Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – рыбная промышленность
Поделиться

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – состояние и перспективы рыбной отрасли ДФО

Крупные игроки отрасли готовятся к второму этапу реализации программы распределения инвестиционных квот. Тем не менее, законодательная основа для второго этапа пока находится в процессе обсуждения, поскольку в отраслевом сообществе развивается дискуссия по поводу предложенного Минсельхозом и Росрыболовством законопроекта. Малые и средние предприятия между тем опасаются утраты квот и вытеснения с рынка. Рыбопромышленники рассчитывают на сохранение мер государственной поддержки перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в западном направлении.

Доброфлот

Рыбопромышленники в минувшем году на фоне ограничения поставок продукции в Китай зафиксировали рост поставок рыбы (минтая) по железной дороге из ДФО в другие регионы страны, на что повлияли предложенные государством меры поддержки. По мнению рыбопромышленников, для снижения розничных цен должны компенсироваться затраты на доставку всех видов рыбы, включая консервы. Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС), объединяющая операторов рефрижераторных контейнеров, направила обращение главе Минсельхоза Д.Патрушеву и главе Росрыболовства И.Шестакову с просьбой рассмотреть возможность введения субсидирования перевозок камбалы и сельди железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в центральные регионы (по той же схеме, что и перевозки минтая). При этом Росрыболовство уже в конце 2021 г. направляло в Минсельхоз проект расширения перечня рыбной продукции по льготным тарифам, предлагая сделать механизм бессрочным (субсидии продлены до 31 декабря 2022 г.).

По данным ОАО «РЖД», компенсация перевозки минтая, введенная в 2021 г. на фоне ограничения импорта российской рыбы властями КНР, позволила перевезти из Приморского края 680 тыс. тонн рыбопродукции, что на 37,3% больше, чем в 2020 г. (рекордный показатель за все время работы «РЖД»). При этом перевозка в контейнерах составила 433,6 тыс. тонн (рост на 34,8%), в рефрижераторных вагонах – 246 тыс. тонн (рост на 42%). Основная масса рыбной продукции была отгружена в адрес грузополучателей Московской области (282 тыс. тонн), Урала (128,3 тыс. тонн) и Сибири (92,6 тыс. тонн). Экспортные отправки рыбы и морепродуктов с железнодорожных станций Приморья в Китай составили 90,8 тыс. тонн. Напомним, что ограничения для российской рыбы в китайских портах Далянь и Циндао были сняты в январе 2022 г. – транспортный рефрижератор сахалинского холдинга «Гидрострой» доставил более 7 тыс. тонн продукции.

В АСОРПС рассчитывают, что субсидирование перевозки камбалы и сельди позволит снизить розничную стоимость продукции. Компенсация 100% тарифа по маршруту «Москва – Владивосток» составляет порядка 220 тыс. рублей с НДС за один сорокафутовый рефрижераторный контейнер. В настоящее время стоимость поставки несубсидируемой рыбы с Дальнего Востока в центр страны по железной дороге составляет порядка 20 рублей за 1 кг, а с учетом компенсации стоимость может снизиться примерно на 40% - до 13-14 рублей за 1 кг. Затраты на транспортировку в конечной стоимости рыбы в настоящее время составляют 7-10%.

В Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморского края (глава – Г.Мартынов) полагают, что субсидирование перевозок может частично снизить для потребителей возможный рост цен на рыбу после проведения второго этапа распределения инвестиционных квот, когда для рыбопромышленников будет увеличена плата за вылов водных биоресурсов. Инициативу также поддержали в Русской рыбопромышленной компании (РРПК), где полагают, что необходимо субсидировать доставку всей промысловой рыбы, а в ГК «Доброфлот» считают целесообразным компенсировать доставку рыбных консервов, с учетом роста стоимости транспортных затрат. В то же время в Рыбном союзе (председатель – А.Панин), напротив, полагают, что необходимо субсидировать только дешевые виды рыбы, поскольку в процентном отношении вклад перевозки выше именно для недорогих видов. В частности, для иваси стоимость перевозки составляет 65% от стоимости сырья (стоимость рыбы на Дальнем Востоке – 40 рублей за 1 кг, стоимость перевозки – 26 рублей за 1 кг).

Следует отметить, что добытчики минтая оценили потери из-за закрытия портов КНР на срок более чем в год (с октября 2020 г.) в 400 млн долларов США (по оценке Ассоциации добытчиков минтая). Поставки рыбной продукции из РФ в КНР по итогам 2021 г. сократились на 67%. В целом на Дальнем Востоке в 2021 г. было добыто 3,5 млн тонн водных биоресурсов, из которых минтай составил 1,7 млн тонн (почти 49%). При этом ранее на Китай приходилось порядка 60% российского экспорта минтая.

В 2021 г. минтай поставлялся в КНР российскими экспортерами только в рефконтейнерах с перевалкой во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском (либо со складов в южнокорейском Пусане). Южная Корея в январе-ноябре 2021 г. стала основным покупателем российского минтая. При этом цены на минтай в минувшем году держались на низком уровне, а рыбопромышленники несли дополнительные затраты на отправку рыбы в контейнерах – на выгрузку в порту, хранение, дезинфекцию продукции и упаковки, помещение в контейнеры и отправку. В то же время за год ограничений в РФ увеличилось производство готовой продукции – филе минтая и рыбного фарша. Производство филе, фарша и сурими в 2021 г. выросло в 1,5 раза, составив 150 тыс. тонн.

Следует отметить, что к 15 февраля 2022 г. объем вылова минтая в Дальневосточном бассейне вырос на 32% относительно уровня аналогичного периода прошлого года – до 341 тыс. тонн. Наибольший объем был добыт в Камчатско-Курильской и Западно-Курильской подзонах (250 тыс. тонн). Что касается других видов ресурсов, то вылов тихоокеанской сельди составил 57,3 тыс. тонн, трески – 20,5 тыс. тонн. В портах Приморья загрузка холодильников составляет 61%, в центральные регионы страны по железной дороге было направлено 14,6 тыс. тонн рыбной продукции (стоимость доставки составляет 17-19 рублей за килограмм).

В 2023 г. предполагается провести второй этап программы распределения инвестиционных квот – изъять и распределить на аукционах 20% от общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на строительство инвесторами новых судов и заводов по рыбопереработке. Соответствующий законопроект был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко. Объем инвестиционных квот второго этапа предполагается распределить в равном соотношении - 10% для строительства рыбоперерабатывающих комплексов и 10% для судов рыбопромыслового флота.

В законопроект включены положения по реализации на аукционах права на добычу 20% ОДУ минтая и сельди, 50% общих допустимых уловов крабов и 100% тихоокеанских моллюсков (морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов). Закрепление квот под инвестиции намечено на 2024 г. Компании, участвовавшие в первом этапе распределения инвестквот, получат 4% общих допустимых уловов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в качестве компенсации. Доход федерального бюджета от участия предприятий в аукционах оценивается в 200 млрд рублей. В обновление производственных фондов должно быть вложено не менее 300 млрд рублей.

При этом в отрасли существуют определенные опасения относительно второго этапа программы. Добытчики рыбы и морепродуктов обратились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР, председатель М.Шмаков), сообщив о рисках предстоящего распределения квот. Малые и средние компании («Санди», «Рыболовецкая артель им. 50 лет Октября», «Иня», «Альбакор», «Литораль», «Натали», «Посейдон», «Владимирово» «Голубая звезда», «Союзокеан», «Лагуна», «Север», «Островной краб») опасаются изъятия квот у действующих пользователей и монополизации рынка. Они просили ФНПР вынести вопрос на обсуждение российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отмечается, в частности, небольшой временной период, прошедший со времени предыдущего изъятия - 20% ОДУ минтая и сельди в инвестиционных целях было разыграно на аукционах в 2017 г., 50% краба – в 2019 г. Оставшаяся часть пока распределена по историческому принципу. Компании заявляют, что не располагают средствами для участия в аукционах, а лишение их квот подорвет производственную базу. В ФНПР намерены рассмотреть вопрос совместно с профильным Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства (РПРРХ) в целях выявления степени влияния реформы на социально-трудовые отношения.

В свою очередь президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев отмечает, что к малым и средним предприятиям относится более 80% добытчиков минтая и сельди, а в добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга задействованы 84 таких предприятия. По расчетам ассоциации, все они потеряют значительную часть доходов, а 62 предприятия (добывающие в целом 25 тыс. тонн моллюсков и иглокожих) могут прекратить деятельность. Также небольшие предприятия не смогут участвовать в аукционах на крабов и моллюсков, поскольку квоты продаются большими лотами (в 2019 г. средняя начальная стоимость лота составила 3 млрд рублей) и приобретаются крупным бизнесом.

Следует отметить, что производство моллюсков в настоящее время развивается в Приморском крае. В 2021 г. приморские предприятия увеличили производство товарной аквакультуры по сравнению с 2020 г. на 15%, до 56,8 тыс. тонн – в том числе 32,8 тыс. тонн моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и иглокожих (трепанги, морские ежи). Значительный рост был зафиксирован в производстве устриц – за два года (2020-21 гг.) оно увеличилось на 84%, до 4,2 тыс. тонн. Разведением аквакультуры в регионе занимаются 114 предприятий, за которыми закреплено 327 рыбоводных участков.

В ВАРПЭ полагают, что в текущем виде законопроект является недоработанным. В частности, в ассоциации считают необходимым перенос начала строительства флота в рамках второго этапа программы на 2026 г., проведение аукционов на продажу 50% крабовых квот после окончания срока действия квотных договоров, заключенных с предприятиями в 2018 г. (то есть в 2035 г.) и отказ от идеи выставления на торги 100% квот на добычу гребешка, морских ежей, трепанга и трубача. Необходимость переноса аукционов на крабовые квоты обусловлена тем, что главным источником инвестиций предприятий, которые являются заказчиками строительства порядка 40 судов-краболовов, являются доли квот, закрепленные за ними ранее по историческому принципу до 2035 г. Распределение их на аукционах, по мнению ВАРПЭ, может поставить под угрозу обязательства предприятий по строительству судов первого этапа программы.

Что касается переноса сроков строительства судов, то в настоящее время в стадии строительства на шести российских верфях находятся 33 судна (в рамках первого этапа), еще 18 проектов ждут своей очереди и пока не начаты. Таким образом, невозможным является завершение строительства всех заявленных судов ранее 2025 г., а необходимость строить дополнительные суда при незавершенном вводе в эксплуатацию части судов, планируемых к постройке в рамках первого этапа, может привести к существенным задержкам в реализации данных проектов и задержкам в развитии рыбоперерабатывающего комплекса.

Впрочем, с позицией ВАРПЭ по данному пункту не согласны в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ , президент – А.Осинцев), где указывают на отсутствие потерь федеральных средств от задержек строительства судов. Также в ассоциации подчеркивают, что водные биоресурсы, зарезервированные под инвестквоты до постройки и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, осваиваются в обычном режиме морского рыболовства, инвесторы получают их для освоения на следующий год после государственной регистрации объектов инвестиций. По этой причине риски неосвоения водных биоресурсов до постройки судов также отсутствуют. Кроме того, возможная задержка в строительстве может быть урегулирована решением о распределении части квот после ввода в эксплуатацию промысловых судов .

Руководитель Росрыболовства И.Шестаков в начале текущего месяца провел совещание по вопросу свободных мощностей на судостроительных верфях для строительства судов в рамках программы инвестквот, в котором приняли участие представители Минпромторга, руководство «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), директора и главные инженеры верфей и представители рыбопромышленных компаний, которые являются заказчиками строительства судов первого этапа программы. Из 105 заявленных к постройке судов, были сданы только восемь. Гендиректор ОСК А.Рахманов подтвердил, что корпорация готова к участию во втором этапе обновления флота, но не ранее 2024 г. (строительство 8-10 объектов). Кроме того, А.Рахманов заявил о необходимости увеличить сроки строительства судов – с 5 до 7 лет, и об увеличении стоимости строительства на втором этапе приблизительно на 30%.

В АСРФ также считают необоснованным предложение ВАРПЭ отложить аукционы на краба, указывая на то, что инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого краболовного судна обеспечены предоставляемым на следующий год после аукциона ресурсом на добычу.

Кроме того, в ВАПРЭ полагают избыточным наделение участников первого этапа программы дополнительно 4% ОДУ минтая и сельди, поскольку реальное наполнение долей квот существенного увеличилось из-за ресурсной базы. В АСРФ, в свою очередь, приводят обоснование увеличения на 4% ОДУ на инвестиционные цели первого этапа программы – при выделении 20% ОДУ на второй этап размер ОДУ первого этапа арифметически уменьшается, поэтому данная мера не увеличивает объем квот для инвесторов первой волны, а обеспечивает сохранение параметров отбора инвестиций.

В начале февраля Общественный совет при Росрыболовстве поддержал позицию ВАРПЭ и принял решение обратиться в Общественную палату РФ с просьбой о проведении общественных слушаний по законопроекту с участием Минсельхоза, Росрыболовства, других органов исполнительной власти и общественных объединений. Согласно консолидированной позиции общественного совета, законопроект не соответствует принятым в 2019 г. постановлениям Совета Федерации и Госдумы, когда правительству было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма распределения прав доступа к национальным водным биоресурсам, в отношении которых ведется квотирование. В феврале отрицательный отзыв на законопроект также дала комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре (возглавляемая Г.Зверевым).

На фоне обсуждения второго этапа программы инвестиционных квот рыбопромышленные холдинги оптимизируют портфель квот. В частности, «Океанрыбфлот» В.Пономарева и И.Евтушка передал права на вылов более 3,6 тыс. тонн трески в год в Беринговом море (Западно-Беринговоморская зона) приморской группе «Сигма Марин Технолоджи» (основной владелец – М.Петрушин). Ранее квоты принадлежали входящему в «Океанрыбфлот» АО «Алаид», которое в целом владело порядка 5,4% квот на треску в Западно-Беринговоморской зоне. Допустимый объем добычи на 2022 г. составлял более 3,6 тыс. тонн. Структурам группы «Сигма Марин Технолоджи» принадлежали квоты на вылов свыше 68 тыс. тонн минтая, 24 тыс. тонн скумбрии и 15,7 тыс. тонн сельди в год, а собственный флот компании включает свыше десяти судов. Исходя из того, что стандартный срок действия договоров на вылов составляет 2018-33 гг., стоимость приобретенного компанией ресурса оценивается в более чем 11 млрд рублей. В то же время реальная стоимость сделок с квотами, как правило, выше.

Треска в настоящее время рассматривается как один из наиболее доходных видов рыбы. Квоты могут быть необходимы «Сигма Марин Технолоджи» для загрузки производственных мощностей нового производительного судна. В свою очередь, для «Океанрыбфлота» проданная квота могла быть недостаточной для организации рентабельного промысла, поскольку холдинг занимается преимущественно траловым промыслом, а треска не является стабильным ресурсом, постоянно мигрируя в зону США. В Союзе рыбопромышленников Севера полагают, что до 2030 г. могут быть заключены новые сделки по продаже квот небольших и средних держателей, учитывая также снижение ОДУ на треску.

Между тем продолжается развитие рыбоводных заводов и рыбоперерабатывающих мощностей. Так, в Приморском крае ООО «Пфусунг» построило лососевый рыбоводный завод в поселке Моряк-Рыболов (Ольгинский район, на берегу реки Маргаритовка) в рамках режима СПВ. Новое предприятие специализируется на искусственном разведении и выращивании рыбной молоди, его мощность составляет 3 млн штук молоди кеты и симы за сезон (в равных пропорциях). В настоящее время в акваторию реки выпущено более 2 млн штук молоди лососевых рыб. Объем инвестиций составил 5,6 млн рублей. В качестве потенциальных покупателей рассматриваются крупные производственные и строительные компании, выполняющие компенсационные мероприятия в рамках реализации инвестпроектов.

В текущем году инвестор в ходе дальнейшего развития предприятия намерен приобрести инкубационные аппараты и биофильтры, создать лабораторию с комплектом высокоточного оборудования, закупить две рыбацкие лодки для работы на рыбоводном участке. Кроме того, компания рассчитывает в перспективе (2027-29 гг.) создать второй рыбоводный завод мощностью 6 млн штук молоди кеты и симы за сезон.

Также в Приморье компания – резидент СПВ «Корвет» (подконтрольна С.Дарькину, ПАО «НБАМР») намерена создать безотходный крабоперерабатывающий комплекс. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,8 млрд рублей. Запуск проекта намечен на 2025 г. Объем крабовых квот должен составить порядка 1,1 тыс. тонн – ранее «Корвет» приобрел квоты на вылов глубоководных крабов в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Приморской, Северо-Охотоморской подзонах (за 391,9 млн рублей). Судно для добычи глубоководных крабов в рамках проекта предполагается построить на верфи на западе страны – ООО «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске Ярославской области (группа компаний «Калашников»). Начать строительство судна предполагается в 2023 г.

При этом в текущем году на Дальнем Востоке прогнозируется худшая за 12 лет лососевая путина – с общим выловом 264 тыс. тонн красной рыбы. В частности, на Камчатке ожидается добыча 137 тыс. тонн, на Сахалине – 87 тыс. тонн, а в Хабаровском крае – 30 тыс. тонн. В то же время эксперты отмечают, что фактический вылов все же может быть выше прогнозных значений. Директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (ВНИРО) К.Колончин допускает, что оптимистичный прогноз на 30% выше указанных значений (более 300 тыс. тонн). Тем временем экологи на Сахалине по-прежнему обеспокоены падением уловов горбуши в наиболее крупных нерестовых реках – Тымь, Поронай, Найба, Лютога (порядка 10 млн кв. м нерестилищ, свыше 40% нерестового потенциала Сахалина). Рыба перестала встречаться в реках, впадающих в озеро Невское (Рукутама, Оленья, Длинная, Голяная).

В 2021 г. полный запрет на вылов горбуши действовал для заливов Анива и Терпения. В региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» (руководитель – Д.Лисицын) недовольны тем, что сахалинское агентство по рыболовству (глава – И.Радченко) ограничивает доступ экологов на совещания, посвященные вопросу разработки стратегии промысла тихоокеанских лососей в Сахалинской области. По их мнению, причиной сокращения популяции горбуши является отсутствие комплексных оценок эффективности работы лососевых рыбоводных заводов в регионе, их строительство преимущественно в южной части острова, в то время как вылов горбуши сместился на север.

Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов