Поделиться
Дальний Восток оставляют без электронной визы
Поделиться

С 2021 года не останется ни одного аэропорта ДФО для въезда по упрощенному механизму

Правительство России утвердило список погранпунктов, через которые с 1 января 2021 года можно будет пересекать границу по электронной визе. В него вошли 29 погранпунктов, однако там нет ни одного дальневосточного аэропорта — только железнодорожные пункты Пограничый и Хасан в Приморском крае, а также морской в Владивостоке и Зарубино. Таким образом, федеральная инициатива, которую раньше называли одной из самых успешных в ДФО, прекращает свое действие.

pixabay.com

РАЗНАЯ СТАТИСТИКА

С 1 января в России заработает единая электронная виза. Она будет однократной, ее действие рассчитано на 16 суток после въезда в Россию. Пересечь границу турист сможет в течение 60 календарных дней после оформления такой визы. Авторы законопроекта, указывая эти сроки, обосновывали их тем, что средний срок пребывания иностранцев крайне редко превышает десять суток в туристических целях, а чаще он составляет не больше недели.

В соответствии с законом, перечень пунктов перехода границы, в которых действует электронная виза, определяется отдельным постановлением Правительства. Такое постановление было издано 23 октября 2020 года за номером 2741-р. В нем 29 пунктов по всей стране: восемь автомобильных, 14 воздушных, два железнодорожных, четыре морских и один пешеходный пункты пропуска. В списке – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Краснодар, Казань, Самара, Красноярск, – и ни одного аэропорта ДФО.

По информации Минвостокразвития, действие электронной визы распространялось на пункты пропуска: Владивосток (Кневичи), Петропавловск-Камчатский (Елизово), Благовещенск (Игнатьево), Хабаровск (Новый), Южно-Сахалинск (Хомутово), Анадырь (Угольный), Чита (Кадала) и Улан-Удэ (Байкал). Кроме того, в Сахалинской области, Приморском и Камчатском краях электронная виза работает в морских пунктах пропуска. В Приморье – также железнодорожные пункты пропуска «Пограничный», «Хасан», «Махалино», автомобильные пункты пропуска «Полтавка» и «Турий Рог».

В соответствии с новым законом, электронные визы, оформляемые в рамках отдельных «экспериментальных» зон для въезда через пункты пропуска на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербург и Калининградскую область, можно оформлять до 31 декабря 2020 (далее их заменяют единой электронной визой). При этом электронные визы в эти «экспериментальные» регионы, выданные до 31 декабря года, должны быть оформлены на срок действия не позднее 3 февраля 2021 года включительно.

Сравнив два перечня погранпереходов, в которых действует «старая» и «новая» электронные визы, нетрудно посчитать: Дальний Восток почти полностью выводится из-под действия данного механизма, из всего макрорегиона тут только два морских порта в Приморском крае (Владивосток и Зарубино), ж/д пункт в Пограничном и, наверное, самое главное – ж/д погранпереход на границей с КНДР (Хасан).

В Минвостокразвития еще этим летом отмечали, что упрощенный порядок прибытия в дальневосточные регионы пользуется популярностью у иностранцев для туристических и деловых поездок.

«До введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и закрытия границ иностранные граждане успели воспользоваться электронной визой более 144,2 тыс. раз. Чаще всех таким способом в дальневосточные регионы прибывали жители Китая, Японии и Индии. Наибольшей популярностью у них пользовались Приморский и Хабаровский края, а также Сахалин», — заявляли в ведомстве.

   

СПРОС РАСТЕТ

Процедура выдачи электронных виз в ДФО действует с августа 2017 года. В начале этого года перечень список стран, граждане которых могут посещать Дальний Восток по упрощенной схеме, расширился с 18 до 53, что еще раз доказало востребованность механизма.

«Механизм доказал свою востребованность, а прошлый год стал рекордным — количество выданных электронных виз увеличилось почти в три раза по сравнению с 2018 годом Дальний Восток стал еще более открытым для иностранных туристов, стало намного проще приехать инвесторам», — отмечал глава Минвостокразвития Александр Козлов.

Глава комитета развития туризма Приморского краевого отделения «Опоры России», член регионального отделения Российского союза туриндустрии Дмитрий Павлов рассказал EastRussia, что запрос на электронные визы действительно увеличивается ежегодно, но на фоне общего потока иностранцев (в первую очередь из КНР) составляет менее 10%. Однако, по его словам, эта сфера бизнеса постепенно адаптируется и под такого рода услугу.

«Турбизнес Владивостока традиционно занимается групповым приемом. Также считают и китайские фирмы, которые отправляют туристов. И зачастую иностранцы, которые оформляют электронные визы, не обращаются в турфирмы и приезжают самостоятельно. Но с развитием туристской инфраструктуры, бизнес подстраивается и под тех, кто приезжает по электронной визе, оказывая услуги и им», — отметил Дмитрий Павлов.

Туристические компании, в свою очередь, указывают на то, что отнюдь не все иностранцы приезжали именно по электронной визе: самый простой в оформлении и наиболее дешевый документ, как утверждают в отрасли, не пользовался действительно заметной популярностью. Представитель Российского союза туриндустрии Валентина Асеева считает, что определенные неудобства новый формат получения въездных бумаг доставит разве что поклонникам круизных путешествий.

«Если мы возьмем статистику по Хабаровскому краю, например, то увидим: не такой большой процент туристов въезжают в регион по электронной визе. Те, кто совершают круизы на теплоходах и берут экскурсионные туры, — для них это может иметь значения. А для Дальнего Востока в целом, я думаю, это не так сильно ударит по туристической отрасли. Действительно большого спроса на электронную визу на Дальнем Востоке не было: если к нам кто-то и приезжает, то это в основном туристы по спискам, по бизнес-визам», — объяснила Валентина Асеева.

Практическая оценка туркомпаний заставляет задуматься: действительно ли возможный отказ от электронной визы пройдет незамеченным, или же представители сферы услуг сами игнорируют этот документ, чтобы предлагать клиентам более выгодные для себя варианты оформления въездных документов. Ведь в случае с электронной визой туристу не нужно посредничество агентства, а значит, и комиссию «помощникам» платить не нужно. По этой же причине турагентства могут просто не учитывать самостоятельных туристов и указывать свою статистику по въезду с помощью электронной визы. Да и 144 тыс. человек – цифра внушительная, и ее стоит учитывать.

 

ШАНС ДЛЯ ВОСТОКА

Недавно на заседании правительственной комиссии по развитию туризма в России обсуждалась возможность включить в перечень погранпунктов, через которые можно будет пересекать границу России по электронной визе, Сочи и Владивосток. Предложения о дополнении перечня пунктов пропуска МИД России, МВД, ФСБ, Минтранс, Ростуризм совместно с заинтересованными органами исполнительной власти регионов должны представить до 1 февраля 2021 года – напомним – в это время существующая «дальневосточная» электронная виза действовать уже не будет.

В Приморье и в других регионах ДФО, надеются, что нововведения в федеральный закон не окончательны и в скором времени могут последовать дополнения. Сейчас турпоток на Дальний Восток и так снижается на фоне пандемии, а электронная виза сможет немного улучшить положение дел.

По словам начальника отдела аналитической работы и организации туристической деятельности министерства культуры Хабаровского края Валентины Неретиной, турпоток, в том числе деловой, по ДФО уменьшился из-за коронавирусных ограничений: если с 2017 по 2019-й год в Хабаровский край въехали от 46 до 70 тыс. иностранцев, то в 2020 году уже почти полгода планка не сдвигается с отметки в 10 700 человек.

«Что касается утвержденного перечня пограничных пунктов пропуска в России, мы знаем — он не окончательный. По этому поводу недавно было отдельное заседание соответствующей правительственной комиссии: список могут и, вероятно, будут расширять с учетом и эпидемиологической ситуации в том числе. Мы, профильное ведомство в Хабаровском крае, со своей стороны также держим руку на пульсе и будем лоббировать включение наших точек перехода в распоряжение Кабмина», — подчеркнула Валентина Неретина.

На расширение перечня надеются и на Сахалине. Там считают, что электронная виза в будущем поможет улучшить положение туротрасли региона после пандемии.

«Пока рано давать оценку, как коснется введение электронной визы по всей России непосредственно островного региона, в связи с тем, что перечень пунктов пропуска, указанный в распоряжении, не окончательный. Он будет дополняться новыми погранпунктами по мере их оснащения необходимым техническим оборудованием. К сожалению, информацией о планах технического переоснащения необходимым оборудованием пропускных пунктов в Сахалинской области министерство не обладает. В целом, сегодня из-за пандемии посещение туристами Сахалинской области ограничено, прямого сообщения с другими странами нет и иностранных туристов тоже практически нет. Отрасль туризма в регионе, как и по всей стране, сильно пострадала и на ее восстановление, по оценке экспертов, потребуется более двух лет», — прокомментировал ведущий советник министерства туризма Сахалинской области Иван Шевченко.

Не откажутся от такой визы и в Амурской области. Там, в силу специфического географического положения (Китай расположен через реку), подавляющее большинство туристов — китайские граждане из провинции Хэйлунцзян, для которых действует безвизовый режим. Туристы просто проходят таможню и гуляют в Благовещенске по набережной. Электронная виза сделает к таким гостям ближе приезжих из других стран — визу им хоть и придется оформлять, но сделать это будет намного проще и быстрее, чем с обычной.

Если власти регионов пролоббируют и отстоят открытие пунктов пропуска в аэропортах Сочи и Владивостока, другим субъектам ДФО будет проще пройти по так называемой проторенной дорожке и восстановить статус-кво. Пока же, выгоднее всего в этой ситуации себя чувствуют туристические компании. Теперь у них появилась еще одна мотивация предлагать иностранным гостям более дорогие визовые продукты — формально более надежные, поскольку речи об их «редактировании» не было.

Анна Ленская Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов