Как удержать темпы роста?
Чукотка отличается крайне неустойчивыми экономическими и финансовыми показателями, что свидетельствует о слабой экономике региона с его огромной территорией, крошечным населением порядка 50 тыс. чел. и небольшим числом работающих промышленных предприятий и инвестиционных проектов, являющихся к тому же очень дорогими из-за экстремальных условий. Тем не менее, за январь-август 2014 г. объем промышленного производства на Чукотке вырос более чем в полтора раза. Почти в полтора раза увеличилось в первом полугодии 2014 г. сельскохозяйственное производство. Власти округа приняли ряд решений, направленных на развитие оленеводства и растениеводства, обеспечение региона продовольствием. В целом год оказался для Чукотского АО весьма успешным, но, учитывая тренды прошлых лет, из этого совершенно не следует, что бурный рост ожидает регион и в дальнейшем.
Бюджетный парадокс
Следует отметить и такой парадокс, который не удивляет, когда речь идет о столь специфичном регионе, что в том же 2013 г. Минфин, наоборот, посчитал Чукотку самым неэффективным регионом ДФО с точки зрения качества бюджетного управления. Это был единственный регион ДФО, который попал в самую плохую – третью группу. По результатам 2013 г., Чукотка отличилась и самым высоким в ДФО, притом запредельным уровнем долговой нагрузки на свой бюджет (она составила 123%). Таким образом, в реальности вряд ли 2013 год можно было признать успешным для Чукотки и ее властей. А вот в 2014 г. как раз и наметились положительные тренды и в экономике, и в финансовой сфере. И федеральный центр стал уделять гораздо больше внимания поддержке этого региона, которая в целом тоже носит очень нестабильный характер.
Если говорить о бюджетной ситуации, то доходы Чукотки сравнительно малы. На Дальнем Востоке только у Еврейской АО они еще меньше. При этом регион является дотационным. По итогам января-октября 2014 г., собственные доходы составили 53,2% от всех региональных доходов, т.е., другими словами, почти половину средств Чукотка получает за счет федеральных трансфертов. Анализ финансово-бюджетной сферы Чукотки показывает, что в регионе существует сырьевой сектор, способствующий наполнению бюджета, но он не столь велик. Так, доля поступлений от налога на прибыль в собственных региональных доходах составляет 29,5%, на уровне Якутии и существенно хуже только Сахалина (подоходный налог обеспечивает 35,6% собственных доходов региона). Интересно также, что Чукотка является на Дальнем Востоке лидером по значимости поступлений в региональный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (16,9%). Этот налог является существенным на Дальнем Востоке только для нее, Якутии и Магаданской области. Напротив, в регионе нет предпосылок для развития малого бизнеса и, как результат, налоги на совокупный доход составляют всего 1,7% собственных налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Однако 2014 год сделал Чукотку лидером Дальнего Востока по росту объема бюджетных доходов. Произошло это главным образом за счет очередного пересмотра объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в пользу этого региона: объем этот за год (вернее, по данным за январь-октябрь) вырос в 40 (!) раз. Интересно, что бюджетные субсидии, наоборот, были сокращены более чем в три раза. По субвенциям произошел относительно умеренный рост – почти на 20%. Но в целом федеральные трансферты увеличились в 4,5 раза, что, конечно, было для Чукотки огромным достижением.
Важно заметить, что, хотя регион и выбил себе большие трансферты, в то же время стал обеспечивать и весьма солидный прирост собственных доходов – на 17,7%. Хорошим трендом является, прежде всего, резкий рост поступлений от налога на прибыль – на 65%. Увеличились на 34,8% поступления от налога на добычу полезных ископаемых, тоже свидетельствующие о новом росте в сырьевом секторе Чукотки. Напротив, поступления от подоходного налога упали (более чем на 6%), снизились поступления от акцизов, налогов на совокупный доход и др. Немалые средства регион получил от продажи своих активов (рост поступлений на 56%).
Таким образом, в 2014 г. (по данным января-октября) бюджетные доходы Чукотки выросли рекордным образом в 1,8 раз. Главную роль в этом сыграл федеральный центр, но и динамика собственных доходов выглядит неплохо. Тем не менее, учитывая фундаментальные проблемы неустойчивой чукотской экономики, о которых всегда напоминает скачкообразная динамика ее показателей, это не может считаться долгосрочной тенденцией, и каждый год на Чукотке оказывается непохожим на другие.
В отношении расходной политики чукотских властей следует, прежде всего, обратить внимание на высокую долю расходов на ЖКХ (23,3%). Лидерство Чукотки на Дальнем Востоке по этому показателю неудивительно, поскольку ЖКХ на Крайнем Севере стоит больших денег, а кроме государства заботиться о нем некому. За счет интенсивной государственной поддержки и нового строительства Чукотка отличается крайне низкими показателями ветхого и аварийного жилья (всего 3,6%, по данным за 2013 год). Хотя доля убыточных предприятий ЖКХ все-таки велика, составляя 40% (за тот же 2013 год).
Социальная сфера Чукотки, таким образом, недостаточно обеспечена ресурсами. Опять же за счет маленького населения выходит так, что регион лучше всех на Дальнем Востоке обеспечен учителями, местами в детских садах, врачами и койко-местами в больницах. Но вот зарплаты бюджетников на Чукотке существенно отстают от средних по региону. По итогам в 2013 г., в сфере образования они составляли только 73% от средней (что было одним из худших результатов в ДФО), в здравоохранении – 78%.
Неудивительной особенностью Чукотки является достаточно большое число занятых в государственном и муниципальном управлении. В суровых северных условиях это - одна из немногих возможностей получать гарантированную и неплохую зарплату. Поэтому, например, число чиновников в расчете на душу населения на Чукотке больше, чем где бы то ни было в ДФО. Впрочем, расходы на общегосударственные вопросы находятся при этом на среднем уровне, составляя 8,1% от бюджета округа.
Прорыва не будет?
В то же время без активной поддержки федеральных властей выжить регион в нынешних условиях по-прежнему не в состоянии. Этим объясняются постоянные попытки продвижения Чукоткой своих интересов в переговорах с ведущими правительственными чиновниками. Однако чукотские проекты, с другой стороны, не столь важны для российской экономики в целом, ни одного прорывного проекта там нет. Поэтому аргументация чукотских властей не выглядит столь сильной в глазах федерального центра, и регион поддерживают скорее из социальных побуждений, либо за счет эффективного лоббизма. В итоге Чукотка оказалась единственным дальневосточным регионом, где не планировалось создавать территории опережающего развития (хотя окончательно этот вопрос не закрыт). Приоритетные инвестиционные проекты, претендующие на федеральную поддержку, свелись к одному проекту, попавшему во вторую группу.
Тем самым в западной части региона должна появиться и новая энергосистема, и новый, связанный с ней сырьевой сектор Чаун-Билибинского промышленного района. С этим связана главная перспектива Чукотки. Расчеты чукотских властей таковы, что реализация данного плана должна начаться уже в 2015 г. Как показало заседание правительственной комиссии в декабре 2014 г., федеральный центр эти планы и расчеты поддерживает. Власти Чукотки рассчитывают также на реконструкцию аэропорта в Певеке и в целом уделяют большое внимание аэропортовой инфраструктуре, развитие которой тоже не раз обсуждалось с федеральными чиновниками.
Кроме того, Чукотка может стать одним из бенефициаров новой арктической политики федерального центра. Согласно указу президента В.Путина, она целиком отнесена к Арктической зоне и является единственным подобным регионом в ДФО (Якутия отнесена к Арктической зоне лишь частично). Поэтому на Чукотку должны распространяться и арктические проекты федеральной власти. Также центр будет уделять внимание развитию восточной части Северного морского пути, что выгодно портам Чукотки, включая тот же Певек.
«Двойная» зависимость
Политический фон тем временем остается весьма благоприятным для властей, пользующихся лояльностью и поддержкой населения, о чем уже было сказано выше. Р.Копин достаточно заметен и на федеральном уровне, нередко попадая на высокие позиции в экспертных рейтингах. Его работа оценивается федеральными экспертами высоко. В 2014 г. достаточно успешно прошла замена мэра окружной столицы Анадыря. Прежний мэр А.Щегольков ушел в отставку, и его место занял первый заместитель губернатора И.Давиденко. Затем он спокойно, при двух формальных конкурентах был избран на должность с результатом 83,1%. Тем самым и губернатор усилил свое влияние на муниципальные власти Анадыря, при этом не отказываясь от института прямых выборов. На все 100% лояльна и новая дума окружного центра, состоящая из 13 единороссов и двух представителей ЛДПР, которая на Чукотке привычно играет роль спарринг-партнера партии власти (кандидат ЛДПР был выдвинут и на выборах мэра Анадыря).
Хотя надо заметить, что выборы на Чукотке далеко не всегда имеют референдумный характер, и на удаленных территориях своих местных противоречий немало. Например, на выборах главы Чукотского района кандидат «Единой России» Л.Юрочко одержала победу, но ее результат был не таким впечатляющим, как у И.Давиденко (46,8%). В поселке Провидения и вовсе произошел раскол элиты, в результате которого на выборах член «Единой России», самовыдвиженец Д.Ольховик занял первое место, а официальный кандидат партии А.Девяткин – только третье. Тем не менее, политическая жизнь на Чукотке по-прежнему остается очень вялой, а конфликты возникают только во время отдельных местных избирательных кампаний.
Текст: Ростислав Туровский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ