Поделиться
«Чехи» и «канадцы» над Дальним Востоком
Поделиться

Как будет развиваться местная авиация на востоке страны, изучало EastRussia

На Дальнем Востоке на местных авиалиниях используется порядка 100 самолетов, большинство из которых имеет низкий остаточный эксплуатационный ресурс и в течение шести-семи лет подлежат выводу из эксплуатации. В условиях фактического отсутствия предложений со стороны отечественного авиапрома выбор в обновлении флота решался сам собой – главным образом, в пользу авиатехники канадского и чешского производства. Однако курс на импортозамещение заставляет перевозчиков пересматривать сложившуюся стратегию.

aviakhv.ru
ДИНАМИКА В ПЛЮСЕ

Сегодня региональные авиаперевозки находятся на подъеме. По данным Росавиации, с начала года ряд дальневосточных компаний демонстрирует уверенный рост пассажирооборота. К примеру, услугами «Хабаровских авиалиний» в январе-феврале воспользовалось 7,5 тыс. человек (+5,3% к прошлогоднему уровню), «Полярных авиалиний» - 9,4 тыс. (+16,4%). Процент занятости кресел у этих предприятий вырос на 6,5% и 11,9%, соответственно, до 59,4% и 53,1%.

Положительная динамика сохраняется и у крупнейшего на Дальнем Востоке авиаперевозчика «Авроры». За два первых месяца компания перевезла 208,9 тыс. пассажиров, в том числе на внутренних линиях – 158,5 тыс., что на 9% превышает прошлогодний результат.

«Аврора» последовательно расширяет сеть межрегиональных и местных перевозок (по итогам 2017 года в ее самолетах на этих направлениях осуществили перелет 1,1 млн человек). Особенно это видно по Приморью, где уже пять лет реализуется краевая программа по развитию транспортного комплекса. За счет нее к 2021 году в местном сообщении планируется перевозить более 60 тыс. человек ежегодно (в 2016-м было 30 тыс.), а также восстановить и ввести в эксплуатацию 22 посадочных площадки (сегодня их 13).
Кроме развития аэропортовой инфраструктуры встает вопрос обновления воздушного флота. По данным Минвостокразвития, потребность перевозчиков в новом авиапарке составляет 122 единицы, в том числе 74 самолета и 48 вертолетов. Общий объем средств, необходимый на обновление, варьируется в пределах 30 млрд руб. При этом, констатируют в ведомстве, серийного выпуска самолетов по ряду типов - вместимостью до 9 и до 50 мест - в России до сих пор нет.
 
НА КОРОТКИХ ПОЛОСАХ

В условиях фактического отсутствия предложений со стороны отечественного авиапрома обновление в последнее десятилетие активно шло за счет иностранной техники. Часть перевозчиков при замене морально устаревших судов Ан-24, Ан-26, Ан-28 делала ставку на турбовинтовые ближнемагистральные самолеты семейства Bombardier DHC канадского производства. Наиболее крупный парк таких судов в распоряжении «Авроры». Это 11 самолетов DHC-8, в том числе пять машин серии DHC 8-Q400 (на 70 мест), четыре DHC 8-Q300 (на 50), два DHC 8-Q200 (на 37).

При поддержке бюджета Приморья флот «Авроры» пополнился еще тремя бортами канадского производства - DHC-6 400 Twin Otter вместимостью 19 пассажиров. Сегодня они выполняют десять регулярных внутрикраевых рейсов, а также обслуживают межрегиональные маршруты из Кавалерово и Дальнереченска в Хабаровск. Только за три года эксплуатации (первый DHC-6 400 поступил в Приморье в 2014 году) ими перевезено 84,7 тыс. человек.

Как отмечают в авиакомпании, канадский самолет неприхотливый и создан с прицелом на эксплуатацию в труднодоступных районах. Благодаря своим техническим характеристикам DHС-6 может использоваться на небольших аэродромах, он пригоден для взлета-посадки на неподготовленных грунтовых площадках, а также, что немаловажно для аэродромной инфраструктуры, на коротких взлетно-посадочных полосах (ВПП).

Другой универсальный самолет для местных авиалиний - двухмоторный L-410 (Л-410), в свое время разработанный конструкторским бюро чехословацкого завода Let Kunovice (ныне – актив чешской Aircraft Industries). Он также может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных и снежных площадках. Как и DHC-6 400 Twin Otter, L-410 рассчитан на перевозку 19 пассажиров. В парке «Хабаровских авиалиний» насчитывается пять самолетов чешского производства, на них возложена организация маршрутов из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре, Чумикан, Аян, Богородское, Херпучи.

L-410 заказывается и для Колымы. При поддержке бюджета Магаданской области авиакомпания «СиЛА» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в прошлом году заключили договор о поставке двух самолетов данной серии – первый поступил в регион в начале этого года. «Мы планируем приобретение еще третьего борта с тем, чтобы колымский авиапарк был устойчивым и надежным. Это позволит нам развивать внутрирегиональную авиацию, расширить объемы пассажирских воздушных перевозок», - говорит магаданский губернатор Владимир Печеный.

Как признал глава региона, покупка DHC-6 400 стала бы слишком большой нагрузкой для областного бюджета. Для сравнения, стоимость чешского самолета - $5,6 млн, тогда как канадского - $8,3 млн (по данным ГТЛК, цена DHC-6 400 может доходить до $10 млн).

Между тем, отмечают в «Авроре», для работы авиатехники из Чехии нужны серьезные вливания в наземную инфраструктуру. «В Амурской области для восстановления посадочной площадки Бомнак с реконструкцией ВПП для выполнения полетов на L-410 по линии ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» направляется порядка 650 млн руб. В Приморском крае есть пример, когда в 2015 году площадка в Дальнегорске была восстановлена за 15 млн руб. со строительством пассажирского здания. Там успешно выполняются полеты DHC-6 400», - рассказал первый заместитель гендиректора «Авроры» Дмитрий Тыщук. 

В свою очередь в Минпромторге РФ поддерживали вариант обновления флота чешской продукцией в отличие от канадского аналога. «Конструкция самолета (DHC-6 400. – EastRussia) заточена на решение первой задачи – на получение уникальных взлетно-посадочных характеристик. И самолет эту задачу прекрасно решает: он действительно может садиться и взлетать с очень ограниченных площадок, слабо подготовленных к полетам или вообще не подготовленных. Однако когда данная задача решалась, вопрос собственно транспортной перевозки был принесен в жертву, - считает заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга Михаил Богатырев. – Самолет оснащен толстым крылом, неубирающимся шасси, что после взлета с той ограниченной площадки создает проблемы с его лобовым сопротивлением, в связи с чем он имеет повышенный расход топлива, малую крейсерскую скорость. Если его сравнивать с L-410, то производительность самолета ниже, экономика хуже».

По словам Михаила Богатырева, еще один недочет относится к салону судна. Объем пассажирской кабины DHC-6 400 – около 11 куб. м, тогда как у L-410 – 17 куб. м, что делает полет для пассажиров в канадском самолете менее комфортным.

Впрочем, в администрации Приморского края не раз подчеркивали, что DHC-6 400 по ряду факторов, в том числе по критериям обеспечения безопасности полетов и себестоимости пассажиро-места, являлся более выигрышным вариантом в одном модельном ряду с Cessna, Beechcraft и L-410.
 
ВЫБОР ДИКТУЮТ САНКЦИИ

Одним из козырей в пользу выбора самолетов чешской разработки в Минпромторге называют тот факт, что Aircraft Industries сегодня на 100% принадлежит российской компании - Уральской ГМК. И серийное производство этих машин сейчас разворачивается на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). В прошлом году там была организована крупно-агрегатная сборка. В дальнейшем УЗГА должна наладить выпуск двигателя ВК-800С (сейчас в самолете L-410 используется двигатель производства General Electric Aviation), который может применяться как с отечественным винтом АВ-410, так и с зарубежным АV-725.

Как уточнили авиастроители, в конце 2018 года пройдут ресурсные испытания агрегата, а с 2021-го он пойдет в серию. При строительстве Л-410 предполагается также максимально заменять иностранную авионику на отечественный продукт, причем данная работа будет синхронизирована с другим перспективным проектом в области региональных перевозок – возобновлением производства турбовинтового самолета Ил-114 на 64 мест (как известно, головным изготовителем этой машины является корпорация «МиГ», первое серийное судно планируется построить в 2020-2021 годах).

О том, что L-410 наиболее перспективная модель, говорят и в ГТЛК. «В случае с импортным самолетом мы никак не можем влиять на политику компании-поставщика, когда она увеличит цену, закроет/откроет поставку, какой будет сервис, запчасти и т.д. Это комплексный вопрос, который и обсуждается для принятия решений. Мы склоняемся к тому, что L-410 по набору параметров выиграет эту историю», - говорил ранее гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин.

Очевидно, усиление западных санкций заставляют Россию пересматривать объем поставок импортной техники. В частности, для расширения маршрутной сети с Курилами власти Сахалинской области совместно с «Аэрофлотом» первоначально задумывали приобрести для «Авроры» пять самолетов DHC-6 400 Twin Otter. Однако в связи с концепцией импортозамещения, рассказал журналистам сахалинский губернатор Олег Кожемяко, может быть принято решение о покупке отечественных воздушных судов.

«Сейчас в Екатеринбурге выпускаются самолеты L-410, и мы изучаем вопрос о том, смогут ли они использовать взлетно-посадочные полосы на островах Шикотан и Парамушир, которые будут довольно короткими. Если да, то, конечно, будем брать российскую технику. В противном случае попросим правительство страны разрешить приобрести воздушные суда иностранного производства», - заявил Олег Кожемяко.

Добавим, 8 февраля 2018 года на аэродроме Екатеринбург-Уктус состоялся демонстрационный показ взлетно-посадочных характеристик L-410. Судно взлетело после разбега в 430 м вместо традиционных 600 м, тем самым приблизившись к возможностям DHC-6 400 (требуемая полоса взлета и посадки для канадского самолета - 360 м).

«L-410 - наш путь к развитию региональной авиации, - считает директор дивизиона «Самолеты» УЗГА Евгений Сергеев. - Этот самолет подходит для небольших населенных пунктов с самыми суровыми условиями эксплуатации: холодная зима, отсутствие подготовленных полос для взлета и посадки: заснеженные и укороченные взлетно-посадочные полосы».
Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов