Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The aspirations of the TRUMPED - what to expect for the Asia-Pacific countries from the Biden administration

One of the American fast food chains, which has offices all over the world, manages to diversify the assortment of local cafes interspersed with national culinary notes in each of the countries of its presence. But will the new president's retinue be able to design a menu so that Chinese duck, Japanese sashimi, and Indian curry framed by lesser known but numerous Asian snacks do not turn into indigestible mince?

Participants of the expert seminar "After Trump: What Will US Policy in Asia Be?", Held at the Faculty of World Economy and International Affairs, Higher School of Economics, gave an expert assessment of the possibility of restarting relations between the United States and its key partners in Asia. The initial principles of the seminar were reduced to the following points. The United States is gradually turning from a solution to economic, political and security problems in the Asia-Pacific region into their source: the recipes that were characteristic of the American administrations of the late 1980s - first half of the 1990s stopped working during the presidency of Donald Trump. In parallel with the renationalization of foreign policy as a global phenomenon, the American internal political agenda is increasingly projected in the APR, which is characterized by a loss of control and a randomly improvisational approach to solving problems. At the end of 2020, the APR countries have finally moved away from the perception of the "collective West" as a role model. Accordingly, in their priorities, the importance of dialogue with the United States has all the prerequisites to decrease, and the risks of interaction with Washington will increase.The expert seminar was built around four cross-cutting topics, united by a common logic with generalizing assessments. A separate session was devoted to each of these topics.

The aspirations of the TRUMPED - what to expect for the Asia-Pacific countries from the Biden administration
Photo Shoot: Photo by Jonathan Simcoe on Unsplash

ASIA'S EXPECTATIONS FROM THE ADMINISTRATION OF BAIDEN

The session "Asia's Expectations from the Biden Administration: Discussions and Emphasis" centered around the following question: how do Asia-Pacific players see the current regional situation, the new US administration's readiness to offer the region a new agenda, and the region's willingness to respond to it. With regard to China, it was noted that the arrival of the Biden administration does not change the essence of Sino-American relations, since a bipartisan consensus has formed in the United States on the need to pursue a policy of containing China. Washington's course towards tough isolation of the PRC in the field of high technologies will continue in the future. A realistic maximum is to take an inventory of the sanctions regime and find mutually acceptable "solutions" on isolated issues, for example, on the climate agenda. In addition, given the Democrats' strong ties to American transnational business, China will try to use its gigantic economic ties as a tool in its relationship with the United States.

A characteristic feature of the ideological and intellectual mainstream of Japan was relief from the chaos and "schizophrenia" that the Trump administration brought to Japanese-American relations, as well as the fact that Washington reaffirmed its adherence to the Security Treaty. For Tokyo, the real shock was the criticism of the Trump administration for its unwillingness to more actively build up its military potential. Now, under Biden, Japan is looking forward to a US return to more traditional, institutionalized approaches and a strengthening of all-round ties with allies.

The Republic of Korea's expectations regarding the arrival of Biden are largely similar to those in Japan. High priority is given to strengthening the bilateral military alliance while maintaining hopes for a reset of the dialogue on the Korean Peninsula issue. In this regard, Kazakhstan hopes that the summit between Moon Jae-in and Joe Biden will help intensify the joint efforts of countries to establish permanent peace and stability on the peninsula. At the same time, fears persist that D. Biden will turn out to be less flexible in dialogue than D. Trump.

The US and India see the prospects for Asia-Pacific policy in a similar way. Its experts note that as long as Washington's policy of containing China continues under any American administration, the demand for India, at least, will not decrease. New Delhi expects D. Biden to overturn a number of decisions made by his predecessor. One of them is the sanctions against Iran, which do not allow it to import Iranian raw materials and threaten the implementation of joint infrastructure projects. However, in general, Biden's personality is perceived ambiguously in India. On the one hand, he has repeatedly stated his desire to strengthen relations with New Delhi, especially since there are many ethnic Indians in the Biden administration. On the other hand, India fears the preservation of the US "habit" of teaching other countries about human rights, as well as the continuation of the Cold War with China, only in a different form.

For ASEAN, Biden's arrival is a breath of fresh air. The Ten counts on a more consistent foreign policy and a more individual approach to member countries. In addition, the Association looks forward to strengthening the elements of multilateralism in the Asia-Pacific agenda of the new US administration and public recognition from Washington of the Association's central role in the region. However, certain fears are caused by Biden's affiliation with the democratic wing, and, as a result, potential attempts by the United States to spread liberal values ​​in the region and devote significant influence to human rights issues - one of the most sensitive topics for the countries of Southeast Asia.

AMERICAN ALLIANCES AND INDO-PACIFIC INITIATIVE

During the second panel of the seminar "American Alliances and the Indo-Pacific Initiative Forming in the Asian Agenda of the D. Biden Administration" its participants discussed the prospects for the development of American alliances and the ITR initiative in US politics. For China, two issues are of fundamental importance: the participation of American allies in the economic and technological blockade of Beijing, which negatively affects the interests and activities of Chinese companies, and the prospects for the deployment of American medium-range missiles in the Asia-Pacific region - a threat to China's security. It is likely that the United States, with the support of allies, will try to influence local governments to withdraw from agreements with China on the supply of telecommunications equipment. In response, China will systematically use the tools of economic influence - the status of the region's main "wallet".

Considering these topics from a Japanese perspective, it seems likely that the approaches of the new and previous Tokyo administrations to the issues of military cooperation with Washington are likely to be consistent, the purpose of which is to stop the Chinese threat - no matter whether it is overt or exaggerated. The only fundamental difference between the current prime minister of the country E. Suga and S. Abe: the new prime minister is a politician of a more bureaucratic type, less charismatic.

For the Republic of Korea, another exchange of trade and sanctions strikes between Beijing and Washington can hardly be called a favorable scenario. Biden may ask Seoul to support his economic policy towards Beijing. It will become increasingly difficult for ROK to “walk the tightrope” between the United States and China against the background of intensifying rivalry between the great powers. The prospect of unleashing a new "arms race" in the region by the efforts of the United States and China also raises concerns in Kazakhstan. Finally, given the construction of an intricate network of allies and partners against China, the Biden administration could draw Seoul into regional alliances in more principled and sophisticated ways than the Trump administration.

At the forefront of India's policy will be the strengthening of its dominant positions in the Indian Ocean, for which ASEAN-centered institutions of multilateral cooperation and selective intensification of dialogue with Japan and the Southeast Asian states on issues related to containing China in maritime spaces are best suited. Apparently, Biden will more actively involve India in a semi-informal alliance like QUAD, which is in line with India's interests in the region. At the same time, India is now at a crossroads: increased tensions with China and the need to inject additional funds into defense, and at the same time, the need for resources to deal with the consequences of the pandemic.

With regard to military-strategic plots, ASEAN will prepare for US attempts to drag the top ten into an American-centric version of the Indo-Pacific region. In all likelihood, Hanoi will become Washington's main target. ASEAN is jealous of Vietnam's attempts to become more actively involved in a US-centric version of the Indo-Pacific. In addition, under Biden, the strengthening and greater institutionalization of ties with Washington's formal allies - Thailand and the Philippines - is likely. The Association's response, as before, will be to try to adapt its multilateral institutions to the emerging reality, and ideally to strengthen its own positioning as their driving force in the region.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SITES AND INITIATIVES FOR MULTILATERAL COOPERATION UNDER D. BAIDEN

This issue became the subject of discussion at a separate session of the last seminar. Their assessment from the Chinese perspective was critical: US actions undermine the development of industries and value chains connecting the Celestial Empire with key economic and business partners. A number of large technology companies, manufacturers of electronic devices and microchips were under the sanctions. The Aircraft Industry Corporation (Comac) and its major subsidiaries have been identified as military companies, threatening all Chinese civil aircraft programs. Hence, the task is to diversify its capabilities, building alternative directions and forms of cooperation, including with Russia. China will strive to connect its resources, incl. the Belt and Road Initiative to re-establish links with many regional partners.

In Japan, expectations are different: Trump's economic nationalism has been one of the main irritants in US-Japan relations in recent years. Now the arrival of the new US administration is seen as the prospect of Washington's refusal to put pressure on Tokyo on trade issues and a return to the usual and "normal" for Japan form of cooperation with regional neighbors (where, through the efforts of its business, Japan, in fact, has built a second economy outside its national borders). Japan's key interest is not to exert undue pressure on China, to develop economic ties with the PRC, and to promote multilateral initiatives in which Beijing can participate. RCEP is a vivid example of such interaction.

In the Republic of Korea, the issue of the United States' return to multilateral economic policy is viewed from different angles. On the one hand, the promotion of more open and transparent trade and investment regimes under D. Biden will have a positive impact on the South Korean economy. On the other hand, there are fears of tightening investment market conditions and a continuation of the trade conflict with China, which will put Seoul in a vulnerable position.

With regard to the processes of multilateral regional cooperation, for India there is no question of joining the VPTP and RCEP: this would mean the removal of tariff and non-tariff barriers and the death of a number of sectors of the Indian economy. New Delhi's position on participation in trade blocs may change, but only if the national economy grows over the next five years, which is far from obvious in the context of the COVID-19 pandemic.

As for ASEAN, for it trade and sanctions wars are a long-term strategic challenge and at the same time an incentive to diversify and build more flexible cooperation mechanisms. Against this background, the signing of the RCEP agreement is the main diplomatic success of 2020 and a strategic tool for adapting to the US-China trade conflicts and increasing its own diplomatic weight. At the same time, the interests of the Association do not meet the prospect of "getting shocked" from the United States for active economic cooperation with China.

SEARCHING FOR A CONSOLIDATING AGENDA FOR COOPERATION IN ASIA

The session summarizing the results of the discussion touched upon the question of whether D. Biden's administration is ready to offer the region a consolidating cooperation agenda, and what it could be. The Chinese dimension of this issue is such that the Celestial Empire would see the main consolidating element of the dialogue on climate change, while the discussion of military and even more strategic issues is overly politicized and difficult to implement in the current conditions. In particular, against the background of accusations against China of the genocide of the Uighurs, the likelihood of a dialogue on anti-terrorist topics is minimal. In terms of standardization and technology, cooperation is also unlikely, especially given the dramatic tightening of the US counterintelligence regime. This jeopardizes cooperation in the field of science and education.

Japan will remain in an ambivalent position: not wanting to quarrel with either Washington or Beijing, Tokyo will, as far as its capabilities, diplomatic skills and international conditions allow, balance between them. Moreover, if there is an escalation in Japanese-Chinese relations, then Japan will be involved in this process not even because of solidarity and allied obligations with the United States. Rather, Japan's movement towards an anti-Chinese direction may be associated with increased pressure from Beijing on Japan, and Tokyo will be forced to respond.

For the Republic of Korea, the main question, which has not yet been answered either at the level of official or expert circles, is this: will D. Biden and his team be able to manually “reconfigure” the situation on the Korean Peninsula, which remained generally unchanged after the presidency D. Trump.

India has little interest in what kind of consolidation initiatives Biden will be proposing. The main thing is that it does not contradict the Indian sphere of influence. What will happen outside of Indian interests, New Delhi is concerned about indirectly. India will accept any agenda of the new American administration, even without a consolidating component, if it contains the following ingredients: strengthening India's position in the Indian Ocean, cooperation with ASEAN, non-interference in the internal affairs of the APR countries. But the main thing is that New Delhi will continue to arrange the established informal alliance with Washington and its allies.

There are no particular signs that the United States is ready to propose such an ASEAN agenda. This is primarily due to the general degradation of relations between the United States and China. At the same time, ASEAN is interested in developing a dialogue with Washington on countering non-traditional security threats and issues related to climate change.

At the end of the seminar, the discussion participants gave an answer to a generalizing question: can the administration of D. Biden return to the idea of ​​an “inclusive APR”, and is the region ready to accept this idea. The assessments are discouraging: the speakers of the seminar stated that in the current conditions there are no objective prerequisites for this. This is due to the consistent degradation of American-Chinese relations, and the internal political split in the United States, and the socio-economic and internal political problems of a number of countries in the Asia-Pacific region and the ITR. Accordingly, not only the significance, but even simply the demand for such an installation in cooperation between the countries of the Asia-Pacific region will decrease.

Answering this question, the participants in the discussions raised and logically follows from it: if we move away from the agenda of the "inclusive APR", then in what direction should we move? This topic will be the subject of discussion at the next expert seminar of the Faculty of World Economy and International Affairs at the Higher School of Economics.

June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Чаяния уТРАМПованных – чего ждать странам АТР от администрации Байдена

Одна из американских фастфудных сетей, имеющая представительства по всему миру, умудряется в каждой из стран своего присутствия разнообразить ассортимент локальных кафешек вкраплениями национальных кулинарных нот. Но сможет ли свита нового президента составить меню так, чтобы китайская утка, японский сашими, индийский карри в оправе из менее известных, но многочисленных азиатских закусок, не превратились в неудобоваримый фарш?

Участники экспертного семинара «После Трампа: какой будет политика США в Азии?», состоявшегося на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, дали экспертную оценку возможности перезагрузки отношений между США и их ключевыми партнерами в Азии. Исходные принципы семинара сводились к следующим моментам. США из решения проблем экономики, политики и безопасности в АТР постепенно превращаются в их источник: те рецепты, которые были характерны для американских администраций конца 1980-х – первой половины 1990-х годов, в период президентства Д.Трампа перестали работать. Параллельно с ренационализацией внешней политики как общемирового явления на АТР все отчетливее проецируется американская внутриполитическая повестка, для которой характерны потеря управляемости и рандомно-импровизационный подход к решению проблем. По итогам 2020 года страны АТР окончательно отошли от восприятия «коллективного Запада» как образца для подражания. Соответственно, в их приоритетах значимость диалога с США имеет все предпосылки снизиться, а риски взаимодействия с Вашингтоном будут нарастать Экспертный семинар был выстроен вокруг четырех сквозных тем, объединенных общей логикой с обобщающими оценками. Каждой из этих тем была посвящена отдельная сессия.

Чаяния уТРАМПованных – чего ждать странам АТР от администрации Байдена
Фото: Photo by Jonathan Simcoe on Unsplash

ОЖИДАНИЯ АЗИИ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ БАЙДЕНА

Сессия «Ожидания Азии от администрации Байдена: дискуссии и акценты» концентрировалась вокруг следующего вопроса: как азиатско-тихоокеанские игроки видят современную региональную обстановку, готовность новой американской администрации предложить региону новую повестку, и готовность самого региона на нее откликнуться. Применительно к Китаю было отмечено: приход администрации Д. Байдена не меняет сути китайско-американских отношений, поскольку в США сформировался двухпартийный консенсус относительно необходимости проведения политики сдерживания Китая. Курс Вашингтона на жесткую изоляцию КНР в сфере высоких технологий продолжится и впредь. Реалистичный максимум – инвентаризация санкционного режима и нахождение взаимоприемлемых «развязок» по единичным вопросам, например по климатической повестке. Кроме того, учитывая большую связанность демократов с американским транснациональным бизнесом, Китай будет пытаться использовать сохраняющиеся гигантские экономические связи как инструмент в отношениях с США.

Характерной чертой идейно-интеллектуального мейнстрима Японии стало облегчение от того хаоса и «шизофрении», которые привносила администрация Д.Трампа в японо-американские отношения, а также то, что Вашингтон подтвердил свою приверженность соблюдению Договора о безопасности. Для Токио настоящим шоком стала критика в его адрес со стороны администрации Трампа за нежелание более активно наращивать военный потенциал. Теперь при Байдене Япония рассчитывает на возвращение США к более традиционным, институционализированным подходам и укрепление всесторонних связей с союзниками.

Ожидания Республики Корея по поводу прихода Байдена во многом аналогичные японским. Первостепенное значение придается укреплению двустороннего военного альянса при сохранении надежд на перезагрузку диалога по проблеме Корейского полуострова. В этом плане в РК рассчитывают, что саммит между Мун Чжэ Ином и Джо Байденом поможет активизировать совместные усилия стран по установлению постоянного мира и стабильности на полуострове. Одновременно с этим сохраняются опасения, что Д. Байден окажется менее гибким в диалоге, чем Д. Трамп.

Схожим образом видит перспективы азиатско-тихоокеанской политики США и Индия. Ее эксперты отмечают, что коль скоро курс Вашингтона на сдерживание Китая продолжится при любой американской администрации, востребованность Индии, как минимум, не снизится. В Нью-Дели ожидают, что Д. Байден отменит ряд решений, принятых его предшественником. Одно из них – санкции против Ирана, которые не позволяют ей импортировать иранское сырье и ставят под угрозу реализацию совместных инфраструктурных проектов. Однако в целом личность Байдена воспринимается в Индии неоднозначно. С одной стороны, он неоднократно заявлял о желании укреплять отношения с Нью-Дели, тем более что в администрации Байдена много этнических индийцев. С другой стороны, в Индии опасаются сохранения «привычки» США учить другие страны правам человека, а также продолжения холодной войны с Китаем, только в другой форме.

Для АСЕАН приход Байдена – глоток свежего воздуха. «Десятка» рассчитывает на более последовательную внешнюю политику и более индивидуальный подход к странам-членам. Кроме того, Ассоциация надеется на усиление элементов многосторонности в азиатско-тихоокеанской повестке новой администрации США и публичного признания от Вашингтона центральной роли Ассоциации в регионе. Однако определенные опасения вызывает принадлежность Байдена к демократическому крылу, и, как следствие, потенциальные попытки США распространять в регионе либеральные ценности и уделять значительное влияние вопросам прав человека – одной из наиболее чувствительных тем для стран Юго-Восточной Азии.

АМЕРИКАНСКИЕ АЛЬЯНСЫ И ИНИЦИАТИВА ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Во время второй панели семинара «Американские альянсы и инициатива Индо-Тихоокеанского региона, формирующиеся в азиатской повестке администрации Д. Байдена» его участники обсудили перспективы развития американских альянсов и инициативы ИТР в политике США. Для Китая принципиальное значение имеют два вопроса: участие американских союзников в экономической и технологической блокаде Пекина, что негативно отражается на интересах и деятельности китайских компаний, и перспективы размещения в АТР американских ракет средней дальности – угроза безопасности Китая. Вероятно, США при поддержке союзников попытаются оказать влияние на местные правительства, чтобы те выходили из соглашений с Китаем на поставку телекоммуникационного оборудования. В ответ Китай будет системно использовать инструменты экономического влияния – статус главного «кошелька» региона.

Рассматривая эти темы с японского ракурса, вероятной видится преемственность подходов новой и предыдущей администраций Токио к вопросам военного сотрудничества с Вашингтоном, целью чего является купирование китайской угрозы – неважно, явной или преувеличенной. Единственное принципиальное отличие нынешнего премьер-министра страны Е. Суга от С. Абэ: новый премьер – политик более бюрократического типа, менее харизматичный.

Для Республики Корея очередной обмен торговыми и санкционными ударами между Пекином и Вашингтоном едва ли можно назвать благоприятным сценарием. Байден может попросить Сеул поддержать его экономическую политику в отношении Пекина. РК будет все труднее «идти по натянутому канату» между США и Китаем на фоне обостряющегося соперничества великих держав. Опасения в РК вызывает и перспектива развязывания новой «гонки вооружений» в регионе усилиями США и Китая. Наконец, с учетом строительства сложной сети союзников и партнеров против Китая, администрация Байдена может вовлечь Сеул в региональные альянсы более принципиальными и изощренными способами, чем администрация Трампа.

Во главе угла политики Индии будет стоять укрепление своих доминирующих позиций на пространстве Индийского океана, для чего оптимальным образом подходят АСЕАНоцентричные институты многостороннего сотрудничества и избирательная активизация диалога с Японией и государствами ЮВА по вопросам, связанным со сдерживанием Китая на морских пространствах. По всей видимости, Байден будет более активно задействовать Индию в полу-неформальном альянсе по типу QUAD, что соответствует интересам Индии в регионе. При этом сейчас Индия находится на распутье: усиление напряженности с Китаем и необходимость вливания дополнительных средств в оборону, и одновременно – необходимость в ресурсах для борьбы с последствиями пандемии.

Применительно к военно-стратегическим сюжетам АСЕАН будет готовиться к попыткам США втянуть «десятку» в американоцентричную версию Индо-Тихоокеанского региона. По всей вероятности, основной целью Вашингтона станет Ханой. АСЕАН ревниво относится к попыткам Вьетнама активнее вовлекаться в американоцентричную версию Индо-Тихоокеанского региона. Кроме того, при Байдене вероятно усиление и большая институционализация связей с формальными союзниками Вашингтона – Таиландом и Филиппинами. Ответом Ассоциации, как и прежде, станут попытки адаптировать свои многосторонние институты к формирующейся реальности, а в идеале – укрепить собственное позиционирование в качестве их движущей силы в регионе.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛОЩАДОК И ИНИЦИАТИВ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ Д. БАЙДЕНЕ

Этот вопрос стал предметом дискуссии на отдельной сессии прошедшего семинара. Их оценка с китайского ракурса была критической: действия США подрывают развитие производств и цепочек создания ценности, связывающих Поднебесную с ключевыми экономическими и деловыми партнерами. Под санкционными ударами оказались ряд крупных технологических компаний, производителей электронных устройств, микрочипов. К числу военных компаний была отнесена Корпорация авиационной промышленности (Comac) и основные ее дочерние предприятия, что ставит под угрозу все китайские программы в области гражданского самолетостроения. Отсюда – задача диверсифицировать свои возможности, выстраивая альтернативные направления и формы сотрудничества, в том числе с Россией. Китай будет стремиться подключать свои ресурсы, в т.ч. инициативу «Пояса и Пути» для восстановления связей со многими региональными партнерами.

В Японии ожидания иные: экономический национализм Трампа был одним из главных раздражителей в отношениях между США и Японией в последние годы. Теперь же приход новой администрации США видится как перспектива отказа Вашингтона от давления на Токио по торговым вопросам и возврат к привычной и «нормальной» для Японии форме сотрудничества с соседями по региону (где усилиями своего бизнеса Япония, фактически, выстроила вторую экономику за пределами своих национальных границ). Ключевой интерес Японии – не оказывать излишнее давление на Китай, развивать экономические связи с КНР и продвигать многосторонние инициативы, в которых Пекин может принять участие. ВРЭП – яркий пример подобного взаимодействия.

В Республике Корея вопрос возвращения США к многосторонней экономической политике рассматривается с разных углов. С одной стороны, продвижение более открытых и прозрачных торговых и инвестиционных режимов при Д. Байдене окажет позитивное влияние на южнокорейскую экономику. С другой стороны, есть опасения ужесточения условий инвестиционного рынка и продолжение торгового конфликта с Китаем, что поставит Сеул в уязвимое положение.

Применительно к процессам многосторонней региональной кооперации для Индии не стоит вопрос о присоединении к ВПТТП и ВРЭП: это означало бы снятие тарифных и нетарифных барьеров и гибель ряда отраслей индийской экономики. Позиция Нью-Дели по вопросу участия в торговых блоках может измениться, но лишь при условии роста национальной экономики в течение следующих пяти лет, что в условиях пандемии COVID-19 далеко не очевидно.

Что касается АСЕАН, то для нее торговые и санкционные войны – долгосрочный стратегический вызов и одновременно стимул к диверсификации и выстраиванию более гибких механизмов сотрудничества. На этом фоне подписание соглашения о ВРЭП – главный дипломатический успех 2020 года и стратегический инструмент адаптации к американо-китайским торговым конфликтам и повышение собственного дипломатического веса. Вместе с тем, интересам Ассоциации не отвечает перспектива «огрести» от США за активное экономическое сотрудничество с Китаем.

В ПОИСКАХ КОНСОЛИДИРУЮЩЕЙ ПОВЕСТКИ СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИИ

Сессия, суммирующая результаты дискуссии, касалась вопроса о том, готова ли администрация Д. Байдена предложить региону консолидирующую повестку сотрудничества, и в чем таковая могла бы заключаться. Китайское измерение этой проблематики таково, что Поднебесная видела бы основным консолидирующим элементом диалог по вопросам изменения климата, в то время, как обсуждение вопросов военного и тем более – стратегического характера чрезмерно политизировано и труднореализуемо в нынешних условиях. В частности, на фоне обвинения в адрес Китая в геноциде уйгуров вероятность диалога по антитеррористической тематике минимальна. По стандартизации и технологиям сотрудничество также маловероятно, особенно с учетом резкого ужесточения американского контрразведывательного режима. Это ставит под угрозу взаимодействие в сфере науки и образования.

Япония будет пребывать в амбивалентном положении: не желая ссориться ни с Вашингтоном, ни с Пекином, Токио будет, насколько это позволят его возможности, дипломатическое умение и международная конъюнктура, балансировать между ними. При этом если произойдет эскалация японо-китайских отношений, то Япония будет вовлечена в этот процесс даже не из-за солидарности и союзнических обязательств с США. Скорее, движение Японии к антикитайскому направлению может быть связано с усилением давления Пекина на Японию, и Токио будет вынужден реагировать.

Для Республики Корея главный вопрос, на который пока нет ответа ни на уровне официальных, ни экспертных кругов, таков: сможет ли Д. Байден и его команда «перенастроить» в ручном режиме обстановку на Корейском полуострове, которая осталась в целом без изменений по итогам президентства Д.Трампа.

Индию мало интересует, какие консолидирующие инициативы будет предлагать Байден. Главное, чтобы это не противоречило индийской сфере влияния. Что будет происходить за пределами индийских интересов, Нью-Дели волнует опосредованно. Индия примет любую повестку новой американской администрации, даже и без консолидирующего компонента, если она будет содержать следующие ингредиенты: укрепление позиций Индии в Индийском океане, сотрудничество с АСЕАН, невмешательство во внутренние дела стран АТР. Но главное – Нью-Дели будет и впредь устраивать сложившийся неформальный альянс с Вашингтоном и его союзниками.

Особых признаков того, что США готовы предложить такую повестку АСЕАН не просматривается. Это связано, прежде всего, с общей деградацией отношений между США и КНР. Вместе с тем, АСЕАН заинтересована в развитии диалога с Вашингтоном по противодействию нетрадиционным угрозам безопасности и вопросам, связанным с изменением климата.

В завершении семинара участники дискуссии дали ответ на обобщающий вопрос: может ли администрация Д. Байдена вернуться к идее «инклюзивного АТР», и готов ли регион эту идею принять. Оценки обескураживают: спикеры семинара заявили о том, что в сложившихся условиях для этого нет объективных предпосылок. Это связано и с последовательной деградацией американо-китайских отношений, и внутриполитическим расколом в США, и социально-экономическими и внутриполитическими проблемами ряда стран АТР и ИТР. Соответственно, не только значимость, но и даже просто востребованность такой установки в сотрудничестве между странами АТР будет снижаться.

Ответив на этот вопрос, участники обсуждений подняли и логично из него вытекающий: если отходить от повестки «инклюзивного АТР», то в направлении чего двигаться? Эта тема станет предметом обсуждения уже следующего экспертного семинара факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

9 марта: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика