Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Far Eastern hectare - all details about the new law - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The Far East hectare goes to the second circle

The Federation Council will review the newly adopted law on the "Far Eastern hectare"

Federal Law No. 119-FZ "On the peculiarities of granting land to citizens by state or municipal property and located in the territories of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District, and on amending certain legislative acts of the Russian Federation" signed by President Vladimir Putin 2 May 2016. The signature of the head of state completed an almost one-and-a-half-year-long epopee with the development of the law, finally, presenting the final form of the implementation of the sensational initiative on the mass involvement of Far Eastern land in circulation.

The Far East hectare goes to the second circle

During the development, discussion and adoption of the law, the document has significantly increased in volume, many norms, as the developers admit, have been redrawn many times. All this time, rather sharp discussions have been going on around the law - is it necessary or not needed, will they take it or not, will there be abuses, and if so, which ones? In some cases, such as, for example, in Yakutia, it came to open protests of citizens, including with pickets in a forty-degree frost. As a recent survey by EastRussia experts showed, the discussions are continuing, the law is “so innovative that so far no one has fully understood it and has not predicted the result.” Moreover, the statement by the speaker of the Federation Council Valentina Matvienko, Made by 18 May, says that the adopted document was not really understood by the legislators themselves: according to her, the senators will analyze the law on the "Far Eastern hectare" adopted earlier and, if necessary, will develop amendments to it.

"A working group has been set up in the Federation Council under the leadership of Vice Speaker Galina Karelova, and we expect that by the end of June she will offer her proposals on the law," Valentina Matvienko quoted RIA Novosti as saying. Matvienko also discussed the law on "Far Eastern hectare" with Deputy Prime Minister, Presidential Envoy to the Far East Yury Trutnev and Head of Minsk Vostok Alexander Galushka. "They admitted that they failed to explain qualitatively all the provisions of the law," she said.

The correspondent of EastRussia in his conversation with the experts tried to understand what factors will primarily influence the success of the new initiative. So, on the whole success experts connect with the fact whether it will be possible to launch the processes of agricultural development of the given out plots. "Obviously, only agriculture will make it possible to involve the sites in a mass order," the EastRussia source shared. "Although the law formally represents a very wide range of uses of land, it is the dynamics of agricultural initiatives that determine the overall result."

“The territory of the Far East can be very selectively judged as suitable for farming. Since its lands for the most part do not go to any comparison, for example, with those possessed by the middle zone of Russia.

According to the UN methodology, only 25% of the territory of the Far Eastern Federal District today is directly suitable for human life, and not for agriculture.

Moreover, most of this territory is located in a rather narrow region of the south of the Far East - in the zone of the Trans-Siberian Railway. In such regions as the Amur and Jewish Autonomous Regions, Primorsky and Khabarovsk Territories, "the Director General of ZAO" International Center for the Development of Regions "told EastRussia Igor Melamed.

“Plots that are suitable for farming are land that has basic infrastructure - electricity and roads suitable for it. If we talk about the possibility of arranging land plots, for this they should already have a social infrastructure in a certain amount - for example, the same water supply and sewage treatment plants, ”explained Igor Melamed.

"Along with the infrastructure, no less important for agriculture is a factor such as natural conditions. Which even in the southern regions of the Far East vary greatly in the territory of their municipal formations. They are relatively good for farming only in those of the municipal districts in the south of the Far East, which are located south of the Trans-Siberian Railway. And even their ideal can not be called. In particular, due to ubiquitous low winter temperatures and often a rather complex relief, including areas with permafrost, "said Igor Melamed.

According to the expert, among the "pilot" municipal districts, in which the distribution of hectares starts already from 1 June, the most attractive are Khankai district of Primorsky Krai, Oktyabrsky district of EAO, Arkharinsky district of the Amur region.

"If we talk about the law itself, now it is difficult to judge what is its main weak point, what are its flaws, and what exactly are the points in it that are not worked out. It will become clear only about the passage of time and, mainly, on the response that its implementation will bring to the inhabitants of the Far East. The only thing that can now be confirmed with certainty is that effective development of land plots is possible only if their owners from the very beginning of the year join in groups for collective processing of land - an area of ​​the order of 200-300 hectares. Since then, in particular, the process of development of its infrastructure, including engineering, will become much easier, "Igor Melamed concluded.

A number of other experts, while in solidarity with Igor Melamed, also note that many problems will occur directly in the system of distribution of land plots in the Far East.

"If we take in aggregate all those pilot municipal districts that are allocated for the allocation of land in the Far East in the first phase of the law, they represent a fairly large area. Another thing is that not all of this territory can be developed for agricultural purposes. In particular, due to insufficiently developed infrastructure, "said the director of the Institute for Regional Studies and Urban Planning of the National Research University" Higher School of Economics " Irina Ilyina.

“In conditions of a generally underdeveloped infrastructure in the Far East, its southern regions of this macroregion are characterized by relatively normal density. At the same time, as in other Far Eastern subjects, in these regions the infrastructure is sufficiently developed only where the population is concentrated in sufficient numbers, as well as in the primary areas. Accordingly, it is here that land plots among citizens will be in the greatest demand. But, given the fact that within the framework of the implementation of the law, it is supposed to provide land plots at a sufficient distance from populated areas, in most cases they will have an underdeveloped infrastructure. And those that are provided to her sufficiently will be disassembled very quickly, ”explained Irina Ilyina.



In her opinion, the main drawback of the draft law is that it involves the allocation of only one hectare of land to a person - a very small area for development on it, in the natural conditions of the Far East, of commercial-oriented production. And, at the same time, excessively large for the conduct of personal subsidiary farming.

The only way out in this situation will be to unite citizens in order to form a relatively large land plot.

Another serious shortcoming of the law, according to her opinion, is that it grants the regional authorities great powers and allows for numerous changes through the submission of applications on behalf of citizens. In particular, the law allows the regional authorities to change the functional or special purpose of the site. These two possibilities, envisaged by law, make it possible to carry out various manipulations by regional authorities.

“If these shortcomings in the law are not eliminated, then its effectiveness will be presented only as very doubtful,” added Irina Ilyina.

She also noticed that very many moments of the process of allocating land plots are still unclear. For example, how will it take into account the different degree of attractiveness of land plots, and, accordingly, the cadastral value. And also, how all the necessary procedures will be observed in the allocation of land and its absolute transparency will be ensured.

“Until practical allocation of land plots begins in the Far East, it is necessary to conduct several studies. At first, assess the extent to which land, including the infrastructure, of those municipal districts in which land plots will be allocated, develop, develop one or another kind of agriculture. Then - determine the whole range of possible uses of this land. After that, develop a mechanism that will ensure maximum transparency of the procedure for allocating land plots themselves, ”concluded Irina Ilyina.

At the same time, many experts draw attention to the fact that in the municipal districts of the Far Eastern regions allocated for the allocation of land plots, by now a large amount of land is in fact used.

“It is wrong to judge the suitability of land for agriculture only by the presence in them of a particular infrastructure. The plot should be assessed in terms of how good its conditions are in general for the development of agriculture in it. And only in particular - a developed infrastructure consisting of a large-scale road network and other numerous facilities ensuring the full development of agriculture, including consulting and supply points, as well as all the necessary facilities required for the functioning of the social sphere. In the case of the Far East, given the local climatic conditions, its good infrastructure is, in many respects, a significant number of objects of land reclamation systems, ”said the associate professor at the Department of Economic and Social Geography of Russia at Moscow State University. Mv Lomonosov Alexander Danshin.

“The most other for agricultural purposes in the Far East are the Amur and Jewish Autonomous Regions, as well as the southern parts of the Khabarovsk and Primorye Territories. But, being favorable for farming, the lands of these territories are, of course, already for the most part used, ”said Alexander Danshin.

He also added that few people today will be interested in the possibility of obtaining only one hectare of land in the Far East. Since a land plot of this size for the implementation of a particular initiative from the field of agriculture is extremely small and is suitable except for the personal arrangement of a person on it. Successful implementation of such initiatives is possible only if citizens start using the option of collective applications. Then it is very likely that many families with many children will go to the Far East.

"When considering the possibility of obtaining a free hectare in the Far East, Russians are more or less aware that by acquiring a land plot, they, together with this, acquire a huge amount of work. And only some of them, who realize this fully, will go for a hectare to the Far Eastern regions, "added Alexander Danshin.

The implementation of the law was discussed at a meeting of Russian President Vladimir Putin with Deputy Prime Minister Yuri Trutnev and Head of the Ministry of Eastern and Eastern Development Alexander Galushka on May 4. The Minister informed the President that, according to the adopted law, for 20 and more citizens, whose areas are located nearby and are located no more than 20 kilometers from the settlement, regional and municipal authorities will assist in arranging the territory, transport and social infrastructures. How many real free sites will be in the system, and what is the real potential of their use, neither the federal nor regional authorities are yet ready to say. However, we are confident that the relevant proposal will be in the system in sufficient quantity to meet the demand of citizens.

EastRussia Help

The implementation of the law will be carried out in stages. Since 1 June 2016, the land will be available on the territory of the "pilot" municipal entities of each entity located in the Far Eastern Federal District, and only residents of the respective regions will be able to do this. From 1 October 2016, the plots will be provided throughout the Far Eastern regions, but only for residents of these RF subjects. And with 1 February 2017, the "Far Eastern hectare" will be available to all citizens of the country.

The following municipalities are the pilot municipalities designated for the allocation of land plots: Khankai district (Primorsky krai), Amursky (Khabarovsk region), Oktyabrsky (Jewish autonomous region), Arkharinsky (Amur region), Neryungri district (Republic of Sakha (Yakutia) District (Magadan Region), Ust-Bolsheretsky (Kamchatka Territory), Tymovsky (Sakhalin Region), Anadyrsky (Chukotsky Autonomous District).

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальневосточный гектар уходит на второй круг

Совет Федерации будет пересматривать свежепринятый закон о «дальневосточном гектаре»

Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подписан президентом Владимиром Путиным 2 мая 2016 года. Подпись главы государства завершила почти полуторагодичную эпопею с разработкой закона, наконец, представив окончательную форму реализации нашумевшей инициативы о массовом вовлечении дальневосточной земли в оборот.

Дальневосточный гектар уходит на второй круг

За время разработки, обсуждения и принятия закона документ существенно увеличился в объеме, многие нормы, как признают разработчики, многократно перекраивались. Все это время вокруг закона велись достаточно острые дискуссии – нужен или не нужен, будут брать или не будут, возможны ли злоупотребления, и если да – то какие? В отдельных случаях – как, например, в Якутии – доходило до открытых протестов граждан, в том числе, с пикетами в сорокаградусный мороз. Как показал свежий опрос экспертов EastRussia – дискуссии продолжаются, закон «настолько новаторский, что пока никто толком целиком его не осознал и не спрогнозировал результат». Более того, заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, сделанное 18 мая, говорит о том, что принятый документ толком не осознали и сами законодатели: по ее словам, сенаторы проанализируют принятый ранее закон о «дальневосточном гектаре» и при необходимости разработают к нему поправки.

«В Совете Федерации создана рабочая группа под руководством вице-спикера Галины Кареловой, мы ожидаем, что до конца июня она предложит свои предложения по закону», — приводит цитату Валентины Матвиенко РИА «Новости». Матвиенко также обсудила закон о «дальневосточном гектаре» с вице-премьером, полпредом президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым и главой Минвостокразвития Александром Галушкой. «Они признали, что не сумели качественно объяснить все положения закона», – сказала она.

Корреспондент EastRussia в разговоре с экспертами попытался понять, какие факторы в первую очередь будут влиять на успех новой инициативы. Так, в целом успех эксперты связывают с тем, получится ли запустить процессы сельскохозяйственного освоения выдаваемых участков. «Очевидно, что только сельское хозяйство позволит вовлечь участки действительно в массовом порядке, – поделился источник EastRussia. – Хоть закон формально представляет очень широкий перечень видов использования земли, именно от динамики сельскохозяйственных инициатив зависит общий результат».

«О территории Дальнего Востока можно очень избирательно судить как о подходящей для ведения сельского хозяйства. Так как его земли в массе своей не идут ни в какое сравнение, к примеру, с теми, которыми располагает средняя полоса России. 

Согласно методологии ООН, только 25% территории Дальневосточного Федерального округа сегодня пригодно непосредственно для жизни человека, а не то, что для ведения сельского хозяйства. 

При этом большая часть этой территории располагается в довольно узкой области юга Дальнего Востока – в зоне Транссибирской магистрали. В таких регионах, как Амурская и Еврейская автономная области, Приморский и Хабаровский края», – заявил корреспонденту EastRussia генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов» Игорь Меламед.

«Пригодные для ведения сельского хозяйства участки – это земля, обладающая базовой инфраструктурой – электричеством и подходящими к ней дорогами. Если же говорить о возможности обустройства на земельных участках, то для этого они уже должны располагать социальной инфраструктурой в определённом объеме – к примеру, тем же самым водопроводом и очистными сооружениями», – объяснил Игорь Меламед.

«Наряду с инфраструктурой, не менее важным для ведения сельского хозяйства является такой фактор, как природные условия. Которые даже в южных регионах Дальнего Востока сильно разнятся на территории их муниципальных образований. Относительно хороши они для занятия сельским хозяйством только в тех из муниципальных районах на юге Дальнего Востока, которые располагаются южнее Транссиба. Да и даже их идеальными назвать нельзя. В частности, из-за повсеместно распространённых низких зимних температур и часто встречающегося довольно сложного рельефа, в том числе участков с вечной мерзлотой», – рассказал Игорь Меламед.

По мнению эксперта, из числа «пилотных» муниципальных районов, в которых стартует раздача гектаров уже с 1 июня, наиболее привлекательными являются Ханкайский район Приморского края, Октябрьский район ЕАО, Архаринский район Амурской области.  

«Если говорить о самом законе, то сейчас сложно судить о том, что является его главным слабым местом, в чем заключатся его изъяны, и какие именно моменты в нём недоработаны. Это станет ясно только про прошествии времени и, главным образом, по тому, какой отклик вызовет его реализация у жителей Дальнего Востока. Единственное, что сейчас можно с уверенностью утверждать, так это то, что эффективное освоение земельных участков возможно только в том случае, если их собственники будут с самого его начала объединяться в группы для коллективной обработки земли – площадью порядка 200-300 гектаров. Так как тогда, в частности, в значительной степени проще станет процесс развития её инфраструктуры, в том числе – инженерной», – подытожил Игорь Меламед.

Ряд других экспертов, будучи с солидарными с Игорем Меламедом, отмечают также еще и то, что многие проблемы будут иметь место непосредственно в самой системе распределения земельных участков на Дальнем Востоке.

«Если брать в совокупности все те пилотные муниципальные районы, которые отведены под выделение земельных участков на Дальнем Востоке на первом этапе действия закона, то они представляют собой достаточно большую территорию. Другое дело, что далеко не всю эту территорию можно осваивать в целях сельского хозяйства. В частности из-за недостаточно развитой инфраструктуры», – отметила директор Института региональных исследований и городского планирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Ильина.

«В условиях повсеместно недостаточно развитой инфраструктуры на Дальнем Востоке,  относительно нормальной её плотностью характеризуются только южные субъекты этого макрорегиона. При этом, как и в других дальневосточных субъектах, в этих регионах инфраструктура развита в достаточной степени только там, где в достаточном количестве сосредоточено население, а также в примагистральных зонах. Соответственно, именно здесь и будут пользоваться наибольшим спросом земельные участки у граждан. Но, учитывая тот факт, что в рамках реализации закона предоставлять земельные участки предполагается на достаточном удалении от населенных пунктов, то в большинстве случаев они будут обладать слаборазвитой инфраструктурой. А те, что обеспечены ей в достаточной степени, разберут очень быстро», – пояснила Ирина Ильина.

По её мнению, главным недостатком законопроекта является то, что он предполагает выделение человеку только одного гектара земли – участка совсем небольших размеров для развития на нём, в природных условиях Дальнего Востока, коммерческо-ориентированного производства. И, в то же время, чрезмерно большого для ведения личного подсобного хозяйства. 

Единственным выходом в данной ситуации будет объединение граждан с целью сформировать относительно крупный земельный участок.

Другим серьёзным недостатком закона, согласно её мнению, является то, что, он предоставляет региональным властям большие полномочия и допускает совершение многочисленных изменений посредством подачи заявлений от лица граждан. В частности, закон позволяет властям регионов изменять функциональное или целевое назначение участка. Эти две возможности, предусматриваемые законом, делают вероятным осуществление разнообразных манипуляций региональными властями.

«Если данные недостатки в законе не будут устранены, то его эффективность будет представляться не иначе как очень сомнительной», – добавила Ирина Ильина.

Она также заметила, что сейчас остаются непонятными очень многие моменты процесса выделения земельных участков. К примеру, как будет учитываться при нем различная степень привлекательности земельных участков, а, соответственно, и кадастровая стоимость. А также каким образом будут соблюдаться при выделении земель все необходимые процедуры и обеспечиваться его абсолютная прозрачность.

«До тех пор, пока на Дальнем Востоке не начнется практическое выделение земельных участков, необходимо провести несколько исследований. Сначала оценить насколько позволяют земли, и в том числе, инфраструктура, тех муниципальных районов, в которых будут выделяться земельные участки, развивать тот или иной вид сельского хозяйства. Затем – определить весь спектр возможных целей использования этой земли. После чего – разработать механизм, который обеспечит максимальную прозрачность самой процедуры выделения земельных участков», – заключила Ирина Ильина.

Вместе с тем, многие эксперты обращают внимание на тот факт, что в муниципальных районах дальневосточных регионов, отведенных для выделения земельных участков, уже к настоящему времени большое количество земель по факту используется.

«Неправильно судить о пригодности земельных участков для ведения сельского хозяйства только по наличию в них той или иной инфраструктуры. Оценивать участок следует с точки зрения того, насколько хороши в целом его условия для развития в нем сельского хозяйства. И только в частности – развитая инфраструктура, складывающаяся из масштабной дорожной сети и других обеспечивающих полноценное развитие сельского хозяйства многочисленных объектов, в том числе консультационных и снабженческих пунктов, а также всех необходимых объектов, требующихся для функционирования социальной сферы. В случае Дальнего Востока, учитывая местные климатические условия, его хорошая инфраструктура – это, во многом, значительное количество объектов мелиоративных систем», – уточнил доцент кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Даньшин.

«Наиболее других для сельскохозяйственных целей на Дальнем Востоке подходят Амурская, и Еврейская автономная области, а также южные части Хабаровского и Приморского краев. Но, являясь благоприятными для ведения сельского хозяйства, земли этих территорий, разумеется, уже большей частью используются», – отметил Александр Даньшин.

Он также добавил, что мало кого сегодня заинтересует возможность получения только одного гектара земли на Дальнем Востоке. Так как земельный участок такого размера для воплощения той или иной инициативы из области сельского хозяйства крайне мал и подходит разве что для собственного обустройства на нем человека. Успешно воплощать такие инициативы возможно только в том случае, если граждане начнут пользоваться опцией коллективных заявок. Тогда весьма вероятно, что на Дальний Восток поедет немало многодетных семей.

«При рассмотрении возможности получить бесплатный гектар на Дальнем Востоке, россияне в той или иной степени осознают, что, приобретая там земельный участок, они, вместе с этим, обзаводятся огромным объёмом работы. И только некоторые из них, кто осознают это в полной мере, поедут за гектаром в дальневосточные регионы», – дополнил Александр Даньшин.

Вопросы реализации закона обсуждались на встрече президента России Владимира Путина с вице-премьером Юрием Трутневым и главой Минвостокразвития Александром Галушкой 4 мая. Министр проинформировал президента о том, что согласно принятому закону для 20 и более граждан, чьи участки расположены рядом и находятся на расстоянии не более 20 километров от населенного пункта, региональные и муниципальные власти окажут содействие в обустройстве территории, в том числе для создания объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Сколько реально подобных свободных участков окажется в системе, и каков реальный потенциал их использования, ни федеральные, ни региональные власти пока сказать не готовы. Однако уверены, что соответствующее предложение будет в системе в достаточном количестве, чтобы удовлетворить спрос граждан.

 

 

Справка EastRussia

Реализация закона будет происходить поэтапно. С 1 июня 2016 года землю можно будет получить на территории «пилотных» муниципальных образований каждого субъекта, расположенного в ДФО, причем сделать это смогут только жители соответствующих регионов. С 1 октября 2016 года участки будут предоставляться на всей территории дальневосточных регионов, но только для жителей этих субъектов РФ. А с 1 февраля 2017 года «дальневосточный гектар» смогут получить все граждане страны.

Пилотными муниципальными образованиями, определёнными для выделения земельных участков, являются следующие муниципалитеты: Ханкайский район (Приморский край), Амурский (Хабаровский край), Октябрьский (Еврейская автономная область), Архаринский (Амурская область), Нерюнгринский район (Республика Саха (Якутия), Ольский район (Магаданская область), Усть-Большерецкий (Камчатский край), Тымовский (Сахалинская область), Анадырский (Чукотский автономный округ).