Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Части нашего бизнеса теперь не существует»

Предприятия сферы пассажирских перевозок на Камчатке вынуждены выживать в условиях коронавирусных ограничений

Большую часть экономики Камчатского края составляет сфера туризма. В условиях ограничений, введенных из-за коронавируса, в регионе пострадали не только турфирмы, но и транспортные предприятия — возить оказалось некого. Как выживает бизнес в таких условиях, рассказал индивидуальный предприниматель Олег Пушаев.

«Части нашего бизнеса теперь не существует»
Фото: предоставлено Олегом Пушаевым

Олег Пушаев

индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок

Основной вид деятельности нашей компании – пассажирские перевозки. Во-первых, это пригородные маршруты между несколькими населенными пунктами Камчатского края (поселок Термальный, город Елизово, город Вилючинск и Рыбачий). Другая часть бизнеса – это заказные перевозки. Сюда входит обслуживание предприятий, например, на путину приезжают рыбаки, мы их встречаем в аэропорту и доставляем к месту проживания; есть предприятия, которые мы обслуживаем на постоянной основе – утром и вечером возим работников. Есть, наконец, туристические фирмы, которые активизируются, как правило, в летний сезон. Сейчас можно уже сказать – «были туристические фирмы», потому что многие их руководители сегодня не понимают, как они будут дальше существовать. Здесь ситуация самая сложная.

Наш транспорт, который был забронирован туроператорами в конце февраля-начале марта, теперь не нужен. Все турфирмы отказались от брони, и на сегодняшний день этой части нашего бизнеса просто не существует. Еще мы обслуживаем свадьбы – есть автобусы соответствующего класса, но сейчас это тоже невостребовано. Местное население мы возим в Паратунку – на базу отдыха в пригороде Петропавловска, где находятся лечебные термальные источники. Летом люди выезжают и в санаторий, и самостоятельно отдохнуть на природе. На Камчатку очень часто прилетают российские и иностранные делегации, спортсмены, артисты. Им тоже требуется разного рода техника для разъездов, и наша компания может предоставлять транспортные услуги самого широкого спектра.

Сейчас массовые мероприятия, в которых были задействованы машины из нашего парка, не проводятся — туристы на Камчатку не летят. На предприятиях идут сокращения, и, возможно, многие теперь не будут заказывать автобусы для перевозки своих сотрудников.

В нашей компании 15 сотрудников – это водители, механики, диспетчеры. Сейчас бизнес (и мой, и других предпринимателей) держится только благодаря хорошим отношениям между людьми. Все мои сотрудники понимают, что происходит в нашей сфере. Я никого не уволил, во время вынужденного простоя каждый из моих работников занимается своими делами – кто-то строит теплицу на даче, кто-то просто сидит дома и ремонтирует свою машину. И это происходит уже полтора месяца. За этот срок пассажирские перевозки сократились на некоторых маршрутах до 70%. Причины понятны – закрыты большинство предприятий, торговые центры, учебные заведения, и людям просто некуда ездить. К тому же, теперь передвигаться можно только со справками, иначе это чревато штрафами.

Сейчас есть маршруты, на которых один рейс автобус совершает утром, и один – вечером. Водители при таком заработке едва сводят концы с концами. Заказных перевозок не стало совсем – этот вид деятельности не разрешен. Если у какого-либо предприятия возникнет объективная необходимость в перевозке людей – как, например, с рыбаками, прилетевшими к путине – тогда мы работать можем. Эта работа обоснована: рыбаков нужно встретить, отвезти на базу отдыха в двухнедельный карантин, а затем – на вертолетную площадку или в другой город, где они будут работать. Приходят суда с промысла для смены экипажа, здесь тоже нужны наши услуги. Но такие заказы – разовые, и погоды в нашем бизнесе не сделают.

Наше предприятие, совместно с несколькими другими предприятиями-перевозчиками, направило коллективное обращение в министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края. Специалисты министерства, в свою очередь, обратились уже в министерство экономического развития и торговли Камчатского края. Наша инициатива заключалась в том, чтобы тем, кто занимается пассажирскими перевозками, отменили транспортный налог за 2019 и 2020 годы. Также мы ходатайствовали о выделении субсидии для выплаты зарплаты сотрудникам в период вынужденного простоя.

У транспортных предприятий существует еще одна проблема – многие машины взяты в кредит или в лизинг. А лизинговая система такова: если за взятую в аренду машину каждый месяц вносить платеж, через два-три года ее можно полностью выкупить у лизингодателя. Но если лизинговый платеж просрочен, лизинговая компания имеет все основания для прекращения договора и изъятия автомобиля у лизингополучателя (перевозчика); при этом все предыдущие платежи не возвращаются. Поэтому транспортные предприятия не только на Камчатке, но и по всей России попали в очень тяжелую ситуацию. Лизинговые компании не имеют отношения к государству, это коммерческие структуры, и они неохотно идут на реструктуризацию платежей либо предоставление отсрочки по выплатам. Мои коллеги-перевозчики из Приморья в настоящее время собираются распродавать парк своих машин, чтобы иметь возможность выплачивать лизинговые платежи и сохранить арендованные автобусы.

Российский союз туриндустрии недавно провел акцию под лозунгом «Состояние отрасли – SOS!» Перевозчики и туроператоры со всей страны выкладывали в instagram свои посты с этой надписью. Самостоятельно выбраться из кризиса туристический бизнес, к сожалению, не сможет. Очень надеюсь, что наши призывы о помощи будут услышаны и на местном, и на федеральном уровнях.

24 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика