Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

What the atom can do and how it is used by Russia and the Asia-Pacific countries

What the atom can do and how it is used by Russia and the Asia-Pacific countries

Petr Schedrovitsky

Advisor to the Director General of the State Atomic Energy Corporation "Rosatom"
- Petr Georgievich, lately they are increasingly talking about an alternative atom - what is meant? Is it possible, using the example of Russia, to describe the potential of radiation technologies in various fields of application?
- There are several major areas of alternative use of the atom. First of all it is, of course, medicine: both in terms of volume and readiness of technologies. Nuclear medicine includes diagnosis and therapy. It is mainly used in oncology, to a lesser extent - in the treatment of cardiovascular diseases, and to a very small extent, but with some growth potential, in neurology.
The methods of nuclear medicine are several voluminous blocks of work. The first thing I would like to highlight is the production of radioisotopes from which further radiopharmaceuticals are made. Several enterprises produce isotopes in the country: both those that are part of Rosatom and are not related to it. One of the famous is the Research Institute of Atomic Reactors (NIIAR) in Dimitrovgrad, Ulyanovsk Region. Here, certain types of isotopes are produced at the reactors: for example, molybdenum-99. This is the main isotope from which technetium-99 is made, which is involved in 80-percent of all diagnostic procedures in medicine. Molybdenum-99, translated into technetium, is used in diagnostics on a gamma scanner. The patient is injected with a substance that, when scanning, makes it possible to identify functional disorders in the body.
The Mayak plant in the Chelyabinsk region also produces a whole range of isotopes, in particular cobalt-60, necessary for radionuclide therapy. Cobalt is also made at the Leningrad nuclear power plant, and a number of isotopes are also being produced in power reactors. Isotope production is a separate sector: in Russia, in this global market, from 20 to 80 percent, for different types, since the reactor base allows us to ensure production of sufficient volume.
- Isotopes can be considered our main product?
- Perhaps, yes. The production of diagnostic equipment - gamma tomographs, positron emission scanners - a sector that is not as developed as the production of isotopes. For certain types of diagnostics, for example, for positron emission, we need isotopes that live for very short periods, in just a few minutes. And when such a need arises, a cyclotron is installed in the medical center - an accelerator for producing short-lived isotopes. In Russia there is a production of such cyclotrons, but the scanning technique is not done. We have missed this segment in 80-e-90, and therefore we are now forced to borrow technology. There are some prototypes, but this is not mass production, it has not yet been brought up to world standards.
- The second component of nuclear medicine is therapy, as you have designated. What can be said about this direction?
- The most common procedure is radiation therapy on electron accelerators. Today in Russia there are very large initial possibilities for the production of such accelerators - they are made by Novosibirsk, Dubna, the St. Petersburg Research Institute of Electrophysical Apparatus named after them. Efremova and a number of other companies on a slightly smaller scale. In Moscow, there are also enterprises that do this.
However, it must be said that nuclear medicine as a whole in Russia today is just beginning to develop, the first programs are being launched in this area. Over the past three years, Rosatom, together with the Ministry of Health, has been preparing a project to form a network of nuclear medicine centers throughout the country, including to place an order for Russian enterprises to launch new equipment lines in partnership with foreign companies. This is a modernization step, an opportunity to catch up with global industry in this area.
- But can we still talk about some kind of Russian know-how in nuclear medicine? Or are we everywhere "catching up"?
- I think we can. High-tech semi-experimental directions in therapy - there are several of them - I would single them out into a special group. This is proton therapy: those works that have been underway for forty years at the Institute of Theoretical and Experimental Physics. Some other Russian research institutes have similar experience. And neutron therapy is a very interesting work of Atommed in Obninsk.
Despite the fact that nuclear medicine is just beginning to develop in our country, tangible changes are noticeable. Thanks to the decisions made in the last two or two and a half years at the highest level, development has gone more actively. However, much more needs to be done: both in terms of creating infrastructure, and in terms of providing it with the necessary equipment, and in terms of training personnel and methods. So far, unfortunately, ordinal differences in the scale of application: the number of diagnostic procedures carried out using these methods, the number of patients, for example.
- What is the main effect of the use of radiation technologies, in your opinion? In other words, what is the competitive advantage of nuclear medicine over conventional medicine?
- If you take medicine, then in many respects the effect of the use of radiation technologies is achieved due to the fact that we diagnose diseases in the early stages. And we do not need to spend huge money on treatment and to cover his temporary disability. After all, there are bilateral losses: chemotherapy, for example, is a very expensive procedure. And besides, the patient is inoperable during treatment, which means that we still lose the employee who creates value. Diagnostic procedures carried out several years earlier easily show the first signs of the disease. Sometimes you do not even need to apply complex and difficult methods of treatment, you can solve the problem much easier. A 100% diagnosis removes a huge burden from the budget and social burden as a result of the retirement of sick people from the labor process. And, as is known, both cardiovascular and oncological diseases are massive.
Infrastructure is very important here. It should be accessible, it should be possible for everyone to use it as close as possible to their place of residence, without going for this purpose, for example, to Moscow. Therefore, it is necessary to create diagnostic and treatment centers in the regions. Here we are lagging behind other countries of the world, although 30 years ago in terms of the development of these methods were all at the same level. But while our colleagues were moving forward, we were waiting for something in many areas.
- What can an alternative atom, in addition to medicine?
- The second huge area of ​​alternative use of the atom is safety. The scanning process using radiation methods can help us see what is inside the objects that are closed to us. For example, inside a container. Hence, all kinds of security and non-destructive testing systems: inspection systems for cargo, for searching explosives, weapons, drugs.
There are different types of systems. Somewhere accelerators are used: the rays are illuminated by a trailer passing through the frame, and a picture appears on the screen. This is one option, so do, for example, in St. Petersburg. There is another version - with neutron generators: the emitted neutron causes a reaction in matter, for example, in explosives, if there is one, and by the isotopic composition released from this explosive at the time of this reaction, the scanner fixes the composition. This is not translucent, it is the launch of a process within the material that can be photographed. In the result


e computer issues a conclusion: for example, hexogen is such and such a brand. Several companies in the country are engaged in these systems, and in particular, Skolkovo is now supporting one of these projects - on the explosives detector.
Here it is worth adding that with the help of radiation technologies, we can see not only what is in the container or the railway car, but also what is inside the weld: are there any suspicions of cracking and, therefore, the danger of some kind of incidents or emergency situations.
- Is it about industry?
- Exactly. The third important line is the use of accelerators for solving various industrial problems: in the cable, petrochemical industries. This use of the properties of the flow of electrons to separate any medium for the cracking of heavy oil, to isolate the necessary materials from different compositions, etc. Industrial materials science - the irradiation of materials to give them the required characteristics of a higher order is an essential area. For example, irradiated cable products - have achieved a certain result in terms of strength and wire characteristics. The cement was irradiated - it became more dense. Fluoroplastic irradiated - received greater wear resistance. In this case, very often we are talking about the formation of the surface properties of materials: having an ordinary material, it is possible to achieve higher productivity and higher characteristics due to modification by irradiating the properties of the surface layer. This is a rather complicated process due to the fact that each material is unique. Great work, but, in general, a very promising direction.
In essence, the development process proceeds as follows: there are basic developments with accelerator technologies that are trying to find different uses for themselves in different directions. Therefore, medicine and safety are those markets that have already been developed and are dynamically developing today, and industrial use, food, water, and agriculture is a little less developed. In particular, in food - because of disputes about the benefits of the effects of radiation on food. But, in general, a substantial part of fruits that are brought to us, for example, from Southeast Asia, undergo this procedure without fail in their homeland: they are irradiated, killing microbes on the surface, so that the fruits are kept longer.
- It does not change the useful properties?
- Does not change. For example, somewhere this method is used to suppress the growth of bacteria in meat, fish, and seafood. Wheat is also irradiated after harvest for better preservation. That is, they kill only some bacteria, organisms that spoil the product. At the same time, the requirements for quality and safety of products are fixed by a set of international standards.
- Water, food, agriculture - fourth application?
- Yes, this includes: cleaning, increasing the productivity of agriculture, increasing the safety of products during transportation, sterilization for storage. And here, probably, it is worth considering the whole complex of issues related to ecology, since the area and the potential of using the atom to preserve the environment are enormous. We can not only sterilize medical waste, but also purify gases and drains, clean and sterilize solid household waste. However, on a massive scale of such systems does not yet exist. There are only experimental installations: for flue gas cleaning, for sewage treatment, for garbage processing. The necessary economic conditions for the use of the atom to oust other technologies from this market have not yet been achieved.
- You mentioned that in South-East Asia radioactive technologies are actively used in agriculture. Who else from the APR countries invests in the development of an alternative atom?
- Unconditional leader here, of course, Japan. This country has achieved high results in all areas of application of the alternative atom. From countries that have recently entered the market, I would single out, probably, South Korea. First and foremost, what the Koreans have succeeded in - they have mastered the technology for the production of accelerators and have learned how to make accelerators of various types. In South Korea, there are already companies that successfully sell these Korean products around the world. Koreans are also inventing new technologies: for example, they made a generator that produces technetium from natural molybdenum. This is a very interesting method that does not require, in fact, reactor enrichment: natural molybdenum is taken, placed in a special box where the reaction takes place. The output is technetium. This, roughly speaking, is a microproducer, a microgenerator, which can be installed in a hospital and receive technetium continuously.
In addition, South Korea has its own large source of raw materials for isotopes and serious educational programs for training personnel for nuclear medicine. In particular, this year, in May, training in radiology will be conducted in South Korea jointly with the World Nuclear Association (WNA).
If we talk about the main areas of application, then in South Korea the most common is the industrial use of radiation technologies, since the country is generally industrial oriented. I would stress today, if we consider new players in the alternative atomic market in the Asia-Pacific region (I remind you that we do not take into account Japan), South Korea can be safely put in the first place.
- What about China?
- China in the field of radiation technologies moves as it moves in all other industries: it localizes the plants of large companies that already have ready-made technologies, copies these developments, and then begins to build its industry. In this sense, China, in the field of the alternative atom, is not yet playing the development of a new one, but in the scaling of an existing one. Much attention is paid to the Chinese security systems. They have a special company Nuctech, which is engaged in this direction, various inspection systems. Nuctech is gradually entering the world market, leading price competition with the British and Americans.
- What about India?
- The main direction in which India is investing today in the field of radiation technologies is agriculture. This is their most problematic, least stable sphere. And if the germination or safety of the crop increases by at least a few percent, then the efficiency of this one of the key sectors for the country increases sharply. Given the heat, for India it is a major issue. In other areas, in addition to agriculture, the alternative atom is used a little. There are several experimental installations where basic technologies are tested. In this context, the Indians are interested in the Russian experience in working with agriculture, with water and with food.
- Summarizing our conversation, what is the main advantage of Russia in the field of the alternative atom over other countries?
"Our main advantage is that we inherited from the Union a large research base. The nuclear industry in the USSR had a developed infrastructure, hence the reactive and accelerating bases for research and serious prospects in the field of alternative use of the atom. Today, this market is much larger than the market of nuclear energy itself, and its development is going much faster.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Что умеет атом и как этим пользуются Россия и страны АТР

Что умеет атом и как этим пользуются Россия и страны АТР

Петр Щедровицкий

Советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
– Петр Георгиевич, в последнее время все чаще говорят об альтернативном атоме – что имеется ввиду? Можно ли на примере России обрисовать потенциал радиационных технологий в разных областях применения? 
– Существует несколько крупных сфер альтернативного применения атома. В первую очередь это, конечно же, медицина: и по объему, и по готовности технологий. Ядерная медицина включает в себя диагностику и терапию. В основном применяется в онкологии, в меньшей степени – в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, и в совсем небольшой степени, но с каким-то потенциалом роста, в неврологии. 
Методы ядерной медицины – это несколько объемных блоков работы. Первое, что хотелось бы выделить – производство радиоизотопов, из которых дальше изготавливают радиофармпрепараты. Производит изотопы несколько предприятий в стране: как входящих в ГК «Росатом», так и не связанных с ней. Одно из известных – Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) в Димитровграде Ульяновской области. Здесь на реакторах нарабатывают определенные виды изотопов: например, молибден-99. Это основной изотоп, из которого делается технеций-99, задействованный в 80-ти процентах всех диагностических процедур в медицине. Молибден-99, переведенный в технеций, используется в диагностике на гамма-сканере. Больному вводится вещество, при сканировании позволяющее выявить функциональные нарушения в организме. 
На комбинате «Маяк» в Челябинской области также производится целый спектр изотопов, в частности кобальт-60, необходимый для радионуклидной терапии. Кобальт делают и на Ленинградской атомной станции, там же нарабатывают в энергетических реакторах еще целый ряд изотопов. Наработка изотопов это отдельный сектор: у России на этом мировом рынке от 20 до 80 процентов, по разным видам, так как реакторная база позволяет обеспечить наработку в достаточном объеме. 
– Изотопы можно считать основным нашим продуктом? 
– Пожалуй, да. Производство диагностической аппаратуры – гамма-томографов, позитронно-эмиссионных сканеров – сектор, не настолько развитый, как производство изотопов. Для отдельных видов диагностики, например для позитронно-эмиссионной, нужны изотопы, которые живут очень недолго, буквально несколько минут. И когда возникает такая необходимость, в медицинском центре устанавливается циклотрон – ускоритель для наработки короткоживущих изотопов. В России существует производство таких циклотронов, но не делается техника по сканированию. Мы этот сегмент в 80-е-90-е упустили, а потому сейчас вынуждены технологии заимствовать. Есть какие-то опытные образцы, но это не серийное производство, оно пока не доведено до мировых стандартов. 
– Вторая составляющая ядерной медицины – терапия, как Вы обозначили. Что можно сказать об этом направлении? 
– Наиболее распространенная процедура – лучевая терапия на электронных ускорителях. Сегодня в России очень большие исходные возможности по производству таких ускорителей – их делают Новосибирск, Дубна, Санкт-Петербургский НИИ «Электрофизической аппаратуры» им. Ефремова и еще ряд предприятий в чуть меньших масштабах. В Москве также есть предприятия, которые этим занимаются. 
Однако надо сказать, что ядерная медицина в целом в России сегодня только начинает развиваться, запускаются первые программы в этой области. Последние три года «Росатом» совместно с Минздравом готовит проект по формированию сети центров ядерной медицины по всей стране, в том числе и для того, чтобы сделать заказ российским предприятиям на запуск новых линеек оборудования в партнерстве с зарубежными компаниями. Это модернизационный шаг, возможность догнать мировую промышленность в этой сфере. 
– И все же можем ли мы говорить о каком-то российском ноу-хау в ядерной медицине? Или мы везде «догоняющие»? 
– Думаю, можем. Высокотехнологичные полуэкспериментальные направления в терапии – их несколько – я бы выделил в особую группу. Это протонная терапия: те работы, которые в Институте теоретической и экспериментальной физики ведутся уже сорок лет. Подобный опыт есть и в некоторых других российских научно-исследовательских институтах. И нейтронная терапия – очень интересная работа компании «Атоммед» в Обнинске. 
Несмотря на то, что ядерная медицина только начинает развиваться в нашей стране, ощутимые сдвиги заметны. Благодаря решениям, принятым в последние два-два с половиной года на высшем уровне, развитие пошло более активно. Однако еще многое нужно сделать: и в плане создания инфраструктуры, и в плане обеспечения ее необходимым оборудованием, и в плане подготовки кадров, методик. Пока, к сожалению, порядковые различия в масштабе применения: количество диагностических процедур, проведенных с помощью этих методов, на количество больных, например. 
– В чем основной эффект от применения радиационных технологий, на Ваш взгляд? Другими словами, в чем конкурентное преимущество ядерной медицины перед обычной? 
– Если брать медицину, то во многом эффект от применения радиационных технологий достигается за счет того, что мы диагностируем заболевания на ранних стадиях. И нам не нужно тратить огромные деньги на лечение и на покрытие его временной нетрудоспособности. Ведь потери идут двусторонние: химиотерапия, например, процедура очень дорогостоящая. И кроме того, пациент неработоспособен во время лечения, а значит, мы еще теряем работника, который создает стоимость. Диагностические же процедуры, проведенные за несколько лет до этого, легко демонстрируют первые признаки болезни. Иногда даже не нужно применять сложные и тяжелые методы лечения, можно решить вопрос гораздо проще. Стопроцентная диагностика снимает огромную нагрузку с бюджета и социальную нагрузку в результате выбытия из трудового процесса заболевших людей. А, как известно, и сердечно-сосудистые, и онкологические заболевания – массовые. 
Здесь очень важна инфраструктура. Она должна быть доступна, ею должен иметь возможность воспользоваться каждый максимально приближённо к месту проживания, не отправляясь для этого, например, в Москву. Следовательно, необходимо создавать диагностические и лечебные центры в регионах. Здесь мы в масштабе отстаем от других стран мира, хотя 30 лет назад по уровню развития этих методов все были на одинаковом уровне. Но пока наши коллеги двигались вперед, мы по многим направлениям чего-то ждали. 
– Что умеет альтернативный атом, помимо медицины? 
– Вторая огромная область альтернативного применения атома – безопасность. Процесс сканирования радиационными методами может помочь нам увидеть, что находится внутри закрытых от нас предметов. Например, внутри контейнера. Отсюда всякого рода системы безопасности и неразрушающего контроля: досмотровые системы для грузов, для поиска взрывчатых веществ, оружия, наркотиков. 
Есть различные типы систем. Где-то используются ускорители: лучи просвечивают трейлер, проходящий через рамку, и на экране появляется картинка. Это один вариант, так делают, например, в Петербурге. Есть другая версия – с нейтронными генераторами: испускаемый нейтрон вызывает реакцию в веществе, например, во взрывчатке, если она есть, и по изотопному составу, выделяемому из этой взрывчатки в момент данной реакции, сканер фиксирует состав. Это не просвечивание, это запуск некого процесса внутри материала, который можно сфотографировать. В результате компьютер выдает заключение: например, гексоген такой-то марки. Этими системами занимаются несколько компаний в стране, и в частности, Сколково сейчас поддерживает один из таких проектов – по детектору взрывчатых веществ. 
Здесь же стоит добавить, что при помощи радиационных технологий, мы можем увидеть не только, что находится в контейнере или железнодорожном вагоне, но и то, что внутри сварного шва: нет ли там подозрения на растрескивание и, следовательно, опасности каких-то инцидентов или аварийных ситуаций. 
– Речь уже о промышленности? 
– Именно так. Третья важная линия – использование ускорителей для решения различных промышленных задач: в кабельной, нефтехимической промышленности. Это использование свойств потока электронов для разделения каких-либо сред для крекинга тяжелой нефти, для выделения необходимых материалов из разных составов и т.д. Индустриальное материаловедение – облучение материалов для придания им требуемых характеристик более высокого порядка – существенная область. Скажем, облучили кабельную продукцию – добились определенного результата по прочности и проводным характеристикам. Облучили цемент – он стал более плотным. Облучили фторопласты – получили большую износосостойкость. При этом очень часто речь идет о формировании поверхностных свойств материалов: имея обычный материал, можно добиться более высокой продуктивности и более высоких характеристик за счет модификации с помощью облучения свойств поверхностного слоя. Это достаточно сложный процесс в силу того, что каждый материал уникален. Большая работа, но, в общем, очень перспективное направление. 
По сути, процесс развития идет следующим образом: есть базовые наработки с ускорительными технологиями, которые в разных направлениях пытаются найти себе разное применение. Поэтому медицина и безопасность – это те рынки, которые уже освоены и динамично развиваются сегодня, а индустриальное применение, применение в пище, в воде, в сельском хозяйстве чуть менее развито. В частности, в пище – по причине споров о пользе воздействия излучения на продукты питания. Но, в общем, существенная часть фруктов, которые привозят нам, например, из Юго-Восточной Азии, проходит эту процедуру в обязательном порядке еще на родине: их облучают, убивая микробы на поверхности, чтобы фрукты дольше хранились. 
– Это не меняет полезных свойств? 
– Не меняет. Например, где-то этот метод используется, чтобы подавить рост бактерий в мясе, рыбе, морепродуктах. Также облучают пшеницу после сбора для лучшей сохранности. То есть убивают только какие-то бактерии, организмы, портящие продукт. При этом, требования по качеству и безопасности продуктов зафиксированы сводом международных стандартов. 
– Вода, продукты питания, сельское хозяйство – четвертая сфера применения? 
– Да, сюда входят: очистка, повышение продуктивности сельского хозяйства, повышение сохранности продуктов при транспортировке, стерилизация для хранения. И здесь же, наверное, стоит рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с экологией, так как область и потенциал применения атома для сохранения окружающей среды огромны. Мы можем не только стерилизовать медицинские отходы, но и очищать газы и стоки, очищать и стерилизовать твердые бытовые отходы. Однако в массовом масштабе подобных систем пока не существует. Есть только экспериментальные установки: по очистке дымовых газов, по очистке сточных вод, по переработке мусора. Пока не достигнуты необходимые экономические условия применения атома, чтобы вытеснить другие технологии с этого рынка. 
– Вы упомянули, что в Юго-Восточной Азии активно используется радиоактивные технологии в сельском хозяйстве. Кто еще из стран АТР вкладывается в развитие альтернативного атома? 
– Безусловный лидер здесь, разумеется, Япония. Эта страна добилась высоких результатов во всех направлениях применения альтернативного атома. Из стран, сравнительно недавно вышедших на этот рынок я бы выделил, наверное, Южную Корею. Первое и основное, в чем преуспели корейцы – они освоили технологию по производству ускорителей и научились делать ускорители разного вида. В Южной Корее уже есть компании, которые эту корейскую продукцию успешно реализуют по всему миру. Корейцы также придумывают новые технологии: например, они сделали генератор, производящий технеций из природного молибдена. Это очень интересный способ, не требующий, по сути, реакторного обогащения: берется природный молибден, помещается в специальный бокс, где происходит реакция. На выходе получается технеций. Это, грубо говоря, микропроизводитель, микрогенератор, который можно установить в больнице и получать технеций постоянно. 
Кроме того, у Южной Кореи своя большая сырьевая база для изотопов и серьезные образовательные программы по подготовке кадров для ядерной медицины. В частности, в этом году, в мае, в Южной Корее будет проводиться обучение по радиологии совместно со Всемирной Ядерной Ассоциацией (World Nuclear Association, WNA). 
Если же говорить об основных областях применения, то в Южной Корее наиболее распространено промышленное использование радиационных технологий, так как страна вообще индустриально ориентирована. Подчеркну, на сегодняшний день, если рассматривать новых игроков на рынке альтернативного атома в Азиатско-Тихоокеанском регионе (напомню, что Японию мы не берет в расчет), Южную Корею можно смело ставить на первое место. 
– А как же Китай? 
– Китай в сфере радиационных технологий движется так, как он движется во всех других отраслях: локализует у себя заводы крупных компаний, которые уже имеют готовые технологии, копирует эти наработки, и затем начинает выстраивать свою индустрию. В этом смысле Китай, в сфере альтернативного атома, играет пока не в разработку нового, а в масштабирование уже действующего. Большое внимание китайцы уделяют системам безопасности. У них есть специальная компания Nuctech, которая занимается этим направлением, различными досмотровыми системами. Nuctech постепенно выходит на мировой рынок, ведет ценовую конкуренцию с англичанами и американцами. 
– А что можно сказать об Индии? 
– Основное направление, в которое вкладывается сегодня Индия в области радиационных технологий, – сельское хозяйство. Это их самая проблемная, наименее устойчивая сфера. И если хотя бы на несколько процентов повышается всхожесть или сохранность урожая, то резко растет эффективность этой одной из ключевых для страны отраслей. С учетом жары, для Индии это важнейший вопрос. В других областях, помимо сельского хозяйства, альтернативный атом применяется мало. Есть несколько экспериментальных установок, на которых отрабатываются базовые технологии. В этом контексте индусов интересует российский опыт по работе с сельским хозяйством, с водой и с пищевыми продуктами. 
– Резюмируя наш разговор, в чем главное преимущество России в области альтернативного атома перед другими странами? 
– Основное наше преимущество в том, что в наследство от Союза нам досталась большая исследовательская база. Атомная промышленность в СССР имела развитую инфраструктуру, отсюда -реакторная и ускорительная базы для исследований и серьезные перспективы в области альтернативного применения атома. Сегодня этот рынок гораздо больше рынка самой атомной энергетики, и развитие его идет значительно быстрей.