Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Что такое «особый режим»?

О совместной экономической деятельность на Курильских островах рассуждает глава московского представительства РОТОБО – Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами

Что такое «особый режим»?
Фото: shutterstock.com

Дайсукэ Саито

Глава представительства ассоциации РОТОБО в Москве
На встрече глав Японии и России в декабре 2016 г. была достигнута договоренность о том, что обе стороны начнут переговоры о создании особого режима на четырех северных островах [Южные Курилы: Кунашир, Шикотан, Итуруп и острова Хабомаи – примечание EastRussia] для проведения там совместной экономической деятельности.

Что такое «особый режим»? Об этом еще нет отчетливого конкретного представления, так как планирование институционной структуры было доверено дальнейшим переговорам между сторонами. Ключевым моментом при этом является то, что данная структура будет создана совместными силами Японии и России, а также то, что она будет создана на основе международной договоренности. Что это будет за договоренность – межправительственное соглашение или договор – это решится на дальнейших двусторонних переговорах. При этом будет учтена возможность создания институционной структуры, не основанной ни на японском, ни на российском законодательствах, и не наносящей вреда правовым позициям обеих стран. Что касается неопределенного видения, то руководства обеих стран, может быть, представляют себе некую особую экономическую зону. По видимому, для решения сложной территориальной проблемы считается необходимым, чтобы россияне, живущие на северных территориях, почувствовали выгоду от сотрудничества с Японией, и от сосуществования и взаимного процветания обеих стран.

У японской стороны имеется готовая схема, по которой конкретизация особого режима для проведения совместной экономической деятельности и реальное проведение данной деятельности на северных территориях приведут к заключению мирного договора и решению территориальной проблемы. Но в первую очередь за предстоящий 2017 год японская сторона должна поторопиться обсудить с Россией вопросы по созданию особого режима.

Помимо этого, японская сторона намерена неуклонно реализовывать проекты по плану сотрудничества из восьми пунктов, о котором главы Японии и России договорились на последней встрече, и конкретизировать последующие экономические проекты. Япония намерена формировать доверительные отношения с Россией путем устойчивой реализации каждой договоренности.


Предусмотрена ли особая экономическая зона (ОЭЗ)?
Что касается совместной экономической деятельности в регионе четырех северных островов, то в 1998 году по предложению российской стороны была создана Японско-Российская межправительственная комиссия. В комиссии была рассмотрена возможность создания рыбоводных хозяйств для культивирования морского ежа и моллюсков в данном морском районе. Но стороны так и не смогли устранить разногласия по применяемому законодательству, японскому или российскому, и в результате не пришли к окончательному соглашению. Для решения этих вопросов японская сторона полагается на рамочное соглашение о рыболовстве в этом морском районе (официальное название: «Соглашение между правительством РФ и правительством Японии о некоторых вопросах в области промысла морских живых ресурсов»), подписанное с Россией в 1998 году. В соглашении было оговорено, что не допускается рассматривать (данное соглашение и осуществляемые в соответствии с этим соглашением деятельность и меры) как «наносящие ущерб позициям и точкам зрения любой из сторон по вопросам взаимных отношений», при этом признавая промысел японских рыболовных судов в этом морском районе. Таким образом проблема юрисдикции над этими территориями была отложена «в долгий ящик». Данное соглашение нацелено на то, чтобы японские рыбаки спокойно могли заниматься промыслом живых ресурсов в морском районе вокруг северных территорий, избегая рисков захвата судов или осмотра.

Японское правительство намерено применить такие же рамки и на «суше», придерживаясь принципов ненанесения ущерба правовым позициям Японии. Однако между морем и сушей имеется огромная разница в объеме передвижения людей. На суше гораздо чаще возникают инциденты и аварии. Это будет усложнять работы по конкретизации институционных структур для создания особого режима.

Если Япония признает юрисдикцию России над северными территориями,  а японские предприятия будут вести деятельность в соответствии с российским законодательством, то получится, что Япония сама отвергнет свои позиции, заключающиеся в том, что северные территории являются исконными территориями Японии. В связи с этим особый режим предусматривает такие рамки, в которых японские предприятия будут вести экономическую деятельность без признания административной юрисдикции России на северных территориях. Если предусматривается создание особой экономической зоны, то между Японией и Россией должно быть заключено межправительственное соглашение или договор, в соответствии с которым будет учреждена особая компания совместного управления.

Что касается вопроса по созданию особой экономической зоны на Курильских островах, включая северные территории, то заместитель председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выразил мнение о необходимости отложить решение данного вопроса, поскольку это помешает развитию переговоров о совместной экономической деятельности на северных территориях. Россия, стремясь к созданию нового типа ОЭЗ – территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) на Курильских островах, включая северные территории, самостоятельно проводила соответствующие работы. Планировалось привлечь инвестиции к сферам рыбопереработки, туризма, разработки природных ресурсов и т.д., предоставляя налоговые льготы предприятиям, участвующим в ТОР (О подробностях см. "Компас Дальнего Востока России” – «Создание нового типа ОЭЗ на Курильских островах», № 11, 2017 г., «Ежемесячный отчет»). Но со второй половины прошлого года план подвергался пересмотру из-за низких перспектив осуществимости. Проведение совместной экономической деятельности планируется в сферах туризма и рыбопереработки.
Господин Габуев из Московского центра Карнеги комментировал в газете «Ведомости»: «На Курильских островах будет создана зона, близкая к новому типу ОЭЗ».


Совместная экономическая деятельность – станет ли она ключом к решению территориальной проблемы?
Японское правительство объясняет, что оно обсуждает с российской стороной вопросы по совместной экономической деятельности на северных территориях с принципиальной предпосылкой ненанесения ущерба правовым позициям Японии. Японская сторона намерена создать такое общество, которое позволит японцам и россиянам сосуществовать и взаимно процветать на северных территориях, проводя там совместную экономическую деятельность, с тем, чтобы найти ключ к решению территориальной проблемы.

Однако не ясно, каким образом связывается совместная экономическая деятельность на четырех северных островах с возвращением северных территорий Японии и заключением мирного договора. На последней встрече глав Японии и России российская сторона очевидно сделала больший упор на экономическое сотрудничество, способствующее экономическому развитию своей страны, чем на решение территориальной проблемы, обозначив разницу в позициях с японской стороной. Неизвестно также, под чьим суверенитетом, японским или российским, будет проводиться совместная экономическая деятельность. Имеется много проблем, включая проблему обеспечения безопасности. Говорят, что на северных территориях будет вестись совместная экономическая деятельность в «особом режиме». Но если японским предприятиям придется руководствоваться применяемым российским законодательством, это может означать, что Япония будет признавать суверенитет России над северными территориями.

Когда японские предприятия будут вести экономическую деятельность на четырех северных островах, они могут формально отстраняться от проблемы суверенитета, поручая ряд государственных функций компании совместного управления. Также встанет задача развития инфраструктуры.

Как прозвучало в заявлении глав Японии и России: «Совместная хозяйственная деятельность станет важным шагом на пути к заключению мирного договора», то есть указанная деятельность связывалась с территориальной проблемой. Премьер-министр Абэ сказал: «Эту проблему мы с Владимиром можем решить». Президент Путин также сказал, что в ситуации с Курилами и Японией вредно определять сроки. На последней встрече лидеры обеих стран заявили, что намерены решить эту проблему своими силами. Можно сказать, что этим были указаны своего рода срок и цель решения проблемы.

При этом ключевым словом является «шаг за шагом». Для решения сложных проблем, таких, как территориальные проблемы, в первую очередь необходимо формировать доверительные отношения между обеими сторонами, для чего переговоры и связанные с этими мероприятия или проекты нужно реализовать неуклонно, шаг за шагом. Как говорит пословица «торопись медленно». Проблемы, решаемые в спешке, не могут быть решены так, чтобы это устроило всех заинтересованных лиц. Формирование доверительных взаимоотношений естественным образом приведет к решению территориальной проблемы. Такое послание было получено по итогам последней встречи глав Японии и России. Япония и Россия сделали первый шаг к заключению мирного договора. Это шанс для превращения четырех северных островов в японско-российские острова.