Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Officials and fishermen speak different languages

President of the WWARP Alexander Fomin - in an interview with EastRussia

Vladimir Putin, during the “straight line”, called for amendments to the Fisheries Act during the spring session, and also called a couple of concrete measures that, in his opinion, would drastically change the situation - for example, the requirement to bring fish to the shore fresh. What gave the fish industry a replica of the president - rather hope or rather fear - EastRussia finds out from the president the All-Russian Association of Fishery Enterprises, Entrepreneurs and Exporters (VARPE) Alexander Fomin.

Officials and fishermen speak different languages

- Alexander Vladimirovich, what gave the fish industry a replica of the president - rather hope or rather fear? Can you decipher what the specific measures that the president was talking about mean their pros and cons?

“Fishermen are worried more about how the task set by the head of state will be implemented. It is a question of prioritizing the delivery of fish to the beach in fresh and chilled form, and this question is too complicated, despite the apparent simplicity. The fact is that, historically and economically, a model has been developed in domestic fisheries aimed at processing fish into the sea on fishing vessels. Such a model of resource use allows, on the one hand, to significantly increase labor productivity and reduce the cost of production, and on the other, to ensure its high quality, which is due to the possibility of industrial processing of catches just removed from the natural environment. Onshore processing is a completely different economy and a different product quality, since the time of delivery of catches, especially from remote fishing areas, has a huge impact on the safety of raw materials. In the case of chilled fish, we can talk only about small amounts of catch of aquatic bioresources in coastal areas using small vessels. And this approach is not applicable to the overwhelming part of the objects of the craft, including the saire, which was shown on the video during the “straight line”. The main fishing is conducted in remote areas, and to deliver it fresh without loss of quality is very problematic.

- There is a multi-page document, amendments to the law "On Fisheries". Judging by the public reaction - quite controversial. Do you think there is a common understanding of the need for changes in business and the state, and if not - then what are the fundamental differences?

- Understanding of business and Rosrybolovstvo really different. Fishing companies believe that the industry is developing dynamically, despite the crisis in other sectors of the economy. This is confirmed, both gross and financial-economic indicators of recent years. Fishermen increased fish catch by more than 1 million tons, provided per capita consumption in accordance with the recommended consumption norms 22 kg / person per year, increased the volume of gross value added three times from 63 billion rubles in 2008 year to 192,5 billion rubles in 2015 year . The average monthly salary increased by 2,4 times and in 2015, it was about 46 thousand rubles. In our opinion, the exit of the industry from the protracted crisis of 90 - the beginning of 2000 - was promoted by government decisions on the long-term assignment of resources to traditional users. Rosrybolovstvo, in turn, believes that the industry is not developing efficiently enough and additional obligations must be introduced for fishermen, for example, to oblige them to build ships at Russian shipyards. In this case, it is proposed to take 20% quotas from all fishermen and to allocate these quotas to those who manage to build vessels in Russian shipyards earlier than others. Fishermen do not agree with this, since in this case it is a question of the interests of individual companies, which does not solve comprehensively the issue of fleet renewal that is really important for everyone. Companies are ready to build a fleet in Russia, even though we have never built a fleet (except for small vessels), and have already applied for the construction of 360 vessels. Obviously, the proposed scheme will not satisfy all applications and will build twenty ships. The mechanism for selecting applicants for these quotas is not spelled out in detail, which creates corruption factors in the implementation of the proposed legislation. Most of the enterprises, somewhere 800 organizations - medium and small enterprises, have one or two vessels. If 20% quotas are taken away from them, then the 2,5 months of the month will be laid up, which will bring large losses to fish farmers, and many of them will simply go bankrupt. Instead of working with fishing companies to work out mechanisms for the gradual commissioning of new vessels for all, amendments are redirected to the redistribution of part of quotas in favor of individual organizations.

The second fundamental issue on which there are disagreements is the coastal fisheries management regime. Rosrybolovstvo proposes to combine industrial and coastal fisheries into one species, but at the same time wants to stimulate enterprises that deliver fresh fish to coastal enterprises, adding to them another 20% of quotas from industrial quotas. It is obvious to us that this measure will not work. Considering the huge number of administrative barriers on the coast, it will simply cease to be delivered to the coast, especially since the fish producers themselves will be determined in what mode they should work. The position of the VARPE is that the issue of regulation of coastal fisheries has different specificities in different regions, and it is necessary to regulate this locally with the participation of the authorities of the coastal subjects of the Russian Federation. In our opinion, only at the regional level can a balance be maintained between the interests of fishermen, processors and the population living on the territory of coastal entities. Despite the common position on this issue of the majority of fishermen and governors of coastal regions, this issue has not been resolved so far.

- There are some "proposals Minvostokrazvitiya" on the regulation of the fishing industry, which, according to the agency, were supported during the autumn State Council. In what status are they - are they integrated into the proposals of Rosrybolovstvo, or are they in conflict with them?

- Indeed, there are alternative proposals of the Minsk region, their approaches differ significantly, both in terms of the sources of formation of investment quotas, and in terms of the transparency of their subsequent distribution. For fishermen, these proposals are more attractive, since they do not presume the selection of quotas from bona fide users. While proposals Minvostokrazvitiya not integrated into the bill Rosrybolovstva. Moreover, as far as we know, the government has already decided to support the position of Rosrybolovstvo in principle. We will wait for the government bill and everything will be clear.

- Do you have your own recipe, as in a separate region (in our case - in the Far East) - to ensure intensive investment development of the industry so that everyone feels benefits: people received fresh seafood, the state - taxes, fishermen - profits?

- To begin with, it is necessary to put professionals at the head of the industry. Unfortunately, the situation today is that officials, fishermen and fish processors speak different languages. Fishermen are ready in a dialogue with the authorities to solve any problems aimed at developing the industry and providing the population with quality fish products, but, unfortunately, there is no such request today. Only one question is solved: how to take a part of the quotas from all and give those who need to be given. In these conditions, it is not necessary to say that the state, the population and the fishermen feel benefits. If the "scandalous" version of the draft law is adopted, we will see who will benefit.

October 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Чиновники и рыбаки говорят на разных языках

Президент ВАРПЭ Александр Фомин – в интервью EastRussia

Владимир Путин в ходе «прямой линии» призвал принять поправки в закон о Рыболовстве в весеннюю сессию, а также назвал пару конкретных мер, которые, по его мнению, круто изменят ситуацию – например, требование доставлять рыбу на берег в свежем виде. Что дала рыбной отрасли реплика президента – скорее надежду или скорее опасения – EastRussia выясняет у президента Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александра Фомина.

Чиновники и рыбаки говорят на разных языках

– Александр Владимирович, что дала рыбной отрасли реплика президента – скорее надежду или скорее опасения ? Можете ли расшифровать, что означают те конкретные меры, о которых говорил президент – их плюсы и минусы?

– Опасения у рыбаков вызывает скорее, как будет реализована задача, поставленная главой государства. Речь идет о приоритетности доставки рыбы на берег в свежем и охлажденном виде, а этот вопрос слишком сложный, несмотря на внешнюю простоту. Дело в том, что исторически и экономически в отечественном рыболовстве сложилась модель, направленная на переработку рыбы в море на рыбопромысловых судах. Такая модель использования ресурсов позволяет в одной стороны существенно повысить производительность труда и сократить себестоимость производимой продукции, а с другой – обеспечить ее высокое качество, что обусловлено возможностью промышленной переработки уловов, только что изъятых из природной среды. Береговая переработка – это совершенно другая экономика и другое качество продукции, поскольку время доставки уловов особенно из удаленных районов промысла оказывает огромное влияние на сохранность сырья. В случае с охлажденной рыбой речь может идти лишь о небольших объемах вылова водных биоресурсов в прибрежных районах с использованием небольших судов. И к подавляющей части объектов промысла, в том числе к сайре, которую показали в видеосюжете во время «прямой линии», этот подход неприменим. Основной промысел ведется в удаленных районах, и доставить ее в свежем виде без потери качества весьма проблематично.

– Есть многостраничный документ,  поправки в закон «О рыболовстве». Судя по публичной реакции – достаточно спорный. Как Вам кажется, есть ли единое понимание необходимости изменений у бизнеса и у государства, и если нет – то в чем коренные различия?

– Понимание у бизнеса и Росрыболовства действительно разное. Рыбодобывающие предприятия считают, что отрасль динамично развивается даже несмотря на кризис в других отраслях экономики. Это подтверждается, как валовыми, так и финансово-экономическими показателями последних лет. Рыбаки нарастили вылов рыбы более чем на 1 млн. тонн, обеспечили душевое потребление в соответствии рекомендуемыми нормами потребления 22 кг/чел в год, в три раза увеличили объем валовой добавленной стоимости с 63 млрд руб в 2008 году, до 192,5 млрд руб в 2015 году. Среднемесячная заработная плата увеличилась в 2,4 раза и в 2015 году она составила около 46 тыс. руб. По нашему мнению, выходу отрасли из затяжного кризиса 90-х – начала 2000-х годов способствовало принятие государственных решений о долгосрочном закреплении ресурсов за традиционными пользователями. Росрыболовство, в свою очередь, считает, что отрасль недостаточно эффективно развивается и нужно ввести дополнительные обязательства для рыбаков, например, обязать их строить суда на российских верфях.  При этом предлагается забрать у всех рыбаков 20% квот и выделить эти квоты тем, кто раньше других успеет построить суда на российских верфях. Рыбопромышленники с этим не согласны, поскольку в данном случае речь идет об интересах отдельных компаний, что не решает комплексно действительно актуальный для всех вопрос обновления флота. Предприятия готовы строить флот в России, даже несмотря на то, что флот у нас никогда не строили (за исключением малых судов), и уже подали заявки на строительство 360 судов. Очевидно, предлагаемая схема не удовлетворит все заявки и будет построено судов двадцать. Сам механизм отбора претендентов на эти квоты детально не прописан, что создает коррупционные факторы в реализации предлагаемых законодательных норм. Большая часть предприятий, где-то 800 организаций – средние и малые предприятия, имеют одно-два судна. Если у них отберут 20% квот, то 2,5 месяца суда будут стоять на приколе, что принесет рыбопромышленникам большие убытки, а многие из них просто разорятся. Вместо того, чтобы совместно с рыбодобывающими компаниями отработать механизмы постепенного ввода в строй новых судов для всех, продавливаются поправки перераспределения части квот в пользу единичных организаций.

Второй принципиальный вопрос, по которому имеются разногласия – это режим управления прибрежным рыболовством. Росрыболовство предлагает объединить промышленное и прибрежное рыболовство в один вид, но при этом хочет стимулировать предприятия, доставляющие свежую рыбу на береговые предприятия, добавляя им еще 20% квот из промышленной квоты. Для нас очевидно, что эта мера не сработает. Учитывая огромное количество административных барьеров на берегу, ее просто перестанут поставлять на берег, тем более что рыбопромышленники сами будут определяться, в каком режиме им работать. Позиция ВАРПЭ заключается в том, что вопрос регулирования прибрежного рыболовства имеет различную специфику в разных регионах, и необходимо это регулировать на местах с участием органов власти прибрежных субъектов Российской Федерации. На наш взгляд только на региональном уровне может быть соблюден баланс интересов рыбаков, переработчиков и населения, проживающего на территории прибрежных субъектов. Несмотря на единую позицию по этому вопросу большей части рыбопромышленников и губернаторов прибрежных регионов, пока этот вопрос решить не удается.

– Есть некоторые “предложения Минвостокразвития” по регулированию рыбной отрасли, которые, по версии ведомства, были поддержаны в ходе осеннего Госсовета. В каком статусе они находятся – интегрированы ли они в предложения Росрыболовства, или находятся в конфликте с ними?

– Действительно имеются альтернативные предложения Минвостокразвития, их подходы существенно отличаются, как в части источников формирования инвестиционных квот, так и в части прозрачности их последующего распределения. Для рыбаков эти предложения более привлекательны, поскольку они не предполагают отбор квот у добросовестных пользователей. Пока предложения Минвостокразвития не интегрированы в законопроект Росрыболовства. Более того, насколько нам известно, правительством уже принято решение о принципиальной поддержке позиции Росрыболовства. Дождемся правительственного законопроекта и будет все ясно.

– Есть ли у Вас свой рецепт, как в отдельно взятом регионе (в нашем случае – на Дальнем Востоке) – обеспечить интенсивное инвестиционное развитие отрасли, чтобы все ощутили выгоду: люди получили свежие морепродукты, государство – налоги, рыбаки – прибыль?

– Для начала необходимо поставить профессионалов во главе отрасли. К сожалению, ситуация сегодня такова, что чиновники, рыбаки и рыбопереработчики говорят на разных языках. Рыбопромышленники готовы в диалоге с властью решать любые задачи, направленные на развитие отрасли и обеспечение населения качественной рыбопродукцией, но, к сожалению, такого запроса сегодня нет. Решается лишь один вопрос – как забрать часть квот у всех и дать тем, «кому надо» дать. В этих условиях говорить о том, чтобы государство, население и рыбаки ощутили выгоду – не приходится. Если «скандальный» вариант законопроекта будет принят, мы увидим, кто получит выгоду.