Поделиться
Дальний Восток будет платить за тепло по новой модели
Поделиться

«Альтернативная котельная» в корне меняет структуру рынка – рост тарифов может превысить инфляцию

Модель «альтернативной котельной» внедряют на Дальнем Востоке. Речь идет о новой системе тарифообразования, когда населенные пункты заключают договор с единой теплоснабжающей организацией и входят в ценовую зону теплоснабжения. В этой зоне тарифы могут расти выше уровня инфляции исходя из формулы «индекс потребительских цен плюс проценты». Как сообщают в минэнерго, деньги пойдут на восстановление жилищно-коммунальной системы, которая пришла в кризисное состояние за последние 60 лет. Несмотря на то, что на западе России реформа реализуется с 2018 года и уже принесла положительный эффект, у нее нашлось немало как сторонников, так и антагонистов. Доводы «за» и «против» рассмотрела редакция EastRussia.

pixabay.com

В ценовой зоне

Ранее «Русгидро» сообщило, что определены пилотные населенные пункты в ДФО, где будет действовать новый метод расчёта тарифов на тепло. Это Благовещенск, поселок Прогресс и село Чигири в Амурской области. Ведется соответствующая работа в Биробиджане, на очереди – Якутск. Рассматривается целесообразность применения модуля «альтернативная котельная» во Владивостоке. На VI Восточном экономическом форуме правительства республики Саха (Якутия), Приморского края и ПАО «Русгидро» заключили соглашения о сотрудничестве по модернизации систем теплоснабжения в регионах.

Реформа тарифообразования регламентируется законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Как поясняют в Минэнерго, кризисное состояние жилищно-коммунальной системы в России требует экстренных мер. Более 60 лет назад СССР выстроил развитую инфраструктуру централизованного теплоснабжения в городах. За последние 30 лет советское наследие устарело - показатели надежности, качества и энергоэффективности теплоснабжения значительно снизились.

Новая модель в корне меняет структуру рынка. Центральной фигурой на нем становится единая теплоснабжающая организация (ЕТО), которая заправляет в единой ценовой зоне, где устанавливается «предельный уровень цены на тепловую энергию». ЕТО выполняет функцию единого окна для потребителей, обеспечивает загрузку наиболее эффективных мощностей, отвечает перед властью за работу всей системы и принимает на себя инвестиционные обязательства. В новый тариф закладываются капитальные затраты на модернизацию теплоисточников, то есть строительство «альтернативных котельных» оплачивают потребители. По данным Минэнерго, предельный рост цены для потребителей тепловой энергии на Дальнем Востоке укладывается в формулу «не выше чем индекс потребительских цен + 2 %». Эксперты называют диапазон роста 2-6% в год сверх инфляции. Тариф формируется на 5-10 лет и более.

«Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее, зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства альтернативного источника теплоснабжения. Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства + затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты, необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная, и получается стоимость 1 Гкал. Эту цену можно узнать с помощью специального калькулятора на сайте Минэнерго», - сообщает ПАО «Т Плюс» - одна из первых ЕТО в России.

Предельный тариф

Предельный уровень цены на тепловую энергию по закону устанавливает орган тарифного регулирования региона. Однако это не означает, что потребитель обязательно будет платить максимум. Сделать тариф меньше предельной цены – можно. Больше – нельзя.

Кроме того, поясняют в «Т-плюс», закон предполагает понижающий коэффициент, который уменьшает предельный уровень цены на тепловую энергию. Этот коэффициент устанавливается по договоренности ЕТО и власти муниципалитета и прописывается в соглашении между ними в тех случаях, когда предельный уровень цен на тепло, рассчитанный в рамках новой модели рынка тепла, выше действующего тарифа.

Размер понижающего коэффициента закрепляется в соглашении. И ЕТО не может продавать дороже цены, рассчитанной с учетом этого коэффициента.

До того момента, пока цена не дойдет до предельного уровня, тариф будет расти в соответсвии с графиком, утвержденным губернатором региона (это может быть инфляция плюс несколько процентов). После того, как цена достигнет предельного уровня, она будет ежегодно изменяться только на уровень инфляции – не больше. 

В случае, если утверждённый предельный уровень «альткотельной» выше текущего уровня тарифов, цена на тепло будет заморожена и сохранится на этом уровне на несколько лет.

Эксперимент по внедрению новой модели начинался в 2018 году с города Рубцовска в Алтайском крае. Правительство региона и Сибирская генерирующая компания (СГК) подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Окончательно новый метод тарифорегулирования закрепили распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева.

На примере Рубцовска хорошо видно, что ожидает регионы, пожелавшие присоединиться к реформе (по закону участие в проекте добровольное). СГК занял место структурного подразделения Рубцовские тепловые сети Барнаульской тепломагистральной компании, которое до того управляло тепловым хозяйством. СГК создает АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс» — РубТЭК. Формируется новая команда управленцев во главе с руководителем Максимом Нововым.

Инвестор принимает на себя обязательства вложить до 1,7 млрд в тепловой комплекс муниципалитета и увеличивает объем финансирования ремонтной программы на объектах генерации и тепловых сетях Рубцовска в 1,5 раза. Последние отопительные сезоны в городе, который считался самым проблемным в части коммунальной инфраструктуры, прошли без нареканий, отмечают в компании.

В 2018-2020 гг к реформе присоединились Барнаул, Красноярск, Канск заключившие соглашения с СГК, Линево (Сибирская тепло-энергетическая компания (ООО «СибТЭК»), Прокопьевск (ООО «Теплоэнергоремонт»), а также Оренбург, Самара, Владимир, Ульяновск, Новокуйбышевск, Медногорск (ПАО «Т Плюс»). В минэнерго ожидают, что в ближайшие 5-15 лет суммарный объем инвестиций в тепловое хозяйство этих населенных пунктов составит около 92 млрд рублей.

Пионеры реформы на Дальнем Востоке

Что касается Дальнего Востока, как отмечают в Минэнерго, крупнейшим производителем тепловой энергии в регионе является ПАО «Русгидро». Оно и возьмет на себя функции ЕТО.

«Для систем теплоснабжения на Дальнем Востоке характерны такие проблемы, как высокий износ тепловых сетей, ежегодный рост повреждений на тепловых сетях, отсутствие источников инвестиций, отсутствие возможности подключения новых потребителей. В настоящее время прорабатывается возможность применения модели «Альтернативной котельной» в пилотных регионах ДФО», - сообщает пресс-служба ведомства.

В ряды пилотов вошли город Нерюнгри и поселок Чульман в Республике Саха (Якутии). Ожидается, что новые тарифы позволят привлечь в эти населенные пункты 3,77 млрд рублей инвестиций.

Город Благовещенск и поселок Прогресс в Амурской области могут привлечь до 4,60 млрд рублей. Также к реформе присоединится Биробиджан, где пока рассчитывается объем инвестирования.

Конечно, дальневосточников интересует, как изменятся тарифы с введением новой модели. Об этом говорит опыт регионов-пионеров реформы.

Например, вот как меняются цены на тепловую энергию в ценовой зоне Барнаула (данные АО «Барнаульская генерация»)

период

январь 2019

июль 2019

январь 2020

июль 2020

январь 2021

июль 2021

октябрь 2021

январь 2022

июль 2022

январь 2023

максимально разрешенная цена 1 Гкал в рублях

1897,98

2007,76

2007,76

2129,09

2129,09

2129,09

2256,11

2256,11

реальная цена 1 Гкал в рублях

1827,32

1897,98

1897,98

1991,52

1991,52

1882,46

2105,44

2105,44

2228,88

2228,88

В июле 2021 года тариф даже опускался, однако потом был пересмотрен в сторону повышения. Директор Алтайского филиала СГК Игорь Лузанов объяснил, что «власти оперативно внесли изменения в правила расчета стоимости тепловой энергии для ценовых зон», так как прежний метод оказался неэффективным и не окупал затраты поставщиков. Итого на 1 октября 2021 года тариф в Барнауле составил 2105,44 руб./Гкал. По словам Лузанова, с июля 2020 года он вырос на 5,7%.

В Рубцовске на 1 января 2021 года реальная стоимость гигакалории составила 2187,40 рублей, а на 1 октября 2021 года – 2266,42 рублей. Это ниже предельной цены, на 1 октября установленной в размере 2 425, 76 руб./Гкал.

Спасти тепловое хозяйство

И здесь надо сказать, что состояние теплового хозяйства во многих населенных пунктах ДФО действительно находится в критическом состоянии. Износ тепловой инфраструктуры превышает среднероссийские показатели на 15-20%, многие тепловые станции построены еще в 30-50 гг.

«По нашей информации, во Владивостоке износ теплоцентралей достигает 90% по отдельным районам. Особенно остро стоит проблема в Первомайском районе», - рассказал глава МУПВ ВПЭС Олег Титов.

Со слов экспертов, проблема достигла таких масштабов, что за счет государственного сектора и частных компаний в условиях стандартного тарифообразования ее не решить. Например, у альткотельной много общего с концессиями, но концессии работают фрагментарно с отдельными элементами теплового комплекса - банки неохотно кредитуют это направление, а инвесторы обычно выбирают другие, более перспективные ниши.

«Концессии - неплохой механизм, но основной инструмент концессионера – денежные средства. Если они дорогие, могут возникнуть сложности. С учетом процентных ставок, которые предлагают банки, компания получит миллиард в кредит, а отдаст два с лишним миллиарда, и лишняя нагрузка ляжет на потребителя. Но потребитель не должен переплачивать в два раза. Приемлемой суммой я считаю 3% в тариф», - говорит руководитель КГУП «Примтеплоэнерго» Владимир Малюшицкий. При этом он добавляет, что в Приморье есть и положительные примеры, когда расходы инвестора минимизируются за счет технологий – например, в Фокино переход с мазута на газ позволил сократить издержки концессионера ООО «Интеллектуальные коммунальные системы Фокино».

Сегодня концессия и механизм альткотельной дополняют друг друга. Компании могут выбирать тарифообразование по новой модели, которая подразумевает, что тариф устанавливается надолго, и все производители тепла будут снабжать потребителей по единой цене. Соответственно, организации ЕТО для банков – более желанные клиенты и могут рассчитывать на лучшие условия кредитования, чем обычные концессионеры.

Тепловой удар - доводы против

В то же время у реформы нашлось немало противников среди органов власти, участников рынка и научной общественности. Антагонисты усмотрели в новой модели монополизацию и устранение конкуренции с далеко идущими негативными последствиями. Например, член Объединенного ученого совета СО РАН Валерий Стенников считает, что «необоснованный рост тарифов и создаваемая монопольная структура управления теплоснабжением не стимулируют предпринимательскую инициативу и конкуренцию за потребителя, которые способствовали бы снижению издержек и повышению эффективности производства».

«Введение монопольной структуры ЕТО в таком виде устраняет органы государственной власти и органы местного самоуправления от управления теплоснабжением, очень важной и социально напряженной сферы, во многом определяющей энергетическую безопасность России. Основная социальная функция государства полностью перекладывается на частные компании», - считает эксперт.

По его словам, частная компания в статусе ЕТО принципиально не может быть публичной, открытой и прозрачной. При этом она будет диктовать свои условия по обслуживанию на вверенной ей территории. «По сути, ЕТО наделяется безграничными правами без каких-либо обязанностей: определяет цены производителей; устанавливает предельные цены», - отмечает Валерий Стенников.

Среди возможных последствий он называет уход потребителей из систем централизованного теплоснабжения с возрастанием нагрузки на оставшихся абонентов и даже перенос предприятиями производственных мощностей за рубеж из-за высоких энерготарифов.

«Перераспределение затрат в сторону тепловой энергии временно улучшит ситуацию ТЭЦ на электрическом рынке, однако по сути не изменит ее. Рассогласованность этих рынков будет возрастать, снижая эффективность участия ТЭЦ в производстве электрической энергии и вытеснения их с этого рынка, превращая в котельные. Монополия ЕТО не позволит развиваться независимым производителям тепловой энергии и приведет к свертыванию их деятельности», - перечисляет эксперт.

В Бурятии против реформы выступили республиканская служба по тарифам (РСТ) и отдельные депутаты. «Значительная часть городов и населенных пунктов России, в том числе Забайкальский край, не планируют переход в ценовую зону теплоснабжения и на регулирование по методу альтернативной котельной. Согласно представленным расчетам, тариф на тепловую энергию на 2022 год составит 2475 руб/Гкал с НДС, это на 18,5% выше действующего тарифа в Улан-Удэ», - сообщали в РСТ. Война затихла после визита полпреда Юрия Трутнева, который в рамках рабочей поездки поддержал переход Улан-Уде в ценовую зону теплоснабжения.

Неизбежно добровольно

Между тем уже известны планы «Русгидро» с учетом «альтернативной котельной» на Дальнем Востоке. Среди них – увеличить мощности Нерюнгринской ГРЭС за счет строительства новых энергоблоков на 450 МВт. Также планируется построить вторую очередь Якутской ГРЭС-2 мощностью 160 МВт/200 Гкал/ч.

«В модернизацию трех энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС будет вложено более 5 млрд рублей в течение четырех лет», - сообщает пресс-служба «Русгидро».

До 2035 года «Русгидро» планирует инвестировать 14 млрд рублей в ремонт изношенных теплосетей и котельных Дальнего Востока.

По данным Минэнерго, на территориях, где модель «альтернативная котельная» действует с 2018-202- года, уже есть эффект от дополнительно привлеченных инвестиций. В 2020 году суммарный объем инвестиций СГК в различные проекты модернизации составил 12 миллиардов рублей.

«За 10 лет планируется вложить в систему теплоснабжения Красноярска, который переходит с 2021 года на метод алькотельной, — около 15 миллиардов рублей», - сообщает СГК.

Что касается пионера коммунальной реформы Рубцовска, «за несколько лет СГК сумела провести модернизацию всей системы теплоснабжения города, который еще недавно находился на грани коммунальной катастрофы», - комментируют в компании.

Отметим, что уже 26 муниципалитетов в 15 регионах страны перешли на модель «альтернативной котельной». По данным минэнерго, планируется, что к 2024 году в ценовую зону теплоснабжения войдут 35 регионов, к 2035 году – 65. За счет притока инвестиций количество аварий на теплоисточниках и тепловых сетях должно сократиться до 5%. Доля выработки ТЭЦ в комбинированном цикле вырастет на 33% к 2024 году.

Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов