Генеральный директор группы компаний «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) Алексей Головко о ситуации в отрасли и перспективах компании.
фото: EastRussia – Алексей Борисович, в этом году ДВТГ исполняется 20 лет. Как всё начиналось, чего удалось достичь?
– Если коротко, то начинали мы буквально с пары десятков вагонов и цистерн, а стали группой компаний с международным авторитетом. У нас сейчас не только обширный парк подвижного состава, но и мощная собственная инфраструктура – это и морской порт, и три депо, и контейнерный терминал в Подмосковье.
А начинали мы в начале нулевых в непростое время, проблем было очень много, в том числе и на железнодорожном транспорте. Шла реформа железнодорожной отрасли, старое ломалось, новое ещё не сложилось. Постоянной головной болью грузоотправителей был поиск подвижного состава, обеспечение гарантированной поставки вагонов под погрузку.
Транспортная группа началась с того, что наш бессменный руководитель Группы компаний ДВТГ Паршина Раиса Николаевна приняла решение о создании предприятий-операторов для управления собственным подвижным составом для ритмичного обеспечения вагонами прежде всего дальневосточных грузоотправителей. Был приобретен первый подвижной состав – универсальные платформы и цистерны для перевозки нефтепродуктов. Платформы были не новые, требующие ремонта, но был высокий спрос на перевозку древесины – и мы их отремонтировали и переоборудовали для этих целей. Первые цистерны предоставлялись в Хабаровске и Комсомольске под нужды нефтеперерабатывающих заводов. Так и начинали.
Удалось подобрать штат профессиональных железнодорожников для управления подвижным составом и добиться его эффективной работы. В то время это была крайне непростая задача, но мы с ней справились, гарантированно обеспечивали вагонами своих грузоотправителей, постоянно расширяли клиентскую базу, обратили на себя внимание и с той поры начался наш поступательный рост. Стартовали мы на Восточном полигоне, потом год за годом, постепенно развивались, расширялись, приобретали вагоны, строили терминалы, открывали офисы в крупных городах, организовали представительство в Москве.
фото: ДВТГ
Сегодня Группа ДВТГ состоит из нескольких компаний-операторов, которые управляют вагонами. Парк состоит из фитинговых платформ, полувагонов, универсальных платформ и платформ для перевозки леса. В Подмосковье находится контейнерный терминал Контранс. Площадь 90 000 кв. м. единовременного хранения с возможностью хранение до 5 000 TEU. Примыкает к станции Тучково. Морской порт в Находке переваливает около 1,5 млн. тонн в год, три вагоноремонтных депо работают в рынке и производят ремонты не только наших вагонов, но и вагоны сторонних собственников. Есть в составе группы и специализированная IT компания, разрабатывающая и внедряющая программное обеспечение для предприятий транспортной отрасли. Мы практически самодостаточны и базис нашей устойчивости и надёжности в комплексном и сбалансированном подходе.
– Сколько человек заняты у вас?
– В общей сложности на предприятиях группы компаний трудится более 1 тысячи сотрудников. Костяк состоит из железнодорожников, прошедших школу РЖД, а самые опытные трудились и во времена МПС.
– Какова актуальная ситуация в подразделениях ДВТГ? Тенденция прошлого года – резкое увеличение грузооборота на восточном направлении. Как предприятия группы справляются с возросшей нагрузкой?
– Для нас всегда Дальний Восток был в приоритете, мы здесь начинали и никогда не бросали это направление. Основные объёмы перевозок у нас здесь, на этом полигоне, поэтому для нас кардинальных изменений не случилось – как вагоны работали, так и работают на тех же направлениях, как и раньше.
Тем не менее, проблемы, конечно, возникли, как у операторов, так и у грузоотправителей в плане конкуренции за провозную способность РЖД в Восточном направлении. Картина такова, что те, кто работал раньше с Европой, они по объективным причинам развернулись на Восток, а здесь и без этого было плотное движение, так что безусловно всем стало очень тесно. Наша задача, как и прежде, не скажу, что проста, но вполне понятна – мы должны вовремя предоставить свой подвижной состав грузоотправителю, и контролировать скорейшее продвижение своих вагонов в нужном направлении. С задачей мы справляемся. Помогает многолетний опыт и доскональное знание особенностей работы Дальневосточной железной дороги.
Вы, конечно знаете, про планы расширения и модернизации Восточного полигона, строительство новых путей на Транссибе и на БАМе. Нас радует и обнадёживает то, что всерьёз взялись за это направление. Ситуация на контроле у Президента и Правительства. Но ввод в эксплуатацию новых мощностей и увеличение пропускной способности Транссиба процесс не быстрый, мы за ним следим, реагируем и наращиваем свою производственную базу сообразно текущему положению и перспективе развития транспортной отрасли.
– На исполнении каких проектов сконцентрированы сейчас усилия ДВТГ?
– Наша группа уделяет приоритетное внимание развитию контейнерных перевозок. Это наиболее «продвинутый» тип ж/д перевозок с большим потенциалом развития. Один из наших крупных инвестпроектов – модернизация Находкинского морского рыбного порта – нацелен на увеличение грузооборота морского терминала в целом и контейнерного направления в частности. Мы планируем утроить мощности порта – поднять планку до пяти миллионов тонн грузов в год с упором на контейнеры, при этом всё же сохраняя универсальность порта.
фото: ДВТГ
Мы шаг за шагом, постепенно, за счёт собственных средств меняем облик порта. Контейнерную площадку ввели в эксплуатацию достаточно давно, сейчас мы её расширяем. Сносим старые крытые склады и на их месте оборудуем площади для хранения и обработки грузов. Приобретаем новую технику, планомерно увеличиваем мощности порта. Помимо контейнеров порт работает с широкой номенклатурой грузов. Это и насыпные грузы, грузы в биг-бэгах, чугун, прокат чёрных металлов, алюминий, строительная техника, автомобили, оборудование, каботажные грузы для северного завоза и т.д. Построен и введён в эксплуатацию портовый холодильник ёмкостью 6 тыс. тонн.
В ближайшей перспективе мы видим порт как универсальный терминал, но стараемся, чтобы доля контейнеров постепенно нарастала. Поэтому и площади под них расширяем, и приобретение техники для работы с контейнерами – первоочередная задача.
– Какова, кстати, Ваша позиция по перевозке контейнеров в полувагонах? Там ведь разногласия были – многие перевозчики против, говорят, что это замедляет перевозку, удорожает её. РЖД даже скидку ввела на внутренние и импортные перевозки крупнотоннажных груженых контейнеров в полувагонах со всех станций Дальневосточной железной дороги.
– Мы к этому относимся положительно, особенно в сегодняшних обстоятельствах. Возить в полувагонах контейнеры можно, что гружённые, что порожние – никакой проблемы абсолютно. Это жизнеспособная схема. Зачем в порожнем состоянии везти полувагон с Восточного полигона на Запад, если можно загрузить в него контейнер и более рационально использовать и вагон, и пропускную способность РЖД.
фото: ДВТГ
– Какой из рабочих вопросов у Вас на повестке каждый день? Что занимает больше всего вашего времени и энергии?
– Все вопросы, связанные с производством важны. Взаимодействие с РЖД, работа с грузоотправителями, с контрагентами, программное обеспечение, кадровые вопросы и многое другое. Ничего нельзя упустить – конкуренция в транспортной отрасли жёсткая. Если говорить о показателях, которые мы внимательно отслеживаем и стараемся улучшать, то это доходность вагона – важнейший показатель эффективности работы каждой компании, которая оперирует подвижным составом. Чем лучше компания управляет своим вагоном, чем больше он востребован, чем меньше порожних пробегов, чем эффективнее внутренние процессы и чем больше у компании клиентская база – тем выше этот показатель. И я могу сказать, у нас этот показатель выше среднестатистического в отрасли.
– Каким будет Ваш среднесрочный прогноз по состоянию отрасли и позиции ДВТГ на рынке?
– Я надеюсь, что ситуация будет развиваться поступательно и без скачков: главное будет увеличиваться пропускная способность Восточного направления, а значит объёмы перевозок в целом и объёмы нашей компании в частности.
При этом мы готовы к разнообразным вызовам – всё же мы одна из самых старейших компаний на этом рынке. Мы много раз доказывали свою устойчивость. Один из наших козырей – наличие собственной разноплановой инфраструктуры, про которую я уже рассказывал – от депо до порта. Мало кто из тех, кто имеет свой подвижной состав, может этим похвастаться. Мы универсальные, опытные и гибкие и в этом наша сила.
беседовал Алексей Збарский