. По итогам пяти месяцев текущего года предприятие выпустило 192,6 кг золота, что на 24,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Балансовые запасы месторождения составляют 40,651 тонны золота и 76,1 тонны серебра.
В отрасли продолжается продажа активов, ранее принадлежавших иностранным инвесторам. В июне канадская компания Kinross Gold продала все свои активы в Чукотском АО (месторождения Купол и Двойное) и в Хабаровском крае (месторождение Чульбаткан) компании Highland Gold Mining (HGM) В.Свиблова за 340 млн долларов США. При этом 40 млн долларов поступят в качестве отложенного платежа, который должен быть направлен продавцу через год после закрытия сделки. Первоначальная стоимость сделки составляла 680 млн долларов, включая 100 млн долларов в виде единовременного платежа, оставшиеся 580 млн долларов предполагалось получать в качестве ежегодных выплат в течение 2023-27 гг.
Тем не менее, после рассмотрения сделки подкомиссией правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ ее стоимость была снижена в два раза. Условием продажи стало то, что стоимость сделки не превысит 340 млн долларов.
После заключения сделки компания HGM продала ПАО «Полюс»[1] 100% доли в месторождении Чульбаткан в Хабаровском крае (район им. Полины Осипенко), стоимость этой сделки не уточнялась. Запасы данного месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота (56,4 млн тонн руды) при содержании 1,6 г/т. Добычу драгметалла на Чульбаткане планируется осуществлять открытым способом с применением метода кучного выщелачивания.
Согласно предварительному ТЭО, ожидаемый объем производства на месторождении в течение семи лет отработки объекта составит порядка 2 млн унций золота. Kinross Gold владел лицензией с 2019 г.[2] В HGM продажу объясняли необходимостью привлечения значительных ресурсов в проект. Так, в феврале 2021 г. в Kinross Gold оценивали объем инвестиций в его запуск в 500 млн долларов.
Также в июне компания из Армении ООО «Фар Ист Голд» стала собственником двух компаний, работающих на Дальнем Востоке, - ООО «Желтугинская ГРК» (Забайкальский край) и ООО «Курилгео» (Сахалинская область), которые ранее принадлежали международной группе Solway[3]. «Желтугинская ГРК» является оператором проекта по добыче золота в отвалах Ключевского месторождения (Могочинский район). «Курилгео» ведет добычу серебра на Курильских островах (месторождение Айнское на острове Уруп).
При этом компания «Фар Ист Голд» была зарегистрирована недавно - в апреле 2022 г. В Solway А.Бронштейна[4] заявили о закрытии проектов в РФ в марте. По неподтвержденным данным, конечными бенефициарами новой, зарегистрированной в Армении, компании могут также являться структуры, связанные с А.Бронштейном.
В последние месяцы усилилось влияние санкционных ограничений на отрасль. В начале июня в санкционный список Минфина США были внесены А.Мордашов, члены его семьи и принадлежащие им активы, включая золотодобывающую компанию Nordgold SE (контрольная доля - у супруги олигарха М.Мордашовой). Сделки с Nordgold должны были быть закрыты до 1 июля текущего года. Санкции влекут осложнения при осуществлении международных торговых операций компании. При продаже золота вне биржи компания может столкнуться с необходимостью предоставлять скидки покупателям.
Также в рамках нового пакета санкций США был запрещен импорт российского золота, за исключением золота, до 28 июня уже находившегося за пределами РФ. Эмбарго на золото поддержали Великобритания, Канада и Япония. Ввести ограничения на импорт также намерены Австралия и Евросоюз. Экспорт российского золота был существенно ограничен еще в марте, тогда Лондонская ассоциация рынков драгметаллов лишила российских производителей статуса надежных поставщиков. Под санкции также ранее попали операции с драгметаллом при участии Центробанка РФ.
Эмбарго ужесточает условия деятельности крупных дальневосточных предприятий, специализирующихся на золотодобыче. Следует отметить, что стоимость золота на Нью-Йоркской товарной бирже 5 июля снизилась на 2,1%, до 1763,90 долларов США за тройскую унцию, что стало рекордно низким показателем за первую половину 2022 г.
При этом добытчики золота в расчете на внутренний рынок ожидают, что государство начнет закупать металл по мировым рыночным ценам (в настоящее время Центробанк устанавливает дисконт в 15%). По данным ФТС, в 2021 г. экспорт золота в РФ превысил 300 тонн на 17,5 млрд долларов США, большая часть оборота пришлась на Великобританию (266 тонн за 15,5 млрд долларов США).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В настоящее время 46,35% - у Фонда поддержки исламских организаций, 29,99% - у группы «Акрополь» А.Паланкоева.
[2] До 2019 г. принадлежало компании N-Mining, бенефициаром которой считается бывший генеральный директор «Полюса» Е.Иванов.
[3] Solway Investment Group Limited – международная компания, специализирующаяся на горнодобыче и металлургии, базируется в Швейцарии. Основатель и председатель совета директоров – А.Бронштейн. Активы компании расположены в Северной Македонии, Украине, Индонезии и Гватемале.
[4] В прошлом (2003-07 гг.) – член совета директоров компании «СУАЛ-Холдинг».
В рыбной отрасли сохраняются разногласия по поводу необходимости реализации второго этапа программы инвестиционных квот в текущих экономических условиях. Существуют опасения, что его реализация нанесет существенный урон небольшим участникам рынка. Рыбопромышленники предлагают снимать административные барьеры на фоне сокращения экспорта. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, в ряде регионов пока наблюдаются высокие уловы в рамках стартовавшей в июне путины.
В рыбопромышленной отрасли выражают недовольство существующими административными ограничениями, которые могут нанести урон деятельности предприятий. В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП, глава – А.Мартынов) в мае выразили обеспокоенность требованиями к рыбопромышленникам по экологической экспертизе, начавшими действовать с прошлого года для специализирующихся на добыче лосося предприятий. АРПП видит в них наличие рисков срыва промысла лосося. Требования экологической экспертизы предполагают, что рыбаки должны предъявлять документы, подтверждающие, что вылов и производственная деятельность не оказывают негативного воздействия на акваторию добычи. Главным показателем является объем добычи. При этом для лососевых рыб законодательно объем добычи ограничен только в рекомендательном (и он часто корректируется), а не в обязательном порядке.
А.Мартынов указывает на то, что для добытчиков лосося проведение требуемой экспертизы технически невозможно. В частности, в силу корректируемого рекомендательного объема вылова реально выловленный объем может быть отличным от зафиксированного в документах, что сделает заключение недействительным. Для рыболовства также отсутствует перечень документов для проведения экспертизы.
В АРПП заявили о намерении просить Генпрокуратуру отказаться от штрафов для рыбопромышленных предприятий до внесения изменений в законодательство. Минприроды и Минсельхоз уже подготовили поправки, исключающие определенные сегменты рыболовства из экологической госэкспертизы. В Минприроды готовы исключить из требования госэкспертизы документы для вылова рыбы разных видов, по которым не установлен общий допустимый объем. Опасения участников отрасли связаны и с тем, что регуляторные ограничения, в том числе по экологической госэкспертизе, могут привести к концентрации добычи лосося в распоряжении крупных компаний, уходу с рынка небольших предприятий.
Помимо того, беспокойство рыбопромышленников вызывает ожидание в текущем году низкой путины. В сезоне 2022 г. планируется добыть 322 тыс. тонн лососевых (в 2021 г. – 539 тыс. тонн, в 2020 г. – 299,2 тыс. тонн). Хотя на внутреннем рынке присутствует переработанная и замороженная рыба, добытая в путину 2021 г., цена на продукцию в текущем году может вырасти в связи с увеличением производственных и логистических затрат, снижением предложения.
Глава Росрыболовства И.Шестаков не исключил возможность введения экспортных ограничений в отношении красной икры для обеспечения внутреннего рынка. В 2021 г. в стране было произведено 22,6 тыс. тонн красной икры (в два раза больше, чем в 2020 г.). При этом в целях борьбы с незаконным оборотом икры в июле Госдумой был принят в третьем чтении законопроект, в порядке эксперимента ограничивающий вывоз из Камчатского края красной икры непромышленного изготовления в авиабагаже и ручной клади – не более десяти килограммов на человека.
Следует отметить, что снижение объемов добычи лососевых ожидается не во всех регионах. Так в Сахалинской области прогнозируется подход 121 тыс. тонн лососей всех видов (в 2021 г. было добыто свыше 57 тыс. тонн лососевых). Напротив, на Камчатке ожидают небольшие подходы лосося – 150 тыс. тонн (наиболее низкий уровень за последние пять лет), что, впрочем, рассматривается как норма для четного года (в 2021 г. было добыто 440 тыс. тонн, что стало рекордным результатом за историю наблюдений). В Хабаровском крае ожидается добыча 40 тыс. тонн лососевых, в Магаданской области – 4,46 тыс. тонн, в Чукотском АО – 3,6 тыс. тонн, в Приморском крае – 2,1 тыс. тонн.
Тем не менее, в Росрыболовстве отмечают успешный старт лососевой путины в текущем году – к 21 июня вылов превысил 8,26 тыс. тонн, что в три раза больше выловленного за данный период объема в прошлом году. В частности, повышение объема по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет было зафиксировано в регионах с небольшими показателями: в Хабаровском крае – 7,5 тонн (в 2021 г. – 2,67 тонн, в 2020 г. – 1,17 тонн), в Чукотском АО – 3,6 тонн (в 2021 г. – нулевой показатель, в 2020 г. – 0,5 тонн).
К 1 июля темпы вылова лосося на Дальнем Востоке более чем в два раза опережают результат за аналогичный период 2020 г. (до 11,7 тыс. тонн). При этом в основном регионе вылова - на Камчатке с начала путины 1 июня к началу июля было добыто 10,4 тыс. тонн (в 2,6 раз выше уровня аналогичного периода 2020 г.).
В ВАРПЭ также считают избыточными требования по экологической экспертизе в отношении марикультуры. Ассоциация полагает необходимой отмену требования для рыбодобывающих предприятий проводить государственную экологическую экспертизу документации, обосновывающей хозяйственную деятельность в сфере пастбищной аквакультуры. Для марикультурных предприятий высокозатратным является проведение экологической экспертизы для каждого рыбоводного участка. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения экологической экспертизы стоимость услуги составляет 250-450 тыс. рублей за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость возрастает до 1,5-2 млн рублей на один участок. В частности, в Приморском крае в настоящее время на 300 рыбоводных участков работает порядка 100 предприятий марикультуры.
Тем временем в июне в Госдуме во втором и третьем чтениях поддержали законопроект, предусматривающий введение электронных промысловых журналов и электронных разрешений на промысел водных биоресурсов, что, как предполагается, должно способствовать снятию административных барьеров в отрасли. Электронный промысловый журнал является механизмом, с помощью которого рыбодобывающие предприятия могут в электронной форме предоставлять данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранении уловов, производстве рыбной продукции.
Закон должен вступить в силу в марте 2023 г. При этом законопроектом вводится переходный период до 1 декабря 2023 г., в течение которого допускается выдача разрешений и ведение промыслового журнала в бумажном виде. В настоящее время выдачу разрешений на промысел осуществляют пять территориальных управлений Росрыболовства, располагающиеся на расстоянии до 3 тыс. морских миль от районов промысла (для их доставки приходится прибегать к дорогостоящим услугам по перевозке), в то время как наличие на борту судна оригиналов данных документов в бумажном виде является обязательным условием для ведения промысла.
Крупные рыбопромышленники рассчитывают получить дополнительную господдержку для строительства рыбопромысловых судов. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) в мае обратилась в Минсельхоз с просьбой распространить льготное кредитование для аграриев на инвесторов в строительство рыбопромысловых судов. Такая мера потребует 66 млрд рублей из федерального бюджета (на возмещение кредитным организациям недополученных доходов в размере 100% ключевой ставки ЦБ). Льготный кредит предлагается предоставлять не более чем на десять лет.
АСРФ предлагает Минпромторгу проработать возможности перераспределения предусмотренных средств для реализации механизма льготного кредитования. В АСРФ такую необходимость объясняют тем, что санкции и запреты на поставку импортного оборудования ведут к существенным задержкам в постройке судов. При этом в ассоциации подчеркивают, что рыболовные суда и оборудование для них уже были обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены льготы по кредитованию.
В данных целях будет необходимо внести изменения в постановление правительства №1528 от 2016 г., предусматривающее субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей, и вписать в него инвестиционные кредиты под приобретение или строительство судов рыбопромыслового флота (включая покупку оборудования, оплату работ и услуг). В настоящее время при строительстве промыслового флота доля заемных средств составляет 85% (средний уровень ставки – порядка 5% годовых), общая потребность в кредитах для завершения строительства оценивается в 150 млрд рублей. На льготное кредитование сельхозпроизводителей в текущем году уже было дополнительно направлено 25 млрд рублей.
В то же время инициативу АСРФ не поддерживают во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где считают, что таким образом с инвесторов будут сняты все риски. В аграрной отрасли механизм льготного кредитования является способом компенсации части затрат, но в рыбопромышленной отрасли в качестве льготы рассматриваются предоставляемые инвестиционные квоты.
Между тем в ВАРПЭ обеспокоены ситуацией в сфере добычи крабов. Ассоциация в очередной раз заявляет о необходимости перенести сроки реализации второго этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого предполагается распределить еще 50% от общего объема добычи краба, на фоне сужения экспортных рынков для водных биоресурсов в текущей ситуации. В ВАРПЭ оценивают потери рыбной отрасли в 4,3 млрд долларов в год.
Так, компания «Маг-Си Интернешнл» М.Котова (ведет добычу в Дальневосточном бассейне) сообщила о проблемах со сбытом замороженного краба в США, допустив временное прекращение промысла в августе. В Ассоциации добытчиков краба (президент – А.Дупляков) заявили об отсутствии - на фоне необходимости осваивать квоты - определенности по вопросу сбыта продукции. Поставки в США и страны ЕС (до 48% всего крабового экспорта) осложнились в марте (срок вступления в силу ограничений на поставку данной продукции наступил 23 июня), в том числе и по ранее заключенным контрактам, на что повлияло разрушение существующих логистических цепочек. С января по конец мая текущего года в РФ было добыто 31,5 тыс. тонн краба (результат за весь 2021 г. – 96 тыс. тонн).
Для крабодобытчиков Дальнего Востока сохраняется возможность поставлять живого краба на азиатские рынки (для Северного бассейна такой вариант не рассматривается из-за удаленности рынков сбыта). Тем не менее, в «Маг-Си Интернешнл» отмечают, что суда дальневосточных компаний предназначены для выпуска замороженной продукции в рассоле, и их потребуется переоснащать для переработки крабов, востребованных на азиатских рынках, для чего потребуется импортное оборудование, а его ввоз в текущих условиях затруднителен.
Перенаправление объема, предназначенного для США и ЕС, на внутренний рынок также проблематично, из-за существующих в российском законодательстве ограничений на содержание природного мышьяка в продукции, тогда как законодательство ЕС и США отделяет природный мышьяк от химического (у ракообразных мышьяк является частью жизнедеятельности). Кроме того, внутренний рынок для данного вида продукции не столь емкий. В настоящее время добытчики отправляют значительную часть улова на склады, мощности которых ограничены, учитывая, что дополнительные холодильные мощности из-за проблем с логистикой требуются также для минтая и для лососевых.
Против проведения второго этапа программы инвестиционных квот для крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных также выступили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), его президент А.Шохин направил соответствующее обращение в администрацию президента. Он отметил, что проведение второго этапа может лишить производственного ресурса 115 предприятий Дальнего Востока, из которых 99 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. На текущий момент право добычи закреплено за предприятиями до 2033 г., что дает им возможность добывать свыше 62 тыс. тонн ежегодно. В свою очередь, в Росрыболовстве продолжают настаивать на необходимости скорейшего принятия законопроекта о втором этапе программы, глава ведомства И.Шестаков заявляет, что мера позволит обеспечить обновление флота до 80% по мощности, если отбор заявок удастся произвести уже в 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
В ДФО наблюдается снижение доходов населения, и сохраняется высокий уровень безработицы. На федеральном уровне предлагаются такие меры поддержки, как увеличение финансирования создания и модернизации социальных объектов, поддержка строительства жилья, в том числе с помощью программ «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный квартал». Дополнительная финансовая помощь потребуется регионам для поддержки граждан, пострадавших от стихийных бедствий.
В дальневосточных регионах в первом квартале текущего года наблюдалось снижение доходов граждан, что характерно и для страны в целом. Так, только три региона ДФО – Якутия, Амурская область и Чукотский АО, а также Иркутская область, продемонстрировали положительную динамику реальных денежных доходов населения в первом квартале 2022 г. (Таблица 1). В регионах, где был все же зафиксирован прирост, он обычно являлся незначительным – только в Якутии составил 4,2%, а в остальных субъектах не превысил 2%. В то же время в наибольшей степени реальные доходы снизились в Еврейской АО (показатель – 95,3%) и Камчатском крае (96,6%).
При этом во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле (к декабрю 2021 г.) наблюдался рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 2). В Бурятии и Иркутской области рост превысил среднероссийский показатель (112,7% и 112,5% соответственно, в РФ - 111,7%). В северных Чукотском АО и Магаданской области зафиксированы наиболее низкие темпы роста цен.
Зато в марте все дальневосточные регионы и Иркутская область демонстрировали положительную динамику среднемесячной заработной платы работников организаций (Таблица 3), лидерами роста являлись Иркутская область (+25,5%), Забайкальский край (+22,4%), Якутия (+18,4%) и Бурятия (+17,7%).
Наиболее высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке сохраняется в Забайкальском крае и в Бурятии (9,6% и 7,8% к численности рабочей силы соответственно, данные за февраль-апрель 2022 г., Таблица 4). Также высокий уровень безработицы, существенно превышающий среднероссийский показатель (4,1%), наблюдается в Якутии (7,1%), Еврейской АО (6,1%), Иркутской области (5,6%). Уровень безработицы превысил 4% в Сахалинской (4,9%), Магаданской (4,8%) и Амурской областях (4,3%). Наиболее низкий уровень характерен для Чукотского АО (1,8%), при наименьшей численности рабочей силы в целом (29,5 тыс. человек).
В настоящее время часть регионов вновь несет дополнительные социальные издержки, связанные с чрезвычайными ситуациями природного характера. По этой причине в весенне-летний сезон дополнительная поддержка требуется регионам для ликвидации последствий стихийных бедствий. Так, в Якутии предварительный ущерб от весеннего паводка на реке Лена оценивают в 178,6 млн рублей. В результате паводка пострадали 19 населенных пунктов в шести районах республики (Намский, Кобяйский, Горный, Олекминский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский районы) и в городском округе Якутск. В том числе было затоплено свыше 200 жилых домов и четыре объекта ЖКХ. На проведение неотложно-восстановительных работ потребуется свыше 130 млн рублей, на ремонт дорог – более 38 млн рублей, а на оказание единовременной материальной помощи – порядка 8 млн рублей.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в июне поручил главе Якутии А.Николаеву оказать помощь жителям, пострадавшим в ходе паводка, взяв ситуацию под личный контроль. В целом в зону затопления в Якутске попали более 138 дворовых территорий, 98 домов, где проживает 772 человека. Также регионам, пострадавшим от природных пожаров, в первую очередь, Иркутской области, предстоит оценить ущерб инфраструктуре и подсобным хозяйствам до 1 октября текущего года, а до 1 июля предоставить единовременную материальную помощь в связи с утратой имущества и выплатить компенсации пострадавшим.
Регионы получают дополнительные средства из федерального бюджета и на строительство социальных объектов. Иркутской области в 2022-23 гг. будет выделена субсидия в размере порядка 3,5 млрд рублей на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В том числе более 600 млн рублей предполагается направить на строительство зданий для трех школ в Иркутске (№53 на 500 мест, №57 на 500 мест и №75 на 200 мест) и 2,8 млрд рублей на строительство трех школ общей наполняемостью свыше 4 тыс. учащихся в Иркутске, Иркутском районе и в Братске.
Также в 2024-25 гг. Иркутская область получит дополнительный лимит инфраструктурного бюджетного кредита в размере 989 млн рублей на строительство школы на 1 275 мест в Тайшете в рамках нового жилого микрорайона «Миниполис» (78,7 тыс. кв. м жилья). Общая стоимость строительства школы составляет 2,34 млрд рублей, работы предполагается начать в 2022 г., а завершение намечено на 2024 г.
Следует отметить, что в Иркутской области льготу по налогу на имущество будут предоставлять организациям, реализующим проекты по созданию инновационной образовательной среды – университетских кампусов. Ставка налога для таких организаций будет снижена до 50%. Данный региональный закон вступает в силу с января 2023 г. Для создания университетского кампуса правительство Иркутской области готовит заявку совместно с Иркутским техническим университетом (ИРНИТУ) и Иркутским государственным университетом (ИГУ). В Иркутске в настоящее время насчитывается 70 тыс. студентов, из них 12,3 тыс. студентов проживают в общежитиях, а еще 7,9 тыс. нуждаются в жилье.
Ряд регионов получит средства на строительство детских садов с яслями в 2022 и 2023 гг. Наибольший объем средств предусмотрен для Якутии – по 36,6 млн рублей в 2022 г. и в 2023 г. Также лидерами по объему выделенных средств являются Бурятия, которой будет направлено на данные цели 46,4 млн рублей в 2022 г., и Приморский край (по 12 млн рублей в 2022 г. и в 2023 г.). Забайкальский край получит 5 млн рублей в 2022 г. и 10,1 млн рублей в 2023 г., Хабаровский край – по 3,5 млн рублей в 2022 и 2023 гг., а Амурская область – 7,8 млн рублей в 2022 г.
Между тем Газпромбанк и правительство Сахалинской области договорились о сотрудничестве по проекту строительства объектов здравоохранения с применением механизма концессии. Запланированные объекты включают детскую поликлинику в Южно-Сахалинске, поликлинику для взрослых и детей в селе Хомутово, амбулаторно-поликлинический комплекс в Холмске и поликлинический корпус в Углегорске. Общая площадь инфраструктурных сооружений может составить порядка 40 тыс. кв. м. Объем капитальных затрат оценивается в 5 млрд рублей.
Что касается программы «Дальневосточной ипотеки», то отмечается высокий спрос на кредиты с целью строительства индивидуальных домов. По состоянию на июнь, на индивидуальное жилищное строительство в ДФО было выдано 4 084 кредита на сумму 19,3 млрд рублей. При этом доля кредитов на ИЖС составляет 9,4% от общего количества выданных по программе средств. Лидерами по количеству поданных заявок и выданных кредитов на строительство индивидуального жилья выступают Якутия (1 979 кредитов), Приморский край (564 кредита), Забайкальский край (406 кредитов). Средняя сумма кредита на строительство дома составляет 4,73 млн рублей.
Отдельные регионы вводят дополнительные меры поддержки для ИЖС. На фоне роста стоимости строительных материалов власти Чукотского АО увеличили размер поддержки индивидуального жилищного строительства. Жители региона могут получить возмещение затрат после доставки домокомплекта в округ и по завершении строительства. Следует отметить, что в начале текущего года лидерами по динамике строительства жилых домов (с учетом ИЖС) в ДФО стали Магаданская область, Приамурье и Забайкалье (данные за январь-апрель, Таблица 5).
При этом «ДОМ.РФ Девелопмент» рассматривает возможность строительства социального жилья в регионах. «ДОМ.РФ» предлагает без конкурсных процедур передавать регионам построенное жилье по нормативной цене, установленной Минстроем РФ, для дальнейшего использования для расселения аварийного жилья, передачи детям-сиротам, для решения проблем очередников, создания арендных домов. Тем не менее, в этих целях необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Во Владивостоке «ДОМ.РФ Девелопмент» намерен реализовать проект на участках в бухте Патрокл общей площадью 30,3 га с градостроительным потенциалом 407 тыс. кв. м жилья.
На увеличение объемов жилищного строительства, в том числе на рост предложения квартир на рынке новостроек для участия в программе «Дальневосточной ипотеки», рассчитана программа «Дальневосточный квартал», которую предполагается реализовывать с применением механизма ТОР. Так, в целях запуска программы расширены границы сахалинской ТОР «Южная», где общий объем инвестиций оценивается не менее чем в 55,4 млрд рублей. Проект предполагается реализовать в 2022-29 гг.
Также для реализации проектов жилищной застройки предусмотрено расширение границ ТОР «Приамурская» в Амурской области и ТОР «Камчатка» в Камчатском крае. Площадь жилого комплекса в Благовещенске должна составить 96 га, инвестиции - 48,4 млрд рублей, а в Петропавловске-Камчатском «дальневосточный квартал» планируется возвести на участке площадью 16 га с объемом вложений порядка 9,5 млрд рублей. В Бурятии в состав ТОР предполагается включить участок площадью 38 га в Улан-Удэ. Технико-экономические параметры проектов предполагается определить после проведения конкурсов среди застройщиков.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, первый квартал 2022 г., в % к соответствующему периоду 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
99,0 |
Сибирский федеральный округ |
100,2 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
99,2 |
Республика Саха (Якутия) |
104,2 |
Амурская область |
100,6 |
Чукотский авт. округ |
100,5 |
Приморский край |
99,8 |
Сахалинская область |
99,2 |
Магаданская область |
98,8 |
Забайкальский край |
97,4 |
Хабаровский край |
97,2 |
Республика Бурятия |
97,0 |
Камчатский край |
96,6 |
Еврейская авт. область |
95,3 |
Таблица 2. Индекс потребительских цен на товары и услуги, апрель 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,7 |
Сибирский федеральный округ |
112,5 |
Иркутская область |
112,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,9 |
Республика Бурятия |
112,7 |
Забайкальский край |
111,7 |
Еврейская авт. область |
111,1 |
Хабаровский край |
110,3 |
Приморский край |
110,3 |
Сахалинская область |
109,7 |
Камчатский край |
108,5 |
Амурская область |
108,4 |
Республика Саха (Якутия) |
108,0 |
Магаданская область |
106,8 |
Чукотский авт. округ |
105,4 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, март 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
120,9 |
Сибирский федеральный округ |
123,0 |
Иркутская область |
125,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
113,4 |
Забайкальский край |
122,4 |
Республика Саха (Якутия) |
118,4 |
Республика Бурятия |
117,7 |
Магаданская область |
113,6 |
Амурская область |
113,2 |
Приморский край |
112,9 |
Чукотский авт. округ |
109,7 |
Еврейская авт. область |
109,4 |
Сахалинская область |
109,4 |
Камчатский край |
107,3 |
Хабаровский край |
106,3 |
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
4,1 |
74 612,8 |
Сибирский федеральный округ |
4,6 |
8 341,1 |
Иркутская область |
5,6 |
1 137,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
5,1 |
4 147,4 |
Забайкальский край |
9,6 |
509,1 |
Республика Бурятия |
7,8 |
416,6 |
Республика Саха (Якутия) |
7,1 |
500,9 |
Еврейская авт. область |
6,1 |
77,0 |
Сахалинская область |
4,9 |
271,9 |
Магаданская область |
4,8 |
83,9 |
Амурская область |
4,3 |
403,9 |
Приморский край |
3,5 |
981,7 |
Камчатский край |
3,5 |
180,5 |
Хабаровский край |
2,2 |
692,4 |
Чукотский авт. округ |
1,8 |
29,5 |
Таблица 5. Строительство жилых домов, с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-апрель 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
158,0 |
Сибирский федеральный округ |
160,0 |
Иркутская область |
115,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
140,5 |
Магаданская область |
1070,4 |
Амурская область |
603,9 |
Забайкальский край |
291,5 |
Чукотский авт. округ |
195,8 |
Республика Саха (Якутия) |
183,0 |
Сахалинская область |
162,9 |
Камчатский край |
129,2 |
Приморский край |
116,8 |
Республика Бурятия |
100,1 |
Еврейская авт. область |
94,4 |
Хабаровский край |
77,9 |
В рамках дополнительной государственной поддержки отрасли президент В.Путин в июне поручил до 30 сентября 2022 г. увеличить предельный кэшбэк для туристических поездок в дальневосточные регионы в два раза – до 40 тыс. рублей. Ранее с инициативой об увеличении кэшбэка выступало правительство Якутии, где в том числе заявляли, что такая мера позволит легализовать туристические предприятия, работающие без патента или лицензии. В настоящее время в рамках программы можно вернуть 20% стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей.
В целях увеличения турпотока и поддержки отрасли Ростуризм в текущем году запустил чартерные программы (туроператор Fun&Sun, на самолетах авиакомпаний iFly и «Аэрофлот») в Сахалинскую область, Камчатский край, Бурятию, Приморский край. В частности, туры на Камчатку из Москвы были запущены с 10 июня, с 2 июля будут запущены чартеры в Улан-Удэ, с 20 июля – во Владивосток, с 22 июля – в Южно-Сахалинск. В связи с этим вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Ростуризму внести изменения в постановление правительства о субсидировании чартерных авиаперевозок в части возмещения затрат после каждого выполненного рейса.
Тем временем в регионах реализуются проекты по созданию туристической инфраструктуры. Новый резидент ТОР «Горный воздух» в Сахалинской области, компания «СахСпецТорг» рассчитывает реализовать к 2023 г. проект по строительству на горнолыжном курорте в Южно-Сахалинске визит-центра и учебного склона. В визит-центре туристам будут предоставляться услуги проката инвентаря и снаряжения, предлагаться экскурсии по региону и консультации по организации отдыха на острове.
В зимний период предполагается организовать детскую горнолыжную школу. Визит-центр будет размещен у подножья горы Большевик на земельном участке площадью 600 кв. м. Он должен стать вторым основным входом в спортивно-туристический комплекс «Горный воздух». Для организации учебного склона потребуется 8,3 тыс. кв. м. Запуск комплекса намечен на лето 2023 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 82,57 млн рублей.
В Приморье с мая началась установка оборудованных сервисом приема оплаты и сетью Wi-Fi туристических информационных киосков с данными на пяти языках (русском, английском, китайском, корейском и японском) о музеях региона, его истории, этнографии, культурных мероприятиях, гостиницах, ресторанах и кафе, общественном транспорте. Их установка осуществляется вблизи основных достопримечательностей. В частности, во Владивостоке предполагается установить 17 киосков, в Находке – шесть, в Уссурийске – пять, в Артеме – три. В 2023-24 гг. Приморский край должен получить средства на инженерную и транспортную туристическую инфраструктуру - свыше 11,5 млн рублей в 2023 г. и более 9 млн рублей в 2024 г.
Однако темпы реализации новых проектов вызывают вопросы. В Генпрокуратуре РФ выступили с критикой темпов развития туристической зоны в Иркутской области. В июне заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин объявил предостережение министру экономического развития и промышленности Иркутской области Н.Гершун в связи с недостаточной реализацией проектов в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». В частности, не были достигнуты запланированные показатели деятельности по числу привлеченных резидентов, объемам произведенных инвестиций и выручки, количеству созданных рабочих мест.
Тем не менее, ОЭЗ «Ворота Байкала» все же пополняется новыми резидентами – в июне в нее были включены три компании. Так, ООО «Талисман Байкал» планирует возвести на берегу озера Байкал в Слюдянском районе пятизвездочную гостиницу на 177 номеров с рестораном, СПА-комплексом и медицинским центром. Компания «Спектр БК» рассчитывает построить в Байкальске гостиницу и коттеджи, а ООО «Планета И» намерено открыть гостиничный комплекс на 30 номеров с рестораном, конференц-залом, спорткомплексом и СПА-центром. Пока в иркутской ОЭЗ зарегистрировано 15 резидентов с общим объемом планируемых инвестиций порядка 13 млрд рублей. Кроме того, компания ООО «Под небом Байкала» (дочернее предприятие ООО «Родной туризм») рассчитывает построить глэмпинг-отель на берегу озера (в Байкальске), инвестировав 118 млн рублей.
В 2023-24 гг. Иркутская область должна получить средства на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для туристических кластеров. В том числе предусмотрено более 84,5 млн рублей в 2023 г. и более 753 млн рублей в 2024 г. Средства субсидии будут направлены на мероприятия по строительству подъездных автомобильных дорог, причального сооружения на реке Ангара. Тем временем корпорация «Туризм.РФ» разрабатывает мастер-планы развития туризма в двух районах Иркутской области – Ольхонском и Иркутском. Речь идет о таких туристических территориях, как «Байкал-Выдрино», «Остров Ольхон», «Тальцы».
В рамках туристской территории «Тальцы» (историко-этнографический музей) в Иркутском районе в мае была завершена реконструкция объекта историко-культурного наследия – дома Шукловой, являющегося памятником деревянного зодчества конца XVIII-начала XIX вв. Из областного бюджета на реставрационные работы было направлено 4,6 млн рублей. В дальнейшем дом предполагается использовать в качестве выставочного зала музея.
В Камчатском крае предполагается реализовать ряд туристско-рекреационных проектов в рамках ТОР. При этом для развития проектов, связанных с природными достопримечательностями, требуется увеличение инвестиций в инфраструктуру. К 2027 г. в регионе планируется создать новый туристско-рекреационный центр в соответствии с принципами зеленых технологий «Обитаемая земля» (ООО «Обитаемая земля») на территории Паратунской курортно-лечебной местности с термальными источниками (Елизовский район). Для реализации проекта выбрана площадка бывшего пионерского лагеря «Золотой гектар» в селе Паратунка – в 55 км от Петропавловска-Камчатского и в 35 км от международного аэропорта.
Центр является частью проекта образовательно-научного центра зеленых технологий «Ойкумена», он будет включать базу отдыха с гостевыми домами, бассейном, глэмпингом, визит-центром, эко-фермой, кафе, а также эко-парк, пешеходные дорожки и центр переработки отходов, где туристы смогут ознакомиться с применением зеленых технологий. Объем инвестиций в проект должен составить 187,75 млн рублей. Под строительство комплекса в рамках ТОР «Камчатка» выделен земельный участок площадью около 284 тыс. кв. м.
В качестве гранта от Ростуризма Камчатский край получил более 186 млн рублей в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Средства должны быть направлены на создание новых туристических маршрутов и модульных средств размещения. В том числе 63 млн рублей будет вложено в реализацию общественных инициатив по развитию туристической инфраструктуры, 67 млн рублей – в создание кемпингов и автокемпингов, 55 млн рублей – в создание инфраструктуры. Также Камчатка получит финансирование из федерального бюджета в 2022-24 гг. на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для туристических кластеров - в текущем году объем финансирования составит свыше 2,7 млрд рублей, в 2023 г. – 672,8 млн рублей и в 2024 г. – свыше 2,1 млрд рублей.
Следует отметить, что камчатские власти вводят плату за посещение природных парков («Быстринский», «Ключевской», «Налычево», «Южно-Камчатский») для приезжающих в регион туристов. Полученные средства предполагается направлять на развитие инфраструктуры в границах особо охраняемых природных территорий.
При этом в регионе не удалось реализовать проект по созданию еще одного туристического авиаперевозчика. В мае прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[1]) в связи с отказом поставить самолеты Cessna Grand Caravan EX модели 208B[2] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company, в результате санкций. Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем являлось подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). При этом изначально стороны намеревались оформить опцион еще на девять таких воздушных судов с поставкой в 2023-27 гг.
Летом прошлого года «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, который давал ей право выполнять коммерческие перевозки. Парк авиакомпании насчитывал только один самолет Grand Caravan EX 208. Таким образом, лидирующие позиции на рынке туристических перевозок в крае сохраняются за местной компанией «Витязь-Аэро», возобновившей полеты весной текущего года. Авиапарк компании насчитывает более 20 вертолетов Ми-8 и Ми-2.
В регионе предполагается развивать круизный туризм. В мае Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития подготовить предложения по изменению законодательства в целях ускоренного развития данного направления совместно с операторами круизных судов, а Минтрансу совместно с Росморречфлотом и камчатским правительством было поручено проработать вопрос создания портовой инфраструктуры для приема и обслуживания круизных судов на территории края.
Тем временем в Магаданской области группа компаний «Морской волк» реализует проект по созданию центра обслуживания маломерных судов и марины вместимостью до 90 судов в бухте Нагаева в Магадане. Площадь защищенной акватории должна составить 1,8 га. В то время как инвестор намерен обеспечить создание крытых общественных пространств (в том числе детской развлекательной зоны) и площадки для рыбаков-любителей, правительство региона займется обустройством гидротехнических сооружений, инфраструктуры, вопросами энергетического комплекса.
В Забайкальском крае дополнительную господдержку может получить туристический проект по созданию лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе (около села Укурик). Региону из федерального бюджета будет предоставлено 149,6 млн рублей на данные цели – на создание необходимой инфраструктуры и благоустройство, в том числе энергоснабжение. По поручению Ю.Трутнева содействие в развитии проекта должны оказать ПАО «РусГидро» и Минвостокразвития. Парк был открыт для посещения в августе 2021 г.[3], в текущем году начато возведение гостевых корпусов, спортивных сооружений, дома традиционной восточной медицины, а также новых арт-объектов в парке активностей «Луу» и центра креативных индустрий.
Также в рамках ТОР «Забайкалье» ООО «Здравницы Забайкалья» работает над модернизацией бальнеологического санаторно-курортного комплекса в селе Кука (в 60 км от Читы), расположенного вблизи одноименного минерального источника (в долине ручья Кислый Ключ). Вместимость обновленного комплекса должна составить 174 человека, он будет включать четыре жилых корпуса и четыре коттеджа, ресторан, реабилитационные залы, ванный комплекс, SPA-комплекс. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 900 млн рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[2] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[3] В 2020 г. в рамках «Дальневосточной субсидии» было выделено 18 млн рублей.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.