Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальнему Востоку донастраивают инвестиционный механизм

КРДВ готово автоматизировать процессы сопровождения инвестпроектов

Созданную государством в 2014-2016 годах систему взаимодействия с бизнесом на Дальнем Востоке нужно совершенствовать и дальше, заявил по итогам декабрьских дней японского и китайского инвестора во Владивостоке вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. В отвечающей за взаимодействие с инвесторами "Корпорации развития Дальнего Востока" говорят, что готовы ради этого автоматизировать процессы сопровождения инвестпроектов, передавать все больше полномочий в "дочерние" управляющие компании, а также искать компромиссы ради инвесторов в общении с органами власти и госкомпаниями, и защищать их интересы до последнего – в суде.

Дальнему Востоку донастраивают инвестиционный механизм
Фото: Генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов и генеральный директор ООО "Газпром переработка Благовещенск" Игорь Афанасьев подписывают соглашение о реализации проекта в ТОР, фотобанк ТАСС / ВЭФ-2017
18-19 декабря во Владивостоке прошли дни японского и китайского инвестора, в ходе которых российские власти пообщались с представителями 38 иностранных компаний с суммарным годовым оборотом $500 млн, желающих вкладывать в Дальний Восток. Государство ради привлечения инвесторов готово совершенствовать существующие льготные режимы – территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ), заявил по итогам встреч вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. "Для инвесторов – резидентов ТОР мы разработали хороший механизм поддержки: сделали налоговые льготы, создали режим административного сопровождения и помощи в строительстве инфраструктуры. К инвесторам, которые хотят стать резидентами свободного порта Владивосток, предъявляются менее жесткие требования, поэтому мы не предусмотрели для них административного сопровождения. Но, общаясь сейчас с инвесторами, понимаешь, что, наверное, такой механизм нужно сделать", – сказал Юрий Трутнев. 
 
Дальний Восток – уникальный по потенциалу регион России: здесь сосредоточена существенная доля природных богатств страны (от 20% нефти и газа до 55% золота) и очень близки емкие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором проживает 55% населения планеты. Но суровые климатические условия, отсутствие современной инфраструктуры и высокие тарифы делают вложения в Дальний Восток достаточно рискованным занятием. Как раз для того, чтобы снизить риски инвесторов, в 2014-2015 годах для региона были законодательно прописаны особые условия для вложений: инвесторам существенно облегчают налоговое бремя и через различные инструменты помогают реализации проектов от лица государства. 
 
За последние несколько лет на Дальнем Востоке создано 18 аналогов особых экономических зон – территорий опережающего развития, где бизнесу предлагают не только пониженные ставки налогов, но и площадки с инфраструктурой. Льготный режим свободного порта Владивосток вышел далеко за пределы Приморского края и охватил уже 21 муниципалитет в пяти субъектах РФ. В 2015-2016 годах в ТОР и СПВ было сдано в эксплуатацию 26 новых предприятий. До конца текущего года эти цифры увеличатся до 83 новых предприятий – это 146 млрд вложенных рублей и 8 500 новых рабочих мест. Только в декабре 2017 года вводятся в эксплуатацию 13 новых проектов: фармацевтический завод в Хабаровском крае, медицинский центр во Владивостоке, горнодобывающие предприятия на Чукотке, транспортно-логистические комплексы и бизнес-центры, портовые угольные терминалы. Из наиболее масштабных дальневосточных строек ближайшего будущего – Амурский газоперерабатывающий завод "Газпрома" стоимостью 950 млрд рублей, Восточный нефтехимический комплекс "Роснефти" стоимостью 650 млрд рублей, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей РЖД с инвестициями 493 млрд рублей до 2023 года.
 
Сопровождение инвесторов на Дальнем Востоке в режиме "одного окна" ведет специальная управляющая компания – государственное АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ). Корпорация передает в аренду резидентам земельные участки и строит инфраструктуру для площадок ТОР – подводит к ним сети и дороги, в ежедневном режиме сопровождает проекты инвесторов, помогая решать административные проблемы самого широкого спектра. В регионах созданы дочерние общества КРДВ, которые выполняют эти же функции на местах, вплотную работая с резидентами. С начала "новой экономической политики" на Дальнем Востоке в корпорацию поступило уже около 1000 заявок от желающих заключить соглашения об инвестиционной деятельности.

Подписаны соглашения с 399 инвесторами в свободный порт (361,5 млрд руб. инвестиций) и 205 – в ТОР (2,17 трлн руб. инвестиций), с планами создать около 75 000 новых рабочих мест. На рассмотрении находится 81 заявка на сумму 13,9 млрд рублей. К концу 2017 года статус резидентов ТОР и СПВ получат более 600 компаний. 
 
Генеральный директор КРДВ Денис Тихонов говорит, что приоритетом корпорации остается привлечение все новых резидентов в территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, несмотря на то, что их количество уже превысило 600. "Нашей задачей остается создание благоприятного климата для инвесторов, который заключается не только в сопровождении, консультировании, административной и правовой поддержке, но и в строительстве инфраструктуры – это не менее значимый критерий для бизнеса, который заходит на ТОР. Также важно расширять сферу деятельности КРДВ, а значит, и сферу поддержки резидентов", – говорит он. 

"Объемы работы растут, – признает Денис Тихонов. – Исходя из этого, нужно повышать роль "дочерних" структур, которые работают в регионах – часть полномочий будет передано на этот уровень, такая работа уже начата. И мы будем стремиться ко все большей автоматизации бизнес-процессов внутри самой корпорации. Уже сейчас, зайдя на наш сайт, можно через нажатие одной кнопки заполнить по таблицам форму для бизнес-плана – основного документа, который мы требуем к каждой заявке. Посреднические структуры успели наладить бизнес по написанию заявок и бизнес-планов для подачи в КРДВ. Для облегчения использования сервисов сайта в ближайшем будущем появятся форум и видеопомощник, а также чат, чтобы напрямую обращаться к ответственному специалисту КРДВ для получения консультаций. Организовали call-центр, который оказывает консультационную поддержку резидентам".
 
Сейчас схема взаимодействия бизнеса и власти на Дальнем Востоке выглядит так. Заключая инвестиционное соглашение с КРДВ, предприниматель берет на себя ответственность за выполнение взятых обязательств – это заданный уровень капитальных вложений и налоговых поступлений в бюджеты соответствующих территорий. Государство предоставляет льготы, строит инфраструктуру, а бизнес обязуется приступить к реализации проекта в течение двух лет, предоставить инженерную и проектно-сметную документацию, а затем регулярно отчитываться о ходе проекта. Очевидно, что и инвестор, и управляющая компания при такой работе очень тесно связаны: с неисполнением обязательств одной стороной все планы другой встают под угрозу. Именно поэтому КРДВ и инвесторам приходится постоянно идти навстречу другу другу. Например, на этапе разработки документации по планировке ТОР многие резиденты обращались в корпорацию с просьбами о включении их проектов в проект планировки. Выбор между соблюдением формальных сроков и максимально полного учета интересов резидентов был сделан в пользу последних.


 
Корпорация готова, продолжает Денис Тихонов, ради повышения эффективности работы инвесторов брать на себя все риски по взаимодействию с органами власти, в том числе по поводу строительства инфраструктуры. Для этого, признает он, часто приходится решать сложнейшие вопросы с сетедержателями – "Газпромом", "Федеральной сетевой компанией", и поиск компромисса – непростая задача, с которой может справиться только другая государственная структура – такая как КРДВ. К примеру, именно благодаря компромиссу с ФСК удалось добиться подключения резидентов к новым электросетям в ТОР "Комсомольск" на площадке "Парус", ТОР "Хабаровск" на площадке "Ракитное" и ТОР "Надеждинская" по максимально выгодному тарифу – вдвое дешевле, чем в среднем по регионам.
 
Сейчас на Дальнем Востоке в активной стадии находится 134 объекта инфраструктуры: 21 построен, 59 – строится, 54 – проектируется. Резидентам выдано порядка 80 технических условий на подключение к инфраструктурным объектам, строящимся на территориях опережающего развития. "Любые сложные задачи, связанные с проектированием, необходимостью установления тарифов на услугу по технологическому присоединению, непосредственно объектом строительства или же, к примеру, с необходимостью прохождения линейных объектов по землям лесного фонда РФ, урегулируются путем обеспечения подключения по временной схеме", – объясняет Денис Тихонов. По его словам, вся инфраструктура строится с учетом заявок резидентов и согласно утвержденному плану-графику. Общий объем запланированных инвестиций – около 70 млрд рублей. Подготовка к созданию объектов инфраструктуры стартовала в 2016 году, и на сегодня КРДВ заключены ключевые договоры по обеспечению площадок ТОР всеми необходимыми ресурсами: водой, водоотведением, газом, электричеством и там, где необходимо – тепловой энергией. Основной ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов, в том числе по договорам технологического присоединения, запланирован на 2018 год. 
 
Поскольку площадки ТОР создавались в разные годы, на каких-то из них, как, к примеру, в индустриальном парке "Кангалассы" в Якутии, все вопросы с инфраструктурой уже давно решены. В ТОР "Надеждинская", где зарегистрировано 36 предприятий-резидентов, больше всего среди ТОР, заявители обеспечены электроснабжением с сентября 2017 года, сети водоснабжения начнут строить в 2018 году. В ТОР "Комсомольск" девять из 19 инвестиционных проектов, запланированных на площадках "Холдоми" и "Парус", все еще нуждаются в сетях. По первой договор подключения к сетям электроснабжения заключен, в стадии заключения находится договор на газоснабжение. По второй в октябре стартовала процедура выбора подрядчика на строительство 7,5-километрового газопровода. В ТОР "Камчатка" появятся автомобильные дороги общей протяженностью более 13 км, централизованные сети водоснабжения, канализации и система теплоснабжения на базе термальных вод протяженностью 20 км. В ТОР "Большой Камень" (Приморье) строится центральный тепловой пункт для обеспечения теплом 1100 квартир строящегося жилого микрорайона "Шестой" для сотрудников судостроительного комплекса "Звезда". В ноябре были обеспечены сетями электроснабжения строительные площадки. Получены техусловия на подключение к сетям теплоснабжения 30 многоэтажных домов в микрорайонах "Солнечный", "Пятый" и "Зеленый". Кроме того, получен индивидуальный тариф на реконструкцию и строительство систем водоснабжения и водоотведения. 
 
Другой сложный вопрос – выделение земли под инвестиционные проекты. "Даже корпорации подчас бывает непросто сформировать земельный участок и получить необходимые разрешения и согласования, и для решения вопроса приходится прибегать к помощи вышестоящего руководства. Что говорить о предпринимателях, которым в одиночку бывает просто невозможно преодолеть подобные трудности", – отмечает глава КРДВ. "Необходимо менять градостроительный регламент таким образом, чтобы земля под проекты у КРДВ была "впрок" или быстро выделялась из того массива, который есть в кадастре и может быть использован, – считает Денис Тихонов. – Соответствующий законопроект подготовлен и направлен в правительство Российской Федерации». 
 
Генеральный директор завода по производству акриловых красок ООО "БИГЭ" (Якутия) Андрей Неустроев считает, что преференции, которые дают территории опережающего развития, позволяют повысить рентабельность проекта, что влияет на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Инвестор, пришедший с проектом завода по производству акриловых красок, был "проинкубирован" в технопарке "Якутия", а потом стал действующим резидентом ТОР, запустил завод и планирует расширять производство. Сейчас завод поставляет краску всем строительным фирмам республики и даже продает ее в другие регионы ДФО. 
 
"Плюсы ТОР очевидны. Первое – это бесплатное подключение к объектам инфраструктуры. В прошлом году мы начали строительство, а в этом году закончили и сразу подключились к сетям газоснабжения и электричества, чтобы начать свою деятельность", – говорит Андрей Неустроев. В качестве дополнительных бонусов, которые позволяют бизнесу расширяться и пополнять ряды резидентов ТОР, предприниматель называет налоговые льготы по пенсионным выплатам, льготы по налогам на прибыль, серьезную информационную поддержку резидентов в СМИ. 
 
"Создание ТОР дает мощный толчок для развития бизнеса, механизм ТОР действенный и должен стать решением проблемы моногородов. Но, конечно, развитие зависит и от самих резидентов. Нам даются большие возможности, но как ими распорядиться, решает каждый для себя ", – считает генеральный директор OOO "Мерси Агро Приморье" Олег Зубахин. Компания – якорный инвестор ТОР "Михайловский" в Приморье, выйдя на этап роста, перешла от развития инфраструктуры для производств к строительству социальной инфраструктуры. "Мы строим школы, создаем инфраструктуру для поселков. Без людей все остальное будет не жизнеспособно. А налоговые льготы позволяют успешно и быстро развиваться предприятиям, платить достойную зарплату сотрудникам", – отмечает Олег Зубахин.