Дальний Восток не спешит становиться круизным
22.05.2018 06:25
Миллионный туристический трафик Японского моря спотыкается об инфраструктуру
Перед крупнейшими прибрежными субъектами Дальнего Востока - Приморьем, Камчаткой, Сахалином, - поставлена задача развивать круизный морской туризм. Об огромном круизном потенциале региона рассуждают уже давно: еще на первом международном Тихоокеанском туристском форуме (ТТФ) в 2014 году эксперты констатировали и плачевное состояние причальной инфраструктуры, и неспособность портов принимать и обслуживать крупнейшие круизные лайнеры, и затянутую процедуру с прохождением паспортного контроля. Насколько привлекательны дальневосточные города для туристов-круизников, разбиралось EastRussia.
newsvl.ru, Любовь Хмелевская
УГЛУБЛЕНИЕ НА ГОДЫ
На ТТФ-2018, прошедшем во Владивостоке с 17 по 20 мая, стало ясно, что проблемы с привлечением туристов круизных лайнеров на Дальний Восток остаются теми же, что и четыре года назад, хотя кое в чем дело сдвинулось с "мертвой точки". Например, в 2016 году власти обещали к 2017-му завершить процедуры углубления дна у причалов №1 и №2 во Владивостоке. В этом году анонсировано завершение работ уже к 2019 году. Стоит отметить, что на этот раз дело скорее всего будет сделано: некоторые операторы лайнеров новейшего класса Quantum вместимостью более 5 тыс. пассажиров, говорят в краевой администрации, уже запланировали заходы во Владивосток с сентября 2019 года. Проект дноуглубительных работ в порту города, сообщили в «Росморпорте», уже проходит государственную экологическую экспертизу.
Из всех городов Дальнего Востока Владивосток – лидер приема круизных туристов: в 2017 году на 15-ти лайнерах в город приехали 13 тыс. иностранцев (всего город за год посетило 640 тыс. туристов из других стран), а после завершения процедуры дноуглубления город сможет принимать около 950 тыс. гостей. На 2018-й год запланировано уже 25 заходов в порт Владивосток. Радоваться можно, но не слишком: города-порты Японского моря в странах АТР уже давно принимают миллионы круизных пассажиров.
- В мае этого года мы приняли крупнейший лайнер из когда-либо заходивших во Владивосток, - говорит генеральный директор ООО «Интермарин Круиз Ферри Менеджмент» Игорь Глухов. – Это Costa Serena вместимостью 3700 пассажиров. В июне будем принимать еще один лайнер около 4 тыс. человек. Могу сказать, что мы практически установили рекорд: прием крупного лайнера по трудозатратам сравним с проведением форума. Однако во Владивостоке скорость прохождения паспортного контроля оставляет желать лучшего. Дело в том, что туристы с круизных лайнеров в городе на ночь пока что не остаются. Приходя утром, лайнеры задерживаются в порту на 8-10 часов, из которых порой более трех уходят на прохождение контроля. О каком качественном отдыхе и трате денег здесь можно говорить? Городу необходимо увеличение количества пунктов прохождения паспортного контроля на вокзале, а также больше специальных парковочных мест для туристских автобусов - до 50, - и больше квалифицированных гидов и переводчиков.
Хуже дела обстоят на Сахалине: здесь инфраструктура порта Корсаков, на который распространен режим свободного порта Владивосток (СПВ), до сих пор позволяет обслуживать лайнеры только на рейде. Современный пункт пропуска, проще говоря «морвокзал», который должен обеспечить оперативный государственный контроль не менее 2,5-3 тысяч пассажиров в сутки, здесь собираются строить уже несколько лет: в 2016-м власти объявляли о намерении, в 2017-м – о поиске места, а в 2018 на ТТФ о точных сроках начала строительства так и не рассказали.
Тем не менее, вместе с возведением морвокзала на Сахалине собираются проводить и дноуглубительные работы. Общая стоимость проекта – около 1,9 млрд рублей. Средства на условиях возврата может выделить «Корпорация развития Сахалинской области». Напомним, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» заключило соглашение с подрядчиком ООО «Роксан Глобал» о проектировании и строительстве морвокзала еще в 2016 году. При хорошем раскладе, как сообщало руководство порта, подрядчик обещал завершить строительство уже к концу 2017-го, - однако воз и ныне там.
В 2017 году в Корсакове побывали более 18 тыс. туристов с девяти лайнеров круизных компаний Princess Cruises и Costa Cruises. В 2018 году город смогут посетить примерно такое же количество круизных гостей. При этом число заходов на Сахалин не растет, а наоборот, падает: еще в 2014 году в Корсаков заходили 19 лайнеров с количеством пассажиров около 23 тыс. человек.
По словам ведущего советника отдела туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области Ивана Шевченко, уменьшение не связано с тем, что туристам не интересен Сахалин. Дело в том, что компании Princess Cruises и Costa Cruises приняли решение перебросить свои лайнеры на другие круизные маршруты.
- 70% наших гостей - это жители Японии, - говорит Иван Шевченко. - Понятно, что эти иностранцы неравнодушны к Сахалину, к его истории. Поэтому мы организовываем для них экскурсии по культурным памятникам, сохранившим национальную культуру Японии, по краеведческим музеям, местам путешествия Антона Чехова. И, само собой, Горный воздух. Мы собираемся адаптировать этот курорт и под летнее время: там есть канатная дорога, по которой можно проехаться и посмотреть Южно-Сахалинск сверху. Остальные гости нашей области - это жители Республики Корея и Китая. Турпоток из этих стран не так уж высок.
В порту Петропавловска-Камчатского к 2018 году для более оперативного приема «круизных» гостей реконструировали морской вокзал, а также провели модернизацию портовой инфраструктуры, в том числе причалов, что позволило увеличить количество заходов пассажирских лайнеров: в 2018 году их запланировано уже 15. Однако и здесь крупные суда класса могут обслуживаться только на рейде, а о необходимости процедуры дноуглубления хотя и говорится, но только в «среднесрочной перспективе на ближайшие годы». Тем не менее, «Росморпорт» уже объявил тендер на проект дноуглубления в порту Петропавловск-Камчатский с начальной ценой заказа чуть более 15,7 млн руб.
- Нам многого удалось достичь за годы развития круизного туризма, но и предстоит сделать немало, - говорит руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Елена Стратонова. - Конечно же, о скорейшей возможности приема лайнеров-пятитысячников речи пока не идет. Однако стоит отметить, что Камчатский край и не ставит перед собой целей развития массового туризма. Для нас важнее не количество туристов, а качество их отдыха, хотя и первое, безусловно, тоже многое значит для нас.
"КОЛЬЦО" НЕ ЗАМЫКАЕТСЯ
Самый желанный, но пока еще не раскрытый потенциал Дальнего Востока в плане круизного туризма – это морской маршрут в рамках единого государственного бренда «Восточное кольцо России». Данный проект подразумевает создание морских туристических маршрутов по портам нескольких субъектов Дальнего Востока – Владивостока, Камчатского края, Сахалинской области, а при самом смелом раскладе – и Чукотки. Однако пока что проект простаивает.
- На фоне постоянно растущего круизного трафика в Азии (круизный туризм в АТР занимает второе место по степени развитости в мире, уступая лишь Карибскому бассейну.– EastRussia) Дальний Восток находится на начальной стадии развития, - говорит гендиректор Владивостокского морского терминала Валерий Нагорный. – Вопрос взаимодействия между круизными портами и городами региона и правда уже довольно давно стоит на повестке дня. Я слышу и высоко оцениваю предложения по созданию деловой сети между круизными портами. Подобные схемы хорошо реализуются в Европе, у нас есть примеры Ассоциации балтийских портов, а также средиземноморских портов.
Эксперты прогнозируют, что к 2020 году в Азии общий поток круизных туристов составит 7 млн человек. Трафик увеличится также за счет европейцев и американцев, которые уже сейчас направляют свои интерес на Восток: крупные компании этих стран снимают свои лайнеры с местных линий и направляют их в Азию. По словам спикеров форума, на этом фоне Владивосток хорошо смотрелся бы в качестве идеального транзитного порта.
- Каждый из туристов уже сейчас тратит в среднем около 100 долларов в день на покупки во Владивостоке, что хорошая сумма, - говорит Игорь Глухов. - Так что все вложения в инфраструктуру портов быстро окупятся, нужно только успеть сделать все вовремя.
Однако туристов интересует не только Владивосток: по словам Ивана Шевченко, со стороны Японии есть спрос на круизную линию по портам Сахалина, ведь кроме Корсакова их там несколько, в том числе Холмск. Такая линия действовала на Сахалине во времена СССР, а потом сошла на нет из-за политических процессов. Между тем, если и возобновлять такую линию, необходимы колоссальные вливания в инфраструктуру: современных морвокзалов нет ни в одном порту Сахалина. И дело не только в состоянии портов, но и в малой привлекательности нестоличных городов области: они бедны на зрелища и дороги на приличную городскую инфраструктуру.
Любовь Хмелевская
Теги: