Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Far East Expertise - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far Eastern expertise

As a result of the first quarter of 2015, the implementation of the federal target program for the development of the Far East was only 1,2%

Far Eastern expertise

The auditor of the Accounts Chamber Yury Roslyak told EastRussia how to rationally spend budget funds and prevent the possibility of mass thefts during the construction of large federal facilities.

- Yury Vitalyevich, last year the Accounts Chamber noted the uneven execution of the federal target program “Development of the Regions of the Far East and the Baikal Region”: as of 1 September 2014, the execution of this program was 23,5%. What recommendations did the Accounting Chamber give to the Ministry for the Development of the Far East? What does the uniform use of funds during the year depend on and what is the situation in the first quarter of 2015?

- The Accounting Chamber has repeatedly pointed out to the government the problem of uneven execution of federal budget expenditures, including the federal special program "Economic and Social Development of the Far East and the Baikal Region". In the autumn of last year, Deputy Prime Minister and Plenipotentiary of the President in the Far Eastern Federal District Yuri Trutnev held a meeting on this topic. As a result, Minvostokrazvitiya and the Ministry of Transport were given comments on the coordination of the work of state customers of the Federal Target Program, and the work of Rossmorrechflot and Rosaviatsii was found unsatisfactory. However, it is not yet possible to say that the problem has been solved. For example - the cash execution of the FTP as of 1 December 2014 was 43%, and for 1 January 2015 already - 94%. In the first quarter of 2015, the performance was 1,2%. This suggests that the problem of the uniform execution of federal budget expenditures for the program has not yet been resolved. Although this factor is of key importance in this region, since the timing is often due to natural and climatic features.

The main reason for the problem is the lack of a FTP control system. Minvostokrazvitiya Russia, as the state customer coordinator, has not yet proposed new forms and methods of management, the corresponding provision is still not approved. We sent our proposals on this issue to Minvostokrazvitiya.

In the FEFD, in the structure of investments in fixed capital, the share of federal budget funds in 2014 was 15,1%. It looks most significant in Primorsky Krai - 31,9%, Amur Region - 30,9%, Kamchatka Region - 26,9%, Republic of Buryatia - 25,9% and Jewish Autonomous Region - 21,2%.

The social sphere accounts for the largest share - about 60%. As you understand, in the context of the scarcity of the consolidated budgets of the macroregion (with the exception of the Sakhalin Oblast), it is necessary to strengthen control over federal investments in capital construction projects for transport and energy infrastructure.

- Based on the expertise of the draft state program "Development of the Regions of the Far East and the Baikal Region", the Accounts Chamber made a conclusion in the middle of last year, which noted among other things that "the target values ​​of most of the project's program indicators are contrary to its objectives, since they tend to decrease and do not characterize the benefits of its implementation. " For example, the population has been reduced (if 2015 million people live in the macroregion in 11,1 million people, then 2025 million people are planned in 10,8), there are no indicators describing the change in the structure of GRP and improving the living standards of the population of the macroregion. Does the state program change in real time, in accordance with your recommendations and instructions to the executive authorities?

- The Accounts Chamber constantly monitors the implementation of the state program "Socio-economic development of the Far East and the Baikal region." In 2014, the results of the examination were presented to the State Duma and the government, and the results of the control measures - including the President of Russia. In the Ministry of Development, we sent a presentation on the identified deficiencies. The ministry is obliged to report on the measures taken to 1 on June 2015. The modified state program should be submitted to the government by October 1 of the current year.

- 30 March of this year came into force the law on territories of advanced development (TOP) and announced the first TORs and investment projects that will receive state support. You noted that the main shortcomings of the bills on the creation of territories for advanced development are the lack of necessary calculations and justifications for a number of indicators - on the planned increase in tax revenues to the budget system, the amount of budget investments needed to create the infrastructure of these territories, and the necessary industry specialization of these territories And regulation of property, town-planning, land and other legal relations. There are no subordinate acts regulating the implementation of this law. Which agency makes the preliminary planning and bears the main responsibility in case of inefficient use of budget funds, which will be allocated to the TORs?

- According to the law on territories of advanced development, within three years from the date of its entry into force, TORs can be created only in the territories of the regions that make up the DFO, as well as in single-industry cities. At the end of three years, it will be possible to create TOPs throughout Russia. However, already now the government is discussing amendments to the law, allowing to create such territories in the Kaliningrad region.

Authorized body for TORs in the Far Eastern Federal District - Minvostokrazvitiya. The necessary changes have already been made in the regulation on the ministry. However, they do not envisage responsibility for achieving the goals of creating TORs in the Far Eastern regions, and it is not clear how the agency will coordinate the activities of executive authorities, local authorities, economic entities, including the Far East development institutions, the management company of the TOR, etc. Agreements with regional authorities, which are provided for by the law on TOR, are clearly not enough. And the absence of these provisions entails risks of inefficient spending of public funds.

- Perhaps the same regular audit could achieve a positive effect in setting up a transparency mechanism for financial budget spending associated with the construction of the Vostochny cosmodrome? How, in your opinion, can you prevent the theft of huge budget funds at such large facilities, when a huge number of contractors are involved in construction, and also the norms for spending materials and budget financing are overestimated by fraudulent methods?



- The mechanism of transparency of financing of capital construction was not created yesterday, it is a whole system of functionally responsible legal and officials. An example with the construction of the cosmodrome Vostochny is not the only one. We have many large construction projects financed from the federal budget, where abuses are possible.

The process of capital construction begins with design. And already at this stage, violations are possible. This is an overstatement of project volumes over what is actually required, the use of unnecessarily expensive technologies and types of work, the unreasonableness of the estimated cost of the technologies, materials, works and services used, including through the use of inflated single quotations, as in the case of the construction of the Vostochny cosmodrome.

By the way, it was this aspect that the Audit Chamber checked with the Federal Center for Pricing in Construction and the Building Materials Industry and at the Federal Tax Administration Glavgosexpertiza of Russia. These two organizations are key in pricing and determining the cost parameters of all major facilities financed from the federal budget.

Of course, in the long process of capital construction, there are many links that have corruption risks, but their source is the approved estimate for construction. The same risks include the procedure for placing an order and identifying the performer. At each stage of the construction cycle, there are mechanisms for accepting, processing and paying for the work performed. Conscientiousness of their performance is a subjective category, and government officials are responsible for irrational use of budgetary funds.

- The special attention of the country's leadership is now drawn to the eastern vector of Russia's development, where the main megaprojects are being formed: the Siberia Power pipeline, the Eastern polygon - the reconstruction of the Trans-Siberian and the Baikal-Amur Mainline, the Vostochny Space Center, the construction of the VNKhK NK Rosneft. Most of these projects will be implemented with considerable state support from the federal budget. Is it better to do audit of such projects at the start, carefully calculating the balance of enclosed finances and the effect obtained than to have under-financed, unfinished construction projects and, in some cases, economically inefficient projects?

- The listed projects are of a strategic nature, designed for a long-term perspective and require significant resources, including public funds.

Since 2013, the federal budget is formed according to the program principle, that is, it is clearly focused on achieving the goals of state policy. The costs and measures of state regulation on the projects you have named assume "program" expenditures for budgetary investments, subsidies, up to the current content of ministries in charge of these areas. In fact, these large-scale projects are an integral part of state programs.

The law on strategic planning in the Russian Federation, adopted in 2014, laid the foundation for coordinating strategic management and fiscal policy measures. Guided by the provisions of this law, the Chamber of Accounts examines the draft state programs. We assess the validity and legality of the developed state programs, their conformity to the strategic goals and objectives of the state, and the attainability of results and indicators.

The practice of conducting the examination shows that the quality of state programs is largely determined at the initial stage of the work. The consistent implementation of the provisions of the "Law on Strategic Planning" and the "Law on the Accounting Chamber" in the part of the examination of state programs will allow to identify unreasonable or inefficient expenses, based on the correlation of costs and results, as well as taking into account the assessment of possible risks associated with the implementation of these projects.

- The Chamber of Accounts conducted inspections in the sphere of housing and communal services, including resettlement of citizens from emergency housing in the BAM zone. What violations have been identified? Why is this problem not solved yet?

- Monitoring and monitoring of the state of affairs in the sphere of housing and communal services is one of the main activities in the activity of the direction I lead, and the results of the inspections are regularly reported at the Board of the Accounts Chamber.

The question of the relocation of citizens from emergency housing in the BAM zone was carefully considered in September 2014, following the results of an audit of the targeted use of budget funds allocated for the relevant measures under the Federal Program “Housing”. It was found that in the zone of the Baikal-Amur Mainline, which includes the territory of the Republic of Buryatia, the Trans-Baikal Territory, the Amur and Irkutsk Regions, there is an acute problem of the resettlement of citizens not only from dwellings recognized as emergency in the prescribed manner, but also from temporary buildings adapted for living the construction of BAM. These buildings can hardly be called housing. And by law they are not. 15,1 thousand people live in them, of which about 4,5 thousand received temporary housing directly during the construction of BAM.

The government approved a set of measures to provide living quarters for persons who, in connection with the construction of the Baikal-Amur Mainline, were provided with such temporary living quarters. However, there are still difficulties with its implementation. So, in the established terms the normative legal act allowing to identify persons living in temporary housing has not been issued; The formation of lists of people residing in temporary housing in the zone of BAM has not been completed and the relevant documents have been drawn up. Alas, the work is very slow. It should be organized by the authorities of the respective regions, however, lack of money and legal unsettled fundraising of the federal budget slows down the process.

According to the Accounts Chamber, to solve the problem of resettlement of citizens from temporary structures in the BAM zone, it is necessary to make changes to the current legislation and regulatory legal acts of the Government, as well as to develop a subprogram on the resettlement of citizens from temporary premises within the framework of the current state program or on individual measures of the Federal Program by identifying sources of funding and performers.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточная экспертиза

По итогам I квартала 2015 года исполнение федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока составило всего 1,2 %

Дальневосточная экспертиза

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк рассказал EastRussia, как рационально расходовать бюджетные средства и предотвратить возможность массовых хищений при строительстве крупных федеральных объектов.

- Юрий Витальевич, в прошлом году Счетная палата отметила неравномерность исполнения федеральной целевой программы «Развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона»: на 1 сентября 2014 г. исполнение данной программы составляло 23,5%. Какие рекомендации дала Счетная палата дала министерству по развитию Дальнего Востока? От чего зависит равномерное использование средств в течение года и как обстоят дела в первом квартале 2015 года?

- Счетная палата неоднократно указывала правительству на проблему неравномерного исполнения расходов федерального бюджета, в том числе по федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Осенью прошлого года заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по данной теме. По его итогам Минвостокразвития и Минтрансу были даны замечания в части координации работы госзаказчиков ФЦП, а работа Россморречфлота и Росавиации признана неудовлетворительной. Однако говорить о том, что проблема решена, пока не приходится. Для примера - кассовое исполнение ФЦП по состоянию на 1 декабря 2014 года составило 43%, а на 1 января 2015 года уже – 94%. По итогам I квартала 2015 года исполнение составило 1,2 %. Это говорит о том, что проблема равномерного исполнения расходов федерального бюджета по программе до сих пор не решена. Хотя этот фактор имеет ключевое значение в данном регионе, так как сроки зачастую обусловлены природно-климатическими особенностями.

Основная причина проблемы – отсутствие системы управления ФЦП. Минвостокразвития России, как госзаказчик-координатор, пока не предложил новые формы и методы управления, соответствующее положение все еще не утверждено. Мы направляли в Минвостокразвития свои предложения по этому вопросу.

В ДФО в структуре инвестиций в основной капитал доля средств федерального бюджета в 2014 году составила 15,1%. Наиболее значительно она выглядит в Приморском крае - 31,9%, Амурской области - 30,9%, Камчатском крае - 26,9%, Республике Бурятия - 25,9% и Еврейской автономной области - 21,2%.

По расходам наибольшую долю – около 60% - занимает социальная сфера. Как вы понимаете, в условиях дефицитности консолидированных бюджетов макрорегиона (за исключением Сахалинской области) необходимо усилить контроль за федеральными инвестициями в объекты капитального строительства транспортной и энергетической инфраструктуры.

- На основании проведенной экспертизы проекта госпрограммы «Развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона» Счетная палата в середине прошлого года делала заключение, в котором в числе прочего было отмечено, что «целевые значения большинства показателей проекта программы противоречат ее целям, поскольку имеют тенденцию к снижению и не характеризуют выгоды от ее реализации». Например, сокращены значения по численности населения (если в 2015 году на территории макрорегиона проживает - 11,1 млн человек, то к в 2025 году – планируется 10,8 млн человек), показатели, характеризующие изменение структуры ВРП и улучшение уровня жизни населения макрорегиона, отсутствуют. Меняется ли госпрограмма в реальном режиме времени, в соответствии с вашими рекомендациям и предписаниям исполнительным органам власти?

- Счетная палата постоянно контролирует реализацию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В 2014 году результаты экспертизы были представлены в Госдуму и правительство, а результаты контрольного мероприятия – в том числе и президенту России. В Минвостокразвития мы направили представление по выявленным недостаткам. О принятых мерах министерство обязано доложить до 1 июня 2015 года. В правительство доработанная госпрограмма должна быть представлена до 1 октября текущего года.

- 30 марта этого года вступил в силу закон о территориях опережающего развития (ТОР) и объявлены первые ТОРы и инвестпроекты, которые получат господдержку. Вы отмечали, что основными недостатками законопроектов по созданию территорий опережающего развития являются отсутствие необходимых расчетов и обоснований по ряду показателей - по планируемому увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему, объему бюджетных инвестиций, необходимых для создания инфраструктуры этих территорий, а также по необходимой отраслевой специализации этих территорий и регулированию имущественных, градостроительных, земельных и иных правоотношений. Подзаконных актов, регулирующих реализацию этого закона, пока нет. Какое ведомство делает предварительное планирование и несет главную ответственность в случае неэффективного использования бюджетных средств, которые будут выделены на ТОРы?

- Согласно закону о территориях опережающего развития в течение трех лет со дня его вступления в силу ТОРы могут создаваться только на территориях регионов, входящих в состав ДФО, а также в моногородах. По истечении трех лет ТОРы будет возможно создать на всей территории России. Однако уже сейчас в правительстве идет обсуждение поправок в закон, позволяющих создать такие территории в Калининградской области.

Уполномоченный орган по ТОРам в ДФО - Минвостокразвития. Нужные изменения уже внесены в положение о министерстве. Однако они не предусматривают ответственность за достижение целей создания ТОРов в регионах ДФО, и не ясно, каким образом ведомство будет координировать деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, включая институты развития Дальнего Востока, управляющую компанию ТОР и т.д. Соглашений с региональными властями, которые предусмотрены законом о ТОРах, явно недостаточно. А отсутствие указанных положений влечет риски неэффективных расходов государственных средств.

- Возможно, такой же регулярный аудит мог бы достичь положительного эффекта в настраивании механизма прозрачности финансовых бюджетных трат, связанных со строительством космодрома Восточный? Как, на ваш взгляд, можно предотвратить возможность хищений огромных бюджетных средств на таких больших объектах, когда в строительстве задействовано огромное количество подрядчиков, да еще и нормы расходования материалов и бюджетного финансирования завышаются мошенническими способами?

- Механизм прозрачности финансирования капитального строительства создан не вчера, это целая система функционально ответственных юридических и должностных лиц. Пример со строительством космодрома Восточный не единственный. У нас много крупных строек, финансируемых из федерального бюджета, где возможны злоупотребления.

Процесс капитального строительства начинается с проектирования. И уже на этом этапе возможны нарушения. Это – завышение проектных объемов над реально требуемыми, применение излишне дорогих технологий и видов работ, необоснованность сметной стоимости применяемых технологий, материалов, работ и услуг, в том числе через применение завышенных единичных расценок, как в случае со строительством космодрома «Восточный».

Кстати, именно этот аспект Счетная палата проверяла в ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Эти две организации - ключевые в ценообразовании и определении стоимостных показателей всех крупнейших объектов, финансируемых из федерального бюджета.

Конечно, в длительном процессе капитального строительства много звеньев, имеющих коррупционные риски, но их первоисточник - утвержденная смета на строительство. Такие же риски содержит процедура размещения заказа и определения исполнителя. На каждом этапе строительного цикла действуют механизмы приемки, оформления и оплаты выполненных работ. Добросовестность их исполнения – категория субъективная, и должностные лица госзаказчиков несут ответственность за нерациональное использование бюджетных средств.

- Особое внимание руководства страны обращено сейчас на восточный вектор развития России, где формируются основные мегапроекты: газопровод «Сила Сибири», Восточный полигон – реконструкция Транссиба и БАМа, космодром Восточный, строительство ВНХК НК «Роснефть». Большинство этих проектов будет осуществляться при значительной поддержке государства из федерального бюджета. Не лучше ли делать аудит таких проектов на старте, тщательно рассчитывая соотношение вложенных финансов и полученного эффекта, чем потом иметь недофинансированные, не доведенные до завершения строительные объекты и, в некоторых случаях, экономически неэффективные проекты?

- Перечисленные проекты носят стратегический характер, рассчитаны на долгосрочную перспективу и требуют значительных ресурсов, в том числе и государственных средств.

Начиная с 2013 года, федеральный бюджет формируется по программному принципу, то есть четко ориентирован на достижение целей государственной политики. Расходы и меры госрегулирования по названным вами проектам предполагают «программные» расходы на бюджетные инвестиции, субсидии, вплоть до текущего содержания министерств, курирующих данные сферы. По сути, указанные масштабные проекты - неотъемлемая часть госпрограмм.

Принятый в 2014 году закон о стратегическом планировании в Российской Федерации заложил основы координации стратегического управления и мер бюджетной политики. Руководствуясь положениями данного закона, Счетная палата проводит экспертизу проектов госпрограмм. Мы делаем оценку обоснованности и законности разработанных госпрограмм, их соответствия стратегическим целям и задачам государства, а также достижимости результатов и показателей.

Практика проведения экспертизы показывает, что качество госпрограмм во многом определяется уже на начальном этапе работ. Последовательная реализация норм «Закона о стратегическом планировании» и «Закона о Счетной палате» в части экспертизы госпрограмм позволит выявить необоснованные или неэффективные расходы, исходя из соотнесения затрат и результатов, а также с учетом оценки возможных рисков реализации указанных проектов.

- Счетная палата проводила проверки в сфере ЖКХ, в том числе переселения граждан из аварийного жилья в зоне БАМа. Какие нарушения были выявлены? Почему до сих пор эта проблема не решена?

- Мониторинг и контроль состояния дел в сфере ЖКХ – один из основных в деятельности возглавляемого мною направления, а итоги проверок регулярно докладываются на Коллегии Счетной палаты.

Вопрос о переселении граждан из аварийного жилья в зоне БАМа был внимательно рассмотрен в сентябре 2014 года по итогам проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на соответствующие меры в рамках ФЦП «Жилище». Было установлено, что в зоне Байкало-Амурской магистрали, включающей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей, остро стоит проблема расселения граждан не только из жилья, признанного аварийным в установленном порядке, но и из временных построек, приспособленных для проживания в ходе строительства БАМа. Эти постройки сложно назвать жильем. И по закону они таковыми не являются. В них проживают 15,1 тыс. человек, из них около 4,5 тыс. получили временное жилье непосредственно при строительстве БАМа.

Правительство утвердило комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали были предоставлены такие временные жилые помещения. Однако с его реализацией пока есть сложности. Так, в установленные сроки не издан нормативный правовой акт, позволяющий идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье; не завершено формирование списков проживающих во временном жилье в зоне БАМа и оформление соответствующих документов. Увы, работа идет очень медленно. Ее должны были организовать органы власти соответствующих регионов, однако, отсутствие денег и правовая неурегулированность привлечения средств федерального бюджета тормозит процесс.

По мнению Счетной палаты, для решения проблемы переселения граждан из временных сооружений в зоне БАМа необходимо внести изменения в действующее законодательство и нормативные правовые акты Правительства, а также разработать подпрограмму по переселению граждан из временных помещений в рамках действующей госпрограммы или по отдельным мероприятиям ФЦП «Жилище», определив источники финансирования и исполнителей.