Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far Eastern virgin land for Rusagro

General Director of the agricultural holding Maxim Basov spoke about projects in Primorye and the difficulties of their implementation

A few years ago, Rusagro was the first of the three largest federal pork producers to develop Primorye. The agricultural holding decided to build a pig farm in the Mikhailovsky TOP and faced purely Far Eastern problems: poor roads, weak contractors, and lack of people. Rusagro CEO Maxag Basov spoke about the fate of the future pig farm and work in the Far Eastern Federal District in an interview with EastRussia.

Far Eastern virgin land for Rusagro
Photo: Gavriil Grigorov / TASS / WEF-2019 Photo Bank

- Maxim Dmitrievich, at what stage is the implementation of the project in the Mikhailovsky TOP?

- Now construction is underway, but with a lag. The first object is launched - this is an elevator. The next facility - a feed mill - will be launched next spring. And after that, in the summer, a breeding farm and two or three commercial complexes will be launched. In the summer, as the feed mill will be launched, we will transport the animals. The three remaining complexes will be completed and settled before the end of the year.

- How strong is the backlog?

- From the last terms, the backlog is about six months. If we take from the terms that were laid down at the beginning of the construction of the project, then the lag is about a year, but for different facilities in different ways. The slaughter will start in early 2021. We will populate the animals in the spring, and not now, because FMD infection occurred in Primorye, animals at all large complexes died, and African swine fever also entered the pig farms. Therefore, we decided to settle animals for biosafety only after our own production of feed was launched. And this, as I said, will happen in the summer.

- What other problems did you face when implementing the project in Primorye?

- The main problems are in construction. We had a lot of problems with the infrastructure, we still haven’t received gas, we are working on liquefied gas. Now the elevator and the feed mill are almost connected, and we hope to start receiving gas in the very near future. In the design, not all the specifications of Primorye, land problems were taken into account, as a result, everything dragged on for two years. The issue of connecting gas to complexes and a slaughterhouse has not yet been resolved. Who did almost everything perfectly, is the company that connected us to electricity. Everything was done very well, there were, of course, roughnesses, some mistakes on both sides, but on the whole, I think, the energy sector worked perfectly.

There were a lot of problems with roads and Vodokanal, but these problems, in general, are being resolved. With roads, things are more complicated, control over contractors has been incorrectly carried out, many criminal cases have already been opened. Now the work is ongoing, and I think that all these issues will be resolved.

From our point of view, the main problem is working with construction organizations: we have already changed quite a lot of contractors and are now completing complexes and slaughter with foreign companies, today Turkish builders are carrying out large volumes. Unfortunately, the construction organizations of the Far East turned out to be rather weak, unable to carry out such large, complex projects with the quality we needed. Foreign companies are expensive, but, unfortunately, we have no other choice.

- Earlier, you indicated that the project in Primorye is focused on the market of mainland China, are there any prerequisites for opening the Chinese market for Russian pork?

- Your information is not quite correct. We are doing the first phase of the project with an eye on the Russian market. Now we are completing it, we will build further lines only after the markets of Southeast Asia open. In the near future, we expect that the European part of the country will receive the right to sell pork to Vietnam, and then we look forward to the opening of the Chinese market. In order to open shipments from Primorye, we must launch our seaside slaughter and obtain favorable animal health status, but first we must get rid of foot-and-mouth disease and ASF in Primorye.

- That is, if China does not open its market, then you will not launch the second phase?

- Now we are building a complex of about 20 thousand sows. In the future, we can increase the capacity by 50% with a fairly high payback. If we see that the market of China and Vietnam is open, and the prices are good there, it is possible that we will quickly build additional capacities - these are about two or four pig farms.

A further increase in capacity will require gigantic investment, and we will go for it, not only if the Chinese market opens for us, but also if some major Chinese investor appears. We are currently negotiating with COFCO.

- What part does the company plan to occupy in the domestic pork market of the Far East?

- We continue to expect 30-35%, and then everything will depend on the situation in export markets. If they are opened, part of the production will go there, and this is natural, because pork processing results in a lot of different cuts: offal, which in Russia is not very fond of, but love in Asia, the neck, which is very loved in Russia, brisket, which in Russia they love less. All these offal must find their consumer.

- If you still decide to build the second phase, then where will you recruit employees? Already, some are traveling from central Russia.

- It will also be with the second stage. To launch the current project, it will be necessary to bring at least 20% of employees either from other regions of Russia or from other regions of the world. But little by little we will reduce this indicator to 2%.

- In your opinion, why the oil and fat business line in Primorye did not “shoot”? What is the fate of the Primorskaya Soya plant?

- There are three obstacles to the work of Primorsky Soya: the price of raw materials, the price of finished products and the unfavorable situation with animal diseases in the Primorsky Territory. In principle, we have achieved all our goals to improve the plant’s efficiency. Today it works like it never did. We have significantly reduced costs, improved its efficiency. And I believe that the management of Primorsky Soya works very well.

Unfortunately, the situation on the market unfolded in a negative scenario for us. In the Far East and even in Siberia there is insufficient consumption of soybean meal, these are regions that are poorly developed in terms of animal husbandry. And in order for Primorskaya Soya to work in at least two lines, we need soybean meal to be sold, including in the Urals and in the European part. We have to transport it over long distances. In recent years, the production of soybean and soybean meal in the European part has been very actively developing, the growth is gigantic, the quality of soybean has become high, and today the Far Eastern and Siberian soybean meal in the European part is weakly competitive, because their own producers have already appeared. Moreover, in the coming years, significant growth is expected both in soybean production, and in the quality of soybean production, and in the volume of meal. Only soy plants will be built three.

Far Eastern producers of soybean meal are simply not competitive because there is no market for products. There are no problems with oil, today it goes well to China, Korea and Russia. But, unfortunately, soybean processing produces very little oil and a lot of meal, because meal is the main processing product.

Because of the trade war with the United States, China also raised the price of soybeans, and we are not brought soybeans to farmers at prices at which we can work without loss. Seaside Soybeans fell into a situation where the price of soybeans increased and the price of meal decreased significantly. It turns out that the plant, even with record-high performance and efficiency, cannot operate profitably. Management continues to fight for the plant, it continues to work, but will be stopped in 2020. Employees were offered work for the period of a stop in our other divisions. We will mothball the plant, consider launching it in the spring, if we see that there are volumes of soybeans that farmers are willing to sell to us and which we can process without loss for ourselves.

There will be no social problems with the suspension of the plant. This is a rather strategic problem for Primorye and the entire Far East. Since the population is small, and there is China nearby, which pursues its wise, cunning, but profitable industrial policy only for them, it turns out that there are very few opportunities for investment in processing.

We see that recently in the Far East there is no such improvement in the situation in food production (except for fish), as in the European part. The progress in agricultural development in the European part is very serious, we get yields of 2,5 tons and above, as well as very high quality protein. In Primorye, unfortunately, this does not work, due to the fact that, on the whole, the infrastructure of agriculture is very poorly developed. If in the European part we were able to deoxidize almost all of the soil, then in the Far East there is a problem with ameliorant, with spacing and application, and normalization of the soil.

- Please explain what it means to deoxidize the soil?

- In order to have a good yield and achieve the target fertility, we need to have normal soil. Due to the fact that fertilizers are often applied for other other reasons, the soil becomes acidic and does not give such a good return. It is necessary to deoxidize them. This means that it is necessary to introduce special ameliorants into the soil. In Central Russia, the average cycle lasted from seven to nine years. There we deoxidized all the land, so there are good results.

In Primorye, the lands are very acidic. It takes time and seeds that are bred specifically for this region.

- What seeds are preferable to use?

- Must be allowed to use Chinese, Japanese, Canadian seeds. To date, the number of permitted seeds is very small. And those with whom we have to work are morally 20 years old. The ban on the use of imported seeds is associated with the underdevelopment of Far Eastern agriculture - few companies are engaged in just such seed breeding. The best seeds in the world for the Primorsky Territory are from China. But it also limits the ability to use its seeds. In general, the work of the entire ecosystem is required - both agricultural producers and Russian authorities, in order for the right quality seeds to appear.

In the European part, foreign seed companies and the Rosvetnadzor service for the introduction of new soybean seed varieties are more active. In the Far East, unfortunately, there is often no way to work with modern international soybean varieties: they are not yet certified. Therefore, in general, of course, the development of agriculture in the European part is far ahead of the situation in the Far East.

- What are the problems or the specifics of Far Eastern agriculture?

- Well, and in general, very big problems with people. Unfortunately, people are not used to working on modern technology, are not interested in working for long periods, preferring to work seasonally. Such specifics exist only in the Far East.

- Do you plan to expand the land bank in the Primorsky Territory?

- Now, all the same, we will focus on putting things in order, improving the quality of the return on what we have already bought. Our land bank is already quite large, and we do not plan to expand extensively. We will strive for point-to-point intensive improvement in the region.

“Are you still looking at territories other than Primorye?”

- In the Far East, we are not looking. We need to finish everything and achieve the results that we expected in Primorye.

- Earlier, you said that you were considering the possibility of holding an SPO before the end of the year, but you did not dare to take this step. Is it possible in the future?

- Everything is possible, we are a public company, we are constantly considering opportunities for working in the stock market. We see that the investment cycle in our main businesses in Russia is coming to an end, and further, if we do not go for international expansion, we will have a positive free cash flow. We will be not so much interested in offering securities as in increasing dividend payments. On the other hand, we have projects, including those abroad, which we are counting on. In general, a lot will depend on the decision of the board of directors. We see that in the world growth is only in two regions - Asia and Africa. If the board of directors decides to move there, then perhaps we need new capital. But so far there is no such solution, so, unfortunately, I can’t say anything in more detail.

- There was information about the plans for the construction of a pig complex in China. Is the decision already made?

- So far, the board of directors has not yet decided on this issue. We are waiting for the conclusion of land leases, this is the most difficult in China. We are also engaged in pre-project preparation.

- And do not regret that you decided to launch a project in the Far East?

- We do not regret it. When they decided to go to the Far East, they considered different scenarios. Now our task is to launch all our projects and implement them. Unfortunately, everything is not going the way we wanted from the point of view of construction time and cost, but in any case, the project will be completed and it will be the basis for our further development in this region. Therefore, we are still optimistic. The Far East, rather, is a region of potential, and it has not yet been realized in many respects due to its remoteness and sparseness, proximity to giant China, and the region’s ecosystem is rather weak. Many difficulties remain, but in any case, this region will develop.

September 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточная целина для «Русагро»

Гендиректор агрохолдинга Максим Басов рассказал о проектах в Приморье и трудностях их реализации

Компания «Русагро» несколько лет назад первой из тройки крупнейших федеральных производителей свинины начала осваивать Приморье. Агрохолдинг решился построить свинокомплекс в ТОР «Михайловский» и столкнулся с чисто дальневосточными проблемами: плохими дорогами, слабыми подрядчиками, нехваткой людей. О судьбе будущего свинокомплекса и работе в ДФО в интервью EastRussia рассказал генеральный директор «Русагро» Максим Басов.

Дальневосточная целина для «Русагро»
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС/ Фотобанк ВЭФ-2019

- Максим Дмитриевич, в какой стадии находится реализация проекта в ТОР «Михайловский»?

- Сейчас идет строительство, но с отставанием. Запущен первый объект — это элеватор. Следующий объект — комбикормовый завод — запустим весной следующего года. И после этого, летом, будет запущена племферма и два или три товарных комплекса. Летом, как будет запущен комбикормовый завод, мы повезем животных. Три оставшихся комплекса будут достроены и заселены до конца года.

- Насколько сильное отставание?

- С последних сроков отставание составляет примерно полгода. Если брать от тех сроков, которые были заложены на начало строительства проекта, то отставание — примерно год, но по разным объектам по-разному. Бойня запустится в начале 2021 года. Мы заселим животных весной, а не сейчас, потому что в Приморье произошло заражение ящуром, погибли животные на всех крупных комплексах, и в свинокомплексы также проникла африканская чума свиней. Поэтому мы решили для биобезопасности поселить животных только после того, как у нас запустится собственное производство корма. А это, как я уже сказал, произойдет летом.

- С какими еще проблемами столкнулись при реализации проекта в Приморье?

- Основные проблемы — в строительстве. У нас было очень много проблем с инфраструктурой, газ до сих пор не получили, мы работаем на сжиженном. Сейчас уже элеватор и комбикормовый завод практически подключены, и мы надеемся начать получать газ в самое ближайшее время. В проектировании были учтены не все спецификации Приморья, проблемы с землей, в итоге все затянулась на два года. До сих пор не решен вопрос с подсоединением газа к комплексам и к бойне. Кто идеально практически все сделал, так это компания, подключавшая нас к электричеству. Все было проведено очень хорошо, были, конечно, шероховатости, какие-то ошибки с обеих сторон, но в целом, я считаю, сработали энергетики прекрасно.

Очень много проблем было с дорогами и Водоканалом, но эти проблемы, в общем-то, решаются. С дорогами все обстоит сложнее, был неправильно осуществлен контроль за подрядчиками, уже заведено много уголовных дел. Сейчас работа идет, и я думаю, что все эти вопросы будут решены.

С нашей точки зрения, главной проблемой является работа со строительными организациями: мы уже сменили довольно много подрядчиков и сейчас достраиваем комплексы и бойню с иностранными компаниями, большие объемы сегодня у нас ведут турецкие строители. К сожалению, строительные организации Дальнего Востока оказались довольно слабыми, не способными осуществлять такие большие, сложные проекты, с необходимым нам качеством. Иностранные компании обходятся дорого, но, к сожалению, другого выхода у нас нет.

- Ранее вы обозначали, что проект в Приморье, ориентирован на рынок континентального Китая, есть ли предпосылки к открытию китайского рынка для российской свинины?

- Не совсем правильная у вас информация. Первую очередь проекта мы делаем с прицелом на российский рынок. Сейчас мы ее достраиваем, дальнейшие очереди будем строить только после того, как откроются рынки Юго-Восточной Азии. В ближайшее время мы ожидаем, что европейская часть страны получит право продавать свинину во Вьетнам, а дальше мы ждем открытия китайского рынка. Для того чтобы открыть отгрузки из Приморья, мы должны запустить нашу приморскую бойню и получить благоприятный статус по здоровью животных, но сначала мы должны избавиться от ящура и АЧС в Приморье.

- То есть, если Китай не откроет свой рынок, то вторую очередь вы запускать не будете?

- Сейчас строим комплекс примерно на 20 тыс. свиноматок. В перспективе можем с довольно высокой окупаемостью увеличить мощности на 50%. Если увидим, что открыт рынок Китая и Вьетнама, и там цены хорошие, то не исключено, что быстро построим дополнительные мощности — это примерно два-четыре свинокомллекса.

Дальнейшее увеличение мощностей потребует гигантских инвестиций, и мы на это пойдем, не только если нам китайский рынок откроется, но и если появится какой-то крупный китайский инвестор. Сейчас ведем переговоры с компанией COFCO.

- Какую часть на внутреннем рынке свинины Дальнего Востока планирует занять компания?

- Мы по-прежнему рассчитываем на 30-35%, а дальше все будет зависеть от ситуации на экспортных рынках. Если они будут открыты, часть продукции пойдет туда, и это естественно, потому что в результате переработки свинины получается очень много разных отрубов: субпродукты, которые в России не очень любят, а любят в Азии, шейка, которую очень любят в России, грудинка, которую в России любят меньше. Все эти субпродукты должны найти своего потребителя.

- Если все-таки решитесь строить вторую очередь, то где будете набирать сотрудников? Уже сейчас некоторые едут из центральной России.

- Также будет и со второй очередью. Чтобы запустить нынешний проект, потребуется привезти минимум 20% сотрудников либо из других регионов России, либо из других регионов мира. Но потихонечку будем сокращать этот показатель до 2%.

- Как вы считаете, почему «не выстрелило» масложировое бизнес-направление в Приморье? Какова судьба комбината «Приморская соя»?

- Для работы «Приморской сои» есть три препятствия: цена на сырье, цена на готовую продукцию и неблагоприятная ситуация с болезнями животных в Приморском крае. В принципе, мы достигли всех наших целей по повышению эффективности работы завода. Сегодня он работает так, как не работал никогда. У нас значительно сокращены затраты, повышена эффективность его работы. И я считаю, что менеджмент «Приморской сои» работает очень хорошо.

К сожалению, ситуация на рынке развернулась по негативному для нас сценарию. На Дальнем Востоке и даже в Сибири недостаточный объем потребления соевого шрота, это регионы слабо развитые с точки зрения животноводства. И для того, чтобы «Приморская соя» могла работать хотя бы в две линии, нам необходимо, чтобы соевый шрот продавался, в том числе, на Урале и в европейской части. Нам приходится транспортировать его на длинные расстояния. В последние годы очень активно развивается производство сои и соевого шрота в европейской части, рост гигантский, качество сои стало высокое, и сегодня дальневосточный и сибирский соевый шрот в европейской части слабо конкурентоспособны, потому что уже появились свои собственные производители. Больше того, в ближайшие годы ожидается значительный рост и по производству сои, и по качеству производимой сои, и по объему шрота. Только соевых заводов будет построено три.

Дальневосточные производители соевого шрота просто неконкурентоспособны, потому что нет рынка сбыта продукции. С маслом проблем нет, сегодня оно хорошо уходит в Китай, в Корею и в Россию. Но, к сожалению, при переработке сои получается очень мало масла и очень много шрота, потому что шрот — главный продукт переработки.



Еще и Китай из-за торговой войны с США поднял цену на сою, а нам фермеры по ценам, по которым мы можем работать без убытков, сою не везут. «Приморская соя» попала в ситуацию, когда выросла цена на сою и значительно упала цена на шрот. Получается, что завод даже с рекордно хорошими показателями по производительности и эффективности не может работать с прибылью. Менеджмент продолжает биться за завод, он продолжает работать, но будет остановлен в 2020 году. Сотрудникам предложили работу на период остановки в других наших подразделениях. Мы законсервируем завод, рассматриваем возможность его запуска весной, если увидим, что есть объемы сои, которые фермеры готовы нам продавать и которые мы сможем переработать без убытка для себя.

Социальных проблем с приостановкой работы завода не будет. Это проблема, скорее, стратегическая для Приморья и всего Дальнего Востока. Так как численность населения маленькая, а рядом есть Китай, который проводит свою мудрую, хитрую, но выгодную только им промышленную политику, получается, что возможностей для инвестиций в переработку очень мало.

Мы видим, что в последнее время на Дальнем Востоке нет такого улучшения ситуации в производстве продуктов питания (кроме рыбы), как в европейской части. Прогресс по развитию сельского хозяйства в европейской части очень серьезный, мы получаем урожайность 2,5 тонны и выше, а также очень высокое качество белка. В Приморье, к сожалению, такого не получается, в силу того, что в целом очень мало развита инфраструктура сельского хозяйства. Если в европейской части мы уже смогли раскислить практически всю почву, то на Дальнем Востоке есть проблема с мелиорантом, с разнесением и внесением, нормализацией почвы.

- Объясните, пожалуйста, что значит раскислить почвы?

- Для того чтобы иметь хорошую урожайность и достигнуть целевого плодородия, нам необходимо иметь нормальные почвы. Из-за того, что часто вносятся удобрения и по прочим другим причинам, почвы становятся кислыми и уже не дают такого хорошего возврата. Надо их раскислять. Это значит, надо вносить в почву специальные мелиоранты. В Центральной России в среднем цикл длился от семи до девяти лет. Там мы все земли раскислили, поэтому там хорошие результаты.

В Приморье земли очень кислые. Нужно время и семена, которые выведены специально для этого региона.

- А какие семена предпочтительнее использовать?

- Необходимо разрешить использовать китайские, японские, канадские семена. На сегодняшний день количество разрешенных семян очень небольшое. А те, с которыми нам приходится работать, морально устарели лет на 20. Запрет на использование импортных семян связан с неразвитостью дальневосточного сельского хозяйства — мало компаний занимаются именно такой семенной селекцией. Лучшие семена в мире для Приморского края — из Китая. Но он тоже ограничивает возможность использования своих семян. В общем, требуется работа всей экосистемы — и сельхозпроизводителей, и российских органов власти, для того чтобы появились правильные качественные семена.

В европейской части активнее работают иностранные семеноводческие компании и служба Росветнадзора по внедрению новых сортов семян сои. На Дальнем Востоке, к сожалению, нет возможности работать часто с современными международными сортами семян сои: они еще не сертифицированы. Поэтому в целом, конечно, развитие сельского хозяйства в европейской части намного опережает ситуацию на Дальнем Востоке.

- В чем еще проблемы или специфика дальневосточного сельского хозяйства?

- Ну, и в целом очень большие проблемы с людьми. К сожалению, люди не привыкли работать на современной технике, не заинтересованы работать вдолгую, предпочитая трудиться сезонно. Такая специфика есть только на Дальнем Востоке.

- Планируете ли расширение земельного банка в Приморском крае?

- Сейчас все-таки упор мы будем делать на наведение порядка, повышение качества отдачи от того, что мы уже купили. У нас земельный банк уже достаточно крупный, и мы не планируем расширяться экстенсивно. Будем стремиться к точечному интенсивному улучшению в регионе.

- На какие-то территории, кроме Приморья, вы еще смотрите?

- На Дальнем Востоке пока не смотрим. Нам надо закончить все, и достичь результатов, на которые мы рассчитывали в Приморье.

- Ранее вы говорили, что рассматриваете возможность проведения SPO до конца года, но не решились на этот шаг. Возможен ли он в дальнейшем?

- Все возможно, мы же публичная компания, постоянно рассматриваем возможности для работы на фондовом рынке. Мы видим, что инвестиционный цикл в наших основных бизнесах в России подходит к концу, и дальше, если мы не пойдем на международную экспансию, то у нас будет положительный свободный денежный поток. Мы будем не столько заинтересованы в предложении ценных бумаг, сколько в увеличении выплат дивидендов. С другой стороны, у нас есть проекты, в том числе за рубежом, на которые мы рассчитываем. В общем, многое будет зависеть от решения совета директоров. Видим, что в мире рост только в двух регионах — Азии и Африке. Если совет директоров примет решение двигаться туда, то, возможно, нам понадобится новый капитал. Но пока такого решения нет, поэтому я, к сожалению, более подробно рассказать ничего не могу.

- Была информация о планах строительства свинокомплекса в Китае. Решение уже принято?

- Пока совет директоров еще не принял решение по этому вопросу. Ждем заключения договоров аренды по земле, это самое сложное в Китае. Также занимаемся предпроектной подготовкой.

- А не жалеете, что решили запустить проект на Дальнем Востоке?

- Не жалеем. Когда принимали решение зайти на Дальний Восток, рассматривали разные сценарии. Сейчас наша задача — запустить все наши проекты и реализовать их. К сожалению, идет все с точки зрения сроков и стоимости строительства не так, как мы хотели, но в любом случае проект будет закончен, и он будет основой для нашего дальнейшего развития в этом регионе. Поэтому мы все равно настроены оптимистично. Дальний Восток, скорее, является регионом потенциала, и он во многом еще не реализован в силу удаленности и малонаселенности, соседства с гигантским Китаем, экосистема региона довольно слабая. Остается много сложностей, но в любом случае, этот регион будет развиваться.