Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Чтобы развиваться, Владивостоку нужно расти территориально»

Архитектор Валентин Аникеев об агломерации и перспективах градостроительного развития Владивостока

Валентину Аникееву неполных 85 лет, большую часть своей жизни он посвятил градостроительству Дальнего Востока. Начинал свою карьеру атомщиком, несколько лет был промышленным проектировщиком и почти в 40 лет стал главным архитектором Приморского края. До прошлого года он преподавал на кафедре архитектуры и градостроительства Инженерной школы Дальневосточного государственного университета. Профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, Заслуженный строитель РФ, Почетный архитектор России рассказал EastRussia для проекта «Неуехавшие» о своем профессиональном пути, научных исследованиях и о своем видении развития Владивостока.

«Чтобы развиваться, Владивостоку нужно расти территориально»
Фото: из личного архива Валентина Аникеева
– Я родился в Сталинградской области. Был обычным деревенским парнем, который первый раз увидел трамвай, приехав сдавать вступительные экзамены в Москву, – рассказывает Валентин Васильевич. – В Московском институте инженеров водного хозяйства получил специальность инженера-гидротехника по строительству речных узлов и гидроэлектростанций.

После выпуска Аникеева направили в Минсредмаш СССР – министерство, «ковавшее атомный щит» страны. В институте «Ленгипрострой» (сейчас – ВНИПИЭТ Росатома) ему предстояло проектировать атомные комбинаты на Урале и в Сибири. Нынешней молодежи, возможно, не понять, но тогда многие молодые инженеры стремились попасть на работу не в «теплом местечке», а на передовом фронте науки и техники. Так что Аникеев попросил направить его в один из сибирских филиалов института, тем более что в Ленинграде ему с женой могли предложить только общежитие.

– В закрытом городе Томск-7 (сейчас – Северск) я отработал три года, в 1959 году меня перевели в такой же город Красноярск-26 (сейчас – Железногорск), – рассказывает Аникеев. – Там в 26 лет я стал главным инженером проекта огромного подземного горно-химического комбината. Работа была интереснейшая. Мой реактор на этом комбинате потом получил закрытую государственную премию. Но атомные техника и технологии еще были плохо изучены, о своей безопасности мы всерьез не задумывались, в результате на пуске реакторов я нахватался радиации. Врачи рекомендовали уехать в горы или к морю. Во Владивостоке служил мой старший брат, и мы в 1962 году приехали сюда.

Аникеева приняли на работу в Проектный институт №4 Приморского Совнархоза. В 1963 году его объединили с ДВНИИСом и переименовали в Дальневосточный ПромстройНИИпроект, где Валентин Васильевич проработал главным инженером проектов и главным инженером института более 10 лет. Он проектировал блоки корпусов судоремонтных заводов в Славянке и Находке, заводы КПД и ЖБИ в Находке, Дальнегорске и Петропавловске-Камчатском, разрабатывал генпланы промузлов и упорядочивал застройку промзон в Находке, Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.

– Характерный штрих, – рассказывает Аникеев, – я был еще молодым парнем, хотя уже работал главным инженером ПромстройНИИпроекта. Вдруг меня вызвал к себе первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС Виктор Павлович Ломакин. Он прямо признался, что в проектировании промышленных объектов не силен, и попросил консультировать его по этим вопросам. Руководитель такого уровня (выше нынешних губернаторов!) не посчитал зазорным обратиться за профессиональным советом даже к молодому инженеру. Этот поступок вызвал у меня еще большее уважение к этому настоящему руководителю. Хорошо бы, чтобы и нынешняя власть не пренебрегала советами грамотных консультантов.

А в 1972 году крайком партии направил Валентина Васильевича на должность начальника отдела по делам строительства и архитектуры Приморского крайисполкома – главного архитектора края.

– Я, промышленный проектировщик, никакого отношения к архитектуре не имел, – рассказывает он. – Но считал своей обязанностью оправдать доверие партии. Пришлось осваивать новую профессию – архитектуру и градостроительство, четыре года учиться в заочной аспирантуре, защищать в Москве кандидатскую диссертацию, чтобы стать в уровень с архитекторами.

За годы работы Аникеев был соавтором проектов генеральных планов Владивостока, Находки, Большого Камня и других городов и населенных пунктов Приморья. За руководство органами архитектуры и градостроительства Приморского и Хабаровского краев и работу заместителем Уполномоченного Госплана СССР по Дальнему Востоку он был награжден двумя орденами и тремя медалями СССР, за научно-проектные работы Российская академия архитектуры и строительных наук наградила его двумя медалями и дипломами. За большой вклад в развитие Приморья он удостоен звания Почетный житель Приморского края.

В период подготовки к саммиту АТЭС-2012 Аникеев, будучи профессором ДВФУ, по совместительству работал в московском институте «Гипрогор» научным консультантом и исполнителем. Он занимался обоснованием выбора места для делового центра саммита АТЭС-2012 и транспортной схемы его обслуживания. Еще в 1999 году он предлагал построить вторую вылетную автомагистраль «Патрокл – Седанка – Де-Фриз – поселок Новый», но тогда власти города и края его идею сочли фантазией. Но при подготовке к саммиту ее удалось реализовать.

Часть наработок Валентина Васильевича не утратили актуальности до сих пор. Среди них строительство низководного моста через бухту Золотой Рог в центре города, моста через пролив Босфор Восточный с полуострова Шкота на остров Русский, линий трамвая и троллейбуса, ряд других объектов. О них можно узнать в его монографии «Магистрали и мосты Владивостока», электронная редакция ее вышла в конце 2017 года. Также Аникеев совместно с профессором кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Виктором Александровичем Обертас издали монографию «Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения». В ее продолжение Аникеев написал монографии «Владивосток вступил в XXI век. Градостроительные аспекты развития города» и, как уже упоминалось, «Магистрали и мосты Владивостока. Идеи и решения». В них подробно описываются этапы развития города.

– Я возлагаю большие надежды на наших новых руководителей, Виталия Веркеенко и Андрея Тарасенко. Они очень энергично взялись за развитие Владивостока. Но чтобы грамотно заниматься градостроительством, нужны профессиональные знания и опыт, – говорит Аникеев. – Мои идеи и предложения, описанные в упомянутых монографиях, имеют технические и экономические обоснования, опираются на историю развития города. Я не утверждаю, что это абсолют, но изучение их, несомненно, полезно для понимания сути градостроительных проблем Владивостока. Перенос торгового порта и нефтебазы, которые сейчас снова обсуждаются, проработаны мной неоднократно. Кстати, вывод нефтебазы за пределы черты города планировали сделать еще с 1939 года. Но надо понимать, что грамотная реализация этих проектов требует больших затрат и без поддержки государства вряд ли возможна.

Развитие Владивостока, расположенного на полуострове Муравьева-Амурского, крайне затруднено. Помимо того, что он имеет расчлененную структуру плана, город с трех сторон окружает море, с четвертой его запирают санитарно-охранные зоны двухпитьевых водохранилищ – Пионерского и Богатинского. Развиваться городу в своих границах почти некуда. Поэтому еще в 1993 году Аникеев с коллегами проработали проект «Большой Владивосток» с населением более миллиона человек примерно в границах нынешней агломерации.

– Геополитическое и стратегическое положение Владивостока на стыке России и стран АТР исключительно важное, – говорит Валентин Васильевич. – Сейчас город позиционируют как центр международного сотрудничества России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Но для этих новых функций имеющегося территориально-акваториального потенциала города явно не достаточно. Проект, который мы разработали, предусматривал включение в границы Владивостока города Артема, Надеждинского и части Шкотовского районов. И от этого вряд ли удастся уйти. Сейчас власти выдвигают идею перенести центр города в район Первая речка на место нефтебазы. Это более чем спорно. Если уж создавать новый центр будущего города, то где-то в районе поселка Новый. У меня, как у градостроителя, есть мечта – проект «Большой Владивосток» – дальневосточная столица России. Хотелось бы увидеть, как он будет реализован.