Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far Eastern fishermen (not) shared the catch

It smelled fried at the Far Eastern Scientific and Industrial Council. Fried fish. Not yet caught, but already fried, because the industry forum, perhaps, has never been accompanied by such intensity of passions.

A meeting of the Far Eastern Scientific and Industrial Council took place in Vladivostok on April 14-15. This event is annual, but it is impossible to call it a formal meeting, and even more so boring, because it is here that the fishermen of the Far East are told: where and how much fish they can catch, and what is also important - what fishing gear can be used in this case.

Far Eastern fishermen (not) shared the catch
Photo: EastRussia

“Sharing the skin of an unkilled bear” - read uncaught salmon - began long before the FNPS: an information campaign was launched in the media: fishermen, each in their own region, tried to win over the decision maker (the decision-maker), because what quotas to them depend on will allocate how many fish they will catch, and how many people they will provide with work during the fishing season.

And divide, as always, that: the current forecast for salmon production in the current fishing season is 459 thousand tons. More in recent years was only in 2018 and 2019. The catch of pink salmon is officially forecasted at the level of 322 thousand tons, but its positive adjustment is possible - about 50-70 thousand tons more. But who, how much and what will they give to catch? That is the question.

In the Khabarovsk Territory, for example, in the lower reaches of the Amur and the estuary - the so-called "nizovka" - they cannot divide chum salmon and pink salmon, which spawns in the main Far Eastern river and its tributaries, in particular in the Amgun. Most of the controversy is about what regulatory measures to reduce the fishing load: by banning nets, which will hurt the enterprises of Ulchsky and other "upper" regions (that is, located upstream of the estuary), or the number of "passing" days, and this already hits enterprises of the Nikolaev area. Considering the already low volume, and it is allowed to catch no more than 13 thousand tons by all types of fishing, fishermen of Ulchsky and Komsomolsky districts of Khabarovsk Territory seriously fear that villagers will be left without a catch and, accordingly, without earnings. In their opinion, if the conditions are maintained, “as in the previous year,” they will find themselves in the same crisis as in 2020. Due to the small approaches of chum salmon, they could not master the quotas, hired fishermen were left without work, and besides, local enterprises reduced their participation in the "Affordable Fish" program.


Check-in in the Nikolaev area
On the fishing season of 2020, fishermen of the Nikolaevsky district of the Khabarovsk Territory took fish in the traditional way for local fishing - with the help of "races" - special devices that actually block part of the river, and everyone who fish upstream, due to the ban on smooth nets, remained available only a seine net, which fishermen compared to "catching tea leaves in a mug with a toothpick." The fishermen tried to reason with those very decision makers and even wrote a draft policy document entitled "Economic Strategy for Fisheries in the Amur River Basin", in which they tried to take into account the interests of all participants in the process.

Even on the eve of the main meeting of the fishing council, heated debates unfolded at the so-called "working groups", where fishermen working in one industrial zone or on the same river agree in advance what issues and position they will voice during the FNPS. In the group that dealt with the issues of the Amur, among other proposals, there were very cardinal ones: for example, to completely close any salmon fishery on the Amur. Moreover, for several years. As a result, the Khabarovsk Territory took the opposite position, according to which the ban on networks in 2021 is unacceptable.

“We will be a powerful regulator for the volume and passage of salmon so that the spawning grounds are full. In 2021, it is necessary to build work in such a way as to preserve the Pacific salmon, "- the Deputy Prime Minister - Minister of Agriculture, Trade, Food and Processing Industry of the Khabarovsk Territory Alexander Shkurin announced the position of the region at the Far Eastern National Congress.

Earlier in March, Senator from the Khabarovsk Territory Sergey Bezdenezhnykh raised the issue of a complete ban on "races"

“There is such a huge amount of fish that industrialists do not have time to process. And the chum salmon that could reach the spawning ground dies, ”Sergey Bezdenezhnykh explained at a meeting of the Federation Council.

An official decision on fishing on the Amur has not yet been made, the strategy of fishing in the basin of the main Far Eastern river will be considered separately for another week, and this has already become the main surprise and result of the DVNPS.

“It's great that the social aspect has come out on top. The fact is that the original fishing strategy provided for the prohibition of smooth nets for fishing enterprises, and without nets, the enterprises of Ulchi and other "upper" regions will not be able to master the volumes allocated to them, which means they will not be able to fulfill their social obligations, "the meeting participant shared his opinion DVNPS, Chairman of the Association of Fishing Enterprises of Ulchsky and Komsomolsky Districts of Khabarovsk Territory Maxim Bergelya.

Meanwhile, some fishery producers have already been forced to look for alternative ways of earning money. So, in the once settlement-forming fishing collective farm "Memory of Lenin" from the village of Tyr, Ulchsky district, Khabarovsk Territory after the innovations of 2020 - and it was then that they were first forbidden to use floating nets, and offered to fish with the help of seine nets - the fishermen decided to engage in ... animal husbandry. They brought in a small herd - two milk cows, 22 calves, and two dozen rams, which have already given offspring.


Fishing company farm in Tyr

“This is hopelessness! What to do with people? Say - go for a walk ?! Where will he go? They will become poachers, there are no other options. Or leave, but those who could have already left. Over the past 10 years, the village has lost more than 50% of its population. And qualified specialists leave, who are then very difficult to find. Therefore, we keep them, pay their salaries, even when they are not working, "said Viktor Knyazkin, chairman of the Pamyat Lenin RK.

Among other unexpected decisions taken at the current FNPS is a significant reduction in quotas for Sakhalin fishermen. It is predicted that this summer they will be able to catch only 45 thousand tons of "red" fish: 33 thousand tons of chum salmon, almost 10 thousand tons of pink salmon, 1400 tons of sockeye salmon and 450 tons of coho salmon.

“For a long time, the leaders of many coastal Far Eastern regions wondered that in the coastal zone of Sakhalin they were giving such indicators of salmon catch. "Stakhanov's" figures led to a stupor - everyone understood that sooner or later such indicators would lead to the extermination of the herd, "one of the DVNPS participants shared his opinion with EastRussia.

As for other Far Eastern regions, for example, Kamchatka, which is rightfully considered the “fish breadbasket of Russia” (in 2021, it is planned to harvest almost 460 thousand tons of salmon in the Far East, of which 359 thousand tons - in Kamchatka), has approached the DVNPS with another problem: five coastal processing plants have been built here in recent years, thanks to the investment quotas program. This is exactly half of all that have recently appeared in the Far East. The principle is simple: enterprises invest in infrastructure development, as a result: job creation, increase in tax revenues, etc., for which they receive increased quotas. Such a mechanism made it possible to double the catch volumes in 10 years, and the output of finished products on the peninsula increased by about the same amount. But now this program provides for a reduction in the allocated quotas, and in the next 10 years, Kamchatka fishermen may lose a total of about half a million tons: 200 thousand by 2026, and at the second stage, which is also designed for five years - another 300 thousand tons.

“It turns out that those who have already invested in development, took out loans, monitored the market situation, modified production for the production of deep processing products, in fact they say:“ Thank you all, great fellows! But since you did this work on your own, as well as within the first stage of investment quotas, in any case, we will redistribute the resource to those who, in our opinion, need it more, ”he said in interview to the magazine "Fishnews - Fishery News" Chairman of the Kamchatka Salmon Catchers Association Vladimir Galitsyn.



In addition, this year on the main spawning river of the peninsula - Kamchatka - the "Amur principle" will be introduced for the first time: due to a sharp reduction in the salmon stock entering the river for spawning, RPA - fishing grounds and "passing days" were introduced here.

A separate issue that had to be addressed in the course of the FNPS was pollock fishing, in particular, and the long-term strategy for using this type of WBG. Due to the fact that the ports of China, the main consumer of pollock and other WBGs caught by Russian companies, do not accept the domestic catch, the fishermen are faced with the fact that they simply do not know what to do with pollock. Experts say that the Russians cannot eat the entire catch. Other experts claim that they can eat something, but the Far East simply does not have the required amount of refrigeration equipment, so 350 thousand tons of Russian pollock are now stored in the refrigerators of South Korea.

Taking into account the current situation, the Federal Agency for Fishery said that the program for allocating investment quotas will be continued, which will allow increasing refrigeration capacities and developing other necessary infrastructure in a few years.

“It was decided that there will be investment quotas. In the Far East, 20% of investment quotas will be distributed starting from 2023. And for processing plants, perhaps even from 2022, ”said the head of the Federal Agency for Fishery Ilya Shestakov.

However, the figures for the upcoming fishing season can be revised for any Far Eastern region: "science" will monitor the approaches of fish and, if necessary, adjust quotas. Moreover, for the first time it is proposed to do this in the format of videoconferencing sessions.

July 24: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточные рыбаки (не)поделили улов

Жареным пахло на Дальневосточном научно-промысловом совете. Жареной рыбой. Еще не пойманной, но уже жареной, потому что таким накалом страстей отраслевой форум, пожалуй, еще никогда не сопровождался.

Во Владивостоке 14-15 апреля состоялось заседание Дальневосточного научно-промыслового совета. Мероприятие это ежегодное, но назвать его формальным заседанием и уж тем более – скучным – нельзя, ведь именно здесь рыбакам Дальнего Востока говорят: где и сколько рыбы они могут поймать, и что тоже немаловажно – какие орудия лова при этом можно использовать.

Дальневосточные рыбаки (не)поделили улов
Фото: EastRussia

«Делить шкуру неубитого медведя» – читай непойманного лосося – начали еще задолго до ДВНПС: в СМИ развернулась информационная кампания: рыбаки, каждый в своем регионе, пытались склонить на свою сторону ЛПР (лицо, принимающее решение), ведь от этого зависит какие квоты им выделят, сколько рыбы они поймают, и скольких людей они обеспечат работой на период путины.

А делить, как всегда есть, что: текущий прогноз по добыче лосося в нынешнюю путину составляет 459 тыс. тонн. Больше за последние годы было только в 2018 и 2019 гг. Вылов горбуши официально прогнозируется на уровне 322 тыс. тонн, но возможна его плюсовая корректировка - еще порядка 50-70 тыс. тонн. Но вот кому, сколько и чем ловить дадут? Вот  в чем вопрос.

В Хабаровском крае, к примеру, в нижнем течении Амура и лимане – так называемой «низовке» – никак не могут поделить кету и горбушу, которая заходит на нерест в главную дальневосточную реку и ее притоки, в частности в Амгунь. Больше всего споров о том, какими мерами регулирования снижать промысловую нагрузку: запретом сетей, что больно ударит по предприятиям Ульчского и других «верхних» районов (то есть расположенных выше лимана по течению), или количеством «проходных» дней, а это бьет уже по предприятиям Николаевского района. Учитывая и без того низкий объем, а всеми видами ловли разрешено добыть не более 13 тысяч тонн, рыбаки Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края всерьез опасаются, что жители сел останутся без улова и, соответственно, без заработка. По их мнению, если сохранить условия, «как в прошлом году», то они окажутся в том же кризисе, что и 2020-м. Из-за малых подходов кеты они не смогли освоить квоты, наемные рыбаки остались без работы, а кроме того местные предприятия сократили свое участие в программе «Доступная рыба».


Заездок в Николаевском районе
В путину 2020 года рыбаки Николаевского района Хабаровского края брали рыбу традиционным для местного промысла способом – с помощью «заездков» - специальных устройств, которыми фактически перегораживается часть реки, а всем, кто рыбачит выше по течению, в связи с запретом плавных сетей, оставались доступны лишь закидные невода, что рыбаки сравнили с «вылавливанием чаинки в кружке при помощи зубочистки». Рыбаки пытались вразумить тех самых ЛПР и даже написали проект программного документа под названием «Экономическая стратегия рыболовства в бассейне реки Амур», в котором попытались учесть интересы всех участников процесса.

Ещё накануне основного совещания промыслового совета жаркие дебаты развернулись на так называемых «рабочих группах», где рыбаки, работающие в одной промзоне или на одной реке, заранее договариваются – какие именно вопросы и позицию они будут озвучивать в ходе ДВНПС. В группе, которая занималась вопросами Амура, среди прочих предложений были и весьма кардинальные: к примеру, полностью закрыть любой промысел лосося на Амуре. Причем, на несколько лет. В итоге Хабаровский край занял противоположную позицию, согласно которой запрет сетей в 2021 году недопустим.

«Мы будем мощным регулятором по наделению объемов и прохождению лососей, чтобы нерестилища были заполнены. В 2021 году необходимо построить работу так, чтобы сохранить тихоокеанских лососей», - озвучил на ДВНПС позицию региона заместитель председателя правительства - министр сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Александр Шкурин.

Ранее в марте сенатор от Хабаровского края Сергей Безденежных вообще поставил вопрос о полном запрете «заездков»

«Туда попадает такой огромный объем рыбы, который промышленники не успевают обрабатывать. И кета, которая могла бы добраться до нерестилища, погибает», — пояснил Сергей Безденежных на заседании Совета Федерации.

Официальное решение по рыбалке на Амуре еще не принято, стратегию рыболовства в бассейне главной дальневосточной реки будут рассматривать отдельно еще в течение недели, и это уже стало главным сюрпризом и результатом ДВНПС.

«Это замечательно, что на первое место вышел социальный аспект. Дело в том, что изначальная стратегия промысла предусматривала запрет плавных сетей для рыбодобывающих предприятий, а без сетей предприятия Ульчского и других «верхних» районов не смогут освоить выделенные им объемы, а значит не смогут исполнить свои социальные обязательства», - поделился своим мнением участник заседания ДВНПС, председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края Максим Бергеля.

Между тем, некоторые рыбопромышленники уже были вынуждены искать альтернативные пути заработка. Так, в некогда поселкообразующем рыболовецком колхозе «Память Ленина» из села Тыр, Ульчского района, Хабаровского края после нововведений 2020 года – а именно тогда им впервые запретили использовать сплавные сети, а предложили ловить рыбу при помощи закидных неводов – рыбаки решили заняться… животноводством. Завели небольшое стадо - две дойные коровы, 22 теленка, да два десятка баранов, которые уже дали потомство.


Ферма рыболовецкого предприятия в п. Тыр

«Это безысходность! Куда людей девать? Сказать – иди, гуляй?! Куда он пойдет? Они же в браконьеры пойдут, других вариантов нет. Или уезжать, но те, кто мог, уже уехали. За последние 10 лет поселок потерял больше 50 % населения. И уезжают квалифицированные специалисты, которых потом очень сложно найти. Поэтому удерживаем их, платим зарплату, даже когда они не работают», - рассказал председатель РК «Память Ленина» Виктор Князькин.

Среди других неожиданных решений, принятых на нынешнем ДВНПС – значительное сокращение квот для сахалинских рыбаков. Прогнозируется, что этим летом они смогут поймать лишь 45 тыс. тонн «красной» рыбы: 33 тыс. тонн кеты, почти 10 тыс. тонн горбуши, 1400 тонн нерки и 450 тонн кижуча.

«Руководители многих прибрежных дальневосточных регионов долгое время недоумевали, что в прибрежной зоне Сахалина дают такие показатели по вылову лосося. «Стахановские» цифры приводили в ступор – все понимали, что рано или поздно такие показатели приведут к истреблению стада», - поделился с EastRussia своим мнением один из участников ДВНПС.

Что касается других дальневосточных регионов, то, к примеру, Камчатка, которая по праву считается «рыбной житницей России» (в 2021 году на Дальнем Востоке планируется добыть почти 460 тысяч тонн лосося, из них 359 тысяч тонн – на Камчатке), к ДВНПС подошла с другой проблемой: здесь за последние годы, благодаря программе инвестиционных квот, было построено пять заводов береговой обработки. Это ровно половина из всех, что появились недавно на Дальнем Востоке. Принцип простой: предприятия вкладываются в развитие инфраструктуры, как следствие: создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений и т.п., за что и получают увеличенные квоты. Такой механизм позволил за 10 лет удвоить объемы вылова, примерно на столько же увеличился и выпуск готовой продукции на полуострове. Но теперь эта программа предусматривает снижение выделяемых квот и в ближайшие 10 лет камчатские рыбопромышленники могут лишиться суммарно около полумиллиона тонн: 200 тыс. до 2026 года, и на втором этапе, который также рассчитан на пять лет - еще 300 тыс. тонн.

«Получается, тем, кто уже вложился в развитие, брал кредиты, отслеживал ситуацию на рынке, модифицировал производство под выпуск продукции глубокой переработки, фактически говорят: «Всем спасибо, молодцы! Но так как вы делали эту работу самостоятельно, а также в рамках первого этапа инвестквот, мы в любом случае перераспределим ресурс тем, кому он, по нашему мнению, нужнее», - рассказал в интервью журналу «Fishnews - Новости рыболовства»  председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.



Кроме того в этом году на главной нерестовой реке полуострова - Камчатке – впервые внедрят «амурский принцип»: из-за резкого сокращения стада лосося, заходящего в реку на нерест, здесь ввели РПУ – рыбопромысловые участки и «проходные дни».

Отдельный вопрос, который пришлось решать в ходе проведения ДВНПС, это минтаевая путина, в частности, и долгосрочная стратегия использования этого вида ВБР. Из-за того, что порты Китая, основного потребителя минтая и других ВБР, добытых российскими компаниями, не принимают отечественный улов, рыбопромышленники столкнулись с тем, что попросту не знают, куда девать минтай. Специалисты говорят о том, что весь вылов россияне съесть не могут. Другие эксперты утверждают, что съесть-то могут, но на Дальнем Востоке попросту нет нужного количества холодильного оборудования, поэтому 350 тысяч тонн российского минтая сейчас хранится в холодильниках Южной Кореи.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в Росрыболовстве заявили, что программа выделения инвестиционных квот будет продолжена, что позволит за несколько лет нарастить холодильные мощности и развить другую необходимую инфраструктуру.

«Принято решение, что инвестиционные квоты будут. На Дальнем Востоке 20% инвестиционных квот будет распределено начиная с 2023 года. А для перерабатывающих заводов, возможно, даже и с 2022 года», - заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Впрочем, цифры предстоящей путины могут быть пересмотрены по любому дальневосточному региону: «наука» будет следить за подходами рыбы и при необходимости корректировать квоты. Причем, делать это впервые предлагается в формате заседаний по видеоконференцсвязи.

9 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика