Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"The Far East is greatly assisted, but business needs to be more active"

Dmitry Sukhoverkhov on Sberbank's priorities in the developing east of the country

In April, 2017, the chairman of the Far Eastern Bank of Sberbank of Russia, was Dmitry Sukhoverkhov, who previously headed the Rostov branch of the bank. Almost six months after the appointment, Mr. Sukhoverkhov for the first time shares his vision of how to conduct banking business in the Far East. Whether the existing measures of state business support are sufficient and whether it makes sense to extend tax breaks to the entire macro region, what are the prospects for the development of high-tech industries and cooperation with China, why the share of cashless payments is growing, and it becomes easier to take a mortgage in an interview with EastRussia.

"The Far East is greatly assisted, but business needs to be more active"
Photo: Press Service of the Far-Eastern Bank of Sberbank
"There are more opportunities to develop business in the Far East"

- You are in the region since the spring. What is your overall impression?

- First impressions: here people live energetic, purposeful, not indifferent to their business and environment. By the way, it reminds me of the south of Russia. In addition, the Far East - the territory in terms of development is still young, but also consisting of very different regions. What I see in the business environment has very good potential. The second feature of the Far East, which can not be overlooked, is a huge amount of local business. The European part of Russia is to a much greater extent covered by network companies: from hairdressing salons to foodstuffs chains. And this, I believe, one of the advantages of our economy is that there are many more subjects of economic activity in the Far East. More people who make decisions on the ground. This also has an impact on banking activities.

- This is a competitive plus of the macroregion. But how to use it in terms of capitalization?
- Any phenomenon has pros and cons. From the point of view of the plus, it is probably a great opportunity for the population to develop business. In terms of capital intensity, yes, networks have more opportunities. And the Far Eastern prices, it's not a secret, are significantly different from the prices in the European part of Russia - in many ways this is also the effect of the lack of networks. We are not ready to offer any recipes, but as a servicing bank we can precisely work with any categories: small business - to give conditions for development, financing, consulting, large network companies - to provide general management solutions.

- Since you already managed to communicate with business, in your opinion, companies in the Far East need to: get the infrastructure, what are the measures aimed at supporting the recent years, in particular, the territory of advanced development, or the possibility of preferential lending?

- You know, firstly, the regions of the Far East, and this is clearly seen, have more assistance from the state than any other region of Russia, if you subtract Sochi, maybe Moscow and St. Petersburg. This is a huge investment, and it is very noticeable when you move. In one Vladivostok, more bridges have been built recently, than across the river Don for a very long time. As for the forms of state support, I think this depends heavily on the project itself. There is no general recipe for everyone. For someone in the first place, of course, you need infrastructure, if it's production sites. And in terms of financing, very good instruments work only in the Far East - they are loans for investment projects of the "Far East Development and Baikal Region Development Fund" (FRDF) and the Sakhalin Oblast Development Corporation. With the FRDF, Sberbank also implements the "Affordable Credit for SMEs" program, which has no restrictions on industries, the minimum loan amount is commensurate with the needs of small businesses. Together with JSC "Corporation SME" - the program 6,5, in which the maximum limit on the rates is no more than 10,6% per annum, and the amount of financing - from 10 million rubles. For 2017 year, the Far East business under the program has been given more than 1,2 billion rubles.

- It's enough?

- So far, not all of these tools are fully applicable. But this, including, the task of Sberbank - to be a conduit for full-fledged work. At the same time, it is difficult to generalize the entire Far East: the subjects are very different among themselves. There are so many different territories, probably not in any federal district, except for ours. And you can not talk about any universal support tool. It seems to me that the task of the state here is to create a set of tools for the entrepreneur to choose: what use. But how to use them is a matter of dialogue between business and the state, and we are here ready to act as a consultant.

"Working with a bank is always a dialogue"

- What key consulting tools can you offer to the Far Eastern business?

- If we are talking about investment projects, Sberbank is undoubtedly one of the leaders in terms of investment lending: not so many financial institutions in the country have long resources, ready programs, and most importantly - experience in their implementation. We have already implemented enough projects in the Far East, but we have even more global plans. And working with Sberbank is not working with the window where you put the documents, and then you get the finished result. It's always a dialogue. We give a financial evaluation to the project, and we give the client an opportunity to assess the pros and cons to avoid bugs.

- And how to protect the project from instability in the economy help?

- In recent years, we have paid great attention to the issues of transactions in financial markets. We offer unique services: analysis of external economic trends, foreign trade commodity and currency exchanges, cross-currency exchange rates, structuring of derivatives transactions, development of financial engineering products. In the bank there is a division of global markets - a specialized structure that has the authority to enter into contracts on behalf of the client on commodity and currency exchanges, in particular, to MBE, and also has a deep expertise in this area. We offer tools for hedging the value of basic commodity assets: grain, oil, gas and oil products, metals, as well as the value of any currencies and interest rates. Letter of credit is becoming more widespread as a civilized and safe form of payment. We are developing partnership with Chinese banks, we have quite a lot of projects. Help is basically the basis of the approach of the Savings Bank. We do not sell any products - we try to satisfy the need. Our task is to identify the client's needs and to offer the best tools for this. The consultation begins already at this stage, since the number of products in banks is incalculable, and it is impossible for a client to know each of them.

- Without applying for a loan, too, can you learn something?

- I will say more: we are already actively learning entrepreneurs. Together with Google, Sberbank implements the business skills development program Business Class. The course includes eight online modules and four full-time master classes in Vladivostok and Khabarovsk. It consists of video lessons, test tasks, additional materials and webinars, and also involves mentoring and meetings with experienced experts. At the moment on the official website of the program - business-class.pro - more than 8 thousand people from various subjects of the Far Eastern Federal District have registered. The average age of participants who joined the project is 30 years. The sphere of business interests is very extensive: from retail sales to the sphere of public catering. In July, the first workshop for entrepreneurs was held. More than 300 businessmen from Khabarovsk and Vladivostok took part in it. He was led by the famous Moscow expert in the field of marketing and business modeling Konstantin Holstinin, he told the participants about the study of consumers and the application of design thinking to improve business models. Customer feedback was most positive.

"Innovation in the Far East needs to be supported"

- You mentioned cooperation with China. Recently, Sberbank decided to create with the Harbin Bank an investment fund MT2 $ 50 million, aimed at investing in start-ups. Somehow go farther and deeper into the Chinese market, attracting everyone with a low interest rate, are going to?

- With China, it is quite difficult to enter into any specific deals, although you want: its market is a blue ocean, it is unlimited, it is incomparable with the market of our Far East. But there are certain barriers to entry. On the foundation that you mentioned. Sberbank is actually one of the leaders in lending to start-ups, creating funds for investment, and here, by joining forces with Chinese partners, we will definitely be able to achieve synergy. However, while the bulk of our interaction with China is still settlement, conversion operations. We see that the Chinese partners are interested in expanding cooperation: despite the rather short period of my stay in the Far East, I have already visited China, including at a meeting of the Russian-Chinese financial council, and we signed a number of agreements there, outlined new ways development.

- While some high-tech products, stunning imagination, the macroregion can not boast, except in the defense industry. Fund support start-ups and high-tech projects will be what to support exactly in the Far East?

- I have a slightly different view of the situation. We at the Eastern Economic Forum will represent the president of Sberbank German Gref winners of international olympiads in robotics. These are residents of the Far East, who, living here, studying here, take prizes in olympiads. In general, in my understanding, the region's innovation is very weakly dependent on some territorial features. In the Far East, I see quite a strong support from private business. In particular, robotics is supported by DNS company - one of our partners. We are going to sign an agreement with the FEFU on the support of the Department of Computer Science to share experience and give students the opportunity to study at Sberbank. Perhaps, it is slightly better conditions in Moscow, in St. Petersburg, which collect the best minds. But we are closer to China, to Japan. So here I am probably more optimistic than you.



- What innovations will be presented at the Eastern Economic Forum?

- Sberbank always takes an active part in the WEF. We are planning to hold a number of multilateral meetings with the participation of foreign partners of the bank, governments of the constituent entities of the Russian Federation, and business of the region, which will result in signed cooperation agreements, including on the implementation of major investment projects. German Gref, President, Chairman of the Board of Sberbank, will moderate the session with representatives of the Far Eastern SMEs “Easy Start! Small business development. At this meeting, the discussion will focus on business development issues, including through new banking services. The session “Cybercrime is a key threat to the digital economy”, which will be conducted by Stanislav Kuznetsov, Deputy Chairman of the Board of Sberbank, will discuss how to ensure the safe integration of macro-region companies into the digital business ecosystem.

In addition, Sberbank is the organizer of meetings of customers interested in exporting to China or importing products from China, with their potential foreign partners from the APR countries. At the moment, Harbin Bank is working to find Chinese counterparts for our customers, possibly signing four and bilateral agreements.

Also, in our office located on the FEFU campus, we will present new digital solutions for customers. Among them, the application "Sberbank investor" for the purchase and sale of shares and bonds on the stock exchange, 3D tour of real estate, a virtual game "Cybersecurity", an interactive business simulator.

"Revolutions are not needed - it is better to carefully improve the tools of support"

- Are credit resources for business generally becoming more accessible?

- In principle, the level of the interest rate, which is constantly decreasing, gives much more opportunities for business development and without the conditions of state support. Access to finance is improving. There is, rather, another problem - inadequate activity in terms of investment by entrepreneurs themselves. Such a wait-and-see attitude. And from my point of view, now is a good time to start new projects, especially as the country is increasingly focused on the domestic economy. Here, perhaps, we, the authorities, and the media need to work to highlight these opportunities, so that ultimately new ideas are generated or the existing industries are developed. For a long time I do not remember such rates and such accessibility of long money as now for all my more than 20-year experience in banking. And I see quite a limited number of new projects.

- Do you think that the business is cautious because it does not have information?

- Not all business has stopped. But there is so much information that it is very difficult to single out the one that will be useful for you. On any issue you can find diametrically opposed opinions, and here the matter is in trusting the source of information. We see our function in providing the business with the right information for decision-making.

- And, perhaps, the state policy in relation to the Far East needs to be corrected? For example, to make the macroregion a global zone and. To release the Far East from personal income tax, for example, were there such offers?

- You know, I have a more evolutionary approach to solving problems. I believe that the evolutionary approach and the construction of uniform activity gives a better result than some kind of revolution - whether you will guess or you will not guess. Cancel personal income tax? It sounds beautiful, but what will it lead to? What, people here immediately rush to move massively from central Russia?

- Give a mortgage for 0%, as it is done for residents of the Kuril Islands.

- Salary coefficients, which are in the Far East, largely take into account all this. And I do not think that such actions will lead to any qualitative sharp change. It seems to me that it is more appropriate to build a long-term policy of support - what I see in the state - for the development of tools, the accurate introduction of new ones. This, from my point of view, is more correct.

- Can you name some branches of the economy of the Far East as drivers of development if you invest in them?

- The first is construction, the second is agriculture, and this is relevant for the Far East, because we now either import or import many types of food from other regions. The third is the transport infrastructure. And further, I can note the extraction of minerals and aquatic biological resources and tourism.

“We have a huge potential for the introduction of advanced products”

- What special products can Sberbank offer to the population of the Far East?

- Our vast distances, on the one hand, create the problem of accessibility of financial services. On the other hand, they give a great benefit from the use of modern products. The digitalization of the banking business is no longer the future, it is reality. People realized that money can be translated at the speed of SMS. And where there is cellular coverage, Sberbank provides opportunities for non-cash settlements. In general, I see a huge potential for reducing the share of cash payments, and there are more in the Far East than in any other region. The same local taxi drivers often say: "You do not look for a trifle, you can throw money off the phone." New financial services penetrate into our everyday life and become familiar. Also, the sale of goods and services via the Internet is already in demand in the region. Sberbank, in addition to the traditional payment on the website of the online store, gives partners the opportunity to send a link to their payment page to their customers in a letter. From it, you can pay for the services of a partner who does not even have a business card site, and communicates with customers via e-mail. Or for shops that form their windows in social networks, it is possible to receive payment for goods and services directly in the instagram application. It's enough to specify the e-mail address in the comments under the product you like, and a link to the online page for online payments will come to it.

- How much is the share of those who prefer to make payments online?

- The audience of active users of the mobile application "Sberbank Online" exceeded the audience of online banking. In the Far East, for the first half of the year 2017 compared to the first half of the year 2016, the number of transactions in the application has increased to almost 16 million. For the web version, the growth was 2,5% - today it is 8 million transactions.

- To take a loan online, absolutely without a visit to the bank, is it already possible?

- Yes, you can get a consumer loan without visiting the office, submitting an application through Sberbank Online. In this case, the client receives money on a bank card or account. Through the service "DomKlik" any client can apply and get a decision on the application for a mortgage at any time and in any place. The client can visit the office directly for a loan. The application for iOS and Android allows you to track the stages of the transaction, exchange documents, simply photographing them on a smartphone, and communicate with your mortgage manager. Since the beginning of 2017, 8% of Far Eastern Sberbank customers have applied for a mortgage with the help of DomKlik, through which 4% of loans were issued. There, on the portal, you can ask a question about the mortgage and get advice in the 24 / 7 mode, as well as pick up real estate. Another breakthrough - in August last year, Sberbank and Rosreestr launched a joint service for the electronic registration of ownership of real estate. They have already benefited more than 50% of Sberbank's clients in the Far East, including those who purchased real estate without credit funds, or in another region of Russia. The service allows you to apply for registration of the transfer of ownership in electronic form, save on state duty, reduce interest on mortgages.
July 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Дальнему Востоку сильно помогают, но и бизнесу нужно быть активнее»

Дмитрий Суховерхов о приоритетах Сбербанка на развивающемся востоке страны

В апреле 2017 года председателем Дальневосточного банка Сбербанка России стал Дмитрий Суховерхов, до этого управлявший Ростовским отделением банка. Спустя почти полгода после назначения господин Суховерхов впервые делится своим видением того, как вести банковский бизнес на Дальнем Востоке. О том, достаточны ли существующие меры господдержки бизнеса и имеет ли смысл распространять налоговые льготы на весь макрорегион, какие перспективы имеют развитие высокотехнологичных отраслей и сотрудничество с Китаем, почему растет доля безналичных расчетов, а ипотеку становится брать все проще - в интервью EastRussia.

«Дальнему Востоку сильно помогают, но и бизнесу нужно быть активнее»
Фото: Пресс-служба Дальневосточного банка Сбербанка
«На Дальнем Востоке больше возможностей развивать бизнес»

- Вы в регионе с весны. Ваше общее впечатление?

- Первые впечатления: здесь живут люди энергичные, целеустремленные, неравнодушные к своему бизнесу и окружению. Очень, кстати, напоминает юг России. Кроме того, Дальний Восток - территория с точки зрения развития еще молодая, да еще и состоящая из очень разных регионов. То, что я вижу в бизнес-среде, имеет очень хороший потенциал. Вторая особенность Дальнего Востока, которая не может не бросаться в глаза, - огромное количество местного бизнеса. Европейская часть России в гораздо большей степени охвачена сетевыми компаниями: от парикмахерских до сетей продуктов питания. И это, я считаю, одно из преимуществ нашей экономики – то, что на Дальнем Востоке гораздо больше субъектов экономической деятельности. Больше людей, которые решения принимают на местах. На банковскую деятельность это тоже оказывает влияние.

- Это конкурентный плюс макрорегиона. Но как его использовать с точки зрения превращения в капитал?
- У любого явления есть плюсы и минусы. С точки зрения плюса, наверное, это большая возможность для населения развивать бизнес. В части капиталоемкости – да, у сетей больше возможностей. И дальневосточные цены, это не секрет, ощутимо отличаются от цен в европейской части России - во многом это тоже влияние отсутствия сетей. Мы какие-то рецепты предлагать не готовы, но как обслуживающий банк точно можем работать с любыми категориями: малому бизнесу - дать условия для развития, финансирование, консультирование, крупным сетевым компаниям - предоставить общие решения по управлению.

- Раз вы уже успели пообщаться с бизнесом, на ваш взгляд, что компаниям на Дальнем Востоке нужнее: получить инфраструктуру, на что нацелены меры поддержки последних лет, в частности, территории опережающего развития, или возможность льготного кредитования?

- Знаете, во-первых, регионы Дальнего Востока, и это явно видно, имеют больше помощи со стороны государства, чем любой другой регион России, если вычесть Сочи, может быть, Москву и Санкт-Петербург. Это огромные инвестиции, и это очень хорошо заметно, когда ты переезжаешь. В одном Владивостоке было построено за последнее время больше мостов, чем через реку Дон за очень длительное время. Что касается форм господдержки, я считаю, это сильно зависит от самого проекта. Нет общего рецепта для всех. Для кого-то в первую очередь, конечно, нужна инфраструктура, если это производственные площадки. А по финансированию очень хорошие инструменты работают только на Дальнем Востоке – это займы под инвестпроекты «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ) и «Корпорации развития Сахалинской области». С ФРДВ Сбербанк также реализует программу «Доступный кредит для МСП», в которой отсутствуют ограничения по отраслям, минимальная сумма кредита соизмерима с потребностями малого бизнеса. Совместно с АО «Корпорация МСП» - программу 6,5, в которой максимальный предел по ставкам составляет не более 10,6% годовых, а сумма финансирования - от 10 млн руб. За 2017 год бизнесу Дальнего Востока по программе выдано более 1,2 млрд рублей.

- Этого достаточно?

- Пока не все из этих инструментов в полной мере применимы. Но это, в том числе, задача и Сбербанка - быть проводником для полноценной работы. В то же время, сложно обобщить весь Дальний Восток: субъекты очень сильно между собой различаются. Настолько разных территорий, наверное, нет ни в одном федеральном округе, кроме нашего. И говорить о каком-то универсальном инструменте поддержки нельзя. Мне кажется, здесь задача государства – создавать набор инструментов для того, чтобы предприниматель мог выбирать: каким воспользоваться. А вот как их использовать – это вопрос диалога бизнеса и государства, и мы здесь готовы выступать консультантом.

«Работа с банком – это всегда диалог»

- Какие ключевые консалтинговые инструменты вы можете предложить дальневосточному бизнесу?

- Если мы говорим про инвестпроекты, Сбербанк, бесспорно, является одним из лидеров в части инвестиционного кредитования: не так много финансовых институтов в стране имеют длинные ресурсы, готовые программы, а самое главное – опыт в их реализации. Достаточно проектов на территории Дальнего Востока мы уже реализовали, но у нас еще более глобальные планы. И работа со Сбербанком - это не работа с окном, куда ты закладываешь документы, а потом получаешь готовый результат. Это всегда диалог. Мы даем и финансовую оценку проекту, и даем клиенту возможность оценить плюсы и минусы, чтобы уберечь от ошибок.

- А как-то защитить проект от нестабильности в экономике помогаете?

- В последние годы мы огромное внимание уделяем вопросам сделок на финансовых рынках. Предлагаем уникальные услуги: анализ внешнеэкономических тенденций, внешних торговых сырьевых и валютных площадок, кросс-курсов валют, структурирование сделок с деривативами, разработку продуктов финансовой инженерии. В банке существует подразделение глобальных рынков - специализированная структура, которая имеет полномочия заключать контракты по поручению клиента на сырьевых и валютных биржах, в частности, на МВБ, а также обладает глубокой экспертизой в этой области. Мы предлагаем инструменты для хеджирования стоимости базовых товарных активов: зерна, нефти, газа и нефтепродуктов, металлов, а также стоимости любых валют и процентных ставок. Все большее распространение получают аккредитивы, как цивилизованная и безопасная форма расчетов. Мы развиваем партнерство с китайскими банками, у нас достаточно много проектов. Помощь – это в принципе основа подхода Сбербанка. Мы не продаем какие-то продукты - мы стараемся удовлетворить потребность. Наша задача выявить потребности клиента и предложить для этого самые лучшие инструменты. Консультирование начинается уже с этого этапа, поскольку число продуктов в банках неисчислимо, и клиенту невозможно знать каждый из них.

- Без обращения за кредитом тоже чему-то можете научить?

- Скажу больше: мы предпринимателей уже активно учим. Совместно с Google Сбербанк реализует программу развития предпринимательских навыков «Бизнес класс». Курс включает восемь онлайн-модулей и четыре очных мастер-класса во Владивостоке и Хабаровске. Он состоит из видео-уроков, тестовых заданий, дополнительных материалов и вебинаров, а также подразумевает наставничество и встречи с опытными экспертами. На данный момент на официальном сайте программы — business-class.pro — зарегистрировались более 8 тыс. человек из различных субъектов ДФО. Средний возраст участников, присоединившихся к проекту — 30 лет. Сфера бизнес-интересов весьма обширна: от розничных продаж до сферы общественного питания. В июле прошел первый воркшоп для предпринимателей. В нем приняли участие более 300 бизнесменов из Хабаровска и Владивостока. Его вел известный московский эксперт в области маркетинга и бизнес-моделирования Константин Холстинин, он рассказывал участникам встречи об исследовании потребителей и применении дизайн-мышления для совершенствования бизнес-моделей. Отзывы клиентов были самые положительные.

«Инновационность Дальнего Востока нужно поддерживать»

- Вы упомянули про сотрудничество с Китаем. Недавно Сбербанк решил создавать с Банком Харбина инвестиционный фонд МТ2 размером $50 млн, нацеленный на инвестирование в стартапы. Как-то дальше и глубже выходить на китайский рынок, манящий всех низкой процентной ставкой, собираетесь?

- С Китаем достаточно тяжело вступить в какие-то конкретные сделки, хотя и хочется: его рынок – это голубой океан, он безграничен, он несравним с рынком нашего Дальнего Востока. Но есть определенные барьеры для входа. По фонду, который вы упомянули. Сбербанк на самом деле является одним из лидеров по кредитованию стартапов, созданию фондов для инвестирования, и здесь, объединяя усилия с китайскими партнерами, мы точно сможем достичь синергии. Однако пока основной объем нашего взаимодействия с Китаем - это все-таки расчетные, конверсионные операции. Мы видим, что китайские партнеры в расширении сотрудничества заинтересованы: несмотря на достаточно короткий срок моего пребывания на Дальнем Востоке, я уже успел побывать в Китае, в том числе на совещании Российско-китайского финансового совета, и мы подписали там ряд соглашений, наметили новые пути развития.

- Пока какой-то высокотехнологичной продукцией, потрясающей воображение, макрорегион похвастаться не может, разве что в оборонной промышленности. Фонду поддержки стартапов и высокотехнологичных проектов будет что поддерживать именно на Дальнем Востоке?

- У меня немного другой взгляд на ситуацию. Мы на Восточном экономическом форуме будем представлять президенту Сбербанка Герману Грефу победителей международных олимпиад по робототехнике. Это жители Дальнего Востока, которые, живя здесь, учась здесь, занимают призовые места на олимпиадах. Вообще в моем понимании инновационность региона очень слабо зависит от каких-то территориальных особенностей. На Дальнем Востоке я вижу достаточно мощную поддержку со стороны частного бизнеса. В частности, робототехнику поддерживает компания DNS - один из наших партнеров. Мы собираемся подписать соглашение с ДВФУ о поддержке кафедры компьютерных наук, чтобы поделиться опытом и дать студентам возможность стажироваться в Сбербанке. Может быть, чуть лучше условия в Москве, в Питере, которые собирают лучшие умы. Но мы ближе к Китаю, к Японии. Поэтому здесь я, наверное, больший оптимист, чем вы.

- На Восточном экономическом форуме какие инновации будете презентовать?

- Сбербанк всегда принимает активное участие в ВЭФ. Мы планируем проведение ряда многосторонних встреч с участием зарубежных партнеров банка, правительств субъектов РФ, бизнеса региона, результатом которых станут подписанные соглашения о сотрудничестве, в том числе по направлению реализации крупнейших инвестиционных проектов. Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф выступит модератором сессии с представителями МСП Дальнего Востока «Легкий старт! Развитие малого предпринимательства». На этой встрече дискуссия будет посвящена вопросам развития бизнеса, в том числе с помощью новых банковских сервисов. На сессии «Киберпреступность – ключевая угроза цифровой экономике», которую проведет заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов, речь пойдет о том, как обеспечить безопасную интеграцию компаний макрорегиона в экосистему цифрового бизнеса.

Помимо этого, Сбербанк выступает организатором встреч клиентов, заинтересованных в экспорте в Китай или импорте из Китая продукции, с их потенциальными зарубежными партнерами из стран АТР.  В настоящий момент Банк Харбина ведет работу по поиску китайских контрагентов для наших клиентов, возможно подписание четырех и двухсторонних соглашений.

Также в нашем офисе, расположенном в кампусе ДВФУ, мы представим для клиентов новые digital решения. В их числе приложение «Сбербанк инвестор» для покупки и продажи акций и облигаций на фондовой бирже, 3D тур по объектам недвижимости, виртуальная игра «Кибербезопасность», диалоговый бизнес тренажер.

«Революции не нужны – лучше аккуратно совершенствовать инструменты поддержки»

- Кредитные ресурсы для бизнеса вообще становятся доступнее?

- В принципе уровень процентной ставки, которая постоянно снижается, дает гораздо больше возможностей для развития бизнеса и без условий господдержки. Доступ к финансированию улучшается. Есть скорее другая проблема - недостаточная активность в части инвестиций со стороны самих предпринимателей. Такая выжидательная позиция. А с моей точки зрения сейчас хороший момент для того, чтобы начинать новые проекты, тем более что страна все больше ориентируется на внутреннюю экономику. Здесь, может быть, и нам, и органам власти, и СМИ нужно вести работу по освещению этих возможностей, чтобы в конечном счете генерировались новые идеи или развивались действующие производства. Я давно не помню таких ставок и такой доступности длинных денег как сейчас за весь мой более чем 20-летний опыт работы в банковской сфере. И я вижу достаточно ограниченное количество новых проектов.

- Вы считаете, что бизнес осторожничает из-за того, что у него нет информации?

- Не весь бизнес замер. Но информации настолько много, что выделить из нее ту, которая будет полезна именно для тебя, очень сложно. По любому вопросу можно найти диаметрально противоположные мнения, и здесь дело в доверии к источнику информации. Мы видим свою функцию в том, чтобы предоставлять бизнесу верную информацию для принятия решений. 

- А, может быть, и госполитика в отношении Дальнего Востока нуждается в корректировке? Например, сделать макрорегион глобальной зоной free. Освободить дальневосточников от НДФЛ, например, были же такие предложения?

- Знаете, у меня больше эволюционный подход к решению вопросов. Я считаю, что эволюционный подход и выстраивание равномерной деятельности дает лучший результат, чем какие-то революции – то ли угадаешь, то ли не угадаешь. Отменить НДФЛ?  Звучит красиво, а к чему приведет? Что, люди сюда сразу кинутся массово переезжать из центральной России?

- Дать ипотеку под 0%, как это делают для жителей Курильских островов.

- Коэффициенты зарплат, которые есть на Дальнем  Востоке, во многом все это учитывают. И я не думаю, что такие действия приведут к какому-то качественному резкому изменению. Мне кажется, здесь уместнее выстраивание долгосрочной политики на поддержку - то, что я вижу у государства, - на развитие инструментов, аккуратное внедрение новых. Это, с моей точки зрения, более правильно.

- Какие-то отрасли экономики Дальнего Востока можете назвать драйверами развития, если в них вкладывать?

- Первое - строительство, второе - сельское хозяйство, и это актуально для Дальнего Востока, потому что мы многие виды продовольствия сейчас либо импортируем, либо завозим из других регионов. Третье - это транспортная инфраструктура. И еще дополнительно я могу отметить добычу полезных ископаемых и водных биоресурсов и туризм.

«У нас огромный потенциал по внедрению передовых продуктов»

- Какие особые продукты Сбербанк может предложить населению Дальнего Востока?

- Наши огромные расстояния, с одной стороны, порождают проблему доступности финансовых услуг. А с другой, дают большую выгоду от использования современных продуктов. Диджитализация банковского бизнеса – это уже не будущее, это реальность. Люди поняли, что деньги можно переводить со скоростью смс. И там, где есть сотовое покрытие, Сбербанк предоставляет возможности для безналичных расчетов. Я вообще вижу огромный потенциал по снижению доли наличных расчетов, причем на Дальнем Востоке больше, чем в каком-то другом регионе. Те же местные таксисты часто говорят: «Мелочь не ищите, можете по телефону деньги скинуть». Новые финансовые сервисы проникают в нашу повседневную жизнь и становятся привычными. Также продажа товаров и услуг через интернет уже сейчас востребована в регионе. Сбербанк помимо традиционной оплаты на сайте интернет-магазина дает партнерам возможность направлять своим клиентам в письме ссылку на платежную страницу. С нее можно произвести оплату услуг того партнера, который не имеет даже сайта-визитки, а с покупателями ведет общение по электронной почте. Или для магазинов, формирующих свои витрины в социальных сетях, есть возможность получать оплату товара и услуг непосредственно в приложении instagram. Достаточно в комментариях под понравившимся товаром указать адрес электронной почты и на нее придет ссылка на интернет-страницу для онлайн-расчетов.

 - Насколько растет доля тех, кто предпочитает проводить платежи онлайн?

- Аудитория активных пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» превысила аудиторию онлайн-банкинга. На Дальнем Востоке за первое полугодие 2017 года по сравнению с первым полугодием 2016-го года количество совершаемых транзакций в приложении выросло – до почти 16 млн. Для веб-версии рост составил 2,5% - на сегодня это 8 млн транзакций.

- Взять кредит онлайн, совсем без визита в банк, уже можно?

- Да, вы можете получить потребительский кредит без посещения офиса, подав заявку через «Сбербанк Онлайн». Денежные средства при этом клиент получает на банковскую карту или счет. Через сервис «ДомКлик» любой клиент может подать заявку и получить решение по заявке на ипотечный кредит в любое время и в любом месте. Офис клиент может посетить непосредственно для получения займа. Приложение для iOS и Android позволяет отслеживать этапы сделки, обмениваться документами, просто фотографируя их на смартфон, и общаться со своим ипотечным менеджером. С начала 2017 года 8% клиентов Дальневосточного Сбербанка оформили заявки на ипотеку с помощью «ДомКлик», через него выдано 4% объемов кредитов. Там же, на портале, можно задать вопрос по ипотеке и получить консультацию в режиме 24/7, а также подобрать недвижимость. Еще один прорыв – в августе прошлого года Сбербанк и Росреестр запустили совместный сервис электронной регистрации права собственности на недвижимость. Им уже воспользовались более 50% клиентов Сбербанка на Дальнем Востоке, в том числе и те, кто приобретал недвижимость без кредитных средств, либо в другом регионе России. Сервис позволяет подать документы на регистрацию перехода права собственности в электронном виде, сэкономить на госпошлине, снизить процент по ипотеке.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике