Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far Eastern border: from barrier to transit

Lev Kolomits about the prospects for development of the borderland in the Far East

The importance of the development of the border areas of the Far East is recognized today at all levels, from the philistine to the state: the striking contrast between the rapid growth of the border areas of China and the desolation of the border on the Russian side by any traveler raises a reasonable question about the causes of this contrast and ways to overcome it. Cross-border trade at all times was considered profitable and contributing to the prosperity of the territory occupation. However, the Far Eastern border areas for a quarter of a century, after the opening of the borders with the PRC, still remain poor and unattractive for life.

Far Eastern border: from barrier to transit
Photo: novostivl.ru
HISTORY OF BORDERS

The economic system of the border territories of the region was formed in the 90-ies of the last century, and its appearance is associated, among other things, with the dismantling of the southern part of the Far Eastern fortified region. Since the end of the 1980-ies, the infrastructure bordering China with a strip as an echeloned defensive belt, built in the Soviet era, began to degrade. As relations between the Russian Federation and the PRC improved, the military bases and defenses lost their importance, many units were liquidated, servicemen and their families left for the western regions of the country. The population of the regions switched to survival due to cross-border trade: empty consumer goods markets quickly began to be filled with cheap goods from China. Due to this traffic flow in the border areas of the Far East, as well as in neighboring areas of China, for 10 years a whole transit industry has been formed. For example, the Chinese city of Sunfeihe from a remote village turned into a lively shopping center with two hundred thousand inhabitants. Dozens of transport companies, tourist firms, customs posts and warehouses have sprung up from the maritime side to service transit, and the flows of goods flowed not only to the cities of the Far East and Siberia, but also to Moscow, eventually ending up in numerous clothing markets like the famous Cherkizon.

With the transformation of the border from the fortress wall into a zone of commodity transit and an increase in cargo flows between Russia and China, there was a change in the type of activity of the population of the border regions. From the garrison and peasant servants who grew potatoes for military units, residents of the border areas were retrained into "shuttle traders" carrying consumer goods from China to Russia and fishers who extract and sell to the Chinese people the demanded Russian goods - timber, fish and seafood, wild plants (pine nuts) . Part of the production (trepang, scallop, musk deer, deer horns, etc.) was extracted by poaching and was transported across the border in the form of contraband.

In the 1990-ies, when the federal control over the border was significantly weakened, entire businesses were formed on the border, engaged in transit, both in the form of large companies and in the form of a multitude of self-employed citizens who had not worked formally anywhere, but had quite a decent income. The basis for the flourishing of the shuttle trade was the intergovernmental agreement between the Russian Federation and the People's Republic of China 2000 on visa-free group tourist trips, according to which tourists from Russia and China can enter the territory of a neighboring state for up to 15 days, and export for personal needs up to 50 kg cargo without paying a fee. Using these rules, businessmen from both sides of the border built a cross-border transport and logistics system that annually supplied hundreds of thousands of tons of cargo to Russia. This system is still functioning, remaining profitable even after the ruble's depreciation against the yuan nearly tripled.

There was also an export stream, in which, in addition to legally exported raw materials (timber, coal, ore), illegal goods appeared: smuggled wood, dried trepang and others.

Since the beginning of the 2000-ies, the federal center began to gradually establish its rules for the regulation of the state border. Control over it passed from the governors to the hands of federal agencies, while some companies that grew up in the border business were liquidated. Nevertheless, the shuttle business continues to exist in reduced volumes, and generates both legal and illegal money flows, some of which come to the economy of the border areas in the form of incomes of "helpers" (tourists carrying transit cargo). The share of the local population engaged in this business is quite noticeable: for example, from 8 thousand people of the economically active population of the Primorsky Krai border area, about a thousand are involved in cross-border operations as "helps".

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF BORDER TERRITORIES

A few years ago at the federal level, it was noted that the border areas of the eastern part of the country, instead of flourishing on trans-border traffic, show an economic and social decline. To remedy the situation, the Concept for the Development of Border Territories of the Subjects of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District and Trans-Baikal Region was developed (approved by the Russian Government Resolution No. 2193-r from 28 October 2015). The concept is designed to reduce "the level of interregional differentiation in the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation through balanced territorial development," and ensure "Russia's active participation in the integration processes in the Asia-Pacific region." The goal of the concept is sustainable economic development and ensuring the social stability of the Far Eastern border areas, as well as the formation and development of competitive advantages over the border territories of neighboring states.

The problems of the Far Eastern border territories, according to the Concept, are as follows: this is the low share of border settlements in the formation of GRP of DFD subjects, ineffective use of natural resource and tourist and recreational potential, the crisis of municipalities with a mono-profile economic structure, weak activity of small and medium-sized businesses, low provision of local budgets with own revenues, inefficient use of cross-border position and weak integration with the m zhdunarodnoy economic system. Integration is hampered by the poor quality of equipment and technical equipment of buildings, premises, facilities necessary for the organization of border, customs and other types of control at checkpoints across the state border of the Russian Federation.

The listed problems quite correspond to the validity, but in the Concept their reasons are not specified. It can be assumed that such a cause is the incomplete process of transition from the dominant function of the boundary as a barrier (in which it protruded until the end of the 1980) to the transit function (where the border is the contact zone providing external transit). In this case, it is required to complete this transition, to form the necessary transit infrastructure and to harmonize the functions of the "barrier" and the "contact zone" to construct a stable "filter" on the border. The construction of the contact zone requires the presence of a transit infrastructure, including border checkpoints, a transport network, logistics facilities, various services, as well as established border and customs procedures.

WHAT HAPPENS IN THE BORDER AREAS

With regard to the analysis of the border situation in the Far East, it is worth paying attention to the work that was carried out two years ago, but remained practically unnoticed in expert and administrative circles. In 2016, an economic and sociological study of the border territories of the Far East in the Primorsky, Khabarovsk Territories, the Amur Region and the EAO was conducted by scientists from the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences (Pacific Institute of Geography) and universities of the region (Vladivostok State University of Economics and Service, Far Eastern State Agrarian University). During the survey, representatives of border municipalities, entrepreneurs and local residents were interviewed from both the Russian and the Chinese side.

According to the survey results, the investment and entrepreneurial climate in the border areas, as well as the state of the border infrastructure, were assessed as unsatisfactory. Among the factors hindering the conduct of business, local entrepreneurs in the first place put a complex procedure for customs clearance (44%). Next, there are staff shortages (40%), administrative restrictions (38%), a complex migration regime (32%), inaccessibility of financial resources (30%), corruption (28%), taxation and customs fees (26%), legal base (22%), low quality of local government (20%).

Of the nine factors, seven relate to regulation and management, and only two to resources. Claims for customs administration are the duration of procedures, double cargo inspections, the absence of customs warehouses, etc. These difficulties make it difficult to traffic and lead to the departure of Chinese cargo carriers to other checkpoints. Labor resources and the migratory regime are interrelated, as the shortage of workers in border areas requires compensation for businesses by the importation of Chinese workers who, according to Russian legislation, have to pass tests for knowledge of the Russian language, literature, and history for legal employment. Given that the bulk of businesses in the border area - this is agriculture, for peasants such requirements are clearly redundant. The desire to circumvent the rules naturally leads to the spread among them of illegal employment, the result is the loss of personal income tax by local budgets.

The study also provides a comprehensive assessment of the development of border areas. Common problems are the contribution of border crossings to the economy of the regions, the difficulty with the availability of funds and the receipt of development loans.

Following the results of the study, the following current conclusions are made. Over the past 10 years, the volume of cargo and passengers transported through the border has decreased substantially due to the crisis. The infrastructure of border crossings on the Russian territory lags far behind the Chinese in terms of development and throughput. The reason is the unresolved property problem and efficient management of the transitions.

The border position does not have a significant impact on the development of municipalities, on the contrary - they create an additional burden on the transport and social infrastructure of the settlements, they require expenditures for the improvement of the adjacent territory. There are restrictions related to the withdrawal of land for federal needs. Local budgets receive income only in the form of personal income tax, in connection with the outflow of population from the areas, these revenues are declining. There are difficulties with the collection of personal income tax from employees of federal services living in the districts. There is no possibility of introducing local taxes and environmental charges. Finally, there is no separate legislation on frontier territories, which would regulate the above issues.

MODERNIZATION

Thus, the poor quality of border infrastructure management, ineffective traffic management by federal agencies and the absence of border municipalities among its beneficiaries are cited as the main reasons for the low efficiency of Russian border areas as a transit zone.

For the modernization of the cross-border infrastructure, the federal authority, specifically the FGUU Rosgranstroy, created under the Ministry of Transport to replace the "Rosgranitsa", abolished in 2016, is responsible. The task is complicated by the fact that the state does not have budget funds for the development of the border, and the regulatory framework for public-private partnership in this issue has not yet been created. While the modernization is slow and gradual: the construction of a new building of the Pogranichny automobile border crossing point, which is due to be completed in November of the year 2018, has been announced. The Chinese side has created a large reserve to increase traffic: the throughput of the "pair" for the Border Crossing - the Suifenhe border crossing point - is currently 5,5 million tons of cargo and 6 million people per year, whereas today, according to some estimates, about 200 thousand are passing through Pogranichny. tons of cargo and less than a million people per year. RZD plans to expand the railway station Grodekovo-2020 in 2022 - 1. While the record volume of cargo transported between the Russian Federation and China by rail is 10 million tons per year (2017), while the Chinese are ready to transport 70 million tons.

The long-standing idea of ​​creating a cross-border trade zone Pogranichny-Suifenhe using the TOR regime has been re-animated: this was achieved at the meeting of Yury Trutnev with Vice Premiers of the People's Republic of China Wang Yan, which was held 7 2018 in Harbin in the framework of the opening of the years of interregional cooperation between Russia and China. Investors of both countries are ready to invest in the new structure 1,5 billion dollars.

As for other points of entry of the Far East, their condition also leaves much to be desired. The corridor between the two largest settlements on the Russian-Chinese border - Blagoveshchensk and Heihe - is a ferry across the Amur. Also, on the water, go to China residents of Bikin (Khabarovsk Territory) and Pozharsky district of Primorye, Amur villages Poyarkovo, Amurzet and Nizhneleninsk. The automobile checkpoints Pokrovka, Kraskino, Turiy Rig (Primorsky Krai) have a low capacity, the Markovo railway station works only for freight traffic. The Nizhneleninskoye-Tunjiang railway crossing in the Jewish Autonomous Region, aimed at exporting ore and coal to China, will be launched after completion of the bridge and branches from the Russian side.

But, according to the authors of the study, some checkpoints are not enough to change the situation. It is necessary to modernize customs, not only technical, but also management, simplification and acceleration of customs procedures. Further, measures are needed to increase the revenues of border municipalities from border traffic, which affects the territory through the appearance on it of service businesses - payers of land tax and personal income tax, as the main sources of the municipal budget's own income.

If for the Chinese people the cross-border business is trade and service, where private individuals and small and medium-sized enterprises are actively involved, for the Russian side it is the transportation of goods / passengers, the points of concentration of income are taken to remote locations (ports, headquarters of large companies and large cities). Therefore, the border settlement from the Chinese side is usually a place of accumulation of financial revenues from cross-border trade, while the Far Eastern border village is a "transit zone" in which money is not delayed. Therefore, for the development of Russian border areas, it is necessary to expand cross-border production and services in them.

The business for work at the border, first of all, needs roads, electricity, sites and buildings with utility networks, which the municipalities themselves can not provide due to their chronic subsidies. Moreover, the possibilities for the construction of such facilities are substantially limited in the subjects of the Far Eastern Federal District. The personnel problem is relevant both for business (the local population is reluctant to work because there is an alternative in the form of shuttle services to China) and for local administrations (young people who are not satisfied with low salaries in municipalities leave for regional capitals). Workers replace Chinese migrant workers, but the involvement of specialists is impossible without raising the standard of living in these areas. The issues of simplification of customs procedures, migration regime and tax burden are partially solved due to the acquisition by the business of the status of the resident of the Free Port of Vladivostok, the zone of which now includes Khasansky, Oktyabrsky, Frontier and Khanka regions of Primorsky Krai. However, the procedure for obtaining the status of a resident of the Freeport has its limitations.

Thus, specific measures to support border areas in the construction of infrastructures and management should be reflected in the development programs of the border territories of the subjects of the Far Eastern Federal District, for the successful implementation of which coordination with federal agencies and state corporations is necessary.
Days of the Far East in Moscow - 2018
3 – 9 December, Tverskaya Square. 13 – December 15, Expocentre. Official website of the event ddv.moscow

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточная граница: от барьера к транзиту

Лев Коломыц о перспективах развития приграничья на Дальнем Востоке

Важность развития приграничных территорий Дальнего Востока признана сегодня на всех уровнях, от обывательского до государственного: разительный контраст между бурным ростом приграничных районов Китая и запустением с российской стороны границы, наблюдаемый любым путешественником, порождает резонный вопрос о причинах этого контраста и путях его преодоления. Трансграничная торговля во все времена считалась прибыльным и способствующим процветанию территории занятием. Однако дальневосточные приграничные районы за четверть века, прошедшую после открытия границ с КНР, до сих пор остаются бедными и непривлекательными для жизни.

Дальневосточная граница: от барьера к транзиту
Фото: novostivl.ru
ИСТОРИЯ ПРИГРАНИЧЬЯ

Экономическая система приграничных территорий региона сформировалась ещё в 90-е годы прошлого века, и её появление связано, помимо прочего, с демонтажом южной части дальневосточного укрепленного района. С конца 1980-х годов инфраструктура граничащей с Китаем полосы как эшелонированного оборонительного пояса, выстроенного в советское время, стала деградировать. По мере улучшения отношения между РФ и КНР пункты базирования войск и оборонительные сооружения потеряли свою значимость, многие части были ликвидированы, военнослужащие и их семьи уехали в западные районы страны. Население районов переключилось на выживание за счёт  приграничной торговли: пустые рынки товаров народного потребления довольно быстро стали заполняться дешевыми товарами из Китая. За счет этого грузопотока в приграничных районах Дальнего Востока, как и в соседних районах Китая, за 10 лет сформировалась целая индустрия транзита. Например, китайский город Суньфэйхэ из глухой деревни превратился в оживленный торговый центр с двухсоттысячным населением. С приморской стороны для обслуживания транзита возникли десятки транспортных компаний, туристических фирм, таможенных постов и складов, а потоки товаров потекли не только в города Дальнего Востока и Сибири, но и в Москву, попадая в итоге на многочисленные вещевые рынки вроде знаменитого «Черкизона».

По мере превращения границы из крепостной стены в зону товарного транзита и увеличения грузопотоков между Россией и Китаем происходила смена типа деятельности населения приграничных районов. Из служащих гарнизонов и крестьян, выращивавших картошку для военных частей, жители приграничных районов переквалифицировались в «челноков», везущих ширпотреб из Китая в Россию, и промысловиков, добывающих и продающих китайцам востребованные российские товары – лес, рыбу и морепродукты, дикоросы (кедровые орехи). Часть продукции (трепанг, гребешок, струя кабарги, оленьи рога и т.п.) добывалась браконьерским способом и перевозилась через границу в виде контрабанды. 

В 1990-е годы, когда федеральный контроль над границей был существенно ослаблен, на границе сформировались целые бизнесы, занимавшиеся транзитом, как в виде крупных компаний, так и в лице множества самозанятых граждан, формально нигде не работавших, но имевших вполне приличный доход. Основой для расцвета «челночной» торговли стало межправительственное соглашение РФ и КНР 2000-го года о безвизовых групповых туристических поездках, согласно которому туристы из России и Китая могут въезжать на территорию соседнего государства на срок до 15 дней, и вывозить для личных нужд до 50 кг груза без уплаты пошлины. Используя эти правила, бизнесмены с обеих сторон границы выстроили трансграничную транспортно-логистическую систему, которая ежегодно поставляла в Россию сотни тысяч тонн груза. Данная система функционирует до сих пор, оставаясь прибыльной даже после снижения курса рубля к юаню почти в три раза.

Сложился и экспортный поток, в котором, помимо легально вывозимого сырья (лес, уголь, руда), фигурировали нелегальные грузы: контрабандный лес, сушёный трепанг и другие.

С начала 2000-х годов федеральный центр стал постепенно устанавливать свои правила регулирования госграницы. Контроль за ней перешел от губернаторов в руки федеральных ведомств, при этом некоторые компании, выросшие на приграничном бизнесе, были ликвидированы. Тем не менее, «челночный бизнес» в уменьшенных объемах продолжает существовать до сих пор, и генерирует как легальные, так и нелегальные потоки денег, часть которых в виде доходов «помогаек» (туристов, перевозящих транзитный груз) поступает в экономику приграничных районов. Доля местного населения, занятого в этом бизнесе, достаточно заметна: так, из 8 тысяч человек экономически активного населения Пограничного района Приморья около тысячи вовлечены в трансграничные операции в роли «помогает».

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Несколько лет назад на федеральном уровне было замечено, что приграничные районы восточной части страны вместо процветания на трансграничном трафике демонстрируют экономический и социальный упадок. Для исправления ситуации была разработана Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Забайкалья (утверждена постановлением Правительства РФ № 2193-р от 28 октября 2015 г). Концепция призвана сократить «уровень межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития», обеспечить «активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Цель концепции – устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.

Проблемы дальневосточных приграничных территорий, согласно Концепции, таковы: это низкая доля участия приграничных населенных пунктов в формировании ВРП субъектов ДФО, неэффективное использованием природно-ресурсного и туристско-рекреационного потенциала, кризис муниципалитетов с монопрофильной структурой экономики, слабая активность субъектов малого и среднего предпринимательства, низкая обеспеченность расходов местных бюджетов собственными доходами, неэффективное использование приграничного положения и слабая интеграция с международной экономической системой. Интеграции препятствует низкое качество оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Перечисленные проблемы вполне соответствуют действительности, но в Концепции не указаны их причины. Можно предположить, что такой причиной является незавершенный процесс перехода от доминирующей функции границы как барьера (в которой она выступала до конца 1980-х годов) к транзитной функции (где граница – это контактная зона, обеспечивающая внешний транзит). В этом случае требуется завершить этот переход, сформировать необходимую транзитную инфраструктуру и гармонизировать функции «барьера» и «контактной зоны» для построения на границе стабильно работающего «фильтра» . Обустройство контактной зоны предполагает наличие инфраструктуры транзита, включающей пограничные пункты пропуска, транспортную сеть, логистические мощности, разного рода сервисы, а также налаженные пограничные и таможенные процедуры.

ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ

В части анализа приграничной ситуации Дальнего Востока стоит обратить внимание на работу, проведённую уже два года назад, но оставшуюся практически незамеченной в экспертных и административных кругах. В 2016 году учеными ДВО РАН (Тихоокеанский институт географии) и вузов региона (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный государственный аграрный университет) было проведено экономико-социологическое исследование приграничных территорий Дальнего Востока в Приморском, Хабаровском краях, Амурской области и ЕАО. В ходе исследования были опрошены представители приграничных муниципалитетов, предприниматели и местные жители как с российской, так и с китайской стороны.

По результатам опросов, инвестиционный и предпринимательский климат в приграничных районах, а также состояние приграничной инфраструктуры были оценены как неудовлетворительные. Среди факторов, препятствующих ведению бизнеса, местные предприниматели на первое место поставили сложную процедуру таможенного оформления (44%). Далее идут дефицит кадров (40%), административные ограничения (38%), сложный миграционный режим (32%), недоступность финансовых ресурсов (30%), коррупция (28%), налогообложение и таможенные сборы (26%), недостатки нормативно-правовой базы (22%), низкое качество госуправления на местном уровне (20%).

Из девяти факторов семь относятся к регулированию и управлению, и только два - к ресурсам. Претензии к таможенному администрированию – это длительность процедур, двойные досмотры грузов, отсутствие таможенных складов и т.д. Перечисленные трудности затрудняют трафик и приводят к уходу китайских грузоперевозчиков на другие пункты пропуска. Трудовые ресурсы и миграционный режим взаимосвязаны, так как нехватку работников в приграничных районах бизнесу приходится компенсировать завозом китайских рабочих, которым по российскому законодательству для легального трудоустройства приходится сдавать тесты на знание русского языка, литературы и истории. Учитывая, что основная масса бизнесов в приграничье – это сельское хозяйство, для крестьян такие требования явно избыточны. Стремление обойти правила закономерно приводит к распространению среди них нелегального трудоустройства, результатом становится потеря НДФЛ местными бюджетами.

В исследовании также приводится комплексная оценка проблем развития приграничных территорий. Общими являются проблемы с вкладом погранпереходов в экономику районов, трудности с наличием средств и получением кредитов на развитие.

По итогам исследования делаются следующие актуальные выводы. За последние 10 лет вследствие кризиса существенно снизились объемы перевозимых через границу грузов и пассажиров. Инфраструктура погранпереходов на российской территории значительно отстает от китайской по развитию и пропускной способности. Причиной является нерешенность проблемы собственности и эффективного управления переходами.

Приграничное положение не оказывает существенного влияния на развитие муниципалитетов, наоборот – они создают дополнительную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру поселков, требуют затрат на благоустройство прилегающей территории. Есть ограничения, связанные с изъятием земли под федеральные нужды. Местные бюджеты получают доходы только в виде НДФЛ, в связи с оттоком населения из районов эти доходы снижаются. Есть трудности со взиманием НДФЛ с работников федеральных служб, проживающих в районах. Нет возможности введения местных налогов и экологических сборов. Наконец, нет отдельного законодательства по приграничным территориям, которое бы регламентировало перечисленные выше вопросы.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Таким образом, в качестве основных причин низкой эффективности российских приграничных территорий как транзитной зоны названы плохое качество управления инфраструктурой границы, неэффективное администрирование трафика федеральными ведомствами и отсутствие в числе его бенефициаров приграничных муниципалитетов.

За модернизацию трансграничной инфраструктуры отвечает федеральная власть, конкретно – ФГКУ «Росгранстрой», созданное при Минтрансе взамен упразднённой в 2016 году «Росграницы». Задача осложняется тем, что бюджетных средств на обустройство границы у государства нет, а нормативная база для частно-государственного партнёрства в этом вопросе ещё не создана. Пока модернизация идёт медленно и поэтапно: анонсировано строительство нового здания автомобильного пункта пропуска «Пограничный», который должен быть сдан в ноябре 2018 года. Китайской стороной создан большой резерв для увеличения трафика: пропускная способность «парного» для Пограничного звена - пункта пропуска Суйфэньхэ - сегодня составляет 5,5 млн тонн грузов и 6 млн человек в год, тогда как сегодня через Пограничный проходит, по некоторым оценкам, около 200 тыс. т груза и менее миллиона человек в год. РЖД планирует в 2020 – 2022 годах расширить железнодорожную станцию Гродеково-1. Пока рекорд объема грузов, перевезённых между РФ и КНР по железной дороге – 10 млн. т в год (2017), тогда как китайцы готовы перевозить 70 млн. т.

Реанимирована давняя идея создания трансграничной торговой зоны Пограничный – Суйфэньхэ, с использованием режима ТОР: об этом было достигнуто соглашение на встрече Юрия Трутнева с вице-премьеров КНР Ван Янем, которая состоялась 7 февраля 2018 г. в Харбине в рамках открытия годов межрегионального сотрудничества России и Китая. Инвесторы обеих стран готовы вложить в новую структуру 1,5 млрд долл. 

Что касается других пунктов пропуска Дальнего Востока, то их состояние также оставляет желать лучшего. Коридор между двумя самыми крупными населенными пунктами на российско-китайской граница – Благовещенском и Хэйхэ – представляет собой паромную переправу через Амур. Так же, по воде, ездят в Китай жители Бикина (Хабаровский край) и Пожарского района Приморья, амурских сёл Поярково, Амурзет и Нижнеленинское. Автомобильные пункты пропуска (АППП) Покровка, Краскино, Турий Рог (Приморский край) обладают низкой пропускной способностью, АППП Марково работает только на грузовые перевозки. Железнодорожный переход Нижнеленинское – Туньцзян в Еврейской автономной области, ориентированный на вывоз в КНР руды и угля, будет запущен после достройки моста и ветки с российской стороны.

Но, как свидетельствуют авторы исследования, одних пунктов пропуска для изменения ситуации недостаточно. Необходима модернизация таможни, не только техническая, но и управленческая, упрощение и ускорение таможенных процедур. Далее, нужны меры по увеличению доходов приграничных муниципалитетов от приграничного трафика, который влияет на территорию через появление на ней сервисных бизнесов – плательщиков земельного налога и НДФЛ, как основных источников собственного дохода муниципального бюджета.

Если для китайцев приграничный бизнес – это торговля и сервис, куда активно включены частные лица, малые и средние предприятия, то для российской стороны это транспортировка грузов/пассажиров, точки концентрации доходов от которой вынесены в удаленные от границы места (порты, штаб-квартиры крупных компаний и крупные города). Поэтому приграничный населенный пункт с китайской стороны обычно является местом аккумуляции финансовых поступлений от трансграничной торговли, тогда как дальневосточный приграничный поселок – это «зона транзита», в которой деньги не задерживаются. Следовательно, для развития российских приграничных районов нужно расширять в них приграничное производство и сервисные услуги.

Бизнесу для работы на границе, в первую очередь, нужны дороги, электричество, площадки и здания с инженерными сетями, чего сами муниципалитеты, в силу своей хронической дотационности, обеспечить не могут. Более того, возможности для строительства таких объектов существенно ограничены и у субъектов ДФО. Кадровая проблема актуальна как для бизнеса (местное население неохотно работает по найму, поскольку есть альтернатива в виде челночных поездок в Китай), так и для местных администраций (молодежь, не удовлетворённая низкими зарплатами в муниципалитетах, уезжает в региональные столицы). Рабочих замещают китайские гастарбайтеры, а вот привлечение специалистов невозможно без повышения уровня жизни в этих районах. Вопросы упрощения таможенных процедур, миграционного режима и налоговой нагрузки частично решаются за счет приобретения бизнесом статуса резидента Свободного порта Владивосток, в зону которого сегодня входят Хасанский, Октябрьский, Пограничный и Ханкайский районы Приморского края. Однако процедура получения статуса резидента Свободного порта имеет свои ограничения.

Таким образом, конкретные меры поддержки приграничных территорий в части строительства инфраструктур и управления должны быть отражены в программах развития приграничных территорий субъектов ДФО, для успешной реализации которых необходима координация с федеральными ведомствами и госкорпорациями.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow