Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – сводная статистика по горнодобывающей отрасли Дальнего Востока.
Ряд дальневосточных регионов отчитались о росте добычи золота в начале текущего года. При этом риски сокращения производства драгметалла существуют на Чукотке. В сфере добычи алмазов в Якутии появился новый игрок. Развитию железорудного проекта в Еврейской АО препятствуют инфраструктурные ограничения. Между тем продолжается обсуждение планов по организации добычи лития в Иркутской области.
Крупные игроки отрасли готовятся к второму этапу реализации программы распределения инвестиционных квот. Тем не менее, законодательная основа для второго этапа пока находится в процессе обсуждения, поскольку в отраслевом сообществе развивается дискуссия по поводу предложенного Минсельхозом и Росрыболовством законопроекта. Малые и средние предприятия между тем опасаются утраты квот и вытеснения с рынка. Рыбопромышленники рассчитывают на сохранение мер государственной поддержки перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в западном направлении.
Рыбопромышленники в минувшем году на фоне ограничения поставок продукции в Китай зафиксировали рост поставок рыбы (минтая) по железной дороге из ДФО в другие регионы страны, на что повлияли предложенные государством меры поддержки. По мнению рыбопромышленников, для снижения розничных цен должны компенсироваться затраты на доставку всех видов рыбы, включая консервы. Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС), объединяющая операторов рефрижераторных контейнеров, направила обращение главе Минсельхоза Д.Патрушеву и главе Росрыболовства И.Шестакову с просьбой рассмотреть возможность введения субсидирования перевозок камбалы и сельди железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в центральные регионы (по той же схеме, что и перевозки минтая). При этом Росрыболовство уже в конце 2021 г. направляло в Минсельхоз проект расширения перечня рыбной продукции по льготным тарифам, предлагая сделать механизм бессрочным (субсидии продлены до 31 декабря 2022 г.).
По данным ОАО «РЖД», компенсация перевозки минтая, введенная в 2021 г. на фоне ограничения импорта российской рыбы властями КНР, позволила перевезти из Приморского края 680 тыс. тонн рыбопродукции, что на 37,3% больше, чем в 2020 г. (рекордный показатель за все время работы «РЖД»). При этом перевозка в контейнерах составила 433,6 тыс. тонн (рост на 34,8%), в рефрижераторных вагонах – 246 тыс. тонн (рост на 42%). Основная масса рыбной продукции была отгружена в адрес грузополучателей Московской области (282 тыс. тонн), Урала (128,3 тыс. тонн) и Сибири (92,6 тыс. тонн). Экспортные отправки рыбы и морепродуктов с железнодорожных станций Приморья в Китай составили 90,8 тыс. тонн. Напомним, что ограничения для российской рыбы в китайских портах Далянь и Циндао были сняты в январе 2022 г. – транспортный рефрижератор сахалинского холдинга «Гидрострой» доставил более 7 тыс. тонн продукции.
В АСОРПС рассчитывают, что субсидирование перевозки камбалы и сельди позволит снизить розничную стоимость продукции. Компенсация 100% тарифа по маршруту «Москва – Владивосток» составляет порядка 220 тыс. рублей с НДС за один сорокафутовый рефрижераторный контейнер. В настоящее время стоимость поставки несубсидируемой рыбы с Дальнего Востока в центр страны по железной дороге составляет порядка 20 рублей за 1 кг, а с учетом компенсации стоимость может снизиться примерно на 40% - до 13-14 рублей за 1 кг. Затраты на транспортировку в конечной стоимости рыбы в настоящее время составляют 7-10%.
В Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморского края (глава – Г.Мартынов) полагают, что субсидирование перевозок может частично снизить для потребителей возможный рост цен на рыбу после проведения второго этапа распределения инвестиционных квот, когда для рыбопромышленников будет увеличена плата за вылов водных биоресурсов. Инициативу также поддержали в Русской рыбопромышленной компании (РРПК), где полагают, что необходимо субсидировать доставку всей промысловой рыбы, а в ГК «Доброфлот» считают целесообразным компенсировать доставку рыбных консервов, с учетом роста стоимости транспортных затрат. В то же время в Рыбном союзе (председатель – А.Панин), напротив, полагают, что необходимо субсидировать только дешевые виды рыбы, поскольку в процентном отношении вклад перевозки выше именно для недорогих видов. В частности, для иваси стоимость перевозки составляет 65% от стоимости сырья (стоимость рыбы на Дальнем Востоке – 40 рублей за 1 кг, стоимость перевозки – 26 рублей за 1 кг).
Следует отметить, что добытчики минтая оценили потери из-за закрытия портов КНР на срок более чем в год (с октября 2020 г.) в 400 млн долларов США (по оценке Ассоциации добытчиков минтая). Поставки рыбной продукции из РФ в КНР по итогам 2021 г. сократились на 67%. В целом на Дальнем Востоке в 2021 г. было добыто 3,5 млн тонн водных биоресурсов, из которых минтай составил 1,7 млн тонн (почти 49%). При этом ранее на Китай приходилось порядка 60% российского экспорта минтая.
В 2021 г. минтай поставлялся в КНР российскими экспортерами только в рефконтейнерах с перевалкой во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском (либо со складов в южнокорейском Пусане). Южная Корея в январе-ноябре 2021 г. стала основным покупателем российского минтая. При этом цены на минтай в минувшем году держались на низком уровне, а рыбопромышленники несли дополнительные затраты на отправку рыбы в контейнерах – на выгрузку в порту, хранение, дезинфекцию продукции и упаковки, помещение в контейнеры и отправку. В то же время за год ограничений в РФ увеличилось производство готовой продукции – филе минтая и рыбного фарша. Производство филе, фарша и сурими в 2021 г. выросло в 1,5 раза, составив 150 тыс. тонн.
Следует отметить, что к 15 февраля 2022 г. объем вылова минтая в Дальневосточном бассейне вырос на 32% относительно уровня аналогичного периода прошлого года – до 341 тыс. тонн. Наибольший объем был добыт в Камчатско-Курильской и Западно-Курильской подзонах (250 тыс. тонн). Что касается других видов ресурсов, то вылов тихоокеанской сельди составил 57,3 тыс. тонн, трески – 20,5 тыс. тонн. В портах Приморья загрузка холодильников составляет 61%, в центральные регионы страны по железной дороге было направлено 14,6 тыс. тонн рыбной продукции (стоимость доставки составляет 17-19 рублей за килограмм).
В 2023 г. предполагается провести второй этап программы распределения инвестиционных квот – изъять и распределить на аукционах 20% от общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на строительство инвесторами новых судов и заводов по рыбопереработке. Соответствующий законопроект был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко. Объем инвестиционных квот второго этапа предполагается распределить в равном соотношении - 10% для строительства рыбоперерабатывающих комплексов и 10% для судов рыбопромыслового флота.
В законопроект включены положения по реализации на аукционах права на добычу 20% ОДУ минтая и сельди, 50% общих допустимых уловов крабов и 100% тихоокеанских моллюсков (морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов). Закрепление квот под инвестиции намечено на 2024 г. Компании, участвовавшие в первом этапе распределения инвестквот, получат 4% общих допустимых уловов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в качестве компенсации. Доход федерального бюджета от участия предприятий в аукционах оценивается в 200 млрд рублей. В обновление производственных фондов должно быть вложено не менее 300 млрд рублей.
При этом в отрасли существуют определенные опасения относительно второго этапа программы. Добытчики рыбы и морепродуктов обратились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР, председатель М.Шмаков), сообщив о рисках предстоящего распределения квот. Малые и средние компании («Санди», «Рыболовецкая артель им. 50 лет Октября», «Иня», «Альбакор», «Литораль», «Натали», «Посейдон», «Владимирово» «Голубая звезда», «Союзокеан», «Лагуна», «Север», «Островной краб») опасаются изъятия квот у действующих пользователей и монополизации рынка. Они просили ФНПР вынести вопрос на обсуждение российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отмечается, в частности, небольшой временной период, прошедший со времени предыдущего изъятия - 20% ОДУ минтая и сельди в инвестиционных целях было разыграно на аукционах в 2017 г., 50% краба – в 2019 г. Оставшаяся часть пока распределена по историческому принципу. Компании заявляют, что не располагают средствами для участия в аукционах, а лишение их квот подорвет производственную базу. В ФНПР намерены рассмотреть вопрос совместно с профильным Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства (РПРРХ) в целях выявления степени влияния реформы на социально-трудовые отношения.
В свою очередь президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев отмечает, что к малым и средним предприятиям относится более 80% добытчиков минтая и сельди, а в добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга задействованы 84 таких предприятия. По расчетам ассоциации, все они потеряют значительную часть доходов, а 62 предприятия (добывающие в целом 25 тыс. тонн моллюсков и иглокожих) могут прекратить деятельность. Также небольшие предприятия не смогут участвовать в аукционах на крабов и моллюсков, поскольку квоты продаются большими лотами (в 2019 г. средняя начальная стоимость лота составила 3 млрд рублей) и приобретаются крупным бизнесом.
Следует отметить, что производство моллюсков в настоящее время развивается в Приморском крае. В 2021 г. приморские предприятия увеличили производство товарной аквакультуры по сравнению с 2020 г. на 15%, до 56,8 тыс. тонн – в том числе 32,8 тыс. тонн моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и иглокожих (трепанги, морские ежи). Значительный рост был зафиксирован в производстве устриц – за два года (2020-21 гг.) оно увеличилось на 84%, до 4,2 тыс. тонн. Разведением аквакультуры в регионе занимаются 114 предприятий, за которыми закреплено 327 рыбоводных участков.
В ВАРПЭ полагают, что в текущем виде законопроект является недоработанным. В частности, в ассоциации считают необходимым перенос начала строительства флота в рамках второго этапа программы на 2026 г., проведение аукционов на продажу 50% крабовых квот после окончания срока действия квотных договоров, заключенных с предприятиями в 2018 г. (то есть в 2035 г.) и отказ от идеи выставления на торги 100% квот на добычу гребешка, морских ежей, трепанга и трубача. Необходимость переноса аукционов на крабовые квоты обусловлена тем, что главным источником инвестиций предприятий, которые являются заказчиками строительства порядка 40 судов-краболовов, являются доли квот, закрепленные за ними ранее по историческому принципу до 2035 г. Распределение их на аукционах, по мнению ВАРПЭ, может поставить под угрозу обязательства предприятий по строительству судов первого этапа программы.
Что касается переноса сроков строительства судов, то в настоящее время в стадии строительства на шести российских верфях находятся 33 судна (в рамках первого этапа), еще 18 проектов ждут своей очереди и пока не начаты. Таким образом, невозможным является завершение строительства всех заявленных судов ранее 2025 г., а необходимость строить дополнительные суда при незавершенном вводе в эксплуатацию части судов, планируемых к постройке в рамках первого этапа, может привести к существенным задержкам в реализации данных проектов и задержкам в развитии рыбоперерабатывающего комплекса.
Впрочем, с позицией ВАРПЭ по данному пункту не согласны в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ , президент – А.Осинцев), где указывают на отсутствие потерь федеральных средств от задержек строительства судов. Также в ассоциации подчеркивают, что водные биоресурсы, зарезервированные под инвестквоты до постройки и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, осваиваются в обычном режиме морского рыболовства, инвесторы получают их для освоения на следующий год после государственной регистрации объектов инвестиций. По этой причине риски неосвоения водных биоресурсов до постройки судов также отсутствуют. Кроме того, возможная задержка в строительстве может быть урегулирована решением о распределении части квот после ввода в эксплуатацию промысловых судов .
Руководитель Росрыболовства И.Шестаков в начале текущего месяца провел совещание по вопросу свободных мощностей на судостроительных верфях для строительства судов в рамках программы инвестквот, в котором приняли участие представители Минпромторга, руководство «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), директора и главные инженеры верфей и представители рыбопромышленных компаний, которые являются заказчиками строительства судов первого этапа программы. Из 105 заявленных к постройке судов, были сданы только восемь. Гендиректор ОСК А.Рахманов подтвердил, что корпорация готова к участию во втором этапе обновления флота, но не ранее 2024 г. (строительство 8-10 объектов). Кроме того, А.Рахманов заявил о необходимости увеличить сроки строительства судов – с 5 до 7 лет, и об увеличении стоимости строительства на втором этапе приблизительно на 30%.
В АСРФ также считают необоснованным предложение ВАРПЭ отложить аукционы на краба, указывая на то, что инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого краболовного судна обеспечены предоставляемым на следующий год после аукциона ресурсом на добычу.
Кроме того, в ВАПРЭ полагают избыточным наделение участников первого этапа программы дополнительно 4% ОДУ минтая и сельди, поскольку реальное наполнение долей квот существенного увеличилось из-за ресурсной базы. В АСРФ, в свою очередь, приводят обоснование увеличения на 4% ОДУ на инвестиционные цели первого этапа программы – при выделении 20% ОДУ на второй этап размер ОДУ первого этапа арифметически уменьшается, поэтому данная мера не увеличивает объем квот для инвесторов первой волны, а обеспечивает сохранение параметров отбора инвестиций.
В начале февраля Общественный совет при Росрыболовстве поддержал позицию ВАРПЭ и принял решение обратиться в Общественную палату РФ с просьбой о проведении общественных слушаний по законопроекту с участием Минсельхоза, Росрыболовства, других органов исполнительной власти и общественных объединений. Согласно консолидированной позиции общественного совета, законопроект не соответствует принятым в 2019 г. постановлениям Совета Федерации и Госдумы, когда правительству было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма распределения прав доступа к национальным водным биоресурсам, в отношении которых ведется квотирование. В феврале отрицательный отзыв на законопроект также дала комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре (возглавляемая Г.Зверевым).
На фоне обсуждения второго этапа программы инвестиционных квот рыбопромышленные холдинги оптимизируют портфель квот. В частности, «Океанрыбфлот» В.Пономарева и И.Евтушка передал права на вылов более 3,6 тыс. тонн трески в год в Беринговом море (Западно-Беринговоморская зона) приморской группе «Сигма Марин Технолоджи» (основной владелец – М.Петрушин). Ранее квоты принадлежали входящему в «Океанрыбфлот» АО «Алаид», которое в целом владело порядка 5,4% квот на треску в Западно-Беринговоморской зоне. Допустимый объем добычи на 2022 г. составлял более 3,6 тыс. тонн. Структурам группы «Сигма Марин Технолоджи» принадлежали квоты на вылов свыше 68 тыс. тонн минтая, 24 тыс. тонн скумбрии и 15,7 тыс. тонн сельди в год, а собственный флот компании включает свыше десяти судов. Исходя из того, что стандартный срок действия договоров на вылов составляет 2018-33 гг., стоимость приобретенного компанией ресурса оценивается в более чем 11 млрд рублей. В то же время реальная стоимость сделок с квотами, как правило, выше.
Треска в настоящее время рассматривается как один из наиболее доходных видов рыбы. Квоты могут быть необходимы «Сигма Марин Технолоджи» для загрузки производственных мощностей нового производительного судна. В свою очередь, для «Океанрыбфлота» проданная квота могла быть недостаточной для организации рентабельного промысла, поскольку холдинг занимается преимущественно траловым промыслом, а треска не является стабильным ресурсом, постоянно мигрируя в зону США. В Союзе рыбопромышленников Севера полагают, что до 2030 г. могут быть заключены новые сделки по продаже квот небольших и средних держателей, учитывая также снижение ОДУ на треску.
Между тем продолжается развитие рыбоводных заводов и рыбоперерабатывающих мощностей. Так, в Приморском крае ООО «Пфусунг» построило лососевый рыбоводный завод в поселке Моряк-Рыболов (Ольгинский район, на берегу реки Маргаритовка) в рамках режима СПВ. Новое предприятие специализируется на искусственном разведении и выращивании рыбной молоди, его мощность составляет 3 млн штук молоди кеты и симы за сезон (в равных пропорциях). В настоящее время в акваторию реки выпущено более 2 млн штук молоди лососевых рыб. Объем инвестиций составил 5,6 млн рублей. В качестве потенциальных покупателей рассматриваются крупные производственные и строительные компании, выполняющие компенсационные мероприятия в рамках реализации инвестпроектов.
В текущем году инвестор в ходе дальнейшего развития предприятия намерен приобрести инкубационные аппараты и биофильтры, создать лабораторию с комплектом высокоточного оборудования, закупить две рыбацкие лодки для работы на рыбоводном участке. Кроме того, компания рассчитывает в перспективе (2027-29 гг.) создать второй рыбоводный завод мощностью 6 млн штук молоди кеты и симы за сезон.
Также в Приморье компания – резидент СПВ «Корвет» (подконтрольна С.Дарькину, ПАО «НБАМР») намерена создать безотходный крабоперерабатывающий комплекс. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,8 млрд рублей. Запуск проекта намечен на 2025 г. Объем крабовых квот должен составить порядка 1,1 тыс. тонн – ранее «Корвет» приобрел квоты на вылов глубоководных крабов в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Приморской, Северо-Охотоморской подзонах (за 391,9 млн рублей). Судно для добычи глубоководных крабов в рамках проекта предполагается построить на верфи на западе страны – ООО «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске Ярославской области (группа компаний «Калашников»). Начать строительство судна предполагается в 2023 г.
При этом в текущем году на Дальнем Востоке прогнозируется худшая за 12 лет лососевая путина – с общим выловом 264 тыс. тонн красной рыбы. В частности, на Камчатке ожидается добыча 137 тыс. тонн, на Сахалине – 87 тыс. тонн, а в Хабаровском крае – 30 тыс. тонн. В то же время эксперты отмечают, что фактический вылов все же может быть выше прогнозных значений. Директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (ВНИРО) К.Колончин допускает, что оптимистичный прогноз на 30% выше указанных значений (более 300 тыс. тонн). Тем временем экологи на Сахалине по-прежнему обеспокоены падением уловов горбуши в наиболее крупных нерестовых реках – Тымь, Поронай, Найба, Лютога (порядка 10 млн кв. м нерестилищ, свыше 40% нерестового потенциала Сахалина). Рыба перестала встречаться в реках, впадающих в озеро Невское (Рукутама, Оленья, Длинная, Голяная).
В 2021 г. полный запрет на вылов горбуши действовал для заливов Анива и Терпения. В региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» (руководитель – Д.Лисицын) недовольны тем, что сахалинское агентство по рыболовству (глава – И.Радченко) ограничивает доступ экологов на совещания, посвященные вопросу разработки стратегии промысла тихоокеанских лососей в Сахалинской области. По их мнению, причиной сокращения популяции горбуши является отсутствие комплексных оценок эффективности работы лососевых рыбоводных заводов в регионе, их строительство преимущественно в южной части острова, в то время как вылов горбуши сместился на север.
В правительстве выражают обеспокоенность по поводу сохраняющегося отставания Дальневосточного ФО по социального-экономическим показателям от большинства федеральных округов страны. В целях борьбы с продолжающимся оттоком населения и сокращением продолжительности жизни предполагается расширять действующие социальные программы, повышать качество социального обслуживания и здравоохранения. Кроме того, проблемным вопросом остается высокая стоимость жизни в дальневосточных регионах, в том числе в связи со значительными транспортными расходами.
Регион | Индекс |
Российская Федерация | 108,4 |
Сибирский федеральный округ | 109,1 |
Иркутская область | 108,9 |
Дальневосточный федеральный округ | 107,2 |
Забайкальский край | 109,4 |
Республика Бурятия | 109,4 |
Магаданская область | 108,6 |
Еврейская авт. область | 108,5 |
Приморский край | 107,4 |
Камчатский край | 106,7 |
Амурская область | 106,3 |
Сахалинская область | 106,2 |
Республика Саха (Якутия) | 106,2 |
Хабаровский край | 106,2 |
Чукотский авт. округ | 105,8 |
Регион | Индекс | |
Российская Федерация | 112,1 | |
Сибирский федеральный округ | 114,2 | |
Иркутская область | 115,5 | |
Дальневосточный федеральный округ | 112,0 | |
Камчатский край | 118,5 | |
Хабаровский край | 115,8 | |
Амурская область | 114,5 | |
Приморский край | 114,0 | |
Республика Бурятия | 112,8 | |
Забайкальский край | 111,2 | |
Еврейская авт. область | 109,6 | |
Республика Саха (Якутия) | 108,7 | |
Сахалинская область | 107,5 | |
Чукотский авт. округ | 105,6 | |
Магаданская область | 99,3 | |
Регион | Индекс | |
Российская Федерация | 4,3 | |
Сибирский федеральный округ | 5,0 | |
Иркутская область | 5,1 | |
Дальневосточный федеральный округ | 5,5 | |
Забайкальский край | 9,1 | |
Республика Бурятия | 8,9 | |
Республика Саха (Якутия) | 7,1 | |
Еврейская авт. область | 5,8 | |
Сахалинская область | 5,0 | |
Амурская область | 4,6 | |
Магаданская область | 4,2 | |
Приморский край | 4,1 | |
Камчатский край | 3,4 | |
Чукотский авт. округ | 3,0 | |
Хабаровский край | 2,8 | |
На правительственном уровне предлагается вводить дополнительные меры поддержки туристической отрасли на Дальнем Востоке, направленные на увеличение туристического потока, создание инфраструктуры и привлечение инвесторов для реализации новых проектов. Между тем отдельные регионы сообщают о постепенном восстановлении турпотока и выходе на допандемийный уровень.
В январе текущего года глава Минвостокразвития Алексей Чекунков анонсировал новые меры поддержки туристической отрасли Дальнего Востока – увеличение кэшбэка на туры по дальневосточным территориям с 20 до 40 тыс. рублей. Очередной этап программы «Туристический кэшбэк» начался с 18 января (продажи продлятся до 12 апреля)[1].
На Дальневосточном ФО также планируется создать Единую круизную компанию для формирования нового туристического потока. Согласно утвержденной главой правительства Михаилом Мишустиным концепции развития круизного туризма в РФ до 2024 г., международная круизная сеть должна быть расширена на территорию Арктики и Дальнего Востока, где предполагается создать новые экскурсионные программы с посещением природных территорий. Кроме того, Минвостокразвития намерено поддержать создание путеводителя для туристов по объектам ТОР и СПВ на Дальнем Востоке, инициированного общественным советом при министерстве.
В текущем году первые зимние чартерные перелеты начнут совершаться в Бурятию и Сахалинскую область в феврале (с 12 и 25 февраля соответственно). В рамках чартерных программ туроператора «TUI Россия» туристам предлагаются пакетные туры. Тур в Бурятию включает ознакомление с основными достопримечательностями республики и посещение Байкала, а тур на Сахалин – отдых на горнолыжном курорте «Горный воздух», подледную рыбалку, посещение острова Итуруп.
Следует отметить, что в феврале текущего года в рамках ТОР «Горный воздух» была введена первая очередь апарт-отеля из коттеджей-шале «Сахалин Шале», выполненного в стиле альпийской деревни. В настоящее время в отеле могут разместиться 90 гостей (семь коттеджей, три на два номера площадью 200 кв. м каждый и четыре коттеджа на шесть номеров меньшей площади). В полной мере проект должен быть реализован в четвертом квартале 2024 г. Тогда должны быть достроены еще 16 домов, открыты все 83 номера, а также ресторан на 100 мест и игровая комната для детей. На территории комплекса будут размещены игровая площадка и зона барбекю. После запуска двух очередей в отеле смогут разместиться до 200 человек. Объем инвестиций в проект составил 803,5 млн рублей, к концу 2024 г. он должен составить до 900 млн рублей. В конце января текущего года вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил сахалинскому правительству проработать синхронизацию планов по строительству гостиниц инвесторами с развитием необходимой туристической и обеспечивающей инфраструктуры.
При этом сохраняются противоречия по поводу возможного нанесения вреда экологии вследствие реализации проектов в рамках «Горного воздуха». В декабре минувшего года Сахалинский областной суд запретил вырубку деревьев на участке в 85 га в месте произрастания краснокнижных растений в Долине туристов по иску, поданному в 2020 г.[2] общественной организацией «Эковахта Сахалина». Активисты указывали на то, что в Долине туристов в бассейне реки Еланька произрастают порядка пяти тыс. экземпляров редкого вида растений – кардиокринума сердцевидного (лилия Глена), занесенного в Красную книгу России. При этом на данной территории строятся дороги, подстанции и кабельные линии туристического комплекса «Горный воздух» и предполагается возвести элитный жилой комплекс «Горная деревня».
Лидером по туристическому потоку на Дальнем Востоке остается Приморье. В минувшем году край посетили 2,3 млн туристов, что в 2,5 раза превышает показатель 2020 г. В феврале был презентован проект по созданию горнолыжного курорта на базе краевой школы олимпийского резерва «Белая гора» в Арсеньеве. Проект предусматривает объединение краевой горнолыжной базы и базы «Салют», расположенной у подножья горы Обзорная, в единый горнолыжный курорт. Первая часть проекта предполагает строительство почти 11 километров горнолыжных трасс (к 2025 г.), вторая – 29 километров. Проект также включает строительство гостиницы, подъемников и парковки.
Что касается интегрированного развлекательного курорта (ИРК) «Приморье» (бухта Муравьиная), то к настоящему времени объем инвестиций по заключенным соглашениям составляет 75,3 млрд рублей. На стадии реализации находятся семь гостиничных комплексов и казино. Так, в минувшем году возобновила строительные работы гостинично-развлекательного комплекса Naga Vladivostok камбоджийская компания Naga Corp Ltd. В текущем году в рамках режима СПВ компания ООО «Азия-инвест групп»[3] получила в субаренду земельный участок общей площадью 2,7 га на территории ИРК «Приморье» под создание гостинично-развлекательного комплекса. Строительство объекта предполагается начать летом текущего года. Ввод отеля в эксплуатацию намечен на 2025 г. Объем инвестиций должен составить 1,7 млрд рублей.
Приангарье к концу сентября 2021 г. посетили 1,1 млн туристов (показатель, сопоставимый с допандемийным уровнем). Корпорация «Туризм.РФ» в конце минувшего года заявила о поддержке строительства шести гостиниц в Иркутской области, общий объем номерного фонда которых составит 1,125 тыс. номеров. Туристический поток в новые объекты планируется на уровне 303 тыс. человек. Хотя конкретные проекты пока не были названы, в качестве перспективных территорий для строительства отелей рассматриваются Иркутск и прилегающие к Байкалу районы – Иркутский, Слюдянский и Ольхонский. Стоит напомнить, что Иркутская область стала одним из первых регионов РФ, заключивших соглашение о сотрудничестве с корпорацией «Туризм.РФ» - оно было подписано в июле 2021 г. К 2024 г. в регионе рассчитывают достичь показателя внутреннего туристического потока в 3 млн человек (в 2020 г. – 938 тыс. человек).
Корпорация «Туризм.РФ» приступила к разработке единого мастер-плана, охватывающего природную территорию на Байкале в 385,4 тыс. кв. м. Она включает остров Ольхон, Тункинскую долину, территории «Иркутск – Тальцы», «Байкал – Выдрино» и «Турка – Горячинск». Общая потребность в номерном фонде на данных территориях оценивается в порядка 40 тыс. номеров. Проект по развитию Байкальской территории предполагается реализовать в 2021-35 гг. Между тем в министерстве туризма Бурятии (министр – Алдар Доржиев) предлагают совместно (Бурятия и Иркутская область) развивать единую прибайкальскую территорию с тремя кластерами – Северный Байкал, Южный Байкал и Восточный Байкал.
Власти Приангарья ведут работу по созданию отдельной региональной программы по развитию туризма на 2022-26 гг. В Иркутской области на сегодняшний день одним из основных туристических проектов в городах является проект по развитию туристической привлекательности территории областного центра – «Иркутск – город на Ангаре, дочери Байкала». В рамках него в городе предполагается провести комплексную реновацию, создать современные туристические пространства. В перспективе возможно распространение проекта на другие расположенные на Ангаре населенные пункты (Ангарск, Братск, Свирск, Усолье-Сибирское). Также при участии компании En+ в Иркутске реализуется проект по комплексному развитию правого берега Ангары (более 35 км маршрута), в рамках которого планируется создать порядка 30 инфраструктурных объектов.
Ряд проектов должен быть реализован благодаря инфраструктурным кредитам из федерального бюджета. Правительство в сентябре прошлого года одобрило заявку Иркутской области на получение бюджетного кредита в 8,65 млрд рублей на реализацию семи инфраструктурных проектов. Средства предполагается в том числе направить на создание туристической инфраструктуры в Байкальске и в Иркутске в рамках проекта по реновации исторического центра «Иркутские кварталы».
Также о росте турпотока относительно периода до пандемии заявили в Камчатском крае – регион посетило в минувшем году порядка 250 тыс. туристов. В том числе туристический поток в Долину гейзеров вырос на 60% относительно 2020 г. (природную достопримечательность в минувшем году посетили 8 тыс. человек, что стало рекордным показателем). Высокие показатели были достигнуты, несмотря на авиакатастрофу в августе с крушением вертолета Ми-8 с туристами на борту на территории Кроноцкого заповедника, после чего выполнять коммерческие полеты было запрещено основному камчатскому перевозчику в данной сфере – компании «Витязь-Аэро»[4], которой принадлежало потерпевшее крушение воздушное судно. На минувшей неделе Росавиация сняла наложенные на «Витязь-Аэро» ограничения на основании отчета компании об устранении выявленных несоответствий.
На текущий год в Камчатском крае намечены проектирование дороги к Халактырскому пляжу, начало строительства дороги к вулканам Вилючинский, Горелый и Мутновский. Следует отметить, что в 2021 г. завершилось строительство асфальтовой дороги до села Мильково, вблизи которого располагаются термальные источники, места для спортивной рыбалки и сплавов по рекам.
Тем временем к разработке туристического кода Магадана приступили в Магаданской области в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Проект предполагается реализовать совместно с корпорацией «Туризм.РФ». В центре Магадана будет размещена распланированная территория с достопримечательностями и туристическими объектами. Одним из крупных объектов должна стать гостиница на 120 номеров в районе бухты Нагаева. В Магадане также началось проектирование четырехзвездочной гостиницы на 120 номеров возле парка «Маяк». Проектом займутся архитектурное бюро Blank Architects и партнерская компания Clancy Engineering.
[1] Совершать поездки возможно до 30 апреля.
[2] Ответчик оспорил решение суда по первом иску, апелляция была подана в мае 2021 г., она удовлетворена в полном объеме. Администрации Южно-Сахалинска запрещено выдавать разрешение на вырубку.
[3] г. Владивосток, учредители – гендиректор владивостокской рыболовной компании ООО «Приморское побережье» Сергей Пягай (50%), Александр Ким (45%) и гендиректор ООО «Глонасс-техносервис» (Москва) Максим Ларичев (5%).
[4] Основной владелец – бывший депутат камчатского парламента Игорь Редькин, в число учредителей также входят сенатор от региона Валерий Пономарев, депутат краевого Заксобрания Игорь Евтушок.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.