Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Chukotka persistently goes to its goals"

"Chukotka persistently goes to its goals"
Photo: Tass / VEF Photobank

Roman Kopin

Governor of the Chukotka Autonomous Okrug
Perhaps the most significant event of the past year for Chukotka was the visit of the most holy Patriarch Cyril. I know that after the announcement of the trip, many residents changed their plans, postponed their holidays or returned to the district much earlier than planned. I saw the faces of people during their communication with the patriarch, they exuded light and joy. They were perfectly happy and proud. Well, the highest praise for those who live here was the words of the most holy: "The fact that people are working in these harsh conditions, changing the face of their land for the better, testifies that they are in many respects ahead of everyone else. God grant that the leadership of Chukotka is not just preserved, but also multiplied. "

Chukotka is the most remote region of the Russian Federation, its entire territory is located in the Far North. 50 thousand people, harsh climate, huge spaces without a sustainable road connection ... And yet I can proudly admit: Chukotka is stubbornly moving towards its intended goals.

We are given certain advantages by the fact that the Chukotka economy is export oriented and the world price environment for precious metals allows us to increase revenues. We are in a good sense conservative and try to hedge against possible risks and market fluctuations. The most reliable way is to diversify the region's economy. In recent years, we have been actively engaged in not only traditional gold mining (it accounts for 35% in GRP structure), but also projects related to coal mining, development of new port capacities, agricultural production.

The development strategy of the Chukotka Autonomous Okrug up to 2030 is based on the complex development of two zones of advanced development - Chaun-Bilibinskaya (development of gold, silver, copper, tin and tungsten) and Anadyrskaya (coal, oil and gas). Active efforts to attract investors have paid off, and as a result of close public-private partnership we successfully completed the first stage of the development of the Chaun-Bilibinskaya zone, following the results of 2015, Russia became the second gold producer in Russia (32 tons per year) and increased 4,3 earnings budget of the region from this industry (15,7 billion rubles, 56% of total revenue).

We associate great hopes with the project for the development of nonferrous and precious metals in the Baim ore zone, where a mining and processing plant with an approximate output capacity of up to 500 thousand tons of copper concentrate and 8,6 t of gold in concentrate will be built. According to our calculations, the Baim project will provide Chukotka with a GRP increase of 45 billion rubles a year, will create more than 5 thousand new jobs.

One of our most ambitious priorities is the creation of a Beringovsky, a unique in terms of the scale of advanced development area (TOR). TOR residents have the right to conduct 47 types of economic activity, mainly hydrocarbons and metal ores, processing, transport and other services, etc. The total amount of tax benefits for Beringovsky residents through the regional budget before 2030 is estimated at more than 15 billion rubles. The Bering fields are located near the coastline, and this is an extremely important factor attracting investors. The project will build a deep-water seaport and the road to it from coal mines. From this TOR, we are waiting for a particularly powerful return to 2030 - up to 600% increase in GRP, an increase in budget revenues 60 times.

There is only one difficulty, which many people suffer in Russia - bureaucratic barriers, including between departments. A fresh example. Chukotka needs customs checkpoints. We have been fighting for two years for Moscow to give permission for the opening of such items. Formally, no one is against it, even the building materials are already prepared and await the installation. But everything drowns in endless inquiries, justifications, unsubscribe, interagency negotiations, etc. When we begin to mine coal, we will need to ship it in a week, until the navigation is completed. But while it is necessary to sit and wait at the sea of ​​weather ...

However, the TOR system in itself seems to me to be a catalyst for many economic processes and will be able to encourage more active actions not only of us but also of federal officials. We intend to develop such an economic tool in every possible way. In the TOP there are already 10 residents, in the work there are still order 20 applications. Part of them in the settlements, the part - in the tundra. One of the projects envisages the development of an alternative source of energy - wind generation.

Energy for us is the number one issue. In the near future, construction of new transmission lines and generating capacities, as well as energy bridges from Omskichana to the city of Bilibino, the largest copper deposit in Peschanka in the North-East of Russia and to another large deposit of the Baim zone, Kekura. In Pevek, the northernmost port of the country, a floating nuclear thermal power plant will be placed and put into operation. Another important innovation that will revitalize investment plans and increase production volumes is the reduction of electricity tariffs for enterprises in the Far East. We expect that as early as 1 January, 2017 will be able to benefit from preferences both large enterprises and small and medium-sized businesses (this effect can quickly be felt by ordinary citizens).

Literally a few days ago we approved the budget for 2017 year and the planned period of 2018-2019. It is important that the main financial document for all three years is formed with a surplus. The released funds will be used to pay off debts to the federal center, to social programs, to invest in promising economic projects.

Today, the task is to provide Chukotka with high-quality and relatively fast Internet. It can not do without the help of the federal center: the program is very expensive. For the time being we are working with mobile operators, in January we will announce an Internet competition for hospitals, schools, MFCs and administrations of municipal and regional authorities. This should make communication services more accessible, at least in the largest settlements of Chukotka.

Published in the tab "East of Russia" (a joint project of the newspaper "Izvestia" and EastRussia)

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Чукотка упорно идет к своим целям»

«Чукотка упорно идет к своим целям»
Фото: ТАСС / Фотобанк ВЭФ

Роман Копин

губернатор Чукотского автономного округа
Пожалуй, самым значимым событием прошедшего года для Чукотки стал визит святейшего патриарха Кирил­ла. Знаю, что после объяв­ления о поездке многие жи­тели изменили свои планы, перенесли отпуска или вер­нулись в округ намного рань­ше планируемого. Я видел лица людей во время их общения с патриархом, они ис­точали свет и радость. Они были совершенно счастливы и горды. Ну а высшей похва­лой для живущих здесь ста­ли слова святейшего: «Уже тот факт, что в этих суровых условиях люди трудятся, изменяя к лучшему лицо сво­его края, свидетельствует о том, что они во многом впе­реди всех остальных. Дай Бог, чтобы лидерство Чукот­ки не просто сохранялось, но и приумножалось».

Чукотка — самый отдален­ный регион РФ, вся ее террито­рия расположена на Крайнем Севере. 50 тыс. человек насе­ления, суровый климат, огром­ные пространства без устойчи­вого дорожного сообщения... И все-таки могу с гордостью при­знать: Чукотка упорно идет к намеченным целям.

Нам дает определенные преи­мущества то, что экономика Чу­котки ориентирована на экспорт и мировая конъюнктура цен на драгметаллы позволяет нара­щивать доходы. Мы в хорошем смысле консервативны и стара­емся застраховаться от возмож­ных рисков и колебаний рынка. Самый надежный путь — дивер­сификация экономики региона. В последние годы мы активно за­нимаемся не только традицион­ной для нас золотодобычей (на ее долю приходится 35% в структу­ре ВРП), но и проектами, связан­ными с добычей угля, развити­ем новых портовых мощностей, сельскохозяйственным произ­водством.

Стратегия развития Чукот­ского автономного округа до 2030 года базируется на ком­плексном развитии двух зон опе­режающего развития — Чаун-Билибинской (разработка золота, серебра, меди, олова и вольфра­ма) и Анадырской (добыча угля, нефти и газа). Активные усилия по привлечению инвесторов дали свои плоды, и в результате тесно­го государственно-частного пар­тнерства мы успешно заверши­ли первый этап освоения Чаун-Билибинской зоны, по итогам 2015 года стали вторыми в Рос­сии по золотодобыче (32 т в год) и в 4,3 раза увеличили доходы бюджета региона от этой отрас­ли промышленности (15,7 млрд рублей, 56% общего объема на­ших доходов).

Большие надежды мы связы­ваем с проектом по разработке цветных и благородных метал­лов в Баимской рудной зоне, где будет построен горно-обогати­тельный комбинат с ориентиро­вочной выпускной мощностью до 500 тыс. т медного концентрата и 8,6 т золота в концентрате. По на­шим расчетам, Баимский проект обеспечит Чукотке прирост ВРП на 45 млрд рублей в год, позволит создать более 5 тыс. новых рабо­чих мест.

Один из наших самых амбици­озных приоритетов — создание уникальной по масштабам тер­ритории опережающего разви­тия (ТОР) «Беринговский». Ре­зиденты ТОР имеют право ве­сти 47 видов экономической де­ятельности, главным образом это добыча углеводородов и ме­таллических руд, переработка, транспортные и иные услу­ги и пр. Общий объем налоговых льгот для резидентов «Берингов­ского» за счет бюджета региона до 2030 года оценивается более чем в 15 млрд рублей. Берингов­ские месторождения залегают недалеко от береговой линии, и это крайне важный фактор, привлекающий инвесторов. В рам­ках проекта будут построены глу­боководный морской порт и авто­дорога к нему от угольных разре­зов. От этой ТОР мы к 2030 году ждем особо мощную отдачу — до 600% прироста ВРП, увеличение бюджетных доходов в 60 раз.

Есть лишь одна трудность, от которой страдают в России мно­гие, — бюрократические барье­ры, в том числе между ведом­ствами. Свежий пример. Чукотке нужны таможенные пункты про­пуска. Мы два года бьемся за то, чтобы Москва дала разрешение на открытие таких пунктов. Фор­мально никто не против, даже стройматериалы уже подготов­лены и ждут монтажа. Но все то­нет в бесконечных запросах, обо­снованиях, отписках, межведом­ственных переговорах и т.д. Ког­да мы начнем добывать уголь, нам надо будет уже через неде­лю его отгружать, пока не завер­шилась навигация. Но пока при­ходится сидеть и ждать у моря погоды...

Впрочем, сама по себе система ТОР, мне кажется, сможет стать катализатором многих экономи­ческих процессов и сумеет под­толкнуть к более активным дей­ствиям не только нас, но и феде­ральных чиновников. Мы наме­рены всячески развивать такой экономический инструмент. В ТОР уже есть 10 резидентов, в работе еще порядка 20 заявок. Часть из них в населенных пун­ктах, часть — в тундре. Один из проектов предусматривает раз­витие альтернативного источни­ка энергии — ветрогенерации.

Энергетика для нас сама по себе вопрос номер один. В бли­жайших планах строительство новых линий электропередачи и генерирующих мощностей, а так­же энергомоста от Омскучана до города Билибино, крупнейше­го на Северо-Востоке России месторождения меди Песчанка и до еще одного крупного месторож­дения Баимской зоны — Кекура. В Певеке, самом северном порту страны, будет размещена и вве­дена в эксплуатацию плавучая атомная теплоэлектростанция. Еще одно важное нововведение, которое позволит оживить инве­стиционные планы и увеличить объемы производства, — это сни­жение тарифов на электроэнер­гию для предприятий Дальне­го Востока. Ожидаем, что уже с 1 января 2017 года преференция­ми смогут воспользоваться как крупные предприятия, так и ма­лый и средний бизнес (от этого эффект смогут быстро ощутить и рядовые граждане).

Буквально несколько дней на­зад мы утвердили бюджет на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Важно, что главный финансовый документ на все три года сформирован с профици­том. Высвободившиеся средства будут направлены на погашение долгов перед федеральным цен­тром, на социальные программы, на инвестиции в перспективные экономические проекты.

Вплотную сейчас стоит задача обеспечить Чукотку качествен­ным и относительно быстрым интернетом. Здесь не обойтись без помощи федерального цен­тра: программа очень дорогая. Пока что работаем с мобильны­ми операторами, в январе будет объявлен конкурс на интернет для больниц, школ, МФЦ и адми­нистраций муниципальных и ре­гиональных органов власти. Это должно сделать более доступны­ми услуги связи хотя бы в самых крупных населенных пунктах Чукотки.

Опубликовано во вкладке «Восток России» (совместный проект газеты «Известия» и EastRussia)