Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Private affair, public partnership

Yury Dyakov, the head of the Sakhalin branch of OPORA Rossii, a member of the All-Russian People's Front, told IA "EastRussia" what the relationship between government and business should be

- Yuri Ilyich, you are a person who is directly affected by the state plans for the Far East: your business is directly connected with the Sakhalin Region, you have lived here for many years. Which of the new projects seem to you the most promising?

Private affair, public partnership
- To be honest, so far none. Even those that are much spoken about from the highest tribunes are not credible. And, for this reason, I will give an example: the creation and development of the Fish Exchange. There are two concepts - coastal fishing and oceanic fishing, for which there is no potential on Sakhalin. We have always had only coastal fishing - chum salmon, navaga, pink salmon, that's practically all. What kind of exchange can you create here? There used to be an ocean fishery base in Korsakov, where I worked for over 12 years, there were 128 vessels on it, each catching about 100 tons per day. But after 1991, everything went to pieces. Now on the basis of oceanic fishing there is not a single vessel - everything was sold for scrap to the Chinese and Indians. In Nevelsk there was a base for a medium-tonnage mining fleet (including freezers) - about 200 vessels. There were only ten left. In Kholmsk, about 50 floating bases operated, which gave 200-300 tons of canned food, preserves, etc. Now we do not have a single floating base on Sakhalin.

- But, perhaps, it is the revival of the three ports and giving them the status of “free” (which the Sakhalin authorities are actively advocating for) will allow to revive everything lost with the help of investors?

- I think that the activity of the authorities is simply explained: they do not keep up with the President, who back in 2013 issued decrees, firstly, on the gasification of Sakhalin, and secondly, on fish exchanges. I think that's why they are in a hurry. But now the ships that enter the roadstead of our ports take about two weeks to complete. What is the point for foreigners to go there if the port of Busan is nearby, where you can register in a day, the conditions are better, and all the pollock and cod can be sold?

The Governor of Sakhalin Oleg Nikolaevich Kozhemyako is a person who has experience in doing business, as far as I know, he once bought a dying factory and began to repair his ships there. Now his son, who has his own fleet, is engaged in such a business. And I am even FOR - let them develop this industry under the patronage of the head of the region. He certainly understands her problems. The only question is how to find money and, most importantly, invest it wisely.

Sakhalin is a donor, and as a businessman, I can say: every penny should "spin". Tax payments from oil have come - let them pledge at least one ocean-going vessel with these funds. However, what is now being laid at the shipyards in Komsomolsk-on-Amur are vessels of the RS or MRS type, that is, they are intended only for coastal fishing. In the Amur Region, there are a maximum of SRTMs, they cannot solve the problem. And now, by the way, the population of pollock, herring, ivasi and flounder has been restored. And it is quite possible to ensure sufficiently large production volumes. When I worked in this area, we even had such a concept - "barter". We established contacts with the Americans, put our processors on them, and they trawled on small vessels, then handed over the catch to us, we processed it and sent it to the USA, to China or to the domestic market. Now this is impossible.

What exchanges, what kind of import substitution can we talk about, when out of all the bases where the fishing vessels were located, there is only power left 5-7 percent? How can a stock exchange operate without ships or on foreign ships that cannot be dragged to us, since we are unable to provide the same favorable conditions as the normal players of this market - Japan and Korea?

- And if we talk about Kamchatka in comparison with Sakhalin?

- Kamchatka has managed to retain at least some part of its fleet, and its example to others is science. There are large reloaders, and in Vladivostok, which load the capacities of the Nakhodka fishing port, transport products to other places. But this is minuscule. If we seriously want to develop our economy, we must put into circulation all the money we receive. Leave yourself the maximum 1-2%. By the way, Toyota is content with 5 percent in this respect.

- In addition to the fishing industry, it is planned to develop agriculture in the Far East. How do you think things are going here?

- I can give you one example. On Sakhalin, they invested one billion three hundred thousand from the budget in the construction of a large pig-breeding complex in Taranay, built by the "Mercy Group" on the principles of public-private partnership. This is a subject of special pride, which is constantly talked about. They promised that they would flood the region with cheap pork; in all public speeches, the price sounded - 220 rubles per kilogram. Nevertheless, the price tag costs 407 rubles. And this pork is sold for a maximum of two hours a day, no matter how you arrive, it is about to be delivered, then it has already been sold ... On the market, such meat costs 460 rubles at retail, 430 in wholesale. I bring these examples to one conclusion: subsidies should return. This term itself does not mean at all that you can simply give money to some company and then observe how it “dissolves”. As soon as the subsidies run out, such businesses will die. I see no prospects either for Mercy or for greenhouse complexes built on the same principle as a pig-breeding complex.

As for the development of agriculture, instead of answering, I will give one more example. We are now with the ONF stood up for one person, a farmer. His name is Niyaz Abdulaev, he is Azerbaijani by nationality, but he has lived on Sakhalin all his life. He worked with his wife, who died not so long ago. His farm has a ready-made business, they deliver 90 tons of milk per year. He has everything, he bought the land and leased the pasture. However, now it is simply desperate. Around his farm there is building land that has been transferred from agricultural purposes, and individual residential buildings are simply adjusted to his farm. A two-story residential building is being erected directly on the dung heap. It is impossible to break through with complaints into the offices of power, they simply do not listen to him there, and I guess why and who is doing this. Niyaz fears that his farm will simply be burned to clear the site for individual housing construction, similar cases have already happened. Why does this happen? Why can't this person, who has already shown his abilities and capabilities, be given a chance to rise and not collapse? Build him a cowshed, he can lead a labor collective from 10-15 milkmaids, there will be a normal farm where ordinary Sakhalin residents will get jobs, and not newcomers from somewhere. Absolutely no. Now his cowshed roof was blown off by a hurricane, the Ministry of Agriculture promised to allocate 8 thousand rubles - and even then they did not give it. What is 8 thousand against the background of one billion three hundred? In fact, this is how competition dies in a hundred percent of cases. I myself went with him to an appointment with high-ranking officials, they nod their heads, but the results are zero.

- As far as I know, you have faced the problem of allocating quotas for labor. Simply put, the Koreans who worked for you had to leave. Has the situation changed somehow?

- I was engaged in different types of business, including construction, and restaurant business, and agriculture. It was put on the brink of a crisis, because out of 250 people who worked for me, with whom we signed contracts, only eight confirmed their documents (the status of a legal work visa). I had to take them out in three batches, the first cost me 28 million ... That's how the situation changed.

On Sakhalin, business is developing only in those areas that are related to government procurement. It's offensive. If the roof needs to be repaired and a tender is announced, 15-20 companies and fight for every penny. This is because people simply have nowhere to go. I have 10-12 areas of business at the same time, but what about those who have only one or two?

- You are not only a businessman, but also a representative of a public organization. Do you manage to make your voice heard?

- In March, I wrote to the governor of the region (then still Alexander Khoroshavin) about urgent crisis measures. It's nice that Governor Kozhemyako recently remembered about the bitumen plant that I proposed to build and called the proposal “specific”. Let me remind you, I said that the prime cost of asphalt cannot be 8 thousand rubles without VAT per meter, this is obvious dumping. Such a price can only go through government purchases, when firms are trying to get an order at any cost. But, in reality, this means that half of the roads will be asphalted, and the contract will be signed “somehow”. Having our own sand and gravel (only the Smirnykhovsky limestone deposits are provided with it for 700 years), we may well not import bitumen by water transport.

In Yuzhno-Sakhalinsk we have about 80-85% the roads have no asphalt surface at all. Urbanization is in full swing on the island, the city is developing, and 10 minutes from the center, you can see a house that is about to collapse, and broken primers. And they practically don't talk about it. Even on the TV channel "Russia-24" of the entire plot filmed about our "Treasure Island", only the first, safe part was shown. The TV people filmed a story about the devastation before my eyes, but it did not go on air. Likewise, many facts that are on everyone's lips but are “inconvenient” for officials do not get into the media. For example, the story of the PSO building, which used to be an exemplary business center for the Far East. However, it was privatized by the government, bought out for 400 million and businessmen from there were "asked". They don't show on TV how farms go bankrupt, and much more. Unless they once filmed a story about how Plenipotentiary Envoy Yuri Trutnev forced our mayor to take away garbage from a wrecked house with a shovel. Honored cartographer of Russia Tamara Grigorievna Kovaleva lives there, who has been on the waiting list for housing since 1981. It took 7 or 8 months, I asked Tamara Grigorievna if anything had budged. No. Everything is the same. "We came and promised, but we will still spend the winter in this building." And there is water in the basement, dirt and dampness ... I then posted these photos on my Facebook and wrote: "Dear Oleg Nikolaevich, it seems to me that you should still exercise your powers ..." Now we are waiting for an answer. Hopefully the governor is really not aware of what they say, do - and do not do behind his back.

Another sensational story is with tulip lamps, which were purchased for the city for 96 million rubles. But in our climate they will be blown away by the wind almost immediately. The city authorities claim that public listeners were held on this topic. We, for our part (ONF), could not find a single person who would be present at these hearings. And in general, I think this question would not have arisen at all if we, as in most civilized cities, had the post of chief architect. No professional would miss the installation of such "tulips". A small steamer can be built for 96 million. In addition, maintenance of unfortunate lamps will also cost about 90 million annually: they have to be installed in summer, dismantled in winter ... People do not even think about it. As well as over what it will cost us to open the widely advertised residence of Santa Claus, on which about 90 million would have been spent too.

Yuzhno-Sakhalinsk is unlikely to become “the most comfortable city” in the Far East any time soon. Is that within the "holiday square", the very center. And further to the outskirts, where buildings are in the style of "Shanghai" and 85% of unpaved streets - hardly.

- And how is the Sakhalin gasification program progressing (judging not by the reports, but by what you saw with your own eyes)?

- Not so long ago, at a meeting with the President, the head of Gazprom promised that 85% of the produced gas would be used for the internal needs of the island. I don't see the result yet. The most offensive thing is that we are in the position of a "shoemaker without boots." If we think in the context of small and medium-sized businesses, gas filling stations would be very profitable, and not just gasoline, as it is now. All small businesses or shops are served by small cars or Gazelles. Why not do it in the same way as in Crimea, where at each gas station there is not only a gas station, but also a gas tank? Then the production cost of small and medium-sized businesses will also decrease. However, everything is fine on paper. I spoke with one of the entrepreneurs, and he told me: they managed to bring gas only to the parent enterprise. "Everywhere there are a million departments, it is impossible to agree on anything with anyone, they are asking for money for connection." Although, in my opinion, this is where subsidies and support should be provided. Moreover, there is a presidential decree of August 2013, where everything is said exhaustively about gasification.

In pursuance of this decree, it is planned to launch one filling station by the beginning of 2016. So far, everything is only sprinkled with gravel. Immediate plans for the construction of such gas stations - to 2017-th. But one or two problems cannot be solved, there should be dozens of them. Plus, if you create a gas company to service the gas station, it will have about 100-120 jobs, it will be possible to provide people with wages and pay taxes.

- Is there a possibility that the creation of a new TOP on Sakhalin will help solve the problem?

- I am not against the idea of ​​TORs, as they say, "we are for any kipish, except hunger strike." If not only the Sakhalin Region but also the entire country develops in this direction, great. But so far the project itself is rather narrow and obscure. He does not take into account that besides taxes, business has a lot of other problems that the territory of advanced development cannot and cannot solve. I think that these projects and many others should go out to a broad public discussion, and not be made by a volitional decision. So far, we have a lot at the level of declarations and projection. From the TOP or the fish exchange to the widely advertised "entrepreneur's card" (introduced by the "Support of Russia", which in fact does not work and does not give any benefits).

In addition, projects do not move by themselves, they are carried out by people. On Sakhalin, the issue of the personnel reserve is acute. Ideally, a competition should be announced for any managerial position, up to the regional government. And on conditions of competition, the most worthy candidates should come to high offices, “from the street”, and “not from the team” - but competent and competent.

OPORA Rossii and ONF in this respect are good discussion and organizational platforms for representatives of the middle class, entrepreneurs - a socially active stratum of society. The idea of ​​a business ombudsman, supporting small and medium-sized businesses, works in Sakhalin, and although I imagined it a little differently. The actions of Mr. Titov and Mr. Brechalov did not disappoint me. At least, I myself turned to Anton Geth, who heads the section “For fair purchases” in the ONF. And I really hope to find support and return at least part of the business that was practically taken away from me.

-How?

- IN 2009-10 years. my enterprises won the competition for road facilities and landscaping - a government procurement proposal for maintenance of green facilities and cleaning in Yuzhno-Sakhalinsk was published. 4 firms participated, the budget was about 25 million. We traded, stopped at the level of 19 million, for four years in a row my company won these auctions. There were no comments. I suspect that someone did not like that the money goes without “kickbacks” to certain interested parties. In fact, we were not going to give them - we were interested, the public procurement system had just started, we had some illusions that now everything will not be the same as in the recent past. However, after 4 years, a municipal autonomous institution (MAU) was created, to which all these functions were transferred (they were immediately removed from public procurement). And not our pitiful 20 million, but three times more - 71 million were immediately "pumped" into his budget. I would understand if the amount was reduced in comparison with our proposal. But when does it grow exponentially? As a law-abiding citizen of the Russian Federation, it was strange to me to say the least. UIA managed to be abolished at our suggestion. But later MBU was created - a municipal budgetary institution, and everything went according to the tried and tested scheme.

We spent 100 million a year on cleaning Yuzhno-Sakhalinsk. MBU allocated 576 million for this. We spent about 4 million rubles on the maintenance of dog shelters. And then, the Regional Duma adopted a law, according to which 5 million were allocated for these purposes, and soon another 35 million. How can this be explained? There is government procurement, there is a company that does work for a certain amount of money - why spend 11 times more? I raised a question about all this in the ONF. We are fighting.

In general, lately we have only been doing that we are waging some kind of struggle with varying success. 10 (!) Criminal cases were initiated against me, most of them were closed without bringing me to court. On the tenth, the court delivered an acquittal, I sued 700 thousand in material damage and 315 thousand in moral. I think I was one of the "isolated cases."

All this is good, if it were not so bad. Business should do business, and not endlessly defend its interests. If the authorities - including the new governor of the region - are able to assist entrepreneurs in this, I think, then it will be possible to talk about the success of all widely announced projects.
June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Частное дело, государственное партнерство

Юрий Дьяков, глава Сахалинского отделения «ОПОРА России», член Общероссийского народного фронта рассказал ИА "EastRussia", какими должны быть взаимоотношения власти и бизнеса

— Юрий Ильич, Вы человек, которого прямо касаются государственные планы в отношении Дальнего Востока: Ваш бизнес непосредственно связан с Сахалинской областью, Вы прожили здесь долгие годы. Какие из новых проектов кажутся Вам наиболее перспективными?

Частное дело, государственное партнерство
— Если честно, то пока ни один. Даже те, о которых много говорится с самых высоких трибун не вызывает доверия. И, вот почему, приведу пример: создание и развитие Рыбной биржи. Есть два понятия — прибрежное рыболовство и рыболовство океаническое, для которого потенциала на Сахалине нет. У нас всегда рыболовство было только прибрежным — кета, навага, горбуша, вот практически и все. Какую здесь можно создавать биржу? Раньше в Корсакове существовала база океанического рыболовства, где я проработал более 12 лет, на ней было 128 судов, каждое вылавливало около 100 тонн в день. Но после 1991 года все пошло прахом. Сейчас на базе океанического рыболовства нет ни одного судна — все продали на металлолом китайцам и индийцам. В Невельске была база среднетоннажного добывающего флота (в том числе морозильщиков) — около 200 судов. Остался от силы десяток. В Холмске работали примерно 50 плавбаз, которые давали в сутки по 200-300 тонн консервов, пресервов и т.д. Теперь у нас на Сахалине ни одной плавбазы нет.

— Но, возможно, именно возрождение трех портов и придание им статуса «свободных» (за что активно выступают власти Сахалина) позволит возродить все утраченное с помощью инвесторов?

— Думаю, что активность властей объясняется просто: они не успевают за Президентом, который еще в 2013 году издал указы, во-первых, о газификации Сахалина, а во-вторых — как раз о рыбных биржах. Думаю, поэтому они и торопятся. Но сейчас суда, которые заходят на рейд наших портов, оформляются порядка двух недель. Какой смысл иностранцам туда идти, если рядом порт Пусан, где оформиться можно за день, условия лучше, а весь минтай и треску можно продать?

Губернатор Сахалина Олег Николаевич Кожемяко — человек, который имеет опыт ведения бизнеса, насколько я знаю, он в свое время купил умирающий завод и начал там ремонтировать свои суда. Сейчас подобным бизнесом занимается его сын, у которого есть свой флот. И я даже ЗА — пусть под патронатом главы области эту отрасль развивают. Он уж точно в ее проблемах разбирается. Вопрос лишь в том, чтобы найти деньги и, главное, с умом их вложить.

Сахалин — это донор, и я как бизнесмен могу сказать: каждая копейка должна «крутиться». Пришли налоговые отчисления от нефти — пусть заложат на эти средства хотя бы одно океаническое судно. Однако то, что сейчас закладывают на верфях в Комсомольске-на-Амуре, — это суда типа РС или МРС, то есть, предназначены они только для прибрежного рыболовства. В Амурской области стоят максимум СРТМ, ими проблему не решишь. А сейчас, кстати, популяция минтая, селедки, иваси и камбалы восстановлена. И вполне можно обеспечить достаточно большие объемы добычи. Когда я работал в этой сфере, у нас даже было такое понятие — «бартер». Мы наладили контакты с американцами, ставили к ним свои процессоры, а они тралили на малых судах, затем сдавали нам улов, мы его перерабатывали и отправляли в США, в Китай или на внутренний рынок. Сейчас такое невозможно.

О каких биржах, о каком импортозамещении можно говорить, когда из всех баз, где были рыболовецкие суда, осталось от силы 5-7 процентов? Как может биржа работать без судов или на иностранных судах, которые к нам не подтащишь, поскольку мы не в силах дать такие же выгодные условия, как нормальные игроки этого рынка — Япония и Корея?

— А если говорить в сравнении с Сахалином о Камчатке?

— Камчатка сумела сохранить хоть какую-то часть своего флота, и ее пример другим наука. Есть большие перегрузчики, и во Владивостоке, которые загружают мощности Находкинского рыбного порта, везут продукцию в другие места. Но это мизер. Если мы всерьез хотим развивать свою экономику, то должны запускать в оборот все деньги, которые получаем. Оставлять себе максимум 1-2%. Кстати, фирма «Toyota» в этом отношении довольствуется 5 процентами.

— Кроме рыбной сферы, на Дальнем Востоке планируется развивать сельское хозяйство. А как, по-вашему, обстоят дела здесь?

— Могу привести один пример. На Сахалине вложили миллиард триста тысяч из бюджета в строительство большого свиноводческого комплекса в Таранае, строила его «Мерси групп» на принципах частно-государственного партнерства. Это предмет особой гордости, о котором рассказывают постоянно. Обещали, что завалят регион дешевой свининой, во всех публичных выступлениях звучала цена — 220 рублей за килограмм. Тем не менее, ценник стоит — 407 рублей. И этой свининой торгуют максимум два часа в день, как ни приедешь — то ее вот-вот подвезут, то уже продали... На рынке такое мясо стоит в розницу 460 рублей, оптом — 430. Привожу эти примеры к одному выводу: субсидии должны возвращаться. Сам этот термин вовсе не означает, что можно просто дать деньги какой-то фирме и дальше наблюдать, как они «растворились». Едва субсидии кончатся, такие предприятия умрут. Я не вижу перспектив ни у «Мерси», ни у тепличных комплексов, построенных по тому же принципу, что и свиноводческий комплекс.

А насчет развития сельского хозяйства — вместо ответа приведу еще один пример. Мы сейчас с ОНФ заступились за одного человека, фермера. Его зовут Нияз Абдулаев, по национальности он азербайджанец, но всю жизнь живет на Сахалине. Он работал вместе с женой, которая не так давно умерла. В его фермерском хозяйстве — готовый бизнес, сдают по 90 тонн молока в год. У него все есть, он выкупил землю и взял в аренду пастбище. Однако сейчас просто в отчаянии. Вокруг его фермы — земли под застройку, которые перевели из сельхозназначения, и к его хозяйству просто подстраивают индивидуальные жилые дома. Прямо на навозной куче возводят двухэтажное жилое здание. Пробиться с жалобами во властные кабинеты невозможно, его там просто не слушают, и я догадываюсь, почему и кто так поступает. Нияз опасается, что его ферму просто сожгут, чтобы расчистить площадку под ИЖС, подобные случаи уже были. Почему так получается? Почему нельзя дать этому человеку, который уже показал свои способности и возможности, шанс подняться, а не рухнуть? Построить ему коровник, он может возглавить трудовой коллектив из 10-15 доярок, будет там нормальная ферма, где работу получат обычные сахалинцы, а не приезжие откуда-то. Нет — и все. Сейчас у него крышу в коровнике снесло ураганом, министерство сельского хозяйство пообещало выделить 8 тысяч рублей — и то не дали. Что такое 8 тысяч на фоне миллиарда трехсот? Собственно говоря, таким образом, и погибает конкуренция в ста процентах случаев. Я сам ездил с ним на прием к высокопоставленным персонам, они кивают головой, но результатов ноль.

— Насколько я знаю, вы сталкивались с проблемой выделения квот на рабочую силу. Проще говоря, корейцы, работавшие у вас, вынуждены были уехать. Изменилась ли как-то ситуация?

— Я занимался разными видами бизнеса, в том числе и строительством, и ресторанным делом, и сельским хозяйством. Был поставлен на грань кризиса, потому что из 250 работавших у меня людей, с которыми мы заключили контракты, подтвердили документы (статус легальной рабочей визы) только восьмерым. Мне пришлось вывозить их тремя партиями, первая стоила мне 28 миллионов... Вот так ситуация и изменилась.

На Сахалине бизнес развивается только в тех сферах, которые он связан с госзакупками. Это обидно. Если надо отремонтировать крышу и объявляется тендер, на него выходят 15-20 компаний и бьются за каждую копейку. Это потому, что людям просто деваться некуда. У меня 10-12 направлений бизнеса одновременно, а как быть тем, у кого всего одно-два?

— Вы не только бизнесмен, но и представитель общественной организации. Удается ли вам сделать так, чтобы ваш голос был услышан?

— В марте я писал губернатору края (тогда еще Александру Хорошавину) о неотложных кризисных мерах. Приятно, что недавно губернатор Кожемяко вспомнил о битумном заводе, который я предлагал построить, и назвал предложение «конкретным». Только я, напомню, говорил, что не может быть себестоимость асфальта 8 тысяч рублей без НДС за метр, это явный демпинг. Такая цена может пройти только по госзакупкам, когда фирмы любой ценой пытаются заполучить заказ. Но, реально это означает, что заасфальтировано будет в два раза меньше дорог, а контракт «как-нибудь» подпишут. Имея свой песок и щебенку (только Смирныховские залежи известняка обеспечены им на 700 лет), мы вполне можем не завозить битум водным транспортом.

У нас в Южно-Сахалинске около 80-85% дорог вообще не имеют асфальтового покрытия. На острове полным ходом идет урбанизация, город развивается, а в 10 минутах от центра можно увидеть дом, который вот-вот завалится, и разбитые грунтовки. И об этом практически не говорят. Даже на телеканале «Россия-24» из всего сюжета, снятого о нашем «Острове сокровищ», показали только первую, благополучную часть. Про разруху телевизионщики сюжет снимали на моих глазах, но в эфир он не пошел. Равно как не попадают в СМИ многие факты, которые у всех на слуху, но для чиновников «неудобны». Например, история со зданием ПСО, которое раньше было прямо-таки образцовым для Дальнего Востока бизнес-центром. Однако его приватизировало правительство, выкупило за 400 миллионов и бизнесменов оттуда «попросили». По телевизору не показывают, как разоряются фермы, и многое другое. Разве что однажды сняли сюжет о том, как полпред Юрий Трутнев заставил нашего мэра лопатой убирать мусор у дома-развалюхи. Там живет заслуженный картограф России Тамара Григорьевна Ковалева, которая с 1981 года стоит в очереди на жилье. Прошло 7 или 8 месяцев, я поинтересовался у Тамары Григорьевны, сдвинулось ли хоть что-то с места. Нет. Все по-прежнему. «Приезжали, пообещали, но зимовать мы все равно будем в этом здании». А там вода в подвале, грязь и сырость, ... Я тогда выложил эти фото у себя в Фейсбуке и написал: «Уважаемый Олег Николаевич, мне кажется, вам все-таки стоит применить свои полномочия...» Вот теперь ждем ответа. Надеюсь, что губернатор действительно не в курсе того, что говорят, делают — и чего не делают за его спиной.

Еще одна нашумевшая история — со светильниками-«тюльпанами», которые были закуплены для города за 96 млн рублей. Но в нашем климате их унесет ветром практически сразу. Власти города утверждают, что на эту тему были проведены общественные слушатели. Мы, со своей стороны (ОНФ), не смогли отыскать ни одного человека, который бы на этих слушаниях присутствовал. И вообще, я думаю, этот вопрос вообще не возник бы, будь у нас, как в большинстве цивилизованных городов, должность главного архитектора. Ни один профессионал установку подобных «тюльпанов» бы не пропустил. На 96 миллионов можно построить маленький пароход. Кроме того, обслуживание горе-светильников тоже будет выливаться ежегодно в сумму порядка 90 млн: летом их надо ставить, зимой демонтировать... Люди над этим даже не задумываются. Равно как и над тем, во что нам обойдется открытие широко разрекламированной резиденции Деда Мороза, на которую было бы потрачено тоже около 90 млн. Ее ведь и летом надо содержать...

Южно-Сахалинск вряд ли в скором времени станет «самым благоустроенным городом» Дальнего Востока. Разве что в рамках «праздничного квадрата», самого центра. А дальше к окраинам, где здания в стиле «шанхай» и 85% неасфальтированных улиц, — вряд ли.

— А как продвигается (если судить не по отчетам, а по увиденному собственными глазами) программа газификации Сахалина?

— Не так давно на встрече с Президентом глава «Газпрома» обещал, что 85% добытого газа будет пущено на внутренние нужды острова. Пока я результата не вижу. Обиднее всего, что мы в положении «сапожника без сапог». Если мыслить в контексте малого и среднего бизнеса — очень выгодны были бы газовые заправки, а не только бензиновые, как сейчас. Все малые предприятия или магазины обслуживаются небольшими машинами или «Газелями». Почему бы не сделать у нас так же, как в Крыму, где на каждой заправке стоит не только бензоколонка, но и цистерна с газом? Тогда снизится и себестоимость продукции малого и среднего бизнеса. Однако все хорошо на бумаге. Я разговаривал с одним из предпринимателей, и он рассказывал: газ удалось завести только на головное предприятие. «Везде миллион ведомств, ничего ни с кем согласовать невозможно, деньги за подключение просят бешеные». Хотя, на мой взгляд, именно здесь должны выдаваться субсидии и оказываться поддержка. Тем более что есть указ президента от августа 2013 г., где о газификации сказано все исчерпывающе.

Во исполнение этого указа планируют запустить одну заправку к началу 2016 года. Пока там все лишь присыпано щебенкой. Ближайшие планы строительства таких ГЗС — к 2017-ому. Но одной-двумя проблему не решишь, их должны быть десятки. Плюс к тому, если создать газовое предприятие для обслуживания ГЗС, на нем возникнет порядка 100-120 рабочих мест, можно будет обеспечить людям зарплату и платить налоги.

— Есть ли вероятность, что решить проблему поможет создание на Сахалине нового ТОРа?

— Я не против идеи ТОРов, как говорится, «мы за любой кипиш, кроме голодовки». Если в этом направлении будет развиваться не только Сахалинская область, но и вся страна — прекрасно. Но пока сам по себе проект достаточно узкий и малопонятный. Он не учитывает, что кроме налогов, у бизнеса есть масса прочих проблем, которые территория опережающего развития не решает и решить не в состоянии. Я думаю, что и эти проекты, и многие другие должны выходить на широкое общественное обсуждение, а не приниматься волевым решением. Пока у нас очень многое на уровне деклараций и прожектерства. От ТОРов или рыбной биржи до широко разрекламированной «карты предпринимателя» (введенной «Опорой России», которая на деле не работает и никаких льгот не дает).

Кроме того, проекты не двигаются сами по себе, их осуществляют люди. На Сахалине остро стоит вопрос кадрового резерва. В идеале, должен объявляться конкурс на любую управленческую должность, вплоть до правительства области. И на условиях состязательности в высокие кабинеты должны приходить наиболее достойные кандидаты, «с улицы», а «не из команды» — но грамотные и компетентные.

«ОПОРА России» и ОНФ в этом отношении представляют собой неплохие дискуссионно-организационные площадки для представителей среднего класса, предпринимателей — социально активной прослойки общества. Идея бизнес-омбудсменства, поддержки малого и среднего предпринимательства у нас на Сахалине работает, и хоть я представлял себе это несколько иначе. Действия господина Титова и господина Бречалова меня не разочаровали. По крайней мере, я сам обратился к Антону Гету, который руководит в ОНФ секцией «За честные закупки». И очень надеюсь найти поддержку и вернуть хотя бы часть того бизнеса, который у меня практически отобрали.

-Каким образом?

— В 2009-10 гг. мои предприятия выиграли конкурс на дорожное хозяйство и озелеление — было опубликовано предложение госзакупки на содержание зеленого хозяйства и уборку в Южно-Сахалинске. Участвовали 4 фирмы, бюджет был порядка 25 миллионов. Мы торговались, остановились на планке в 19 млн, четыре года подряд моя компания эти аукционы выигрывала. Замечаний не было. Подозреваю, что кому-то не понравилось, что деньги идут без «откатов» неким заинтересованным лицам. Мы, собственно, и не собирались их давать — нам было интересно, система госзакупок только стартовала, у нас были некоторые иллюзии, что теперь все будет не так, как в недавнем прошлом. Однако через 4 года было создано муниципальное автономное учреждение (МАУ), к которому отошли все эти функции (с госзакупок их тут же убрали). И в его бюджет немедленно «накачали» не наши жалкие 20 миллионов, а втрое больше — 71 миллион. Я бы понял, если бы сумма сократилась по сравнению с нашим предложением. Но когда она растет в разы? Мне как законопослушному гражданину Российской Федерации видеть такое было по меньшей мере странно. МАУ с нашей подачи удалось упразднить. Но позже было создано МБУ — муниципальное бюджетное учреждение, и все пошло по испытанной схеме.

На уборку Южно-Сахалинска мы по аукциону тратили 100 миллионов в год. МБУ для этого выделили 576 миллионов. На содержание собачьих приютов мы тратили около 4, 5 миллионов рублей. А затем, Облдума приняла закон, по которому выделяли на эти цели уже 35 миллионов, а вскоре еще 11 млн. Как такое объяснить? Есть госзакупка, есть компания, которая выполняет работу за определенные деньги — зачем тратить в 10 раз больше? Обо всем этом я поднимал вопрос в ОНФ. Боремся.

Мы вообще последнее время только и делаем, что ведем какую-нибудь борьбу с переменным успехом. Против меня возбуждали 10 (!) уголовных дел, большинство закрыли, не доводя до суда. По десятому суд вынес оправдательный приговор, я отсудил 700 тысяч материального ущерба и 315 тысяч — морального. Считаю, что попал в число «единичных случаев».

Все это хорошо, если бы не было так плохо. Бизнес должен заниматься бизнесом, а не бесконечно защищать свои интересы. Если власть — в том числе новый губернатор области — сможет предпринимателям в этом содействовать, думаю, тогда и можно будет говорить об успехе всех широко объявленных проектов.