Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far Eastern fish turns away from the Russian coast

The depressing state of port infrastructure in the Far Eastern Federal District makes them unclaimed

On average, farmers in the Far East annually export more than one million tons of fish products worth more than two billion dollars. At the same time, the supply of fish to the domestic market is constrained by administrative barriers and infrastructure restrictions in the Far Eastern ports. Lack of funds to maintain the infrastructure of fish terminals at the proper level makes them uncompetitive with ports from neighboring Asian countries.

Far Eastern fish turns away from the Russian coast
Photo: nfr.ru

Do not eat moorings

The effectiveness of managing the federal property that is under the jurisdiction of the FSUE Natsrybresurs (under the jurisdiction of Rosrybolovstvo) was discussed at a recent meeting of the subcommittee for the development of the fisheries complex of the government commission for socio-economic development of the Far East, chaired by Deputy Prime Minister and Presidential Envoy to the Far Eastern Federal District Yuri Trutnev . As was noted at the meeting, port refrigeration capacities in the Far Eastern Federal District amount to no more than 100 thousand tons, while the actual demand during the Putin period is up to 800 thousand tons. This leads to the fact that most of the catches are exported with minimal added value to the ports of Japan, China, and the Republic of Korea.

Nor does the fact that the facilities being leased by Natsrybresurs are used to transship other cargoes, such as coal and containers, does not contribute to attracting Pacific fish to the Russian coast. In addition, the rate of depreciation of specialized capacities is ahead of the cost of their maintenance.

According to the embassy, ​​the income of Natsrybresurs from the rental of property located in the Far East for the past three years, including January-September 2019, exceeded 700 million rubles. At the same time, the costs of ongoing repairs and overhauls of the berths that are in the independent operation of the enterprise (these are the seaports of Korsakov, Petropavlovsk-Kamchatsky and Magadan) amounted to about 35 million rubles.

“Only 5% of profit is spent on maintaining port infrastructure. More than half of the proceeds from the lease goes to employees' salaries. The rest is for other purposes. In this regard, the question arises of the appropriateness of such an organization, which eats away most of the money received, and at the same time, all the hydraulic structures transferred to them gradually deteriorate and become inoperative, ”said Yuri Trutnev.

The Deputy Prime Minister instructed the Ministry of Economic Development, the Ministry of Far East Development, the Ministry of Agriculture and the Federal Agency for Fishery to work out and submit to the Russian government proposals for the efficient use of federal property located in the Far East under the responsibility of the Federal State Unitary Enterprise Natsrybresurs.

“We need to carefully study how to protect the interests of the state, so that fishing ports do not disappear in the Far East, so that they do not become ports for transshipment of scrap metal and coal. For this, for example, it is possible to prescribe that the ports are used only for transshipment of fish resources, ”the Deputy Prime Minister said.

Rental with obligations

For operational management, 193 hydraulic structures (of which 115 were leased) were assigned to Natsrybresurs, including 108 with a total length of 16,7 km in the Far East. The general technical condition of the Far Eastern berths is satisfactory, specify in Rosrybolovstvo. At the same time, the facilities were transferred to the FSUE with encumbrances in the form of lease agreements, under the terms of which the lessor was entrusted with ensuring the operational technical condition of the port infrastructure through ongoing and overhauls.

Moreover, in accordance with the President’s order of November 22, 2014, work was undertaken to review rental relations. They now provide for priority servicing of the fishing fleet and transshipment of fish, as well as fulfillment of investment obligations for the construction and modernization of port infrastructure facilities. Since 2017, 23 lease agreements with investment obligations have been concluded in the Far Eastern Federal District.

According to Rosrybolovstvo, this practice has proved effective: together with private investors, new refrigerators have been built in the Nevelskoye and Vladivostokskiy seaports, the moorings in Nevelsk, Kholmsk, Vladivostok, Troitsa and Nakhodka are being overhauled - the total investment has exceeded two billion rubles. For the term of the overhaul of the berths, tenants were exempted from rent for the use of facilities for a year.

Especially the result of the modernization of the refrigeration and storage infrastructure is visible in the Vladivostok Sea Fishing Port. This year, Vladmorrybport OJSC reached its maximum level for seafood processing over the past ten years. For 11 months, the company's fish product turnover increased to 331 thousand tons, while for the whole of 2018 the company processed 325 thousand tons of fish, for 2017 - 268 thousand. In 2008, this figure was 166,3 thousand at all. . tons. It is logical that in parallel with the development of specialized facilities, the number of calls to the fishing fleet in Vladivostok increased.



Investing without shame

At the same time, according to the Federal Agency for Fishery, the situation in the fishing ports of Korsakov, Petropavlovsk-Kamchatsky and Magadan is not so optimistic. The need for financing only major repairs there is 1,3 billion rubles. But given the level of wear of all utilities and structures, overhauls are no longer feasible - reconstruction is required, the cost of which exceeds five billion rubles. Including 1,03 billion are needed at the Magadan port, 2,49 billion at Korsakovsky, and 1,84 billion rubles at Petropavlovsk-Kamchatsky.

With the allocation of state financing, difficulties arise. In particular, the problem appeared at the Magadan port. Over the past 30 years, the technical condition of its facilities for handling fish has fallen into decay. Due to their significant deterioration, the prosecutor's office issued a submission for non-compliance with the requirements of the technical regulation. When developing the draft federal budget for 2020-2022, the Federal Fisheries Agency announced the need for reconstruction of the terminal. The project plans to create a new mooring front, a modern engineering system and handling equipment. The construction dates were determined 2021-2022, the expected commissioning - 2023. However, the application was rejected by the decision of the working group of the interdepartmental commission on the preparation of proposals for the formation and improvement of the efficiency of investment expenditures at the expense of the federal budget.

The regional authorities joined the problem. The issue of reconstruction of the fishing port this year was raised by the governor of the Magadan region Sergey Nosov at a meeting with the Deputy Prime Minister of the Russian Federation Alexei Gordeev and received support.

“It is a shame to have federal property in such a ruined state,” said the deputy chairman of the government. “We need to act consistently and as quickly as possible so that starting from 2020 the process of preparing the necessary documentation and including these objects in the plan is launched, and their phased repair begins.”

The relevant departments were instructed to ensure that the federal targeted investment program includes measures to reconstruct the fish terminal infrastructure and report the results to the government by the end of March 2020.

“The moorings need to be repaired, and criticism of the National Resources Agency (Yuri Trutnev - approx. Ed.) Is fair. An enterprise as an operator of hydraulic structures should in any case be responsible: to repair, modernize, ”EastRussia was told in one of the Magadan fishing companies. - But the question is how much this terminal will be in demand for fishermen. Because delivering a catch from the Sea of ​​Okhotsk to Magadan for the further preparation of a batch of fish and its subsequent transportation to the regions of the Far East is an inefficient logistics, resulting in high costs. ”

According to the source of the publication, the ports of Primorsky Krai, in particular, Vladivostok, are the best place for fish delivery.

“We have neither rail transport nor a normal highway, so that fish products can be sent from the Magadan region to Yakutia. Everything is limited to delivery by water. But to take fish to Magadan, reload it in refrigerated containers, then put them on a linear container ship, which again goes to Vladivostok - this is not enough logic, ”the company noted.

In turn, representatives of the Vladivostok stevedoring business say that in addition to the development of infrastructure itself, to increase the supply of fish from the Far East to the western regions of the country, administrative barriers need to be reduced. Rail transportation of fish is given as an example.

“More and more cars are transporting refrigerated containers all the way to Moscow. Because it takes eight days by car and three weeks by rail, ”explains Dmitry Doroshenko, director of the Vladivostok Sea Container Terminal LLC. - In fact, you travel by rail for the same eight to ten days, spend the rest of the time waiting for all kinds of paperwork, inspections by the Rosselkhoznadzor, veterinary services, etc. There is no such tight control on vehicles. ”

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточная рыба отворачивается от российского берега

Удручающее состояние инфраструктуры портов в ДФО делает их невостребованными

В среднем промысловики Дальнего Востока ежегодно экспортируют больше одного млн тонн рыбной продукции стоимостью от двух млрд долларов. В то же время поставки рыбы на внутренний рынок сдерживают административные барьеры и инфраструктурные ограничения в дальневосточных портах. Недостаток средств на поддержание инфраструктуры рыбных терминалов на должном уровне делает их неконкурентоспособными с портами из соседних стран Азии.

Дальневосточная рыба отворачивается от российского берега
Фото: nfr.ru

Не проесть причалы

Эффективность управления федеральным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» (подведомственен Росрыболовству), обсуждалась на недавнем заседании подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока под председательством вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. Как было отмечено на совещании, портовые холодильные мощности в ДФО составляют не более 100 тыс. тонн при фактической потребности в период путины до 800 тыс. тонн. Это приводит к тому, что большая часть уловов экспортируется с минимальной добавленной стоимостью в порты Японии, Китая, Республики Корея.

Не способствует привлечению тихоокеанской рыбы на российский берег и тот факт, что сдаваемые «Нацрыбресурсом» в аренду сооружения используются для перевалки других грузов, например, угля и контейнеров. К тому же темпы износа специализированных мощностей опережают затраты на их содержание.

По данным полпредства, доходы «Нацрыбресурса» от сдачи в аренду имущества, расположенного на Дальнем Востоке, за три последних года, включая январь-сентябрь 2019-го, превысили 700 млн рублей. При этом расходы по проведению текущих и капитальных ремонтов причалов, находящихся в самостоятельной эксплуатации предприятия (это морские порты Корсаков, Петропавловск-Камчатский и Магадан), составили порядка 35 млн рублей.

«На содержание портовой инфраструктуры расходуется всего лишь 5% прибыли. Более половины от полученных от аренды средств идет на заработную плату сотрудников. Остальное идет на другие цели. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности такой организации, которая большую часть полученных денег проедает, и при этом все переданные им гидротехнические сооружения постепенно ветшают и приходят в нерабочее состояние», – заявил Юрий Трутнев.

Вице-премьер поручил Минэкономразвития, Минвостокразвития, Минсельхозу и Росрыболовству проработать и внести на рассмотрение правительства России предложения по эффективному использованию федерального имущества, находящемся на Дальнем Востоке в ведении ФГУП «Нацрыбресурс».

«Нужно внимательно изучить, каким образом можно защитить интересы государства, чтобы на Дальнем Востоке не пропали рыбные порты, чтобы они не стали портами для перегрузки металлолома и угля. Для этого, например, можно прописать условие, чтобы порты использовались только под перегрузку рыбных ресурсов», — считает вице-премьер.

 

Аренда с обязательствами

За «Нацрыбресурсом» для оперативного управления закреплено 193 гидротехнических сооружения (из которых передано в аренду 115), включая 108 общей протяженностью 16,7 км на Дальнем Востоке. Общее техническое состояние дальневосточных причалов удовлетворительное, уточняют в Росрыболовстве. При этом сооружения передавались ФГУП с обременениями в виде договоров аренды, по условиям которых на арендодателя возложено обеспечение работоспособного технического состояния портовой инфраструктуры за счет проведения текущих и капитальных ремонтов.

Более того, в соответствии с поручением президента от 22 ноября 2014 года была организована работа по пересмотру арендных отношений. Они теперь предусматривают первоочередное обслуживание рыбопромыслового флота и перевалку рыбы, а также выполнение инвестиционных обязательств по строительству и модернизации объектов портовой инфраструктуры. С 2017 года в ДФО заключено 23 договора аренды с инвестиционными обязательствами.

Как сообщили в Росрыболовстве, такая практика показала свою эффективность: совместно с частными инвесторами построены новые холодильники в Невельском и Владивостокском морских портах, ведется капремонт причалов в Невельске, Холмске, Владивостоке, Троице и Находке — общий объем инвестиций превысил два млрд рублей. На срок выполнения капитальных ремонтов причалов арендаторы на год освобождались от арендной платы за пользование объектами.

Особенно результат модернизации холодильно-складской инфраструктуры виден по Владивостокскому морскому рыбному порту. В этом году ОАО «Владморрыбпорт» вышло на максимальный показатель по переработке морепродуктов за последние десять лет. За 11 месяцев грузооборот предприятия по рыбной продукции увеличился до 331 тыс. тонн, тогда как за весь 2018 год компания переработала 325 тыс. тонн рыбы, за 2017-й – 268 тыс. В 2008-м этот показатель и вовсе составлял 166,3 тыс. тонн. Закономерно, что параллельно развитию специализированных мощностей росло количество судозаходов во Владивосток рыболовецкого флота.



 

Инвестиции без стыда

В то же время, признают в Росрыболовстве, ситуация в рыбных портах Корсаков, Петропавловск-Камчатский и Магадан не столь оптимистичная. Потребность в финансировании только капремонтов там составляет 1,3 млрд рублей. Но учитывая уровень износа всех инженерных коммуникаций и конструкций, проведение капитальных ремонтов уже нецелесообразно — требуется реконструкция, стоимость которой превышает пять млрд рублей. В том числе на Магаданский порт необходимо 1,03 млрд, на Корсаковский — 2,49 млрд, на Петропавловск-Камчатский — 1,84 млрд рублей.

С выделением госфинансирования возникают сложности. В частности, проблема появилась у Магаданского порта. За последние 30 лет техническое состояние его сооружений под перевалку рыбы пришло в упадок. Из-за их значительного износа прокуратура вынесла представление за несоответствие требованиям технического регламента. При разработке проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы Росрыболовство заявляло о потребности в реконструкции терминала. Проектом запланировано создание нового причального фронта, современной инженерной системы и перегрузочного оборудования. Сроками строительства были определены 2021-2022 годы, ожидаемый ввод в эксплуатацию — 2023-й. Однако заявку отклонили решением рабочей группы межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета.

К проблеме подключились региональные власти. Вопрос реконструкции рыбного порта в этом году поднимал губернатор Магаданской области Сергей Носов на совещании у вице-премьера РФ Алексея Гордеева и получил поддержку.

«Иметь федеральную собственность в таком разрушенном состоянии стыдно, — заявил тогда зампред правительства. — Нужно действовать последовательно и максимально быстро, чтобы с 2020 года был запущен процесс подготовки необходимой документации и включения в план этих объектов, начался их поэтапный ремонт».

Профильным ведомствам поручили обеспечить включение в федеральную адресную инвестиционную программу меры по реконструкции инфраструктуры рыбного терминала и доложить о результатах в правительство до конца марта 2020 года.

«Ремонтировать причалы нужно, и критика в адрес "Нацрыбресурса" (Юрием Трутневым — прим. ред.) справедлива. Предприятие как оператор гидротехнических сооружений должно в любом случае нести ответственность: заниматься ремонтом, модернизацией, — рассказали EastRussia в одной из магаданских рыбопромышленных компаний. — Но вопрос, насколько этот терминал будет востребован для рыбаков. Потому что осуществлять доставку улова из Охотского моря в Магадан для дальнейшей подготовки партии рыбы и ее последующей транспортировки в регионы Дальнего Востока — это неэффективная логистика, оборачивающаяся большими издержками».

По словам собеседника издания, оптимальным местом доставки рыбы выступают порты Приморского края, в частности, Владивостокский.

«У нас нет ни железнодорожного транспорта, ни нормальной автодороги, чтобы можно было рыбную продукцию отправлять из Магаданской области в Якутию. Все замыкается на доставку водным транспортом. Но везти рыбу в Магадан, перегружать ее в рефрижераторные контейнеры, затем ставить их на линейный контейнеровоз, который опять-таки идет во Владивосток — логики в этом мало», — отметили в компании.

В свою очередь представители владивостокского стивидорного бизнеса говорят, что помимо собственно развития инфраструктуры, для наращивания поставок рыбы с Дальнего Востока в западные регионы страны нужно снижать административные барьеры. В качестве примера приводится железнодорожная перевозка рыбы.

«Все больше автомобилей везут рефрижераторные контейнеры вплоть до Москвы. Потому что на машине — восемь дней, а по железной дороге — три недели, — объясняет директор ООО "Владивостокский морской контейнерный терминал" Дмитрий Дорошенко. — Фактически железнодорожным транспортом ты едешь те же восемь-десять суток, остальное время проводишь в ожидании разного рода оформления документов, досмотров со стороны Россельхознадзора, ветеринарных служб и т.п. На автотранспорте такого жесткого контроля нет».