Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
The head of the Moscow representative office of ROTOBO - EastRussia talks about joint economic activities in the Kuril Islands | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

What is a "special regime"?

The joint economic activity on the Kurile Islands is discussed by the head of the Moscow representative office of ROTOBO - Japan Association for Trade with Russia and New Independent States

What is a "special regime"?
Photo: shutterstock.com

Daisuke Saito

Head of the ROTOBO Association in Moscow
At a meeting of the heads of Japan and Russia in December 2016, it was agreed that both sides would begin negotiations on the establishment of a special regime on the four northern islands [Southern Kuriles: Kunashir, Shikotan, Iturup and Habomai islands - note EastRussia] For carrying out joint economic activities there.

What is a “special mode”? There is no clear concrete idea about this, since the planning of the institutional structure was entrusted to further negotiations between the parties. The key point is that this structure will be created by joint forces of Japan and Russia, as well as that it will be created on the basis of an international agreement. What kind of agreement it will be - an intergovernmental agreement or an agreement - this will be decided at further bilateral negotiations. This will take into account the possibility of creating an institutional structure that is not based on either Japanese or Russian legislation, and does not harm the legal positions of both countries. With regard to the vague vision, the leaders of both countries, perhaps, imagine some kind of special economic zone. Apparently, to solve a complex territorial problem, it is considered necessary that Russians living in the northern territories feel the benefits of cooperation with Japan, and of the coexistence and mutual prosperity of both countries.

The Japanese side has a ready-made scheme according to which the specification of a special regime for conducting joint economic activities and the actual conduct of this activity in the northern territories will lead to the conclusion of a peace treaty and the solution of the territorial problem. But first of all, for the upcoming 2017 year, the Japanese side should hurry to discuss with Russia questions on the creation of a special regime.

In addition, the Japanese side intends to implement projects on The eight-point cooperation plan, About which the heads of Japan and Russia agreed at the last meeting, and concretize the subsequent economic projects. Japan intends to form a trusting relationship with Russia through the sustainable implementation of each agreement.


Is there a special economic zone (SEZ)?
As for joint economic activities in the region of the four northern islands, in 1998, at the suggestion of the Russian side, a Japanese-Russian intergovernmental commission was established. The commission considered the possibility of creating hatcheries for the cultivation of sea urchin and mollusks in this marine area. But the parties could not resolve the differences over the applicable legislation, Japanese or Russian, and as a result did not reach a final agreement. To address these issues, the Japanese side relies on a framework agreement on fishing in the sea area (official name: the "Agreement between the RF Government and the Government of Japan on some issues in the field of marine living resources of the fishing"), signed with Russia in 1998 year. The agreement stipulated that should not be considered (this agreement and in accordance with the activities and measures of the agreement) as "prejudicial attitudes and points of view of any of the parties on the issues of mutual relations," while recognizing fishing Japanese fishing boats in the sea District. Thus, the problem of jurisdiction over these territories was postponed "in the long run". This agreement aims to ensure that Japanese fishermen can safely engage in fishing for living resources in the maritime area around the northern territories, avoiding the risk of seizure of vessels or inspection.

The Japanese government intends to apply the same framework also on a "land" basis, adhering to the principles of not damaging the legal positions of Japan. However, between sea and land there is a huge difference in the volume of movement of people. On land, incidents and accidents occur much more often. This will complicate the work on the specification of institutional structures to create a special regime.

If Japan recognizes Russia's jurisdiction over the northern territories, and Japanese enterprises will conduct activities in accordance with Russian legislation, it turns out that Japan itself will reject its position that the northern territories are the ancestral territories of Japan. In this regard, the special regime provides for such a framework in which Japanese enterprises will conduct economic activities without recognizing the administrative jurisdiction of Russia in the northern territories. If the creation of a special economic zone is envisaged, then an intergovernmental agreement or agreement should be concluded between Japan and Russia, under which a special joint management company will be established.



As for the question on creation of special economic zones in the Kuril Islands, including the northern territories, the deputy chairman of the Russian Federation - the plenipotentiary of the Russian President in the Far Eastern Federal District Yuri Trutnev expressed the need to postpone the resolution of this issue, as this will prevent the development of negotiations on joint Economic activity in the northern territories. Russia, striving to create a new type of SEZ - the territory of advanced socio-economic development (TOP) in the Kuril Islands, including the northern territories, independently conducted the relevant work. It was planned to attract investments to the areas of fish processing, tourism, development of natural resources, etc., giving tax breaks to companies participating in the TOP (For further details see "Compass Russian Far East." - "The creation of a new type of SEZ in the Kuril Islands», № 11 , 2017, "Monthly Report"), but from the second half of last year the plan was revised due to low prospects of feasibility.The joint economic activities are planned in the areas of tourism and fish processing.
Mr. Gabuev from the Carnegie Moscow Center commented in the Vedomosti newspaper: “A zone close to the new type of SEZ will be created in the Kuril Islands.”


Joint economic activity - will it become the key to solving the territorial problem?
The Japanese government explains that it is discussing with the Russian side issues on joint economic activity in the northern territories with the fundamental premise of not harming Japan's legal positions. The Japanese side intends to create such a society that will allow the Japanese and Russians to co-exist and flourish in the northern territories, conducting joint economic activity there, in order to find the key to solving the territorial problem.

However, it is not clear how the joint economic activity on the four northern islands is associated with the return of the northern territories of Japan and the conclusion of a peace treaty. At the last meeting of the leaders of Japan and Russia, the Russian side apparently made greater emphasis on economic cooperation that contributes to the economic development of its country than on the solution of the territorial problem, indicating a difference in positions with the Japanese side. It is also unknown, under whose sovereignty, Japanese or Russian, joint economic activity will be conducted. There are many problems, including the problem of security. They say that in the northern territories joint economic activities will be conducted in a "special regime". But if Japanese enterprises have to be guided by the applicable Russian legislation, this could mean that Japan will recognize Russia's sovereignty over the northern territories.

When Japanese enterprises operate on the four northern islands, they can formally remove themselves from the problem of sovereignty by entrusting a number of government functions to the joint management company. The task of infrastructure development will also arise.

As was stated in the statement of the heads of Japan and Russia: "Joint economic activity will be an important step towards the conclusion of a peace treaty", that is, this activity was associated with a territorial problem. Prime Minister Abe said: "We can solve this problem with Vladimir." President Putin also said that in the situation with the Kuriles and Japan it is harmful to determine the terms. At the last meeting, the leaders of both countries stated that they intend to solve this problem on their own. It can be said that this indicated a kind of deadline and the purpose of solving the problem.

The key word is "step by step". To solve complex problems, such as territorial problems, first of all, it is necessary to form trust relations between both parties, for which the negotiations and related events or projects need to be implemented steadily, step by step. As the proverb says, "Hurry slowly." Problems solved in a hurry can not be solved in a way that would suit all interested persons. The formation of trust relationships will naturally lead to the solution of the territorial problem. Such a message was received following the last meeting of the leaders of Japan and Russia. Japan and Russia took the first step towards concluding a peace treaty. This is a chance for the transformation of the four northern islands into Japanese-Russian islands.

April 3: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Что такое «особый режим»?

О совместной экономической деятельность на Курильских островах рассуждает глава московского представительства РОТОБО – Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами

Что такое «особый режим»?
Фото: shutterstock.com

Дайсукэ Саито

Глава представительства ассоциации РОТОБО в Москве
На встрече глав Японии и России в декабре 2016 г. была достигнута договоренность о том, что обе стороны начнут переговоры о создании особого режима на четырех северных островах [Южные Курилы: Кунашир, Шикотан, Итуруп и острова Хабомаи – примечание EastRussia] для проведения там совместной экономической деятельности.

Что такое «особый режим»? Об этом еще нет отчетливого конкретного представления, так как планирование институционной структуры было доверено дальнейшим переговорам между сторонами. Ключевым моментом при этом является то, что данная структура будет создана совместными силами Японии и России, а также то, что она будет создана на основе международной договоренности. Что это будет за договоренность – межправительственное соглашение или договор – это решится на дальнейших двусторонних переговорах. При этом будет учтена возможность создания институционной структуры, не основанной ни на японском, ни на российском законодательствах, и не наносящей вреда правовым позициям обеих стран. Что касается неопределенного видения, то руководства обеих стран, может быть, представляют себе некую особую экономическую зону. По видимому, для решения сложной территориальной проблемы считается необходимым, чтобы россияне, живущие на северных территориях, почувствовали выгоду от сотрудничества с Японией, и от сосуществования и взаимного процветания обеих стран.

У японской стороны имеется готовая схема, по которой конкретизация особого режима для проведения совместной экономической деятельности и реальное проведение данной деятельности на северных территориях приведут к заключению мирного договора и решению территориальной проблемы. Но в первую очередь за предстоящий 2017 год японская сторона должна поторопиться обсудить с Россией вопросы по созданию особого режима.

Помимо этого, японская сторона намерена неуклонно реализовывать проекты по плану сотрудничества из восьми пунктов, о котором главы Японии и России договорились на последней встрече, и конкретизировать последующие экономические проекты. Япония намерена формировать доверительные отношения с Россией путем устойчивой реализации каждой договоренности.


Предусмотрена ли особая экономическая зона (ОЭЗ)?
Что касается совместной экономической деятельности в регионе четырех северных островов, то в 1998 году по предложению российской стороны была создана Японско-Российская межправительственная комиссия. В комиссии была рассмотрена возможность создания рыбоводных хозяйств для культивирования морского ежа и моллюсков в данном морском районе. Но стороны так и не смогли устранить разногласия по применяемому законодательству, японскому или российскому, и в результате не пришли к окончательному соглашению. Для решения этих вопросов японская сторона полагается на рамочное соглашение о рыболовстве в этом морском районе (официальное название: «Соглашение между правительством РФ и правительством Японии о некоторых вопросах в области промысла морских живых ресурсов»), подписанное с Россией в 1998 году. В соглашении было оговорено, что не допускается рассматривать (данное соглашение и осуществляемые в соответствии с этим соглашением деятельность и меры) как «наносящие ущерб позициям и точкам зрения любой из сторон по вопросам взаимных отношений», при этом признавая промысел японских рыболовных судов в этом морском районе. Таким образом проблема юрисдикции над этими территориями была отложена «в долгий ящик». Данное соглашение нацелено на то, чтобы японские рыбаки спокойно могли заниматься промыслом живых ресурсов в морском районе вокруг северных территорий, избегая рисков захвата судов или осмотра.

Японское правительство намерено применить такие же рамки и на «суше», придерживаясь принципов ненанесения ущерба правовым позициям Японии. Однако между морем и сушей имеется огромная разница в объеме передвижения людей. На суше гораздо чаще возникают инциденты и аварии. Это будет усложнять работы по конкретизации институционных структур для создания особого режима.

Если Япония признает юрисдикцию России над северными территориями,  а японские предприятия будут вести деятельность в соответствии с российским законодательством, то получится, что Япония сама отвергнет свои позиции, заключающиеся в том, что северные территории являются исконными территориями Японии. В связи с этим особый режим предусматривает такие рамки, в которых японские предприятия будут вести экономическую деятельность без признания административной юрисдикции России на северных территориях. Если предусматривается создание особой экономической зоны, то между Японией и Россией должно быть заключено межправительственное соглашение или договор, в соответствии с которым будет учреждена особая компания совместного управления.

Что касается вопроса по созданию особой экономической зоны на Курильских островах, включая северные территории, то заместитель председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выразил мнение о необходимости отложить решение данного вопроса, поскольку это помешает развитию переговоров о совместной экономической деятельности на северных территориях. Россия, стремясь к созданию нового типа ОЭЗ – территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) на Курильских островах, включая северные территории, самостоятельно проводила соответствующие работы. Планировалось привлечь инвестиции к сферам рыбопереработки, туризма, разработки природных ресурсов и т.д., предоставляя налоговые льготы предприятиям, участвующим в ТОР (О подробностях см. "Компас Дальнего Востока России” – «Создание нового типа ОЭЗ на Курильских островах», № 11, 2017 г., «Ежемесячный отчет»). Но со второй половины прошлого года план подвергался пересмотру из-за низких перспектив осуществимости. Проведение совместной экономической деятельности планируется в сферах туризма и рыбопереработки.
Господин Габуев из Московского центра Карнеги комментировал в газете «Ведомости»: «На Курильских островах будет создана зона, близкая к новому типу ОЭЗ».


Совместная экономическая деятельность – станет ли она ключом к решению территориальной проблемы?
Японское правительство объясняет, что оно обсуждает с российской стороной вопросы по совместной экономической деятельности на северных территориях с принципиальной предпосылкой ненанесения ущерба правовым позициям Японии. Японская сторона намерена создать такое общество, которое позволит японцам и россиянам сосуществовать и взаимно процветать на северных территориях, проводя там совместную экономическую деятельность, с тем, чтобы найти ключ к решению территориальной проблемы.

Однако не ясно, каким образом связывается совместная экономическая деятельность на четырех северных островах с возвращением северных территорий Японии и заключением мирного договора. На последней встрече глав Японии и России российская сторона очевидно сделала больший упор на экономическое сотрудничество, способствующее экономическому развитию своей страны, чем на решение территориальной проблемы, обозначив разницу в позициях с японской стороной. Неизвестно также, под чьим суверенитетом, японским или российским, будет проводиться совместная экономическая деятельность. Имеется много проблем, включая проблему обеспечения безопасности. Говорят, что на северных территориях будет вестись совместная экономическая деятельность в «особом режиме». Но если японским предприятиям придется руководствоваться применяемым российским законодательством, это может означать, что Япония будет признавать суверенитет России над северными территориями.

Когда японские предприятия будут вести экономическую деятельность на четырех северных островах, они могут формально отстраняться от проблемы суверенитета, поручая ряд государственных функций компании совместного управления. Также встанет задача развития инфраструктуры.

Как прозвучало в заявлении глав Японии и России: «Совместная хозяйственная деятельность станет важным шагом на пути к заключению мирного договора», то есть указанная деятельность связывалась с территориальной проблемой. Премьер-министр Абэ сказал: «Эту проблему мы с Владимиром можем решить». Президент Путин также сказал, что в ситуации с Курилами и Японией вредно определять сроки. На последней встрече лидеры обеих стран заявили, что намерены решить эту проблему своими силами. Можно сказать, что этим были указаны своего рода срок и цель решения проблемы.

При этом ключевым словом является «шаг за шагом». Для решения сложных проблем, таких, как территориальные проблемы, в первую очередь необходимо формировать доверительные отношения между обеими сторонами, для чего переговоры и связанные с этими мероприятия или проекты нужно реализовать неуклонно, шаг за шагом. Как говорит пословица «торопись медленно». Проблемы, решаемые в спешке, не могут быть решены так, чтобы это устроило всех заинтересованных лиц. Формирование доверительных взаимоотношений естественным образом приведет к решению территориальной проблемы. Такое послание было получено по итогам последней встречи глав Японии и России. Япония и Россия сделали первый шаг к заключению мирного договора. Это шанс для превращения четырех северных островов в японско-российские острова.