Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор топливно-энергетического комплекса ДФО
Поделиться

Эксперты EastRussia об актуальной ситуации и ближайших планах участников ТЭК Дальнего Востока

В рамках сахалинских нефтегазовых проектов отмечается сокращение добычи на фоне ухода части иностранных инвесторов, на приобретение долей которых могут претендовать индийские и китайские компании. В Якутии и на Чукотке отмечается рост добычи угля, ориентированного на экспорт.

Sakhalin Energy

Иностранные инвесторы рассматривают возможности продажи своих долей в дальневосточных проектах. Индийские нефтегазовые компании – Oil and Natural Gas Corporation (ONGC Videsh) и Gail в настоящее время обсуждают с британско-нидерландской компанией Shell возможность приобретения доли в проекте «Сахалин-2» (27,5%). В рамках переговоров Shell просит индийские компании подготовить отдельные долгосрочные контракты на поставку сырой нефти с проекта. Детали возможной сделки и стоимость не раскрываются.

Напомним, что в апреле также сообщалось о ведении Shell переговоров по продаже доли в проекте «Сахалин-2» с китайскими компаниями CNOOC, CNPC и Sinopec: пока какие-либо договоренности достигнуты не были, в то же время не сообщалось и о прекращении переговоров.

ONGC Videsh также может рассматривать покупку 30% у американской ExxonMobil в проекте «Сахалин-1». В апреле индийское правительство обратилось к бизнесу с просьбой оценить возможности приобретения доли британской BP в «Роснефти» и ExxonMobil в проекте «Сахалин-1». В частности, рассмотреть возможность приобретения доли в «Роснефти» предлагалось компаниям с государственным участием – ONGC Videsh, Indian Oil, Bharat Petro Recourses и Prize Petroleum (дочерняя компания Hindustan Petroleum, Oil India и Gail), а приобретение доли в проекте «Сахалин-1» - ONGC Videsh , которой уже принадлежит 20%.

При этом в апреле ONGC столкнулась с проблемами транспортировки нефти с Дальнего Востока. Прежде доставка сахалинской нефти с проекта «Сахалин-1» (марка Sokol) осуществлялась через терминал Де-Кастри в Хабаровском крае на судах ледового класса «Совкомфлота» (который находится в настоящее время под санкциями ЕС, запрещающими заключение сделок) в Республику Корея, где производилась загрузка на танкер для дальнейшей поставки покупателям в АТР, в том числе в Китай и Сингапур. После введения санкций для российских судов осложнилось обеспечение страхового покрытия рейсов, кроме того, судоходные компании опасаются репутационных рисков при перевозке российской нефти. В марте ONGC продавала нефть индийским государственным предприятиям Hindustan Petroleum Corp (HPCL) и Bharat Petroleum Corp (BPCL) в отсутствие покупателей на внешнем рынке.

В свою очередь, Япония по-прежнему намерена сохранить свои доли в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Вместе с тем премьер-министр Японии Ф.Кисида в мае сообщил о намерении поэтапно отказываться от импорта нефти по данным проектам. Японские акционеры отмечают наличие рисков. Входящая в консорциум SODECO компания Marubeni Group в конце марта оценила убытки от обесценивания инвестиций в «Сахалин-1» в 12,3 млрд иен (94,4 млн долларов). Mitsui после переоценки стоимости своих долей в проектах «Сахалин-2» и «Арктик СПГ-2» списала 80,6 млрд иен (62 млн долларов). Еще один японский участник проекта «Сахалин-2», Mitsubishi, пока не предоставлял финансовую отчетность.

Следует отметить, что в мае было зафиксировано сокращение добычи углеводородов по сахалинским проектам. Так, в рамках проекта «Сахалин-1» в первой половине мая среднесуточная добыча составила 8,2 тыс. тонн, что почти в 2,9 раза ниже показателя апреля. Объемы добычи нефти в рамках проекта «Сахалин-2» в мае снизились на 1,8%, составив 11,1 тыс. тонн в сутки.

Тем временем китайская компания ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин» (дочернее предприятие Корпорации энергетической промышленности «Чжуню Синьсин») планирует построить завод по производству сжиженного природного газа мощностью 7 млн тонн СПГ в год в Приморском крае (в Шкотовском районе, вблизи бухты Пяти охотников). Объем инвестиций оценивается в сумму порядка 490 млрд рублей. В состав комплекса в том числе должен войти газовый терминал «Валентина», предназначенный для перегрузки 7 млн тонн СПГ и 1 млн тонн СУГ. Инвестор провел геологические, геодезические и археологические изыскания, а также были получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций на подключение к электросетям и водоснабжению на период строительства.

В отдельных дальневосточных регионах отмечается рост угледобычи – в первую очередь, в Якутии. В республике за первые три месяца текущего года было добыто 9 млн тонн угля, что на 40% больше результата за аналогичный период 2021 г. Показатель стал рекордным для первого квартала года. Основной объем добычи был обеспечен ООО «Эльгауголь» («А-Проперти»), ООО УК «Колмар» и АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел»), которые рассчитывают на дальнейшее увеличение производственных показателей. В частности, «Эльгауголь» намерен в рамках Эльгинского проекта до конца 2023 г. нарастить добычу коксующегося угля до 45 млн тонн в год. «Колмар» благодаря проектам по вводу второй очереди шахты «Инаглинская» и обогатительной фабрики «Инаглинская-2» планирует к 2024 г. увеличить добычу до 14 млн тонн в год.

Во второй половине текущего года к добыче угля на Сыллахском месторождении в Нерюнгринском районе намерено приступить ООО «АнтрацитИнвестПроект». Первая очередь разреза должна составить 1 млн тонн, а к 2025 г. предприятие рассчитывает достичь проектной мощности в 6,5 млн тонн угля в год. На месторождении предполагается построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн товарного угля ежегодно. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн. В Амурской области (Тындинский район) для транспортировки угля с данного месторождения строится логистический комплекс с объемом погрузки 4,5 млн тонн угля в год.

Следует отметить, что в мае Инаглинский ГОК (Нерюнгринский район, отрабатывает запасы Чульмаканского и Верхне-Талуминского месторождений каменного угля) был подключен к магистральным сетям электроснабжения. Общий объем инвестиций составил порядка 2,5 млрд рублей. Компания «Россети ФСК ЕЭС» построила высокоавтоматизированную подстанцию 220 кВ «Налдинская» и две воздушные линии 220 кВ общей протяженностью 14 км. На открытое распределительное устройство 220 кВ были заведены заходы от действующей ЛЭП, обеспечивающей связь с наиболее крупной электростанцией Якутии – Нерюнгринской ГРЭС.

Между тем АО ХК «Якутуголь» в апреле запустило на обогатительной фабрике «Нерюнгринская» линию выгрузки кека (побочного продукта обогащения угля). Она позволяет очищать оборудование обогатительной фабрики и увеличивать объемы готовой продукции, а также способствовать сокращению количества угольных отходов. В проект было инвестировано 33 млн рублей. В минувшем году на реализацию программы модернизации обогатительной фабрики «Якутуголь» направил 859 млн рублей.

Наращивание добычи каменного угля наблюдается в Чукотском АО. По итогам января-апреля 2022 г. рост угледобычи на Чукотке составил 25% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 402,8 тыс. тонн. Ведущее добычу каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле ООО «Берингпромуголь» (австралийская компания Tigers Realm Coal Ltd) обеспечило 394 тыс. тонн, что на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уголь экспортируется в КНР, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам и Камбоджу.

Что касается добычи бурого угля, то ОАО «Шахта «Угольная» за отчетный период отгрузило только 8,8 тыс. тонн с Анадырского месторождения, тогда как в январе-апреле 2021 г. было добыто 62,9 тыс. тонн. Сокращение в компании объяснили проведением работ по технической модернизации оборудования. В 2021 г. «Шахта «Угольная» заключила договор на поставку 100 тыс. тонн угля на Эгвекинотскую ГРЭС.

Следует отметить, что АО «Чукотэнерго» в июле намерено провести аукцион по продаже 10% в ОАО «Шахта «Угольная». Начальная цена составляет 378 тыс. рублей. Основной пакет акций предприятия (51%) принадлежит департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО, а остальные распределены между руководством компании и представителями городских администраций региона.

Тем временем крупный иностранный инвестор отказался от ориентированного на экспорт проекта добычи каменного угля на Камчатке. Индийская энергетическая компания Tata Power в июне приступила к ликвидации российского дочернего предприятия ООО «Фар Истерн Нэйчэрл Рисорсис», которое ранее было создано для работы над проектом освоения Крутогоровского месторождения каменного угля в Соболевском районе.

Проект был закрыт еще в 2021 г., когда в компании сообщили о нерентабельности отработки месторождения в сложившихся рыночных условиях и о планах по пересмотру стратегии в пользу увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии, вместо традиционных энергоносителей. Пандемия и введенные ограничительные меры привели к срыву установленных сроков программы геологоразведочных работ на месторождении. Запасы Крутогоровского месторождения оценивались в 258 млн тонн угля (В+С1+С2), прогнозные ресурсы – в 1 127 млн тонн.

Следует отметить, что в мае компания Tata Steel отказалась от закупок российского угля в связи с санкционными рисками (неопределенность в заключении сделок). Доля российского угля в угольном импорте Индии на сегодняшний день не превышает 5%, однако российские угольщики рассчитывают на индийский рынок при перенаправлении экспорта после введения эмбарго на твердое топливо в ЕС (Индия занимает второе место по объему потребления угля после КНР, которая увеличивает собственные мощности по добыче).

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

 

Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов