Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Через пороги

Вместо «зеленого коридора» рыболовы продолжают испытывать административный прессинг

Через пороги

После введения санкций на импорт продуктов и громкий запрет норвежской семги для российского рынка внимание общественности приковано к камчатской рыбе – доедет до внутреннего рынка или не доедет? По словам участников, ожидания выросли, но шаг навстречу так никто и не сделал.

Тема административных барьеров была в центре очередного совещания по развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатки, которое провел во время своего визита на полуостров министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. На этот раз обошлось без громких речей о том, что край является лидером среди дальневосточных регионов по вылову рыбы, о том, что в отрасль вложены миллиарды рублей и о том, что регион может накормить рыбой чуть ли не всю Россию. Обсуждение сразу началось с проблемных вопросов.

Позицию правительства Камчатского края озвучивал зампред и министр сельского хозяйства Владимир Галицын. Первое на чем остановился зампред – это вопросы неоднократного пресечения государственной границы РФ рыболовными судами. Камчатка продолжает настаивать на том, чтобы были внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 560. «Необходимо ускорить принятие федерального закона о внесении изменений в закон о пресечении госграницы РФ в части введения прямых норм, предусматривающих пересечение государственной границы в уведомительном порядке судами рыбопромыслового флота по аналогии с судами, осуществляющими торговое мореплавание», - повторяет на каждом совещании В.Галицын.

Отдельно он рассказал о ситуации, связанной с транзитным проходом рыбопромысловых судов через Первый Курильский пролив (находится между островом Шумшу и полуостровом Камчатка). Дело в том, что с 1 января транзитный проход через этот пролив запрещён. Таким образом, судам, которые следуют с западного на восточное побережье Камчатки и в обратном направлении, приходится идти через Четвёртый Курильский пролив, находящийся южнее (между островами Онекотан и Парамушир). «Различные издержки одного крупнотоннажного судна, которому приходится проходить дополнительные 200 миль, составляют в сутки порядка 3 млн рублей. Учитывая, что у компаний несколько судов, они вынуждены тратить огромные деньги, - подчеркнул В.Галицын. – Причем все эти расходы в конечном итоге ложатся на плечи потребителей, поскольку пользователи вынуждены закладывать эти затраты в цену рыбопродукции, которая реализуется нашим соотечественникам».

Также В.Галицын рассказал о проблемах, возникших с доставкой рыбопродукции на территорию прибрежного субъекта. По мнению региональных властей, контролирующие органы неоднозначно трактуют действующее законодательство, которое позволяет «прибрежникам» производить продукцию на судах. Контролирующие органы полагают, что такая продукция является уловом и должна быть в обязательном порядке доставлена на территорию соответствующего прибрежного субъекта.

«У нас есть случаи, когда судно заходит в порт, выгружает продукцию на причал, а затем загружает ее обратно и только после этого вывозит за пределы Камчатского края, - рассказал В.Галицын. – На Камчатке значительный объем вылова – это прибрежное рыболовство, около 270 тыс. тонн. Большая часть продукции поставляется на внутренний рынок России. Подобные манипуляции увеличивают себестоимость продукции в некоторых случаях на 4-5 рублей за килограмм. В итоге опять же страдают покупатели».

Решение данной проблемы краевые власти видят во внесении изменений в федеральное законодательство, которые позволили бы выгружать продукцию уловов прибрежного рыболовства на территорию любого субъекта России. Кроме того, В.Галицын напомнил о проблемах отсутствия обязательной регистрации на территории региона предприятий, ведущих промысел в прибрежных водах Камчатки, а также перерегистрации рыбопромышленников края в других субъектах.

«То есть если раньше в аукционах, на которых выставлялись прибрежные квоты, участвовали только предприятия, имеющие регистрацию в соответствующем субъекте, то сейчас им практически невозможно конкурировать с предприятиями, которые приходят извне, - говорит В.Галицын. Кроме того, эти рыбопромышленники, получая субъектовые квоты, не торопятся регистрироваться здесь и платить налоги».

По его словам, также остается актуальной проблема перерегистрации рыбопромышленников края в других субъектах РФ. В период с 2009 по 2014 годы с территории Камчатского края в другие регионы «ушли» 37 компаний с общим объемом квот 126 тыс. тонн. «Основной причиной своего бегства с территории Камчатского края рыбохозяйственные предприятия называют чрезмерные административные барьеры, в том числе избыточные требования со стороны контролирующих органов. Если еще недавно мы ставили вопрос об угрозе существенной потери ресурсной базы рыболовства в Камчатском крае, то сегодняшние темпы развития ситуации заставляют задуматься о перспективах развития всего рыбохозяйственного комплекса Камчатки», - сказал зампред.

Заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов в своем выступлении в целом согласился с доводами правительства Камчатского края. В.Соколов поддержал камчатских рыбаков, отметив, что сегодня в позиции контрольно-надзорных ведомств присутствует очень много субъективизма - каждое управление различных федеральных органов может по-своему трактовать закон. Что касается вопроса многократного пересечения госграницы, то здесь Росрыболовство солидарно с краевыми властями и рыбопромышленниками, однако предлагает промежуточное решение данной проблемы. «Те изменения в постановление правительства, которые подготовила федеральная служба безопасности, они, конечно, не в полной мере учитывают предложения и Камчатского края, и общественных организаций рыбаков, но они делают определенный шаг в сторону улучшения ситуации. Законопроекты и постановления правительства принимаются у нас достаточно долго, и сейчас проект постановления взамен 560-го находится в высокой степени готовности, и мы считаем, что правильно будет принять его сейчас в том виде, в котором его подготовила ФСБ, там есть очевидные положительные изменения, - сказал В.Соколов. Поэтому мы предлагаем поддержать данный законопроект, но работу по внесению изменений в закон о госгранице продолжить». Между тем, по мнению камчатских рыбаков, данное предложение Росрыболовства – это полумера и проблемы в корне не решает.

Другой административный барьер, о котором много говорится – это оформление ветеринарных документов. В то время как продукция на импорт и экспорт оформляется в течение нескольких часов, камчатские рыбопромышленники теряют на проверках Россельхознадзора от 7 до 24 дней в зависимости от партии. «Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. Рыбопродукция, поставляемая на импорт и на экспорт, проходит облегченное оформление ветеринарных документов. То есть мы получили хороший ввоз и вывоз. А та рыбопродукция, которая вылавливается в нашей же экономической зоне, таких поблажек не имеет, - поделился В.Соколов. - Необходимо регламентировать данный процесс по времени. Это позволит российской рыбопродукции оперативнее поступать на внутренний рынок».

От приехавшего министра сельского хозяйства участники совещания вполне резонно ждали ярких заявлений и конкретики. Однако Николай Федоров сослался на более высокие инстанции, перед которыми обещался выступить в роли адвоката и заступника для камчатских рыбаков. «О данных проблемах мне предстоит докладывать руководству страны и опровергать контраргументы оппонентов фактами и юридическими материалами», - сказал Н.Фёдоров.Для решения проблемных вопросов мы создадим рабочие группы, в которые войдут представители правительства Камчатского края, других заинтересованных регионов, Росрыболовства, Минсельхоза и отраслевых союзов рыбаков и, скорее всего, будем выходить с инициативами по корректировке действующего федерального законодательства и ряда постановлений правительства Российской Федерации. Без этого, думаю, нам не обойтись».

Эксперты, опрошенные EastRussia, сходятся во мнении, что Камчатскому краю совместно с федеральным правительством необходимо добиться конкретных компромиссных решений хотя бы по некоторым из перечисленных проблем, чтобы обозначить определенный вектор на создание здорового инвестклимата в отрасли. Опрошенные сошлись в оценке, что край выставляет рыбохозяйственную отрасль как одну из наиболее «вкусных» для потенциальных инвесторов, и при этом ошибочно думать, что инвесторы не в курсе тех проблем, которые эту отрасль наводняют, или что внимание инвесторов от этих проблем удастся отвлечь.