Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – социальная сфера ДФО
Поделиться

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – тенденции и актуальное состояние социальной сферы Дальнем Востоке.

В правительстве выражают обеспокоенность по поводу сохраняющегося отставания Дальневосточного ФО по социального-экономическим показателям от большинства федеральных округов страны. В целях борьбы с продолжающимся оттоком населения и сокращением продолжительности жизни предполагается расширять действующие социальные программы, повышать качество социального обслуживания и здравоохранения. Кроме того, проблемным вопросом остается высокая стоимость жизни в дальневосточных регионах, в том числе в связи со значительными транспортными расходами.

пресс-служба правительства Республики Саха (Якутия)

В минувшем году в регионах Дальнего Востока сохранялись основные проблемы в социальной сфере. В Счетной палате РФ указывают на то, что значительный отток населения из дальневосточных регионов обусловлен низким уровнем зарплаты в части субъектов и высокими ценами. В частности, отмечается, что хотя уровень зарплат в Приморском и Хабаровском краях соответствует среднероссийскому уровню, высокий уровень цен и удаленность от центральных регионов не позволяют данным субъектам конкурировать с центральной частью страны.

Следует отметить, что, по данным Росстата, наиболее высокая стоимость жизни среди населенных пунктов РФ была зарегистрирована в ДФО - в г. Анадыре Чукотского АО, где установленный набор из 264 видов потребительских товаров и услуг стоит на 57% дороже по сравнению со среднероссийским значением (город в пятый раз признается Росстатом наиболее дорогим). Традиционно в число наиболее дорогих по стоимости проживания также входят населенные пункты в Камчатском крае и Якутии (после Анадыря следуют поселок Зырянка и город Мирный в Якутии, Палана и Петропавловск-Камчатский на Камчатке, Усть-Нера в Якутии).

При этом в конце минувшего года (декабрь) в ряде регионов ДФО, по данным Росстата, темпы роста потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1) превысили среднероссийский показатель (+8,4%) – в Забайкальском крае (+9,4%), Бурятии (+9,4%), Еврейской АО (+8,5%) и Магаданской области (+8,6%). На Колыме в ноябре 2021 г. даже было зафиксировано снижение среднемесячной заработной платы работников организаций – на 0,7% (Таблица 2).

Дальневосточный ФО также отличается высоким уровнем безработицы (Таблица 3), превосходящим средний по стране (более высоким уровнем отличается только Северо-Кавказский ФО). Наиболее сложная ситуация сохраняется в Забайкальском крае и Бурятии – 9,1% и 8,9% от численности рабочей силы в октябре-декабре 2021 г. соответственно. Более высокий, чем в среднем по РФ, уровень безработицы фиксируется также в Якутии, Еврейской АО, Сахалинской и Амурской областях.
Кроме того, Минтруд зафиксировал на Дальнем Востоке высокий уровень смертности и отток постоянного населения в другие регионы, наиболее низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни среди федеральных округов страны. Первый заместитель главы ведомства Ольга Баталина отметила, что в ДФО ожидаемая продолжительность жизни при рождении сократилась с 70,2 лет в 2019 г. до 69,2 лет в 2020 г. (в среднем по стране в 2020 г. она составляла 71,5 года). За девять месяцев 2021 г. ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке составляла 67,95 года при среднероссийском показателе 70,29 года. В 2020 г. естественная убыль населения в ДФО увеличилась в 2,5 раза. Уровень миграционной убыли на Дальнем Востоке является самым высоким среди федеральных округов.

На федеральном уровне обсуждается расширение существующих мер социальной поддержки и развития социальной инфраструктуры. Так, для развития северных территорий предполагается использовать средства специального фонда. В начале текущего года в Минвостокразвития были подготовлены правила наполнения фонда развития Арктической зоны РФ. Проект постановления проходит этап общественных обсуждений и независимую антикоррупционную экспертизу. Он предполагает введение механизма перераспределения в пользу арктических регионов части доходов, поступающих в федеральный бюджет от реализации в Арктике инвестиционных проектов. Аккумулируемые средства предлагается направлять на решение социально-экономических задач в арктическом макрорегионе – в том числе на расселение аварийного жилья и строительство социальной инфраструктуры.

Планируется, что федеральный центр будет выделять арктическим регионам бюджетные ассигнования, исходя из объема налоговых и иных поступлений от реализации арктических проектов (налога на прибыль, акцизов на легковые автомобили и мотоциклы, импортных пошлин). Зачислению в фонд будут подлежать суммы, уплаченные в федеральный бюджет резидентами Арктической зоны, получившими такой статус после 1 января 2020 г. Арктическая зона к настоящему времени насчитывает 290 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 333 млрд рублей. Тем не менее, в силу небольшого объема поступлений от данных источников, не менее 1 млрд рублей бюджетных ассигнований фонду будет выделяться из других средств.

С помощью таких мер предполагается увеличить показатели социального развития арктических территорий до уровня не ниже средних по стране. В рамках предлагаемой системы финансового обеспечения мероприятий Минвостокразвития также разработало проект правил предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение – для софинансирования расходов регионов на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Арктики.
Региональные правительства займутся подготовкой планов таких мероприятий, которые будут отражать потребность в софинансировании со стороны федерального центра. Планы должны быть одобрены на заседаниях президиума государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Эффективность расходования средств предполагается оценивать, исходя из количества заявленных в планах реализованных мероприятий. В случае низкой эффективности полученные из федерального бюджета средства должны быть возвращены, если только их неисполнение не связано с обстоятельствами непреодолимой силы (ЧС или банкротство организаций, деятельность которых влияла на исполнение обязательств).

Одним из основных инструментов предотвращения миграционного оттока населения остается программа по обеспечению доступным жильем с помощью льготной ипотеки. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в рамках реализации программы «Дальневосточная ипотека» к 19 января 2022 г. было подано 125 тыс. заявок, выдано около 33 тыс. кредитов более чем на 128 млрд рублей. Наибольшее количество кредитов выдано в Приморском крае - 9,5 тыс. кредитов на 40 млрд рублей, в Якутии – свыше 6,5 тыс. кредитов на 27,5 млрд рублей, в Хабаровском крае, где было выдано более 4,6 тыс. кредитов на 18,5 млрд рублей.

К концу января на получение дальневосточной ипотеки в моногородах (выдается с октября прошлого года) было выдано 484 кредита на сумму 1,35 млрд рублей. Лидерами по реализации программы «Дальневосточной ипотеки» в моногородах являются Якутия, Приморский край и Амурская область. В первую пятерку моногородов, которые лидируют по количеству выданных кредитов, входят Нерюнгри (Якутия), Арсеньев (Приморский край), Мирный (Якутия), Краснокаменск (Забайкальский край) и Свободный (Амурская область). Средняя сумма кредита на покупку жилья на вторичном рынке моногородов ДФО составляет 2,8 млн рублей.

С апреля программу «Дальневосточной ипотеки» предполагается распространить на врачей и учителей без ограничений по возрасту. При этом в случае принятия положительного решения по инициативе Минвостокразвития, касающейся расширения условий выдачи дальневосточной ипотеки для врачей и учителей, ВТБ заявил о готовности выдавать кредиты данным категориям заемщиков под фиксированную ставку в 0,1% годовых.

Что касается развития системы льготных авиаперевозок для жителей Дальнего Востока, то в январе Росавиация распределила субсидии для перелетов в Дальневосточном ФО. Так, авиакомпания «Аврора» получила более 5,9 млрд рублей на 2022 г. В число субсидируемых направлений были включены маршруты между Южно-Сахалинском и Комсомольском-на-Амуре, Хабаровском и Шахтерском, Благовещенском и Комсомольском-на-Амуре, Владивостоком и Советской Гаванью, Анадырем и Петропавловском-Камчатским, Петропавловском-Камчатским и Южно-Сахалинском, Владивостоком и Николаевском-на-Амуре, Хабаровском и Зеей, Хабаровском и Тындой, Хабаровском и Якутском, Благовещенском и Южно-Сахалинском, Благовещенском и Владивостоком, Владивостоком и Комсомольском-на-Амуре, Хабаровском и Читой, Владивостоком и Читой, Южно-Сахалинском и Красноярском, Владивостоком и Улан-Удэ, Хабаровском и Кавалерово, Благовещенском и Хабаровском, Хабаровском и Нерюнгри, Улан-Удэ и Хужиром, Улан-Удэ и Агинским и между Хабаровском и Ногликами.

Кроме того, субсидии получили АО «Камчатское авиапредприятие» (на рейс между Магаданом и Петропавловском-Камчатским), АК «Якутия» - на маршруты между Хабаровском и Якутском, Хабаровском и Анадырем, Комсомольском-на-Амуре и Красноярском, Хабаровском и Мирным, Якутском и Читой, Владивостоком и Читой, Улан-Удэ и Красноярском, Хабаровском и Улан-Удэ, Якутском и Улан-Удэ, Благовещенском и Якутском, Якутском и Красноярском. Также «Авиационная компания «Авиашельф» получила субсидии на рейсы между Южно-Сахалинском и Советской Гаванью, Петропавловском-Камчатским и Северо-Курильском.

Тем не менее, в силу ограниченного количества субсидированных авиабилетов правительством было принято решение об ограничении продажи субсидированных авиабилетов для одного гражданина. Так, каждый пассажир получает право приобрести не более четыре субсидированных билетов по маршрутам в одну сторону и двух билетов в направлении туда и обратно[4]. Соответствующее постановление вступило в силу с 7 января.

При этом также сохраняется проблема высокой стоимости внутрирегиональных перелетов и отсутствия федерального софинансирования местных пассажирских перевозок. Данный вопрос в январе в очередной раз был поднят губернатором Камчатского края В.Солодовым в ходе встречи с президентом В.Путиным. Губернатор, в частности, попросил главу государства рассмотреть вопрос о частичном субсидировании из федерального бюджета безальтернативных маршрутов в ДФО из-за их высокой стоимости. Так, экономически обоснованная стоимость авиабилета в одну сторону в поселок Аянка Пенжинского района Камчатского края составляет 89 тыс. рублей, из краевого бюджета субсидируется две трети стоимости, но итоговая стоимость все же превышает 20 тыс. рублей, тогда как увеличение субсидирования из регионального бюджета затруднительно. Несмотря на то, что президент согласился рассмотреть возможность софинансирования таких рейсов из федерального бюджета, в текущем году такая вероятность минимальна.

Между тем власти регионов разрабатывают дополнительные меры поддержки семей с детьми. Так, в Чукотском АО введена новая выплата для семей с детьми. Семьям, в которых родилась двойня, в регионе будет выплачиваться по 1 млн рублей. Если в семье одновременно родилось больше детей, то на каждого ребенка предусмотрена выплата в 500 тыс. рублей. Установленный срок выплат – с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г. Обратиться за выплатой семьи смогут до достижения детьми 2,5 лет.
Магаданская область и Приморский край примут участие в пилотном проекте Минтруда по поддержке молодых семей. В рамках проекта молодым семьям будут предложены такие меры поддержки, как предоставление услуг социальной няни, создание пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных, компенсация оплаты за услуги ЖКХ, создание групп присмотра за детьми дошкольного возраста на базе образовательных организаций профессионального образования. Данные меры могут быть также расширены на уровне регионов.


Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, декабрь 2021 г., в % к декабрю 2020 года.
 
Регион Индекс
Российская Федерация 108,4
Сибирский федеральный округ 109,1
Иркутская область 108,9
Дальневосточный федеральный округ 107,2
Забайкальский край 109,4
Республика Бурятия 109,4
Магаданская область 108,6
Еврейская авт. область 108,5
Приморский край 107,4
Камчатский край 106,7
Амурская область 106,3
Сахалинская область 106,2
Республика Саха (Якутия) 106,2
Хабаровский край 106,2
Чукотский авт. округ 105,8


Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, ноябрь 2021 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
 
Регион Индекс
Российская Федерация 112,1
Сибирский федеральный округ 114,2
Иркутская область 115,5
Дальневосточный федеральный округ 112,0
Камчатский край 118,5
Хабаровский край 115,8
Амурская область 114,5
Приморский край 114,0
Республика Бурятия 112,8
Забайкальский край 111,2
Еврейская авт. область 109,6
Республика Саха (Якутия) 108,7
Сахалинская область 107,5
Чукотский авт. округ 105,6
Магаданская область                          99,3


Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы, октябрь-декабрь 2021 г.
 
Регион Индекс
Российская Федерация 4,3
Сибирский федеральный округ 5,0
Иркутская область 5,1
Дальневосточный федеральный округ 5,5
Забайкальский край 9,1
Республика Бурятия 8,9
Республика Саха (Якутия) 7,1
Еврейская авт. область 5,8
Сахалинская область 5,0
Амурская область 4,6
Магаданская область 4,2
Приморский край 4,1
Камчатский край 3,4
Чукотский авт. округ 3,0
Хабаровский край                                2,8

   

[4] Ограничения не касаются перелетов между Москвой и Калининградом, Калининградом и Санкт-Петербургом, Симферополем и Сочи, Симферополем и Красноярском.




Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов