Уроженец Сахалина Василий Ощепков из числа дальневосточников «широко известных в узком» кругу – он один из создателей борьбы самбо, российский и советский разведчик. Историй из его жизни хватит на несколько приключенческих романов
Во время «Ночи в музее» посетителям Хабаровского краевого музея им. Гродекова на одном из заданий в ходе выполнения квеста предлагалось на выбор нарисовать портрет человека, оказавшего значительное влияние на развитие Дальнего Востока и всей России. Портреты, с которых предстояло срисовывать, не были подписаны, иллюстраторы-любители выбирали того, кто больше нравился или кого проще нарисовать. Многим глянулся мужчина в шляпе – импозантный молодой человек без растительности на лице (в отличии от остальных персонажей). Кто он и чем прославился, не знал ни один участник квеста.
По условиям задания после того, как рисунок был закончен, человеку называлось имя персонажа:
- Это Василий Ощепков.
- А кто это?
- Самбо придумал. Здесь, у нас.
- Не слышали про такого.
Нарисованный Василий Ощепков
То, что про Ощепкова многие не знают – вполне объяснимо. Много и открыто о нём и его достижениях стали говорить только в XXI веке, хотя сам он жил 100 лет назад.
Родился Василий Ощепков в 1892 году в Александровском посту на Сахалине – том самом, что был островным центром и по праву считается каторжной столицей. Собственно, и появился Вася на свет от брака приговоренной к 18 годам сахалинской каторги Марии Ощепковой и ссыльнопоселенца Сергея Плисака. Это так называемый «тюремный брак», поэтому официально Вася считался незаконнорожденным и носил фамилию матери. Впрочем, родители рано умерли, и в 11 лет Вася остался один. Правда, у него были хорошие опекуны, которые сильно помогли ему в дальнейшем.
Буквально через полтора года Россия проиграла войну Японии и по Портсмутскому договору отдала ровно половину Сахалина. Впрочем, русские оставались на японской стороне, в частности, православная миссия в Японии. Именно в ее поле зрения и попал Вася: его вместе с семерыми другими мальчишками отправили на учебу на остров Хонсю. Именно там русский мальчик познакомился с японской борьбой - дзюдо.
Юный Ощепков настолько увлекся ей, что его перевели в духовную семинарию в Токио, где можно было лучше познать азы борьбы. Василий не просто прошел вступительные испытания, но и вскоре получил первый дан. Вскоре последовал второй, а это почти половина пути, ведь в те годы в дзюдо было не 10, как сейчас, а всего лишь пять данов. Так Василий Ощепков стал первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. Японские газеты того времени писали: «Русский медведь добился своей цели».
В 1913 году закончилась учеба в семинарии, но Ощепков духовный сан не принял и решил вернуться в Россию. Его – свободно владеющего английским и японским – тут же приняли в контрразведку переводчиком – сначала в Харбине, затем в Хабаровске и Владивостоке.
Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре - Ощепков
В Приморье, помимо исполнения служебных обязанностей, Ощепков находит время, чтобы открыть первую в России секцию дзюдо, которая просуществовала до 1920 года. Это здание сохранилось, сегодня в нем располагается спортивный клуб Тихоокеанского флота.
Корабельная набережная, 21. Фото Василия Авченко
В 1915, а затем в 1917 году на ее базе впервые в стране он проводит международные соревнования, где его ученикам спарринг-партнерами выступили дзюдоисты, специально приехавшие из Японии. Спортивный форум имел большой успех, а Ощепков прослыл мастером борьбы. Неудивительно, что в 1918 году его приглашают обучать азам дзюдо милиционеров Владивостока.
В следующем – 1919-ом году, когда в Приморье у власти интервенты и белогвардейцы, Ощепков состоит на службе у Колчака, переводчиком. Через своего однокурсника он договаривается с осведомительным отделом подполья РКП(б) и начинает работать на «красных». При этом Василий пытается зарабатывать на жизнь: открывает секцию борьбы, покупает кинопроектор.
Его приобретения не остаются незамеченными и через пару лет кинопрокатчик Ощепков, приезжает на Сахалин, занятый японцами, а затем перебирается в Японию. По контракту он должен показывать кино, в том числе, и в частях регулярной армии Японии. Так агент Ощепков начинает передавать свои первые агентурные данные. Примечательно, что он не только показывает кино, но и становится бэнси — суфлером-толкователем японских немых фильмов. Профессия в то время не менее престижная, чем режиссер.
Позже, в Харбине, он знакомится с 17-летней Марией, уроженкой Александровского поста, разводится со своей первой женой и, женившись на ней, отправляется в Токио, где начинает активную разведывательную деятельность под псевдонимом «Монах».
В 1926 году его обвинили в растрате подотчетных - 3140 иен - и возвращают в СССР. Ощепков продает кинопроектор и другое свое имущество, чтобы покрыть «кассовый разрыв» и почти уходит из «органов». Впрочем, опытного работника не хотят отпускать, и Ощепковы вновь становится переводчиком. Во Владивостоке, а потом в Новосибирске, в штабе СибВО. Примечательно, что следующим негласным резидентом советской разведки в Японии становится легендарный Рихард Зорге.
В это время заболевает туберкулезом его молодая супруга и все деньги Ощепков тратит на ее лечение, параллельно добиваясь перевода в Москву или Ленинград, где, несомненно, были лучшие условия для ее лечения. В сентябре 1929 года это ему удается, правда, Мария до переезда не доживает.
Овдовев, Ощепков, уже будучи в Москве, сосредотачивается на дзюдо: открывает при Центральном доме Красной Армии двухмесячные курсы по «дзюу-до», а после и вовсе становится преподавателем Государственного центрального института физической культуры.
В вузе он развернулся в полную силу: присмотрелся к национальным видам борьбы народов СССР, взял лучшее и сделал то, что сегодня называется самбо, а тогда именовалось «советская борьба вольного стиля». Вскоре это было включено в только что разработанный комплекс ГТО. Кстати, во Владивостоке на памятнике Ощепкову написано, что «разрабатывая приемы самбо, В. С. Ощепков наблюдал и изучал моторику движений амурского тигра».
Пару раз Ощепков провел показательные выступления в Центральной высшей школе милиции, которые возымели такой успех, что его пригласили преподавать самбо, чем он и занимался вплоть до 1937 года.
Василий Ощепков. Архивное фото
…Ночью 1 октября 37-го его взяли. Это была целая кампания против «харбинцев» - приказ НКВД СССР № 00593, подписанный Ежовым, по которому сотнями арестовывали советских граждан, ранее проживавших в Харбине и других городах вдоль КВЖД (таких в списках НКВД оказалось около 25 тысяч). В казематах Ощепкову припомнили и службу у Колчака, и пребывание в Японии. Долго в «Бутырке» он не выдержал и 10 октября скончался. По официальной версии – от сердечной недостаточности или, как тогда говорили, «грудной жабы».
Детище его продолжало жить своей жизнью: в ноябре 1938 года прошли всесоюзные сборы, которые и положили начало дальнейшему развитию единоборств. Еще через 10 лет за ней официально закрепилось название самбо - самооборона без оружия. А вот о дзюдо в Советском союзе забыли на многие годы. Хотя, когда в 1963 году в Токио случилась летняя Олимпиада, в программу которой включили дзюдо, в СССР быстро сформировали сборную из... самбистов. В их числе оказались и ученики Ощепкова. Выступили спортсмены, кстати, весьма результативно.
Об Ощепкове заговорили в 2012 году, когда во Владивостоке проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), именно тогда был открыт памятник выдающемуся спортсмену.
Памятник Василию Ощепкову. Фото Василия Авченко
Позже, в 2015 и 2016 годах, на полях Восточного экономического форума премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным вспоминал Василия Ощепкова. После этого информационная блокада сошла на «нет»: памятные доски в Приморье и на Сахалине, съемки художественного фильма «Легенда о самбо», который вышел в прокат в 2021 году. А накануне в Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе на воду был спущен паром «Василий Ощепков», который встанет на линию Ванино – Холмск. Таким образом, Василий Ощепков как бы вернется на свой родной Сахалин…
Алексей ЕлашВ середине девяностых и начале нулевых ровно в полдень из-под купола хабаровского ЦУМа, построенного в дореволюционные годы, пережившего обстрел японцами в апреле 1920 года, а после не раз перестроенного, доносилась мелодия, хорошо знакомая всем хабаровчанам:
Хабаровск, Хабаровск, тобой не любуюсь я –
Я просто люблю тебя!
Это вальс под названием «Хабаровские огни», который наряду с другими композициями претендовал, но так и не стал официальным гимном города (к слову, таковой у Хабаровска появился лишь в 2014 году – совместное творение Дениса Савченко и Вячеслава Корсакова «Город удачи»). Текст «Хабаровских огней» написал Георгий Буравлёв, а вот музыку - Юрий Владимиров: человек, который стоял у истоков Дальневосточного отделения союза композиторов СССР.
Собственно, для организации этого самого отделения его – уже заслуженного и уважаемого работника культуры, одессита – направили в Хабаровск. Хоть и на край земли, но это отнюдь не было ссылкой, а даже наоборот – полное раздолье для творческого человека! Для Хабаровска приезд Владимирова тоже стал большим приобретением: ведь его романс «Не надо» в исполнении Клавдии Шульженко был в те годы шлягером всесоюзного значения.
Кстати, настоящая фамилия Владимирова - Бродский. Владимиров – псевдоним, который использовал его отец, тоже музыкант.
Юрий Владимиров с семьей
Фото из личного архива композитора
Юрий Яковлевич приехал на Дальний Восток осенью 1958 года, в год 100-летия Хабаровска. К тому времени он уже был женат, но детей не было, да и вообще как-то семейная жизнь не задалась. А тут новый город, новая работа и… новая супруга: Тамара, тоже родом из Украины, приехавшая на Дальний Восток с родителями-врачами. Познакомились они в 1961 году, тут же и поженились.
Семейным «гнездом» до конца жизни обоих супругов стал дом № 1 по улице Льва Толстого в самом центре Хабаровска. Кстати, эту четырехэтажку в 1949 году построили военнопленные японцы, которые еще много лет после окончания советско-японской войны находились на Дальнем Востоке.
Фото: Алексей Елаш
Сегодня на фасаде этой «сталинки» расположена мемориальная доска, посвященная Юрию Владимирову – человеку, который не только хорошо выполнил свою «музыкально-чиновничью» работу, но и помог в становлении местным композиторам, стоял у истоков многих творческих фестивалей, в том числе и дальневосточного джазового, которым так славился Хабаровск.
А еще Юрий Яковлевич много писал – о Хабаровске и Дальнем Востоке: «Золотая Амгунь», «Таежный поселок Де-Кастри», «На Дальнем Востоке». Да, в то время был своего рода «госзаказ» на восхваление восточных окраин, БАМовских поселков и труда на благо Родины. Но в этот заказ Владимиров вкладывал всю свою душу и любовь: симфонии, кантаты, песни, романсы – почти 20 лет Юрий Владимиров писал произведения, дослужившись до звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Часто сочинял дома, проигрывая написанные мелодии на чехословацком пианино «Petrof» (сегодня оно хранится в музыкальном салоне Дальневосточной государственной научной библиотеки). «Хабаровские огни» стали, пожалуй, самым узнаваемым произведением в дальневосточном этапе творчества Владимирова. Ноты вальса начертаны на его памятнике в «музыкальном» секторе центрального кладбища Хабаровска.
Фото: Алексей Елаш
Летом 1964 года в японской Ниигате случилось мощное землетрясение, повлекшее цунами и наводнение. Город был разрушен, и в Хабаровске организовали сбор гуманитарной помощи, в первую очередь, строительных материалов (Дальний Восток всегда был крупным экспортером деловой древесины). После этого Хабаровск и Ниигата стали городами-побратимами, а Юрий Владимиров написал мелодию к песне «Хабаровск – Ниигата».Дальневосточный период в творчестве композитора оказался самым плодотворным и продуктивным: Владимиров писал музыку, гастролировал, преподавал в музучилище и Хабаровском институте искусств и культуры, во Владивостоке. Он воспитал целую плеяду музыкантов, культработников и просто людей с хорошим вкусом. За это Юрия Владимирова называли камертоном музыкальной жизни Хабаровска.
Мало кто внес в изучение Дальнего Востока такой же вклад, как Владимир Арсеньев. Он организовал 12 крупных системных экспедиций по Хабаровскому краю и Приморью, исследовал Сихотэ-Алинь, опубликовал более 130 опубликованных научных исследований и работ о географии региона, о населяющих его народах и о его природном богатстве. Самые значимые вехи его жизни и труда - в материале EastRussia.
Владимир Клавдиевич Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Петербурге в семье железнодорожника. С детства он увлекался историями российских путешественников - Пржевальского, Невельского, Миклухо-Маклая. Во время учебы в юнкерском училище преподаватель и путешественник Григорий Ефимович Грум-Гржимайло рассказал Владимиру о том, что дальневосточные окраины России малоисследованы и там будет чем заняться пытливому человеку. После окончания военного обучения и недолгой службы в Польше в поручик Владимир Арсеньев подает рапорт о переводе на Дальний Восток, где проведет в его изучении 30 лет вплоть до дня своей смерти 4 сентября 1930 года.
1900
Арсеньев едет на Дальний Восток. По пути во Владивосток в Благовещенске он оказывается среди военных мобилизованных Благовещенска и участвует в боях с китайцами во время восстания ихэтуаней. За свои действия награждается своей первой медалью «За поход в Китай»
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Во Владивостоке поручик Арсеньев вступает в Общество любителей охоты и Общество изучения Амурского края (ОИАК). По собственной инициативе предлагает пополнить коллекцию музея ОИАК зоологическими, ботаническими и этнографическими материалами. Их он находит и добывает во время первых небольших походов по Приморскому краю. Весь первый отпуск он провел в экспедиции по региону и собрал ценные археологические материалы. Узнав об этом, Приамурский генерал-губернатору Гродеков издал приказ: «считать отпуск офицера, проведенный за исследованиями, служебной командировкой».
1904-1905
Во время русско-японской войны Арсеньев руководит разведывательными операциями в Приморье, проводит картографирование мест возможной высадки японского десанта.
1906-1910
В 1906 году Арсеньев уходи в первую из трех крупных экспедиций в горы Сихотэ-Алиня к северу от залива Святой Ольги до бухты Терней и к истокам реки Уссури. За полгода – с 20 мая по 17 ноября 1906 Арсеньев и его спутники собрали ценнейшую информацию о местности - о проходимости дорог, крутизне склонов, наличии болот и троп через них. Арсеньев сразу же рисовал карты, причем указывал названия рек и по-русски, и по-китайски и на языке местных народов. В этой экспедиции Владимир Арсеньев знакомится с нанайцем Дерсу Узала, который стал его проводником и верным другом, а затем и героем книг.
Владимир Арсеньев и Дерсу Узала
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Экспедиция 1907 года стала продолжением первой – главными задачами были обследование горной области хребта Сихотэ-Алинь между 45°—47° северной широты, бассейны рек, впадающих в том районе в море, верхнее течение рек, составляющих систему реки Иман, а также весь бассейн реки Бикин. Цели были теми же, что и в экспедиции 1906 года: военно-географические, военно-статистические, а также колонизационные и естественно-исторические.
Самой продолжительной и сложной стала третья экспедиция, длившаяся 19 месяцев в 1908-1910 гг. Отряд столкнулся с большим количеством трудностей, утратой припасов и снаряжения, 21 день участники похода голодали – ели, всё что попадалось под руки: зелёные ягоды, листья, мох. Любимая собака Арсеньева, сопровождавшая его восемь лет во всех экспедициях, обессилела и не могла идти, ее пришлось застрелить, а мясо пустить в пищу.
Результатом экспедиций стали обширные этнографические, ботанические и другие коллекции, маршрутрые листы, карты, многочисленные фотопластинки, сведения о реках, флоре и фауне, а также словарные материалы по орочскому и удэгейскому языкам. Хребет Сихотэ-Алинь был пересечен в общей сложности 19 раз.
1911—1913
Арсеньев руководит отрядом, боровшимся с хунхузами – бандитами, которые чувствовали себя полными хозяевами в российско-китайском приграничье. При этом он находит время и для исследовательской работы – Арсеньев провел перепись местного населения, собирал археологический и этнографический материал, и даже сделал научное открытие — обозначил линию биогеографической границы охотской и маньчжурской флоры.
По итогам этих экспедиций Владимир Арсеньев написал книгу «Китайцы в Уссурийском крае». В 1912 году Арсеньев назначается чиновником особых поручений Приамурского генерал-губернатора. В эти же годы Арсеньев активно занимается становлением Хабаровского краеведческого музея, директором которого на общественных началах работал с 1910 по 1918 год.
1917-1918
На общем съезде представителей всех сословий дальневосточного края Владимир Арсеньев избирается комиссаром по делам туземцев. Он активно ездит в командировки по Амуру и Тунгуске, в конце года отправляется в экспедицию по хребту Джаки Унахта-Якбыяна.
В 1918 году по приглашению Переселенческого управления Арсеньева возглавляет двухмесячную экспедицию на Камчатку. Главная задача - изучение полуострова в экономическом отношении и поиск пригодных для заселения мест.
1921-1923
Арсеньев избирается профессором кафедры краеведения и этнографии Владивостокского пединститута, а также становится преподавателем географии и этнографии Восточной Азии в Дальневосточном университете. Он составляет программу лекций по краеведению, по теории и практике научных экспедиций, которые пользуются огромным успехом у слушателей.
Арсеньев читает лекцию в Хабаровске
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Осенью 1922 на всем Дальнем Востоке закрепляется советская власть. Арсеньев, как бывший офицер царской армии, был поставлен на специальный учёт в ГПУ при НКВД с обязанностью ежемесячно отмечаться в органах госбезопасности. В этот период Арсеньев устраивается на работу заведующим отделом охоты на морского зверя управления «Дальрыба». В этой должности в 1923 году он совершает экспедицию на Командорские острова и Камчатку, по итогам которой составить и направить в Высший совет народного хозяйства РСФСР рекомендации по использованию и охране природных богатств этих территорий.
1924-1930
В это время Арсеньев занимает множество должностей: директора Хабаровского музея, заведующего отделом территории, природы и населения, производителя работ по обследованию заселяемых земель Дальневосточного управления экспедиции Наркомзема, начальника бюро экономических изысканий новых железнодорожных магистралей. Он является членом многочисленных комиссий и комитетов. Осенью 1924 г. ему удается убедить представителей советской власти в целесообразности организации Дальневосточного отдела Государственного русского географического общества. Общество возобновило свою деятельность, Арсеньев был избран заместителем председателя отдела и способствовал открытию подразделений в Чите, Владивостоке и Никольск-Уссурийске.
В 1927 году Арсеньев отправился в свою последнюю экспедицию – Советская Гавань – Хабаровск, чтобы обследовать земель в бассейнах притоков Амура - рек Немпту, Мухени, Пихцы и Анюя на предмет заселения. В это время им уже активно интересуются сотрудники ОГПУ и НКВД. На Арсеньева поступают доносы. Ученый и писатель чувствует себя подавленно, испытывает бытовые неудобства, но продолжает работу по систематизации информации, полученной в многочисленных экспедициях. В 1930-ом он становится начальником одновременно четырех экспедиций, направляющихся в районы предполагаемого строительства железнодорожных линий. 19 июля 1930 года Владимир Арсеньев выезжает из Владивостока в низовья Амура для инспектирования экспедиционных отрядов. В этой поездке он простывает, заболевает пневмонией, от которой и умирает.
Узнать больше о жизни Владимира Клавдиевича Арсеньева и о мероприятиях «Года Арсеньева» можно на специализированном сайте.
Cвой историко-просветительский проект «Голос улиц» мы начали в 2019 году, когда решили рассказать об истории улиц дальневосточных городов - в честь кого названы, как именовались ранее, какие городские легенды связаны с этими местами. Ну, вот вы задумывались о том, почему улица Ким Ю Чена в Хабаровске так называется? Или Серышева? Или Нейбута во Владивостоке? С Ленина и Карла Маркса-то как раз все понятно: эти топонимы есть в каждом городе и поселке, а вот про местные – дальневосточные – названия известно далеко не всем, даже коренным жителям, не говоря уже о приезжих. Вот мы и решили рассказать.
Начинали, как говорится, «на свои» - на фасады домов вместо невзрачных и неинформативных адресных аншлагов, зачастую ещё советского образца, стали устанавливать новые, с QR-кодом.
Фото: АНО «Голос улиц»
Система работает достаточно просто: наводишь на код смартфоном и попадаешь на сайт проекта, где можно не только прочитать исторический текст и посмотреть на фотографии конкретной улицы в прежние и нынешние времена, но и послушать подкаст.
Фото: АНО «Голос улиц»
Через год выиграли президентский грант, на средства которого рассказали о еще 20-ти улицах Хабаровска, с переводом на киргизский, узбекский и таджикский языки – для наших гостей из стран Средней Азии. Сначала хотели переводить на японский, китайский и корейский, но пандемия обрезала турпотоки и скорректировала планы, думаю, с языками Восточной Азии всё ещё впереди.
А дальше – больше: нас поддержал крупный банк, и мы установили ещё 43 адресных аншлага, уже не только в Хабаровске, но и во Владивостоке. Кстати, именно после этого наша команда стала пополняться историками и краеведами практически из всех больших городов Дальнего Востока, а проект дал старт подпроектам, перерастающим в самостоятельные.
Екатерина Белобородова, исполнительный директор АНО «ДАРИБ»
- Сегодня мы реализуем проект под названием «Банки Дальнего Востока. Начало». Суть его заключается в том, что мы берем восемь городов Дальнего Востока – Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Анадырь и Магадан – и рассказываем про первую сберкассу в каждом из городов. Соответственно, устанавливаем адресную табличку на здание, где она располагалась, если такое сохранилось, или на следующее по старшинству. Получается проект не только и даже не столько про становление финансового дела, а в целом про историю того или иного региона.
Дмитрий Щербаков, член правления АНО «ДАРИБ»
Во время «Ночи в музее» посетителям Хабаровского краевого музея им. Гродекова на одном из заданий в ходе выполнения квеста предлагалось на выбор нарисовать портрет человека, оказавшего значительное влияние на развитие Дальнего Востока и всей России. Портреты, с которых предстояло срисовывать, не были подписаны, иллюстраторы-любители выбирали того, кто больше нравился или кого проще нарисовать. Многим глянулся мужчина в шляпе – импозантный молодой человек без растительности на лице (в отличии от остальных персонажей). Кто он и чем прославился, не знал ни один участник квеста.
По условиям задания после того, как рисунок был закончен, человеку называлось имя персонажа:
- Это Василий Ощепков.
- А кто это?
- Самбо придумал. Здесь, у нас.
- Не слышали про такого.
Нарисованный Василий Ощепков
То, что про Ощепкова многие не знают – вполне объяснимо. Много и открыто о нём и его достижениях стали говорить только в XXI веке, хотя сам он жил 100 лет назад.
Родился Василий Ощепков в 1892 году в Александровском посту на Сахалине – том самом, что был островным центром и по праву считается каторжной столицей. Собственно, и появился Вася на свет от брака приговоренной к 18 годам сахалинской каторги Марии Ощепковой и ссыльнопоселенца Сергея Плисака. Это так называемый «тюремный брак», поэтому официально Вася считался незаконнорожденным и носил фамилию матери. Впрочем, родители рано умерли, и в 11 лет Вася остался один. Правда, у него были хорошие опекуны, которые сильно помогли ему в дальнейшем.
Буквально через полтора года Россия проиграла войну Японии и по Портсмутскому договору отдала ровно половину Сахалина. Впрочем, русские оставались на японской стороне, в частности, православная миссия в Японии. Именно в ее поле зрения и попал Вася: его вместе с семерыми другими мальчишками отправили на учебу на остров Хонсю. Именно там русский мальчик познакомился с японской борьбой - дзюдо.
Юный Ощепков настолько увлекся ей, что его перевели в духовную семинарию в Токио, где можно было лучше познать азы борьбы. Василий не просто прошел вступительные испытания, но и вскоре получил первый дан. Вскоре последовал второй, а это почти половина пути, ведь в те годы в дзюдо было не 10, как сейчас, а всего лишь пять данов. Так Василий Ощепков стал первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. Японские газеты того времени писали: «Русский медведь добился своей цели».
В 1913 году закончилась учеба в семинарии, но Ощепков духовный сан не принял и решил вернуться в Россию. Его – свободно владеющего английским и японским – тут же приняли в контрразведку переводчиком – сначала в Харбине, затем в Хабаровске и Владивостоке.
Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре - Ощепков
В Приморье, помимо исполнения служебных обязанностей, Ощепков находит время, чтобы открыть первую в России секцию дзюдо, которая просуществовала до 1920 года. Это здание сохранилось, сегодня в нем располагается спортивный клуб Тихоокеанского флота.
Корабельная набережная, 21. Фото Василия Авченко
В 1915, а затем в 1917 году на ее базе впервые в стране он проводит международные соревнования, где его ученикам спарринг-партнерами выступили дзюдоисты, специально приехавшие из Японии. Спортивный форум имел большой успех, а Ощепков прослыл мастером борьбы. Неудивительно, что в 1918 году его приглашают обучать азам дзюдо милиционеров Владивостока.
В следующем – 1919-ом году, когда в Приморье у власти интервенты и белогвардейцы, Ощепков состоит на службе у Колчака, переводчиком. Через своего однокурсника он договаривается с осведомительным отделом подполья РКП(б) и начинает работать на «красных». При этом Василий пытается зарабатывать на жизнь: открывает секцию борьбы, покупает кинопроектор.
Его приобретения не остаются незамеченными и через пару лет кинопрокатчик Ощепков, приезжает на Сахалин, занятый японцами, а затем перебирается в Японию. По контракту он должен показывать кино, в том числе, и в частях регулярной армии Японии. Так агент Ощепков начинает передавать свои первые агентурные данные. Примечательно, что он не только показывает кино, но и становится бэнси — суфлером-толкователем японских немых фильмов. Профессия в то время не менее престижная, чем режиссер.
Позже, в Харбине, он знакомится с 17-летней Марией, уроженкой Александровского поста, разводится со своей первой женой и, женившись на ней, отправляется в Токио, где начинает активную разведывательную деятельность под псевдонимом «Монах».
В 1926 году его обвинили в растрате подотчетных - 3140 иен - и возвращают в СССР. Ощепков продает кинопроектор и другое свое имущество, чтобы покрыть «кассовый разрыв» и почти уходит из «органов». Впрочем, опытного работника не хотят отпускать, и Ощепковы вновь становится переводчиком. Во Владивостоке, а потом в Новосибирске, в штабе СибВО. Примечательно, что следующим негласным резидентом советской разведки в Японии становится легендарный Рихард Зорге.
В это время заболевает туберкулезом его молодая супруга и все деньги Ощепков тратит на ее лечение, параллельно добиваясь перевода в Москву или Ленинград, где, несомненно, были лучшие условия для ее лечения. В сентябре 1929 года это ему удается, правда, Мария до переезда не доживает.
Овдовев, Ощепков, уже будучи в Москве, сосредотачивается на дзюдо: открывает при Центральном доме Красной Армии двухмесячные курсы по «дзюу-до», а после и вовсе становится преподавателем Государственного центрального института физической культуры.
В вузе он развернулся в полную силу: присмотрелся к национальным видам борьбы народов СССР, взял лучшее и сделал то, что сегодня называется самбо, а тогда именовалось «советская борьба вольного стиля». Вскоре это было включено в только что разработанный комплекс ГТО. Кстати, во Владивостоке на памятнике Ощепкову написано, что «разрабатывая приемы самбо, В. С. Ощепков наблюдал и изучал моторику движений амурского тигра».
Пару раз Ощепков провел показательные выступления в Центральной высшей школе милиции, которые возымели такой успех, что его пригласили преподавать самбо, чем он и занимался вплоть до 1937 года.
Василий Ощепков. Архивное фото
…Ночью 1 октября 37-го его взяли. Это была целая кампания против «харбинцев» - приказ НКВД СССР № 00593, подписанный Ежовым, по которому сотнями арестовывали советских граждан, ранее проживавших в Харбине и других городах вдоль КВЖД (таких в списках НКВД оказалось около 25 тысяч). В казематах Ощепкову припомнили и службу у Колчака, и пребывание в Японии. Долго в «Бутырке» он не выдержал и 10 октября скончался. По официальной версии – от сердечной недостаточности или, как тогда говорили, «грудной жабы».
Детище его продолжало жить своей жизнью: в ноябре 1938 года прошли всесоюзные сборы, которые и положили начало дальнейшему развитию единоборств. Еще через 10 лет за ней официально закрепилось название самбо - самооборона без оружия. А вот о дзюдо в Советском союзе забыли на многие годы. Хотя, когда в 1963 году в Токио случилась летняя Олимпиада, в программу которой включили дзюдо, в СССР быстро сформировали сборную из... самбистов. В их числе оказались и ученики Ощепкова. Выступили спортсмены, кстати, весьма результативно.
Об Ощепкове заговорили в 2012 году, когда во Владивостоке проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), именно тогда был открыт памятник выдающемуся спортсмену.
Памятник Василию Ощепкову. Фото Василия Авченко
Позже, в 2015 и 2016 годах, на полях Восточного экономического форума премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным вспоминал Василия Ощепкова. После этого информационная блокада сошла на «нет»: памятные доски в Приморье и на Сахалине, съемки художественного фильма «Легенда о самбо», который вышел в прокат в 2021 году. А накануне в Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе на воду был спущен паром «Василий Ощепков», который встанет на линию Ванино – Холмск. Таким образом, Василий Ощепков как бы вернется на свой родной Сахалин…
Во время «Ночи в музее» посетителям Хабаровского краевого музея им. Гродекова на одном из заданий в ходе выполнения квеста предлагалось на выбор нарисовать портрет человека, оказавшего значительное влияние на развитие Дальнего Востока и всей России. Портреты, с которых предстояло срисовывать, не были подписаны, иллюстраторы-любители выбирали того, кто больше нравился или кого проще нарисовать. Многим глянулся мужчина в шляпе – импозантный молодой человек без растительности на лице (в отличии от остальных персонажей). Кто он и чем прославился, не знал ни один участник квеста.
По условиям задания после того, как рисунок был закончен, человеку называлось имя персонажа:
- Это Василий Ощепков.
- А кто это?
- Самбо придумал. Здесь, у нас.
- Не слышали про такого.
Нарисованный Василий Ощепков
То, что про Ощепкова многие не знают – вполне объяснимо. Много и открыто о нём и его достижениях стали говорить только в XXI веке, хотя сам он жил 100 лет назад.
Родился Василий Ощепков в 1892 году в Александровском посту на Сахалине – том самом, что был островным центром и по праву считается каторжной столицей. Собственно, и появился Вася на свет от брака приговоренной к 18 годам сахалинской каторги Марии Ощепковой и ссыльнопоселенца Сергея Плисака. Это так называемый «тюремный брак», поэтому официально Вася считался незаконнорожденным и носил фамилию матери. Впрочем, родители рано умерли, и в 11 лет Вася остался один. Правда, у него были хорошие опекуны, которые сильно помогли ему в дальнейшем.
Буквально через полтора года Россия проиграла войну Японии и по Портсмутскому договору отдала ровно половину Сахалина. Впрочем, русские оставались на японской стороне, в частности, православная миссия в Японии. Именно в ее поле зрения и попал Вася: его вместе с семерыми другими мальчишками отправили на учебу на остров Хонсю. Именно там русский мальчик познакомился с японской борьбой - дзюдо.
Юный Ощепков настолько увлекся ей, что его перевели в духовную семинарию в Токио, где можно было лучше познать азы борьбы. Василий не просто прошел вступительные испытания, но и вскоре получил первый дан. Вскоре последовал второй, а это почти половина пути, ведь в те годы в дзюдо было не 10, как сейчас, а всего лишь пять данов. Так Василий Ощепков стал первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. Японские газеты того времени писали: «Русский медведь добился своей цели».
В 1913 году закончилась учеба в семинарии, но Ощепков духовный сан не принял и решил вернуться в Россию. Его – свободно владеющего английским и японским – тут же приняли в контрразведку переводчиком – сначала в Харбине, затем в Хабаровске и Владивостоке.
Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре - Ощепков
В Приморье, помимо исполнения служебных обязанностей, Ощепков находит время, чтобы открыть первую в России секцию дзюдо, которая просуществовала до 1920 года. Это здание сохранилось, сегодня в нем располагается спортивный клуб Тихоокеанского флота.
Корабельная набережная, 21. Фото Василия Авченко
В 1915, а затем в 1917 году на ее базе впервые в стране он проводит международные соревнования, где его ученикам спарринг-партнерами выступили дзюдоисты, специально приехавшие из Японии. Спортивный форум имел большой успех, а Ощепков прослыл мастером борьбы. Неудивительно, что в 1918 году его приглашают обучать азам дзюдо милиционеров Владивостока.
В следующем – 1919-ом году, когда в Приморье у власти интервенты и белогвардейцы, Ощепков состоит на службе у Колчака, переводчиком. Через своего однокурсника он договаривается с осведомительным отделом подполья РКП(б) и начинает работать на «красных». При этом Василий пытается зарабатывать на жизнь: открывает секцию борьбы, покупает кинопроектор.
Его приобретения не остаются незамеченными и через пару лет кинопрокатчик Ощепков, приезжает на Сахалин, занятый японцами, а затем перебирается в Японию. По контракту он должен показывать кино, в том числе, и в частях регулярной армии Японии. Так агент Ощепков начинает передавать свои первые агентурные данные. Примечательно, что он не только показывает кино, но и становится бэнси — суфлером-толкователем японских немых фильмов. Профессия в то время не менее престижная, чем режиссер.
Позже, в Харбине, он знакомится с 17-летней Марией, уроженкой Александровского поста, разводится со своей первой женой и, женившись на ней, отправляется в Токио, где начинает активную разведывательную деятельность под псевдонимом «Монах».
В 1926 году его обвинили в растрате подотчетных - 3140 иен - и возвращают в СССР. Ощепков продает кинопроектор и другое свое имущество, чтобы покрыть «кассовый разрыв» и почти уходит из «органов». Впрочем, опытного работника не хотят отпускать, и Ощепковы вновь становится переводчиком. Во Владивостоке, а потом в Новосибирске, в штабе СибВО. Примечательно, что следующим негласным резидентом советской разведки в Японии становится легендарный Рихард Зорге.
В это время заболевает туберкулезом его молодая супруга и все деньги Ощепков тратит на ее лечение, параллельно добиваясь перевода в Москву или Ленинград, где, несомненно, были лучшие условия для ее лечения. В сентябре 1929 года это ему удается, правда, Мария до переезда не доживает.
Овдовев, Ощепков, уже будучи в Москве, сосредотачивается на дзюдо: открывает при Центральном доме Красной Армии двухмесячные курсы по «дзюу-до», а после и вовсе становится преподавателем Государственного центрального института физической культуры.
В вузе он развернулся в полную силу: присмотрелся к национальным видам борьбы народов СССР, взял лучшее и сделал то, что сегодня называется самбо, а тогда именовалось «советская борьба вольного стиля». Вскоре это было включено в только что разработанный комплекс ГТО. Кстати, во Владивостоке на памятнике Ощепкову написано, что «разрабатывая приемы самбо, В. С. Ощепков наблюдал и изучал моторику движений амурского тигра».
Пару раз Ощепков провел показательные выступления в Центральной высшей школе милиции, которые возымели такой успех, что его пригласили преподавать самбо, чем он и занимался вплоть до 1937 года.
Василий Ощепков. Архивное фото
…Ночью 1 октября 37-го его взяли. Это была целая кампания против «харбинцев» - приказ НКВД СССР № 00593, подписанный Ежовым, по которому сотнями арестовывали советских граждан, ранее проживавших в Харбине и других городах вдоль КВЖД (таких в списках НКВД оказалось около 25 тысяч). В казематах Ощепкову припомнили и службу у Колчака, и пребывание в Японии. Долго в «Бутырке» он не выдержал и 10 октября скончался. По официальной версии – от сердечной недостаточности или, как тогда говорили, «грудной жабы».
Детище его продолжало жить своей жизнью: в ноябре 1938 года прошли всесоюзные сборы, которые и положили начало дальнейшему развитию единоборств. Еще через 10 лет за ней официально закрепилось название самбо - самооборона без оружия. А вот о дзюдо в Советском союзе забыли на многие годы. Хотя, когда в 1963 году в Токио случилась летняя Олимпиада, в программу которой включили дзюдо, в СССР быстро сформировали сборную из... самбистов. В их числе оказались и ученики Ощепкова. Выступили спортсмены, кстати, весьма результативно.
Об Ощепкове заговорили в 2012 году, когда во Владивостоке проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), именно тогда был открыт памятник выдающемуся спортсмену.
Памятник Василию Ощепкову. Фото Василия Авченко
Позже, в 2015 и 2016 годах, на полях Восточного экономического форума премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным вспоминал Василия Ощепкова. После этого информационная блокада сошла на «нет»: памятные доски в Приморье и на Сахалине, съемки художественного фильма «Легенда о самбо», который вышел в прокат в 2021 году. А накануне в Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе на воду был спущен паром «Василий Ощепков», который встанет на линию Ванино – Холмск. Таким образом, Василий Ощепков как бы вернется на свой родной Сахалин…
Во время «Ночи в музее» посетителям Хабаровского краевого музея им. Гродекова на одном из заданий в ходе выполнения квеста предлагалось на выбор нарисовать портрет человека, оказавшего значительное влияние на развитие Дальнего Востока и всей России. Портреты, с которых предстояло срисовывать, не были подписаны, иллюстраторы-любители выбирали того, кто больше нравился или кого проще нарисовать. Многим глянулся мужчина в шляпе – импозантный молодой человек без растительности на лице (в отличии от остальных персонажей). Кто он и чем прославился, не знал ни один участник квеста.
По условиям задания после того, как рисунок был закончен, человеку называлось имя персонажа:
- Это Василий Ощепков.
- А кто это?
- Самбо придумал. Здесь, у нас.
- Не слышали про такого.
Нарисованный Василий Ощепков
То, что про Ощепкова многие не знают – вполне объяснимо. Много и открыто о нём и его достижениях стали говорить только в XXI веке, хотя сам он жил 100 лет назад.
Родился Василий Ощепков в 1892 году в Александровском посту на Сахалине – том самом, что был островным центром и по праву считается каторжной столицей. Собственно, и появился Вася на свет от брака приговоренной к 18 годам сахалинской каторги Марии Ощепковой и ссыльнопоселенца Сергея Плисака. Это так называемый «тюремный брак», поэтому официально Вася считался незаконнорожденным и носил фамилию матери. Впрочем, родители рано умерли, и в 11 лет Вася остался один. Правда, у него были хорошие опекуны, которые сильно помогли ему в дальнейшем.
Буквально через полтора года Россия проиграла войну Японии и по Портсмутскому договору отдала ровно половину Сахалина. Впрочем, русские оставались на японской стороне, в частности, православная миссия в Японии. Именно в ее поле зрения и попал Вася: его вместе с семерыми другими мальчишками отправили на учебу на остров Хонсю. Именно там русский мальчик познакомился с японской борьбой - дзюдо.
Юный Ощепков настолько увлекся ей, что его перевели в духовную семинарию в Токио, где можно было лучше познать азы борьбы. Василий не просто прошел вступительные испытания, но и вскоре получил первый дан. Вскоре последовал второй, а это почти половина пути, ведь в те годы в дзюдо было не 10, как сейчас, а всего лишь пять данов. Так Василий Ощепков стал первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. Японские газеты того времени писали: «Русский медведь добился своей цели».
В 1913 году закончилась учеба в семинарии, но Ощепков духовный сан не принял и решил вернуться в Россию. Его – свободно владеющего английским и японским – тут же приняли в контрразведку переводчиком – сначала в Харбине, затем в Хабаровске и Владивостоке.
Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре - Ощепков
В Приморье, помимо исполнения служебных обязанностей, Ощепков находит время, чтобы открыть первую в России секцию дзюдо, которая просуществовала до 1920 года. Это здание сохранилось, сегодня в нем располагается спортивный клуб Тихоокеанского флота.
Корабельная набережная, 21. Фото Василия Авченко
В 1915, а затем в 1917 году на ее базе впервые в стране он проводит международные соревнования, где его ученикам спарринг-партнерами выступили дзюдоисты, специально приехавшие из Японии. Спортивный форум имел большой успех, а Ощепков прослыл мастером борьбы. Неудивительно, что в 1918 году его приглашают обучать азам дзюдо милиционеров Владивостока.
В следующем – 1919-ом году, когда в Приморье у власти интервенты и белогвардейцы, Ощепков состоит на службе у Колчака, переводчиком. Через своего однокурсника он договаривается с осведомительным отделом подполья РКП(б) и начинает работать на «красных». При этом Василий пытается зарабатывать на жизнь: открывает секцию борьбы, покупает кинопроектор.
Его приобретения не остаются незамеченными и через пару лет кинопрокатчик Ощепков, приезжает на Сахалин, занятый японцами, а затем перебирается в Японию. По контракту он должен показывать кино, в том числе, и в частях регулярной армии Японии. Так агент Ощепков начинает передавать свои первые агентурные данные. Примечательно, что он не только показывает кино, но и становится бэнси — суфлером-толкователем японских немых фильмов. Профессия в то время не менее престижная, чем режиссер.
Позже, в Харбине, он знакомится с 17-летней Марией, уроженкой Александровского поста, разводится со своей первой женой и, женившись на ней, отправляется в Токио, где начинает активную разведывательную деятельность под псевдонимом «Монах».
В 1926 году его обвинили в растрате подотчетных - 3140 иен - и возвращают в СССР. Ощепков продает кинопроектор и другое свое имущество, чтобы покрыть «кассовый разрыв» и почти уходит из «органов». Впрочем, опытного работника не хотят отпускать, и Ощепковы вновь становится переводчиком. Во Владивостоке, а потом в Новосибирске, в штабе СибВО. Примечательно, что следующим негласным резидентом советской разведки в Японии становится легендарный Рихард Зорге.
В это время заболевает туберкулезом его молодая супруга и все деньги Ощепков тратит на ее лечение, параллельно добиваясь перевода в Москву или Ленинград, где, несомненно, были лучшие условия для ее лечения. В сентябре 1929 года это ему удается, правда, Мария до переезда не доживает.
Овдовев, Ощепков, уже будучи в Москве, сосредотачивается на дзюдо: открывает при Центральном доме Красной Армии двухмесячные курсы по «дзюу-до», а после и вовсе становится преподавателем Государственного центрального института физической культуры.
В вузе он развернулся в полную силу: присмотрелся к национальным видам борьбы народов СССР, взял лучшее и сделал то, что сегодня называется самбо, а тогда именовалось «советская борьба вольного стиля». Вскоре это было включено в только что разработанный комплекс ГТО. Кстати, во Владивостоке на памятнике Ощепкову написано, что «разрабатывая приемы самбо, В. С. Ощепков наблюдал и изучал моторику движений амурского тигра».
Пару раз Ощепков провел показательные выступления в Центральной высшей школе милиции, которые возымели такой успех, что его пригласили преподавать самбо, чем он и занимался вплоть до 1937 года.
Василий Ощепков. Архивное фото
…Ночью 1 октября 37-го его взяли. Это была целая кампания против «харбинцев» - приказ НКВД СССР № 00593, подписанный Ежовым, по которому сотнями арестовывали советских граждан, ранее проживавших в Харбине и других городах вдоль КВЖД (таких в списках НКВД оказалось около 25 тысяч). В казематах Ощепкову припомнили и службу у Колчака, и пребывание в Японии. Долго в «Бутырке» он не выдержал и 10 октября скончался. По официальной версии – от сердечной недостаточности или, как тогда говорили, «грудной жабы».
Детище его продолжало жить своей жизнью: в ноябре 1938 года прошли всесоюзные сборы, которые и положили начало дальнейшему развитию единоборств. Еще через 10 лет за ней официально закрепилось название самбо - самооборона без оружия. А вот о дзюдо в Советском союзе забыли на многие годы. Хотя, когда в 1963 году в Токио случилась летняя Олимпиада, в программу которой включили дзюдо, в СССР быстро сформировали сборную из... самбистов. В их числе оказались и ученики Ощепкова. Выступили спортсмены, кстати, весьма результативно.
Об Ощепкове заговорили в 2012 году, когда во Владивостоке проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), именно тогда был открыт памятник выдающемуся спортсмену.
Памятник Василию Ощепкову. Фото Василия Авченко
Позже, в 2015 и 2016 годах, на полях Восточного экономического форума премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным вспоминал Василия Ощепкова. После этого информационная блокада сошла на «нет»: памятные доски в Приморье и на Сахалине, съемки художественного фильма «Легенда о самбо», который вышел в прокат в 2021 году. А накануне в Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе на воду был спущен паром «Василий Ощепков», который встанет на линию Ванино – Холмск. Таким образом, Василий Ощепков как бы вернется на свой родной Сахалин…